Сенсорное развитие детей 2 3 лет. Сенсорное развитие путем самообразования

Сенсорное развитие детей 2-3 лет

Опыт работы воспитателя дошкольного образования

Прокопени Татьяны Сергеевны

Введение

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Период младшего дошкольного возраста наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка. Полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, обучения в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.Каменский, Ф. Фребель, М.Монтессори, О.Декролт, Е.И.Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов.

В основу положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

Основная задача сенсорного воспитания это формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов, а также формирование умений самостоятельно применять систему эталонов в практической и познавательной деятельности.

Понятие об ощущениях и восприятии

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Ощущения являются основным источником знаний человека о внешнем мире и собственном теле. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своём теле .

Так В.А. Крутецкий пишет, что ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития .

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта . Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, посторенние и уточнение образа.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Под предметностьюпонимается отнесённость всех сведений о внешнем мире, получаемых с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое. Категориальность, что он относится к определённой категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков. Константность - это относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Например, константность цвета, формы, величины .

Процессы восприятия опосредуют речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путём их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Сенсорное развитие как важное звено познавательного развития ребёнка

Прежде чем мыслить ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребёнка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета.

В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3-м годам достигает высокого уровня развития: ребёнок тонко дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, величине, узнаёт знакомые мелодии, различает темп музыки, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям и т.д.

Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности - в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами

Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому нужны пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию.

В младшем дошкольном возрасте наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.(1)

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком коротка, с ее помощью не удается достать мяч. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.

Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, застегивая пуговицы, кнопки, завязывая шнурки, ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной.

На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с крышей, красные с помидором. Таким образом, ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства.

Освоение новых ориентировочных действии приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Слова, обозначающие признаки предметов, малыши усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете - его функции, выраженной в названии предмета. Важно, как установили Л.А. Венгер, Э.И. Пилюгина, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создает основу для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов.

Сенсорное воспитание в детском саду

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления).

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы предлагаем для рассмотрения детям, воздействует на глаза; с помощью рук дети ощущают его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо. Таким образом, ощущения и восприятия - непосредственное, чувственное познание действительности.

Знакомство человека с миром начинается с "живого созерцания": с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине.

При наглядном ознакомлении слово играет большую роль, не менее важен и организационный процесс, направленный на восприятие предметов и их свойств. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и непрочны.

С древних пор педагоги пользовались в сенсорном воспитании способом сравнения предметов по тем или иным признакам.

На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики. Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов. В настоящее время к услугам воспитателя множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), специально подобранный дидактический материал.

Задачи, формы и методы сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать и сравнивать предметы, явления формируются лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки, сравнивать их между собой. Поэтому, обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становиться особо понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

При подготовке занятия воспитателю следует предусмотреть, каким образом данное занятие будет содействовать развитию детей, на какие стороны личности оно окажет влияние. Занятия, в которые включены задачи организации детского восприятия, памяти, воображения, мышления, несомненно, будут полезны для психического развития.

Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать - и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры и дидактические упражнения.

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определенным качествам (форме, величине, цвету), чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим. Иногда, если упражнения проводятся в течение всего времени, отведенного для обучения, они выступают в форме самостоятельного занятия. В том и в другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребенка был необходимый материал, и дети правильно с ним действовали.

В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме - учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.

Дидактические игры и упражнения, и их значение

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах педагогов и исследователей (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой и др.) .

Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

При описании игр, включенных в сборники, дидактические задачи выделяются и воспитатели детских садов, проводя игры, стремятся осуществить эти задачи. Но из-за настойчивого стремления, во что бы, то, ни стало добиться решения дидактических задач, поупражнять и научить детей педагоги часто становятся на путь прямого обучения.

Например, в играх с дидактической задачей - развивать восприятие формы предметов - воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие. Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяется не учебной ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего участники одной игры.

Как только этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми и воспитатель становиться на путь прямого обучения. Дидактическая игра перестает быть сама собой.

Во избежание этого в каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней различных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия. В сенсорном развитии детей используются следующие известные виды дидактических игр.

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона - или животных: волка, гусей и т.д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные с интересными игровыми моментами - избавиться от ненужного, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др.

Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии - основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставиться перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т.д.

В работе с детьми надо использовать и дидактические игры и дидактические упражнения, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения того или иного. Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию умений и знаний могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они - хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания

Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет

1. Задания на выполнение предметных действий.

1.1 . Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета, материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

1.2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель обучения - выработка у детей умений соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

2. Элементарные продуктивные действия.

2.1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения - фиксировать внимание детей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.

2.2. Рисование красками.

Цель обучения - закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.

Заключение

Ранний и дошкольный возраст особо благоприятен для совершенствования органов чувств. Значимость сенсорного развития у детей в этом возрасте сложно переоценить. В игровом процессе малыш познает окружающий мир. Ребенок учится узнавать о таких понятиях, как цвет, форма, величина. Именно поэтому необходимо развитие сенсорики, которое способствует гармоничному формированию личности малыша.

Литература

1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994 - 64 с.

2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.

3. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207с.: ил.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.: ил.

5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. - 144 с.

6. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. - М.: Просвщение, 1996. - 158 с.

7. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др.: Под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1996 г. - 176 с.

8. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. - 144 с.

10. Дьяченко О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №1 - с. 46-50.

11. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002 №4. с 2-6.

12. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ. - М.: Новая школа, 1998 - 64 с.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 416 с.

14. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: Академия, 1999 - с. 211-218.

15. Пере-Клерман А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с фр. А.Л. Шаталова - М.: Педагогика, 1994 - 284 с.

16. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. - 112 с.

17. Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 240с., ил.

18. Упражнения с Монтессори - материалом. Школы для малышей. Дом Марии Монтессори. Под ред. Е.Хилтунен. - Рига - Москва: Пед. Центр «Эксперемент», 1998. - 180с.: ил.

19. Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1990 - 280 с.

Дидактические игры

Есть простые дидактические игры на развитие

тактильных ощущений:

  • "Определи на ощупь" (найти предметы различающиеся по одному признаку)
  • "Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • " Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
  • " Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
  • "Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • "Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • "Какая фигура лишняя?" (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения для закрепления

понятия величины.

  • "Сравни предметы по высоте"
  • "Самая длинная, самая короткая" (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • "Разноцветные кружки" (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • "В какую коробку?" (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • "Дальше - ближе"(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие - дальше)
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
  • "Какого цвета не стало?"
  • "Какого цвета предмет?" (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • "Собери гирлянду" (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • "Какие цвета использованы?" (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • "Уточним цвет" (учить различать и называть близкие цвета)

Игры для детей младшего дошкольного возраста

«Мозаика из пуговиц»

Для игры нам понадобятся разные по размеру, цвету и форме пуговицы. Из учебного материала выкладываем узор, потом предлагаем крохе повторить рисунок за вами. Первое время помогаем карапузу складывать мозаику. Когда же маленький творец научится самостоятельно выполнять задание, предлагаем ему придумать свой рисунок. Игра формирует понятие о цвете, форме и размере.

«Солнечный зайчик»

Для игры понадобится зеркальце. Играть в ясный день, когда лучи солнышка заглядывают к нам в окошко. Поймайте зеркалом лучик света и научите карапуза играть с солнечным зайчиком. Посоветуйте крохе дотронуться до него, попытаться его удержать. Игра направлена на совершенствование зрительного ощущения.

«Разложи по цвету»

Для игры необходимы предметы разных цветов, например, кубики, мозаика, конструктор «Лего». Предлагаем ребенку разложить все эти вещи по цвету. В процессе малыш знакомится с понятием цвета и его разнообразием.

«Где звонят»

Перед началом необходимо приготовить колокольчик и повязку для глаз. Завяжите глаза карапузу и звоните в колокольчик. Когда малыш откроет глаза, он должен сказать с какой стороны звонили. Забава формирует направленность слухового внимания и умение определять направление звука, учит ориентироваться в пространстве.

«Что звенело?»

Понадобятся различные вещи, игрушки, которыми можно создавать звуки (бумага, барабан, колокольчик, дудка, ложки, ксилофон). Показываем крохе каждый объект и воспроизводим его звучание. Потом малышу завязываем глаза и шумим одним из предметов. Развязываем глаза и предлагаем показать, что звучало. Эта забава стимулирует слуховое внимание, а, следовательно, и музыкальный слух.

«Собери игрушки»

Для потехи вам понадобятся две коробки и игрушки. Одна коробка находится у ребенка, вторая — у взрослого. Предлагаем малышу вместе сложить игрушки. Каждый собирает игрушки в свою коробку. Складываем игрушки так, чтобы у малыша оказалась большая часть. По окончанию знакомим кроху с понятием много--мало. Игры для детей дошкольного возраста

«Найди лишний предмет»

Для занятия понадобятся геометрические фигуры разных цветов. Раскладываем перед крохой по несколько предметов одного цвета, один из которых отличается по форме. Просим найти лишнюю вещь. Процесс направлен на сравнение фигур, развивает зрительное соотношение.

«Большой — маленький»

Понадобятся игрушки и вещи, разные по величине, в том числе носовой платок. Предлагаем крохе спрятать по очереди предметы под платочком. Объясняем крохе, что вещи, которые спрятались - маленькие, а которые не поместились - большие. Так в игровой форме вы знакомите свое чадо с понятием величины.

«Что в мешочке»

Для занятия понадобится небольшой мешок и предметы, имеющие различную форму, размер и структуру, которые можно будет в него поместить. Предлагаем маленькому исследователю на ощупь определить, что именно находится в мешочке. Эти действия помогают совершенствовать тактильные ощущения.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Мишка в детском саду».

Цель: Формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.

Задачи:

Учить детей логическому мышлению, используя метод сериации (правильная сборка пирамидки);

Находить пару по двум признакам (большая - маленькая и цвет);

Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);

Закрепить знания детей о диких животных (медведь);

Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу;

Закреплять знания детей о частях своего тела.

Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.

Оборудование: плюшевый медведь, пирамидка, мяч, корзина с грибами, разрезные картинки, посуда.

Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.)

Воспитатель: Ай - ай - ай, это кто же разбросал игрушки?

(На стульчике сидит плюшевый медведь.)

Воспитатель: Мишка, это ты раскидал игрушки по группе?

Мишка: Да, я пришёл к вам в гости и немного поиграл.

Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).

Мишка: простите меня, я больше так делать не буду.

Воспитатель: Мишка, раз ты понял, что это плохо, то собери пирамидку, а ребята тебе помогут, только собирать нужно правильно, сначала большие колечки, потом поменьше.

(Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет, размер и форму колечка. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей. Мишка благодарит детей за помощь и предлагает поиграть в игру «Давайте познакомимся». Дети встают в круг, Мишка по очереди бросает им мяч, дети называют своё имя).

Мишка: Я всю зиму проспал в своей берлоге, а пришла весна, я проснулся и решил прийти к вам в гости - поиграть. А вы знаете, где я живу?

Дети: В лесу!

Мишка: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) . Моя подружка Белочка передала вам подарочки из своих запасов, смотрите, что это? (Показывает детям корзинку с грибами. Мишка, как бы случайно рассыпает грибочки на пол.)

Мишка: Ой, ребята, вы мне поможете собрать грибочки?

Дети: Да! (Дети собирают грибы, воспитатель уточняет, какие они (какого цвета, размера, твёрдые или мягкие).)

Воспитатель: Ребята, давайте тоже сделаем Мишке подарок, мы угостим его вкусными и сладкими ягодами. (Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»).

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы такие хорошие!

(Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение А. Барто «Мишка».)

Мишка: Ой, ребята, покажите, где у меня лапа? Глазки? Ушки? Носик?

Воспитатель: Мишка, ты что, совсем не знаешь части своего тела? Мы с ребятами тебе поможем!(Проводится физ.минутка «Изучаем наше тело»)

Один, два, три, четыре, пять - будем тело изучать!

Вот - спина, а вот - животик, ручки, ножки,

Глазки, носик, ротик, ушки, голова -

Покачать успел едва.

Шея - крутит головой,

Ох, устала ой - ой - ой!

Лоб и брови, вот реснички - запорхали, словно птички.

Розовые щёчки, подбородок кочкой.

Волосы густые, как травы луговые.

Плечи, локти и колени.

У меня, Серёжи, Лены!

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы сегодня многому меня научили.

(Воспитатель предлагает детям угостить Мишку чаем, но чашки на столе перепутались.)

Воспитатель: Я дам вам блюдца, а вы подберите к ним чашки такого же цвета и размера.

(Проводится дидактическая игра «Найди пару».)

Конспект занятия по сенсорному развитию «Путешествие на паровозике» для детей первой младшей группы

Задачи: познакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник); формировать способность устанавливать их сходства и различия, закрепить основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый); формировать умение сравнивать предметы по величине (маленький, большой)и определять их свойства (мягкий, твердый).

Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, давайте сегодня будем путешествовать , поедем далеко на паровозике ! (паровоз из детских стульчиков, на сиденьях приклеены геометрические фигуры)

Воспитатель раздает детям билеты в виде геометрических фигур, просит найти такие же фигуры на стульчиках и сесть на свои места.

Воспитатель вместе с детьми, двигая ручками и ножками поют песенку: "Чу,чу,чу,чу далеко я укачу. "

Обьявляется станция- "Цветные шарики"

Дети идут на ковер, где рассыпаны цветные шарики.

Воспитатель предлагает взять их в руки, постучать друг об друга. Как вы думаете ребята у нас шарики твердые или мягкие?

Воспитатель: Давайте разложим их в ячейки по цветам.

Дети раскладывают шарики в ячейки соответственно их цвету.

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь нам можно путешествовать дальше !

Дети садятся на свои места, поют песенку, двигая ручками и ножками.

Воспитатель: Станция -"Цветочная",все приходят на полянку, собирают бумажные цветы, воспитатель просит детей показать и назвать цвет собранных цветов.

Воспитатель: Дети, вызнаете, что у каждого цветка есть своя полянка, давайте им поможем туда вернуться?

Дети раскладывают цветы по цвету на свои "полянки"и едут дальше.

Воспитатель: Станция -"Веселые шарики"(на ковре большие шарики и маленькие) .

Дети играют с шариками, по желанию называют цвет их величину.

Воспитатель: Все наши шарики перемешались, что делать? Предлагает детям найти корзину большую и маленькую и разложить маленькие шарики в маленькую корзину, а большие в большую корзину.

Воспитатель: Теперь у нас порядок! Скажите, ребята, на что похожи наши шарики, какие игрушки у нас такие же круглые?

Дети: Мячи!

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в мячики и попрыгаем?

Дети прыгают на двух ногах, П/игра "Мой веселый, звонкий мяч. ".

Воспитатель: Вот и путешествие наше подошло к концу! Спасибо, ребята, вы здорово играли!

Конспект занятия по сенсорному развитию и развитию речи детей младшего дошкольного возраста

«В гостях у бабушки Алины »

Цель: Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о их повадках, месте проживания.

Задачи:

1. Создание педагогических условий для формирования у детей эмоционального настроения, положительного отношения друг к другу и окружающему.

  1. Развивать речь детей , действовать по словесной инструкции педагога.
  2. Развивать мелкую моторику рук . Словарная работа: молоко, морковка, капуста, косточка.

Предварительная работа с детьми: беседа, рассматривание картин домашних животных, обыгрывание игрушек, заучивание стихов.

Материалы: заяц, собачка, кошка, корова, молоко.

Оборудование: пенек, домик, перчатка резиновая с молоком.

Ход занятия.

Дети, сегодня мы поедем на паровозике к бабушке Алине . А паровозик зовут «Непоседа» . Он очень добрый и веселый и любит путешествовать, давайте ему улыбнемся и займем мета в вагончике.

Паровоз кричит: «Ду - ду!

Я иду, иду, иду!

А вагоны стучат

А вагоны говорят:

«Так-так-так-так

Так-так-так-так»

А вот и остановка «Веселая полянка» . Посмотрите детки, какая чудесная полянка. А это кто спрятался за пенечком?

Дети: «Зайка»

Ой, а он грустный

Что ты, зайка

Там сидишь?

Ты скучаешь и грустишь

К нам скорей скачи, малыш!

Дети манят зайчика и он скачет к ним.

Раз - прыжок,

Два - прыжок

Прыг-прыг

Скок-скок.

Дети прыгают как зайчики.

А вот и домик где живет бабушка Алина .

Дети, а это кто нас встречает?

Да, это пес Барбос.

Вот сидит наш пес Барбос.

В лапы спрятал черный нос.

Песик дремлет или спит,

Он на деток не глядит.

Дети, а он не спит, дом сторожит. Детки, а что мы ему скажем (здороваются) рассматривают его, читают стихотворение.

К нам пришла собачка.

Умная собачка.

С детками играет.

Очень громко лает. Гав-гав!

А что любит собачка? (косточку, угощают и заходят в дом). Бабушка говорит , что у нее в доме живет кот Васька.

Васька! Кис-кис-кис! Дети зовут его и находят под лавкой. Дети, он ночью мышей ловит, а днем под скамейкой лежит, отдыхает и мурлычет.

Как мурлычет?

Дети: Мур - мур!

А давайте его погладим.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.

А что киска любит (молоко) .

Киска к детка подошла

Молочка просила

Мяу говорила.

Детки киска молочка захотела. А где же взять для нее молочка? Кто даёт молоко (корова) .

Детки, у меня во дворе живет коровушка. Пойдемте, попросим у нее молочка для нашего кота.

Идет, идет корова - длинные рога.

Где была корова?

Ходила на луга.

Подошла корова

К дому своему

Стала, замычала

«Му-му-му-му!»

Дети подоили коровку и угостили кота Ваську . А еще для вас сюрприз, посмотрите, что растет у нас у огороде, подходят к подсолнуху рассматривают его, отстегивают семечка и находят там конфетки.

А теперь пора нам возвращаться в детский сад на нашем чудо паровозике.

Своевременное сенсорное воспитание детей 2-3 лет – основной путь к раскрытию способностей. Используют игрушки, побуждающие детей выполнять...

Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет – основной путь к раскрытию заложенных природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия.

Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств:

  1. Зрения (90% информации).
  2. Слуха (9%)
  3. Остальных чувств (1%):
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.

Развитие через самообразование

Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус – так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.

Сенсорное восприятие мира основывается на таких параметрах:

  • Понятие о цветах и некоторых оттенках.
  • Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат).
  • Понимание величины, размера.

Как развивать сенсорику

Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Тематический материал:

Используют те, что побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят крох с различными формами и размерами, цветами и фактурой. Полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают моторику рук и речь.

Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:

  • Мягкие, сшитые из различных материалов, с природными или синтетическими наполнителями.
  • По типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
  • Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные).

Развивающие настольные игры

Осмысление действительности начинается примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.

Тематический материал:

Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого нужно распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их и наклеить на картон. Для примера:


Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие и формируют понятие о внешних признаках: форме, величине, цвете.

В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки и нуждаются в похвале. В 2-3 года крохи уже умеют многое:

  • Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают предметы по этому признаку.
  • Разбирают их по признакам: большой, маленький, средний.
  • Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого элемента к маленькому и наоборот.
  • Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку.
  • Указывают на кубик, мячик, кирпичик.
  • Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме.

Принципы методики Янушко

Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то всему остальному он научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.

В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики.

В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе Елены Янушко.

Автор объясняет, что в раннем возрасте внимание носит непроизвольный характер. С детьми не проводят беседы или занятия с обучающими предметами, потому что малышей сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешками, пирамидками, рамками со шнурками, досками Сегена.

Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития:

  • Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством предметов, их расположением в пространстве.
  • Слуховое восприятие – знакомство со звуками разного происхождения.
  • Тактильное восприятие – ощупывание предметов из различных материалов, разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т. д.

Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять детям незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.

Дидактические упражнения

Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:

  • Сортировка однородных предметов, согласно размеру, геометрической форме, цвету.
  • Размещение их в соответствующие гнёзда.
  • Собирание мозаики по образцу.
  • Рисунки красками на разные темы.
  • Подражание взрослым в мимике, жестах.
  • Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.

Развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.

Элнара Ханахмедова
Сенсорное развитие детей 2–3 лет

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей . Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание , направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития , является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия . Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка , развивает внимание , воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорные ощущения имеют разное значение для ребенка :

1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.

2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.

3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа) . Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия . Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка , нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон » .

Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое) . В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей . Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта , который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке» , лабиринт, развивающий дом , развивающая улитка с формами , домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию : «Вкладыши» , «Посади бабочку» , «Разноцветные зонтики» , «Разложи палочки по баночкам» , «Большой, поменьше, маленький» , «Определи на ощупь» , «Один – много» , «Длинный – короткий» , и т. д.

Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи» , «фрукты» ; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения :

Выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;

Нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;

Сортировка предметов по различным характеристикам;

Определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;

Обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;

Подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка . Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов : зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии , прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка - это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников , забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым .

План работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет

СЕНТЯБРЬ 1. Адаптация Выявить представления детей о цвете , форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития

2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка) .

3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития .

4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши, пирамидки, озвученные игрушки и т. д.

1.«Собираем пирамидку» . Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец

2. . Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) .

3. «Прыг – скок по дорожке» . Закрепление знания цветов : красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.

4. «Познакомить с кругом» . Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)

5. «Какого цвета водичка» . Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.

6. «Угадай, что звенит» . Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики

7.«Разложи шарики» . Развивать у детей восприятие предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)

8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)

2.«Познакомить с квадратом» . Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты

3. «Угости маленького и большого зайца морковкой» . Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая) .

4. «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками» .

5. Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками»

6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы Мячи, машинки и т. д.

7.«Найди пару» . Учить детей узнавать и правильно находить пару из плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое лото» .

1.«Волшебный контейнер» . Учить детей выполнять задание правильно, . Контейнер с фасолью, горохом

2.«Шарики» . Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме» фигур : круг, квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

4. Игры с прищепками : выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) . Бельевые прищепки (разных цветов, Силуэты : солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.

6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт , развитие мелкой моторики рук Цветные ленточки

7. «Пирамидка высокая и низкая» . Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая.

1. «Кто скорее соберет игрушки» . Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки» .

2. «Счетные палочки» . Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки.

3. «Золушка» . Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук . Фасоль, тарелочки.

4. «Мячи трех цветов» . Формировать внимание детей на цвета предмета ; развивать понимание слов «цвет» , «большие» , «маленькие» . Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)

5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый) Дидактические картинка

6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора.

7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку Разноцветные пирамидки

1. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый

2. Пальчиковые игры с массажными шариками : вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук . Массажные шарики.

3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) . Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.

4. «Поможем зайке разложить игрушки» . Закрепление знания геометрических фигур : круг, квадрат Игрушки : зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами : круг, квадрат.

5. «Большой - маленький» Формировать умение ориентироваться в величине предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров

6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с разноцветными предметами. Игрушка кошка, дидактические пособия «Котятки» (котята, нарисованные на картинке по контору. У каждого котенка бантики и сапожки определенного цвета.

7. «Подарим куклам бусы» Формировать умение детей на цвет одежды куклы, развивать умение детей выбрать предметы заданного тона из четырех возможных, формировать умение группировать предметы по цвету. Дидактические разрезные картинки «Бусы» , Дидактическая картинка «Кукла» .

1. «Ткани» . Развивать у детей осязание , учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. «Воздушные шары» . Закрепить знания цветов : красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары» .

3. «Строим башню» . Обучение соотнесению по величине трех предметов. Строительный материал : кубики, кирпичики, призмы разного размера (большой, поменьше, маленький) .

4. «Что лежит в мешочке?» .Закрепить знания детей о форме , упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (круг, квадрат, треугольник)

5. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета . Дидактическая игра «Подбери петушку перышко» .

6. «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки.

7. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

8. «Достань колечко» Формировать предметно – орудийные действия (с помощью палочки подвигать к себе разноцветные предметы) . Палочки с круглым сечением, цветные кольца основных цветов.

9. «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага. (основные цвета + белый, черный, коричневый и розовый цвета) .

1. «Сделаем куклам бусы» . Закреплять умение группировать предметы по цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе ) .

2. «Спрячь мышку» . Закреплять у детей представления о основных цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку» .

3. Игры со счетными палочками : выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук . Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. «Волшебная вода» Развивать представления детей о вкусовых качествах воды (сладкая - соленая) Вода, сахарный песок, соль.

5. «Найди по цвету платочек и платье для куклы» Формировать умение детей находить по цвету необходимые предметы одежды (платочек, платье, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый, красный) Дидактическая игра «Подбери кукле платочек и платье» .

6. «Паровозик с круглыми треугольными, квадратными окошками» Формировать у детей умение находить предметы данной формы Формы треугольников и кругов, квадраты, дидактические картинка «Паровозик с круглыми и треугольными окошками» .

Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорного развития посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития .

Сенсорное развитие вашего ребенка - это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают.

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.

В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:

  • Сложить картиночку из геометрических фигур так, как показано на рисунке;
  • Найти предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п.;
  • Украсить листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.

Занятия с ребенком помогут вам развить в нем внимательность, музыкальный слух, тактильную восприимчивость, артистизм и концентрацию.

Развитие творческих способностей детей 2-3 лет

Развитие ребенка дошкольного возраста имеет немалое значение. Сенсорное развитие в эти годы жизни вашего чада превращаются в важную познавательную деятельность.

Детки-дошколята очень восприимчивы и впечатлительны. Их нужно знакомить с произведениями художественной литературы - читать им сказки, учить повторять фразы и заучивать небольшие стишки.

Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать несложные игрушки из пластилина.


Показатели сенсорного развития детей

2 года – 2 года 6 мес

  • Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;
  • Может подобрать предметы разной формы;
  • Правильно называет несколько цветов;
  • Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.
  • Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;
  • Ставит кубики друг на дружку;
  • Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес. – 3 года