Консультация для родителей "совместный труд ребенка и взрослого". Совместная трудовая деятельность в детском саду

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда.
Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Тот факт, что разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей, оказывает положительное влияние на их воспитание, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, уважение к труженикам. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как делают это взрослые.
Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять и в детском саду небольшие обязанности, трудовые поручения.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать участие детей в труде взрослых в процессе наблюдений и экскурсий. Это можно осуществить почти всегда, нужно только уметь найти формы и способы включения детей в посильный для них труд.
Детям двух - четырех лет выполнение поручений в ходе наблюдения труда взрослых вполне доступно и вместе с тем ценно, так как готовит к трудовой деятельности.
Дети наблюдают осенью за уборкой участка. Они видят, как дворник подметает дорожки, сгребает листья и на тачке увозит на хозяйственный двор. Воспитатель отмечает полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять участие в уборке участка. Им дают маленькие корзинки, они собирают в них листья и относят в указанное место. Каждому хочется положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок.
Наблюдение за трудом дворника и посильное в нем участие определяют поведение детей: они стараются соблюдать порядок в группе и на участке, не сорят.
Другая форма привлечения к труду состоит в специальной организации совместной трудовой деятельности взрослых с детьми, т. е. когда взрослый и ребенок оказываются участниками одного трудового процесса. Взрослый при этом не ограничивается функцией организатора, а осуществляет функции партнера по общей работе. Воспитательный смысл включения детей в труд вместе со взрослыми состоит в том, что, выполняя то или иное дело, они конкретнее ощущают рабочее усилие, каждый видит себя помощником взрослого, начинает понимать значимость и своего труда. При этом нельзя забывать основное условие - содержание труда детей должно соответствовать их возрастным возможностям.
При организации совместного труда воспитатель максимально сосредоточивает внимание детей на трудовой деятельности работников и ближайшего окружения.

Чем старше дети, тем более усиливается руководящая роль воспитателя при организации их трудовой деятельности. Содержание труда становится сложнее, в нем принимает участие все большее число ребят, и педагогу приходится одновременно обучать их трудовым навыкам, навыкам культуры трудовой деятельности и взаимоотношений, воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию, направлять усилия ребят на достижение цели и пр. С другой стороны, подрастая, дети становятся более умелыми, деловитыми, бережливыми, и педагог получает возможность не только организовывать их трудовую деятельность, направлять ее, но и самому все активнее участвовать в совместном труде с ними.
Например, организуя совместную деятельность детей по подготовке к занятию, педагог проводит беседу о том, кто что будет делать. Он надписывает листы бумаги, раздает их. Затем заваривает клейстер, остужает, а дети разливают его в чашечки. Они раскладывают на подносы геометрические формы, из которых будут изготовлять аппликации, раздают тряпочки, клеенки, кисти. Воспитатель, выполняя свою работу, одновременно следит за дежурными. Например, он заметил, что один ребенок работает быстро, но не очень аккуратно (небрежно кладет геометрические формы, не заботясь о достаточном количестве, разнообразии цвета), и тут же делает замечание, напоминает о необходимости добросовестного выполнения своих обязанностей. Воспитатель показывает, как надо работать,- не торопиться, но и не слишком медлить, делать все тщательно, правильно, красиво.
При правильном распределении трудовых операций все будут достаточно активно участвовать в деятельности, и дети могут легко перенимать пример трудового поведения взрослого, проявляя самостоятельность. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого, и детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, умений, опыта.
Старшие дошкольники принимают участие в изготовлении дидактических материалов. Они вырезают формы, делают выкройки для конструирования поделок из бумаги, изготовляют наглядный материал для занятий по счету (вырезают фигурки, делают счетные карточки).
Опытные воспитатели организуют с детьми ремонт коробок из-под настольно-печатных игр. Наиболее сложным в этом процессе оказывается сшивание углов картонных коробок, поэтому эту работу воспитатель берет на себя. Дети должны затем оклеить углы бумагой, чтобы придать коробке аккуратный вид.
Часто ребят привлекают к работе по ремонту игрушек.
Интересно протекает совместная работа детей и воспитателя по поделке игрушек для сюжетно-ролевых игр, так как их изготовление доступно детям и активность их проявляется довольно широко. Взрослый может только начать работу, втянуть в нее детей, а затем предоставить им возможность действовать самостоятельно.
Так, дети с воспитателем решают, что для игры в почту необходимо сделать стойку с окошком, конверты, марки, открытки, журналы, сумку почтальона. Воспитатель шьет сумку, дети вырезают картинки-марки, делают конверты. Затем воспитатель, видя, что все заняты делом, незаметно выключается из деятельности, продолжая следить за детьми.
Уместно организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми при поделке игрушек, сувениров из природного материала, древесины, бумаги, спичечных коробков и пр.
Опыт показывает, что сочетание действий взрослого и ребят может быть и простым и более сложным. Все зависит от содержания совместной деятельности предыдущего трудового опыта, имеющихся у ребят навыков. В практике можно наблюдать, что воспитатель организует совместную деятельность с детьми во время уборки групповой комнаты или участка. В это время взрослому приходится обеспечивать все условия для нормального протекания этой деятельности. А это означает, что в зависимости от умений детей воспитатель либо сам распределяет работу, либо помогает договориться, кто что будет выполнять; либо сам организует рабочее место, либо это делают воспитанники.
С другой стороны, осуществляя организационные функции, взрослый должен помнить, что он одновременно является непосредственным участником совместной работы. Поэтому надо предусмотреть, какие из организационных функций он сможет сейчас передать детям и кому из них конкретно. Воспитатель может вместе с детьми сшить или починить одежду для кукол, подклеить книги, выполнять эпизодически и другие виды работ: поменять воду в аквариуме, пересадить комнатные растения, перенести песок в песочный дворик, навести порядок на веранде, на физкультурной площадке, очистить орудия труда.
Очень важно, чтобы труд взрослых не проходил особняком, т. е. взрослым надо не просто выполнять свою работу, но и привлекать детей, направлять их деятельность, общаться с ними. Когда все взрослые заинтересованы в качественном выполнении общей работы, они и детям подскажут, как и что лучше сделать. В одном случае похвалят ребенка, в другом, напротив, укажут на недостаточно серьезное отношение к делу, заинтересуют работой, покажут, каков будет ее результат. Взрослые могут заметить отсутствие у отдельных ребят аккуратности, небрежное отношение к оборудованию, вовремя поправят их. Когда трудится много взрослых, легче проследить за деятельностью ребят, рационально организовать работу каждого.
Зимой для уборки снега после обильного снегопада или при возведении снежных построек также уместно привлекать для совместной работы с детьми няню, дворника, родителей.
Педагог не может переложить на других, хотя бы на время, свои обязанности руководителя, воспитателя группы детей. Участвуя в общем труде, он должен сам направлять, организовывать трудовую деятельность детей.
Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда.
Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

1

1. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. – СПб. : «Детство-Пресс», 2002. –160 с.

2. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 216 с.

В Федеральном государственном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к труду по содержанию представляет собой: самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Необходимыми условиями трудового воспитания являются использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка.

В данной статье мы остановимся на проблеме организации совместной с взрослыми трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

На ранних этапах инициатива в организации трудовой деятельности ребенка принадлежит взрослому. Самостоятельная деятельность детей заканчи¬вается на этапе принятия цели предстоящего трудового процесса включения в него. Включаясь в труд, ребенок проявляет воспроизводящую или копирую¬щую активность. На основе прямого контакта с взрослыми, подражая ему, он перенимает опыт отдельных трудовых действий. Многие компоненты трудовой деятельности не обнаруживают себя .

Участие взрослого в труде выступает ведущим методом развития трудо-вой деятельности на подготовительном этапе. Поэтому совместный труд взрослого и ре¬бенка - это эффективная форма организации детского труда на начальных ступе¬нях овладения трудовой деятельностью.

Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

В совместном труде наблюдается партнерский стиль общения взрослого с детьми. Для младших дошкольников в данном случае взрослый становится не сторонним наблюдателем, указывающим, что и как надо делать, а "товарищем", участвующим в выполнении общего дела. Вместе с тем, включается педагогическая функция взрослого стать образцом для подражания, эталоном, на который дети будут равняться, а также организатором общения, обеспечивающего эмоционально насыщенную обстановку .

В передовой практике ДОУ и семейной практике ведется активный поиск инновационных технологий в приобщении дошкольников к труду, в том числе, и детей трех-четырех лет. Однако в систематизированном виде интересующая нас проблема не представлена в научной литературе.

Это нас поставило перед необходимостью экспериментальным путем изучить технологические основы приобщения детей трех-четырех лет к труду.

Экспериментальная работа нами проводилась на базе МДОУ "ЦРР № 113 г. Магнитогорска" во второй младшей группе.

В целом, по итогам проведения констатирующего этапа эксперимента можно сделать следующие выводы.

Несмотря на ярко выраженный интерес детей к выполнению задания (во время подготовки к обеду помочь младшему воспитателю - накрыть на стол), 70% детей не справилось с ним. Все дети остались нейтральными к результатам предложенного педагогом задания.

Целенаправленность действий и умение самостоятельно их выполнять совместно с взрослым обнаружилась у обследуемых детей только в единичных случаях.

Обучение алгоритму доступных трудовых действий только путем словесного контакта с ребенком, а также использование инструктирования в качестве единственного метода приводит в лучшем случае лишь к внешним результатам, связанным с подражательностью детей и со способностью некоторых из них выполнять отдельные указания взрослого. Это кратковременный педагогический эффект, не имеющий подлинно образовательного значения.

На наш взгляд, это обусловлено тем, с одной стороны, закономерностями развития трудовой деятельности младших дошкольников, а с другой, - недостаточной компетентностью педагога о технологии организации совместного с взрослым труда детей.

В соответствии с этим остановим внимание на воспитании самостоятельности ребенка при обучении его навыкам дежурства по столовой (сервировка стола).

Для того, чтобы дети успешно овладели процессом накрывания на стол, им необходимо овладеть алгоритмом.

Алгоритм - четкая последовательность действий.

  • мыть руки перед дежурством;
  • надевать фартук;
  • раскладывать ложки справа от тарелки ковшиком вверх;

Наиболее сложным трудовым действием в данной цепочке трудовых действий является умение правильно разложить столовый прибор. Важно показать правильный прием раскладывания ложек: ложки надо брать в левую руку (от 3 до 6 штук), затем, стоя лицом к прибору, правой рукой положить ложку с правой стороны прибора, внутренней стороной кверху; при раскладывании брать ложку непременно за ручку. Вилки раскладываются таким же образом. Ближе к прибору кладется вилка, потом ложка.

Анализируя результаты исследований ученых о педагогических возможностях совместной с взрослым трудовой деятельности (1, 3, 4) и свой собственный опыт, мы пришли к выводу о необходимости использования пошаговой технологии в обучении детей навыкам накрывания на стол на этапе младшего дошкольного возраста.

ПЕРВЫЙ ШАГ.

Цель: обучить ребёнка алгоритму выполнения сложных трудовых действий. Взрослый показывает и объясняет эти трудовые действия. В последую¬щем эти действия выполняются совместно с взрослым на основе диалога с ребенком. Воспитатель поощряет успешные действия ребенка.

Показ должен быть:

  • Четким,
  • Неторопливым,
  • Последовательным,
  • Действия выполнения доведены до автоматизма,
  • Чередовать обычную форму показа с игровой (показывать определенное действие с помощью любимой игрушки малыша),
  • После показа взять своими руками руки ребенка и проделать вместе с ним все действия.

Необходимо, чтобы педагоги (взрослые) следовали определенным правилам. Выделим их.

  1. Использовать различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец!».
  2. Моделировать образовательные игровые ситуации. Трудовой навык формируется в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в игровой деятельности (в дидактических, сюжетно-ролевых играх и т.д.). В игре взрослый работает па паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей; она стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы; позволяет использовать жизненный опыт детей.

Для оптимального овладения сложным навыком (правильно разложить ложки) мы предлагаем провести интегрированную образовательную деятельность по теме "Посуда и столовые принадлежности".

На первом этапе при организации совместной со взрослым деятельности ребенка наиболее целесообразно такое объединение как «педагог-ребенок». Значительная часть работы выполняется взрослым в общих чертах и за короткое время; вся процедура выполнения объекта комментируется взрослым как подготовка к предстоящей игре; дети вовлекаются в продуктивные действия совместно с взрослыми только на завершающем этапе выполнения объекта.

Первое участие ребенка в труде должно быть связано для него с положительными эмоциями, переживанием успеха. Это возможно при условии, если воспитатель одобряет действия ребенка, поддерживает его. Этот прием особенно эффективен относительно застенчивых, нерешительных детей.

ВТОРОЙ ШАГ. Цель: продолжать обучать сложным трудовым действиям по сервировке стола.

После освоения единичных сложных действий в совместном с взрослым труде, дети начинают более активно и в большем объеме принимать участие в дежурстве, совместно с взрослым. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела.

Примером обучения детей навыкам дежурства может служить игра-занятие «Поможем Мишке накрыть на стол».

На втором этапе совместный с взрослыми труд младших дошкольников представляет собой развернутые действия. Наиболее целесообразно объединение «педагог-ребенок». Младший дошкольник должен овладеть алгоритмом сервировки стола в целом:

  • мыть руки перед дежурством;
  • надевать фартук;
  • ставить салфетницу, хлебницу на свой стол;
  • раскладывать ложки справа от тарелки «ковшиком» вверх;
  • участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы.

Педагог обучает детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые дейст¬вия в определенном порядке. Взрослый делит выполнение трудового процесса (сервировка стола) на циклы последовательных действий, каждый из которых имеет промежуточ¬ный результат.

Результат каждого цикла должен увязываться с конечным результатом. Взрослый показывает и объясняет сложные трудовые действия. Затем эти действия выполняются совместно с взрослым.

Чтобы у детей трех-четырех лет сформировать целостное представление о данном алгоритме (сервировка стола в целом), можно организовать наблюдение за трудом младшего воспитателя. В данном случае детей можно подключить к трудовым действиям, которые вызовут у них интерес.

ТРЕТИЙ ШАГ. Цель: Закреплять сложные трудовые действия и последовательность выполнения доступного трудового процесса (сервировать стол).

Совместный со взрослым труд выступает лишь как метод педагогической поддержки младшего дошкольника при выполнении тех действий, которые вызывают у него трудности или он теряет интерес к ним. Целесообразны объединения: «Педагог - ребенок - младший воспитатель», «младший воспитатель - ребенок».

Дети выполняют следующие трудовые действия: сначала поставить на стол хлебницу и стаканчик с салфетками на центр стола; разложить салфетки; расставить тарелки, соотнося их количество с количеством стульев, на которых сидят дети; разложить вилки и ножи справа от тарелок, черенком к себе и вогнутой стороной вверх; расставить блюдца напротив каждой тарелки и поставить на них чашки, повернув их за ручки так, чтобы чашки было удобно брать правой рукой. Младший воспитатель лишь вытирает столы и выставляет посуду из шкафа на раздаточный стол.

Эффективным приемом, помогающим дежурным самостоятельно выполнять свои обязанности, является использование предметных картинок. Их содержание должно отражать цепочку последовательных действий дежурных по столовой.

Упражнять детей трех-четырех лет умению сервировать стол помогут дидактические игры («Посуда», «Накроем на стол», «Наводим порядок» и др.).

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату. В процессе приобщения младших дошкольников к бытовому труду (сервировать стол) педагог использует в гармоничном сочетании адекватные возрасту и этапу методы. Среди них - игра-труд, использование алгоритмов в виде предметных картинок, создание ситуаций успеха (поощрение успешно выполненных ребенком действий, авансирование положительных результатов труда).

На первоначальном этапе овладения умением дежурства по столовой особое значение имеет совместная со взрослым деятельность ребенка как обучающая форма. На третьем этапе совместный со взрослым труд может выступить как метод.

Таким образом, в совместном труде высокоэффективным является партнерский стиль общения взрослого с детьми. Для младших дошкольников в данном случае взрослый становится не сторонним наблюдателем, указывающим, что и как надо делать, а "товарищем", участвующим в выполнении общего дела. Вместе с тем, включается педагогическая функция взрослого стать образцом для подражания, эталоном, на который дети будут равняться, а также организатором общения, обеспечивающего эмоционально насыщенную обстановку.

В своей работе мы разработали один из вариантов технологии обучения детей сервировке стола. Данная технология условно включает три шага. Первый шаг: направлен на обучение ребёнка алгоритму выполнения сложных трудовых действий. Второй шаг: продолжать обучать сложным трудовым действиям по сервировке стола. Третий шаг: закреплять сложные трудовые действия и последовательность выполнения доступного трудового процесса (сервировать стол). Поэтому мы её назвали пошаговой.

Вступая в непосредственное общение (на уровне партнерства) в процессе совместного труда, педагог (взрослый) должен выступать одновременно и как образец трудовой активности, и как личностно значимое лицо. Он при этом, отражая в своих действиях и общении с детьми свое отношение к работе, "эмоционально заражает" детей в ходе деятельности, побуждает следовать собственному примеру.

Библиографическая ссылка

Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. СОВМЕСТНЫЙ СО ВЗРОСЛЫМ ТРУД РЕБЕНКА ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ КАК ОБУЧАЮЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 8. – С. 93-96;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34054 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Общий-совместный и коллективный труд

Дежурства

Поручения

1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой орга­низации трудовой деятельности.

Трудовые поручения бывают:

‣‣‣ по форме организации - индивидуальными, подгрупповыми, общими;

‣‣‣ no продолжительности - кратковременными или длительными, посто­янными или одноразовыми;

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспи­тания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Поручения в младших группах используются для:

‣‣‣ поддержания интереса к труду, желания трудиться;

‣‣‣ обучения трудовым навыкам и умениям;

‣‣‣ формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

‣‣‣ удовлетворения потребности в общении со взрослым;

‣‣‣ подготовки к другим формам организации труда.

Трудовые поручения в старших группах более сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат. Наряду с поруче­ниями, предполагающими одно действие, используются и такие, кото­рые включают несколько взаимосвязанных действий. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно про­думывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений.

Воспитатель может очень тактично помочь советом, подсказкой, но обязательно при этом показать, что ребенок и сам в состоянии проду­мать, как он будет выполнять поручение, с чего начнет, какие матери­алы и инструменты ему понужнобятся, где он их возьмет и куда поставит после окончания работы. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца. Особенно высоко воспитатель оценивает проявление творчества, выдумки, желание дос­тавить радость другим.

2. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всœей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделя­ются общественная направленность труда, реальная, практическая за­бота нескольких (одного) детей о других. По этой причине данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от­ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столо­вой, в "Уголке природы", по подготовке к занятиям. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения рабо­ты. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка до­ставить своим трудом радость другим людям.

Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс.

Продолжительность дежурств бывает разной исходя из вида тру­да, возраста детей, воспитательной цели.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачива­ется основной смысл дежурств - забота о других.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всœего ре­шению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляет­ся, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не должен вводить в содер­жание общего труда то, что дети еще не умеют делать.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благопри­ятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно на­правленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всœегда является польза для всœех.

Обший труд предполагает такую организацию работы детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каж­дого от темпа, качества работы других. Цель, как ив общем труде, -единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при ко­торой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделœении труда, помогают друг другу в случае необхо­димости, "болеют" за качество общей, совместной работы. Коллективная форма потому и принято называть коллективной, что она способствует целœе­направленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллек­тивный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осоз­нанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

Общий-совместный и коллективный труд - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общий-совместный и коллективный труд" 2017, 2018.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда.
Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Тот факт, что разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей, оказывает положительное влияние на их воспитание, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, уважение к труженикам. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как делают это взрослые.
Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять и в детском саду небольшие обязанности, трудовые поручения.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать участие детей в труде взрослых в процессе наблюдений и экскурсий. Это можно осуществить почти всегда, нужно только уметь найти формы и способы включения детей в посильный для них труд.
Детям двух - четырех лет выполнение поручений в ходе наблюдения труда взрослых вполне доступно и вместе с тем ценно, так как готовит к трудовой деятельности.
Дети наблюдают осенью за уборкой участка. Они видят, как дворник подметает дорожки, сгребает листья и на тачке увозит на хозяйственный двор. Воспитатель отмечает полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять участие в уборке участка. Им дают маленькие корзинки, они собирают в них листья и относят в указанное место. Каждому хочется положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок.
Наблюдение за трудом дворника и посильное в нем участие определяют поведение детей: они стараются соблюдать порядок в группе и на участке, не сорят.
Другая форма привлечения к труду состоит в специальной организации совместной трудовой деятельности взрослых с детьми, т. е. когда взрослый и ребенок оказываются участниками одного трудового процесса. Взрослый при этом не ограничивается функцией организатора, а осуществляет функции партнера по общей работе. Воспитательный смысл включения детей в труд вместе со взрослыми состоит в том, что, выполняя то или иное дело, они конкретнее ощущают рабочее усилие, каждый видит себя помощником взрослого, начинает понимать значимость и своего труда. При этом нельзя забывать основное условие - содержание труда детей должно соответствовать их возрастным возможностям.
При организации совместного труда воспитатель максимально сосредоточивает внимание детей на трудовой деятельности работников и ближайшего окружения.

Чем старше дети, тем более усиливается руководящая роль воспитателя при организации их трудовой деятельности. Содержание труда становится сложнее, в нем принимает участие все большее число ребят, и педагогу приходится одновременно обучать их трудовым навыкам, навыкам культуры трудовой деятельности и взаимоотношений, воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию, направлять усилия ребят на достижение цели и пр. С другой стороны, подрастая, дети становятся более умелыми, деловитыми, бережливыми, и педагог получает возможность не только организовывать их трудовую деятельность, направлять ее, но и самому все активнее участвовать в совместном труде с ними.
Например, организуя совместную деятельность детей по подготовке к занятию, педагог проводит беседу о том, кто что будет делать. Он надписывает листы бумаги, раздает их. Затем заваривает клейстер, остужает, а дети разливают его в чашечки. Они раскладывают на подносы геометрические формы, из которых будут изготовлять аппликации, раздают тряпочки, клеенки, кисти. Воспитатель, выполняя свою работу, одновременно следит за дежурными. Например, он заметил, что один ребенок работает быстро, но не очень аккуратно (небрежно кладет геометрические формы, не заботясь о достаточном количестве, разнообразии цвета), и тут же делает замечание, напоминает о необходимости добросовестного выполнения своих обязанностей. Воспитатель показывает, как надо работать,- не торопиться, но и не слишком медлить, делать все тщательно, правильно, красиво.
При правильном распределении трудовых операций все будут достаточно активно участвовать в деятельности, и дети могут легко перенимать пример трудового поведения взрослого, проявляя самостоятельность. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого, и детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, умений, опыта.
Старшие дошкольники принимают участие в изготовлении дидактических материалов. Они вырезают формы, делают выкройки для конструирования поделок из бумаги, изготовляют наглядный материал для занятий по счету (вырезают фигурки, делают счетные карточки).
Опытные воспитатели организуют с детьми ремонт коробок из-под настольно-печатных игр. Наиболее сложным в этом процессе оказывается сшивание углов картонных коробок, поэтому эту работу воспитатель берет на себя. Дети должны затем оклеить углы бумагой, чтобы придать коробке аккуратный вид.
Часто ребят привлекают к работе по ремонту игрушек.
Интересно протекает совместная работа детей и воспитателя по поделке игрушек для сюжетно-ролевых игр, так как их изготовление доступно детям и активность их проявляется довольно широко. Взрослый может только начать работу, втянуть в нее детей, а затем предоставить им возможность действовать самостоятельно.
Так, дети с воспитателем решают, что для игры в почту необходимо сделать стойку с окошком, конверты, марки, открытки, журналы, сумку почтальона. Воспитатель шьет сумку, дети вырезают картинки-марки, делают конверты. Затем воспитатель, видя, что все заняты делом, незаметно выключается из деятельности, продолжая следить за детьми.
Уместно организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми при поделке игрушек, сувениров из природного материала, древесины, бумаги, спичечных коробков и пр.
Опыт показывает, что сочетание действий взрослого и ребят может быть и простым и более сложным. Все зависит от содержания совместной деятельности предыдущего трудового опыта, имеющихся у ребят навыков. В практике можно наблюдать, что воспитатель организует совместную деятельность с детьми во время уборки групповой комнаты или участка. В это время взрослому приходится обеспечивать все условия для нормального протекания этой деятельности. А это означает, что в зависимости от умений детей воспитатель либо сам распределяет работу, либо помогает договориться, кто что будет выполнять; либо сам организует рабочее место, либо это делают воспитанники.
С другой стороны, осуществляя организационные функции, взрослый должен помнить, что он одновременно является непосредственным участником совместной работы. Поэтому надо предусмотреть, какие из организационных функций он сможет сейчас передать детям и кому из них конкретно. Воспитатель может вместе с детьми сшить или починить одежду для кукол, подклеить книги, выполнять эпизодически и другие виды работ: поменять воду в аквариуме, пересадить комнатные растения, перенести песок в песочный дворик, навести порядок на веранде, на физкультурной площадке, очистить орудия труда.
Очень важно, чтобы труд взрослых не проходил особняком, т. е. взрослым надо не просто выполнять свою работу, но и привлекать детей, направлять их деятельность, общаться с ними. Когда все взрослые заинтересованы в качественном выполнении общей работы, они и детям подскажут, как и что лучше сделать. В одном случае похвалят ребенка, в другом, напротив, укажут на недостаточно серьезное отношение к делу, заинтересуют работой, покажут, каков будет ее результат. Взрослые могут заметить отсутствие у отдельных ребят аккуратности, небрежное отношение к оборудованию, вовремя поправят их. Когда трудится много взрослых, легче проследить за деятельностью ребят, рационально организовать работу каждого.
Зимой для уборки снега после обильного снегопада или при возведении снежных построек также уместно привлекать для совместной работы с детьми няню, дворника, родителей.
Педагог не может переложить на других, хотя бы на время, свои обязанности руководителя, воспитателя группы детей. Участвуя в общем труде, он должен сам направлять, организовывать трудовую деятельность детей.
Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда.
Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

Айнура Акматова

В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к труду по содержанию представляет собой : самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) . Необходимыми условиями трудового воспитания являются использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми , ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка.

Воспитатель детского сада - главная, фигура педагогического процесса , в том числе и трудового воспитания . Являясь носителем трудовой культуры , владея методикой трудового воспитания , мы организуем деятельность детей так , чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о труде . Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка . Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов , отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К . Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, советских педагогов В . А. Сухомлинского, А. С. Макаренко.

В последнее время в силу различных социально-экономических и политических событий происходят изменения в обществе. Прежде, всего, это касается семьи. Родители , чтобы обеспечить детей всем необходимым, вынуждены много работать. На полноценное общение внутри семьи порой совсем не остается времени. Исчезает атмосфера тепла, любви, сердечности между близкими людьми. Я в своей группе уделяю много внимания организации совместной деятельности родителей , детей и педагогов . Каждый педагог знает , как трудно бывает общаться и взаимодействовать с родителями . Традиционные формы работы – родительские собрания , педагогические университеты , – не всегда оправдывают себя. Поэтому всегда ищу новые формы совместной деятельности педагогов , родителей и детей , и наполняю их новым педагогически эффективным содержанием. В моей группе сложилась своя система работы по привлечению родителей к активному участию в жизни детей, особенно это касается подготовки, организации и проведения праздничных, торжественных мероприятий и не только. Начиная с момента поступления ребенка в детский сад , родители общаются друг с другом, участвуют в выставках семейного творчества, готовят семейное портфолио, представляют генеалогическое древо своей семьи, а самые смелые уже в первый год исполняют роли героев на праздниках, развлечениях , в сюрпризных моментах, принимают активное участие в оформлении развивающей среды , как в группе, так и на прогулочном участке круглый год. И к тому моменту, когда ребенок в подготовительной к школе группе, в «послужном списке» каждого родителя уже по несколько благодарностей и огромный опыт общения, сотрудничества и взаимопонимания со сверстниками своего ребенка , лучше узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, их желания и мечты. Тем самым создается единое поле эмоционального комфорта, стимулирующее внутренние мотивации ребенка к действию ; побуждающее к активным проявлениям в разных видах творчества.

Сотрудничество , благодаря которому развиваются взаимопонимание , сочувствие и согласие, так необходимые при формировании трудовой культуры , эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей , объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются :

Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

Понимание всеми участниками смысла деятельности , ее конечного результата;

Наличие руководителя, который организует совместную деятельность , распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Организация совместной деятельности детей с несколькими взрослыми предоставляет нам педагогам возможность для работы с детьми в качестве рядового участника, партнера. При этом обеспечиваются условия для разделения с другими взрослыми функции руководства общим трудом . Взрослым, выполняющим с детьми совместную работу , следует подавать высокие образцы трудового поведения , живым примером увлекая ребят, вызывая у них желание трудиться так , как они.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке . Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали положенной нормы.

Формами организации труда детей являются :

Индивидуальные трудовые поручения ;

Работа в группах;

Коллективный труд .

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда , согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу , представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи взрослого) . Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда . Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей , позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда .

Предлагаю вашему вниманию опыт совместной работы трудового воспитания на участке зимой с родителями наших воспитанников . (расчистка прогулочного участка)












Дети старшего дошкольного возраста уже способны понимать общественную пользу своего труда . Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе со взрослыми и получают удовольствие от того, что они принесли тоже какую то пользу, помогая взрослым. Они радуются процессу труда , чувствующие его пользу для себя, для других, для общего дела, будут больше ценить труд взрослых . У них будет постепенно формироваться и психологическая готовность к труду , а то есть трудиться всю жизнь . Все мероприятия проводимые с родителями воспитанников – являются своеобразными интегрированными «продуктами» , над созданием которых работаем мы педагоги , родители и дети , таким образом, сближая два самых значимых для ребенка мира – семья и детский сад!

Публикации по теме:

В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой моторики рук и координации движений рук. Большие возможности в этом плане предоставляет.

«Совместная деятельность воспитателя с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Красивое время года "Осень". Сколько интересного и полезного можно увидеть,собрать и воплотить в творчество. Для творческих работ использовался.

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются.

Консультация для родителей «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» Консультация для родителей «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка.» К важнейшим показателям креативности относятся:.

Консультация «Необходимость трудового воспитания» Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад 32» г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна «Труд становится великим воспитателем, когда он входит.

Консультация «Оригами как средство развития и воспитания детей в игре» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) – японское искусство складывания из бумаги, зародилось в 16 веке в Японии, пользуется большой.

Сказка как средство всестороннего развития и воспитания личности ребёнка В последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио,.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Тестопластика как средство развития творческих способностей у воспитанников дома ребёнка Соавтор: Туебаева Марта Мирзояновна, воспитатель ГКУЗ АО СДР "Звёздочка" Каждый ребёнок по своей сути – творец. Будь то ребёнок из обычной.

Библиотека изображений: