Страхи у детей от года до трех. Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми? Симптомы детских страхов

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на раздражитель, который наше подсознание видит как опасность. Но если преодолеть страхи мы можем самостоятельно, то деткам это сделать довольно трудно. Они зачастую и сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Вы не сможете победить все детские страхи, потому что их множество у любого ребенка. Но ваша задача – это научиться адекватно к ним относиться, прорабатывать и стараться самим не становиться причиной испуга.

Детский страх – это ощущение тревоги или беспокойства у ребенка до 16 лет. Каждый возраст несет свои страхи, которые могут так или иначе сказаться на психике. Если получится детские страхи победить, то это поможет вырастить смелую личность, уверенную в себе и инициативную. Если же не обращать внимания на страх, то ребенок не узнает, что такое родительская защита в полной мере и будет гомного опасаться в будущем. Особенно нуждаются в проработке сильные и длительные страхи.

Откуда берутся детские страхи

Беспокойство, страх и фобия – это три стадии не только детского, но и взрослого страха. Одни могут быстро появляться и исчезать, другие надолго (иногда навсегда) оставляют четкий след в памяти. Событие больше не повторяется, но страх остается.

Новорожденный ребенок еще не понимает причины и следствия, то есть не способен логически рассуждать. Поэтому он полностью воспринимает мир как его родители. Отсюда вывод: родители могут все свои страхи перенести на психику ребенка как через копирку. Тревожный взгляд и интонация – нити, через которые передается страх незрелому уму. Поэтому самое важное – это реакция родителей на любой раздражитель. Помните, что ребенку неважно, что произошло. Он посмотрит на маму и решит: стоит ли плакать или нет. Если она испугалась, следом ожидайте реакцию ребенка. Помимо этого, причин для страхов достаточно.

Что-то испугало. Случай – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны. Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе. Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем.

Фантазия . Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Случается определенная ситуация, и кроха тут же дорисовывает в своем уме подробности. Как пример можно привести ночные тени. Скомканное одеяло образует на стене тень и ребенок в воображении додумывает, что это волк или чудовище. Если он обожает мультики и уже имеет представление об инопланетянах, то он может бояться луны, которая светит в окно. При этом его фантазия начнет придумывать инопланетян, которые за ним наблюдают. Сюда же можно отнести страх Кощея, Бабы Яги и даже Мойдодыра. Поэтому важно ограждать ребенка от телевизора и фильтровать его мультфильмы.

Разлады в семье . Ссориться с супругом – это нормально. Но помните, что нужно это делать правильно – конструктивно и на пониженных тонах. Если каждая ссора переходит в скандал с применением крепких словечек, хлопаньем дверей и битьем посуды – неудивительно, что ребенок будет пугливым, тревожным и капризным.

Разлады в социальной жизни . Ссоры с учителями, одногодками и другими людьми могут стать причиной социофобии. Ребенок начинает бояться коллективов и чувствовать себя скованно. Такие детские страхи победить нетрудно, если они вовремя замечены. Однако есть вероятность, что вы о нем узнаете лишь по прошествии нескольких лет. Также ребенок может обрасти страхами после посещения детского лагеря, где дети рассказывают друг другу страшилки по ночам.

Невроз . Иногда причиной страха становится психологическое отклонение, которое называется неврозом. Оно вырабатывается постепенно и лишь в том случае, если страхи заглушаются, усиливаются и не прорабатываются.

Причины, по которым детские страхи усиливаются

Уже существующий страх может усиливаться при воздействии некоторых неблагоприятных факторов.

  1. Родственники постоянно чего-то боятся.

Небольшой совет: проработайте свои страхи, откройте ребенку мир с позитивной стороны, делая упор на хорошем.

  1. Родственники напоминают ребенку о страхе или смеются с него.

Небольшой совет: примите страх ребенка как свой и не обвиняйте ребенка в нем – он имеет право бояться.

  1. Пугающий фактор постоянно присутствует.

Небольшой совет: узнайте, в чем причина детских страхов и скорее устраните ее.

  1. Родители ведут себя слишком властно по отношению к ребенку.

Небольшой совет: вас должны любить и уважать, а не бояться. Попробуйте построить дружеские отношения, психологически встав на один уровень с ребенком.

  1. Любая эмоция наказывается – ребенку запрещают топать ногами, колотить подушку, плакать, кричать (итог — страх укореняется и подавляется).

Небольшой совет : пусть ребенок выражает эмоции как хочет. За это нельзя ругать. Дайте ему потопать ногами, а потом спокойно сказать причину.

  1. С ребенком мало разговаривают по душам.

Небольшой совет: как бы вы ни были заняты, выделяйте час в день, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

  1. Ребенок один в семье или у него нет друзей.

Небольшой совет: задумайтесь о причинах его замкнутости, станьте ему хорошим другом и он найдет себе товарищей.

  1. Ребенка не понимают родители и считают, что он виноват в своем страхе.

Небольшой совет: не думайте, что кроха вас не слушает. Поймите его сначала сами.

  1. Мама выматывается дома и на работе.

Небольшой совет: ребенку нужна веселая и добрая мама, а не ломовая лошадь. Смените работу или делегируйте часть обязанностей другим.

  1. Ребенка чересчур сильно любят и берегут его.

Небольшой совет: не ограждайте ребенка от окружающего мира, относитесь к нему адекватно – не превознося выше всех и не принижая.

  1. У ребенка нет отца.

Небольшой совет: если ребенок растет без отца, будьте для него другом и одновременно защитницей, когда он хорошо себя ведет. А также доброй советчицей, когда у него проблемы. Ваша задача – быть веселой, несмотря на трудности, и передать это отношение малышу. К тому же замечено, что у позитивных и жизненно активных женщин проблема неполной семьи решается очень быстро.

Многие страхи ребенка возникают из-за неправильного поведения родителей, их тревожности, гиперопеки или недостатка тепла и любви. Что бы ни случилось, вы должны стоять горой за своего ребенка – защищать его от нападок соседки с другого подъезда или критики воспитателя при вас. Иногда достаточно сказать: «я сама поговорю с ним» , прийти домой и спокойно обсудить, почему он себя так повел. Выслушайте и дайте рекомендации малышу. Это лучший способ стать ему не только родителем, но и верным другом.

Виды детских страхов

Психологи классифицируют детские страхи по четырем видам.

Страхи по ночам . Сюда относятся кошмарные сновидения. Во время сна у ребенка наблюдаются непроизвольные движения – он разговаривает, иногда кричит, комкает одеяло и простынку. Иногда может происходить непроизвольное мочеиспускание и проявления лунатизма. Когда снится кошмар, ребенок либо просыпается и бежит к родителям в кровать, либо засыпает и наутро ничего не может вспомнить.

Необоснованные страхи . Один из самых распространенных видов детских страхов. Ребенок боится темноты, ему страшно быть наедине с собой, он пугается персонажей мультфильмов или сказок, а также додумывает того, чего нет. При этом не пытайтесь убедить кроху, что его страх не имеет оснований – он все равно будет стоять на своем.

Навязчивые страхи . Сюда можно отнести боязнь открытых и закрытых пространств, полетов на самолете, страхи перед укачиванием в транспорте и так далее.

Необъяснимые (бредовые) страхи . Ребенок начинает бояться того, что абсолютно никого не пугает: свою куклу, телефон, тапочки. Избавиться от детских страхов такого типа легко, если понять причину. Например, ему приснилось, что за ним гонятся его тапочки или разговаривает кукла.

Проявление детских страхов в жизни

Как узнать, что ребенок что-то боится? На это может указывать множество самых разнообразных признаков. Новорожденный ребенок проявляет свой страх единственным образом – он заливается в плаче. Дети постарше уже более способны на проявления своего детского страха.

  1. Он не отпускает вас и ходит буквально по пятам.
  1. Он прячется, укрывшись в одеяло с головой, или закрывает личико руками.
  1. Он агрессивен или плачет.
  1. Он капризничает.
  1. Он рисует только черными карандашами, изображает чудовищ, черепа (подсознательно пытается проработать страх с помощью рисования).
  1. Если вы просите его нарисовать свой страх, он его рисует, а потом боится рисунка.
  1. У него есть навязчивая привычка – грызет ногти, сосет палец, теребит кофточку или пуговицу, не знает, куда деть руки, топчется на месте, старается постоянно мыть руки. В таком случае для проработки лучше обратиться к психологу.

Как выявить страх? Лучше всего поговорить с ребенком о том, чего он боится, попросить нарисовать это или сочинить сказку с собой в роли главного персонажа. Если он начинает рассказывать страшную историю, то лучше дать разгуляться фантазии в другом направлении – попросить ребенка завершить ее положительно и придумать добрую концовку, где ребенок выходит победителем.

Страхам все возрасты покорны

Побороть детские страхи можно при условии, что вы понимаете, чем они вызваны и как с ними справиться. Каждый возраст – время тех или иных страхов. Давайте разберемся, чего боятся наши дети в определенном возрасте.

1-3 года

Что из себя представляют . Учатся основным жизненным навыкам, а главное – быть собой. Умеет отличить мальчика от девочки, взрослого от ребенка и своего от чужого. Понимают, что есть близкий круг, а есть социум. В этот период семья для ребенка становится надежной крепостью (если отсутствуют конфликты). Если семья психологически здоровая, то кроха постепенно забывает стресс появления на свет.

Чего боятся: того же, что и мама. Вы расстроены – ребенок расстроен. Вы снова повеселели – ребенок повеселел. Ребенок с 2 до 3 лет может испытывать страх при появлении второго ребенка. Также появляется ревность, если родители уделяют внимание себе или другим. Ребенок может бояться ухода мамы или самостоятельного засыпания, незнакомцев, громких или резких звуков. Когда кроха делает первые шаги, он может бояться упасть. Но это скорее проекция родителей своих страхов на ребенка.

Как ограждать от страха. Не ругаться при ребенке, думая, что он ничего не понимает. Кроха мигом ощущает напряженную обстановку и реагирует плачем на изменение поведения родителей. Если мать кормит грудью, ей особенно следует меньше бояться и нервничать, так как страхи передаются с грудным молоком. Ни в коем случае не допускайте конфликтов с домочадцами про кормлении грудью. Здоровая атмосфера в семье позволяет крохе укреплять свою я-позицию и обретать уверенность в себе.

Если рождается братик или сестричка, победить детские страхи можно путем включения малыша в заботу о младшем. В этом возрасте лучше не отдавать ребенка в ясли. Помните, чем дольше вы будете с малышом – тем лучше. Старайтесь как можно быстрее приучать его к самостоятельности и не опекайте чрезмерно. Оставайтесь спокойными, чтобы не передавать страхи ребенку.

Выбирайте тщательно сказку на ночь – не следует читать о Бабе Яге. Остановитесь на более добрых сказках Сутеева или Теремке. Подарите максимум защиты крохе. Для этого обеспечьте его любовью перед сном, погладьте, спойте песенку, успокойте.

3-5 лет

Что из себя представляют . Ребенок вовсю проявляет чувства и эмоции. Его эмоциональная сфера намного расширяется, а значит, появляется множество детских страхов. Он пытается еще больше сблизиться с родителями и чужими детьми, которых объявляет своими друзьями. При этом дружба может длиться 1 день. Ребенок учится понимать социум, жить в нем. Он понимает, что уже существует на только «я» , но и «мы» . Он становится более самостоятельным, также начинает усиленно развиваться воображение. Кроха может примерять на себя образы героев сказок или профессии.

С 3 до 5 лет вы можете наблюдать не только активность, но и раздражительность, обидчивость, постоянные смены настроения. Кроха смеется и тут же начинает плакать, если что не по его. Может требовать, чтобы вы с ним постоянно находились.

Чего боятся . Что его разлюбят. Любят сильнее родителя противоположного пола и боятся не угодить ему в первую очередь. Снова остро ощущается страх одиночества, поэтому вам надо больше общаться с ребенком. Также боится наказания, закрытого помещения.

Как ограждать от страха. Так как сейчас кроха учится любить, ему важно показать достойный пример. Старайтесь открыто проявлять любовь к своей второй половине, а также ребенку. Целуйте, обнимайте, тормошите – все это сейчас очень важно. Старайтесь никогда не говорить «ты плохо себя повел, я тебя не люблю» — ребенок это может запомнить навсегда и тогда появится детский страх потерять любовь родителей.

Родителю противоположного пола следует особенно быть внимательным к ребенку в этом возрасте. Ни в коем случае не запирайте его в комнате в качестве наказания. Сглаживайте сказки путем пропускания страшных моментов. Максимально оградить от страхов поможет общение со сверстниками, где кроха проявляет всю гамму эмоций.

5-7 лет

Что из себя представляют. В этом возрасте дети начинают разделять людей на хороших и плохих. Хорошие – это те, кто улыбается и добр к ребенку. Плохие – те, которые злятся и делают уколы. Может появиться тревога, мнительность, чувствительность.

Чего боятся. В этом возрасте ребенок начинает бояться, что умрет он или его родитель. Если крохе часто снятся кошмары, то появляется страх перед засыпанием. Отсюда истерики по ночам. Также кроха начинает бояться врачей, укусов, высоты, огня. Могут усилиться страхи темноты, закрытого пространства и наказания родителей. Ребенок начинает бояться потустороннего. Причем это больше выражено у неуверенных в себе детей, которые воспитывались в авторитарных семьях. Дети начинают задумываться о будущем и его бояться. Ребенку-мальчику важен пример сильного и смелого отца, потому что сейчас формируются первые мужские качества.

В этом возрасте страхи формируют физическое воздействие на ребенка, наказания, крики. Девочка может бояться крикливого отца, а мальчик авторитарной матери. Появляется страх разлуки, нападения, войны, скандалов, опозданий, ожидания, смерти домашних животных.

Как ограждать от страха. Чтобы преодолеть детские страхи, старайтесь убеждать своего ребенка в безопасности, показывать ему, что мир не страшный. Не ругайте ребенка, если он начинает говорить плохие слова. Спокойно говорите, что это неприемлемо и старайтесь не обращать на них излишнего внимания. Сейчас важно как можно меньше травмировать психику угрозами или злыми возгласами. Если ребенок сам по себе невротичный или гиперчувствительный, старайтесь свести болезненные ситуации к минимуму: давайте таблетки вместо уколов, читайте добрые сказки и так далее.

7-11 лет

Что из себя представляют . Ребенок больше не ведет себя как эгоист. Он начинает понимать, что в социуме нужно уметь контактировать с окружающими учителями и сверстниками. Начинает развиваться чувство долга, обязательства, ответственности, дисциплинированности.

Чего боятся. Ребенок продолжает испытывать страх смерти. Только уже больше переживает за родителей. Начинает бояться нападения незнакомцев, плохих оценок, пожаров, ограблений, Детские страхи становятся, в основном, конкретными. Однако все эти страхи не сильные, потому что школа перенаправляет внимание с себя на других. Но может развиться чувство вины, если ребенок ведет себя «не так» или он не такой как все.

Как ограждать от страха. Сейчас вам надо взяться за уверенность своего ребенка, чтобы преодолеть его детские страхи несоответствия другим. Покупайте ему ту одежду, которую он просит, старайтесь больше к нему прислушиваться. Не заставляйте дружить с теми, с кем он не хочет. Дайте понять, что дома его всегда любят и ждут, даже если у него не получается учиться и учителя ставят плохие отметки. Помогайте ему самому принимать решения, благодарите за помощь и хвалите за ответственность, даже если она проявляется нечасто.

11-16 лет

Что из себя представляют . Этот возраст – самая нелегкая пора. Ребенок устанавливает свои принципы, у него меняется мировоззрение. Он начинает здраво рассуждать. Порой эти изменения настолько молниеносны, что родителям кажется, будто ситуация уходит из-под контроля. Ребенок начинает учиться быть собой в межличностных отношениях. От его самооценки зависит все.

Чего боятся . Подростки больше всего боятся непонимания. Появляется двоякий детский страх: с одной стороны ребенку хочется влиться в общую массу и замаскироваться, с другой же он пытается не растерять свою индивидуальность. В этом возрасте очень трудно преодолеть детский страх изменения своей внешности. Девочки испытывают больше страхов, чем мальчики. В 12 лет дети очень эмоционально чувствительны и вы их легко задеваете своими словами. Пик тревожности – это 15 лет. Далее страхи уменьшаются. Они могут перерождаться в фобии и навязчивые состояния. Ребенок помимо прочих страхов боится позора и порицания.

Как ограждать от страха. Вам следует повышать самооценку подростка, хвалить его за хорошие поступки. В девочек нужно вселять понятие красоты. Несмотря ни на что, говорите дочке, что она очень красива. А сыну внушайте, что доверяете ему решения в своей жизни. Чем больше конфликтов в жизни подростка – тем больше у него страхов. Старайтесь быть более лояльным к агрессии и возбудимости ребенка. Сейчас важно понять, что подросток – это отражение вас самих. Поэтому, в первую очередь, начинайте работать над собой.

Страхи школьников

Школьные страхи можно отнести в отдельную категорию детских страхов. Впервые они могут появиться у первоклассника, когда ребенку еще трудно разлучаться с родителями. Если родитель сам боялся школы, отзывается о ней негативно и боится плохих отметок ребенка, он навязывает ему свой страх. Выполнение домашних заданий вместо детей приводит к тому, что они не могут отвечать за свои поступки, начинают бояться совершить ошибку и во всем полагаются на то, что родители решат их проблему.

Легче всего справляются со страхом дети, которые с детства приучены оставаться какое-то время без родителей. К тому же школьные трудности легче преодолеваются детсадовцами. В школе ребенок пытается подстроиться под учителя, одноклассников. Он пытается соответствовать устоявшимся требованиям.

В школьные годы вам как родителям важно не быть зацикленными на оценках. Чтобы преодолеть школьные детские страхи, старайтесь обсуждать их с ребенком, будьте в курсе его дел и не взваливайте слишком много обязанностей. Приучайте ребенка не только делать уроки, но и уделять время своему хобби и общению со сверстниками.

Как самим не стать причиной детских страхов

Намного легче бороться с различными детскими страхами, если вы сами имеете твердую позицию. Приведенные ниже советы помогут вам не провоцировать в ребенке страхи и вселить ему уверенность в себе.

  1. Обеспечьте уют и гармонию в доме. Не кричите на ребенка и домочадцев при нем. Решайте конфликты мирно.
  1. Перестаньте быть сдержанными по отношению к ребенку и открыто проявляйте любовь, при этом не лишая кроху самостоятельности.
  1. Организовывайте досуг ребенка. Наполняйте его день хорошими впечатлениями. Обеспечьте кроху раскрасками, карандашами, пластилином. Пусть он больше творит.
  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и не требуйте, чтобы он вел себя как мужчина/герой/умница/хорошая девочка.
  1. Не навязывайте крохе общение с детьми, если они ему не нравятся.
  1. Не смейтесь с ребенка, если он боится. Воспринимайте страхи серьезно и не преуменьшайте их значения.
  1. Держите свои эмоции под контролем.
  1. Старайтесь меньше запрещать.

Как бороться с детскими страхами?

Разговоры . Больше общайтесь с малышом, задавайте вопросы. Если кроха не хочет отвечать, то пытайтесь подойти с другой стороны. Старайтесь, чтобы кроха как можно чаще раскрывался перед вами и говорил о своем страхе. Тогда этот страх уменьшится.

Рисунки . Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится. Далее, чтобы избавиться навсегда от этого детского страха, порвите рисунок вместе или сожгите. Добивайтесь того, чтобы ребенок перестал бояться (это будет выражаться его улыбкой). Если страх не уменьшился, рисуйте снова и снова, добавляйте цвета и мелкие детали. Можно к страшному чудовищу прикрепить бантики или другие забавные элементы. Когда страх становится смешным, он не может негативно воздействовать.

Сочинение . Попросите кроху придумать сказку о своем страхе. Лучше всего, если вы вместе ее сочините, а затем нарисуете. Бороться с детским страхом при помощи такого метода очень занимательно. Концовка должна быть положительная. Например, ваш кроха в виде супермена побеждает отрицательного персонажа.

Сценки . Как бороться с детскими страхами эффективно? Вы можете (как в предыдущем совете) обыграть придуманную историю. Попробуйте играть со сменой ролей. Когда кроха сам сыграет свой страх, он перестанет его бояться.

Купание для маленьких . Чтобы побороть детский страх новорожденного, попробуйте его искупать в травах. Вода отлично смывает плохое настроение у маленьких детей. Также лучшим лекарством будет предложение груди и отвлечение игрушкой.

Боязнь темноты . Если ребенок боится темноты, не стоит действовать от противного и заставлять кроху смотреть страху в глаза. Так вы только ему навредите. Проговорите страх, оставьте ночник или тусклый свет, положите рядом игрушку и поцелуйте перед сном.

Страх перед плохими оценками . Скажите ребенку, что несмотря на плохие оценки, вы все равно его любите. Чтобы побороть такой детский страх, достаточно всего лишь родительской любви.

Игры с песком . Перебирание песка очень успокаивает, поэтому предложите крохе рисовать песком. Это занятие укрепит нервную систему и позволит малышу избавиться от детского страха.

Лечение музыкой . Известно, что классические мелодии гармонизируют и расслабляют. Включайте их дома как можно чаще, тогда постепенно состояние крохи выровняется. Если классику вы не любите, то бороться с детским страхом можно при помощи звуков природы или этнических инструментов.

Лепка . Отлично помогает избавиться от детских страхов лепка из пластилина. Этот способ хорош, если ваш ребенок не любит рисование. Пусть кроха слепит свой страх, а затем скатает его в шар.

Спорт и танцы . Можно бороться с любыми детскими страхами при помощи движения. Отдайте кроху на танцы или боевые искусства. Разнообразие и новый коллектив помогут развеяться всем страхам.

Шумные игры . Чем чаще вы позволяете ребенку бегать, резвиться, кричать и стучать, тем лучше. Это дает выход негативным эмоциям, и ваш кроха перестает чего-либо сильно бояться.

Друзья . Никогда не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. Как бороться с детскими страхами, если не таким образом? Чувствуя себя в своей среде, крохе легче преодолеть все тягости жизни.

Старайтесь уделять внимание не только борьбе со страхами, но и их профилактике. Никогда не запугивайте ребенка врачами и полицейскими. Читайте ему добрые сказки и давайте быть собой. Тогда побороть любой детский страх не составит труда.

Существует один очень интересный эксперимент Харлоу. Детенышей обезьяны сразу после появления на свет отделяли от матерей и в течение некоторого времени воспитывали в полной изоляции от других живых существ. Первая группа животных выдерживалась в таких условиях в течение первых трех месяцев жизни, вторая группа - в течение первых шести, а третья - первых десяти месяцев. В это время животным были обеспечены совершенно безопасные, комфортные условия, а пищу они получали через специальные кормушки. Затем этих обезьян поместили в среду здоровых, выросших в группе собратьев обезьян и наблюдали за поведением подопытных животных. Обезьяны, жившие в изоляции 3 месяца, очень быстро приспособились к нормальным условиям и вскоре ничем не отличались от других животных. Обезьяны, попавшие в естественные условия после 6-месячной изоляции, никогда так и не смогли вести нормальный образ жизни. Попав в группу здоровых обезьян, они испытывали чувство страха, забивались в угол, принимали оборонительные позы, закрывали головы руками и не соглашались участвовать ни в каких общих акциях группы. Хотя они и не погибали, но тем не менее оставались одинокими и не могли вести свойственный другим обезьянам образ жизни. В поведении подопытных обезьян, проживших в изоляции 10 месяцев, проявлялась необузданная, неукротимая агрессивность, совершенно невыносимая для группы здоровых обезьян. Несовместимость достигала такой степени, что сообщество здоровых обезьян погубило подопытных животных, иначе они сами стали бы жертвами агрессивности последних. Из этих наблюдений Харлоу делает два вывода. Во-первых, в процессе онтогенеза различные чувства появляются не одновременно, в частности у обезьян примерно в возрасте 6 месяцев появляется реакция страха, а на 9-10-м месяце - агрессивность. Почему же, если обезьяна вырастает в стаде, страх и агрессивность не проявляются в ее поведении в степени, исключающей для животного возможность жить нормальной жизнью? Согласно Харлоу, потому что первое чувство, которое проявляется в жизни живого существа, - это чувство любви к матери, и оно может нормально развиваться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся позднее страх и агрессию, как бы регулирует их с тем, чтобы страх и агрессивная реакция проявлялись в невыносимой для отдельных членов группы или всего сообщества степени и форме не во всех ситуациях, а лишь тогда, когда животное в самом деле должно испытывать страх или если возникает действительная необходимость в проявлении агрессивности.

Само собой разумеется, что из результатов наблюдений над животными, подтверждающими наследственный характер чувства страха, нельзя делать вывод, что точно так же обстоит дело и в отношении человека. Тем не менее нельзя отрицать, что способность чувствовать страх, как чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации, характерна и для человека, поскольку это свойство имеет чрезвычайно большое значение для сохранения вида и отдельного организма. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, а человек, которому страх неведом, по сути дела, больной, и, соответственно, полное отсутствие страха один из симптомов, относящихся к сфере психопатологии. Не следует, однако, забывать, что храбрость не равнозначна отсутствию чувства страха, она скорее представляет собой своего рода интеллектуальную оценку, сознательный контроль. Человек обладает характерной способностью не бросаться в бегство, когда ему страшно, и эта черта свидетельствует не об отсутствии страха, а об умении побеждать это чувство.

Как же развивается способность чувствовать страх в процессе взросления человека? С первыми проявлениями реакции страха у младенцев мы сталкиваемся, когда им уже исполнилось несколько месяцев. Хотя известно, что уже через несколько суток или недель после рождения младенец вздрагивает от громкого резкого звука или вспышки света, такую реакцию нельзя рассматривать как проявление чувства страха в чистом виде. Выраженная реакция страха в виде боязни неизвестного впервые проявляется примерно в 6 месяцев, когда ребенок может испугаться, увидев незнакомое лицо. Несколько позднее появляется переживаемый в отсутствие родителей «сепа- рационный» страх, и в течение двух последующих лет репертуар детских страхов становится все богаче. В этот период мы говорим о «конкретных» страхах, т. е. до достижения ребенком 2-3 лет страх у детей вызывают те конкретные предметы, существа или ситуации, которые они и в самом деле считают опасными. В этом возрасте нет никаких проявлений абстрактного страха.

На стадии конкретных страхов у детей обнаруживается существование строгой зависимости между интеллектуальным уровнем и страхом. Чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает. Хотя это и может показаться странным, тем не менее такая связь вполне логична, ведь сможет человек распознать возможную опасность, происходящую от конкретного предмета или ситуации, или же нет - это зависит от его интеллектуального развития. Чем выше интеллект ребенка, тем шире круг ситуаций, в которых он может усмотреть какую-либо опасность. В процессе обучения диапазон конкретных страхов очень быстро расширяется; так, в результате ассоциации с белым халатом врача ребенок начинает пугаться парикмахера, если ребенок не очень любит умываться, он может бояться воды вообще, в особенности если родители из соображений безопасности ограничивают контакты ребенка с водной средой.

Начиная с 3 лет конкретных страхов становится все меньше, поскольку степень умственного развития ребенка уже позволяет ему распознавать и те нюансы, которые делают безопасной ситуацию, которой он раньше боялся. (Следовательно, 3-летний ребенок уже не испугается льва, которого увидит на иллюстрации к сказке.)

Одновременно с появлением у ребенка способности к образному мышлению, примерно в возрасте 2-3 лет, он начинает испытывать кроме конкретных и так называемые символические страхи. С этого времени различные символы приобретают все больший вес не только в детских играх (это период символических игр), но и в страхах, испытываемых детьми. Среди символических страхов наиболее часто встречается боязнь темноты. Хотя в ней присутствует и некоторый элемент конкретности, связанный с тем, что в темноте ребенок ничего не видит и в любой момент может на что-нибудь натолкнуться, тем не менее роль этого фактора здесь совершенно незначительна. Достаточно вспомнить, что до 1,5-2 лет дети совершенно не боятся темноты, и эта боязнь, в той или иной степени свойственная каждому ребенку, появляется примерно в 2 года. Необходимо подчеркнуть, что боязнь темноты не обязательно следствие какой-то ошибки воспитания, но все же, если ребенок испытывает внутренние или открытые конфликты с окружением, символические страхи многократно усиливаются. Чего дети боятся в темноте? Очевидно, того же, что они переживают, оставаясь в квартире в одиночестве. Темнота создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывает отпечаток и специфическая детская логика: чего я не вижу, то не существует. При этом ребенку кажется, что он остался один, что его все покинули, и эти впечатления сопровождаются чувством неуверенности и страха. Здесь ребенок имеет дело с двумя символами. Один из них - «я остался один» - связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан. Следовательно, в основе этих ощущений лежит связь между матерью и ребенком. К этому символу добавляется еще один: в воображении ребенка, умеющего образно мыслить, в темных углах комнаты рисуются различные сказочные герои, платок вдруг предстает перед ним в виде змеи и т. п.

Что же делать родителям, если они заметят, что их ребенок боится темноты? Можно оставлять открытой дверь комнаты, в которой ребенок спит, но лучше всего установить в этой комнате маленькую, не слишком яркую лампу, до выключателя которой ребенок мог бы без труда дотянуться. Это необходимо для того, чтобы он чувствовал такую же уверенность, как и при игре в жмурки: когда ему захочется, он может «включить» свет. Ни в коем случае нельзя наказывать «за трусость» ребенка, боящегося темноты, не следует и стыдить его за это («Такой большой мальчик, а боится темноты!» - часто говорят родители). От этого страх ребенка не пройдет, он будет пытаться утаить его от родителей. Именно поэтому детям, оставшимся в темной комнате, вдруг неожиданно «хочется» поесть или попить, они просто не отваживаются признаться (нередко даже себе) в том, что им хочется побыть с родителями, потому что боятся оставаться в одиночестве.

Говоря об отношении родителей к детским страхам, можно сказать, что практически во всех случаях они должны вести себя примерно так, как в рассмотренном случае с боязнью темноты. Но при этом не следует забывать, что эти советы относятся собственно к моменту проявления страха! Родители должны, особенно если чувство страха у ребенка усиливается, стремиться к тому, чтобы устранить конкретные причины, стоящие за символическими детскими страхами. Для этого может оказаться полезной и консультация специалиста-психолога.

Но что же такое страх? Страх можно определить как эмоциональное состояние, которое появляется перед определенным событием и как бы предвещает наступающее фиаско. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, а тогда, когда он не верит в успех своей попытки избежать опасности, например спастись бегством, иными словами, когда человек исходит из того, что беда, от которой он бежит, его все-таки настигает.

Положительный или отрицательный характер эмоций зависит от того, в какой мере достигнет цели тот или иной поведенческий акт, связанный с данным чувством. Как мы отмечали выше, ощущение страха не всегда появляется даже в минуту опасности. Это зависит от того, насколько успешными представляются нам собственные попытки избежать опасности. Точно так же и гнев может быть положительным эмоциональным ощущением в том случае, если человек имеет возможность в полной мере реализовать те формы поведения, к которым побуждает его чувство гнева. О любви принято говорить, что это положительные эмоции. Тем не менее, пожалуй, в душе каждый согласится с тем, что с этим чувством может быть связано мучительно отрицательное эмоциональное состояние, если нельзя воплотить форму поведения, к которой побуждает любовь, иными словами, если нет взаимной любви. Точно так же обстоит дело и в отношении родственных чувств. Любовь к родственнику, которая не может быть реализована, - это траур. Тяжелое отрицательное эмоциональное впечатление траура связано с сознанием того, что уже никогда не будет возможности воплотить те формы поведения по отношению к данному человеку, к которым побуждает чувство любви к нему.

Со страхом самым непосредственным образом связано еще одно чувство, называемое тревогой. По сути дела, тревога - это явление, родственное символическому страху. Мы знаем, что тревога - это эмоциональное впечатление, похожее на страх, но тем не менее это не страх и определить его очень трудно. Наиболее часто встречается, определение, подчеркивающее временной аспект этого явления: тревога - это чувство страха, связанное с отдаленной во времени опасностью. Например, если, сидя в кресле перед стоматологом, мы испытываем конкретный страх, то в том случае, когда нам известно, что на следующей неделе мы должны посетить зубного врача, в течение всей недели мы будем испытывать тревогу. Многие считают, что тревога - это страх перед каким- то неопределенным объектом и его характерной чертой является то обстоятельство, что данному человеку причина страха неизвестна. Возможно, это и так, но, с другой стороны, очень часто люди точно знают, из-за чего они приходят в состояние тревоги. Не боятся, а именно тревожатся. Различие между этими ощущениями следует искать где-то в сфере, соответствующей чувствам. Страх появляется в тех случаях, когда поведение определено однозначно, например: реакция на появление угрожающего объекта - бегство. В тот момент, когда в поведении, вызванном конкретной ситуацией, появляется какой-либо фактор неопределенности, вместо страха рождается тревога. Эта ситуация хорошо может быть прослежена на примере школьного отличника. В тот момент, когда учитель просматривает классный журнал, раздумывая, кого бы вызвать к доске, весь класс охвачен тревогой, и только для отличника это момент переживания положительных эмоций. Рассмотрим другой пример. Если человек спасается бегством от преследующего его льва, весь бег человека олицетворяет собой страх в чистом виде. Если же человек видит, что лев собирается напасть и у него есть два возможных пути к спасению: влезть на дерево или прыгнуть в реку, но человек никак не может решить, какой путь избрать, он в этот момент будет испытывать тревогу.

Этот момент заслуживает пристального внимания потому, что, как можно видеть, тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что тревожность свойственна людям, неспособным самостоятельно принимать решения. Интеллектуальная неспособность принимать решения и тревога, можно сказать, сопутствуют друг другу и, вероятно, очень тесно связаны между собой. Тревожный человек воспринимает как угрозу и такие ситуации, которые для иного человека выглядят не столь опасными. И как следствие, полная потеря таким человеком способности к действию, поскольку в сложной ситуации он не может принять какое-либо решение.

Интересно рассмотреть и связь между тревогой и результативностью действия человека. Для достижения высоких результатов необходим определенный, средний уровень тревожности. Отсюда можно заключить, что она в определенных пределах может играть роль своего рода стимулятора, помогать человеку в определенных ситуациях достигнуть максимально возможного результата. В настоящее время принято говорить о так называемой мобилизующей и расслабляющей тревожности. Расслабляющая тревога парализует личность в ответственные моменты, а мобилизующая как бы дает действиям человека дополнительный импульс. В последнем случае человек может сделать даже то, что, казалось бы, ему совершить не под силу. В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком. Если в детстве человек постоянно убеждался в собственной беспомощности, неспособности решать те или иные задачи, впоследствии в ответственные моменты он всегда будет испытывать расслабляющую тревогу. И естественно, человек, для которого необходимость действовать связана с чувством успеха, переживает эту ситуацию как мобилизующую тревогу.

Все это очень просто и никак не связано с уровнем интеллектуального развития личности, хотя на первый взгляд может показаться, что такая связь должна существовать. Если бы это было именно так, то тех детей, которым в детстве все удавалось, следовало бы считать очень умными, неудачников - глупыми и, таким образом, нам оставалось бы заключить, что умным детям свойственна мобилизующая тревога, а глупым - расслабляющая. Но в действительности все обстоит иначе. Эта зависимость очень тесно связана с уровнем требований, предъявляемых к ребенку со стороны родителей. Если этот уровень превышает способности ребенка, он постоянно будет замечать, что не может соответствовать этим требованиям. Такой ребенок в течение всей жизни будет теряться при необходимости действовать, поскольку чувство постоянной неудовлетворенности родителей закрепляет в нем ощущение неудач. При первой же возможности он пытается уклониться от выполнения стоящей перед ним задачи, поскольку боится потерпеть неудачу, и тем самым поведение этого человека приобретает характерные черты тревожности личности. В психологии принято различать по этому признаку два типа личности: человек, ориентированный на избежание неудачи, и человек, ориентированный на достижение успеха. Нетрудно увидеть, что существует глубокое различие между этими двумя позициями: в одном случае человек приступает к решению задачи с мыслью о том, «как бы не потерпеть неудачу», а во втором - «я хочу успешно справиться с заданием». Таким образом, человека первого типа собственно успех не интересует, но независимо от этого он может быть очень способным. Справедливо и обратное: ориентация на успех может быть свойственна и людям не очень высокого интеллектуального уровня, которые всегда приступают к решению задач в надежде на конечный успех, и это как бы придает им дополнительные силы.

Каким вырастет ребенок, ориентированным на избежание неудачи или же ему будет свойственна ориентация на успех, это в решающей степени определяется в детские годы. Родители, считающие своих детей гениальными, склонны предъявлять к ним завышенные требования. Нередко в них отражается и неудовлетворенность родителей собственными успехами. В большинстве случаев, к сожалению, родители тревожных детей и сами относятся к подобному типу. Вследствие неудовлетворенности самим собой кто-то из таких родителей старается «затолкать» в своего ребенка все то, что ему самому не удалось, или они думают, что не получилось или не сложилось. В результате иной ребенок может быть подготовлен к тому, что в школе его ждет головокружительная карьера. Но вот переступает ребенок порог школы, и вдруг и ему самому, и его родителям приходится убеждаться в том, что он хотя и не глупее других, но вместе с тем ни в чем их не превосходит. В конечном счете средние успехи воспринимаются и ребенком, и родителями как полное фиаско. Ребенок оказывается неспособным соответствовать требованиям родителей.

Следует подчеркнуть, что родители должны побуждать ребенка постоянно тянуться вверх, но вместе с тем нельзя предъявлять ему требования, выходящие за пределы его возможностей, потому что в этом случае в ребенке вырабатывается тяжелая, отрицательная черта, влияющая на всю его дальнейшую жизнь, проявляющаяся прежде всего в стремлении уклониться от необходимости решать собственные задачи. Таким образом, формируется тип человека, который, заблаговременно комбинируя, старается направить свою жизнь так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с теми или иными проблемами, поскольку в его сознании понятия «задача» и «неудача» становятся почти неразделимыми.

К тревоге и страху имеет непосредственное отношение еще одно явление-стресс. В минуты опасности в человеческом организме протекают бурные изменения гормональной деятельности. Если человек попадает в опасную ситуацию, его организм экстренно реагирует на нее, и такое состояние принято называть стрессовой реакцией. Описанная выше тревожная реакция - это не стрессовое состояние. Между этими состояниями существенное различие на гормональном уровне. Стрессовая реакция всегда связана с какой-либо конкретной опасностью, вызывается очень сильным внутренним нервным потрясением, и за ней стоят глубокие биологические процессы. Это своеобразный механизм концентрации энергии, который генетически призван помогать человеку избежать опасности. В отличие от этого тревожное состояние не связано с конкретной ситуацией, с какой-либо определенной угрозой. Проявляется это состояние обычно в тех случаях, когда опасность существует длительное время, чем определяется различие между страхом и испугом.

Человек, продолжительное время живущий в напряжении, вызванном ожиданием какой-либо опасности, постоянно находится в тревожном состоянии. В тот момент, когда эта опасность появляется, наступает стрессовая реакция. Таким образом, тревога - это всегда явление длительное, а стрессовая реакция - кратковременное. Длительное стрессовое состояние наносит человеческому организму большой вред и во всех случаях, почти без исключений, приводит к возникновению определенных болезней. Это так называемая стрессовая гипотеза болезней.

Детский психолог Елена Макаренко расскажет, чего больше всего боятся детки в возрасте до трех лет. Удивительно, но страхи тоже трансформируются, какие-то отступают, а какие-то беспокоят наших малышей. Оказывается, этому есть объяснение.

неблагополучия,

Детский психолог Елена Макаренко расскажет, чего больше всего боятся детки в возрасте до трех лет. Удивительно, но страхи тоже трансформируются, какие-то отступают, а какие-то беспокоят наших малышей. Оказывается, этому есть объяснение.

С точки зрения психологии страх, является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, «убегания».

Cложно найти человека, который никогда в жизни не испытывал страх. Страх, тревога, беспокойство являются нормальными эмоциональными проявлениями нашей психической жизни.

Каждый человек испытывает страх с самого рождения, они обусловлены возрастными особенностями. Большинство страхов имеют временной характер. Чаще всего детские страхи исчезают бесследно, главное к ним правильно относиться, понимать причину их появления и вовремя «контейнировать».

Если они сохраняются длительное время, очень мучительные и невыносимые, то это может быть признаком:

неблагополучия,

слабой нервной системы ребенка,

неправильного и некорректного поведения родителей,

того, что родители не знают психических и возрастных особенностей развития ребенка,

не пережитых страхов самих родителей,

конфликтных отношений в семье.

Большинство страхов, к сожалению, возникают именно по вине родителей, и каждый родитель должен не допустить возможность появления страха или снизить уровень страха, вызванный семейными конфликтами, резкими звуками, внутренней черствостью или противоположностью всему этому - гиперопекой, чрезмерным вниманием и назойливой любовью.

У детей с возрастом меняются мотивы поведения, отношения к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, насколько родители смогут уловить эти перемены, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

На каждом возрастном жизненном этапе дети сталкиваются с определенными страхами. Рассмотрим детские страхи в возрасте от 1 до 3-х лет.

Интересен проведенный социологический оп-рос 200 матерей, детям которых от 1 до 3-х лет, им предоставили список из 29 видов страха.

Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков.

На втором месте находится страх одиночества, затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следу-ют страхи одиночества. По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий маль-чик и девочка). Это указывает на уменьшение безус-ловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхож-дения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам суще-ственно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более час-тыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышен-ную чувствительность детей этого возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными кон-фликтами, медицинскими манипуляциями, пребыванием в больнице или посещением детсада, может быть существенным источником эмоцио-нального стресса, беспокойства и страхов.

Вопросы читателей

18 October 2013, 17:25 Здравствуйте. Ребенку 5 лет. Недели две назад появились страхи - не хочет оставаться один, боится спать один, боится ходить в туалет один. Эти страхи очень его мучают: по ночам встает по пять раз, страшно, просит чтоб с ним посидели. Что делать? На вопрос, что боится, отвечает, что увидел страшный мультик. Мы уже и рисовали, и сжигали страшное чудище, и крестик одели, разговаривали, объясняли. Вопрос в том, что может это пройдет, но как вести себя, пока он боится. Брать его к себе в кравать? Пусть хоть высыпается, или все таки настаивать на своем? Спасибо.

Сегодня мы поговорим о детских страхах от 0 до 3 лет, а также разберём то, чего так боятся дети наших форумчан, с практикующим психологом, семейным консультантом и ведущей тренингов по детско-родительским отношениям Марией Карасёвой . Спасибо за запросы от читателей, которые мы получили.

В возрасте от 0 до 3 лет ребёнок активно познает окружающую действительность. Но при столкновении с новыми объектами, которые его окружают, он одновременно может испытывать волнение и тревогу. В большинстве случаев (при правильной поддержке со стороны родителей и их адекватной реакции) дети достаточно быстро преодолевают негативные эмоциональные переживания.

Пример 1. Страх новой окружающей среды (незнакомых объектов и людей)

Данный страх может проявляться в виде резких эмоциональных реакций детей на незнакомого человека или незнакомый объект. Часто данные страхи классифицируются родителями как иррациональные, поскольку родители, рассуждая логически, не видят в этих объектах (людях) ничего пугающего для ребенка. Например, ребенок может бояться паутины, перышек, листьев, покрытия на детской площадке, опавших лепестков и вообще чего угодно. На это бывает несколько причин - детское воображение или какая-то ситуация, которая закрепила страх в отношении данного объекта. Таким образом, страх безобидного объекта может быть связан с развитой детской фантазией, которая дополняет картину его восприятия.

Родителям со стороны может показаться, что это все фантазии. И да, так оно и есть. Но эти фантазии связаны с чувствами и эмоциями ребенка. Поэтому важно, особенно родителям чувствительных, эмоциональных и впечатлительных деток, не настаивать на знакомстве ребенка с этим объектом. Бесполезно объяснять ребенку, что объект не страшный и в нем ничего угрожающего нет, это скорее вытеснит страх на бессознательный уровень. Тогда этот страх останется с ребенком на всю жизнь.


В другом случае ребенок при знакомстве с новым объектом мог услышать громкий звук и испугаться. На самом деле он испугался звука (неожиданного для него), но страх закрепился на объект. Например, на прогулке в поле его интереса попал лепесток цветка, а мимо в это время пробежала собака и громко лаяла. Вы могли этого не заметить, но внутренний испуг на собаку перенесся и стал страхом лепестка.

Решение. Обязательно признать страх ребенка (сказать: «Я вижу ты испугался», «Я вижу, что тебе страшно»); дать поддержку ребенку: «Я смогу защитить тебя», «Я не дам тебя в обиду», «Давай я тебя спрячу»; если есть возможность и ребенок уже хорошо разговаривает, то можно попозже уже в безопасном для него месте расспросить его о том, что именно его испугало; не подталкивать ребенка к преодолению страха и унести его с места, которое заставляет соприкасаться со страшным объектом. Ни в коем случае не настаивать на преодолении страха.

Страх незнакомых людей также проявляется подобным образом. Базовой потребностью детей является потребность в безопасности и защите. И эту безопасность дают родители и в большей степени конечно мама ребенка, которая постоянно с ним контактирует. Незнакомые люди врываются в мир ребенка, приходя в дом или на улице, и нарушают ощущение безопасности. Особенно когда они начинают активно взаимодействовать с ребенком (спрашивать что-то, трогать, гладить). Здесь также незнакомый бородатый мужчина может показаться ребенку страшным великаном, который хочет его съесть. И даже если он улыбается и дружелюбен, ребенку может показаться совсем по-другому.

Часто родители сами провоцирую возникновение и усиление данного вида страха у детей. Например, активно принуждая ребенка быть дружелюбным по отношению к незнакомым людям. Или в ситуации, когда мама с ребенком идет по улице, а он плачет, мимо проходящая тетя (дядя) говорит: «Кто у нас тут такой капризный, сейчас заберу тебя с собой».


Решение. Реакция родителя в такой момент должна быть следующая: прижать к себе ребенка, а еще лучше взять его на руки и сказать ему, что вы никому его не отдадите. Взрослому, который проходя мимо создал ситуацию также стоит ответить, что вы не отдадите своего ребенка. Чтобы ребенок мог понять - вы его защитите в любой угрожающей для него ситуации. В таком случае ощущение безопасности будет восстановлено.

Не высмеивайте страх и не называйте его «застенчивостью». Когда другие люди, видя как ваш ребенок прячется за вами, будут говорить ему: «Кто тут у нас такой бука (молчун, скромник и т.п.)?», не подыгрывайте им, а ответьте, что вашему ребенку просто надо время и переключите внимание взрослого, а не ребенка. Скажите, что ваш ребенок не любит, когда его трогают незнакомые люди или что-то ему предлагают. Этим вы продемонстрируете своему ребенку желание защитить его и то, что вы на его стороне. В этих случаях страх через какое-то время (достаточно быстро) пройдет сам по себе и не останется во внутреннем мире ребенка, а значит, не будет его беспокоить во взрослой жизни.


Пример 2. Страх воды (море, озеро, купание в ванной и т.п.)

Страх воды у детей может проявляться в очень разнообразном поведении, и в разных реакциях. Например, дети могут бояться мытья головы (попадания воды в глаза, уши, нос, на лицо), в то время как прекрасно плещутся в ванне. Другие дети могут бояться душа (тут может еще добавляться страх громких звуков), но при этом также прекрасно чувствовать себя просто в ванне. Может быть страх мочалки, мыла, шампуня, пены и т.п., и это, скорее всего, связано со страхом незнакомых объектов - то, что я описывала выше. Ребенок может купаться в спокойной ванне, но бояться, например, если вы начнете брызгаться или пускать волны.

Это может быть также сопряжено со страхом воды, и данное поведение будет проявляться только в ванне, в водоемах, в бассейне, так как в воде происходит сильное смещение в восприятии собственного тела. Появляется ощущение невесомости, которое не дает нам уверенно стоять на ногах и чувствовать себя в безопасности. Помимо прочего, страх воды у детей может быть результатом того, что родители также боятся воды.


Решение. Признать страх ребенка; не пытаться его преодолеть насильственным путем, уговорами, обманными путями и манипуляциями. Например, ребенок боится попадания воды в глаза. Найдите возможность закрыть ему глаза при мытье головы. Скажите: «Я знаю, что тебе страшно, что вода попадет на лицо (глазки, ушки и т.п.), давай попробуем закрыть глаза полотенцем». Хорошо, если кто-то вам будет помогать мыть голову ребенку, тогда будет возможность одному родителю закрывать ту область лица, которая важна для ребенка. Другой родитель в это время будет мыть голову. Мыть голову в этих случая стоит очень аккуратно, не торопясь, делая перерывы и интересуясь самочувствием ребенка. Можно спрашивать: «Все нормально? Когда я так делаю тебе приятно или неприятно?».

Наберитесь терпения, не торопитесь помыть и ополоснуть голову ребенку (это только усилит страх). А наоборот, идите потихоньку. Намочили (намылили) кусочек головы и сделали перерыв. Можно предложить ребенку потрогать шампунь в ваших руках. Не сразу превращая его в пену. Налить себе его на руку и показать ребенку. Сказать, что это шампунь, и предложить ему его потрогать. Потом показать, как он мылится в руке, и предложить намылить его в вашей руке. Можно предложить ему помыть вам часть волос (прядь), затем смыть ее душем (или из ковшика). Затем постепенно перенести эти же действия на его голову. Помочь ему собственной ручкой намылить часть головы. Все это делается, только если ребенок не оказывает сопротивления. Если же вы столкнулись с сопротивлением, значит надо менять тактику, иначе есть вероятность развития страха.

Когда ребенок боится душа, можно приготовить тазик с водой и за 2-3 дня до того, как вы решитесь поменять тактику, просто выбрать время и поиграть с водой в этом тазике (вне контекста принятия душа). Показать, как льется вода из ковшика в тазик. Пусть ребенок привыкнет к этим объектам и поиграет с ними. Все действия, которые вы предпринимаете, должны быть вами озвучены: «Давай я полью тебе водичку на руки. Смотри, какая бежит струйка, потрогай ее», «Тебе приятно, когда струйка бежит по ручкам?», «А давай я теперь полью ее на плечико? На правое плечико и на левое плечико», «А теперь давай полью водичку на спину». Все это должно произноситься спокойным голосом и сопровождаться доброжелательным настроением и плавными движениями.

Если ребенку не нравится мочалка (он ее боится), можно купить другую и желательно совсем не похожую на предыдущую, которая пугала. Хорошо, если она будет другого цвета и из другого материала. Предложите ребенку взаимодействовать с ней за пределами ванной комнаты. Она может стать игрушкой или быть использована как элемент ролевых игр. Например, выступать кроваткой для пупсика (куклы) и т.п. Если ребенок не воспринял ее, не настаивайте. Тогда сделайте мочалку сами из какой-нибудь свернутой ткани и также введите ее в детскую игру.


Затем, когда ребенок привыкнет, можно взять эту мочалку, любимую игрушку в душ и помыть «лялю» (пупсика, куклу). Затем постепенно и поэтапно переходите к мытью тела ребенка и только потом головы. Есть приспособления (специальные козырьки) для мытья головы. Только при их использовании надо помнить, что прежде чем вы их возьмете с собой в душ, ребенок должен к ним привыкнуть. Иначе это может стать новым объектом страха.

При страхах водоемов можно порекомендовать родителям не торопить детей входить в воду. Говоря детям: «Смотри, как другие малыши здорово плещутся», родители вызывают в детях чувство неуверенности в себе (ощущение, что они не такие, как другие дети). И это порождает еще больший страх, потому что лучше бояться, чем стыдиться. Здесь также не стоит действовать вероломно и стремительно. Наберитесь терпения и позвольте малышу поиграть в песке. Затем предложите ему набрать водички в ведерко (тазик) и т.п. Затем можно предложить ребенку вместе сходить за водой (набрать в ведерко).

Быть может ваш ребенок согласится, но дойдя до воды передумает. Не сердитесь и не уговаривайте его. А скажите ему, что все нормально, он может постоять там, где ему комфортно, и сами зайдите в воду и наберите воды. Так может происходить несколько раз, и в какой-то момент, если вы не будете давить и настаивать, а также торопить ребенка, он захочет набрать воды сам. В это время важно быть рядом и помочь ему в этом. Можно просто подержать его за руку. Так, раз за разом, можно справиться со страхом открытых водоемов.

Пример 3. Страх боли (уколов, медицинских работников, поликлиник)

Часто дети боятся врачей и просто любых людей в белых халатах, уколов, самого здания поликлиники, машины скорой помощи и т.д. В основе этих страхов лежит страх боли. Опыт взаимодействия ребенка с поликлиникой показывает, что там может быть больно (если у ребенка хоть раз брали анализ крови). В связи с этим вполне естественной реакцией может быть страх этого учреждения и всего, что с ним связано. Родители, ведя ребенка на прием к доктору, обещают, что больно не будет, или вообще ничего не говорят. В результате ребенок перестает доверять маме и теперь уже в любых случаях, связанных с поликлиникой, испытывает страх.


Решение. Необходимо разделить в сознании ребенка понятия: поликлиника, анализы (сдача крови), осмотр у врача, скорая помощь, уколы и т.д. Хорошо бы выбрать время и показать ребенку, что в поликлинике есть разное - сходить туда на экскурсию. Показать, где делают укольчики, чтобы детки были здоровыми. Если ребенок спросит подробности, то не говорить, что это не больно. Сказать, что это как кусает комарик. Но потом это проходит. Если вы сами боитесь врачей, уколов, больницы и всего подобного, то этот метод может не помочь. Ведь, для того чтобы показать ребенку, что это не страшно, надо быть внутри себя уверенным в этом.

Если ребенок уже боится самого здания и обходит его стороной, то тут потребуется время и терпение. Для начала просто выберете день и найдите возможность предложить ребенку сходить туда, пообещав ему, что если он не захочет, то вы не пойдете. Постепенно идите в сторону поликлиники, и если ребенок попросит вернуться домой - пойти ему навстречу и не настаивать. Так, постепенно, вы будете проделывать этот путь (не за один день) и восстанавливать доверие ребенка к вам. Когда ребенок перестанет бояться самого здания и вы сможете туда ходить на прием к доктору, то хорошо будет, если вы скажите ему правду.

Например, вам надо сходить сдать анализы, скажите ребенку, что вы знаете, что ему страшно, но вы будете рядом с ним и будете его поддерживать, жалеть и целовать, дуть на пальчик. Скажите, что вы тоже боялись сдавать кровь и есть многие детки, которые боятся. Объясните, зачем сдавать кровь, что такое кровь и что она делает в нашем организме. Конечно, ребенок в этой ситуации будет плакать и сопротивляться. Но зато он будет знать, что вы поступаете с ним честно, не обманываете его, а значит, вам можно доверять.

Пример 4. Страх одиночества (боязнь быть оставленным, потерять родителя, заблудиться)

Выше я уже описывала, что для ребенка (и особенно маленького) важно ощущение безопасности. Когда ребенок был в животе мамы, это обеспечивало ему ощущение комфорта. Затем он родился и теперь физически находится отдельно от мамы, но по-прежнему очень сильно в ней нуждается. В связи с этим, когда мама отдаляется, ребенок может чувствовать тревогу, и у него развивается страх одиночества (боязнь, что мама (папа) уйдет, его потеряют, забудут и т.п.).


Решение. Для того чтобы минимизировать проявления этого страха, важно использовать те способы, которые я описала в примере 1, способствующие удовлетворению потребности ребенка в безопасности. Также нужно увеличить количество телесных контактов между матерью и ребенком - объятия, поцелуи, тисканье, качание на руках и т.п. Если вы выходите в другую комнату и знаете, что ваш ребенок этого боится, то предложите ему сходить с вами или хотя бы говорите с ним из комнаты, чтобы он слышал вас все время и понимал, что вы рядом.

Очень часто этот страх обостряется у детей, когда у них рождаются младшие брат или сестричка. Связано это с тем, что мама больше проводит времени с маленьким, а у старшего ребенка может начать развиваться страх одиночества, в основе которого лежат глубокие переживания о том, что он больше не нужен своим родителям и они его больше не любят.

Пример 5. Страх громких или незнакомых звуков (шуршание, шипение, дрель, пылесос, крики и т.д.)

Как и в самом первом примере, при столкновении с новым и неизведанным у ребенка может развиться страх. Так, маленький ребенок может не знать, что собаки громко лают, что соседи делают ремонт и может работать громко дрель, что игрушка может издавать резкие звуки. Если в одном из случаев ребенок неожиданно испугался громкого звука, есть вероятность, что он будет бояться разных звуков и относиться к любым новым звуковым объектам настороженно.


Например, ребенок может бояться громких криков и очень некомфортно чувствовать себя на детской площадке. То же касается и просто необычных звуков, которые ребенок слышит в своей жизни впервые, и они могут вызвать у него неприятные ощущения, тревогу, волнение и страх (шуршание фольги, звук молотка, звон посуды, шум пылесоса, чайника и т.п.). Для ребенка эти звуки представляют неопределенность, а если ясности нет (нет понимания откуда берется звук), то есть страх. Просто сильные громкие звуки создают ощущение беспомощности у ребенка и также приводят к возникновению страха. Подобные истории, когда дети боятся играть с другими детьми, могут свидетельствовать о такого рода страхах.

Решение. Первое, что родители могут сделать, это увести ребенка из травмирующей для него ситуации. Боится пылесоса - не пылесосьте при нем, подметайте веником или просто мойте пол мокрой тряпкой. Боится шуршания фольги, не доставайте ее при нем, замените ее на пакет для запекания. Не убеждайте ребенка, что это не страшно, ведь для него это выглядит совсем иначе. Если звук издаете не вы, а, например, сосед, делающий ремонт, то возьмите ребенка на руки, прижмите его к себе, постарайтесь отвлечь. Только объятия не должны быть очень сильными, потому что тогда они как раз будут демонстрировать ребенку, что опасность есть. Вы должны в этой ситуации спокойно (а не тревожно) взять ребенка и показать, что, когда вы рядом, он может чувствовать безопасность. Если вы в это время злитесь на соседа от собственной беспомощности, то ребенок будет чувствовать вашу беспомощность и ему станет еще страшнее.

Будьте готовы на прогулках увести ребенка с площадки, поскольку другие дети для вашего ребенка могут выглядеть как угроза. Тут надо дать ребенку время, показать своим поведением (на словах можно тоже сказать), что, пока ребенок не хочет ходить на прогулку (боится) и играть с другими детьми, вы не будете настаивать на этом. Это позволит восстановить его доверие к вам, и через какое-то время можно вернуться на площадку. Но в случае, если ребенку понадобится ваша защита или он снова захочет уйти оттуда, лучше это сделать. Тем самым вы продемонстрируете свою готовность отстаивать его интересы и уважение к его чувствам. Он будет понимать, что в любой критической ситуации вы можете дать ему ощущение защищенности от угрозы.


Пример 6. Страх темноты (теней, чудовищ и т.д.)

Многие детские страхи связаны с развитым детским воображением. Страх темноты у детей с одной стороны может быть связан со страхом одиночества (страх потерять маму), с другой стороны он может быть связан с тем, что ребенок в пространстве рисует в своей голове ужасные картинки. Под кроватью может быть спрятан монстр, а тень на стене - огнедышащий дракон, питающийся исключительно маленькими детьми. Все эти страхи очень реальны в голове детей. И наши убеждения о том, что их нет, и попытки объяснить это детям лишь усугубляют ситуацию.


Решение. Предложите ребенку включить ночник, оставьте свет в коридоре, если есть необходимость, то и верхний свет. Перед сном не торопитесь уходить из комнаты, посидите с ребенком, погладьте его и скажите ему, что вы будете защищать его от всех чудовищ (если он говорит, что боится). Скажите, что вы тоже иногда боитесь, и расскажите, что вам помогает преодолевать страх темноты.

Например, расскажите, что когда вам кто-то видится, то вы представляете еще и волшебного рыцаря, который вас защищает. Мир фантазий ребенка может творить чудеса, и там могут рождаться не только страшилки, но и волшебные герои. Но дети, как правило, об этом не думают, и хорошо, если вы им покажете, что в воображаемом мире можно еще и волшебство творить. Там даже можно представить маму, которая приходит и прогоняет всех монстров волшебной палочкой, подушкой, пылесосом и т.п.


P.S.

Родителям важно понимать, что детские страхи, если с ними не работать, не проходят сами по себе, они просто перемещаются из области сознательного восприятия (там, где вы их видите в поведении ребенка) в бессознательную область (там, где вам их больше не видно) и продолжают оказывать влияние на вашего ребенка. В будущем эти страхи дают о себе знать самым разнообразным образом - от общего уровня постоянной тревожности, беспричинного беспокойства, психосоматических заболеваний (энурез, заикание, понос и т.п.) до нарушений в сфере межличностного общения.

В профилактических целях (для минимизации возникновения страхов у ребенка) можно порекомендовать чаще обнимать ребенка, целовать, говорить о своей любви, следить за своим эмоциональным состояниям, не применять авторитарного и попустительского стиля в воспитании (наказания, угрозы, эмоциональное равнодушие, игнорирование потребностей ребенка, обесценивание его эмоциональных переживаний и т.п.). Понаблюдать за общей атмосферой в семье, за тем, каким голосом и что вы говорите. Постараться найти моменты, где вы, заботясь о безопасности ребенка, наоборот пугаете его.

Все эти меры позволят вашему ребенку чувствовать себя спокойнее, а чем спокойнее будете вы, тем спокойнее будет и ваше чадо. Потому что часто родители очень боятся, что дети не преодолеют собственный страх, и это еще более усугубляет ситуацию. Верьте, пожалуйста, в ваших детей и в их возможности. Прислушивайтесь к их чувствам и уважайте их мнение.

Вконтакте