Идеи марии монтессори кратко. Принципы педагогической системы М

МАРИЯ МОНТЕССОРИ: «ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»

Если вы, родители, с содроганием вспоминаете командный голос своей воспитательницы в детском саду, учеников, ходивших по кругу на школьных переменах, и ратуете только за индивидуальный подход в воспитании, то педагогика Марии Монтессори сразу вас подкупит.

Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870— 1952), первой женщины-врача в Италии, известно всему миру. Она создала особую методику воспитания детей, которую сегодня изучают во всех педагогических вузах. В России все больше детских садов осваивает эту зарубежную методику, которая обеспечивает больший эффект, чем традиционная.

На фоне провалов традиционных методов образования сегодня в мире возродился интерес к Монтессори. Ее понимание внутреннего мира ребенка и ее идеи помощи в форми-ровании всесторонне развитой личности кажутся новыми и значимыми сегодня. Метод Марии Монтессори включает Детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

Сама Мария Монтессори свой метод коротко называла «помощью жизни». В этом смысле он не имеет никакого отношения к многочисленным методикам раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша. В современном понимании эта задача не отличается от задачи воспитания, под которым понимают целенаправленное создание условий для развития человека.

➠ Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде». Он заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, подталкивает его к самостоятельному решению задач. Все это предлагается в игровой форме — специально оборудованная комната, где находится множество специальных игровых пособий, соответствующих возрасту детей.

Монтессори-педагогика подразумевает равноправные отношения между взрослыми и детьми. Семье в процессе вос-питания ребенка, по данной системе, отводится главная роль. Если семья принимает позиции системы, то ребенок быстро адаптируется к системе Монтессори (детский сад, школа) и чувствует себя комфортно.

Если вы будете воспитывать своего ребенка по системе Марии Монтессори, то у вашего ребенка появятся:

Любовь к порядку и работе;

Способность к спонтанной концентрации;

Любовь к тишине и индивидуальной работе;

Способность действовать по своему выбору;

Самодисциплина и послушание;

Независимость и инициатива;

Радость как критерий, указывающий на правильно выбран-ный путь развития.

Если, хорошо все взвесив и подумав, вы решили отдать своего ребенка в школу Монтессори, знайте, что в основе метода Монтессори лежат три кита: ребенок, подготовленная окружающая среда и учитель. В центре стоит ребенок, в отличие от традиционной школы, где центром является учитель.

— Дети! Все быстро сели за столики, взяли карандаши и рисуем грибок!

— А можно я буду рисовать яблочко?

— Яблочко дома с мамой будешь рисовать, а тут я сказала — грибок, значит, грибок!

Вряд ли вы, родители, услышите что-то подобное в классе Монтессори, так как здесь все основано на индивидуальном подходе к каждому малышу.

Педагогика Марии Монтессори не признает повелительного наклонения в отношениях с детьми , не торопит развитие маленького человека, предоставляя ему учиться и развиваться самостоятельно, согласно внутренним ритмам и потребностям, в отличие от традиционных методик. Она позволяет ребенку проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности.

Ребенку предоставляют свободу в выборе занятий. Он сам выбирает материал, с которым хотел бы работать, и сам решает, что именно он будет из него делать. Малыш может потратить на свои занятия столько времени, сколько захо-чет. При этом краткое двух-, трехминутное обучение обра-щению с выбранным материалом воспитатель или учитель обязательно проводит с каждым подопечным индивидуально. Ребенок может упражнять свои чувства свободно и спон-танно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Малыш также учится сам находить ошибки и исправлять их. Это приучает его к деловитости и точности с ранних лет, что очень полезно для его внутренней организации.

➠ Метод Монтессори создает условия для возникновения в ребенке любви к учению и исподволь внушает устойчивые мо-тивации для продолжения учебы.

Огромное внимание уделяется обучению детей навыкам самообслуживания, так как ребенок, умеющий ловко зашнуро-вать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Бытовые упражнения по обслуживанию себя и других в классе Монтессори — это одна из частей подготовленной среды. На одном из родительских собраний кто-то из родителей испуганно вскрикнул: «Вы им и ножницы даете? Даже взрослый человек порою может себя поранить». Это так, но этих родителей и вас никто не учил обращаться с острыми предметами. Перед тем как взять в руки ножницы, они и вы не могли потренироваться на разных пинцетах и зажимах. А дети из класса Монтессори могут. Так же как могут выйти из этой зоны и перейти в зону сенсорного материала или математики, языка, космоса. Все это они делают в индивидуальном темпе, когда созреют сами, а не тогда, когда учитель построит их и по-ведет на занятие.

Учитель определяет зоны ближайшего развития ребенка и предлагает ему войти туда, взяв новый материал, но окончательный выбор за малышом.

Детям очень важно быть самостоятельными. Не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку. Мамам легче помыть самим, а вот учитель в Монтессори-группе, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается, и даст ребенку попробовать это сделать самостоятельно.

➠ Итак, что является самым важным для вас, родители, главное в системе Монтессори — не пособия, не методики. Главное — это ваш ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одно-го систему обучения. И Монтессори в своей методике предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься в развивающей среде, созданной педагогами.

Для вас, родители, в методике Монтессори основной плюс — это то, что она «нормализует» поведение ребенка, чтобы он мог полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребенка:

Способность к концентрации внимания;

Чувство собственного достоинства;

Самостоятельность;

Самомотивация;

Привычка к порядку;

Удовольствие от повторения;

Способность к самостоятельной работе;

Самодисциплина;

Стремление к свободе выбора;

Удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания;

Послушание;

Предпочтение работы игре;

Любовь к познанию.

➠ Мария Монтессори доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной пе-риодизации. К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

К трем годам ребенок овладевает очень сложными языковыми навыками. В тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта. В период от трех до ше-сти лет ребенка можно назвать «строителем самого себя»: он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до девяти лет) он становится на позицию исследователя окружающего мира.

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870-1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране. Остановимся подробнее на ценностных установках и педагогических принципах данной системы.

Ценностные установки и педагогические принципы системы Монтессори

Главная ценность воспитания в системе Монтессори - это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, - сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности - это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Однако свободу М. Монтессори понимала не как простой стихийный процесс, а как возможность иметь собственную цель, как возможность выбрать цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Характерно, что в педагогике Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной «концентрации». Воля как психологическое качество развивается путем усиления направленности на какой-либо предмет и путем ограничения посторонних импульсов, отвлекающих от решения поставленной задачи.

В развитии детской воли Монтессори выделяет три стадии, три ступени. Первая из них - повторение одних и тех же действий, что часто наблюдается у детей раннего возраста. В этом, с точки зрения Монтессори, проявляется «концентрация» ребенка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребенку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять. Ощутив свою независимость и автономность в движениях, ребенок поднимается на вторую ступень развития воли, когда он начинает сознательно выбирать самодисциплину, может принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Достигнув стадии самодисциплины, ребенок в развитии своей воли подходит к следующей ступени, когда возникает стремление к послушанию, которое, естественно, становится следствием развития свободной воли ребенка.

Этот момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, - это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя - не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.

Таким образом, главные ценности воспитания в системе Монтессори - индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания состоит в том, чтобы предоставить ему полную свободу и самостоятельность, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.

Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду. М. Монтессори внесла выдающийся вклад в дошкольную педагогику, так как разработала и создала именно такую среду, центром которой является специальный дидактический материал. Главное обучающее воздействие в этой системе как бы передано дидактическому материалу, который обучает и воспитывает у ребенка ценные качества, а также защищает его от сложных и опасных воздействий взрослого мира, сама Монтессори называла созданную ею среду «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне», «местом духовного отдыха». Рассмотрим основные особенности развивающей среды, созданной М. Монтессори.

Что такое метод Монтессори?
Основной принцип - побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Девиз педагогов Монтессори: “Помоги мне это сделать самому”.
Смысл целей поставленных при воспитании ребёнка, по методу Марии Монтессори: самостоятельность, уверенность в себе, уважение к другим, приучение к порядку и трудолюбие – СВОБОДА. Но, как не раз обращала внимание сама Мария «Свобода – это не дикое «ХОЧУ И ЖЕЛАЮ», это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и других».



Задача взрослого – организовать условия для возможности ребёнка, самостоятельно, с раннего детства вступить на собственный уникальный путь развития, реализовать свою ПРИРОДУ.
Понимая это, доктор Монтессори разработала специальную среду – Монтессори класс. Приоткроем занавес и окунёмся в уникальную атмосферу Монтессори класса.
…Легкие маленькие стулья, креслица, столики, за которыми могут работать от одного до троих детей, и которые дети сами могут переносить. Материал для занятий «дидактический материал», как его называет Монтессори хранится в длинных низеньких шкафах, расположенных вдоль стен комнаты так, что дети сами могут открывать их и класть в них учебные пособия. Посуда, которою дети пользуются при еде, такова, что дети сами могут ее мыть, подавать и убирать в порядке дежурств. Домашние работы и «житейские упражнения» входят в программу занятии. Мария Монтессори создала среду, в которой дети должны быть сами хозяевами и работниками.


Однако этот социальный и жизненно-практический момент стоит все же на втором плане. «Цель воспитания, — по выражению Монтессори, - развивать силы», и этой целью определяется всецело характер того «дидактического материала», которым преимущественно заняты дети и который составляет, несомненно, центр всей системы Монтессори. Описание этого материала не входит в нашу задачу, тем более что ознакомиться с ним возможно, лишь увидав его на деле или по крайней мере прочтя его подробное описание в книжках самой Монтессори. Мы здесь ограничимся только уяснением общего духа «дидактического материала».
Доктор Монтессори дифференцирует различные чувства, при чем для каждого из них в отдельности подбирает соответствующий материал, упражнения с которым способны развить его до максимальной степени. Так для развития тактильного чувства служат наборы гладких и наждачных дощечек, карточек и разных материй. Термическое чувство развивают набором металлических чашечек, наполненных водою различных температур. Барическое (чувство тяжести) - набором одинаковых по размеру, но разных по весу деревянных дощечек.


Для развития стереогностического чувства (ощупывания) Монтессори пользуется набором геометрических фигур. Соответствующим образом воспитываются глазомер и чувство формы и цвета. Слух развивается с помощью набора, состоящего из двух рядов по 13 колокольчиков и 4-х молоточков (распознавание тонов)…. Исходя из той мысли, что задача воспитания - развитие всех сил человека, Монтессори не оставляет без внимания и чувство вкуса и обоняния: для развития их служат наборы разных порошков и жидкостей. Для каждого чувства подбирается специальный материал, и это изолированное упражнение отдельного чувства усугубляется еще особым «методом изолирования»: так например слуховые, тактильные и термические упражнения происходят с повязкой на глазах, т. е. при выключении чувства зрения и т. д.



Аналогичным образом протекает воспитание движений, в значительной мере сводящееся к упражнению участвующих в разных двигательных процессах мускулов: кроме системы специально разработанной гимнастики для этого служат упражнения с застегиванием и расстегиванием пуговиц, шнурованием, специальная гимнастика дыхания. Воспитание умственной деятельности, с точки зрения метода Монтессори, есть не что иное, как сочетание восприятия с моторными процессами, сводится к комбинированному упражнению органов чувств и двигательных процессов: сюда относятся «уроки номенклатуры», связанные с упражнением с геометрическими вкладками (обучение форме и цветам) и усложняемые наблюдением окружающей среды под руководством учительницы, игра с вырезанием геометрических фигуp, рисование по разработанной системе (штриховка черная, затем цветная и т. д.), лепка, игры с наименованием цветов и их оттенков и т.д

.

Все это завершается упражнениями, имеющими целью своей введение в арифметику (упражнения с цифрами, «уроки с нулем», упражнения на запоминание цифр), и наконец кульминируется в приобретшем особую известность методе обучения чтению и письму.
Основная задача учителя по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.


Монтессори в мире

Началом истории развития метода Монтессори метода в мире заслуженно считают 1907 год. Именно в этом году, 6-го января,


в Итальянском городе Сан – Лоренцо, открылась первая школа Монтессори «Дом ребенка» («Casa dei Bambini»). Здесь Марии Монтессори представилась возможность широко применить на практике результаты своих первых наблюдений и опытов, проверить правильность сделанных выводов.
Уже к 1909 г. стало ясно, что осуществленный Монтессори эксперимент оказался успешным. С этого времени её яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. В это время слава доктора Монтессори переходит за границы Италии. Из Испании, Голландии, Англии и Швеции начинают приезжать учителя, чтобы познакомиться с её методикой.


В течение нескольких лет Мария Монтессори много путешествует по Европе, выступает в США, Южной Америке, Азии. Везде, где она была, возникали детские учреждения, работающие по её методу.

В короткий срок метод Монтессори распространился по всему миру.
В 1929 году Мария Монтессори вместе с сыном Марио основывает Международную Монтессори Ассоциацию AMI (Association Montessori International) в Амстердаме (Нидерланды).
С 1960 года в городе Гринвич (США) начинает работать Американское Монтессори Общество - AMS (American Montessori Society).
В мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори, только в Голландии их более 200-х.

В США, в Европе, Азии работают специальные фабрики, выпускающие её дидактические материалы.


Одна из Монтессори школ в Индии «Сити-Монтессори» в 2013 году была официально признана самой большой в мире и занесена в Книгу рекордов Гиннесса. На сегодняшний день в этой школе обучается около 47 тысяч учеников.


Монтессори в России

Первые сведения об успехах метода Монтессори дошли до России ещё в 1910 году, но достаточно полно российская педагогическая общественность смогла ознакомится с системой Марии Монтессори в 1913 году, когда вышел в свет русский перевод главного ее труда под заглавием «Дом ребенка. Метод научной педагогики».


Книга сразу привлекла внимание своей оригинальностью и прикладной направленностью. Вокруг идей, изложенных в ней, развернулись горячие споры. Осенью этого же года в Петербургском университете, а потом и в Педагогическом музее состоялась презентация дидактического материала Монтессори, который получил восторженные отклики большинства посетителей.
Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России сделала Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943). Энергично взявшись за дело, она уже в октябре 1913 г. создала при одной гимназии маленький детский сад, работавший по системе Монтессори. Двадцать лет она неустанно пропагандировала метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ М. Монтессори. В 1914 г., пробыв месяц в Италии, Ю.И. Фаусек еще больше укрепилась верой в правоту того дела, за которое взялась.

На базе сада Ю.И. Фаусек было создано в 1916 г. «Общество свободного воспитания (метод Монтессори)», при котором были открыты курсы по ознакомлению с ее системой. В результате в России открылись сразу несколько детских садов Монтессори: два – в пос. Лесном (близ Петрограда), их руководительницы ездили в Нью-Йорк и купили дидактический материал; один сад - в провинции, в г. Кириллове Новгородской губернии. Были открыты специальные сады при Попечительстве о бедных и Народном доме графини Паниной.
Несмотря на объективные трудности, вызванные войной и революцией, Ю. И. Фаусек оставалась верной своему делу и весной 1917 г. создала в Петрограде детский сад Монтессори, который устоял среди потрясений гражданской войны. В 1922-1923 гг. его посетили четыреста семьдесят пять делегаций, в основном провинциальных педагогов и даже крестьян, живо интересовавшихся системой. Несмотря на полемику вокруг этой системы и ее критику, дети с увлечением занимались с Монтессори-материалами и поражали своими успехами в развитии. Это и было главным аргументом пропаганде метода.

Постепенно в России начинает возникать все больше садов Монтессори. В Москве – «Кельнский дом» на Девичьем поле (руководитель А.А. Перроте), сад под руководством А.П. Выготской, сад для глухонемых детей Н.П. Соколовой; дом в Вятке, а также четыре детских сада в Тифлисе, в которых преподавала ученица Монтессори. При Институте дошкольного образования в октябре 1923 г. открылся «Научный кружок по методу Монтессори», в котором было впервые предпринято научное изучение возможностей и путей использования метода в отечественных условиях.
Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками.

С конца 1980-х – начала 1990-х гг. Монтессори - движение переживает второй этап – период возрождения. Второй период можно разделить на два этапа. Первый этап – до конца 1990-х гг. – восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России начала XX в. Это этап «движения вширь». С конца 1990-х гг. начинается второй этап – «движение вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьёзные учебные пособия. На этом этапе назрела необходимость сравнительных экспериментальных исследований эффективности системы Монтессори на российской почве.
Летом 1991 г. педагог и журналист «Учительской газеты»

Е.А. Хилтунен и голландский учитель Э. Ван Сантен подписали договор о сотрудничестве. Планировалось открытие детских садов, семинаров для педагогов и организация производства Монтессори - материалов в России.
Власти также не остались в стороне от набирающего силу Монтессори - движения. В первой половине 1990-х гг. Министерством образования РФ и Министерством образования и наук Нидерландов подписан Меморандум о сотрудничестве в гуманитарных областях, на основании которого был разработан проект «Метрополис». В рамках проекта осуществлялось сотрудничество голландских специалистов с педагогами Волгограда, Красноярска, Москвы и Череповца.
Первыми посланцами России на зарубежных Монтессори - курсах стали Е. Хилтунен и М. Сорокова.
В 1992 г. по инициативе Д.Г. Сорокова, М.Г. Сороковой, К.Е. Сумнительного и С.И. Сумнительной был создан Московский Монтессори - центр, который проводил работу в разных направлениях. Преподавателями курса были как отечественные, так и зарубежные специалисты. С российской стороны читали лекции и проводили семинары кандидаты и доктора наук М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова, Р.В. Тонкова-Ямпольская.
В настоящее время в России, более тысячи групп в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори, проходит множество семинаров и конференций, как всероссийского, так и международного масштаба. Идёт серьёзная работа по более глубокому изучению метода Марии Монтессори, и использованию полученных теоретических знаний на практике.


Биография Марии Монтессори

…Мария Монтессори…

Почему для нас так интересна биография этой Великой Женщины?
Познать любой метод невозможно не зная историю его создания, история создания - это история создателя. В нашем случае это Мария Монтессори.
Надеемся этот небольшой экскурс в биографию доктора Монтессори, поможет вам глубже понять мотивы и обстоятельства появления этой уникальной методы развития ребёнка.

Мария родилась в провинциальном итальянском городке Кьяравалле 31 августа 1870 года. Семья Монтессори была довольно обеспеченной, а поскольку Мария была единственным ребёнком в семье, родители сделали всё возможное, чтобы дать ей хорошее образование. Мечтой юной девушки была профессия детского врача, и по окончанию гимназии, Мария поступает на медицинский факультет Римского университета, через два года она получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину.
Важно понимать, что Европа в то время была далеко ещё не так демократична и эмансипирована, как сейчас. Каких-то сколь бы то ни было высот, тем более в науке, женщине достичь было просто невозможно. Но даже такие, казалось бы, непреодолимые препятствия не смогли остановить Марию на пути к МЕЧТЕ.
И в 26 лет Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной врачом. Уже тогда известная своими передовыми взглядами, доктор Монтессори стала работать ассистенткой профессора в университетской психиатрической клинике.

Именно работая в этой клинике, каждый день, наблюдая за детьми с ограниченными умственными возможностями, изучая труды по детской психологии и педагогике Итарда/ Itard, Jean Marie-Gaspard (1775- 1838), и Сегена/ Seguin, Edouard - (1812 1880), Мария пришла к удивительному выводу: проблемы умственно отсталых детей - это не МЕДИЦИНСКИЕ, а ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. И решать их нужно не в больнице, а в школе. С этого момента судьба Марии Монтессори сделала крутой поворот. Доктор Монтессори становится директором Ортофренической школы, в которой учились дети с задержкой в развитии. Уже через год многие её ученики научились читать, писать и сдали экзамены наравне со здоровыми сверстниками.
Помимо психологии и педагогики Марию Монтессори привлекала антропология, главным образом, вопросы эволюционного развития человека - природные факторы, влияющие на умственное развитие ребёнка.

Мария Монтессори 1908 год

В 1904 году Мария возглавила кафедру антропологии в Римском университете. Именно в этот период она разрабатывает столь популярные сейчас Монтессори - материалы, формулирует основы своей собственной педагогики, работает над новой методикой обучения детей письму и чтению.
В начале XX века в Европе было время больших социальных экспериментов. В Риме было решено модернизировать рабочий квартал Сан - Лоренцо. Руководитель проекта Эдуардо де Саламо предложил Монтессори взять на себя руководство образовательной частью проекта. Она согласилась, так как давно чувствовала необходимость опробовать свой метод обучения на здоровых детях.
7 января 1907 года в Сан - Лоренцо открылся первый «Дом Ребёнка».
60 ребятишек, семьи которых поселились в новых домах, собрались в большой комнате, ставшей прообразом современного класса Монтессори. Результаты, полученные Марией Монтессори, превзошли все её самые смелые ожидания. Она бросила всё: лекции в Университете, профессорскую практику, хорошие заработки, ради нового, неизведанного, но влекущего к себе дела - создания новой педагогической системы свободного саморазвития детей.

Удивительно, с какой быстротой известие о методе Монтессори разнеслось по всему миру. Педагоги из Англии, Франции, России, Америки, отправлялись к Марии, получить бесценный опыт новой методики. В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», и её сразу перевели на 20 языков мира. Доктор Монтессори стала не только гордостью Италии, но едва ли, ни самым известным педагогом планеты. Мария Монтессори прожила жизнь в нескончаемой борьбе за права ребёнка. Она называла свой метод - методом научной педагогики и считала, что любые практические действия, теории, модели могут строиться только на глубоких знаниях о развивающемся человеке.
В 1950 году Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета, и она была выдвинута на международную Нобелевскую премию.
Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвейке, Голландия.
Свидетельством Мирового признания Марии Монтессори стало решение ЮНЕСКО в 1988 году, о включении её в четвёрку педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Антон Макарено и Мария Монтессори.


ТЕРМИНОЛОГИЯ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ

Сензитивные (как принято в психологии и педагогике) или сенситивные (термин из медицинской практики) периоды - периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. В эти периоды предпочтительно развиваются те или иные качества и психологические особенности человека. Сензитивные периоды присуще абсолютно всем детям и проходят безвозвратно. В Монтессори-педагогике известна сензитивность детей до 6 лет. Иногда путают сензитивность и периоды развития ребенка

Монтессори материалы - средства развития детей (дидактические пособия), отобранные Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми. Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребенка, а также имеющие ряд особенных характеристик, таких как изоляция сложностей, контроль ошибок и др. Все пособия внешне привлекательны, изготовлены, как правило, из натуральных материалов высокого качества. Главная задача - стимулирование индивидуального развития ребенка. В ходе работы (игры) с материалом в ребенке формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению.

Монтессори-педагогика - научная педагогическая система воспитания и образования детей в возрасте до 12 лет, разработанная врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870-1952). В настоящее время существует международная система подготовки педагогов, работающих с детьми разных возрастных категорий (от 0 до 3, от 3 до 6 и от 6 до 12 лет) в рамках научной педагогики Монтессори.

AMI (Association Montessori International) - Международная Монтессори Ассоциация, основанная в 1929 году самой М.Монтессори и ее сыном Марио. Долгое время ее генеральным секретарем являлась внучка М.Монтессори Ренильда. Штаб-квартира находится в Амстердаме (Нидерланды). Курирует сеть курсов по подготовке Монтессори-учителей. Готовит и утверждает Монтессори-тренеров. Проводит педагогические советы Ассоциации, где обсуждает и утверждает изменения в методике, исходя из наблюдений за детьми, воспитывающимися в системе Монтессори.

AMS (American Montessori Society) - Американское Монтессори Общество - огромная организация, которая занимается продвижением Монтессори-образования в мире. AMS начало свою деятельность в 1960 г. в Гринвиче, сейчас распространяет свое влияние на шесть континентов.
AMS имеет свои собственные стандарты и критерии аккредитации монтессори образования. AMS-подход в Монтессори характеризуется адаптацией системы Монтессори к реалиям сегодняшнего дня, к различным менталитетам детей и учитывает развитие современных технологий.

Нормализация - процесс максимальной оптимизации развития ребенка, в ходе которого устраняются отклонения в его развитии девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребенка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

Впитывающий ум (абсорбирование) - природное свойство ребенка от рождения до шести лет спонтанно воспринимать, фиксировать, запоминать впечатления (сигналы, информацию) извне с помощью всех органов чувств и преобразовывать их в свой личный опыт по приспособлению к окружающей среде и формированию своей личности.

Концентрация - способность к непрерывной, интенсивной работе с одним дидактическим материалом.

Подготовленная среда - такое окружение ребенка во всех его аспектах, со всеми его субъектами и отношениями, которое предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития. Это понятие включает в себя целый ряд психолого-педагогических (учет сензетивности, гуманистических тенденций и т.д.) и организационных аспектов (наличие определенного дидактического материала, подготовленного педагога и т.д.). Полноценная подготовленная среда может быть создана только в условиях обучающего учреждения.

«Взрыв» в обучении - спонтанный процесс перехода количества опосредовано накопленных знаний в новое качество. Например, « взрыв письма». В результате развития руки и мускульной памяти (с помощью ряда упражнений) ребенок обретает способность правильно писать буквы.

Сенсорные материалы - предназначены для выстраивания интеллекта ребенка. Первоначальной задачей является утончение чувств, построение пар (шумящие коробочки и т.д.) и последовательных рядов в группе однородных предметов (розовая башня, коричневая лестница)). Умение упорядочивать и классифицировать является основой интеллектуальной деятельности.

Круг групповое занятие (занятие на линии), содержащее обязательно конкретную проблему, задачу, обучающий момент. Круги имеют прямую и косвенную цели, материал, презентацию, возможность контроля и коррекции ошибки, направлены на определенные сензитивные периоды. Круг – это «место организации мышления и сознания».

СОЗДАНИЕ ДОМА МОНТЕССОРИ-СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЕНКА 3-6 ЛЕТ

Считается, что в возрасте 3-6 лет ребенок “создает себя сам” и ему не стоит мешать. Ребенок осознает себя в социуме и учится многим взрослым вещам. Среда Монтессори от 3-х лет заключается в создании 5 зон:


Зона 1: Упражнения в практической жизни
Зона 2: Сенсорное развитие
Зона 3: Математическая зона
Зона 4: Языковая зона
Зона 5: Зона «космоса»


ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Это материалы, способствующие развитию навыков ухода за собой: чистка зубов, уборка, мытье посуды, стирка, чистка одежды и обуви, завязывание шнурков и так далее. Если у родителей есть возможность приобрести специальный Монтессори-материал для занятий – это хорошо. В специализированные наборы, как правило, входят следующие вещи: рамки с застежками всех видов, наборы посуды, наборы щеток и тазиков, прищепки, емкости для пересыпания и переливания, губки, тряпочки, совок и веник. Набор предметов, как видим, незамысловатый. Не составит труда приобрести все вышеназванное в обыкновенном хозяйственном магазине, кроме, пожалуй, рамок. Рамки с застежками (липучки, шнуровка, пуговицы) легче всего изготовить самим.


ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ – это область развития чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха. Материалы, помогающие ребенку понять и запомнить физические законы и понятия: цвет, форма, температура, звуки, запахи. К ним относятся образцы тканей, стенды с геометрическими табличками, разновеликие предметы (башня), разноцветные фигуры и наборы табличек для сортировки по цветам и формам.


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА от 3-х лет и старше направлена на формирование у ребенка не только знаний о цифрах, но и на простейшие действия с ними: сложение, вычитание, деление на дроби. Ниже – подборка специального Монтессори-материала, которая включает в себя наборы с фактурными цифрами, счеты, наборы фигур, дающие представление о дробях, деревянные дощечки с примерами вычислений, игра – лото с цифрами, карточки с символами чисел 1,10,100,1000.


ЗОНА РУССКОГО ЯЗЫКА, преимущественно, включает в себя материалы, демонстрирующие форму и виды написания букв. Это кассы букв и слогов, наборы прописных и печатных букв, фактурные буквы. Конечно, знакомство с родным языком не ограничивается понятием о буквах. Ничто так не развивает речь, как чтение, поэтому книги и игры для развития словарного запаса тоже должны поселиться в этой зоне.


ЗОНА КОСМОСА отвечает за формирование знаний маленького человека об этом мире и за развитие его представлений о себе. Помочь ему в этому способны специальные пособия, географические карты, дидактический материал, объясняющий происхождение вещей и явлений природы, книги о природе.
(по мат. Марии Третьяковской)

Но создать все это дома - стоит немало денег. И полноценное использование среды требует специальных знаний. Поэтому многие родители предпочитают отдавать деток на монтессори-занятия или в детские монтессори- сады.


МЕТОД МОНТЕССОРИ

Что такое метод Монтессори?
Основной принцип – побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Девиз педагогов Монтессори знаком многим: “Помоги мне это сделать самому”. Педагогам важно сохранить природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным учеником.

Почему важен именно период от 0 до 6 лет в развитии ребенка?
Мария Монтессори на основе многолетних изучений поняла, что определенные физические потребности малыша совпадают с его интеллектуальным развитием. Например, в конце второго-третьего месяца жизни ребенок хватает поднесенный ему предмет из чисто мышечного ощущения, а в два-три года он стремится к хватанию вещей из-за глубокой потребности интеллектуального исследования. В 9-10 месяцев ребенок начинает делать первые шаги с удивительным упорством, пока не добьется самостоятельного передвижения как самоцели. А в пять-шесть лет эти движения связаны с удовлетворением умственных потребностей. Эти побуждения, проявляясь вовне, должны найти себе подходящую обстановку. Если же малыш в такой момент услышит: «Нельзя!» или «Мне некогда!», он может понять, что любое его начинание бессмысленно и не находит поддержки у любимого человека. А это значит, что быть самостоятельным неинтересно и не нужно.

Что такое Монтессори-среда?
Это специально оборудованное помещение, где педагог не может сказать ребенку: «не трогай» или «нельзя» (конечно, если нет опасности для жизни малыша и окружающих его людей). Начнем с того, что занятия ребенок посещает с мамой или папой. Присутствие близкого человека создает у юного первооткрывателя чувство защищенности. Монтессори-среда состоит из маленьких столиков и стульчиков, маленьких полочек. Материалы расположены на уровне роста ребятишек. Вся комната поделена на зоны. В одном углу находится «мокрая зона», где малыши могут сколько угодно стирать, переливать воду, вылавливать из воды шарики и т.д. В другой части комнаты «сыпучая зона» – здесь можно перебирать крупу, пересыпать ее, просеивать через сито и еще очень много интересного делать (приходите – увидите). «Зона сенсорного развития» научит малыша различать предметы по форме, по величине, распознавать плоские геометрические фигуры, основные цвета, различать звуки по громкости и по высоте. «Зона практического развития» – это опыт самостоятельного застегивания и расстегивания одежды; можно также повозиться со шнурками, липучками. Можно высушить и погладить постиранные вещи, а потом нарезать салат и пришить пуговицы. Очень нравится ребятам «круги». Это короткие пяти-десятиминутные занятия. В «кругу» вместе с родителями малыши выполняют логопедические, дыхательные и пальчиковые упражнения, музицируют с помощью простейших музыкальных инструментов. Все время пребывания похоже на участие в волшебной доброй сказке.

Материалы Монтессори

Монтессори-материалы являются составной частью "монтессори-среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка (сенситивным периодам). Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Материалы Монтессори служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых.

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Важно понимать, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. по принуждению (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

1. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития речи (от рождения до 6 лет)


На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором лавинообразно нарастает словарь ребенка, в 2,5-3 года- высшая точка, в этом возрасте речь становится средством общения и средством управления поведением. Около 4х лет ребенок начинает выделять отдельные звуки, появляется интерес к чтению и письму.

В первые шесть лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. В этот период ребята интересуются буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка, поэтому психологи не рекомендуют разговаривать с детьми на упрощенном детском языке и следить за грамотностью своей речи.

2. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития чувства порядка (1,5-4 года)


Пик интенсивности 2-2,5 года.

Для ребенка очень важна последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми. Это своего рода проявление стремления к безопасности. В этом возрасте легко приучить ребенку сохранять внешний порядок, ставить вещи на свои места после использования, а также к соблюдению определенного режима дня и тд, только слегка поощряя его в этом.


Ребёнок нуждается в порядке, это его естественная потребность, которая приносит спокойствие. По Монтессори порядок вокруг ребёнка создает порядок и внутри ребёнка, который тот проживает и впитывает.


Порядок во времени - это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).
Порядок в пространстве - это значит, что у каждой вещи - своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку с его материалами для занятий, отведите место для игрушек. Хорошо иметь и шкафчик для одежды или полочку, чтобы малыш мог самостоятельно ими пользоваться.
Порядок во взаимоотношениях - это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.
Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до 3-х лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

3. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития самостоятельности (7 мес.-3 года)


На протяжении всего сензитивного периода ребенок шаг за шагом овладевает различными навыками, которые ведут его к самостоятельности (от стягивания шапки с головы в 7 месяцев до самостоятельных одевания и еды в 3 года). Важно, чтобы взрослые не мешали проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делали за него то, что он мог бы сделать сам. Эрик Эриксон считал, что если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым и самостоятельным, а будет пассивным исполнителем воли других людей.

4. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития движений и действий (1-4,5 лет)

Нормальное состояние бодрствующего ребенка-движение. Ограничение двигательной активности детей может привести к задержке психического развития. Пик данного периода приходится на 3 года, к 4м годам ребенок способен освоить практически все виды движений, доступных взрослому человеку.

Благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.


Протекание этого сенситивного периода неоднородно: в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), затем его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

5. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД сенсорного развития (0-5,5 лет)


Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент рождения. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив возможность ребенку с самого рождения развивать и утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. "Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни", говорит М.Монтессори. Пик данного сензитивного периода приходится на 3 года, к 4м интерес к сенсорике начинает угасать.

Сенсорное воспитание является основой мышления. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом, эстетического развития.
Содержание этого длительного сенситивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

6. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД восприятия мелких предметов (1,5-5,5 года)

Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом он также познает дробность мира, подготавливает мозг к операциям анализа и синтеза.

Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья.


На самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
Взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора.

7. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития социальных навыков (2,5-6 лет)


Ребенок начинает активно интересоваться различными формами поведения(вежливыми и невежливыми). Важно помнить, что в этот период ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это в своем поведении бессознательно. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.

В этом возрасте уменьшается зависимость ребенка от взрослого, ему интересны другие дети, нормы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Происходит активное впитывание культуры. Таким образом для ребенка просто необходимо в этот период находиться в социуме, общаться со сверстниками и старшими.

_________________


Остается добавить, что влиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов невозможно, поэтому мы можем только создавать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей.

Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не упускает ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения предусмотрено в среде, и каждый ребенок может работать в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

30.03.2015 16:56

Об уникальном методе Монтессори общественность узнала в начале XX века, когда, заняв должность директора школы для коррекции поведения на базе приюта для умалишенных детей, итальянский педагог Мария Монтессори впервые применила новый подход к воспитанию детей. Новая методика принципиально отличалась от существующих, но поначалу не вызвала энтузиазма у коллег Монтессори. Когда же ее воспитанники успешно сдали экзамены в школе, системой всерьез заинтересовались в научных кругах того времени.

Несмотря на успешное внедрение нового метода, Марии не дали возможность продолжить работу в этом направлении. Монтессори покинула пост директора школы и вернулась к научной работе. Но вскоре слухи о новом подходе в воспитании распространились по всей Италии, и в министерстве образования были вынуждены дать «зеленый свет» на проведение публичных лекций. С этого момента, а это был 1906 год, можно говорить об официальном рождении метода Монтессори.

Суть метода Монтессори

Метод Марии Монтессори предполагает превращение детей из объекта в субъект воспитания. Ребенок может самостоятельно выбирать продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный сам попросит его об этом.

Одним из ключевых направлений метода является формирование предметно-обучающей образовательной среды для детей. Монтессори выделяет пять таких зон для :

Зона реальной (практической) жизни

В этой зоне дети учатся быть самостоятельными и осваивают практические навыки. Здесь находятся предметы быта, и ребенок может погладить свои вещи, сделать уборку, научиться застегивать пуговицы или сервировать стол. В этой зоне осуществляется работа над ошибками, ведь только разлив воду или разбив тарелку, ребенок поймет, что конкретно он сделал не так.

Зона сенсорного развития

Здесь ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне собраны развивающие монтессори-материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой (например, башня высокая, а куб маленький).

Знакомство детей с понятиями величины и размера стоит начинать с игр на сравнение предметов. О том, как это сделать на практике, рассказывает психолог Николай Лукин в видеоуроке «Развивающие игры».

Зона математики

В зоне математики ребенок знакомится с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление, дроби. Чтобы облегчить процесс обучения, здесь используются различные геометрические фигуры, бусины, счетные палочки.

Языковая зона

Здесь дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку доступны карандаши, сборный алфавит, доска, буквы различной величины.

Космическая зона

В этой зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры. Эта зона – точка отсчета для понимания собственного места в нашем мире.

На первый взгляд рабочее пространство не организовано. Обучающиеся имеют право перемещать игрушки и мебель. Но после окончания занятий все предметы должны быть возвращены на свое место. Примечательно, что Мария полностью исключила из обучающих классов традиционные учебные парты, считая, что они тормозят развитие ребенка и заменила их более удобными детскими столиками.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Мария Монтесори изменила функции воспитателя, сделав его помощником в развитии ребенка. Воспитатель не навязывает учебный план и не заставляет осваивать детей ненужные на данный момент навыки. Взрослый показывает направление движения и наблюдает за процессом обучения. Его задача – отмечать, в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Воспитатель-монтессори не говорит ребенку «молодец», «умница», «умничка» – такие формы «похвалы», по мнению сторонников метода, формируют у воспитанников неверное представление о цели деятельности. Учащийся начинает стремиться не к результату, а к получению похвалы. Чтобы избежать этого, воспитатель используют для поощрения ребенка иные формулировки: «Ты очень быстро собрал эту башню» или «Ты прекрасно погладил скатерть».

Периоды развития детей по методу Монтессори

Мария Монтесори разработала возрастную периодизацию, основанную на задачах, стоящих перед ребенком:

  • Дети до шести лет – формирование чувственной картины мира;
  • Дети от шести до 12 лет – формирование и развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Дети от 12 до 18 лет – формирование социальных, коммуникативных и иных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Критика метода Монтессори

Как и любой метод воспитания детей, методика Монтессори обладает своими достоинствами и недостатками. К последним и педагоги традиционно относят практически полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Если взглянуть на систему монтессори-зон, можно заметить, что совместным играм детей, развитию их творческих способностей внимание не уделяется.

Метод Монтессори способствует развитию левого полушария мозга, которое отвечает за логику, сенсорику и моторику. Правое же полушарие, отвечающее за образное выражение и эмоциональность, не развивается.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Несмотря на указанные недостатки, метод Марии Монтессори по-прежнему остается актуальным. В России он получил «второе дыхание» в начале 1990-х годов и сейчас активно применяется многими детскими психологами. В сети существуют , на которых размещаются информационные материалы и методические пособия, разъясняющие, как организовать дома тематические зоны для развития ребенка по методу Монтессори.

Впрочем, главные на этот счет дала в свое время основоположница метода: «Посмотрите на ребенка, он уникален и неповторим, он от природы наделен большими возможностями и жаждой познания. Уважайте право малыша быть самим собой, создайте для него развивающую среду. Мягко и тактично направляйте его на пути познания, наполняйте его день радостными открытиями и озарениями!»

10 правил организации монтессори-среды дома

  1. Организуйте жилое пространство для ребенка таким образом, чтобы ему было комфортно в нем находиться. Игрушки и развивающие материалы лучше расположить в пределах досягаемости ребенка;
  2. Размеры мебели должны соответствовать росту ребенка;
  3. Пусть на кухне или в ванной комнате будет небольшой стульчик, чтобы он сам мог умыться или вымыть свою посуду (если ребенок маленького роста);
  4. В прихожей повесьте крючок для детской одежды с учетом роста ребенка, чтобы он мог сам одеваться;
  5. Старайтесь покупать ребенку одежду, снять и одеть которую он может самостоятельно;
  6. Отсортируйте игрушки своего чада по назначению. Так вы поймете, на развитие каких навыков вам стоит обратить дополнительное внимание, а какие навыки уже прекрасно развиты;
  7. Недостающие игрушки можно купить или сделать своими руками из природных материалов;
  8. Знакомьте ребенка с новыми игрушками постепенно (не более двух за один раз). Так он сможет лучше узнать назначение каждой из них;
  9. Составьте график занятий. Во-первых, это будет дисциплинировать малыша. Во-вторых, вы всегда будете знать, что в конкретное время он ждет вас. В день стоит уделять занятиям с ребенком не менее одного часа;
  10. Приглашайте ребенка принять участие в домашних делах. Попросите помочь сделать уборку, приготовить ужин. Доверяйте ему несложные задачи, обеспечивая всем необходимым.

Сегодня развитию деток родители уделяют гораздо больше времени, нежели еще сто лет тому назад. Для этого существуют различные педагогические методы, которые помогают малышам в самом раннем возрасте не просто расти, но и обучаться. Методика Монтессори - это что за учение, чем оно особенно и как правильно его применять - об этом и пойдет речь далее.

Терминология

Изначально нужно разобраться с терминологией, которая будет активно использоваться в предоставленной статье. Итак, Монтессори - это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей. Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир. В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться умственно отсталым деткам, порой даже перегоняя в своем развитии сверстников. При этом Мария Монтессори не переставала удивляться: что же нужно делать с нормальными детьми, чтобы они не то что не развивались, а даже в некоей степени и деградировали? Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира.

Главное в методике Монтессори

Чтобы лучше понять, чем же так уникально данное педагогическое учение, нужно уяснить девиз методики Монтессори. Это довольно-таки простая фраза: «Помоги мне сделать это самостоятельно!». На данном этапе уже предельно становится понятно, в каком именно ключе будет развиваться данное учение. То есть главная задача преподавателя в данном случае - именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно хорошенько себе уяснить, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя. Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого - не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь. При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике - не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира. В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения - это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.

О направлениях развития малыша

Поняв, что Монтессори - это особая система раннего развития крохи, важно также указать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:

  • То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов.
  • Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики.
  • Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков.
  • Очень важно в этом учении развитие математических способностей.
  • Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний - о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.

О периодах развития

Система Монтессори такова, что она на каждый возрастной период имеет свои определенные рекомендации. Если говорить кратко, то условно развития ребенка можно поделить на три больших фазы:

  1. С рождения и до 6 лет - это первая фаза. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, в этом возрасте проявляются его основные способности. Данный период уникален тем, что в это время ребенок впитывает все как губка. В это время важно давать правильный материал для усвоения его малышом.
  2. Вторая фаза - с 6 и до 12 лет. В данном периоде главным является сенсорное развитие. Малыш становится очень чувствительным и восприимчивым. Фаза характеризуется еще и повышенной концентрацией внимания. Ребенок уже на длительное время может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, не распыляясь на иные действия.
  3. Подростковый возраст, или время с 12 до 18 лет. В данный час первым и главным становится получение личного опыта. Это время экспериментов и, конечно же, ошибок.

Что такое сензитивные периоды

Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.

  • Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза - до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни.
  • Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза.
  • С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более - определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться.
  • С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта.
  • А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни.

На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму - период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению - с 4,5 до 5,5.

Принципы методики Монтессори

О том, что Монтессори - методика раннего развития, стало уже довольно-таки понятно. Обязательно хочется рассказать о том, на каких же именно принципах базируется данное педагогическое учение. Нужно сказать, что все самое основное сказано уже в девизе методики. Исходя из этого, принципы учения следующие:

  • Самовоспитание, саморазвитие и самообучение - вот главное в методике.
  • Воспитатель должен уважать личность ребенка, его особенности и уникальные способности. Никоим образом их нельзя трансформировать или более того - уничтожать.
  • Ребенок делает себя сам. И только лишь благодаря своей деятельности формируется как личность.
  • Наиболее важный период развития крохи - от рождения и до шестилетнего возраста.
  • У детей есть уникальная чувственная и умственная способность впитывать все из окружающей среды все.

Мария Монтессори говорит о том, что не стоит ускорять процесс развития малыша. Но тут же очень важно и не упустить тот момент, когда крохе нужно помогать формировать определенные знания. Много информации не бывает. Но из нее малыш возьмет именно то, что ему на данный момент нужно.

Материалы для развития ребенка

О чем еще важно рассказать, изучая методику Монтессори? Материалы, которые будут необходимы для развития малыша. Чем же придется запастись родителям, которые желают развивать ребенка согласно данному педагогическому знанию? Нужно отметить, что случайных игрушек в данном случае не будет. Все дидактические материалы хорошо продуманы, подготовлены, сделаны из качественной древесины или ткани. Они приятны на ощупь и внешне притягательны для малыша. Так, игрушек очень и очень много. К примеру:

  • Рамки-шнуровки. Они могут быть самыми разными. Призваны обучать малыша пользоваться предметами быта, к примеру, одеждой. Рамки могут быть на шнурках, на замочках, на заклепках и кнопках.
  • Лестницы-ступеньки, башенки. Они учат малыша понимать, что такое больше и меньше, толще и тоньше.
  • Палочки. Учат таким понятиям, как длинный и короткий, длиннее и короче.
  • Цветные таблички. Призваны обучать малыша цветам и оттенкам. Есть разные наборы, для самых маленьких и для ребят постарше.
  • Наборы геометрических форм. Учат основам геометрии.
  • Цилиндры, которые очень нравятся самым маленьким деткам. Они есть разных вариаций. В одном случае цилиндры можно расставлять по цветам и размерам, в ином - вставлять в формочки по размеру.
  • Чем еще богата методика Монтессори? Материалы, которые важны для развития детей - это таблички с шершавыми буквами. Так, ребенок делает первый шаг на пути обучения чтению и письму.

Также есть деревянные палочки, бусы, пазлы. И еще много чего интересного и полезного, что точно заинтересует и увлечет кроху.

Как выглядит сад Монтессори

Естественно, если есть учение, то есть и образовательные центры, работающие по данной методике. Как же выглядит Монтессори (сад)? В первую очередь, данное учебное заведение будет придерживаться принципов Международной Ассоциации Монтессори:

  • В комнате порядок. Чистота царит повсюду. Нет раскиданных вещей.
  • Вся мебель подходит по росту деткам, которые находятся в группе. Все необходимые предметы в зоне их досягаемости.
  • В таких садах детки разных возрастов. Группы смешанные.
  • Важный момент: все дидактические материалы предоставлены в одном варианте. Это частенько нарушается. Но методика предполагает очередность в обучении деток.
  • В комнате, где есть дети, тихо, спокойно, никто не ругается и не плачет.
  • Детки старшего возраста помогают своим меньшим товарищам.
  • Предмет, который ребенок берет с полки, после игры сразу же возвращается на место.
  • Чем еще уникален Монтессори (сад)? Воспитатель (в данной методике его называют «наставник») не говорит детям, что и как делать. Он наблюдает за малышами издалека. Либо же проводит групповые презентации. К примеру, как правильно переносить стульчик или расстегивать молнию на куртке.

Если же занятия проводятся по расписанию, детям говорят, что нужно делать, малыши шумят или им скучно - это не сад и даже не группа, которая обучается по методике Монтессори.

По каким принципам работают школы Монтессори?

Поняв, как должен быть организован сад Монтессори, хочется также немного рассказать и о том, как же работают такие же школы. Чем они отличаются от остальных учебных заведений? В первую очередь надо отметить, что школа Монтессори уникальна тем, что там нет ни школьных парт, ни расписания уроков. Вместо этого есть столы и стулья, коврики для занятия на полу. Все это легко переносится и транспортируется для организации пространства малышей. В данных классах учитель - не главный. Он только лишь помогает деткам. Задача педагога в данном случае - помочь организовать ученику деятельность, которую он сам выбрал для себя. Школа Монтессори предполагает выделение нескольких зон в одном классе:

  • Сенсорная, где в работу включается слух, зрение, обоняние и тактильная особенность.
  • Зона практической жизни, где ребенок учится тому, что ему пригодится в жизни.
  • Зона математики.
  • Зона родного языка.
  • Космическая зона. Это термин основательницы данного учения, Марии Монтессори. Означает зону естественнонаучного воспитания.

Так, ученик сам для себя выбирает зону обучения и тот конкретный материал, с которым ему хочется работать. Также важно отметить, что Монтессори (педагогика) предполагает занятия, длительностью не более 15 минут. А в классах находятся детки разных возрастов. Но группирование идет примерно следующим образом: малыши от 0 до 3 лет, от 3 и до 6 и т.д.

Используем методику Монтессори дома

Техника Монтессори - методика раннего развития. Она может с успехом использоваться и в домашних условиях. И для этого не нужно ничего особенного или сверхъестественного. Только лишь покупать те игрушки, которые помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. О чем в таком случае нужно помнить, применяя метод Монтессори:

  • Ребенок - самостоятельная личность с самых ранних лет. Поэтому нужно покупать малышу ту одежду, которую он сможет надевать самостоятельно и без проблем.
  • Малышу нужна мебель по его росту: маленькие стульчики, столики, шкафы для игрушек и одежды. Он все должен сам раскладывать по местам.
  • Монтессори (центр) всегда чистый, светлый и уютный. Такой же и должна быть комната малыша.
  • Среда, в которой обитает ребенок, должна быть безопасной. Никаких предметов, которые могут разбиться или иными способ напугать маленького ребенка. Все должно вызывать у него желание потрогать.
  • Все предметы, которыми пользуется малыш, на кухне, в ванной комнате, должны быть в зоне его досягаемости.
  • У ребенка должны быть свои орудия труда. Свой веник, тряпка для вытирания пыли. Любую помощь крохи надо поощрять.

Монтессори педагогика предполагает наличие определенных игрушек. Их также стоит приобрести. Какие именно - описано несколько выше.

Недостатки данного метода

Нужно также отметить, что у любого метода воспитания есть свои сторонники и критики. Данный случай - не исключение. Определенный круг специалистов считает, что занятия Монтессори совершенно не развивают творческий потенциал. А все потому, что тут нет ролевых игр, нет места для полета фантазии и импровизации. Доля правды тут, может быть, и есть. Однако надо учитывать еще и то, что данной методике уже более 100 лет.

Второе несоответствие, на котором акцентируют внимание критики. Монтессори (центр) всегда отличается строгой дисциплиной. Но при этом наставник не должен вмешиваться в процесс обучения. Однако тут надо отметить, что влиять на ребенка можно самыми разными способами. Все зависит от конкретно взятого человека и его