Дидактическая кукла по речевому развитию "ягуша-говоруша". Методическое пособие «Дидактическая кукла Таня

Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность.

Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

Образовательная работа с детьми может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится.

Игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 15-25 минут.

При организации игровых занятий необходимо:

  • Эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий;
  • Использование художественного слова;
  • Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.

Опираясь на программные требования с помощью дидактической куклы рекомендуется продолжать знакомство детей со строением тела человека. Параллельно организуется речевая коррекционно-развивающая работа, используются следующие игры и упражнения:

  • Дидактическое упражнение «Назови части тела куклы»
  • Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чье?»
  • Дидактическое упражнение «Один-много»
  • Дидактическое упражнение «Что для чего?»
  • Дидактическое упражнение «Скажи ласково»
  • Дидактическое упражнение «Назови действия» и т.д.

Использование дидактической куклы способствует расширению гендерных представлений с помощью предложенных упражнений и бесед:

  • Дидактическое упражнение «Почему на кукле надеты юбка, платье?»
  • Дидактическое упражнение «Какие игрушки купит кукла в магазине?»
  • Дидактическое упражнение «Какую профессию выберет кукла, когда вырастет?
  • Дидактическое упражнение «Чем кукла любит заниматься дома?» и т.п.

Игры с куклой способствуют пониманию связи сезона и вида одежды, формируют причинно-следственные отношения между природными явлениями и деятельностью людей. Ребенок учится подбирать кукле одежду в зависимости от погоды и особенностей занятия. В игре с куклой воспитываются аккуратность, бережливость, умение следить за одеждой, понимать важность последовательного раздевания и одевания, правильного хранения одежды:

  • Дидактическое упражнение «Что наденет кукла на зимнюю прогулку?»
  • Дидактическое упражнение «Одень куклу в детский сад»
  • Дидактическое упражнение «Определи материал из которого сделана одежда куклы?»
  • Дидактическое упражнение «Одень куклу на экскурсию в лес» и т. п.

Использование народного костюма в играх с куклой формируют элементарные представления об истории и художественно-эстетические способности в играх и заданиях:

  • «Кто назовет больше элементов русского костюма на кукле?»
  • «Опиши части костюма куклы»
  • «Укрась платок (плащ) куклы используя декоративные элементы»

Упражнения с куклой способствуют активной реализации коррекционно-развивающих задач, развитию произвольного внимания, памяти, логического мышления, сенсомоторных и скоростных навыков, ловкости рук в следующих заданиях:

  • Игра «Нелепицы» или «Что неверно надела кукла?»
  • Дидактическое упражнение «Что не подходит кукле для прогулки?»
  • «Кто быстрее расстегнет и застегнет застежки на одежде куклы?» (шнурки, пуговицы, молнии)
  • «Кто быстрее оденет куклу на прогулку?»
Использование дидактической куклы способствует развитию связной речи и рекомендуется использовать в театрализованных играх. Проведение подобных занятий требует от воспитательницы предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и персонажей. Надо помнить, что такой кукольный сценарий предназначается для активизации речи детей, поэтому следует обязательно предусмотреть активное участие детей в разговоре с действующими лицами. Количество действующих лиц сценария дидактической игры должно быть невелико (1-3). Сюжеты для разработки сценария можно брать из детской жизни, из жизни животных, известных детям. Действующими лицами могут быть и герои любимых сказок. Это будет не инсценировка сказки, которую дети только смотрят, а разговор с одним героем, например разговор с Красной Шапочкой или зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.

В нашем интернет-магазине дидактические куклы представлены в образах и .

Куклы от российской фабрики «Весна» выполнена в виде голубоглазого малыша, высотой 43 сантиметра с богатым гардеробом всесезонной одежды. Куртки, шапочки, ветровки имеют разные цвета, фактуру и виды застёжек, с которыми детям будет интересно познакомиться.

Дидактическая кукла «Инна» производства фабрики игрушек «Весна» получила диплом в номинации «Лучшие игрушки и игры» VI Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» 25 февраля 2016 года.

Особенности дидактических кукол "Инны" и "Миши"

Куколка имеет приятную внешность, черты лица аккуратно и тщательно детализированы, особенно выразительны голубые глаза с пушистыми ресницами.

Одежду куклы можно снимать, переодевая её в другой наряд. В комплекте для этого предусмотрены дополнительные элементы: ветровка на молнии, удлинённые шорты у мальчика и платье красного цвета у девочки, обувь, носки, трусы и многое другое.

Переодевая куклу, ребёнок стимулирует развитие моторики и тактильных ощущений, трогая пальчиками разные виды тканей и знакомясь с устройством разного вида застёжек: завязок, молнии, пуговичек.

Дети познакомятся с особенностями гардероба для мальчика и девочки, смогут правильно выбирать последовательность одежды, а также определять, что нужно носить в определённый сезон.

В комплекте с куклой находится инструкция, которая предложит несколько вариантов развивающих игр с куклой.

Куколка выполнена из пластика, а ручки и голова из винила с приятной для тактильных ощущений текстурой.

Изделие имеет необходимую сертификацию для производства игрушек и соответствует нормам безопасности Таможенного Союза.

Дидактическое пособие «Кукла Дуняша»

МДОУ Некоузский детский сад №3

Воспитатель: © Зоринова Ирина Сергеевна

Почему я решила связать именно куклу? Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.

Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт себя с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.

Основной принцип развивающих игр с куклой: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

Данная кукла с набором дидактических ковриков предназначена для детей раннего возраста.

Исходя из этого, главной целью данного дидактического пособия является развитие сенсорных навыков и мелкой моторики рук.

Данная цель конкретизируется следующими задачами :

    Учить отвечать на вопросы;

    Учить различать понятия «много» и «один»;

    Формировать умение устанавливать сходство предметов по их признакам: форме, цвету, размеру;

    Закреплять основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);

    Закреплять основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);

    Развивать внимание, зрительное восприятие;

    Развивать бытовые навыки: назначение одежды и последовательность одевания – раздевания).

Оборудование:

    Кукла

    Набор одежды (майка, трусики, юбка, кофта, ботиночки, повязка на голову)

    Дидактический коврик 4-цветный с разноцветными кругами (12 шт.)

    Дидактический коврик белый с набором геометрических фигур (4 квадрата, 4 круга, 4 треугольника)

    Дидактический коврик 3-цветный с набором геометрических фигур разной величины (3 круга, 3 квадрата, 3 треугольника).

Варианты игры:

1. Сделай кукле прическу:

Цель: развитие умения приводить волосы в порядок.

Описание:

Воспитатель говорит ребёнку:

Маша проснулась и посмотрела на себя в зеркало. Как растрепались у неё волосы во время сна! Что же ей делать?

Надо волосы привести в порядок.

Какую причёску можно сделать маленькой девочке, чтобы она выглядела красивой?

Сначала воспитатель и ребёнок действуют в паре. Воспитатель заплетает одну косичку, а ребёнок вторую, копируя действие взрослого. Затем, когда ребёнок научиться заплетать, в пару с ним можно ставить того, который не умеет плести косички. Взрослый в это время помогает и подсказывает.

2. Одень куклу.

Цель: развитие умения одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Описание:

    Дуняша собралась на прогулку. Нужно помочь ей одеться.

    Дуняша вернулась с прогулки, ей нужно переодеться.

3. Укрась кукле юбку.

Цель:

Описание:

1. Дуняша собирается в гости и хочет выглядеть красиво. Поможем ей украсить свою юбку цветочками.

2. Мама постирала юбочку и все цветочки с нее смылись. Дуняша очень расстроилась. Давайте поможем вернуть цветочки обратно.


4. Один и много.

Цель: формирование умения различать понятия «один» и «много».

Описание:

На желтой и зеленой «дорожках» лежат круги. На какой «дорожке» лежит один круг, а на какой – много кругов?

5. Найди такой же.

Цель:

Описание:

Кукла просит ребят помочь ей найти сходные по цвету круги.

6. Покажи красный (синий, желтый, зеленый) круг.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету).

Описание:

Воспитатель просит детей найти круг такого же цвета, как трава (зеленый круг), как небо (синий круг), как солнышко (желтый круг), как мячик (красный круг). Затем можно спросить, что еще такого же цвета имеется в группе.

7. Назови все красные (синие, желтые, зеленые) фигуры.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету, форме).

Описание:

Воспитатель просит показать кукле все красные фигуры (синие, желтые, зеленые).

8. Назови, какого цвета квадрат (круг, треугольник).

Цель:

Описание:

Воспитатель просит детей показать и назвать цвет у всех квадратов (кругов, треугольников).

9. Какой фигуры не стало.

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.

Описание:

1. Дуняша хочет поиграть с ребятами. Она спрятала несколько фигур (по одной фигуре убирать), а ребята должны определить, какой фигуры не стало.

10. Найди место.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету, по форме).

Описание:

Кукла сидела за столом и играла со своим ковриком. Вдруг неожиданно открылось окно и подул сильный ветер. Он сдул несколько фигурок с коврика. Кукла просит ребят помочь ей вернуть все фигурки на свое место.

11. Покажи самый большой (самый маленький) круг (квадрат, треугольник).

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам: форме, цвету, размеру.

Описание:

Воспитатель просит детей показать самую большую фигуру и самую маленькую.

Дидактическое пособие "Куклы".

Чтобы заинтересовать дошкольников в изучении материала, педагоги используют различные методы и приемы. Я решила изготовить необычных кукол-помощниц.
Сделаны они из пеноплекса, фоамирана (специальный материал для творчества), вязаных деталей.У каждой куклы есть два кармана (впереди, сзади).Вперед выставляем изучаемый материал, сзади-"хранилище". Куклы устойчивы, мобильны. Использовать данное пособие можно в различных направлениях.
Например:
ПДД - изучение и закрепление дорожных знаков, цветов светофора
ФЭМП - изучение и закрепление геометрических фигур, закрепление формы. Игра "На что похоже?"
- На какую фигуру похож арбуз? Мяч? и тд (дети рассматривают картинки и вставляют в карман кукле)
ИЗО - изучение и закрепление цвета.Игра "Что бывает такого цвета?" (так же подбирают карточки и распределяют по цветам)
Приведу еще один пример использования пособия.Изучение и закрепление правил поведения. Игра "Хорошо и плохо". (дошкольники рассматривают картинки-ситуации,объясняют, рассуждают: если герой поступает правильно- в каран зеленой куклы, ну а если нет- красной.
Пособие "Куклы" очень нравится дошкольникам. Оно эстетично, оригинально, приятно на ощупь.Буду рада, если кому-нибудь пригодится моя идея!


Кромская Алла Ивановна

Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад №20 "Родничок" комбинированного вида", Московская область п. Шаховская

Кромская А. И. Дидактическая кукла по речевому развитию "Ягуша-говоруша" // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).

Кукла « Ягуша - говоруша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Применение данного дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. Ягуша - говоруша вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и необычная, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций с куклой, неожиданные сюрпризные моменты от « Ягуши» являются стимулом для развития познавательной активности детей.

Описание.

Логопедическая кукла «Ягуша-говоруша» представляет собой мягконабивную тканевую куклу ростом 50 см. на проволочном каркасе. Кукла находится на подставке и опирается на ступу. Для создания пособия были использованы ткань различной плотности и текстуры, тесьма, кружева, пряжа, нитки, синтепон, чулочные элементы, пластиковые бутылки различного диаметра, ленты-липучки, кнопки, картон, клей. На кукле неснимающиеся блузка, юбка и сапожки, съемные жилет и меховая накидка.

У куклы есть свой гардероб, который она может надевать в зависимости от целей занятия: двусторонние накидка и юбка на липучке (на юбке съемная тесьма), парик, шляпка.

В сумочке и ступе хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые), кукольная одежда из фетра, разноцветные цветочки, согласные и гласные буквы из фетра, божья коровка, жучок, зеркало-солнышко, резинки и крабики для волос). На ступе нашиты разноцветные липучки, на сумочке с обеих сторон развивающие элементы для индивидуальной работы с детьми. На подставке травка и камешки из фетра.

Функции логопедической куклы:

Игровая;

Дидактическая;

Развивающая.

Цель дидактической игрушки:

Развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности.

С помощью игрушки решаются следующие коррекционно -развивающие задачи :

  • формирование артикуляционных укладов, постановка и автоматизация звуков;
  • активизация, уточнение и обогащение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи;
  • обучение началам грамоты;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • формирование сенсорных способностей;
  • развитие психических процессов.

Целевая аудитория.

Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 5 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Области применения пособия:

Организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

Совместная деятельность детей и взрослых подгруппами и в группе;

Индивидуальная работа с детьми;

Сюрпризные моменты.

Кукла участвует в ОД в самых различных ролях. Логопед может придумывать кукле особые черты характера, которые будут соответствовать его целям. Она может быть доброй или злой, ученой или необразованной и так далее. Ягуша часто «приходит» на занятия с различными заданиями, иногда она - просто гость, а дети показывают, что умеют делать.

На занятии кукла может выполнять разные функции:

1. Кукла, управляемая педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними.

2. Кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми.

3. Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.

4. Ребенок общается с куклой, остальные слушают.

5. Круговой полилог: дети сидят в кругу, кукла спрашивает каждого.

6. Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.

Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком.

Куклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает, как дети рассказывают стихи, пересказывают сказки, поучаствует в создании описательных рассказов. Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств. Куклу можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказала Ягуша?), находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения.

Дети охотно отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки.

Очень важно то, что дети учатся говорить с разной интонацией, непроизвольно беря пример с озвучивающего Ягушу взрослого, учатся выражать свои чувства и эмоции.

В своей сумочке или в ступе она может приносить на занятие предметные картинки на разные звуки, на дифференциацию звуков, цифры, карточки с заданиями, пособия для звукового анализа, мелкие игрушки, призы для детей за хорошие ответы.

При необходимости на руки Ягуши быстро прикрепляется небольшое наборное полотно с кармашком для демонстрации букв, цифр, картинок.

При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты: например, ввести куклу только для того, чтобы дать задание. Чтобы интерес детей не угасал, меняется одежда, надевается парик, затем делается перерыв в использовании. После перерыва она опять «встречается» с ребятами и воспринимается детьми как старый добрый друг.

Вот Ягуша-говоруша,

Интересная игрушка!

Можно с нею поиграть,

И одежду ей менять.

Можно буквы изучать,

А у куклы сумка есть ,

Вызывает интерес.

Эта сумка не простая,

А волшебная, все знают.

Стоит зеркальце достать,

С язычком начнем играть.

В кабинете логопеда

Ждет игра вас и беседа.

Кукла будет всех учить,

Как красиво говорить.

Варианты некоторых игр с куклой.

Д/и «Солнышко».

Цель: развитие артикуляционной моторики; формирование направленной воздушной струи.

Логопед говорит, что у Ягуши есть волшебная сумочка, на ней все предметы оживают. Логопед предлагает ребенку «разогнать» тучи на небе, подув на них. В результате тучки «испугались», вышло солнышко (появляется из сумочки зеркальце-солнышко), крепится в руках у Ягуши на липучки и ребенок, глядя в него, «играет с язычком» (выполняет артикуляционные упражнения).

Д/и «Божья коровка».

Цель игры: развитие направленной воздушной струи.

На цветочек на ступе логопед сажает божью коровку и предлагает ребенку подуть на нее, чтобы божья коровка отправилась в полет.

Д/и «Отправь самолет в полет»

Цель игры: закрепление правильного произношения звука Р (или Л).

Ребенок «отправляет в полет» самолетик на сумочке, а пока тот летит, преодолевая различные препятствия, его мотор гудит: Р-Р-Р или Л-Л-Л (в зависимости от целей игры).

Д/и «В травке»

Цель игры: закрепление правильного произошения звука Ж (или З).

Логопед предлагает ребенку прогуляться вместе с жучком по свежей травке, а пока тот ползет, он поет песенку: Ж-Ж-Ж или З-З-З (в зависимости от целей игры).

Д/и «Маленькая хозяйка»

Цель игры: закрепление обобщающего понятия «одежда»; уточнение, активизация и обогащение словаря по теме; согласование существительных с числительными; практическое употребление порядковых числительных; развитие мелких движений пальцев рук.

Логопед предлагает ребенку посушить на веревке предметы одежды, заодно уточняются названия одежды и ее частей, смысл устаревшего слова «заплатка». В игре формируется понятие «пара» (пара варежек, пара носков). Взрослый и ребенок вместе проговаривают последовательность ухода за одеждой (стирка-сушка-глажка-складывание на полку/вешание в шкаф). Можно предложить ребенку пересчитать, сколько предметов он повесил (одна варежка, две варежки…), а затем показать нужную цифру. Если ребенок недостаточно хорошо знает цифры, для закрепления устного счета он может отсчитать такое же количество бусинок. Затем взрослый спрашивает, на каком по порядку носке (или варежке) пришита заплатка.

Д/и «Скажи правильно»

Цель игры: формирование слоговой структуры слова.

Логопед предлагает ребенку произнести трудное для него слово по частям и говорит, что волшебная сумочка Ягуши ребенку в этом поможет. Ребенок проговаривает слово, одновременно на шнурке на сумочке откладывает на каждый слог одну бусинку. Затем бусинки подсчитываются.

Д/и «Цветной хоровод»

Цель игры: развитие цветовосприятия, закрепление знаний основных и оттеночных цветов; практическое употребление предлогов «около», «между».

Логопед предлагает ребенку украсить ступу Ягуши яркими цветочками, подобрав к липучке цветочек такого же оттенка. В ходе игры ребенок называет цвета и проговаривает, куда он размещает цветок («Желтый цветок я приклею между белым и красным… Зеленый цветок я приклею около синего…»)

Д/и «День рождения у Кащея»

Цель игры: развитие мелкой моторики.

Логопед говорит, что Ягуша собралась на день рождения к Кащею, и предлагает ребенку нарядить ее и сделать прическу. Ребенок может поменять одежду, украсить одежду тесьмой, надеть парик и заплести косы или сделать хвостики. Волосы можно украсить крабиками.

Д/и «Знакомимся с буквами»

Цель игры: знакомство детей с новой согласной (гласной) буквой.

Логопед предварительно надевает на куклу синий наряд (если буква согласная) или красный наряд (если буква гласная). На занятии новую букву достают из ступы (или сумочки) и крепят на ладони Ягуши либо на наборном полотне. Уточняется характеристика буквы.

Д/и «Читаем слоги»

Цель игры: обучение детей слогослиянию.

Логопед предлагает вместе с Ягушей поучиться читать (либо Ягуша поучит детей читать) и прикрепляет на ладонях Ягуши или на наборном полотне буквы. Далее группа вместе со взрослым читает получившийся слог.

Д/и «Замени букву»

Цель игры: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

На наборном полотне выложено из букв слово. Логопед говорит, что это слово собрала Ягуша, но ошиблась в одной букве (например, вместо слова КОЗА получилось слово КОСА), и предлагает детям найти и исправить ошибку.

Дидактическая игра «Кукла хочет спать»

Задачи : познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть ее одеялом); научить ласково обращаться с куклой.

Оборудование: кроватки (по количеству играющих детей), одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрацы; стулья; куклы.

На столе (ковре) расставлены кроватки.

Воспитатель. Мы сегодня будем...

Дети (подсказывают). Укладывать кукол спать.

Воспитатель. Правильно, укладывать спать нашу Машу. Куда положим Машу?

Дети отвечают.

Правильно, на кровать. Сиди, Маша, около кроватки, мы тебе все приготовим.

Воспитатель достает по очереди необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой.

Это матрац. Что это и зачем?

Дети отвечают.

Правильно, это матрац, чтобы мягко было спать. На матрац кладем...

Дети отвечают.

Правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался.

Так комментирует и обговаривает каждый предмет.

Ложись, Машенька, голову клади на подушку, я накрою тебя одеялом, чтобы было тепло. Спи! Спокойной ночи! Я тебе песенку спою. (Поет колыбельную песню, привлекая детей подпевать.) Баю-баю-бай.

Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать»

Цель: учить снимать одежду в определенной последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик.

Оборудование : кукла — девочка; кукольная мебель (кровать с набором аксессуаров, стульчик).

Дети сидят полукругом на стульчиках. На столе у воспитателя необходимые атрибуты. Воспитатель берет куклу Машу и от ее имени обращается к детям, просит помочь ей раздеться и лечь спать, побуждает детей оказать помощь.

Воспитатель . Машенька, давай сначала мы тебе поможем снять платьице. Вот так. (Сопровождает действия словами, захватывает платьице снизу и поднимает ручки вверх, вытаскивая одну ручку, затем вторую, потом снимает платье с головы.)

Ой как трудно Машеньке! Кто хочет ей помочь снять платьице? (Приглашает трех-четырех детей, сопровождает действия словами, закрепляя последовательность действий, побуждая детей проговаривать эти действия.)

Молодцы, ребята, мы научили Машеньку снимать платьице, а куда же мы его положим? Правильно, на спинку стульчика. Ирочка, повесь аккуратно платьице на спинку стульчика. А что еще нам нужно снять? Правильно, туфельки и носочки. Миша, помоги мне, пожалуйста, снять туфельки с ножек Машеньки и поставь их под стульчик.

Сашенька, ты хочешь помочь снять носочки с Машеньки и положить их на место? Куда мы положим носочки?

Дети. На стульчик.

Воспитатель . Аккуратно расправим всю одежду и положим Машеньку спать. (Читает потешку, поглаживая куклу.)

Спи-ка, Маша-солнышко,

Спи-ка житно-зернышко.

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

Дидактическая игра «Уложим куклу Ванечку спать»

Цель : учить снимать одежду с куклы-мальчика, расстегивать пуговицы спереди.

Оборудование : кукла — мальчик; кукольная мебель (кровать с набором аксессуаров, стульчик).

Воспитатель привлекает внимание детей к предметам игры, спрашивает, для чего стоят кроватка и стульчик. Дает возможность детям ответить, обобщает их ответы.

Воспитатель . А кто у нас хочет спать? (Обращает внимание на сидящую неподалеку куклу Ванечку.)

Воспитатель и дети рассматривают одежду куклы и называют ее.

Ванечка одет в синие брючки и желтенькую рубашечку. Но Ванечка очень устал и хочет быстрее лечь в кроватку. Давайте все ему поможем. Что мы сначала снимем с Ванечки? Правильно, рубашечку. А чтобы ее снять, нужно расстегнуть пуговички. Кто умеет расстегивать пуговички?

Если не находится такой ребенок — воспитатель показывает, как это сделать: взять пуговичку за один конец и протолкнуть в петельку.

Куда мы повесим рубашечку Вани? Правильно, на спинку стульчика, как и платьице Машеньки. Повесим аккуратно, поправим рукавчики и наденем их на спинку. Вот так. А кто поможет снять брючки?

Иди, Андрюша, сними брючки с Ванечки и положи их на стульчик. Вот так. А что еще нужно снять с Ванечки? Правильно, туфельки и носочки. Куда мы их положим, чтобы они не потерялись? Иди, Анечка, положи все на место и положи Ванечку в кроватку. Вот так. Мы его укроем одеялом: теплым и пушистым и споем песенку.

Люли-люли, люли бай,

Поскорее засыпай!

Уж я по воду пойду,

Заек чаем напою.

Дидактическая игра «Уложим кукол спать»

Цель: закрепить умение снимать одежду, соблюдая последовательность действий с небольшой помощью взрослых; учить обращаться с просьбой о помощи к взрослому.

Оборудование : куклы-девочки и куклы-мальчики; кроватки и стульчики по размеру кукол по количеству детей.

Воспитатель привлекает внимание детей к мебели и куклам, сидящим на детских столах. Дети выбирают по желанию любых кукол и становятся к ним.

Воспитатель. Дети, давайте вспомним, как мы укладывали кукол спать, раздевали, складывали одежду. Кто мне может сказать, как мы будем раздевать наших кукол, девочек и мальчиков.

Дети отвечают.

А куда мы положим одежду? Правильно, на стульчики.

Воспитатель наблюдает за действиями детей, поправляет при необходимости, побуждает проговаривать действия, ласково разговаривать с куклами. Ободряет детей. Когда всех кукол уложат в кроватки, поют колыбельную песенку.

Баю-бай, баю-бай!

Ты, собачка, не лай,

Белолоба, не скули,

Нашу детку не буди!

По желанию детей игра может продолжаться.