Как долго ребенок может сидеть за компьютером? Сколько времени дети от двух лет могут проводить перед экраном? Кто из родителей должен общаться с ребенком.

Иногда родителям приходится чуть ли не силой выгонять своего ребенка из-за компьютера. Он необходим для учебы, но сидеть за ним целыми днями детям не рекомендуется. Это может отрицательно сказаться на здоровье. Остановимся на этом вопросе подробнее и узнаем, сколько времени ребенок может проводить за компьютером.

Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?

Этот вопрос давно волнует не только родителей. Им уже заинтересовались психологи, врачи и другие специалисты. Сегодня ни для кого не секрет, что компьютер может навредить здоровью человека, если проводить за ним все свободное время. Детям приходится использовать компьютер и во время учебы. Когда они отдыхают от уроков, они также берут в руки гаджеты и играют либо выходят в интернет и общаются. Все это неминуемо приводит к ухудшению и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета. Ученые приходят к выводу, что компьютерные технологии становятся причиной различных недугов, включая психологические.

В связи с этим специалисты разработали инструкции, которые следует соблюдать, работая за компьютером. В эти рекомендации входят и ограничения по времени. Они являются усредненными и зависят от возраста ребенка. При этом, когда говорят о контроле времени, которое ребенок может безопасно для здоровья провести за компьютером, имеются в виду не только ноутбуки и обычные компьютеры, но и планшеты, смартфоны и прочие гаджеты. Также можно попробовать ответить на вопрос: стоит ли ограничить своего ребенка в просмотре телевизора?

Почему важно ограничить время работы ребенка за компьютером?

О том, что детям сидеть за компьютером следует ограниченное время, заявляют врачи и психологи. Они утверждают, что постоянное использование компьютеров и гаджетов негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом состоянии ребенка. Рассмотрим кратко аргументы специалистов.

Влияние на зрение. Когда человек смотрит вдаль, глаза его испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов, расположенных вблизи. Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении. Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может со временем развиться и превратиться в миопию. Кроме того, постоянное зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза» . Человек, сидящий перед экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.

Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу. Чрезмерное нагрузка на мышцы спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.

Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения. Малая физическая активность — серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.

Переутомление. Ребенок может даже не заметить, как сильно устает и переутомляется в процессе учебы. Умственная нагрузка отнимает у организма очень много сил. Постоянная работа за компьютером может привести к сильному переутомлению, которое наносит большой вред развивающемуся организму ребенка.

Вред электромагнитного излучения. Оно исходит от любого электронного устройства. Длительное воздействие на человека этого излучения может в будущем проявиться сердечно-сосудистыми заболеваниями, гормональными сбоями, хронической усталостью, болезнями нервной, иммунной, репродуктивной систем.

Компьютерная зависимость. Она возникает из-за частой игры на компьютере. В головном мозге располагаются центры, отвечающие за получение удовольствия. Когда ребенок играет, эти центры находятся в состоянии напряжения. Регулярное их возбуждение одним и тем же раздражителем со временем приводит к привыканию. Если ограничить время игры ребенка на компьютере, он начинает раздражаться, проявляет агрессию или, напротив, замыкается, становится апатичным и незаинтересованным. Избавиться от такой зависимости достаточно сложно. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога.

Итак, есть много факторов, которые вынуждают ради здоровья самого ребенка ограничивать его в использовании электронных устройств.

Сколько времени можно сидеть за компьютером ребенку?

Мы перешли к главному вопросу: сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером без сильного вреда для здоровья. Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед экраном дольше 10 минут в день. По мере взросления время можно увеличить. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В этом возрасте ребенок отправляется в школу, поэтому ему может понадобиться компьютер для обучения.

В 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. В этом возрасте за школьником уследить сложнее всего. Родители должны доступно донести до него информацию о вреде электронных устройств.

Примерно с 15 лет подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать глазную гимнастику и зарядку. Такие перерывы не помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.

Приведенные выше нормы рассчитаны для тех детей, которые чувствуют себя хорошо, не болеют и не испытывают чрезмерных нагрузок в школе. В противном случае садиться за компьютер не рекомендуется. Если необходимо обязательно выполнить школьное задание, то проводить за компьютером следует в два раза меньше времени, чем указано в общей инструкции.

Сколько времени может проводить ребенок перед телевизором?

Ранее были перечислены правила использования компьютеров, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Что касается просмотра телевизора, то здесь ограничения не такие строгие. Телевизор, как правило, располагается от глаз дальше, чем экран компьютера. Смотрит его ребенок, находясь на диване, а не на стуле, поэтому и вред от телевизора меньше. Однако это не значит, что можно сидеть перед ним часами. В возрасте 3-7 лет просмотр TV должен быть ограничен 30 минутами в день. В 8-10 лет ребенок может потратить на просмотр мультфильма по телевизору около часа. С 11 до 14 лет без вреда для зрения можно смотреть TV по 1,5-2 часа. Только дети в возрасте 14-18 лет могут посвятить этому занятию до 3 часов в день, делая перерывы каждый час.

Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?

Не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля. Они позволяют блокировать сайты в интернете, которые несовершеннолетнему просматривать нельзя. Кроме того, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно. Проблема заключается в том, что дети могут проявить сообразительность и отключить эти защитные приложения. Особенно если речь идет о подростках.

Лучшим средством, позволяющим ограничить время нахождения ребенка за компьютером, является здоровая мотивация. Необходимо с самого детства приучать детей к правильной эксплуатации электронных устройств. Родители должны им объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые сегодня есть практически в каждом доме.

Если зависимость уже сформировалась и от нее не получается избавиться самостоятельно, желательно обратиться к детскому психологу. Привыкший большую часть времени проводить в компьютерных играх или социальных сетях школьник не сможет моментально избавиться от зависимости, если отобрать у него планшет или заблокировать доступ к интернету. Это может нанести психологическую травму ребенку. Только квалифицированный специалист сможет найти способ избавить его от вредной привычки.

Оговоримся сразу: временем, посвященным ребенку, мы будем считать те часы и минуты, когда все свое внимание вы уделяете именно ему. Не покрикиваете ему что-то ободряющее из кухни, где заняты приготовлением ужина, не поглядываете одним глазом в смартфон или телевизор, не держите в руках книгу или спицы…

Сколько времени в день нужно вашему ребенку и как эффективно им распорядиться?

  • Качество важнее количества
  • Минимум родительского времени, необходимый детям разного возрата
  • Важные правила неприкосновенного времени в вопросах и ответах

Возможно, вы удивитесь, но современные родители проводят с детьми гораздо больше времени, чем их собственные мамы и папы в свое время. Так, еще 40 лет назад среднестатистические советские отцы проводили с ребенком около 5 минут в день, а мамы немногим больше - 15. Сегодня эта четверть часа превратилась в час, а пять минут - страшно подумать! - в 35!

Это не только российская, но и общемировая тенденция. Статистические исследования, проведенные в Канаде, США, Великобритании, Дании, Норвегии, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, Испании и Словении, показали, что в 1965 году матери проводили с детьми условные 54 минуты в день, а сейчас этот показатели вырос до 104 минут. Результаты отцов скромнее, но тоже впечатляют: если в 1965 году мужчины проводили со своими отпрысками всего 16 минут в день, то сейчас - уже 59 минут.

Так и хочется спросить: ну все, теперь-то достаточно? Если мы в детстве обходились 20 минутами в день, может, часа-то точно хватит?

Качество важнее количества

Психологи утверждают: гораздо важнее не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а как. Важно, чтобы ваше внимание было полностью сосредоточено в этот момент на малыше. Специалисты выделяют следующие полезные приемы.

    Активное слушание: не просто молча кивайте в ответ на реплики ребенка, но своими вопросами демонстрируйте, что понимаете его и поощряете к распространенному рассказу.

    Поддерживайте зрительный и тактильный контакт: присядьте так, чтобы смотреть в глаза ребенку, обнимайте его, держите за руку.

    Позволяйте малышу перехватить инициативу и предложить вам собственные игры или тему беседы. Это его время!

    Не отменяйте время, которое вы обещали провести с малышом, если речь не идет о вопросах жизни и смерти, конечно. Пусть это будет 15 минут, но в точно определенное время и безотлагательно.

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично. Как, 15 минут и все? Но если ребенок точно уверен, что у него есть эти самые четверть часа в день, и никто на них не покусится, он реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем если бы напряженно ждал, пока вы обратите на него внимание.

Уже через пару недель вы обнаружите, что у вас появились приятные бонусы. Во-первых, дети гораздо спокойнее реагируют на вашу занятость. Внезапно оказывается, что они вполне в состоянии потерпеть час или даже два, не теребя вас ежеминутно просьбами посмотреть/поиграть/рассказать.

Во-вторых, сконцентрированные 15 минут гораздо полнее удовлетворяют потребности ребенка в общении, чем те же 15 минут, «размазанные» по всему вечеру.

В-третьих, и это особенно важно, вы внезапно обнаружите, что отношения становятся более доверительными. То, что вы никогда не выясните в разговоре за три или пять минут, за 15 узнаете непременно.

Так все же - сколько вешать в граммах?

И все же каждый родитель, наверное, волнуется: достаточно ли времени они проводят с ребенком? Сколько «правильного» времени требуется малышу?

Дети от рождения до полутора лет. Малышам требуется максимум вашего внимания, которое необходимо предъявлять «по требованию». К счастью, младенцам нужен скорее тактильный и визуальный контакт, чем ваше дружеское участие, так что можно играть с ребенком и заниматься домашними делами одновременно. Но, тем не менее, у вас должен найтись как минимум час в день для игр с малышом.

Дети от полутора до семи лет. К началу обучения в школе можно постепенно уменьшить время непосредственного общения с ребенком до 10 минут. Подчеркиваем, это минимум, то есть, вам не возбраняется проводить с ребенком и полчаса, и час, и два. Но не меньше 10 минут и каждый день!


От 7 до 12 лет
можно уделять время уже не ежедневно: до школы вы придерживались правил неприкосновенного детского времени, то теперь ребенок уже достаточно спокойно относится к небольшим перерывам в общении. Если вы будете открыты для контакта, он регулировать их частоту сам: чаще и дольше разговаривать с вами в критических ситуациях, и обходиться без вашей поддержки в остальное время.

Чем дальше, тем более размытыми становятся правила. В самом деле, с 16-летним подростком уже невозможно общаться «по часам», а нужно общаться столько, сколько нужно, иногда сутками напролет… Главное, если ребенок привык к неприкосновенному времени, у него уже сформировано доверие к вам: он уверен, что вы его выслушаете и поймете.

Важные правила неприкосновенного времени в вопросах и ответах

Кто из родителей должен общаться с ребенком?

Оба! У ребенка должно быть «неприкосновенное время» и с папой, и с мамой.

Так значит, можно общаться с ребенком по 10 минут в день? Правда?

Потребности каждого ребенка индивидуальны, меньше минимума общаться нельзя, но если вы чувствуете, что ребенок не успевает насытиться вашим вниманием, увеличивайте ежедневное время.

Так что, можно я завтра уделю ребенку 15 минут и буду свободен?

Если раньше у ребенка не было неприкосновенного времени, то настройтесь, что сначала ему потребуется не минимум, а максимум вашего времени. К счастью, это пройдет через несколько недель.

А можно заниматься в это время развивающими играми или уроками?

Нет, это время для общения. Выбор игры должен оставаться за ребенком, если ему интересно разучивать считалочку на английском - разучивайте, нет - значит, нет.

Ну вот, я выделил ребенку время, а он капризничает, скандалит, истерит… Зачем он все портит?

Ребенок имеет полное право выражать свои чувства, тем более что он не мешает, не отвлекает вас от важных дел, напротив, эмоционирует тогда, когда это никому не навредит. Ваша задача - разобраться, почему ребенок так себя ведет, у вас как раз есть на это время!

А можно уделять братьям и сестрам время «оптом»?

Нет, нельзя! У каждого ребенка должно быть персональное неприкосновенное время.

А можно общаться с ребенком по 10 минут в будни, зато в выходных выделить сразу три часа?

Можно, если ребенок не настаивает на обратном. А вот совсем отменять общение в будни нельзя - неделя, это слишком большой срок для дошкольника, а у школьника могут быть слишком важные проблемы, обсуждения которых не терпит отлагательств.

Стать «хорошей мамой», потратив на это 10 минут в день, - реально. Главное - любовь, а не таймер. Несколько счастливых минут в день - это то, что сделает ребенка счастливым.

Введите e-mail адрес:

Компьютер и другие электронные устройства стали неотъемлемой частью жизни современных детей, начиная с дошкольного возраста. Электронные устройства можно использовать в учебных целях. Однако родителям следует развить у ребенка здоровые привычки их использования – в первую очередь, определить оптимальное время, которое ребенок будет проводить за монитором. Ребенок не может сформировать такие привычки самостоятельно, поэтому ему нужна помощь родителей.

Оптимальное время за монитором для дошкольников

Чтобы придерживаться оптимального времени, прежде всего, нужно выбирать для детей качественные программы и приложения.

Детские психологи также рекомендуют ограничить время, которое ребенок проводит за монитором. Ограничения помогут обеспечить физическую и психическую безопасность, а также избежать всевозможных рисков. Специалисты утверждают, что дети от 2 до 5 лет должны проводить за мониторами не более 1 часа в день, и только в присутствии взрослых.

Когда вы помогаете ребенку выбирать качественные программы и придерживаться оптимального времени, он сформирует здоровые привычки и научится пользоваться компьютером эффективно.

Почему важно придерживаться оптимального времени

Дошкольники проводят за мониторами компьютеров много времени. Когда вы не можете решить, можно ли ребенку смотреть телевизор или играть на вашем смартфоне, прежде всего, ответьте себе на вопрос: насколько качественны передачи, которые он будет смотреть, и игры, в которые он будет играть. Высококачественные источники информации могут помочь ребенку в обучении, особенно если они связаны с его интересами или пробуждают его фантазию.

Например, пятилетнему ребенку можно позволить рисовать на планшете по 30 минут в день, потому что данное занятие развивает у него творческие способности, восприятие форм и цветов. Это лучше, чем просто в течение 30 минут смотреть мультфильмы.

Как правильно выбирать игры и приложения для дошкольников

Детям дошкольного возраста хорошо подходят игры, которые:

  • развивают творческие способности – например, учат ребенка рисовать, сочинять истории или делать простой выбор, чтобы придать персонажу какие-либо особенности;
  • развивают умение решать задачи – например, игры, в которых ребенок должен выбрать для персонажа подходящую одежду для определенной погоды; различные головоломки и т. д.;
  • развивают навыки коммуникации – например, программы по изучению иностранных языков;
  • развивают социальные навыки – например, игры, в которых нескольким людям необходимо по очереди делать ход;
  • соответствуют интересам ребенка – например, если ребенок любит играть в кубики, – компьютерные игры, в которых необходимо строить дом.

Выбирая ребенку игры и приложения, следует также учитывать:

  • возраст ребенка – стоит проверить, для какого возраста предназначена та или иная игра;
  • наличие в игре рекламы – нужно быть осторожными с играми, в которых присутствуют популярные герои из фильмов. Часто такие игры предназначены для рекламы фильмов, игрушек и т. д.;
  • настройки конфиденциальности – внимательно ознакомьтесь с условиями использования приложения. Собирают ли они какие-либо данные о пользователях? Убедитесь, что вы согласны с такими условиями и уверены, что они не будут использоваться в мошеннических целях.

Как правильно выбирать для дошкольника фильмы и телепрограммы

Детям дошкольного возраста хорошо подойдут фильмы и программы, которые:

  • в положительном свете показывают жизнь, взаимоотношения между людьми и семейные ценности. Избегайте фильмов и телепрограмм, пропагандирующих насилие или жестокость;
  • подталкивают детей к играм и занятиям на открытом воздухе;
  • несут в себе идеи справедливости и другие важные жизненные ценности. Избегайте программ и фильмов, которые рекламируют игрушки, видеоигры и т. д.;
  • соответствуют возрасту ребенка. Например, фильмы на определенные темы могут быть слишком сложными для дошкольников.

Чтобы разобраться, подходят ли тот или иной фильм, приложение или игра для вашего ребенка, почитайте отзывы о них в Интернете.

Здоровые привычки использования компьютеров для дошкольников

Это очень важный навык для дошкольников. Если ребенок с раннего возраста приучится правильно использовать электронные устройства, он будет делать это и в более старшем возрасте.

Рассмотрим несколько способов сформировать у ребенка здоровые привычки использования компьютеров.

Положительный пример . Ваш ребенок всему учится у вас, в том числе и использованию электронных устройств. Поэтому наилучший способ сформировать у ребенка здоровые привычки их использования – показать хороший пример. Например, вы можете оставлять телефон в другой комнате на время обеда или выключать телевизор после просмотра нужной телепрограммы, а не смотреть все подряд.

Вы также подадите ребенку хороший пример, если не будете всегда использовать смартфоны и планшеты, чтобы развлечь ребенка (например, в поездке или очереди). Постарайтесь занять его и другими делами (к примеру, рисованием, чтением, играми). Когда вы знаете, что проведете вместе с ребенком некоторое время в ожидании чего-либо, возьмите с собой детскую книжку, раскраску, карандаши или другие вещи, которые могут понадобиться, чтобы развлечь ребенка. Смартфон или планшет хорошо помогают занять ребенка, но при этом вы упускаете возможность развить его социальные навыки, научить общаться с людьми или справляться со скукой. Ребенок также может стать зависимым от электронных устройств.

Рекомендации родителей. Родители могут объяснить дошкольнику, какие фильмы, телепрограммы, игры или приложения могут считаться хорошими. Если ребенок, например, хочет посмотреть новую телепрограмму, вы можете сделать это вместе, чтобы убедиться, что она для него подходит.

Когда вы смотрите вместе с ребенком фильм или играете в игру, развивайте у него навыки мышления, а не просто пассивно наблюдайте. Например, вы можете задавать ему вопросы: «Как играть в эту игру?», «Что будет, если ты пойдешь сюда?» и т. д. Если вы вместе смотрите телевизор, можете спросить: «Как бы ты поступил на месте главного героя?», «Что бы случилось потом?»

Чередование работы с компьютером с другими занятиями. Работа с компьютером может быть веселым и полезным занятием для ребенка. Но при этом важно чередовать ее с другими занятиями, необходимыми для детского развития. В частности, ребенку необходимы физическая активность, занятия, развивающие творчество (например, рисование или собирание пазлов) и общение с родными и друзьями.

Чтобы достичь баланса между работой за компьютером и другими занятиями, следуйте таким рекомендациям:

  • ограничивайте время использования электронных устройств в соответствии с возрастом ребенка и семейным распорядком. Например, ребенку можно позволить дольше смотреть телевизор по выходным и общаться по Скайпу с родственниками, которые живут далеко;
  • отключайте электронные устройства во время семейных ужинов. Это поможет развить у маленького ребенка социальные навыки, научить его общению и правилам поведения за столом;
  • установите правило: ребенок не смотрит телевизор и не использует электронные устройства, пока не выполнит свои домашние обязанности;
  • поощряйте игры ребенка на свежем воздухе и такие занятия, как рисование и разнообразные виды творчества.

Как управлять временем ребенка

Лучший способ управлять временем ребенка – давать ему определенный выбор. Например, можно дать ребенку на выбор несколько телепрограмм и позволить самому решить, какую из них посмотреть в отведенное время. Это учит его думать, планировать и рационально распоряжаться временем, отведенным на использование электронных устройств.

Следует также приучить ребенка к тому, что в определенный момент он должен выключить телевизор или компьютер без пререканий. Это может быть, например, время приема пищи, купания или просто окончание программы. Если предупреждать ребенка за пару минут до этого момента, он с большей вероятностью согласится с вами. Если ребенок играет в игру, ваше предупреждение позволит ему сохранить ее результат.

Если кроме ребенка на компьютере больше никто не играет, проверяйте настройки безопасности. Также спрашивайте ребенка, во что он играет и какие сайты просматривает. Так ребенок поймет, что вам интересны его занятия.

Оцените публикацию

Вконтакт

Количество, качество и частота мочеиспусканий у ребенка способны многое рассказать о состоянии его мочеполовой системы и здоровья в целом. Поэтому на эти показатели непременно следует обращать внимание, особенно, если замечаются какие-либо изменения привычного режима мочеиспусканий. Но не всегда особенности и отличия в этих процессах говорят о развитии заболевания, хотя чаще всего имеют определенную причину.

Нередко родители замечают, что ребенок начал часто мочиться или, наоборот, редко писает, и это, естественно, сразу настораживает и беспокоит. Стоит ли переживать в таких случаях, и существуют ли вообще нормы мочеиспусканий для детей - об этом сегодня и поговорим.

Как часто должен мочиться новорожденный

А начнем, пожалуй, из самого начала - периода новорожденности. Только что родившийся малыш способен впервые пописать уже во время и сразу же после рождения. Другие новоиспеченные детки мочатся на протяжении 12 часов, причем обычно успевают сделать это несколько раз в течение этих полусуток. И даже полное отсутствие мочеиспусканий у новорожденного на протяжении 24 часов с момента его рождения может быть абсолютной нормой . В целом в первые стуки своей жизни кроха писает нечасто.

Мочеиспускания младенца вообще имеют некоторые особенности. В частности, моча новорожденного может быть оранжевая или красноватая, что вовсе не является отклонением или нарушением, просто она содержит большое количество солей уратов, придающих ей характерный окрас. По истечении 2-3 суток урина ребенка должна приобрести нормальный для него оттенок - светло-желтый - или стать вовсе прозрачной.

Количество мочеиспусканий новорожденного во многом зависит от того, сколько дней прошло после родов, какой воздух окружает малыша, на каком виде вскармливания он находится. А потому четких и общих для всех норм быть не может. Тем не менее, педиатры ориентируются на следующие усредненные возрастные показатели :

  • младенец от рождения до 6 месяцев в среднем мочится 20-25 раз в сутки по 20-30 мл за один раз;
  • от 6 месяцев до 1 года - в среднем 15-16 раз в сутки по 25-45 мл за один раз.

Общий суточный объем мочи в возрасте от 1 месяца до 1 года составляет 300-500 мл.

Сколько должен писать ребенок

По мере роста ребенка на количество его мочеиспусканий и на режим опорожнения мочевого пузыря будет влиять все больше факторов. Среди них количество потребляемой за день жидкости, время года и температура воздуха в помещении, физическое, психическое и эмоциональное здоровье крохи, и даже особенности его характера. Так, более впечатлительные, ранимые личности могут чаще опорожняться, чем уверенные в себе или спокойные дети. Причиной более или менее частых мочеиспусканий могут быть анатомические особенности органов мочеполовой системы, к примеру, увеличенные размеры мочевого пузыря (тогда необходимость его опорожнения возникает реже).

В педиатрии руководствуются составленной советским врачом, ученым-академиком Альбертом Папаяном таблицей, которая предлагает усредненные нормы частоты и объемов мочеиспусканий у детей разных возрастов и позволяет найти ответ на вопрос, как часто должен мочиться ребенок:

Нельзя не сказать о том, что в период отучения детей от подгузников они начинают мочиться довольно часто. Это нормально. Мочевой пузырь ребенка должен привыкнуть к тому, что нужно контролировать этот процесс, и период привыкания требует некоторого времени. Поначалу малыш будет писаться чаще, но со временем эпизоды мочеиспусканий будут происходить все с большим промежутком. А вот в период введения докорма или прикорма (когда малыш реже прикладывается к груди), частота и количество мочеиспусканий, напротив, могут уменьшаться .

В целом, чем старше ребенок, тем реже, но большими порциями он опорожняет мочевой пузырь, объем которого тоже увеличивается, и тем лучше он умеет контролировать работу мочевого пузыря, то есть писать не очень часто. Следует понимать, что ориентироваться на приведенные в таблице нормы можно при условии, что малыш здоров и пребывает в нормальных условиях, то есть не перегревается и не переохлаждается, употребляет достаточное количество жидкости, не болеет. Кроме того, не стоит волноваться, если ребенок мочится реже, но суточный объем выделяемой мочи при этом составляет норму.

Нормы мочеиспускания у детей и отклонения

Поводом для волнений должны стать существенные отклонения от предлагаемых ориентиров. Даже у самых маленьких детей могут возникать такие болезненные состояния, как олигурия (уменьшение суточного объема мочи на 20-30%), полиурия (увеличение суточного объема мочи на 50% и более), энурез (ночное недержание мочи) и прочие.

Задержки мочеиспусканий у детей могут быть обусловлены большими потерями организмом жидкости (вследствие рвоты, поноса, перегрева, высокой температуры тела, недостаточного потребления жидкости), нарушения работы почек или сердца.

Если ребенок очень часто писает, то в список «подозреваемых» попадают переохлаждение, стресс, употребление большого количества жидкости или мочегонных продуктов (арбуза, дыни, огурцов), купание в соленой воде, а также более серьезные причины - глисты, анальные трещины, несахарный диабет, нарушение работы почек.

Определить точную причину расстройства, как и его наличие в принципе, может только врач. Поэтому при возникновении любых подозрений необходимо обратиться к педиатру, который направит ребенка на необходимые исследования и затем, возможно, консультацию специалиста. Сдать анализ мочи можно и самостоятельно, обратившись в платную клинику.

Поводом для обращения к врачу должны стать не только изменения количества или частоты мочеиспусканий, цвета, прозрачности и запаха мочи, но также ощущение ребенком дискомфорта или болей в момент опорожнения. В норме детская моча прозрачная, не содержит посторонних примесей (слизи, хлопьев, крови), имеет светло-желтый цвет. Темная моча может быть свидетельством задержки мочеиспусканий, а очень светлая - их учащения.

А пока не будет выяснена причина отклонения, не стоит предпринимать самостоятельно никаких лечебных мероприятий, даже самых, на Ваш взгляд, простых и безобидных. Так, прогревая промежность ребенку (что нередко делают мамы и бабушки, думая, что дите переохладилось) может привести к ухудшению состояния, если причиной учащенных мочеиспусканий окажется инфекция мочевыводящих путей.

Берегите своих деток!

Специально для - Лариса Незабудкина