Рисование на тему масленица в подготовительной. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к Масленице»

Досуг в подготовительной группе на тему: «Масленица». Сценарий

Интегрируемые образовательные области:
«социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
Раскрыть значение празднования Масленицы, познакомить с символами праздника. Закрепить представление о сезонных изменениях в природе.
Развивать двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Коррекционные:
Развивать диалогическое общение детей: умение слушать, отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями, инициативно высказываться, рассуждать, следить за звукопроизношением.
Развивать словообразовательные навыки на основе лексической темы «Весна».
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, развивающие игры.
Демонстрационный материал : мультимедийный проектор, компьютерная игра,
Используемая литература:
Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования / Под ред. Л. А. Парамоновой.)

Ход вечера - развлечения

Ведущая Н.В.: Закончилась долгая зима. Вот-вот солнце совершит свой круг и начнет разгораться в весеннем равноденствии, а зима не хочет сдаваться, холод-стужу напускает, снег на землю трясет, да все ж «как ни мети метелица - все весной повеет». Вот и день подрастает все заметнее, стоят оттепели, с крыш льет капель.
На масленицу, по народной примете, зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, со своего хотения только потеет. Поэтому с незапамятных времен славит масленица самым веселым, разгульным предвесенним праздником. Поэтому ее и прозвали: «широкая», «веселая», «затейливая», «сырная». Масленицу празднуют целую неделю. Будем праздник справлять, Зиму провожать, Весну-красну встречать, Масленицу зазывать!
Ведущая Л.Н.: - Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
Ребята, и вы с родителями тоже делали чучело, посмотрите, какая замечательная получилась у нас выставка. Всем огромное спасибо, кто принял участие в выставке.

Во вторник начинался Заигрыш. С этого дня начинались всякого рода развлечения. А пока вам работа для ума.
Отгадайте загадки.
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.(Весна)
Н.В. Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,
Ежели оно вошло, значит, день пришел давно. (Солнце)
Л.Н. Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет -
Когда это бывает? (Зимой)
Н.В. .Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Л.Н. . Бел, да не сахар
Нет ног, а идет. (Снег)
Н.В. Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Загадки отгадывать вы мастера!

Л.Н. Среда - лакомка. Ребята, а как вы думаете, почему масленицу еще называют «лакомкой»?
Ответы детей
Потому, что существует давняя традиция поедать блины, угощать ими всех родных, друзей и знакомых. Каждый блинчик похож на маленькое солнце, которое согреет вас своим теплом.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!..

Н.В.: Ребята, вставайте в круг. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Горячий блин» Нужно быстро передавать блин по кругу. Кто уронит блин тот выбывает из игры.
Хороша была игра. А теперь садитесь на свои места. Будем играть с вами в компьютерную викторину. Кого я позову, тот должен выбрать категорию вопроса, на которую он будет отвечать. Выбрать сложность вопроса, от одного до трёх. Если правильно ответите, то картинка увеличится, если не правильно, то не верный ответ исчезнит.
Л..Н. Ух, какой хороший день! Так пора веселиться!
Конкурс: со стульями.
(Поставить стулья по количеству детей.)
Ребята, вы под музыку будете двигаться вокруг стульев.Как только музыка закончится, вам нужно будет занять стул.
После каждого круга убирается один стул. В конце остается 1 стул и два участника. Победит тот, кто первый сядет.
Н.В. Тара-тара-тара-ра -
На горе стоит гора.
На горе стоит гора,
Начинается новая игра. (Ручеёк)
Правила игры Ручеёк.
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары.

Л.Н. - Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
Давайте ребята вместе исполним песню.
(Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)) «Моя Россия»

Н.В. - Пятница - тещины вечерки. Зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
А мы сейчас, проверим, какие у нас девочки, будущие хозяйки.Нарисуйте на доске, какие необходимы хозяйке продукты, чтобы испечь блины.(девочки делают зарисовки)
Л.Н. - Суббота - золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.
Как услышите весть хорошую –
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Ногами топайте! Договорились?

У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)
Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)
Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)
Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)
Не блины, а объеденье! (Хлопают)
Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)
Все с пуховою перинкою! (Топают)
А иные и с подушками! (Топают)
А другие и с ракушками! (Топают)

Н.В. - Последний день Масленицы - Прощеное воскресенье, или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить. Прощения просят.
Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить её.
И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной женщиной с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною.
Заключением праздника Масленицы, остается и по сей день, сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Сопровождают такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, угощения блинами.
Таким образом люди прощались с Зимой.
А Весну встречали, и песни ей пели, в надежде, что она принесет тепло.
Ребята, давайте, и мы с вами сделаем солнышко, чтоб оно поскорее согрело нас своим теплом и растопило последние сугробы.
(коллективная аппликация «Солнышко» . Cложение лучиков, способом оригами.)
Ребята, блинами, мы с вами вчера угощались, а сегодня угощаем вас пряниками. С праздником!

Проект

«Масленица»

Подготовительная группа

Проект: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Актуальность: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», сразличными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русскойкультуре в семье.

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Масленицы»

Итоговый результат:

1.Оформление выставок продуктивной деятельности детей

2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»

Что мы знаем Что мы хотим узнать Как мы это сделаем Результат

Масленица -это блины, соломенная кукла, которую сжигают

Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть

Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице»

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам художественного творчества (Лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки, заклички.

Выставка продуктивной деятельности детей

Рассказывание стихотворений о «Масленице»

Название дней недели

Тематическое планирование

Понедельник «Встреча Масленицы»

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

Вторник - «Заигрыш»

Цель : Дать детям представления о русских народных играх - забавах.

Среда « Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке

Пятница «Тёщины вечёрки»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»

ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх

Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»

Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Кукла-веснянка»

Рисование: «Масленица глазами детей»

Познавательное развитие

ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом 10.»

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Речевое развитие

Предварительные беседы по темам

Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине

Заучивание стихотворения «Масленица»

Физическое развитие

Подвижные игры, Физкультминутки

Катание на санках с горы.

Игра «Петухи», «Бой подушками», «Летела корова», «Маша-растеряша»

Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи

Ведущая.

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице.

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день -блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица.

Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная!

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.

Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в мискена голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

«Масленица»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,

Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник - заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки . В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем . Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота -
золовкины посиделки . Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы -
Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Рудный қаласы әкімдігінің КМҚК «№14бөбекжай балабақшасы»
КГКП «Ясли – сад №14 акимата города Рудного»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«В гости к Масленице».

Выполнил: воспитатель первой категории Калужская Л.А.

Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Воспитатель: Добрый день, добрый час!

Поиграем мы сейчас? (Да)

К нам сюда скорее просим,

Подходи честной народ.

Фейерверки зажигайте,

Всех нас Масленица ждёт.

Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?

Да, конечно хотим.

Появляется Таша Бала (кукла би-ба-бо).

А куда это вы собрались?

Мы хотим попасть на Масленицу.

А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.

Если, ты, Таша Бала, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами, а дети помогут тебе. Правда, ребята?

Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.

Когда встречают Масленицу?

Как готовятся к Масленице?

Как её зовут-зазывают?

Дети отвечают на вопросы и читают заклички:

Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

Светит Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица,

Семь годков.

Как народ отмечает Масленицу?

Сколько дней длится Масленица?

А чем этот праздник отличается от всех остальных?

Дети отвечают на вопросы.

Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Таша Бала, хочешь узнать?

Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?

Дети предлагают свои варианты.

Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.

Дети распределяют слова по вагонам.

Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется?

- «Встреча»

Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук.

Дети выполняют задание, сидя за столом.

Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником. А нам нужно отправляться дальше.

Прочитайте, как называется вторая остановка?

- «Заигрыш».

Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.

Физминутка

Солнце спит, небо спит.

Даже ветер не шумит

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг поднялся ветерок,

Небо тучей заволок,

И деревья раскачал.

Град по крыше застучал.

Барабанит град по крыше,

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи.

Ни один не виден лучик.

Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.

А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется.

- «Лакомка»

Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?

В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику, глядя в зеркало.

«Качели» Язычок – вверх и вниз –

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо,

Весело Дениске!

«Горка» Язычок за зубки опускается,

Его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!

«Блинчик» Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

«Чистим зубки» Мягкой щёткой с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

Хорошо дети все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.

Как называется следующая остановка?

- «Разгуляй»

Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.

Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.

Блин – вкусный, круглый, масленый.

Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.

Дерево – высокое, красивое, зеленое.

Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.

Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки.

Дети считают фишки, определяют, кто победил.

- «Вечерки»

Как вы понимаете слово – вечерки?

Пятница, суббота - вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.

Дети водят хоровод.

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Лю-лю, лю-лю проходит.

Снег и стужу прочь уводит,

Весну красную приводит.

Лю-лю, лю-лю приводит.

Солнце ласковое светит,

Любят все весну на свете.

Лю-лю, лю-лю на свете.

Вот так и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.

- «Прощенное воскресенье».

Как вы думаете, почему так называется это остановка?

За, что можно просить прощение?

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это.

Посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.

Дети показывают кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».

В конце сказки, дети выносят блины и всех угощают.

Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.

Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.

Что нового узнали сегодня?

А, что вы расскажите дома родителям?

Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?

Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.

Приложение:

Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».

Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.

Выходит, Весна и плачет.

Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.

Воспитатель:

Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?

Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.

Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.

Баба-Яга:

Фу-ух, хорошо то как!

Воспитатель:

А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!

Баба-Яга:

Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!

Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?

Баба-Яга:

Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!

А как же дети?

Баба-Яга:

А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.

Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!

Баба-Яга:

Еще чего захотели, не верну. (уходит).

Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.

Весна и воспитатель вместе:

А ты кто такой?

Блиночек:

Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!

Но как ты нам поможешь?

Блиночек:

Посмотрите на меня!

На солнышко похож же я!

Такой же круглый и румяный,

Мешен на масле со сметаной!

Солнышко на время заменю.

Свет, тепло на мир пролью!

И будет вам весна, веселье,

И хорошее будет настроение!

Ура!!! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.

Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.