Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
План - конспект урока
« Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме »
Составила:
учитель технологии
Губинская
Галина Ивановна
Северодвинск
20 1 5
Класс : 5 «А»
Раздел: Рукоделие
Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме.
Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.
Задачи :
Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;
Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.
Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.
Тип урока: комбинированный .
Методы: диалогический, алгоритмический.
Длительность урока: 45 минут.
Ход урока:
Организационно-подготовительный этап.
Приветствие;
Назначение дежурных;
Выявление отсутствующих на уроке;
Проверка готовности учащихся к уроку;
Настрой учащихся на работу.
Изучение нового материала.
Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).
1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).
2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.
О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)
Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?
- ознакомиться с историей вышивки;
Рассмотреть её применение в народном и современном костюме.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.
Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов (приложение 1). Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями . Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.
А где могла располагаться вышивка?
Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс-храбрость мудрость, оберег защита).
В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками . (приложение 2)
А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров. (приложение 3)
Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой
Земля- изображение женской фигуры, «Кормилица – мать-сыра Земля». матери-Земли.
Конь- оберег домашнего очага, символ добр оты
Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Древо – символ жизни, единства рода.
Огонь – очистительная сила.
Спираль – символ пожелания блага
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. (приложение 4)
Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
Физкультминутка
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы
Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?
(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)
А какие материалы можно использовать для вышивки?
(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть)
Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.
Какие виды вам известны?
(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)
Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.
Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)
Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений , для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)
Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)
Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия
Практическая работа.
Повторение правил техники безопасности:
при работе с ножницами:
Хранить ножницы в футляре;
На столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;
Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
при работе с иглами, булавками:
Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);
Не оставлять их на рабочем месте;
Ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;
Не вкалывать их в одежду;
Перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;
Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;
Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.
П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту (приложение 5)
4. Выдача домашнего задания.
Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.
5. Подведение итогов урока.
- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
Что относится в вышивании к материалам?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на данном занятии?
Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?
Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.
Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.
Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Солнце -
Земля -
Конь –
Птица –
Древо -
Огонь –
Приложение 4
Приложение 5
Технологическая карта№1:
«Выполнения простейших ручных швов»
Последовательность операций
Графическое изображение
Шов « вперед иголку»
1. Выбрать материал.
3. Прошить по рисунку. Стежки и расстояния между ними стараться выполнять одинаковыми по размеру.
4.Контроль качества работы.
Шов « за иголку»
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку: движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск в ткани такой же длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону на четыре нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого.
4. Контроль качества работы.
Шов « шнурок».
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку: контур рисунка прометать швом « вперед иголку». Затем иглу с ниткой
(чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.
4. Контроль качества работы.
Тамбурный шов
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку: из исходной точки иголку переместить под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде петли остается под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывайте в образованную предыдущим стежком петлю.
4. Контроль качества работы.
Стебельчатый шов.
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку: от исходной точки нитку сначала продвинуть вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей ниткой провести по изнаночной стороне назад, выводя у середины предыдущего стежка (рабочая нитка всегда выводится с одной стороны стежка).
4. Контроль качества работы.
Петельный шов. (краевой шов)
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем.
Раздел: РУКОДЕЛИЕ. СЧЕТНАЯ ВЫШИВКА – 6 часов.
ТЕМА: ВЫШИВКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА – 2 часа.
ТИП УРОКА: Комбинированный. Приобретение новых знаний, их закрепление и применение, формирование умений.
ВИД УРОКА: ТРАДИЦИОННЫЙ.
Образовательный аспект: продолжить знакомство с творчеством народных умельцев, с композиционным построением узоров, научить технике выполнения счетных швов.
Развивающий аспект: продолжить формирование художественного вкуса, развивать образное мышление и мелкую моторику рук, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательный аспект: формировать вкус, воспитывать любовь к народному творчеству, коммуникабельность, умение доводить начатое дело до конца.
ИНТЕГРАЦИЯ: История, ИЗО.
Использование ИКТ: Программа Р/Р, текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.
Оборудование и инструменты: проектор, ноутбук, компьютерная программа Microsoft Power Point, принадлежности для вышики;
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: картины, выполненные учащимися, виды национальной одежды, украшенные вышивкой, Презентация “Создание объемных сувениров – бискорню”, инструкционные карты, сувениры “бискорню”
МЕТОДЫ: беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа.
Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку. Активизация учащихся. Формулировка темы, Целей урока. Постановка перед учащимися учебной задачи.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ.
– Виды рукоделия.
– Инструменты и приспособления для рукоделия.
– Правила безопасной работы.
– Здоровьесберегающие технологии.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
– зависимость вышивки от географического положения страны, ее истории и культуры;
– выбор цвета;
– композиционное построение узора;
– счетные швы;
– подготовка к вышивке;
– приемы выполнения вышивки крестом;
– особенности вышивки для бискорню.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполнение проекта “Сувенир бискорню”.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (работа по рисункам и по карточкам)
– Что такое композиция?
– Что такое ритм?
– Что такое орнамент?
– Что такое раппорт?
– Что такое симметрия?
– Материалы и инструменты для вышивки.
Контроль и самоконтроль на начало работы по вышивке.
6. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Подготовить презентацию по счетной вышивке, продолжить вышивку.
7. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ
КОНСПЕКТ УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ
– Виды рукоделия (вязание на спицах <Рисунок1> и крючком <Рисунок2>, биссероплетение <Рисунок3>, лоскутная пластика <Рисунок4>, квиллинг <Рисунок5>, вышивка различными способами <Рисунок6>, <Рисунок7> и т.д.)
– инструменты и приспособления для рукоделия: спицы и крючки из различных материалов, специальные иглы, магнитные доски с лупой, пяльцы и т.д.
– правила безопасной работы
На начало работы:
– Убрать волосы под косынку подобрать рукава одежды.
– Знать количество иголок и булавок, взятых для работы.
– Иголки и булавки находятся воткнутыми в игольницу.
– Хранить ножницы с сомкнутыми лезвиями.
Во время работы:
– При ручных работах с плотными тканями, шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.
– Во время работы иголки и булавки вкалывать только в подушечки и не брать их в рот, не вкалывать в одежду…
– Кусочки сломанной иглы собрать, завернуть в бумагу и утилизировать, как обычный мусор.
– Передавать ножницы кольцами вперед.
– Нельзя перекусывать нитки зубами.
По окончании работы:
– Проверить наличие иголок и булавок.
– Привести в порядок рабочее место.
– здоровьесберегающие технологии
Применение физкультминуток.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
– зависимость вышивки от географического положения страны, ее истории и культуры
Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры. Кто захочет изучить язык декоративно-прикладного творчества, тому откроется красота и выразительность произведения народного искусства, эстетическая ценность. В изображения закладывался определенный смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце или луну, горизонтальной волнистой линией – воду, вертикальной – дождь, скрещивающимися – огонь и молнию, горы представлялись треугольниками.
– выбор цвета
У белорусов в вышивке присутствует геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне. <Рисунок8>, <Рисунок9>
Украинцам свойственен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий. <Рисунок10>, <Рисунок11>
Грузинская вышивка отличается сложным узором – многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером. <Рисунок12>, <Рисунок13>
Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера.
Вышивка народов России отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. <Рисунок14>, <Рисунок15>, <Рисунок16>
Для Татарстана характерно шитье бисером и золотом по бархату. <Рисунок17>, <Рисунок18>
У каждого народа самобытные способы оформления одежды. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.
– композиционное построение узора
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:
А) какие швы будут использованы в
работе
Б) назначение изделия
В) расположение узора на изделии
Г) выбор цвета для его выполнения
Все это – слагаемые понятия “композиция”.
КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В композиции всегда есть главное и второстепенное, Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на РИТМЕ– чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
ОРНАМЕНТ – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.
Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется РАППОРТОМ. <Рисунок19>
Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.
СИММЕТРИЯ – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно одной, двух или нескольких осей. Такое построение узоров характерно для русской вышивки и русского орнамента. <Рисунок20>, <Рисунок21>
– счетные швы
Для выполнения орнамента чаще всего используются счетные швы. Эти швы назвали так потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Это набор (брань), “роспись” <Рисунок22>, счетная гладь <Рисунок23>, русская гладь <Рисунок25>, крест <Рисунок26>, гобелен <Рисунок24>. Выбор орнамента во многом зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент.
– подготовка к вышивке
1. Выбор основы. Это ткани полотняного переплетения, имеющие равное количество ниток по основе и утку. Нити таких тканей одинаковые по толщине. Это позволяет выполнять вышивальные стежки одинакового размера и с равными промежутками. Постоянно нужно считать нити ткани, что требует большого напряжения зрения. Лучше вышивать по КАНВЕ – ткани с четкой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков расположится в 1 см ткани, тем “тоньше”, сложнее и меньше по размеру будет работа. <Рисунок27>, <Рисунок28>
2. Выбор иглы обусловлен видом вышивки, толщиной ткани и ниток. Так, от толщины нитки зависит размер игольного ушка, а от вида ткани – острота конца иголки. Игла должна быть достаточно большой, для того чтобы в нее можно было вдеть нитку, и достаточно острой, чтобы легко прокалывать ткань.
3. Для счетной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например МУЛИНЕ различных цветов и оттенков, шерстяные и полушерстяные ни тки. Э то и хлопчатобумажное мулине, и шерсть, и полушерсть. Толщина вышивальных ниток должна соответствовать плотности ткани и величине стежка. <Рисунок29>
4. Ткань следует хорошо натянуть, Её помещают в пяльцы или рамку, Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом для удерживания и натягивания ткани. <Рисунок30>, <Рисунок31>
5. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань и предохранения пальца от уколов иглой. Он может быть пластиковым, металлическим или кожаным. Подбирают его по размеру пальца и надевают на средний палец рабочей руки. <Рисунок32>, <Рисунок33>
6. Вышивальные ножницы применяются для обрезания ниток. Они должны быть маленькими и острыми. Большие ножницы используются для раскроя ткани. <Рисунок34>
7. Схема для вышивки – это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесен рисунок.
– Приемы выполнения вышивки крестом
<Рисунок35>
– Особенности вышивки для бискорню
При выборе схемы для вышивки сувенира “бискорню” рисунок должен иметь две оси симметрии. <Рисунок36>, <Рисунок37>
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполнение проекта : “Сувенир бискорню”
1 группа – сильные учащиеся – выполнение игольницы. <Рисунок38>
Рис. 38
2 группа – слабые учащиеся – выполнение брелока.
Выбор схемы, нахождение центра симметрии в вышивке, выбор цветовой гаммы и т.д.
Описание работы:
План - конспект урока разработан в рамках раздела «Рукоделие», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей, которые перешли на ФГОС нового поколения в 5-ых классах.
Класс: 5 Раздел: Рукоделие
Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме
Цель : ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;
Развивающая : развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.
Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.
Тип урока: комбинированный.
Методы: диалогический, алгоритмический.
Длительность урока : 90 минут.
Ход урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
Приветствие;
Назначение дежурных;
Выявление отсутствующих на уроке;
Проверка готовности учащихся к уроку;
Настрой учащихся на работу.
2. Изучение нового материала.
Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу - подсказке. (Определение темы занятия).
1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).
2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.
О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)
Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?
Ознакомиться с историей вышивки;
Рассмотреть её применение в народном и современном костюме.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.
Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка - это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.
Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи - восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.
А где могла располагаться вышивка?
Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс - храбрость мудрость, оберег защита).
В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.
Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой
Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица - мать-сыра Земля».
Конь - оберег домашнего очага, символ доброты
Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Древо - символ жизни, единства рода.
Огонь - очистительная сила.
Спираль - символ пожелания блага
Украшение костюма - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.
Орнамент - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
Физкультминутка
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.
Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?
(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)
А какие материалы можно использовать для вышивки?
(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки - ирис, мулине, гарус, шерсть).
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.
Какие виды вам известны?
(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)
Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
1. Самый простой шов - «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.
2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)
3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
4. Стебельчатый шов- сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)
5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)
6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия
3. Практическая работа.
Повторение правил техники безопасности:
при работе с ножницами:
Хранить ножницы в футляре;
На столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;
Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
при работе с иглами, булавками:
Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);
Не оставлять их на рабочем месте;
Ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;
Не вкалывать их в одежду;
Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;
Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.
П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту
4. Выдача домашнего задания.
Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.
5. Подведение итогов урока.
Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
Что относится в вышивании к материалам?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на данном занятии?
Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?
Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.
Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и - урока.
Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» - первая тема в разделе «Рукоделие»
Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии - физкультминутка