Развитие и воспитание детей второго года жизни. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток.

Длительность каждого периода активного бодрствования у ребёнка до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Ребёнок учится свободно передвигаться на прогулке: он взбирается на бугорки, ходит по траве, перешагивает через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года малыш много лазает: взбираются на горку, на диванчик, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Он также перелезает через бревно, подлезает под скамейку, пролезает через обруч. После полутора лет у малыша кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

При обучении и правильном подборе игрового материала ребёнок осваивает действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Малыш начинает переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); он активно ищет предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, он сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками малыш воспроизводит на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).
Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируют¬ся в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Ребёнок усваивает названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми ребёнок усваивает, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т. д.».

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет малышу узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кс»,он обозначал и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно:
«Ия куся?» — то есть «Ира кушала?». Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?».

Основными приобретениями второго года жизни можно считать:

  • Совершенствование основных движений,особенно ходьбы.
  • Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях и наблюдении.
  • Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения.
  • Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20-30 раз. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения: усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.


Вопросы для обсуждения

1.Краткая характеристика возраста.

2.Физическое развитие детей. Приобретение навыков самостоятельности в режимных процессах.

3.Характеристика основных движений. Условия, бла­гоприятные для их формирования. Организация двига­тельной активности детей.

4.Развитие эмоций и потребности в общении с окру­жающими, значение последней для психического разви­тия детей.

5. Развитие речи ребенка на втором году жизни. Мето­дические приемы ее формирования, используемые в пов­седневной жизни (в режимных процессах, на прогулке, ко время самостоятельной деятельности).

6. Развитие действий с предметами. Возникновение отобразительной игры. Роль взрослого в формировании предметно-игровой деятельности.

1. Второй год жизни характеризуется 3 основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами; своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы, речь становится средством общения. В этот период жизни заметно снижается темп физи­ческого развития: за второй год масса тела увеличивает­ся всего на 2,5 -3 кг, рост на 10-12 см. К 2 годам вес ребенка достигает 12-12,7 кг, рост -85-86 см. У двух­летнего малыша 20 молочных зубов. Совершенствуется нервная система -это отражается на повышении работоспособности: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3-3,5ч, во втором – 4-4,5ч. Соответственно уменьшается суточное количество сна – с 14 до 12,5ч (к концу второго года). Разная длительность бодрствования (3,5 ч - в начале и 5 ч - в конце второго года) обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 меся­цев имеют 2 дневных сна, а после 1 года 6 месяцев-1.

2. Режимные процессы в группах второго года жизни занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей: для формирования навыков самообслуживания, для расширения ориентировки в окружающем, для развития речи.

В показателях нервно-психического развития детей второго года жизни, разра­ботанных Н. М. Аксариной, К.Л. Печорой, указываются следующие навыки самообслуживания, которые дети при­обретают в режимных процессах:



1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца - Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев - Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев - Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает обувь, шапку).

1 год 10 месяцев – 2 года - Частично надевает обувь, одежду (ботинки, шапку).

Навыки самостоятельности важно сформировать свое­временно, опираясь на интерес детей к новизне. Если упустить время и ребенок привыкнет к тому, что многое за него делает взрослый, то новизна для него пропадет, и навык самостоятельности будет сформирован значи­тельно медленнее.

3. На протяжении второго года постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. (см Учебную программу дошкольного образования).

Задача взрослого - создать условия для разнообраз­ной двигательной активности детей, удовлетворить прису­щую этому возрасту потребность в движениях, рациональ­но сочетать двигательную активность со спокойной дея­тельностью. На самочувствии детей, их настроении отри­цательно сказываются как избыток, так и недостаток дви­жений. Двигательной активности способствует правильное оборудование групповых комнат. Мебель расставляется так, чтобы в середине комнаты было достаточно места для ходьбы. Для отдыха детей в отдельных местах комна­ты ставятся диванчики, стулья. В группе желательно иметь горку с лесенкой и скатом, служащую одновремен­но и местом наблюдений за тем, что происходит за ок­ном; поэтому она обычно устанавливается ближе к окну.

В помещении могут быть предметы для перелезания, влезания: ящик и валик, обтянутые клеенкой. Двигательной активности способствуют такие крупные игрушки, как каталки, тележки, машины. Укрепляется мускулатура и улучшается координация движений, когда дети активно действуют с разнообразными игрушками: носят в руках крупные мягкие игрушки (кукол, животных), корзинки, ведра, возят за тесьму машины, катают, подталкивая впе­ред, коляски, игрушки на колесах (лошадка, петух).

Воспитатель, давая малышам поручения, разнообразит их движения: одного ребенка просит перевезти на маши­не груз в другую часть комнаты; другого просит расставить по местам игрушки, и ему приходится наклоняться, выпрямляться, подлезать, чтобы достать закатившийся шар; третьему предлагает покатать куклу в коляске. Поручения даются в игровой форме - они должны быть интерес­ны своим конечным результатом.

4. Много положительных эмоции вызывают у малышей подвижные игры, где они осваивают новые движения (в большей степени подражательные) и закрепляют уже зна­комые. Подвижные игры и упражнения имитационного характера являются обязательным элементом каждой про­гулки. Их проводят и в часы самостоятельной деятельности детей. Они служат средством повышения эмоционального тонуса, разнообразия деятельности: «Птички прилетели, машут крыльями, клюют зернышки», «Собачки бегут (на четвереньках)», «Мышки ходят тихо-тихо».

Яркая эмоциональность, непосредственность характер­ны для раннего детства. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, осо­бой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Чувство радости у малышей вызывают движения игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослыми, особенно «деловое». Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша: быстрее развивается речь, преодолевается чувство страха в новой обстановке и при встрече с незнакомыми людь­ми, легче проходит адаптация к новым условиям жизни, устанавливаются дружеские взаимоотношения со сверстниками. Однако на втором году деловое общение хотя и имеет преимущество перед эмоциональным, но не должно заме­нять его. Дети, имеющие опыт эмоционального общения, превосходят сверстников, не имеющих его, по общей ини­циативности, по богатству и силе эмоций.

В условиях общественного воспитания очень рано воз­никают контакты между детьми: от интереса к сверстни­ку как к объекту, к его внешности, поведению до появле­ния подражания ему, совместных действий, игр с ним. Значение своевременного формирования взаимоотно­шений между детьми заключается в том, что в процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познаватель­ная деятельность, способность действовать по подража­нию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление ин­дивидуальных способностей, в том числе помогает форми­рованию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий.

Взрослые должны помогать ребенку вступать в кон­такт со сверстниками. Ученые рекомендуют организовы­вать ситуации «чистого общения», «контактов взглядов», эмоциональные игры. Создавая специальные ситуации, при которых дети объединены местом действия или вы­полнением одинаковых действий, взрослые помогают ма­лышам перейти от эмоционального общения к деловому.

5. В развитии речи детей второго года жизни наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи. В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Длительное время примерно до 1 года 9-10 месяцев, большинство детей не пользуются собственной речью, хотя хорошо понимают речь окружающих.

На втором году формируется способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлени­ях и основанное на этом мысленное их объединение. Дети уже знают, что слова кукла, мишка, собака и т. д. отно­сятся к разным куклам, мишкам, собачкам (выполненным из разного материала, различным по размеру и окраске). В этом случае дети выделяют основной признак и отвле­каются от несущественных. Однако функция обобщения в этом возрасте только-только формируется; поэтому у ма­лышей возможны ошибки: обобщение предметов не по су­щественным признакам, а по наиболее ярким, броским. Развитию функции обобщения способствует наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, фор­ме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрос­лые должны подчеркивать характерные признаки предме­тов (жук ползет, жужжит, птичка летит, мяч катится). Важно также, чтобы ребенок воспринимал предмет при помощи разных анализаторов: видел, слышал его назва­ние и издаваемые им звуки, осязал его, проделывал раз­нообразные действия. Например, ему дают задания: «По­кажи, где жук», «Дай жука», «Возьми жука», «Спрячь жука», «Принеси жука», «Покажи, как ползает жук», «Скажи, кто это», «Как жук жужжит?» и т. д. В этом примере слово жук употребляется в разных сочетаниях слов, это обогащает их смысловое содержание.

Развитие собственной речи на втором году происходит медленно. К 1 году б месяцам в активном словаре насчи­тывается всего 20-30 слов. Речь детей в начале ее становления мало похожа на речь взрослых. Ее называют автономной. Дети употреб­ляют слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Это облегченные слова: ав-ав, би-би, ам-ам... - и своеоб­разные слова, возникающие в силу несовершенного про­изношения: амидка (пирамидка), моко (молоко).

С появлением собственной речи, пока еще несовершен­ной по форме и грамматической структуре, значительно расширяются возможности общения, что способствует обо­гащению словаря. К 2 годам в нем насчитывается до 300 слов.

Главное приобретение в конце второго года жизни - овладение грамматикой речи. Это важный этап освоения родного языка. Какова же роль взрослого в активизации речи детей? Взрослый должен совершенствовать способность малы­шей подражать звукам и словам: устраивать перекличку звуками, при чтении потешек, побуждать детей к подра­жанию легким звукосочетаниям (шу - полетели..., гуси-гуси- га-га-га); учить детей отвечать на вопросы облег­ченными словами: «Как тикают часы?» (Тик-так). В це­лях активизации речи допускается употребление в обще­нии с ребенком облегченных слов, но обязательно в соче­тании с правильными: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым сло­вам, примерно с 1 года 4 месяцев-1 года 6 месяцев, на­до перейти во время общения с ним к обычной правиль­ной печи. Не следует удовлетворять просьбу малыша, выражен­ную жестом, мимикой. Однако необходимо учитывать и его возможности: не каждое слово доступно ему для про­изношения. Поэтому одним детям следует предлагать в подобной ситуации простые или даже облегченные слова, другим - более сложные. Важно не погасить у них жела­ние говорить.

6. Большой интерес вызывает предметная деятельность детей в период становления. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает в этом возрасте (сю­жетная игра только зарождается), но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного форми­рования психики.

Ребенок прежде всего осваивает способы действия с предметами; у него развиваются глазомер, координация движений. Воздействуя на предметы, малыш познает их свойства и качества, имеющиеся между ними связи. Обо­гащается сенсорный опыт. Посредством осязания, мышеч­ного чувства, зрения дети начинают различать форму, ве­личину, цвет предметов; узнают, что предметы издают различные звуки. Развивается мышление и речь. Знако­мясь со свойствами предметов, дети приходят к первым обобщениям. Ввиду близкого расположения г коре голов­ного мозга центров речи и движений тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование рече­вой зоны мозга, а, следовательно, влияет и на развитие активной речи.

В процессе действия с дидактическими игрушками вос­питываются сосредоточенное внимание, самостоятельность детей, умение добиваться определенного результата; ма­лыши осваивают последовательность действий, овладева­ют умением воздействовать одним предметом на другой (орудийными действиями); в занятиях со строительным материалом приобретают первые конструктивные умения и умение играть, используя свои постройки. В самостоятельной деятельности детей второго года большое место занимают предметные действия с игруш­ками, отображающими близкие и понятные ребенку об­разы людей, животных, предметы обихода.

Воспроизведение действий людей, знакомых жизнен­ных ситуаций (кормление куклы, укладывание ее спать и т. д.) составляет содержание сюжетно-отобразительной игры.

В период с 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев наб­людается перенос действий, разученных со взрослым, с одного предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным: ребенок кормит кукол, ми­шек, зайца, собаку и т. д. Второе полугодие второго года жизни характеризуется развитием сюжетно-отобразительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не забо­тятся о правильной последовательности действий. В дея­тельность малышей начинают вовлекаться новые, разно­образные предметы, иногда предметы-заместители. Но чаще это кажущиеся замещения одного предмета другим. Впервые замещение одного предмета другим возника­ет при необходимости дополнить привычную ситуацию действия вещью, отсутствующей в данный момент. При соответствующем руководстве дети второго года жизни начинают использовать предметы-заместители и в игре. Эволюция игровых действий детей второго и третьего года жизни протекает так: действия с реальными предме­тами, предметами-заместителями и, наконец, действия с мнимыми предметами.

Антипова Галина Анатольевна,

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 120»

Развитие ребенка второго года жизни


У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов.

Нормально развивающиеся дети очень подвижны, находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лепечут, часто улыбаются, смеются, радуются общению со взрослыми.

Совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую ловкость, координацию: лучше получаются действия с кубиками, с мячом, с вкладными игрушками. Ребенок забавно подражает взрослым.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Эти воспоминания сначала возникают на основе какой-либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: "Папа бил" (разбил). Позже эти воспоминания возникают уже по слову. Например, когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок.

Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков.

Приучение к самостоятельному выполнению гигиенических умений: при умывании ребенок подставляет руки под струю воды, при раздевании снимает колготки, снимает и надевает шапку и т. д.

Во время еды ребенок сам садится на стул, ест аккуратно, пользуется ложной, чашкой и т. д.

Приучайте его к самостоятельности, не делайте за него то, что он может сделать сам.

Воспитывайте любовь к порядку. Пусть ребенок складывает сам игрушки, свою одежду, помогает делать уборку в доме и т. д.

Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас стремление к порядку, дисциплине.

Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. В целях его безопасности еще более строго, чем ранее, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. Если же вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: "Не трогай, не бери, не ходи", ребенок станет нервным, а ваша жизнь превратится в ад.

Ребенок этого возраста по-прежнему легко переключается. Стоит только показать ему, например, птичку, и он уже забыл, чем занимался до этого. Но уже нужно иногда наказывать малыша: если он нарушил ваш запрет, можно слегка и шлепнуть его. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился.

Если хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени - потом будет все труднее и труднее.

Второй год жизни - это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития), то есть это сенситивный период для развития речи.

До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Одно слово малыша часто выражает целую фразу. Например, слово "на" может означать то "возьми меня на руки" (тянется при этом к взрослому), то "посади на стул" (хлопает рукой по стулу).

В непривычных условиях или с незнакомыми людьми ребенок этого возраста обычно молчит, ведет себя настороженно. Как будто ощущает, что понять его может только мама. Мама знает, что "ка" - это машина, "зи-зи" - муха, "ди-ба" - все высокое, большое, "ба-бах" - танк, "ава" - лошадь.

Однако родителям уже не следует быть такими догадливыми и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет старайтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания.

Сверхзаботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.

Известный психотерапевт В. И. Гарбузов сказал: "Первые слова в одно и то же время произносит и будущий гений, и умственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу из трех-четырех слов к двум годам построит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально полноценный".

Конечно, родители начинают волноваться, если их ребенок в два года еще не говорит.

Во-первых, нужно иметь в виду, что мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь может появиться в полтора года, а у мальчиков только к двум годам.

Во-вторых, существуют индивидуальные особенности в динамике развития всех психических функций, в том числе речи. Дети, начинающие говорить позднее других, часто говорят более правильно и понятно. Но это бывает тогда, когда у ребенка хорошо развиты познавательные способности, хорошо развита моторика, если он слышит и понимает обращенную к нему речь.

Поэтому, если ребенок в два года не говорит, обязательно проконсультируйтесь у специалистов в области детской психологии и логопедии.

Если по каким-то причинам (болезнь, недостаток общения) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, так как развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных функций.

Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.).

Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам предмета.

Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка этого возраста имеет обобщение. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения бывают неправильными. Например, словом "шар" ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка - это шляпа, косынка, кепка и др. Они сравнивают, различают ("Мама большая, а Анютка маленькая"), устанавливают связь между явлениями ("Солнышко пигеет - галять пойдем".)

Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: "кормит" не только куклу, но и собачку, и медвежонка.

Развивается подражательная игра. Ребенок начинает "читать" газету, "причесываться", "наряжаться" и т. д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.

При некотором руководстве взрослых ребенок проявляет интерес к действиям других детей, эмоционально общается с ними.

Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые


Вы с огромным вниманием и удовольствием наблюдаете, как ваш ребёнок растёт и развивается в первый год жизни, вы чуть ли каждый месяц отмечаете этакий мини День рождения вашего ребёнка, вы радуетесь каждому новому большому или маленькому достижению и открытию. Да, несомненно, первый год жизни - важный этап всего дальнейшего развития вашего ребёнка, как физического, так и интеллектуального. Но, тем не менее, хочу заметить, что развитие ребенка второго года жизни ещё интересней и увлекательней.

5 271036

Фотогалерея: Развитие ребенка второго года жизни

Итак, как правило, азы мира сего уже постигнуты: малыш умеет сидеть, стоять и, как правило, ходить. Теперь можно и нужно развивать полученные навыки для познания окружающего мира. За второй год жизни своего ребёнка вы будете наблюдать грандиозные изменения, как в физическом, так и в интеллектуальном аспекте его развития. Рассмотрим всё более детально.

Показатели физического развития ребёнка второго года жизни

Многие родители беспокоятся о том, в норме ли вес и рост их ребёнка, не слишком ли малыш толстый или не слишком он худой. Сказать откровенно, если вы ребёнка не перекармливаете и, в то же время, ваш малыш нормально и полноценно питается, он активен и подвижен, то повода для беспокойства нет. Существуют ориентировочные нормы роста и веса ребёнка различные для мальчиков и для девочек.

Наглядно рассмотрим показатели веса и роста ребёнка второго года жизни при помощи таблицы.

Показатели роста и веса ребёнка второго года жизни для мальчиков

Возраст, год

Показатели роста и веса ребёнка второго года жизни для девочек

Возраст, год

Как видим, показатели роста и веса ребёнка значительно варьируют, и нет определённых строгих рамок, указывающих, что ребёнок должен иметь какие-то конкретные показатели развития. Как правило, рост и вес ребёнка определяется ещё и генетически, поэтому следует проанализировать показатели развития, как мамы, так и папы и сопоставить их с показателями развития ребёнка.

Рост и вес ребёнка значительно замедляется по сравнению с показателями развития в первый год жизни. Средняя прибавка веса составляет 2,5-4 кг в год, роста - 10-13 см в год. В течение второго года жизни вы будете наблюдать, как изменяются пропорции его тела: малыш вытягивается, и уменьшается соотношение размеров головы по отношению к длине тела.

В то же время малыши второго года жизни продолжают активно расти. Быстро развиваются нервная система и органы чувств, улучшается координация движений, совершенствуется ходьба, ребёнок начинает бегать.

Если ребёнок пошёл после года

Не нужно огорчаться, если вашему малышу исполнился год, а он ещё не ходит. Не волнуйтесь, всё в пределах нормы. Ваш ребёнок пойдёт тогда, когда он будет к этому готов. У каждого ребёнка своя индивидуальная программа развития, которая является для него абсолютной нормой.

И если ваш малыш пошёл после года, а не в десять или даже в восемь месяцев, как его сверстники, то это не значит, что он отстаёт в физическом развитии. Он будет так же хорошо двигаться: ходить, бегать и прыгать, как и его сверстники. Наоборот, иногда слишком раннее познание двигательных навыков, в частности ходьбы, может негативно повлиять на развитие опорно-двигательного аппарата. Мне очень нравится высказывание по этому поводу доктора Комаровского: «Когда ребёнок должен ходить и говорить? - Когда ходит и говорит». Он никогда не даёт конкретных цифр на подобные вопросы, так как не нужно подстраиваться под нормы, которые кто-то для кого-то придумал.

Психоэмоциональное развитие

Главной целью ребёнка второго года жизни продолжает выступать познание окружающего мира. Малышом руководят два основных стремления: удовлетворение собственных желаний и желание общения, прежде всего с мамой. В этом возрасте происходит бурное эмоциональное развитие. Малыш удовлетворяет своё «почему» всеми возможными на то способами.

Кроме того, у детей второго года жизни наблюдается заметный скачок в развитии речи. Значительно увеличивается словарный запас, но снова же, здесь нет каких-то стандартов. Есть детки, которые уже в полтора года рассказывают маленькие стишки, а есть детки, словарный запас которых даже к концу второго года не очень велик. Но это, в то же время, не говорит об каких-то умственных способностях или недостатках вашего малыша. «Молчуны» готовятся к процессу общения более основательно. Наступит момент, и малыш удивит вас сказанным и, возможно, не отдельным словом, а сразу целым предложением. Как правило, мальчики начинают говорить несколько позже за девочек.

Второй год жизни ребёнка условно можно разделить на два периода: от года до полутора лет и от полутора лет до двух лет. Рассмотрим каждый из них.

Развитие ребёнка от одного года до полутора лет

Первое полугодие второго года жизни связано с освоением навыка ходьбы. Как правило, в этом возрасте детки ещё не умеют проходить большие расстояния, они часто падают и испытывают трудности в преодолении различных препятствий на их пути. Малыши в этом возрасте уже меньше спят, они дольше бодрствуют и ограничиваются разовым дневным сном.

Ребёнок проявляет интерес ко всему, но, немного поиграв, он ищет себе новое занятие. Особого развития приобретает понимание речи. Уже к полутора годам малыш начинает понимать смысл целых предложений о часто повторяющихся явлениях и знает большое количество слов, хотя ещё не произносит их. Если ребёнок не говорит, то это не значит, что он вас не понимает. К концу первого полугодия второго года жизни ребёнок может выполнять словесные просьбы взрослого, типа: принеси мячик, возьми чашку и т.д.

Малыш очень нуждается в общении со взрослыми, кроме того, в этом возрасте возникают положительные взаимоотношения с детьми. Уже сейчас начинают проявляться навыки самостоятельного поведения: малыш уже может оттолкнуть руку взрослого, чтобы сделать что-то самостоятельно.

Детки этого возраста любят всё яркое и красочное. Они обращают внимание на свою яркую одёжку и показывают её взрослым. Детки любят всё новое. Для них важно не качество, а количество (я говорю об игрушках), чего не скажешь об их родителях.

Развитие ребёнка от полутора до двух лет

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки! Ребёнок не только хорошо ходит, но и бегает, прыгает и взбирается по стремянке. Малыш может покружиться и «поиграть» с вами в мяч. Кроме того, ребёнок уже может выполнять более точные движения во время игры, к примеру, может «строить» при помощи конструктора. Малыш учится рисовать!

После полутора лет детки становятся эмоционально уравновешеннее: их игровая деятельность приобретает устойчивый и разнообразный характер. Значительно увеличивается словарный запас малыша. Некоторые детки уже начинают неплохо говорить, другие же больше молчат, но, тем не менее, помните, что малыш всё знает и прекрасно вас понимает. Средний словарный запас ребёнка в этом возрасте составляет 200-400 слов. Значительно совершенствуется игра малыша. К примеру, ребёнок не только кормит куклу и укладывает её спать, но и раздевает или одевает её, лечит, учит ходить и т.д. Малыш повторяет действия взрослых: пытается готовить кушать, убирать, стирать.

Ребёнок начинает усваивать определённые нормы поведения. Это как раз тот возраст, когда ребёнка следует приучать к горшку. Возможно, вы это делали и раньше, но именно сейчас начинает вырабатываться осмысливание собственных действий малышом. ребёнок проявляет интерес к сверстникам, к их деятельности, находит общее занятие с ними. В этом возрасте дети значительно развиваются в эстетическом аспекте: они любят музыку, проявляют интерес ко всему красивому, реагируют на ритм и напевность стихотворений.

Как видим, за год малыш заметно повзрослел, и не только в физическом аспекте, но также и в интеллектуальном. Ребёнок познаёт мир всеми возможными на то способами и, как результат, многого достигает и многого добивается.