Почему детский алкоголизм так опасен? Периоды пристрастия детей к алкогольным напиткам. Лечение или как избавиться от проблемы

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

О вредных привычках

336 2018-12-20

Алкоголизм - серьёзнейшая проблема не только взрослых, но и молодёжи, и болезнь «становится всё моложе». Кто из нас не встречал компанию совсем юных ребят с бутылками пива и сигаретами в руках? Эта картина стала привычной и не вызывает ничего, кроме желания поскорее пройти мимо. О проблеме детского алкоголизма не принято говорить, скорее чаще можно встретить лишь осуждение, но не решение данной проблемы.

Неосведомлённость взрослых и медицинских специалистов, недостаточность их знаний в этой области подготавливают благоприятную почву для развития этой проблемы.

Алкоголизм формируется постепенно на фоне достаточно продолжительного злоупотребления спиртными напитками , всегда сопровождается многообразными социальными последствиями, неблагоприятными как для самого больного, так и для общества. Изначально употребляются незначительные дозы алкогольных напитков, при этом, если напрочь отсутствует самоконтроль , то могут наблюдаться тяжёлые степени опьянения и увеличение доз из раза в раз.

Алкоголизм у подростков является довольно частым явлением, особенно в тех семьях, где родители мало следят за поведением детей, а также в семьях алкоголиков, при этом не исключены такие трагедии и в благополучных семьях.

У зависимых от алкоголя детей может возникнуть сахарный диабет, а в подростковом возрасте и проблемы с половой функцией. Важно: Увеличивается опасность алкогольных отравлений, развитие тяжёлых интоксикаций , в тяжёлых случаях может развиться алкогольная кома. Опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребёнка. Он может погибнуть от одной лишь рюмки водки. Доза 250 граммов водки может стать смертельной и для подростка.

На фоне кратковременного возбуждения происходит повышение артериального давления и температуры тела, снижение в крови уровня глюкозы и количества лейкоцитов, что может вызвать интоксикационный сон , судороги, серьёзные психические нарушения (галлюцинации , бред), возможен летальный исход.

Этапы развития алкогольной зависимости у детей:

  • В первые 3-6 месяцев происходит постепенное и часто незаметное привыкание к спиртосодержащим напиткам. При этом немалую роль играет социальная среда, в которой находится ребёнок.
  • Если алкоголь регулярно употребляется уже в течение года, то в этот период происходит изменение поведенческих реакций подростка, однако, своевременное прекращение приёма алкоголя именно в этот период даёт достаточно стабильный положительный терапевтический эффект.
  • Дальше, если ничего не предпринять, развивается устойчивая психическая зависимость. На протяжении этого периода, подросток теряет контроль над количеством принимаемого алкоголя, его качеством, возрастает в 3-4 раза толерантность к этанолу, что приводит к формированию первой стадии хронического алкоголизма.
  • Дальше начинается хроническая стадия алкогольной зависимости с достаточно ярко выраженным абстинентным синдромом. Причём, в отличие от взрослых, абстиненция у детей наступает при употреблении больших доз алкоголя, а по времени - менее продолжительна.
  • Как следствие предыдущих этапов - устойчивая алкогольная зависимость, наступает деменция , дети становятся злобными (особенно, если есть нейрофизиологические предпосылки), асоциальными, интеллектуально деградируют. Очень часто на этом этапе, на фоне повышенной толерантности к алкоголю, происходит присоединение употребления других дурманящих, токсичных веществ - ацетон, клей, наркотики.

Лечение

Для лечения детского алкоголизма необходимо понять проблему, увидеть её и признать, ребёнок нуждается в обязательной помощи специалистов, такую помощь могут оказать в специализированных центрах при согласии родителей или опекунов, и при их активном участие, которое заключается в обеспечении ребёнку оптимальных условий для развития в положительном направлении.

К методам лечения можно отнести психотерапию, медикаментозное лечение и подобные меры. В качестве вспомогательной терапии обычно врачи рекомендуют народную медицину (только при контроле специалистов) - травы и сборы, обладающие иммунновосстанавливающим, успокаивающим нервную систему и общеукрепляющим воздействием.

Очень помогают активные социальные действия: занятия спортом , физкультура , активный отдых , танцы, увлечения различными хобби, арт терапия, в общем, всё, что отвлечёт ребёнка от пристрастия к алкоголю и поможет ему начать вести активную социальную жизнь.

Важно: никакие агрессивные и насильственные меры (запреты, ультиматумы, навязывания, жестокое обращение и т.п.) не помогут ребёнку, а могут только усилить его отчуждённость и зависимость.

Профилактика

Цель профилактики детского алкоголизма, в первую очередь, заключается в том, чтобы не допускать изначально употребление алкоголя ребёнком. Это значит, что важным является решение проблемы и алкоголизма взрослых, занимающихся воспитанием ребёнка.

Основная роль в профилактике такой проблемы ложится и на плечи родителей, которые обязаны уделять своему ребёнку внимание и принимать активное участие в его развитии, не подменяя роль родитель-ребёнок.

Чтобы не допустить такой ситуации, родным и, в первую очередь, родителям необходимо:

  • С уважением относиться к личности своего ребёнка. Отношения нужно выстраивать на доверительной ноте, а не на контроле и подчинении.
  • Интересоваться хобби ваших детей и помогать находить новые, ненавязчиво раскрывая потенциал ребёнка, не унижая его и не сравнивая с другими детьми. Так вы сможете стать ближе и проводить больше времени вместе. Помните, недостаток внимания с вашей стороны или сильный контроль порождают лишь его недоверие.
  • Быть примером поведения. Вспомните, когда в последний раз вы выпивали на глазах у сына или дочери? Подумайте о своей роли в формировании личности вашего чада.
  • При воспитании очень важно иногда затрагивать тему спиртных напитков с негативной стороны. Покажите своим детям на примерах, к чему приходят люди, страдающие таким пристрастием.
  • Развивайте у ребёнка здоровую самооценку .

Часто проблема заключается в невозможности применения многих программ, помогающих взрослым пациентам. Ребёнок, с неустойчивой психикой может быть крайне неадекватным и агрессивным. Любые попытки родственников элементарно поговорить будут восприняты «в штыки», такой же негативизм встречают и врачи наркологи. Родители, заметив признаки алкоголизма у детей, или застукав их за курением, часто реагируют крайне негативно и агрессивно, это категорически запрещено! Иначе вы рискуете ухудшить ситуацию. Поговорите со специалистами, они дадут вам индивидуальный совет, разберут ситуацию, расскажут, как помочь ребёнку.

Проведение условно-рефлекторной терапии, равно как и сенсибилизирующая терапия представляются опасными по причине незрелости детского организма. Если юный алкоголик имеет немалый «стаж» приёма спиртосодержащих напитков, употребляет их постоянно, то возможно проведение дезинтоксикационной терапии, которая обеспечит выведение токсинов, лишней жидкости, восстановит нормальное функционирование почек и печени. Введение витаминов группы B (B1, B6), витамина C, различных ноотропных препаратов восстановят жизненные силы и снимут чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Следует чётко осознавать, что детский алкоголизм - это очень серьёзное и достаточно быстро развивающееся заболевание. И не стоит пытаться напоить ребёнка пивом или другими слабоалкогольными напитками, утверждая, что это не нанесёт вреда. Любой алкоголь противопоказан детскому организму, как и взрослому, но вы в состоянии сделать свой осознанный выбор, в отличие от детей.

Важно! При лечении детей от алкогольной зависимости терапию проводят только опытные врачи в специализированном стационаре закрытого типа, но с атмосферой максимально приближенной к домашней, под тщательным присмотром медперсонала за больным, лечение в домашних условиях здесь неприемлемо!

Лечение детского алкоголизма - сложный и длительный процесс, который затрудняется вследствие невозможности применения отдельных эффективных методов из-за возрастных ограничений. Лечение возможно, если вовремя обратиться за помощью. Задача всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения неразрывно связана с формированием отрицательного отношения к проявлениям пьянства.

Родителям следует помнить, что любовь, внимание и забота, как бы это ни казалось банальным, - лучшая профилактика раннего алкоголизма, и зачастую, как показывает практика, самая сложная профилактика, и то, что так важно и нужно нашим детям!

Рост алкоголизма в обществе происходит прежде всего по психологическим причинам: взрослые хватаются за рюмку вследствие своей неразвитости и нереализованности, дети — вследствие неправильного воспитания, подавления творческого начала и недолюбленности, разрушающих родительских установок, часто ломающих их психику.

Также важно, чтобы государство строго следило за «Нарушениями правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Чтобы дети не имели в свободном доступе алкоголь, сигареты или наркотики.

Ребенок употребляет алкоголь не порционно, а в большом объеме и залпом, что, чаще всего, продиктовано компанией и соревновательным эффектом. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть, что взрослый алкоголизм формируется в течение 5-10 лет. В то время как у детей этот процесс происходит с молниеносной скоростью . На формирование заболевания уходит от 1 года до 3 лет . В данной статье мы выясним все, что только можно знать про привычку употреблять горячительные напитки маленькими людьми, узнаем, какие последствия для организма это несет, как определить привычку и что делать родителям в таких сложных ситуациях.

Обычно такой тип привычки диагностируется у детей, достигших возраста 10-14 лет . Тем не менее существует множество случаев и более раннего алкоголизма. Некоторые медики фиксируют зависимость даже у детей от 3 лет , но это исключительно запущенные случаи попустительства родителей. В любом случае, такие факты обрисовывают весьма печальную картину будущего нашей нации и заставляют задуматься об истоках данной проблемы.

Чаще всего причиной детского алкоголизма выступают сами родители, а точнее их образ жизни и влияние на ребенка. Представьте картину: праздничный стол, родные и друзья вместе отмечают какой-нибудь праздник. На столе стоят бутылки с шампанским, вином, водкой, пивом и проч. Ваш сын или дочь замечает, что взрослые пьют алкогольные напитки, а затем становятся веселыми. В его сознании спиртное выступает в качестве некой волшебной палочки , устраняющей все невзгоды. В добавок к этому, некоторые взрослые сами дают детям спиртные напитки, считая, что малое количество не повредит их здоровью. Тем не менее даже малый объем выпитого может вызвать зависимость. Детям начинает казаться, что выпиваемое взрослыми безвредно и помогает людям стать радостными и расслабленными.

Обман психики ребенка ! Кроме того, алкоголизм часто сопровождается с желанием выглядеть «круто» в глазах своих товарищей. Многие принимают спиртное только ради того, чтобы быть в хороших отношениях с той или иной группой подростков, влиться в их сообщество.

Одной из самых тяжелых форм рассматриваемого нами заболевания является детский врожденный алкоголизм. Данная форма появляется из-за приема спиртных средств в период зачатия и беременности мамой будущего чада.

Зачастую детская алкозависимость развивается в связи с перенесенными заболеваниями , такими как:

  • Травмы мозга.
  • Органические поражения ЦНС .
  • Различные нейроинфекции .

В таких случаях привычка может протекать в более интенсивном темпе. Происходит потеря контроля над количеством выпитого спиртного. Ребенок привыкает к алкоголю и не может воздерживаться от его употребления. В то же время причинами могут стать такие психологические травмы, как:

  • ранняя потеря матери ;
  • полное отсутствие надзора со стороны взрослых;
  • конфликты , возникающие в семье;
  • социальная запущенность .

Причина детского алкоголизма может быть, как одна, так и несколько, в зависимости от окружающей среды и происходящих в ней событий. Отдельные причины накладываются друг на друга, образуя общую серьезную проблему. Детской психике не всегда удается выстоять перед проблемами взрослого мира, в спиртном ребенок может увидеть средство расслабления и ухода от трудностей.

Столкнулись с проблемой алкоголизма?

Какой способ лечения Вас интересует?

Бесплатно Платно

ПЛАТНЫЙ способ лечения


Алкобарьер

1980 руб. 1 руб.

Заказать

Отправьте заявку и через несколько минут с вами свяжется менеджер, который проконсультирует и примет заказ. Не выключайте телефон!

Спасибо за ваш заказ!

в ближайшее время с вами свяжутся

Как было отмечено выше, детская привычка развивается быстрее, чем взрослая, причем на порядок. Но все же стоит отметить постепенность (поэтапность) развития заболевания. Врачи-наркологи обычно выделяют пять этапов развития детской алкогольной зависимости.

В её формировании отмечают следующие базовые этапы :

  1. Привыкание к пиву, вину, водке, и т.д.
  2. Употребление с заметной регулярностью .
  3. Формирование психической зависимости.
  4. Абстинентный синдром.
  5. Формирование деменции .

На первой стадии происходит адаптация и привыкание к алкоголю, что обычно не занимает много времени. Отмечается, что привыкание ребенка к спиртным напиткам происходит за промежуток времени от 3 месяцев до полугода . Если первая стадия не прерывается никем из родных и близких, то он начнет проявлять интерес к более крепким напиткам, а также увеличивать дозу принимаемого спиртного. Употребление становится регулярным и систематическим.

Совет психолога! Родителям нужно быть крайне внимательными к своему чаду. Следует следить за его новыми увлечениями и кругом друзей. Важно не просто слушать ребёнка, но и слышать его. Порой многие его психологические проблемы можно решить правильно подобранными словами, советом. Так, ваш ребенок поймет, что многие проблемы можно решить другим путем, а алкоголь – не лучший способ справиться со стрессом и проблемами.

Очевидным признаком на втором этапе является изменение поведения ребенка. Родители скорее всего заметят негативные перемены в своем чаде. Болезнь все еще можно побороть, если аргументированно объяснить о вреде спиртного, а также исключить его дальнейшие попытки употребления спиртных напитков. Формирование психической зависимости начинается примерно через год употребления алкоголя. Наблюдается увеличение переносимости этанола организмом вашего сына или дочери в 3-4 раза, а также неконтролируемость поведения.

Говоря о переходе данного заболевания в хроническую стадию, следует упомянуть абстинентный синдром. Данный синдром характеризуется вегето-соматическими нарушениями в организме детей. Ребенок теряет контроль над своими действиями, неразборчив в выборе напитков, а также принимаемых доз. Отмечается, что дети на данном этапе часто уходят в запои , и шанс отучить от пива, вина, водки и т.д. простыми наставлениями сводится к нулю. Самым рациональным поведением со стороны родителей будет обращение к специалисту-наркологу.

Дети бывают очень скрытными , особенно это касается подростков. Даже родителям в некоторых случаях затруднительно распознать алкогольную зависимость своего ребенка, хотя именно они лучше всего знают свое дитя. Важно отметить, что существует целый ряд признаков, которые указывают на присутствие спиртных напитков в жизни маленького человека. Ими могут руководствоваться те, кто все же начинает подозревать перемены в поведении и внешнем виде своего чада.

К таким признакам относятся следующие:

  1. Отклонения в поведении ребенка . Сын или дочь становится более скрытным, нервным. Возможно резкое ухудшение оценок, хулиганство, жалобы со стороны преподавательского состава, а также прогулы школы.
  2. Физические признаки алкоголизма. Такими признаками являются: частая тошнота, непонятная речь, медлительность, ухудшение координации, запах спирта, а также перегара.
  3. Ухудшение когнитивных функций . Проявляется ухудшение памяти и концентрации внимания. Именно из-за данных признаков он не может усвоить школьную программу, происходит снижение его успеваемости и интереса к учебе и хобби.

В случае если у вашего ребенка проявляются признаки, указанные в первом пункте, не стоит сразу бить тревогу. Возможно он не страдает привычкой выпивать, а просто переживает психологическую перестройку в связи с переходным возрастом. Дети в возрасте от 12 до 16 часто становятся более вспыльчивыми и неуравновешенными, что, как говорят психологи, вполне естественно. Определив отклонения в поведении ребенка, важно понаблюдать за ним, проводить с ним больше времени и не делать поспешных выводов.

Совет психолога ! Часто родители «рубят с плеча», если замечают, что их ребенок курит или выпивает, совершенно при этом не задумываясь, насколько сильно резкие наказания могут ударить по психике. Человек, сам по себе, очень тонкая и ранимая натура, а дети, к тому же, ещё и не сформировавшиеся личности. Будьте осторожны в своих действиях и наказаниях.

Кстати, у нас есть специальный функционал, который поможет выяснить стадию детского алкоголизма, при условии, что вы знаете несколько ключевых параметров. После расчета, функционал покажет, насколько серьезна проблема и даст несколько рекомендаций в виде лекарств, которыми можно побороть зависимость.

Калькулятор зависимости

М Ж

Ваша зависимость

Тип зависимости:

Никакой опасности для организма нет, привычка выпивать характерна многим людям, но в указанных количествах и при указанных параметрах пациента – никакого вреда организму не наносит. Многие люди по праздникам и после рабочего дня снимают стресс алкоголем, но не являются зависимыми от него.

Пациент видит в алкоголе некий выход из сложных ситуаций и прибегает к градусным напиткам все чаще. Эта стадия опасна тем, что при любой тяжелой ситуации в жизни, данная стадия может плавно перейти в следующую, которая гораздо опаснее для здоровья.

На данной стадии зависимый человек уже не может обходиться без алкоголя, но твердо уверен, что способен в любой момент бросить, но только не сегодня. Уже здесь могут начаться осложнения с печенью и другие сложности с органами и самочувствием.

Из этой стадии способны вывести специальное лечение и небольшой курс реабилитации, плюс поддержка родственников. Данная стадия может спровоцировать очень серьезные проблемы с печенью и прочими органами, что приведет к болезням до конца жизни.

Данная стадия не является безвыходной, но требуется крайне серьезный подход к лечению и длительный период реабилитации, с регулярными лечебными процедурами, множеством препаратов и, часто, дорогостоящее лечение.

Срок лечения от зависимости:

Хотите ускорить лечение?

Лечение или как избавиться от проблемы?

Согласно мнению ряда медиков, алкогольная зависимость, наблюдаемая у детей, не поддается лечению . Они считают, что ребенка можно отгородить от спиртного, но вылечить те соматические изменения организма, которые вызвал алкоголь, просто невозможно. Конечно, это мнение спорно и вызывает множество сомнений, тем более, что есть многочисленные подтверждения обратного.

Очень часто при правильном лечении ребенок все же отказывается от спиртного и возвращается к привычному ходу жизни. Например, на первом этапе алкогольной зависимости родителям достаточно общаться с сыном или дочерью, раскрывающими все негативные последствия спиртного. На чадо не нужно давить, он должен сам осознать свою ошибку и принять правильное решение.

Совет врача-нарколога. Родители не всегда могут уследить за своими детьми. Если всё-таки ваше чадо подверглось влиянию вредной привычки, медлить нельзя. Важно сразу же принимать такие меры, как: беседы на соответствующие темы, контроль окружения, исключение алкоголя из его жизни, обращение к специалисту, использование специальных лекарственных средств.

В случае, если алкогольная зависимость уже сформировалась, очень важно не промедлить и обратиться к врачу . Обычно ребенку назначают стационарное лечение, которое проводится лишь с позволения родителей или законных опекунов. Проводится детокс-терапия , позволяющая восстановить ход поддерживающих жизнь функций организма.

К сожалению, подростковый алкоголизм — это не новость для нашей страны. Очень большой процент школьников регулярно употребляет какие-либо виды спиртных напитков. При этом возраст потребителей алкоголя постоянно снижается, и сейчас данная проблема касается даже учащихся младших классов.

Каковы же причины детского алкоголизма?

Причины детского алкоголизма основываются на психологии. Как правило, это:

  • плохая компания;
  • соответствующий пример – пьющие родственники;
  • очень много свободного времени;
  • способ самоутвердиться;
  • давление со стороны родителей;
  • метод устранения проблем.

Причины, которые указаны выше, касаются детского и подросткового алкоголизма. У многих данной категории детей привычка к зависимости способна появляться еще в утробе мам, если они употребляют алкоголь. Ведь спиртное оказывается в крови малыша, попадая туда сквозь плаценту.

Чем конкретно страшна эта тенденция? Прежде всего, если человек начал употреблять спиртные напитки в 10 лет, то к моменту получения паспорта у него есть все шансы стать зависимым от алкоголя. Но даже не это самое страшное.

У детей появляются определенные признаки алкоголизма:

  • удлиняется форма лица;
  • лоб становится низким;
  • кости подбородка неправильно развиваются;
  • наблюдается деформирование грудной клетки, недоразвитие тазобедренных суставов, слабо разгибаются локтевые суставы;
  • уплотнение затылка;
  • укорочение верхней губы;
  • пороки сердца;
  • косоглазие;
  • неправильное физическое развитие и так далее.

Далеко не все дети, балующиеся пивом или баночными коктейлями, впоследствии станут алкоголиками. Кто-то ограничивает себя по собственным соображениям или опасаясь наказания родителей. Другие же самостоятельно откажутся от опасной привычки, немного повзрослев.

Какие последствия детского алкоголизма?

Гораздо страшнее то, что употребление алкоголя в столь раннем возрасте крайне серьезно вредит здоровью. Несформировавшийся организм очень уязвим к разрушительному воздействию алкоголя и веществ, добавляемых в дешевое пиво, баночные коктейли и т.д.

Наиболее опасные из последствий детского алкоголизма:

  • расстройство ЖКТ;
  • болезнь сердечно-сосудистой системы;
  • снижение иммунитета;
  • авитаминоз;
  • нарушаются функции головного мозга.

Если своевременно диагностировать алкогольную зависимость у ребенка, исключить причины детского алкоголизма, то его можно быстро излечить, избежав непоправимых последствий детского алкоголизма. Нужно осуществить грамотную профилактику, предоставить ребенку возможность чем-то заняться – а это учеба, походы в секции и так далее.

С каждым годом детский алкоголизм становится более распространенным явлением. Согласно шокирующей статистике дети начинают потреблять алкоголь, начиная с 10 лет. Алкоголизм у детей чаще всего появляется в той семье, где выпивают отец либо мать. Нередки случаи, когда родители сами дают детям пробовать алкоголь, либо используют его в лечебных целях, например красное вино.

Проблема детского алкоголизма стала довольно острой в последние годы. В благополучных семьях мальчики или девочки могут сами попробовать спиртное из любопытства. Компания и друзья могут оказать плохое влияние на ребенка, подтолкнув его на частое употребление алкогольных напитков.

Алкогольная зависимость у детей возникает по разным причинам, однако семья играет главную роль в развитии данного недуга. Согласно статистическим данным, в семье, где есть алкоголик, детям часто дают пробовать спиртные напитки. В других случаях ребенок, глядя на выпивающих отца или мать сам пробует алкоголь, так как берет пример и считает это нормальным. Чаще всего родители дают детям попробовать пиво, так как считают, что оно безвредно и никак не повлияет на детское здоровье. Однако такое заблуждение приводит к у детей.

Еще одним фактором формирования детской алкогольной зависимости выступает повышенная опека или недостаток внимания со стороны родителей . При строгом контроле ребенок старается убежать от родителей, избавиться от их гнета и давления. С помощью алкоголя он чувствует себя взрослее и более независимым. Недостаточное внимание и безразличие со стороны родителей приводит к началу алкоголизма у детей. Дети предоставлены самим себе и нередко могут попасть в плохие компании, где распивают спиртное.

Влиятельные друзья и знакомые могут стать причиной детского алкоголизма . В юном возрасте каждый стремится к самоутверждению и выражению своей личности. Не все могут противостоять давлению со стороны сверстников и вовремя отказаться от выпивки. Ребенок боится быть не как все, выглядеть чересчур правильным, «маменькиным сынком». Дети начинают пробовать алкогольные напитки вопреки запретам родителей и учителей, чтобы доказать свою индивидуальность либо просто назло.


Статистика детского алкоголизма

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения первое место по детскому алкоголизму занимает Украина , где уровень данного заболевания составляет 40% среди детей возрастом от 14 до 18 лет. Врачи очень обеспокоены этими цифрами, так как частота появления алкоголизма у детей растет с каждым годом и может перерасти в хроническое заболевание.

В рейтинге стран по детскому алкоголизму Россия занимает одно из лидирующих позиций. Согласно последним данным в стране отмечено более 11,5 тысяч алкоголиков детского возраста. Официальные показатели несколько занижены, настоящая картина куда более мрачная. Несмотря на принятые меры и законы, проблема детского алкоголизма в России все так же остра. Отмечено, что дети начинают употреблять спиртные напитки уже в 10 лет . Согласно медицинским отчетам, более 40% из всех отмеченных отравлений у детей возникают от злоупотребления спиртными напитками. Нередки случаи смерти у детей от алкоголя. Около 12 000 детей с алкогольной зависимостью стоит на учете в милиции.

Анатолий Виевский , ведущий врач нарколог
Детям нравится употреблять слабоалкогольные напитки благодаря их сладкому или фруктовому вкусу, что приводит к частому желанию выпить их снова. Такие напитки приводят к тяжелым последствиям для здоровья.

В далеких деревнях и поселениях детский алкоголизм в России развивается наравне со взрослым. Родители разрешают детям пить наравне со всеми, и уже в десятилетнем возрасте они нередко пьют самогон в больших количествах. Причем дозы выпитого превышают все допустимые нормы. В городе чаще всего имеет явление пивного алкоголизма у детей , который наблюдается в возрасте 11 лет. После школы дети нередко могут выпить по бутылке пива, не понимая его губительного влияния на организм.

В других более развитых странах алкогольная зависимость у детей встречается немного реже, но все же данное явление имеет место. Поэтому так важно заметить и начать необходимое лечение больного.

Симптомы алкоголизма у детей

К особенностям детского алкоголизма относят быстрое привыкание и пристрастие к алкогольным напиткам. Болезнь развивается быстрыми темпами в течение нескольких месяцев и может привести к летальному исходу. По этой причине родителям важно знать, как определить начало детского алкоголизма.

К характерным симптомам алкоголизма у детей относят следующие:

Следует учитывать, что признаки детского алкоголизма могут быть не сразу заметны, поэтому родителям нужно быть более внимательными. При первых же симптомах необходимо начать комплексное лечение у врача-нарколога.


Детский алкоголизм имеет свойство развиваться быстрыми темпами, поэтому его последствия могут быть крайне тяжелыми для юного организма. В молодом организме алкогольный яд распространяется очень быстро и всасывается в головном мозге. Даже при небольших дозах у ребенка может быть тяжелейшее отравление, иногда приводящее к летальному исходу. Вред детского алкоголизма проявляется в поражении внутренних органов. При систематическом употреблении спиртного детская печень начинает перерождаться. Нарушается работа нервной системы, желудка и кишечника, почек, поджелудочной железы, а также органов зрения.

Еще одним тяжелым последствием детского алкоголизма может быть сахарный диабет, а также нарушения в развитии половой системы. В последствии может развиться бесплодие, половая дисфункция и другие заболевания. Алкогольная зависимость у детей опасна тем, что молодой организм не способен противостоять токсическим веществам и возникает тяжелейшее отравление. Отмечались случаи, когда врачи не успевали спасти жизнь ребенку, и он погибал от повышенного уровня алкоголя в крови.

Алкоголизм влияет на общее состояние и развитие детей. Пристрастие к спиртному приводит к деградации и снижению интеллекта. Ребенок перестает нормально думать, начинает плохо учиться, не развивается и не имеет увлечений.

Последствием детского алкоголизма может стать агрессивное поведение, драки, воровство, общение с низшими слоями общества. Нередко такие дети попадают в детскую колонию, что в дальнейшем разрушает их моральный облик и приводит к другим преступлениям. Главная опасность состоит в том, что детский алкоголизм может заканчиваться смертью.

Дети часто начинают употреблять алкоголь из-за дурного примера сверстников.

Лечение детского алкоголизма

Родители несут ответственность за состояние и здоровье чада. Необходимо знать, как бороться с детским алкоголизмом. Прежде всего нужно внимательно отнестись к изменениям в поведении ребенка и отвести его к психотерапевту. Данное заболевание лечится, хотя и не всегда эффективно. Основным методом лечения детского алкоголизма является психотерапия. Одним из действенных методов является кодирование от зависимости, так как дает хорошие результаты. Но не стоит им злоупотреблять, так как могут отмечаться расстройства в психике и нервной системе.

Алкоголику не нужна кодировка

После кодирования спиваются еще больше, появляются проблемы со здоровьем. У мужчин наблюдаются нарушения потенции.

Человек буквально перестает быть собой.

Российские ученые разработали , которое отбивает к спиртному даже у алкоголика со стажем...


На стадии выздоровления и восстановления важно проследить, чтобы ребенок снова не начал пить. Здесь большую роль выполняет не только врач, но и родители, педагоги. Необходимо понять причины возникновения пристрастия к спиртным напиткам, и в дальнейшем не допустить данного явления. На данном этапе детям требуется повышенное внимание, опека, забота и понимание. Физические упражнения и активный образ жизни помогут быстрее восстановиться и забыть о губительной привычке.


Гораздо легче предупредить алкогольную зависимость у детей, чем ее лечить. Для этого необходима профилактика детского алкоголизма во всех сферах: это семья, школа и государство. Родители должны оказывать пристальное внимание ребенку, уделять время, разговаривать о его проблемах и переживаниях, привить любовь к спортивному образу жизни. Дети должны быть заняты чем-то интересным, для этого есть множество развивающих кружков и секций. В состоятельных семьях дети должны получать не только деньги, но и необходимую любовь, поддержку матери и отца.

В школах и кружках необходимо проводить образовательные семинары и уроки, предупреждающие об опасностях и смертельных последствиях алкоголя . Ребенок должен быть осведомлен о том, что злоупотребление спиртными напитками приводят к преступлениям, дракам и ухудшению здоровья. Особенно важно утвердить в молодом сознании мысль о том, что распитие алкогольных напитков не делает ребенка более свободным, независимым и крутым. Он должен понять вред и опасность употребления спиртных напитков.

Государство также должно соблюдать меры по профилактике детского алкоголизма. Они заключаются в отмене рекламных роликов спиртных напитков, ограничение и запрет продажи алкоголя, наказание лиц, употребляющих спиртное в неположенном возрасте и месте.