Психология общения с ребенком. Психология детского общения

Психолог Анастасия Пономаренко даст нам несколько советов, которые помогут наладить взаимоотношения с ребенком.

О своих взаимоотношениях с детьми люди задумываются, как правило, в преклонном возрасте. Когда вечеринки уже не вызывают бурных эмоций, когда у друзей свои проблемы, и часто видеться не получается. Когда работа уже не обозначается словом « », а упоминается в контексте «не дай Бог, сократят». Когда здоровье начинает напоминать, что вам уже не 25, и нужна помощь на даче. Когда поддержать, утешить, защитить могут, оказывается, только дети. И многие начинают недоумевать, почему дети не торопятся душевно вкладываться. В лучшем случае, они дают энную сумму денег и считают свой сыновий (дочерний) долг выполненным. Печальная картина , не правда ли? Чтобы избежать этого печального зрелища в будущем, нужно постараться заранее не совершать некоторых ошибок.

1. Относитесь с уважением к эмоциям ребенка. То, что вам кажется ерундой и мелочью, для него — крушение мира. Дайте ему понять, что вы всегда его поддержите, поможете советом, если понадобится. И не отмахивайтесь от его проблем. Иначе навсегда утратите его доверие.

2. Советуйтесь. В раннем детстве интересуйтесь, как лучше оборудовать его комнату. Станет постарше — обязательно спросите его мнение про отдых и досуг. Подросток вполне способен подсказать перечень семейных трат. И, по-возможности, прислушивайтесь к его советам. Так ребенок почувствует свою значимость, у него будет развиваться чувство ответственности и самооценка.

3. Старайтесь вместе проводить досуг как можно чаще . Понятно, что в ребенку более интересно со сверстниками, но полностью отстраняться от совместной деятельности — большая ошибка, просто вид деятельности должен быть другим. Когда в семье каждый начинает жить своей жизнью, это очень тревожный симптом, именно тогда исчезает доверие.

4. За хорошие дела — хвалите! Не бойтесь, что он «вырастет эгоистом». Если вы признаете несомненные заслуги — не вырастет.

Наш мозг стремится к двум вещам: избежать боли и получить удовольствие. Когда вы хвалите, ребенок испытывает удовольствие, и наверняка захочет испытать его еще раз. Значит, захочет сделать еще раз что-то хорошее, чтобы вы его похвалили. Таким образом, свершение добрых дел войдет в привычку.

А если поступок неприглядный, выясните, что случилось. Но не унижайте личность. Наоборот, скажите: «Как же такой хороший человек, как ты, мог так поступить»?

5. Спорт обязательно должен присутствовать в жизни ребенка. Это способствует развитию таких качеств, как ответственность, способность достигать целей, управлять эмоциями. Если в раннем детстве ваш ребенок был далек от спорта, то не поздно начать ходить в секцию подростком. Только найдите подходящую мотивацию - в этом возрасте отлично сработает желание подростка быть лучше (красивее, быстрее) сверстников.

6. Определяться с начинайте заранее, а не в выпускном классе. Здесь, кроме способностей, учитывайте качества личности. И, если ваша слишком эмоциональная дочь решила - таки быть финансистом (где стрессоустойчивость необходима), отправьте ее на тренинг по управлению эмоциями.

7. Одна из главных задач родителей - формирование обогащенной среды , где ребенок будет иметь возможность проявлять свои способности и таланты. Следите за увлечениями своего чада. Если он решил стать востоковедом — отведите его в музей Востока. Заинтересовался химией — купите книжки по химии, набор «Юный химик». Так он быстрее определиться со своими интересами и наклонностями, а значит, будет более подготовлен к выбору профессии. Правильно выбранная профессия — одна из составляющих успеха . А успешные люди, как правило, великодушны.

Никакого рукоприкладства, оскорблений, унижающих личность. Примите, как аксиому. Унижение, пережитое в детстве, человек не прощает никогда.

8. Искренне любите своего ребенка . Не за то, что он отличник, красавец или лучше всех в классе танцует вальс. А несмотря на то, что он плохо учится, нескладен и неуклюж.

Правда, есть два условия , которые необходимо соблюсти, чтобы эффект от применения данных советов был достигнут. Во-первых, выполнять их нужно комплексно. А во-вторых, не от случая к случаю, а постоянно. То есть, чтобы отношения со взрослыми детьми у вас были хорошими, необходимо постоянно психологически вкладываться. Несмотря на усталость или стресс. Удачи!

«Что ты молчишь, как в рот воды набрал?! То тебя не остановишь – тараторишь без умолку. А то как рыба – слова не вытянешь! Я с кем разговариваю? С тобой или со стеной?»

Лучше уж разговаривайте со стеной в такой манере, чем с ребенком. «Молчишь, остолоп? Я вот сейчас отца позову, он быстро из тебя дурь выбьет!» О, господи… Лучше психолога себе позовите, или откройте книжку «Как правильно общаться с детьми». Ведь налицо пример неумелого общения. Если вас никто не научил азам коммуникации, то беритесь за дело сами. Иначе… через пару десятков лет у вас есть все шансы услышать в свой адрес: «Мать, закрой рот, когда я с тобой разговариваю! Кому нужны твои нотации?!» И в чем-то он(а) права: вместо нудных лекций о морали поведения лучше беритесь осваивать волшебные способы общения с ребенком. Считаете меня занудой? Ну что ж, поговорим лет так через …надцать, когда накалённые семейные отношения будут стоить вам нервов, здоровья, кучи проблем и не меньшей кучи денег.

Простые способы как общаться с ребенком

Дорогие родители, для кого психология отношений с детьми важна, устраивайтесь и слушайте.

С ребенком начинают общаться еще в дородовый период. Многих женщин сей факт почему-то удивляет, мол, с кем общаться, когда никто еще не родился? Спросите себя об этом, когда ваше дитя расскажет, как ему или ей было хорошо и тепло в животике у мамы, и как не хотелось из него выходить к противной тете в белой одежде. Фактов из психологии о том, что ребенок помнит внутриутробную жизнь до момента своего рождения, наберется не на одну книгу.

Как только ребенок родится, расскажите ему о себе, и поспешите познакомить со всей семьей и близким окружением. Ему необходимо поверить, что он находится там, где любят и безопасно. И не возникайте: «С кем тут общаться? Он(а) вообще еще ничего не понимает!» В таком случае к вам не доходит, что вместо куска мяса вы держите на руках живую душу в маленьком теле. А любое существо жаждет общения. У родителей, которые говорят со своими детьми в первые часы после рождения, в будущем отношения складываются гладко.

Обращайтесь к ребенку ясным, понятным языком. Конечно, для сюсюканий, агуканий и похожего тоже должно быть свое время. Но в меру, не превращайтесь в попугая.

Когда ребенок начинает задавать вопросы, отвечайте ему искренне, как есть. Не выдумывайте лишнего и ложного: если не знаете, так малышу и скажите, и найдите нужную информацию вместе (!), в книгах или в Интернете. Дети, у которых много продуктивного общения, особенно, с родными, более довольные, начинают разговаривать быстрее, лучше развиваются и учатся.

Формула успешного общения

Цивилизованное общение состоит из трех частей: вопрос, ответ и подтверждение. Большинство проблем в жизни именно с последним. Подтверждением вы даете понять другому человеку, что вы:

  • его слышите,
  • понимаете,
  • обратили на него внимание
  • оценили какое-то его действие
  • помогаете кому-то закончить работу.

Вспомните, сколько расстройства вам принес муж, который не сказал «спасибо» за вкусный обед, или жена, которая принимает вашу заботу как должное, и ни разу не поблагодарила за это… Обычного слова «Хорошо», «Чудесно», «О’кей», «Я услышал(а)» или «Я понял(а)» достаточно, чтобы сделать человека счастливым!

Особенно, ребенка, который всегда хочет быть замеченным! Он собрал игрушки, но не получил в ответ «спасибо» или «молодец», то есть его действие не оценили по достоинству. В следующий раз упросить его сделать что-то будет сложнее. Со временем у него возникнет стойкое безразличие к родительским просьбам и указаниям.

При отсутствии подтверждений жизнь ребенка превращается в постоянный поток «начал», но без «остановок» или «завершений». Множество людей с легкостью начинают новые дела, но не в состоянии их продолжить или закончить. Себя не узнали?..

Давайте подтверждение ребенку или взрослому:

  • Когда он что-то вам говорит. «Мама, я вынес мусор». – «Спасибо, сынок».
  • Когда он отвечает на ваши вопросы. «Как прошли соревнования?» — «Батя, мы выиграли!» — «Молодцы!»
  • Когда он делает работу или выполняет поручение для вас.

И еще. Если вы даете ребенку задание что-то выполнить, обязательно проследите, чтобы оно было выполнено. Тем самым, вы помогаете ребенку завершить начатое, и обрести способность заканчивать дела. Если раз-другой попустить малышу не выполнить вашу просьбу, в будущем получите ужасное неповиновение. Для примера: предложите малышу сложить игрушки в ящик, и предлагайте ему это раз за разом, пока работа не будет сделана. Если он уже привык игнорировать родительскую просьбу, есть один волшебный способ: возьмите ребенка за руку, положите ее на игрушку, положите игрушку в коробку и скажите: «Спасибо» или «Молодец». Продолжайте так до тех пор, пока малыш сам не проявит инициативу и сделает до конца. Общение с ребенком в семье, ваше терпение и первоначальное упорство избавят вас в будущем от огромных неприятностей!

Мы очень нуждаемся в признании своих действий, работы. Как приятно, когда кто-то поблагодарит за гору вымытой посуды или за поглаженную рубашку. Заметит отремонтированный кран или как много часов вы работаете, чтобы обеспечить семью.

Детские вопросы: их скрытое значение

Общение с детьми - это особого рода искусство, имеющее свои законы и свой круг значений. Дети редко бывают наивными при обмене информацией. Их высказывания часто закодированы и требуют расшифровки.

Десятилетний Энди спросил у отца:
- Сколько в Гарлеме брошенных детей?
Отец (химик, интеллигентный человек) был доволен тем, что мальчик проявляет интерес к социальным проблемам. Он пустился в долгие разъяснения, а потом посмотрел в справочнике точное число. Но Энди не удовлетворился этим и продолжал задавать вопросы:
- Сколько брошенных детей в Нью-Йорке? А в Соединенных Штатах? А в Европе? А в мире?

В конце концов отец догадался, что сына волнует не социальный, а "личный" аспект этой проблемы. Его вопросы порождало не столько сочувствие к брошенным детям, сколько страх, что его тоже бросят. Ему нужна была не цифра, выражающая число покинутых родителями детей, а подтверждение, что его самого не бросят.

Придя в первый раз в детский сад вместе с мамой, пятилетний Брюс посмотрел на висевшие на стене рисунки и громко спросил:
- Кто нарисовал эти гадкие картинки?
Мать смутилась. Она посмотрела на сына неодобрительно и поспешила ответить:
- Нехорошо называть эти рисунки гадкими, ведь они такие красивые.

Воспитательница, поняв смысл вопроса, улыбнулась и сказала:
- Здесь не обязательно рисовать только красивые картинки. Можно рисовать и гадкие, если хочется.
Брюс просиял. Теперь он получил ответ на свой скрытый вопрос: попадет ли ему за то, что он не умеет хорошо рисовать?

Потом Брюс поднял с пола сломанную пожарную машину и с притворным интересом спросил:
- Кто сломал эту машину?
Мать ответила:
- Зачем ты спрашиваешь? Ведь ты здесь никого не знаешь. - В самом деле, Брюса не интересовали имена детей. Он хотел узнать, попадет ли ему, если он сломает игрушку.
Правильно поняв вопрос, воспитательница дала соответствующий ответ:
- Игрушки ведь для того и сделаны, чтобы ими играть. Иногда они ломаются. Бывает...

Брюс был доволен. Умение задавать вопросы помогло ему получить необходимую информацию: "Воспитательница хорошая. Она не станет злиться, даже если картинка нарисована плохо или сломана игрушка. Бояться нечего, можно спокойно остаться". Брюс помахал матери рукой на прощание и пошел вслед за воспитательницей. Начался его первый день в детском саду...

Двенадцатилетняя Кэрол расстроена, почти плачет. Ее любимая двоюродная сестра уезжает домой, после того как они провели вместе все лето.

Кэрол (со слезами на глазах). Сьюзи уезжает. Я опять остаюсь совсем одна.
Мать. Ты найдешь другую подружку. Ты скоро перестанешь горевать.
Кэрол. О, мама! (Всхлипывает).
Мать. Тебе уже двенадцать лет, а ты все еще такая плакса!
Кэрол посмотрела на мать убийственным взглядом и убежала в свою комнату. Дверь за ней захлопнулась.

Жаль, что эта сцена закончилась так грустно. К детским чувствам надо относиться серьезно, даже если не столь серьезна сама ситуация. Может быть, на мамин взгляд, временная разлука не стоит слез, но реакция на переживания дочери должна быть чуткой. Мать могла бы сказать себе: "Кэрол страдает. Я помогу ей справиться с горем, показав, что я понимаю его". А дочери она могла бы сказать примерно следующее:
- Да, без Сьюзи будет грустно.
- Ты уже скучаешь по ней.
- Трудно жить в разлуке, когда вы так привыкли быть вместе.
- В доме стало пусто без Сьюзи, да?

Такая реакция создает близость между родителями и детьми. Когда ребенку отвечают пониманием, чувство неприкаянности и боли отступает на задний план именно потому, что оно понято. Любовь к матери становится глубже, потому что она понимает ребенка: ее сочувствие льет бальзам на его раны.

Бесплодные разговоры

Родителей часто расстраивают разговоры с детьми: они ни к чему не приводят. Пример этому - всем хорошо знакомый диалог:

Где ты был?
- На улице.
- А что ты делал?
- Ничего.

Родители хотят сохранить самообладание, но такая "беседа" кого хочешь выведет из себя! Как сказала одна мать:
- Я пытаюсь говорить с сыном спокойно, но он доводит меня до белого каления, потому что вообще не слушает! Он слышит меня только тогда, когда я кричу.

Дети часто противятся разговору с родителями. Они не любят, когда им читают нотации, когда их поведение обсуждают и критикуют. Они чувствуют, что родители слишком много говорят. Например, восьмилетний Дэвид говорит матери:
- Когда я задаю тебе короткий вопрос, почему ты так длинно отвечаешь?
Друзьям он признается:
- Я маме ничего не рассказываю. Если я начну с ней говорить, то ужё не успею поиграть.

Прислушиваясь к разговору между родителями и детьми, мы с удивлением отметим, что собеседники почти не слушают друг друга. Разговор больше похож на два монолога, один из которых состоит из критики и наставлений, а другой - из отрицаний и жалоб. Трагедия такого "общения" заключается не в недостатке любви, но в недостатке уважения, - она в недостатке не ума, но умения.

Наш повседневный язык не создан для полноценного общения с детьми. Чтобы дети понимали нас, не заставляя при этом страдать, нужен новый тип наших отношений, и говорить с детьми мы тоже должны по-новому.

Новый код общения

Новый код общения с детьми основан на уважении друг к другу и умении общаться. Он требует, чтобы:

1) обе стороны помнили о взаимном уважении;
2) понимание предшествовало советам и наставлениям.

Десятилетний Эрик страшно разозлен: его класс собирался устроить пикник, но пошел дождь. Мать мальчика решила поговорить с сыном по-новому. Она воздержалась от привычных комментариев, которые раньше только подливали масла в огонь:
- Слезами делу не поможешь.
- В другой раз повеселишься.
- Не я же виновата, что пошел дождь, зачем ты на меня сердишься?

Себе она сказала: "Эрик очень огорчен, что пикника не будет. Он разочарован. Сын хочет разделить свое чувство со мной и показывает мне, как он злится. Он имеет право на такую реакцию. Я помогу ему успокоиться, показав, что понимаю его и уважаю его чувства". Эрику мать сказала:

Мать. Ты, наверное, так разочарован!
Эрик. Да.
Мать. Ты так хотел пойти на этот пикник.
Эрик. Еще бы.
Мать. Вы все уже приготовили, и вдруг пошел дождь.
Эрик. Да, точно.
Помолчав минуту, мальчик сказал:
- Ну ладно, как-нибудь в другой раз.

Злости его как не бывало, и весь вечер он вел себя хорошо. Обычно, когда Эрик приходил из школы злым, он рано или поздно выводил всех домашних из себя. Доставалось каждому... Спокойствие воцарялось лишь ночью, когда мальчик засыпал.

Что особенного в таком подходе к ребенку и каковы его "полезные составляющие"?

Когда ребенок во власти сильного чувства, он никого не слушает. Он не способен принять ни совета, ни утешения, ни конструктивной критики. Он хочет, чтобы мы поняли его, поняли, что происходит в нем в эту самую минуту. Более того, он хочет, чтобы его поняли без необходимости подробно объяснять свои ощущения. Получается нечто вроде игры. ребенок сообщает нам минимум информации, предоставляя отгадывать остальное.

Когда он говорит нам: "Учительница задала мне взбучку" - не стоит выяснять подробности. Тем более не надо спрашивать: "За что? Ты наверняка заслужил эту взбучку. Что же ты сделал?" Не надо жалеть ребенка: "Бедняжка!" Мы должны показать ему, что понимаем его замешательство, боль, желание отомстить. Откуда мы знаем, что он чувствует? Мы смотрим на него и слушаем его, а также полагаемся на свой собственный эмоциональный опыт. Мы знаем, что должен чувствовать ребенок, когда он получит взбучку при всех, при себе подобных. Мы отвечаем ему так, что ребенок сознает: мы понимаем, что ему пришлось пережить.

Подойдет любое из следующих утверждений:
- Наверное, тебе было очень неприятно.
- Ты, наверное, страшно разозлился.
- Наверное, ты ненавидел учительницу в эту минуту.
- Наверное, ты ужасно расстроился.
-Да, у тебя был трудный день сегодня.

Сильное чувство у ребенка не исчезает, когда ему говорят: "Нехорошо так злиться", или если родители пытаются убедить его, что он "зря так реагирует". Сильное чувство не исчезнет, если наложить на него запрет. Зато оно станет менее интенсивным и потеряет остроту, когда встретит сочувствие и понимание.

Некоторые принципы ведения разговора

От событий к отношениям. Когда ребенок спрашивает или рассказывает о каком-нибудь событии, иногда правильнее откликнуться не на само событие, а на связанное с ним чувство.

Шестилетняя Флора пожаловалась, что "в последнее время" подарков больше дарят брату, чем ей. Мать не отрицала этого обвинения. Она не стала объяснять девочке, что брат старше и поэтому получает больше. И даже не пообещала исправить "несправедливость". Мать знала, что детей гораздо больше волнует отношение родителей к ним, чем количество и размеры полученных подарков. Флоре она сказала:
- Ты боишься, что я люблю тебя не так сильно, как брата?
И без лишних рассуждений мама крепко обняла дочь, которая ответила ей радостной улыбкой. Так кончился этот разговор. А ведь при других обстоятельствах он мог стать бесконечным спором.

От событий к чувствам. Семилетняя Глория вернулась домой очень взволнованной. Она рассказала матери, что ее подружку Дори мальчишки столкнули с тротуара прямо в грязь. Мать не стала расспрашивать Глорию о подробностях, а вместо этого сказала:
- Ты, наверное, так переволновалась.
- Ты рассердилась на этих мальчишек.
- Ты все еще злишься на них.

На все эти утверждения девочка отвечала: "Да!" А когда мать спросила: "А ты не боишься, что они и тебя столкнут с тротуара?" - то Глория решительно ответила: "Пусть только попробуют - я потащу их за собой. Ка-ак они шлепнутся в грязь!" И, представив себе эту картину, девочка громко засмеялась. Разговор закончился удачно. А мог стать для Глории всего лишь скучным поучением, не прояви мать должного умения.

От общего к частному. Когда ребенок дает себе, своим способностям некую оценку, не стоит просто соглашаться с его словами. Надо дополнить высказывание замечаниями, которые покажут, что мы все понимаем.

Когда сын говорит: "У меня плохо с арифметикой", мало толку дать такой ответ: "Да, считаешь ты плоховато". Также ни к чему не приведут ни упорные утверждения обратного, ни попытки "дешево и сердито" отделаться советами типа: "Если бы ты больше занимался, дела шли бы лучше". Поспешно оказанная "помощь" лишь подрывает у ребенка веру в свои силы, а ответ в виде прямого внушения не позволит в дальнейшем доверять вам свои опасения.

Если ребенок говорит: "У меня плохо с арифметикой", нужно встретить его слова пониманием и сочувствием. Отвечать можно примерно так:

Арифметика - нелегкий предмет.
- Некоторые примеры очень трудно решить.
- Тебе и так трудно, да еще учитель сердится.
- Ты, наверное, ждешь не дождешься, когда урок кончится.
- Когда урок кончается, ты чувствуешь себя спокойнее.
- Наверное, ты боишься, что мы разочаруемся в тебе.
- Мы знаем, что бывают трудные предметы.
- Мы верим, что ты сделаешь все, что можешь. Один двенадцатилетний школьник сообщил мне, что был "страшно поражен", когда его отец с подобным пониманием отнесся к полученной им двойке. Мальчик тут же дал себе слово исправить оценку.

Многие дети объявляют родителям о своей глупости, и те бросаются их переубеждать и утешать. Но заставить ребенка сразу же изменить мнение о себе самом невозможно. Как сказал один мальчик отцу: "Я знаю, папа, что тут ты действуешь из лучших побуждений, но я не так глуп, чтобы поверить тебе, что я умный".

Ребенок дает своим способностям отрицательную оценку. И лучше всего показать ему, что мы понимаем, какие сложные чувства скрываются за столь простым утверждением.

С ы н. Я глупый.
Отец (серьезно). Ты и вправду так думаешь? Тебе кажется, что ты плохо соображаешь?
С ы н. Да.
Отец. Ты, наверное, очень переживаешь.
С ы н. Да.
О т е ц. В школе ты, наверное, боишься получить плохую оценку.
- Когда учитель вызывает тебя к доске, ты теряешься.
- Ты боишься, что скажешь что-нибудь не так и ребята будут над тобой смеяться.
- И поэтому часто ты совсем не хочешь отвечать.
- Я совсем не считаю тебя глупым. Но у тебя другое мнение о себе.

Может быть, такой разговор и не приведет к немедленной перемене мнения о собственных способностях, зато ребенок будет думать: "Мой отец меня понимает. Если он не считает меня глупым, может, это и в самом деле так?" Сын почувствует уверенность в своих силах и постарается стать таким, каким видит его отец.

Двойственные чувства

Дети любят нас и в то же время нас не выносят. Они чувствуют себя двояко по отношению к родителям, учителям, вообще ко всем людям, которым должны подчиняться. Родителям трудно признать существование двойственного отношения к людям и событиям. В себе они его не любят, в своих детях не терпят. Но можно научиться принимать такое положение вещей. Чтобы в доме не было лишних конфликтов, дети должны знать, что подобные чувства вполне естественны и нормальны. Родителям надо выражать эти чувства вслух, тем самым признавая их реальность:

Ты и любишь свою учительницу, и не любишь ее.
- Кажется, ты восхищаешься старшим братом, но в то же время он тебя возмущает.
- Ты не знаешь, что делать: тебе хочется поехать в летний лагерь, но и дома остаться тоже неплохо.

Напротив, высказывания такого типа только вредят отношениям с детьми:

Ты сам не знаешь, чего хочешь! Сегодня тебе нравятся твои друзья, а завтра ты их ненавидишь. Прими хоть какое-нибудь решение, если ты на это способен!

Трудно понять и принять существование двойственных чувств. Но если мы не можем регулировать появление отрицательных эмоций, то вполне можем решить, когда и как их проявлять. При этом необходимо знать, что именно мы чувствуем. В этом - суть проблемы. Детей необходимо научить узнавать свои чувства. Для ребенка гораздо важнее знать, что он чувствует, чем знать, почему он испытывает такое чувство.

Отражение личности в "зеркале"

Как помочь ребенку разобраться в своих чувствах? Мы должны стать неким "зеркалом" его эмоций. Пусть в нем ребенок увидит свои чувства, отраженные в наших словах.

Зеркало показывает нам отражение таким, какое оно есть, не приукрашивая его и не обезображивая. Мы ведь не ждем от зеркала поучений! Задача такого "зеркала эмоций" - отражать чувства во всей их полноте и без искажений.

Кажется, ты здорово рассердился.
- Ты его ненавидишь, конечно.
- Наверное, все это тебе совсем не нравится.

Ребенку такие утверждения очень помогают. Они четко называют чувства, которые он испытывает. Теперь он уже сам в состоянии разобраться, что делать дальше.

Когда речь заходит о таких понятиях, как психологическое подавление или психологическое подчинение личности ребенка, то перед нашим мысленным взором появляются образы неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, не работают, а дети являются для них балластом. По статистике, дети из неблагополучных семей действительно чаще других подвергаются грубому обращению, однако данное явление встречается и в самых обычных семьях.

Что такое психологически жестокое обращение?

А вы наказываете своих детей? Возможно, этот вопрос покажется странным — абсолютное большинство современных родителей ответит на него утвердительно, ведь воспитание без наказания невозможно. Но как отличить грубое отношение родителя, которое наносит серьезную душевную травму, от справедливого наказания или воспитательного процесса?

Когда речь заходит о ребенке, который не может оказать сопротивление, то чаще всего выделяют такое понятие, как психологическое пренебрежение . "Это последовательная неспособность родителя обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность", — объясняет психолог, член экспертного совета фонда "В ответе за будущее" Мария Холодцова. Есть и другой тип поведения, который превращается в психологически жестокое обращение для ребенка. "Это хроническая модель поведения, при которой родитель постоянно унижает, оскорбляет, издевается и высмеивает ребенка", — поясняет психолог.

Грубое обращение чаще всего протекает на фоне негативных эмоций родителя, когда тот переживает злость, ярость или безразличие. При этом родитель не просто кричит на сына или дочь, что, безусловно, само по себе разрушительно, но в словах присутствует унижение и намеренное оскорбление достоинства ребенка. Или родитель систематически игнорирует жалобы ребенка, не утешает его, понимая, как ребенок в этом нуждается, и таким образом причиняет ребенку страдания.

Давайте рассмотрим типичные примеры жестокого обращения с ребенком в обычных семьях.

Ситуация 1. Ребенок приходит из школы с очередной двойкой. Родитель принимает эту ситуацию очень близко к сердцу. Не разобравшись в причине плохой отметки, родитель кричит на ребенка, обзывая, оскорбляя и унижая его. Оправдания ребенка в расчет не принимаются. При этом родитель использует угрозы о физическом наказании.

Что чувствует в этот момент ребенок? Сильный страх и ужас. Между родителем и ребенком начинает расти пропасть непонимания, мотивация к обучению резко снижается.

Ситуация 2. Ребенок приходит из школы в слезах и с разбитым носом. В школе произошла драка. Родитель считает, что ребенок сам затеял ссору, он не интересуется подробностями происшествия, обзывает ребенка и обвиняет его в том, что тот сам виноват.

У ребенка появляется глубокое чувство вины, он и сам начинает верить в то, что только он является источником всех неприятностей.

Ситуация 3. Ребенок игнорирует очередную просьбу родителя об уборке комнаты. Родитель говорит, что более не желает общаться с ним. Бойкот длится неделю, несмотря на слезы и мольбы ребенка это прекратить. Ребенок подавлен, испытывает чувство вины, доверие к взрослому теряется.

Грубое обращение — из собственного детства родителей

"Родители всегда переносят опыт своего детства на общение с ребенком. Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Работает следующая схема: раздражающая ситуация — агрессивная реакция — чувство вины — усиление негативного отношения к себе и к ребенку — и вот „безобидный“ повод становится раздражителем, — говорит Мария Холодцова. — Нужно стараться разорвать этот порочный круг".

Научные исследования подтверждают, что психологические травмы, полученные в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие человека. Такие дети чаще испытывают трудности в школьном обучении и общении, они также могут быть подвержены .

По статистике психологически травмированные дети чаще других ведут себя агрессивно. Более того, частое столкновение в детстве с агрессией со стороны взрослого может привести к тому, что человек будет постоянно становиться чьей-то жертвой — обстоятельств или людей. Детские травмы влияют на выбор способов реагирования в опасных ситуациях — снижается уровень доверия к себе и окружающему миру в целом.

Тем не менее, ряд исследователей доказывает, что каждый ребенок обладает своим уникальным характером. Если для одного человека пережитые в детстве травмы послужат стимулом быть более выносливым, гибким и психологически устойчивым, то для другого обида на родителей станет смыслом всей его жизни.

Как изменить свой стиль общения с ребенком?

Так или иначе, большинство экспертов сходятся на том, что оставаться безучастным в ситуации, когда ребенок переживает психологическую травму, ни в кое случае нельзя. Родителям нужно стремиться искать пути понимания и построения добрых отношений. Первым шагом может стать осознание необходимости изменений. Дальше план действий может состоять из следующих шагов:

  1. Работа над собственным психологическим здоровьем. Режим дня, правильное питание, здоровый образ жизни, хобби, релаксация.
  2. Осознание того, что больше всего в ребенке вас раздражает, в какие моменты это происходит, что является "пусковым механизмом".
  3. Попытка остановить себя в момент начала агрессивной реакции. Это, безусловно, намного легче сказать, чем сделать. Каждый раз, когда вам удается выразить свое недовольство мягче, отмечайте это и хвалите себя.
  4. Поиск занятий, во время которых вам и ребенку будет хорошо и интересно вместе. Это может быть совместная прогулка, просмотр интересной передачи, поход на каток, занятие творчеством. Замечательно, если сначала такие занятия будут организованы опытным педагогом, который сможет выявить таланты ребенка и укрепить самооценку всех членов семьи. Постепенно этих радостных и позитивных моментов должно становиться больше, чем негативных.

К сожалению, не все люди усилием воли могут изменить собственное поведение. Работа с психологом, направленная на осознание семейной истории, особенностей своего поведения, выработку новых форм взаимоотношений с ребенком может и обязательно станет новой точкой отсчета в жизни вашей семьи и в жизни семьи ваших детей.

Три года назад в России заработал телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Работающие на нем профессиональные психологи стараются помочь всем нуждающимся в поиске решений в каждой конкретной ситуации. На телефон доверия можно звонить из любой точки России абсолютно бесплатно по номеру: 8 800 2000 122.

Комментировать статью "Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?"

В число трудных обычно попадают дети не худшие, а особенно чувствительные и ранимые. Вывод: трудный ребёнок нуждается в помощи, а не в критике и наказании. Причины непослушания – эмоциональные, а не рациональные: 1. Борьба за внимание 2. Борьба за самоутверждение 3. Желание отомстить 4. Потеря веры в собственный успех Т.е. стремления трудных детей положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей, в признании и уважении его личности, чувство...

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т.е., влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящуюся фигуру. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы: а) маленькие дети до 4 лет б) дети от 4 до 16 лет Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года...

Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком? Агрессия родителей - крик, угрозы, наказания, психологическая травма. Общение с ребенком: как изменить? Помощь психолога, телефон доверия.

Обсуждение

У наших детей в классе - у всех зачет. Двоек нет, класс пишет пробник опять завтра - тренируются.

Сейчас посмотрела оценки в классе дочери - 4 двойки, 3 тройки, 10 четверок, 3 пятерки. Но это оценки в дневнике, а так им по всем критериям оценивали зачет/незачет. Получается из 20 человек 4 не написали - похоже на то, что у вас. Моя сидит, сама готовится, на школу надежды нет.

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?

Обсуждение

Моя мучается над "Совестью". Дали на каникулы писать. С примерами из жизни как-то проблем не возникло, а вот с литературными героями проблема. Все какие-то бессовестные))) Помогите, люди добрые с литературными героями совестливыми. Буду всем очень признательна!!!

А с 1 января это будет узаконено. Видео: [ссылка-1] Этой осенью участились обращения в РВС от родителей из Москвы с жалобами на бесцеремонное поведение социальных служб. На основании простого доноса недоброжелателя они грубо врываются в квартиру, начинают придираться к обстановке, искать повод заявить об “угрозе для ребёнка”. При этом заявляют о своём праве регулярно посещать семью, которую они “ставят на контроль”, угрожают отобранием детей, а в нескольких случаях действительно детей...

Обсуждение

Семья, где мать детеи нужно разыскивать, по определению проблемная. В нормальнои семье дети 10-12 лет, в случае смерти отца, сразу звонят маме. Если дети маме не звонят, то не факт, что их стоит еи отдавать без предаварительнои проверки. И не факт, что их можно оставить с женщинои, у которои дети не знают, кто их мать и где она. Здесь одно из двух: 1) мать там опасна для детеи; 2) опасна для детие женщина, которая вместе с отцом лишила детеи более-менее ноормальнои матери. Третьего и не дано.

29.11.2014 10:19:06, __nevazhno___

Вас случайно или умышленно оскорбили. Задело? За дело? А почему? Почему вы приняли это оскорбление на свой счет? Чувствуете свою вину? Не научились реагировать на такие психологические выпады? А что такое оскорбление по сути своей? Обратимся к Википедии. «Оскорбление (инвективная лексика) – умышленное или по неосторожности унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, т. е. форме, контрастирующей принятым в обществе, в котором производится деяние, нормам...

Врать бессмысленно... все равно никто не поверит...поэтому признаюсь - я кричу на своего ребенка. По поводу, а порой и лишь потому, что не могу сама с собой справится. Накричу, а потом тихо ненавижу себя и всех кругом. Муж добавляет масла в огонь, обзывая психом и "совсемзапугаларебенка". К решению, что надо что-то менять, меня подтолкнул случай. Мне удалось посмотреть на себя со стороны. При чем в плане реалистичности детский фильм про кривые зеркала отдыхает. Уникальная возможность...

недаром люди заводят второго кота чтоб первый стал спокойнее)))) а дети - они тоже как котята
замыкают детей друг на друга - вместе и веселее и самостоятельнее
три - это уже вообще партийная ячейка))))
одному требуется много маминого внимания - а у мамы энергии не хватает
а грубых и хамоватых и озлобленных на жизнь людей много, и они тоже размножаются, но от этого ничуть не становятся вежливее и добрее
при чем тут мамы или нет

Вчера вечером после возвращения детей из лагеря, праздничного ужина и ухода супа, дети рассказали, что папа предложил им в выходные пойти в кино "вчетвером, вместе с его новой тётей, потому что он её очень любит, скоро они будут жить вместе, и он хочет познакомить их друг с другом" О_О Дети отказались со словами "вчетвером мы хотим ходить только с тобой и мамой", суп настаивать не стал... Дети "хотят видеть папу, а не папу в компании с другой тётей", как они мне объяснили свой ответ... Я...

Обсуждение

На собственном опыте. Муж (уже бывший) познакомил наших детей 9 и 4 года со своей возлюбленной, когда мы были еще в браке. Детям она понравилась, еще бы: она ж тоже хотела произвести на них впечатление: добрая ласковая тетя. Т.к. муж из нашего дома сразу переехал к ней, то и детей на выходные забирал к ней. Дети были не против: она их баловала. Я бесилась, пила успокоительные. И до сих пор (они еще не расписались) она себя так ведет. Бывают перегибы: звонит моему старшему и говорит как скучает по нему, как любит, ждет в гости. Я тут же звоню мужу (б/у-шному) и говорю, чтоб не вводили детей в заблуждение, по моему мнению это фарс... Он прислушивается, она не звонит какое-то время, но пишет сыну в одноклассниках... Короче, плывем по течению. Ситуация упрощается тем фактом, что сейчас с ней будет жить ее сын - 7 лет, а дети ну никак не дружат, еще и он называет БМ "папой", что злит моих))) Удачи вам, мудрости и терпения!!!

А как родилось слово "маромойка"? Это кто вообще? "Суп" - понятно, это сокращенное от "супруг". А "маромойка"?

Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Крик, оскорбления - стандартная схема общения с учениками.

Обсуждение

>>
Может быть учителя делают все, что в их силах, чтобы как-то направить Вашего мальчика на верный путь? "Прогулял один день - не допускают в школу" - так если они начнут допускать, то он неделями в школе появляться не будет. Думаете так приятно орать дурниной на подростка? Попробуйте сами разочек поорать на сынульку. Гораздо проще нарисовать 3 балла и чтоб исчез. Не ходит - и не надо, меньше идиотов в классе, проще вести урок. Ваши учителя стараются, как могут, привлечь Ваше внимание к проблемам сына. А Вы вместо того, чтобы прислушаться и задуматься, и с ребенком что-то сделать, учителей обвиняете.

Нужно искать другую школу. Причем такую, в которую вы с сыном будете первое время ходить за руку. Потому что если детка ведомая и тянется к сильным, ярким натурам, то прежде чем он зацепится за хорошего педагога, за общий стиль в школе, нужно чтобы он какое-то время был законтачен за вас. Других вариантов нет.

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Обсуждение

Здравствуйте!

К сожалению, я не знаю вашу ситуацию в деталях, что происходит у вас в семье и по какому принципу выстраиваются взаимоотношения с ребенком. Но скажу вам честно – то, о чем вы пишете – это серьезный звонок, на который нужно обратить пристальное внимание. Очень хочется вам помочь, но, к сожалении, он-лайн общение имеет свои ограничения. Могу рассмотреть и оценить вашу ситуацию лишь приблизительно.

Что такое мама? Мама – это человек, давший жизнь, самый близкий человек для любого ребенка. Вы пишете, что, когда вы обижаете своего ребенка, кричите на него, шлепаете, ему не хочется жить. Мамина любовь необходима вашему сыну, как воздух, которым он дышит.

Задайте вопрос себе – зачем вы его обижаете? Какая у вас есть необходимость шлепать и кричать на семилетнего ребенка? Ведь что такое крик и шлепки? Это одна из разновидностей насилия. Вероятно, будучи не в силах воздействовать на ребенка спокойно, вы прибегаете к такому способу «воспитания». Поставьте себя на его место. К вам подходит, например, муж и говорит – сделай то и это. По какой-то причине вы отказываетесь. Он переходит на крик. Вы снова не хотите. Пара затрещин в ваш адрес «завершают переговоры». Я думаю вам, такой способ общения будет малоприятен.

Разберитесь с собою. Все ли в порядке у вас внутри? Ведь если спокойна мама, спокоен и ребенок. Если взаимоотношения с ребенком выстроены правильно, нет никакой необходимости повышать голос и уж тем более драться. Спокойно объясните, чего вы от него хотите, выслушайте его мнение. Главное, чтобы вы сами четко понимали, чего вы хотите от вашего сына и, действительно, ли вам это нужно.

Приведу пример: мама собирает сына в детский сад, подгоняет его – давай быстрее, тебе нужно успеть в сад, а мне на работу. А про себя думает: «Как же я не люблю эту работу, почему я должна ходить туда каждый день? Я ненавижу то, чем я занимаюсь. Если бы мне не были нужны деньги, я бы не ходила на нелюбимую работу, а сидела бы дома с ребенком, и мне не пришлось бы водить его в сад, где одни болезни и т.д. и т.п.» Мысли – сплошь негативные, самочувствие соответствующее. Мама – вся на нервах, на взводе. Ребенок все это чувствует и, «отражая» состояние матери, кричит во все горло: «Не хочу в детский сад. Не пойду». «Ах, не пойдешь? - далее разыгрывается знакомая ситуация с криком и затрещинами…

Что сделал ребенок? Он в данном случае вслух выразил то, что его мама усиленно обдумывала все последнее время, он всего лишь «отразил» ее состояние. Мама не хочет водить ребенка в сад по такой-то и по такой-то причине, а еще меньше – на работу. Она внутренне сама не хочет, чтобы ребенок шел в садик – боится, что он заболеет. Сама не хочет, а его заставляет. То есть думает и чувствует одно, а вслух говорит совсем другое.
Это несоответствие и выражает вслух ее ребенок.

Поговорите с вашим сыном. Что его беспокоит? Чего ему не хватает? Если это недостаток внимания с вашей стороны, постарайтесь по возможности уделять ему больше времени. Если это реакция на ваши крики и шлепки, немедленно прекратите такой способ общения и начните дарить своему сыну больше любви и нежности. Успокойтесь внутренне сами.

Если ситуация не выровняется, обязательно покажите вашего сына хорошему детскому психологу.

Кстати на своем сайте www.schastie.info я веду бесплатную рассылку. Вы можете подписаться и регулярно получать советы и рекомендации по улучшению качества своей жизни, здоровья, улучшению взаимоотношений с близкими, самореализации, поиске любимого дела и многое другое.

С уважением,
Татьяна Горчакова

Эти советы я решила написать в результате дискуссии, которая развернулась в комментариях ранее опубликованной записи "Не кричи и останься спокойной" [ссылка-1] Конечно, каждый родитель имеет свою точку зрения в вопросах воспитания своих детей, насколько допустимо кричать на ребенка и какой есть в этом смысл. Но мне почему-то после всех комментариев вспомнились стихи Григория Остера "Вредные советы", и я решила составить свой список вредных советов для родителей. Вредные советы для родителей...

пар" и "проговорить" ситуацию, что бы в последствии ее принять и криками в духе - "вы просто монстр потому что ТАК говорите о ребенке " а что лучше, что бы она ее просто молча Насилие - оно насилие и есть. Хоть оно на словах (угрозы и оскорбления), хоть на деле.

Обсуждение

Спасибо всем кто поддержал меня за поддержку и сочувствие.Ну и за тапки тоже спасибо,немного отрезвляют.Не все у нас так ужасно,просто действительно сорвалась,нужно было как-то выплеснуть внутреннее напряжение.Просто действительно очень сложная ситуация во всем одновременно.У матери подозревают очень плохой диагноз,у мужа фуру арестовали на границе,у одного ребенка сыпь по всему телу и тоже не поймут почему,у второй орз и все время плачет еще и поездки по невропатологам ни к чему не привели.Опека предлагает ей инвалидность сделать,я все же надеюсь что не все так плохо.Поехали на скорую с ребенком,так в машину скорой и вписались. Для анонима со множественными звездочками отдельно.Не переживайте,я детей не убиваю,на сковороде не жарю и не ем.Сорваться может абсолютно любой человек когда со всех сторон все наваливается одновременно.Просто буквально перед этим смс я разговаривала с клиникой Германии по поводу обследования,оплаты и лечения,а ребенок орал у меня на коленях пока не получила свою булку.Съедала ее практически не жуя и снова орала.Главное что при этом никто не пострадал кроме моей клавиатуры от пролитого кофе.

11.03.2012 17:26:01, выскажусь,может полегчает

Здравствуйте, автор! Прочитала ваше высказывание, это все про нашего ребенка. Нам 5 лет, с 1,5 мес. дома. Мне знакомо этот ор после сна по часу днем просто так, ничем не отвлечь. С утра если каша не сварилась уже, мы будем орать до того, как ее дадут. Меня просто трясло от того, когда ребенок проспался, все вокруг говорили, что это ненормально. Кололи кортексин, фенибут помогал уснуть. Книжки все перечитала. Все это продолжалось где-то до 4,6.ТТТ.Все осложнялось тем что он до 3 лет вообще не говорил.Соседи жаловались, что мы издеваемся над ребенком, т.к. так орать нельзя. Крик именно гортанный. Я поняла это внутричерепное давление, у нас повышенное и он просыпался с головной болью и главное чтобы все было по правилам, все четко как каждый день. Если кашу не ту подали не с тем выражением лица, он есть не будет и будет ор. Для себя я вынесла то, что надо делать то, что просит ребенок,хотя это очень тяжело, особенно не знаешь что. Заставлять его смеяться, найти какие-то жесты, щикотки, рожи корчить, чтобы ребенок мог отвлекаться и вам разгрузка. Много могу написать. Поведение неадекватное, согласна. С возрастом истерики ушли, но теперь начались кружения. Пока не добьется своего, не отстанет, повторяет все по 5 раз, пока не выполним его просьбу. С таким ребенком никаких дел нет. Сад для нас спасение. Но сынок наш очень ласковый, повторяет постоянно как он нас любит. обнимает, целует, хотя до 3 лет не давл себя обнимать.Делайте то, что ему нужно, стараййтесь не срываться. их это заводит, как ни странно это звучит. Терпения вам в воспитании

11.03.2012 15:46:59, 2012

Какие мы преследуем цели, отдавая ребенка в спортивную или какую-либо творческую школу? Как определить, к чему у ребенка талант и с какого возраста лучше его развивать? Что лучше для ребенка: посещать разные занятия или совершенствоваться в чем-то одном? Как выбрать учителя? На эти и другие вопросы отвечает психолог. Какие мы преследуем цели? Собираясь отдать ребенка в спортивную, музыкальную, художественную или еще какую-нибудь школу, задумайтесь о своих целях. Постарайтесь понять, почему вы...

Раздел: Усыновление (ребенок очень навязчив в общении с другими детьми). В любом случае нельзя добиваться от ребенка хорошего поведения при помощи насилия: криков, угроз, наказаний, оскорблений и унижений.

Обсуждение

Молодец ребенок, что подходит. В большинстве случаев изучение других людей - обязательный предмет в программе социализации индивида. Навязчивым поведение других людей считают те, к кому навязываются. А ребенок - исследователь. Даже если с 2х сантиметров рассматривает, даже если хочет потрогать - пусть трогает. Если взрослые не понимают этого очевидного факта - то это их проблемы.
Представбте, у вас появился младенец. Сколько желающих встает в очередь его потискать? Потребность в кинестетичеком контакте с изучаемым предметом весьма естественна.
А уж навыки социального общения появятся потом, ибо триаду знания-уумения-навыки еще никто не опроверг.

Я прям обиделась за Вашего ребенка. Кровные ко всем лезут-это непосредственность, а приемные сразу под "колпаком". Забейте, если сами видите, что девочка к Вам привязана.
Моим 6 и 7, привязанность ко мне всепоглощающая, но младшая может вполне броситься обниматься к нравящимся людям, на колени залезть, так ей 6 лет. Добрая она, открытая и ничего больше.

Если бы это был мой ребенок - я бы просто не водила его в сад, честно, потому что он реально представляет угрозу для других детей. Причем наказание не должно быть физическим, это только провоцирует жестокость! или психическим, как крики, оскорбления..

Обсуждение

Насчет "что делать" не подскажу, т.к. по закону родители НЕ РЕШАЮТ, будет ли находиться ребенок в группе.Это решает только детсад.
Но расскажу свой собственный опыт. У меня сын СДВГшка. И вот как раз в средней группе он стал драться. О том, что он гиперактивный -мы не знали, считали просто активным. Съездили к врачам - ребенку прописали таблетки(неврологи), но сказали, что никакой спецсад не нужен, ребенок адекватен, но гиперактивен, диагноз СДВГ. Почему дерется -непонятно. Пошли к психологу. Ребенком занимались два психолога, долго (и дорого). Вердикт - ребенок подвергается травле, скорее всего со стороны воспитателя. Так и выяснили, что одна из милейших воспитательниц -не любит активных мальчишек считает, что нормальный ребенок должен тихо сидеть в уголке. А мой не сидел.Она начала его ругать, в любых ситуациях он был виноват, детям разрешалось его "наказывать" и обзывать, ребенка сделали изгоем...И он начал защищаться кулаками. При этом родителям воспитательница рассказывала, какой хулиган Вася, как он сегодня побил Таню/Маню и т.д. Дошло до того, что дети рассказывали родителям, как их обидел Вася в те дни, когда его в саду вообще не было - приходим с больничного, налетает мамашка -"ах ты, плохой-рассякой, ты вчера толкнул мою дочь, у нее огромный синяк" и т.д. А Васи неделю не было, пришли первый день... Конечно, никаких извинений -он же "плохой, дурновоспитанный". Ко мне подходили мамы и предлагали мне забрать моего "неадекватного, невменяемого" ребенка. После разбора с заведующей воспитателя тихо убрали, и драться мой ребенок перестал. Нет, шустрым и неуправляемым он остался, увы, психологи говорят, что психику ему эта травля сломала, и это НИКОГДА уже не исправить.Протестное поведение.
Интересно продолжение моей истории. Дети продолжали расти. И вот мальчик одной из тех мам, что больше всех старалась "выгнать из сада" моего ребенка - стал неуправляемым и агрессивным. Причем его агрессия распространялась на всех, бил всю группу,подворовывал, воспитатели ничего не могли сделать. А был "белый и пушистый". До подготовительной группы. Мама перестала ходить за сыном в сад, ходил папа, выслушивал очередные рассказы о побитых детях, о воровстве. Мне иногда было интересно спросить - как ей в моей шкурке, нравится? Но я знаю, как тяжело, когда все против тебя, и ты одна защищаешь своего активного несуразного ребенка...
Для справки - СДВГшки часто имеют очень высокий интеллект(моего в саду считали вундеркиндом, в школе отличник, хотя, конечно, не вундеркинд).По статистике таких детей 5-10%, они редко бывают агрессивными, но всегда неудобны для воспитателей-учителей, которые руками излишне чадолюбивых родителей стремятся избавиться от СДВГшек. А сделать гиперактивного ребенка виноватым легко - эти дети импульсивны, и их очень легко спровоцировать.Чем и занимаются не слишком щепетильные воспитатели.
И еще. В травле жертвы гиперактивныши,но на самом деле жертвами там являются все остальные дети - они учатся травить и забивать того, кто в этот момент уязвимее. Шикарное умение.
Сейчас ребенок учится в школе, проблемы есть - но учитель сумела подружить всех детей.

02.04.2010 18:03:18, Мама гиперактивного ребенка

У нас в группе (младшей) такой мальчик. Мамаша его работает в нашем саду, пристроила своего неуправляемого сына в группу детей по возрасту младше его, ну чтоб старшие не обидели, а малышки-то отпор дать не смогут, ясное дело. В итоге имеется такой здоровый лоб, совершенно неуправляемый, причем злобно неуправляемый, есть шилопопы или активные дети, этот злобный угрюмый переросток, явно с психическими отклонениями. Плюс всегда ходит кашляющим и с соплями до колен. Бросается стульями, бьет наших детей, его боятся не только дети, но и воспитатели. Мамаша его на замечания все плакалась, что он никого не слушает, что ой ей так тяжело с ним справляться вай вай. Мы с подругой пошли к заведующей, заведующая защищает мамашу, т.к. та у них работает, мол у ребенка первая группа здоровья, оснований для перевода его куда-то нет. Мы позвонили в департамент образования там нам сказали: "не вопрос, пишите письма нам и заведующей на стол, проведем принудительню комиссию, если он болен, удалим его из сада". В итоге мы зажали мамашку в коридоре, объяснили ей ситуацию, что либо она берется за воспитание своего отпрыска, либо мы будем бороться и пойдем до конца.Мамашка сначала включила дурку (ну она и вообще сама какая-то недоразвитая), потом поняла, что мы не шутим. Сейчас ребенок ее заметно поутих, достает детей, но гораздо меньше, она перестала его водить болеющим. Вот сегодня только говорила с нянечкой, что когда Вадим не ходит у воспитателей праздник и отпуск.
Если что-то опять пойдет не так, опять будет разговор с мамашей либо действительно письмо в департамент, потому что не надо решать проблемы своего ребенка за чужой счет, мой ребенок не обязан быть учебным материалом для адаптации больного ребенка в социуме, тем более с постоянной угрозой получения травмы.

А бывает крик без оскорбления? Ремнем? А престарелую мать, которой Вы станете, когда Ваш ребенок вырастит, можно? Да, бывает крик без оскорбления. Ухожу, стараюсь прекратить такое " общение ", оказалось, мне это вредно.

Обсуждение

Я стараюсь не кричать на ребенка,но иногда невозможно не кричать.По другому не понимает!Ему 9 лет.Раньше был послушный,а теперь изменился,повзрослел.Старается во всем мне противоречить.Я злюсь и начинаю орать.

а что нельзя кричать на ребенка?
Не больше и не меньше,чем на других членов семьи.Достанет-вполне можно и покричать.От темперамента родителя зависит.

В качестве терапии от ночного энуреза мои родители избрали побои, оскорбления «ссыкуха!», угрозы, устраиваемые для меня Нас отправляли в какой-то крутой центр с этим энурезом. Но там психолог была НАСТОЛЬКО отвратительная, что мы с ребенком сбежали от нее:)) удачи.

Обсуждение

нашла свой старый пост... копирую его.











МИЛЫЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!!! Я СТОЮ ПЕРЕД ВАМИ НА КОЛЕНЯХ, Я ПРОШУ ВАС, Я МОЛЮ ВАС – НЕ РУГАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ПИСАЮТСЯ, НЕ БЕЙТЕ ДЕТОК, И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОЗОРЬТЕ ИХ, ИБО ПИСАТЬСЯ ОТ ВАШЕЙ АНТИ-ТЕРАПИИ ОНИ БУДУТ ЧАЩЕ И БОЛЬШЕ. ПОВЕРЬТЕ, Я САМА ПРОШЛА ЧЕРЕЗ ЭТО. ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ - ПОДНИМАЙТЕ ИХ ПО ЧАСАМ (допустим, через кажд. 3 часа, да я знаю, это тяжело и для вас, но поймите - только вы в состоянии помочь вашему ребеночку!)
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, РАДУЙТЕ ИХ, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ, И ВСЕГДА, ЗАПОМНИТЕ – ВСЕГДА ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ НОЧЬ ПРОШЛА БЕЗ «ПРОИШЕСТВИЯ», ДЛЯ РЕБЕНКА ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. ЛЮБИТЕ ВАШИХ ДЕТОК!!!С любовью…

24.02.2008 22:58:39, по понятным причинам..((((

Здесь советуют не грузиться и терпеть. До 9 лечить не советуют.

26.09.2006 13:18:49, 5,5 лет мальчик.

Прочтите, что я сейчас вам напишу здесь. Прочтите и запомните. Хорошенько запомните.
Я писалась от рождения до 19,5 лет. Уверена в 100% что это психологический фактор был в моем случае. Когда мне было 1,5 года, мама развелась с отцом и сошлась со своей первой любовью. Ей(маме) было тогда 20.
Уже сейчас я понимаю, что в то время я-малышка 1,5-годовалая была как «аппендицит» в семье. С одной стороны меня «любили», но это не видела и не чувствовала – да, я всегда была накормлена, чиста, опрятна, но с другой маме и отчиму были пофиг мои внутренние переживания, мои желания, мои мечты…
Никогда в жизни мама не назвала меня ласковым словом, ни разу в жизни не назвала «доченька», «солнышко», «зайчик», «мамина радость»… в доме у меня было только 3 прозвища: «макака», «ссыкуха», и «придурок»… родители(мама с отчимом) жили фактически своей взрослой жизнью, я внутренне не то чтобы переживала сильно, но с детства привыкла воспринимать такое отношение к себе как должное.
Меня лупили мама и отчим с детства. Били нещадно – солдатским ремнем, резиновой прыгалкой, кулаками… с самого рождения каждую ночь я писалась.. могла уписаваться до 5-6 раз за ночь. В качестве терапии от ночного энуреза мои родители избрали побои, оскорбления «ссыкуха!», угрозы, устраиваемые для меня «позорную терапию», мол, они считали что, рассказав кому-то из людей знакомых, моим сверстникам, соседям, одноклассникам, всем подряд- они таким образом меня излечат. Меня постоянно позорили… . Когда мне только исполнилось 11 лет, мы переехали с квартиру со всеми удобствами(до этого у нас был домик с частичными удобствами), т.е. теперь в кране всегда была горячая вода, и как только у меня случалась «авария» меня среди ночи поднимали мать или отчим(чаще он) и заставляли немедленно перестирать ВСЁ постельное белье + описанное одеяло. Среди ночи.
Плюс ко всему я очень крепко спала, вплоть до того, что будучи в подростковом возрасте (и раньше тоже) я могла упасть во время сна с дивана и не проснуться. Меня могли будить среди ночи по 20-30 минут (будить далеко не ласково – включив все лампы в комнате, с криком, оскорблениями, пинками и т.п.), я действительно НЕ МОГЛА заставить себя проснуться, более того – я даже не помнила что меня будили, просыпалась уже под оскорбления и пинки. Глаза слипались и я снова проваливалась в сон… лежала будучи подростком с собственной луже мочи и не могла проснуться, да и не чувствовала ничего.
Обе бабушки меня жалели.. одна все 19 лет таскала меня по больницам, по психиатрам, по детским психологам, по психотрапевтам… отлично помню, как после приватной беседы со мной врачи в один голос говорили, рекомендовали бабушке, чтобы со мной были более ласковы, чтобы во мне «видели человека» (врачи у меня спрашивали как проходит мой день, о моем хобби.. я честно и искренне им рассказывала, что у меня помимо школы и уроков только обязанности по дому и помощь маме с новорожденным братишкой). Мне запрещали гулять, мне категорически строго-настрого запрещалось пригласить кого-то из приятелей к себе домой, и не дай бог я зайду к кому-то из друзей или одноклассников в дом… (врачи настаивали на том, что «девочке ОБЯЗАТЕЛЬНО перед сном нужна спокойная прогулка на свежем воздухе»(С), бабушка разводила только руками, она не в силах была изменить волю моей мамы и отчима. Я была в доме как домработница, как прислуга и нянька для мл.брата – ведь родителям это было очень удобно. Мне также запрещалось посещать какие-либо кружки после школы. Ах, как я мечтала заниматься музыкой на фортепиано…з
Много раз (опять же – с бабушкиной помощью) мне клали в больницы разных городов, в разные отделения. Я помню названия этих отделений по сей день.. «эндокранологическое», «психоневрологиеское», «нейроурологическое», ………….
Другая бабушка до самой своей смерти (она жила в деревне) водила меня по «бабкам».. те шептали какие-то заговоры… совершали таинственные ритуалы, давали отвары трав… лили воск.. и все они в один голос после «диагностики» говорили что писаюсь я на почве испуга.
Кто-то еще из врачей и знахарок в один голос говорили, что все пройдет с началом половой жизни. Это произошло как раз в 19,5 лет.
Короче говоря, все было бесполезно. Как я переживала… как мне было стыдно… как я молила бога, чтобы он мне помог… лет в 15 я молила бога, ночью стоя на коленях в своей комнатушке чтобы я умерла…
Ровно в 19,5 лет у меня все прошло само собой.
Как-то последние месяцы кол-во «аварий» уменьшалось. И все прошло. Сегодня мне 31.
МИЛЫЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!!! Я СТОЮ ПЕРЕД ВАМИ НА КОЛЕНЯХ, Я ПРОШУ ВАС, Я МОЛЮ ВАС – НЕ РУГАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ПИСАЮТСЯ, НЕ БЕЙТЕ ДЕТОК, И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОЗОРЬТЕ ИХ, ИБО ПИСАТЬСЯ ОТ ВАШЕЙ АНТИ-ТЕРАПИИ ОНИ БУДУТ ЧАЩЕ И БОЛЬШЕ. ПОВЕРЬТЕ, Я САМА ПРОШЛА ЧЕРЕЗ ЭТО. ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ - ПОДНИМАЙТЕ ИХ ПО ЧАСАМ (допустим, через кажд. 3 часа, да я знаю, это тяжело и для вас, но поймите - только вы в состоянии помочь вашему ребеночку !)
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, РАДУЙТЕ ИХ, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ, И ВСЕГДА, ЗАПОМНИТЕ – ВСЕГДА ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ НОЧЬ ПРОШЛА БЕЗ «ПРОИШЕСТВИЯ», ДЛЯ РЕБЕНКА ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. ЛЮБИТЕ ВАШИХ ДЕТОК!!!

С любовью…

26.09.2006 01:12:07, страдала...

К сожалению, между родителями и подрастающим поколением часто вспыхивают конфликтные ситуации. Какие-то из них перетекают в ссоры, другие переходят в разряд невысказанных обид.

Психологи уверены: изменив собственное поведение по отношению к малышу, вы сможете избежать различных проблем в его воспитании. Как же правильно общаться с детьми, чтобы избежать многочисленных конфликтов?

Как отмечают специалисты, серьезные трудности во взаимоотношениях между детьми и взрослыми зачастую появляются из-за неправильного поведения последних.

Подавление личности малыша постоянной опекой, необоснованные придирки, неумение выслушать – вот всего лишь несколько причин для конфликтов «отцов и детей». В результате ребенок может вырасти несамостоятельным или протестовать против любого родительского предложения.

Пожалуй, общий язык с трехлетками найти проще, чем с 14-летними детьми. Если вы выстроите правильные отношения с крохой с ранних лет, то сможете избежать серьезных проблем с подростком. Как же следует общаться с детьми?

1. Игнорируйте плохое поведение

Зачастую взрослые сами поощряют неправильные поступки ребенка тем, что обращают на них внимание. Даже негативное отношение может раззадорить малыша. Психологи советуют овладеть техникой игнорирования, только выполнять ее нужно правильно:

  • вообще не реагируйте на кроху – не стоит разговаривать с ним, кричать и даже смотреть на него, если он устроил истерику (в то же время, оставайтесь в поле его зрения);
  • наберитесь терпения, так как ребенок может вести себя плохо и пять минут, и полчаса;
  • заручитесь поддержкой домочадцев, которые также должны игнорировать плохое поведение;
  • похвалите малыша, как только он успокоится: «Я очень рада, что ты перестал плакать и кричать».

Подобная техника требует от родителей выдержки. Также стоит помнить, что вы игнорируете детское поведение, а не самого ребенка.

2. Отвлеките внимание малыша

Этот способ достаточно эффективен, правда, срабатывает он до того, как у детей начнется истерика. Иначе вы попросту не сможете до них достучаться.

Младенца отвлечь очень просто, для этого вам потребуется яркая игрушка или любой другой интересный предмет. Однако как только детки подрастут, вам придется постараться, чтобы перенести их внимание от предмета ссоры.

И не забывайте, шансы на успешный выход из конфликтной ситуации вырастут значительно, если вы вмешаетесь как можно раньше, а ваш отвлекающий маневр будет ярким и оригинальным.

3. Предложите альтернативу

Если вас не устраивает детское поведение, это не повод начинать конфликт. Объясните ребенку, как следует правильно себя вести, то есть покажите желательную альтернативу. Например:

  • если малыш начинает рисовать фломастером на столе, дайте ему лист бумаги или раскраску;
  • если юная модница любит использовать мамину косметику, купите тушь и помады, предназначенные для детей;
  • если кроха взял хрупкий предмет, дайте ему на выбор любую другую игрушку.

Умение родителей находить замену плохому поведению малыша поможет общаться с ним без конфликтов.

4. Критикуйте конструктивно

Конечно, мало кто любит, когда его критикуют. Вот и дети ощущают обиду и раздражение, не желая идти на контакт. И все же указывать на ошибки в поведении необходимо. Как это сделать без конфликта? С помощью небольшой похвалы:

  • «Ты замечательно поешь, только не нужно это делать за столом»;
  • «У тебя хорошо получается играть в футбол, но лучше пинать мячик не в классе, а на поле»;
  • «Я рада, что ты признался, но прежде чем идти в гости, следует спросить у меня разрешения».

5. Предлагайте выбор

Психологи отмечают, что сопротивление родительским указаниям со стороны детей связано с их желанием отстоять свою независимость. И в этом случае взрослые могут избежать конфликтных ситуаций – достаточно предложить малышам выбор. Например:

  • «Чем будешь завтракать – бутербродом или кашей?»;
  • «Ты какую кофту наденешь в садик – зеленую или голубую?»;
  • «Ты сложишь игрушки сейчас или после обеда?».

Предоставлять выбор детям – очень мудрое решение. Вы тем самым удовлетворяете желание чада быть самостоятельным и одновременно сохраняете контроль над его поступками.

6. Будьте конкретны

Не следует наставлять детей такими фразами, как «Будь хорошей девочкой», «Веди себя в садике хорошо». Подобные указания слишком абстрактны и могут смутить ребенка. Распоряжение должно быть четким и конкретным.

Используйте в речи, особенно при общении с детьми раннего возраста, короткие предложения. Если малышу исполнилось три года и он умеет полноценно разговаривать, попросите его повторять ваши просьбы. Такое повторение поможет ее лучше запомнить.

7. Говорите твердое «нет»

Малыши очень чувствительны к тону, которым вы произносите разные слова. Категоричный отказ необходимо произносить четко и настойчиво. Кричать не следует, однако в некоторых ситуациях голос можно и нужно повышать.

Если ребенок пытается изменить ваше решение, ответьте ему: «Я уже сказала тебе «нет». Дальнейшие попытки малыша повлиять на вас следует игнорировать или повторять слово «нет» до тех пор, пока он не смирится с ситуацией.

8. Разговаривайте спокойно

Хотя мы выше говорили, что реагировать на нехорошее поведение лучше сразу, в некоторых случаях все же стоит немного подождать и успокоиться. Если вы кипите от злости и чувствуете, что готовы «наломать дров», вам необходимо расслабиться.

Когда раздражение пройдет, поговорите с ребенком о его поступке. Старайтесь не критиковать, иначе малыш начнет обороняться. Разговаривайте с ним так, как хотели бы, чтобы общались с вами. Поэтому ни в коем случае не унижайте, не обзывайте и не кричите. Громкие крики всегда раздражают и пугают деток.

9. Учитесь слушать

Если ваше чадо находится в расстроенных чувствах, постарайтесь его внимательно выслушать.

Активное слушание – это умение «возвращать» собеседнику то, что он вам рассказывает, при этом описав его эмоции.

Принципы активного слушания можно описать следующим образом

Оставьте все дела – отложите книжку в сторону, отключите ноутбук, закончите разговаривать по телефону. Пусть малыш почувствует, что вы готовы его услышать.

Присядьте или повернитесь лицом к крохе, чтобы расположиться с ним приблизительно на одном уровне. Обязательно установите зрительный контакт с вашим маленьким собеседником.

Старайтесь не задавать вопросов огорченному или раздраженному ребенку.

Изредка повторяйте те фразы, которые вы слышите от малыша, чтобы показать, что слушаете его внимательно. Также озвучивайте его чувства: «Я понимаю, ты начал кричать, потому что хотел ту красивую машинку. Наверное, ты в тот момент разозлился на папу».

Не стоит заполнять паузы в разговоре. Такие перерывы помогают детям разобраться в своих переживаниях и настроении, а также подталкивают к большей открытости.

С помощью этих несложных, но эффективных советов специалистов вы сможете избежать конфликтов и ссор со своим малышом. Кстати, обязательно прочитайте замечательное произведение «Общаться с ребенком. Как?» психолога Ю. Гиппенрейтер.

Главная же рекомендация звучит следующим образом – старайтесь принимать деток такими, какие они есть. Обязательно выслушивайте их желания и просьбы, спокойно, но твердо высказывайте собственную позицию. Тем самым вы сможете не только успешно разрешать, но и предупреждать конфликтные ситуации.

Другая информация по теме


  • А теперь у нас кризис трех лет

  • Мой упрямый малыш или как бороться с упрямством?

  • Учимся общаться правильно! (от 1 до 3 месяцев)