Быть эмо – это хорошо или плохо? «Мой ребенок – эмо.

Что делать, если однажды ваш ребенок пришел и домой и заявил, что отныне он – гот или эмо (вариаций много)? Не паниковать…

Часто дети в подростковом возрасте примыкают к одной из субкультур. Это нормальное явление, и этого следует ожидать, потому что именно в этом возрасте меняется направленность личности: подросток стремится к общению со сверстниками, ему хочется протестовать против того, чему его учили родители, на какое-то время главным становится мнение не мамы и папы, а сверстников-единомышленников. Подростку невозможно доказать, что индивидуальность нельзя выразить тогда, когда движешься в толпе, где все друг на друга похожи.

Что делать родителям?

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку то, что он выбрал, как бы сильно вам это не нравилось. Запрет в подростковом возрасте действует с обратным эффектом: ребенок будет протестовать и делать назло, такая уж особенность психологии подростков. Конечно, речь не идет о случаях, когда ситуация с увлечением принимает опасное для жизни положение, когда нужно сказать твердое «нельзя».

Отнеситесь к своему ребенку как к личности, которая имеет право на самостоятельность выбора. В сущности, молодежные движения, которые есть сейчас, изначально не несли в себе каких-то опасных идей, просто с течением времени они обрели такую своеобразную форму. Например, движение готов своими корнями уходит в начало 19 века, когда так модны были идеи романтизма: бунт непонятой и одинокой личности, способной остро чувствовать красоту мира и страдающей от своей непохожести. Это потом к идеям романтизма добавился культ смерти, и отнюдь не поверхностные идеи свелись к ношению черной одежды и тусовках на кладбище. Точно так же дело обстоит с эмо. Движение эмо несколько моложе готов, но в основе своей имело идею свободы от условностей мира. Эмо призывают искренне радоваться и огорчаться, не стесняться проявления чувств и даже учат отзывчивости к чужому горю. Как видите, в основе современных молодежных движениях лежит целая философия, поэтому отнеситесь к ним если не с пониманием, то с терпимостью.

Обычно подросток примыкает к какому-то движению потому, что у него есть проблемы, попробуйте выяснить их. Может быть, он замкнулся в себе, потому что ему кажется, что его никто не понимает? Может быть, ребенку для самореализации и самоутверждения нужно заняться спортом или каким-то другим увлечением? В субкультуры уходят творческие и своеобразные личности, может быть ребенку стоит посетить театральную студию? Уделяйте ему больше внимания, проявите интерес к его увлечениям. Дайте ему понять, что он нужен вам, что вам не безразлично то, чем он живет.

Если ваш ребенок еще не влился в субкультуру, то еще есть шанс отвлечь его на другие занятия – помогите ему открыть свои таланты и реализовать себя, ребенку важно знать, что его любят, может быть тогда ему не захочется искать поддержки и понимания в тусовках на кладбище и в дикой музыке?

Текст: Алиса ОРЛОВА
Фото: Вячеслав ЛАГУТКИН


В криминальной хронике мелькает тревожная информация: «школьницы-эмо совершили групповое самоубийство», «обезврежена банда готов-сатанистов». В школах им запрещают «появляться в черной одежде», милиция ставит на учет, а государственные чиновники сочиняют законы, призывающие ограничить влияние вредоносной идеологии: готов и эмо обвиняют в том, что они пропагандируют пессимизм, упадничество и смерть. Правда, в результате черного пиара их популярность только растет, а сами неформалы почувствовали себя чуть ли не диссидентами и уже организовали пару митингов по борьбе за свои права. Так кто же они такие -- эти эмо и готы? И нужно ли с ними бороться?
Эмо (от «эмоции») -- субкультура возникла вокруг эмо-музыки, основанной на перепаде сильных эмоций. В одежде эмо-киды (от англ. kid -- ребенок) предпочитают черный (грусть и одиночество) и розовый (радость) цвера, носят «рваные» челки до глаз, кеды или матерчатые тапочки, любят полоску и клетку, галстуки и жилетки, «почтальонские» сумки, увешанные значками с детско-пиратской символикой -- череп, кости и плюшевый медведь. Эмо-киды не стесняются cвоих эмоций, культивируют бурное проявление и горя, и радости. Девочек среди них значительно больше, чем мальчиков.
Готы носят черную одежду, некоторые одеваются «под старину» -- жабо, кружева, длинные юбки у девушек. Красят в черный цвет волосы, девушки используют в макияже черную губную помаду и такой же лак для ногтей, любят депрессивную, мрачную музыку, много читают, часто сами пишут стихи, интересуются мистикой, декадансом, любят смотреть ужастики. Готы часто гуляют по кладбищам, причем чем древнее кладбище, тем больше там готов. Нынешние готы не имеют ничего общего с древним народом, а похожи на гламурных панков. Именно из них и вышли первые готы.

Одинаково разные «Субкультура -- не имидж, а мировоззрение», -- это в разных вариациях можно прочитать на любом форуме нынешних неформалов. Но внутри тусовки ребята -- очень разные, «типичных готов» или «среднестатистических эмо» в природе не существует. Классификация не срабатывает даже по внешним признакам, внешняя атрибутика вторична. К тем, для кого она -- главное, в тусовке относятся снисходительно: «Они в субкультуру играют, а мы этим живем». Никто, кстати, от разговора не уклонялся, наоборот, очень радовались, что кто-то пытается их понять.
-- У меня была попытка суицида, я таблетки съела, -- призналась Кира. И спохватилась: -- Только маме не говорите.
-- Училка по литре меня с урока выгнала. Потому что я «Погиб поэт, невольник чести» прочитал как рэп. Ничего она не понимает, Печорин был типичным готом. Да и Ленский тоже, -- рассуждает Илья.
-- Не слушайте тех, кто вам скажет: «Я -- эмо» или «Я -- гот». Это пОзеры говорят. Настоящий гот умом выделяется, а не ярлыки на себя вешает, -- учит меня Олеся и добавляет: -- хождение в церковь -- тоже позерство, Бог в душе должен быть.
-- Маша, отчего вы всегда ходите в черном?
-- Это траур по моей жизни. Я несчастна.
А вот это уже не из разговоров с готами, а из пьесы Чехова «Чайка». Помнят ли в таком контексте школьную программу сами учителя?

«На мой вопрос, зачем они так одеваются, девочки-эмо ответили: все вокруг такие серые, а мы -- яркие», -- рассказывает преподаватель истории Лидия Федотова. Педагог считает, что именно желание выделиться заставляет детей надевать на себя странную одежду и даже резать вены. «К счастью, вены они режут понарошку, чуть-чуть, лишь бы остались тонкие линии шрамиков. И делают это единицы. В нашей школе таких детей нет, мои ученики знают о них понаслышке и называют пОзерами, -- продолжает Лидия. -- По характеру, воспитанию, интеллекту все неформалы очень разные. И семьи у них очень разные. У меня в классе есть девочка-панк из неблагополучной семьи, она -- очень агрессивная. А, например, весной у нас с отличием закончила школу девочка, которая написала реферат о психологии эмо. В нем она защищала эту субкультуру, писала, что на эмо незаслуженно навешивают ярлык самоубийц. Единственно, что тревожит: все ребята признаются, что со своими проблемами они пойдут в тусовку, а не к родителям».

Самоубийство рассчитано на родителей
Аня недавно поступила в колледж, подрабатывает в магазине косметики, на тусовки ходит редко. Любит «книги, музыку и одиночество», пишет стихи. В одежде предпочитает черный цвет. Считает себя христианкой, но с Богом предпочитает общаться «без посредников», правда, у нее накопилось много вопросов к священнику. И только в конце разговора выяснилось, что черные рубашки с длинным рукавом хорошо скрывают порезы на запястьях: «Нет, я жизнь люблю, просто иногда тоска нападает. Мама и не догадывается. Не хочу ее огорчать». С Аней мы познакомились на одном из готических форумов, там ее звали Анабель.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас Россия по количеству самоубийств занимает второе место в мире. Ежедневно приговор себе выносят около 100 человек. В 2007 году покончили с собой около 3 тысяч детей и подростков в возрасте до 20 лет. И хотя в прессе то и дело мелькают заголовки типа «13-летняя школьница повесилась из-за музыки эмо», специалисты уклончиво говорят, что точной статистики по самоубийствам среди различных молодежных групп у них нет, и привязать случай суицида к конкретной субкультуре сложно.

«В нашем отделении суицидентов около 30 процентов, среди них есть и подростки, -- рассказал заведующий кризисным отделением ГКБ № 20 кандидат медицинских наук Вадим Моисеевич Гилод . -- Готы и эмо тоже встречаются, но бывает, что попадают к нам и дети священников».

По мнению врача, тяга подростков к смерти обусловлена тем, что у них еще нет понятия ценности собственной жизни. «Она появляется с возрастом и связана с тем, сколько душевных и физических сил ты потратил, чего добился, как тебя оценивают окружающие, -- говорит Вадим Гилод. -- А подросток еще ничего не сделал. У него ценность жизни складывается из отношений с родителями. Они самые близкие и значимые люди. И подростковое самоубийство почти всегда рассчитано на них: он пытается напугать их или разжалобить, чего-то от них добиться. Например, чтобы не ругали за двойку или за то, что стащил деньги из дома. Существует два вида суицида. Монологический -- когда человек уже все решил и молчит. Это у подростков редкость. И диалогический -- когда человек вначале подает сигналы: говорит о бессмысленности своей жизни, о боли, которую он не может перенести. Период “предсуицида” может длиться день, два, месяц, год. В этот момент надо человека слышать, отвести его к специалисту. Общение со священником тоже может помочь, разумный священник атрибутики не испугается.

А вообще дети, которые стремятся выделиться с помощью атрибутики и эпатажа, всегда проблемные. У них всегда есть эмоциональные конфликты в семье. И они ищут взаимопонимания среди таких же обиженных. Своим вызывающим видом они призывают нас обратить на себя внимание. Если ребенок не находит дома внимания -- он идет на улицу или в интернет. Неполные семьи тоже серьезный фактор риска. У девочки отец ушел в другую семью, там у него ребенок. А дочь, для которой папа был авторитетом, чувствует себя лишней. Злится на мать -- ведь та “упустила” отца. И уходит в группу подростков, которая имеет такие же проблемы, там пробует наркотики, переживает кризис… А может быть, и думает о самоубийстве».

Потребители эмоций

Михаил Хасьминский, психолог православного кризисного центра при храме Воскресения Христова на Семеновской , считает, что современные подростки не имеют никакого представления о том, как реально выглядит смерть. Они ее романтизируют, видят что-то вроде спектакля -- гроб в цветах, все рыдают. Хасьминский вместе с судмедэкспертом Петром Розумным написали ряд статей на эту тему. Одна из них -- «Суицид без розовых очков», посвященная тому, как выгладит самоубийство на самом деле, -- пользуется у подростков большой популярностью и широко обсуждается в сети.

«С молодыми людьми, которые хотят покончить с собой, мы общаемся на форуме сайта “Победишь.ru” , с которым я сотрудничаю, -- говорит Хасьминский. -- Этот форум в некоторой степени сейчас стал заменой телефонам доверия. Часто первое, что делает современный подросток, когда собирается покончить с собой, -- идет в интернет. Подростки не догадываются, что на одно “удачное” самоубийство приходится от десяти до тридцати неудачных, после которых человек тяжело и мучительно умирает в больнице или становится инвалидом. Человек режет вены или вешается, его спасают, но от недостатка кислорода погибли важные клетки мозга. “Вышел” из окна десятого этажа, выжил, но остался на всю жизнь прикованным к кровати. Съел горсть разных таблеток, вообще результат непредсказуемый -- от язвы желудка до мучительной и долгой смерти. Выпил уксусную эссенцию -- после нескольких месяцев страшных мучений вышел из больницы с искусственным пищеводом, вшитым под кожу.

Самоповреждения у представителей субкультур -- что-то вроде обряда инициации у древних народов – “я настоящий эмо или гот, я даже вены резал”. Демонстрация суицидальных намерений и невыносимых страданий. Но разбитый череп выглядит неэстетично, а вены -- романтика! Такое вот искаженное представление о красоте. Руки у них действительно ужасные бывают».

Неформальные группы образуются вроде бы стихийно, но, по мнению Михаила Хасьминского, хорошо вписываются в систему общества потребления. «Их направляют взрослые, которые делают немалые деньги на молодежной моде -- книгах, фильмах, одежде, атрибутике, -- продолжает он. -- А бизнес заинтересован в потребителе. Эмо, в свою очередь потребители эмоций, от психотравмирующей реальности они уходят в искаженный собственный мир остро и некритично переживаемых эмоций. Но, добровольно ”отключив” логику, отказавшись от контроля над эмоциями, они уподобляются алкоголикам, у которых переход от любви к ненависти происходит моментально».

Умойся и приходи?

Почему неформалы не ищут ответы на свои неразрешимые вопросы о смысле жизни в вере? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: кто же их пустит в храм с пирсингом и крашеными волосами, в лучшем случае скажут: «Умойся, переоденься и приходи».

Но среди православных пастырей и психологов по этому вопросу нет единодушия. Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище Москвы, бывший хиппи, ведущий проповедь среди рокеров, субкультур не боится: «Люди, которые туда идут, чего-то ищут. Это гораздо лучше, чем если парень “ни холоден, ни горяч” и безропотно принимает ценности современного общества: заработать денег и побольше всего накупить, строить карьеру, продать себя подороже. А представители любой субкультуры в некотором роде романтики и идеалисты. В конечном итоге они ищут Бога».

А вот Михаил Хасьминский уверен, что говорить готам о Боге -- только раздражать их. «У них искаженное восприятие, они все видят криво и при этом уже “все о мире знают”, а если чего-то не знают сами, это знает кто-то из их тусовки, -- говорит он. -- Пока подросток уверен, что он -- центр вселенной, а его тусовка круче всех, он в храм не пойдет. Прийти в храм можно, лишь осознав себя частичкой мироздания. И поняв, что ты должен жить по определенному закону, трудиться, работать над собой. А это для многих неприемлемо. Эти люди придут к вере не скоро. Им нужен какой-то “лифт, чтобы “перепрыгнуть” в своем развитии несколько ступенек. Таким “лифтом” часто бывает серьезный кризис, тогда человек понимает, что в субкультуре нет ответа на вопросы, которые задает жизнь этим кризисом. И тогда он начинает искать и иногда даже находит».
Недавно на сайте Иркутской епархии была опубликована статья о готах, а потом, по ссылке, на форум пришли сами готы и начали дискуссию. В результате готы научились правильно обращаться к священнику, а православные узнали христианские имена готов. Одна православная участница форума написала: «Простите, если чье-то слово осудило вас... Мои друзья хотели просто помочь вам разобраться в ваших ошибках (наверное, все-таки забывая о сотворенных когда-то своих), но от чистого сердца. Если хотя бы один человек задумается над тем, что прочитал на этом форуме и, переступив порог храма, останется там, то мы говорили не зря... Не забывайте, что пройдет время и вырастете вы из своих увлечений и заблуждений, как из старой одежды… и тогда мы будем вас ждать».

Отец Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах, психолог: «Подростковый возраст -- это возраст естественного сумасшествия. С одной стороны, человек ищет независимости и индивидуальности, с другой -- он страшно хочет с кем-нибудь объединиться. И это противоречие заставляет его одновременно идти в обе стороны. Ему, конечно, очень нужно внимание родителей, а вместе с тем ему хочется их послать подальше и делать все по-своему. С одной стороны, ему нужна идея, с другой – он, как нигилист, отрицает все. Это кризис, колебанья на краю родительского гнезда -- и лететь уже пора, но еще страшно».

«Только поймешь, в чем фишка, научишься как-то обходить подводные камни жизни и вдруг замечаешь, что подросло племя молодое и совершенно незнакомое», -- жаловалась я подруге. Из дверей метро вывалилась компания подростков. Судя по одежде, были среди них и эмо, и готы. Эти «эмоготы» явно пытались шокировать прохожих, горланя песню. А вот песня была знакомая, старая -- «Группа крови» Виктора Цоя.

Как быть, если ваш ребенок эмо?


Вадим Гилод
: «Родители должны стать не только поставщиками материальных благ, но быть ребенку семьей! Той ячейкой общества, в которой он чувствует себя защищенным и любимым. Бороться с внешней атрибутикой бесполезно. Мы не имеем права не пустить в школу ребенка, пусть он хоть весь в зелень выкрашен. Знаете, почему запретили выгонять детей с уроков? Потому что он выйдет за школьную ограду, а там его встретят и скажут: “Ты классный парень! В школе все -- идиоты, а мы тебя поймем”. И потом его из этой группы вытащить очень тяжело. Наша задача -- поддержка, понимание, воспитание, создание среды».

Михаил Хасьминский : «Чтобы вывести ребенка “из темного леса”, надо понять эту субкультуру, разобраться, в чем ее деструктивность. Разговаривать с человеком о том, что он делает не так, можно, только четко ориентируясь в его “культуре”. О своей идеологии подростки охотно говорят. Надо выяснить, что подросток думает по тому или иному поводу, и пытаться поменять его ложные ценности. Но спокойно, доброжелательно, с любовью. Без ругани и угроз».

Странные девушки и парни с черно-розовыми прядями волос, детский стиль одежды с яркими аксессуарами, заколками и браслетиками, одежда с рисунком расколотых черепов. Не сложно догадаться, о ком пойдет речь. Кто они такие — дети эмо?

Наверняка многим понятно, что название субкультуры «ЭМО» происходит от слова «ЭМОциональный». Изначально эмо существовали в Америке в 80е годы. Только тогда это были не разукрашенные дети, а участники панк-групп, которые играли необычную для тех времен музыку. Отличительной чертой таких групп был «чистый вокал», лиричность и чрезмерная эмоциональность. Отсюда и пошел данный характер субкультуры эмо.

Со временем субкультура эмо стала выходить за грани музыкальных групп и начала оставлять отпечатки на умах современной молодежи. Сейчас стало модно показывать всему обществу свое душевное состояние. Эмо собираются в компании и делятся своими мыслями. А мысли у них обычно о непрекращающейся депрессии. Такой молодежи свойственна частая смена настроения, причем без повода. Если обычный человека спросить ЭМОциональное дитя «Как дела?» , то в ответ услышит безразличное «нормально…». У представителей субкультуры эмо есть только 2 состояния: им либо очень весело, либо до ужаса грустно.

Естественно, хуже всего, когда им грустно. Так начинаются затяжные депрессии, ненависть к людям и к окружающему миру, беспричинные слезы и истерики. Конечной точкой такого поведения являются мысли о суициде. И эмо не стесняются говорить об этом напрямую. Ведь главная чета этих подростков- искренность во всем. Они считаю, что таким способом они самовыражаются и самоутверждаются.

Такие дети очень часто заигрываются в роль мучеников этого злобного мира, их символом по жизни становится растерзанное сердце на черно-розовой футболке. В реальности они стараются как можно натуралистичнее доказать всем, что они не обычные и способны на поступки. Но для этого они выбирают совсем не подходящие методы. Как быть родителям и преподавателям в школе, если в их семье или классе появился эмо-кид?Как его понять и принять, стоит ли насильственно заставлять ребенка отказаться от субкультуры эмо?

Утверждение о том, что эмо пытаются чаще остальных детей покончить с собой будет не совсем верным. Скорее всего именно те дети, которые задумываются о суициде, выбирают для себя субкультуру эмо. Но почему же у будущего поколения напрочь отсутствует инстинкт самосохранения? На это есть ряд причин.

Во — первых, все депрессии, хандры от утраты связи с другими поколениями. Что уж скрывать, в наше время родители редко интересуются жизнью своего чада. Максимум что может спросить у подростка его родитель, это «Как дела в школе?». На что ребенок, конечно же, ответит: «нормально».

Материальные ценности так же являются главное причиной выбора эмо как субкультуры и мысли о суициде. Современные дети настолько избалованны, что, если не купить им очередной новый телефон или модную вещь, они сразу же впадают в депрессию и жалуются: «Мне так плохо живется». В этом случае всем родителям стоит не забывать о правильном воспитании своего ребенка.А именно о том, что духовные ценности гораздо важнее материальных.

Но не только родители вкладывают в ребенка воспитание. Этим занимаются и учителя. Эмо в школе обычно «забитые», тихие, но выделяются из толпы своим внешним видом. Не трудно заметить такого ученика. Если педагог увидел эмо-кида в коридорах школы, не нужно проходить мимо, необходимо поговорить с ребенком, выяснить причины такого поведения и постараться решить их.

Но главное в таком разговоре — не потерять доверие подростка. Мудрый учитель сразу же объяснит всему педагогическому составу, что с этим ребенком нужно вести себя не как со всеми. Лучше всего будет разработать вместе с коллегами план, в котором будет описано «спасение» такого ученика. И, конечно же, нужно подключить к этой проблеме родителей. Без их помощи преподавателю не справиться. Если эмо-ученик захочет поговорить, его всегда нужно выслушать.

Им не хватает понимания и сопереживания, именно поэтому они и припадают к таким субкультурам. В качестве примера можно привести случай с перевоспитанием девочки-эмо в гимназии №10 города Минска. Учителям удалось заинтересовать ее психологией, мировой литературой, и упрямый подросток превратился в умную красавицу. Но ради этого было сдвинуто не мало гор.

На протяжении года социальные работники, преподаватели, родители следили за ней, помогали ей выбирать правильный путь, подсказывали. Естественно, были и проблемы. Девочка сбегала ото всех в свою компанию других таких трудных подростков. Но со временем начала понимать, что это всего лишь игра, а заигрываться в нее нельзя. Сейчас она выпускница медуниверситета по профессии психотерапевт, успешно выступает на Минском радио с советами и консультациями. В жизни каждого подростка есть трудный переходный возраст, но она смогла его преодолеть. И в этом ей помогли чуткие и понимающие учителя.

В нынешнее время в школах, для выявления к принадлежности эмо, проводятся мониторинговые исследования. В таких тестах нет вопросов, поэтому его не просто обмануть. Эти тесты цветовые. Каждый цвет, выбранный ребенком, рассказывает о его творческих способностях, отношению к курению, выпивке, здоровому образу жизни.

Такие тесты могут показать, на поведение какого ребенка учителям стоит обратить внимание. Есть и другие способы наблюдения за детьми в школе- анкетирование, общение с ребятами. Вообще, положено 1 раз в месяц проводить в классе открытые уроки на тему «Каким я вижу свое будущее».

Через такое сочинение любой образованный педагог увидит, в опасности ли ребенок, или же с его психикой все в порядке.Если в сочинении будут апатичные мысли, нежелание ничего делать и куда-либо идти — стоит бить тревогу. Самое ужасное, если от природы любознательному существу ничего не нужно от жизни. Нужно скорее выяснять причины

Участились случаи, когда дети уходят из дома. Родители сбиваются с ног, ища родное дитя. Но им даже в голову не придет, из за чего эмо-ребенок ушел. Невозможно компенсировать отсутствие любви и ласки деньгами. Даже если ребенок обеспечен, ему всегда будет не хватать родительской любви. А именно по этой причине эмо и сбегают из дома, собираются своими группами и выговариваются друг другу.

Родители с ребенком должны быть друзьями, а с ЭМОциональными детьми уж тем более. Когда подростки рисуют черные стрелки на глазах и разрисовывают их темными тенями, это не эпатаж, а способ выразить свою боль на лице. Черная челка на все лицо отделяет их от этого мира. Тут не помогут ни ругань, ни крики. Все это еще больше усугубит ситуацию.

Обычно детей, принадлежащих к субкультуре эмо, ненавидят в школе. Особенно под горячую руку недоброжелателей часто попадают эмо парни. Им достается больше всех. Таких подростков шугают старшеклассники, вымогают с них деньги, но что хуже всего — их избивают. Если педагог заметит такую ситуацию в коридорах своей школы, он просто обязан обратиться за помощью к коллегам и защитит ребенка-эмо.

Эмо-подростки создают себе отдельный мирок. Жизнь в этом мирке состоит из протестов, направленных на реальный окружающий мир. Все свое существование эмо борются со стереотипами о них. Точнее они считаю, что все эти мнения психологов ошибочны. Ведь они то уверены в своей личной правде. ЭМОциональные думают, что обычные люди усложняют им жизнь специально.

Главное убедить такого ребенка, что это не так. Но не в коем случае нельзя без фактов и аргументов просто настаивать на своем правильном мнении. Таких трудных подростков нужно переубеждать аккуратно, постепенно. Всегда нужно учитывать их мнение, оно для них самое важное и правильное. И нужно смириться, что, для изменения внешнего облика и психологического состояния эмо-кида должно пройти время. Иногда и не мало времени.

Не удивительно, что родители и учителя, читающие данную статью, напуганы. Информация о том, что эмо-дети чаще остальных склонны к суициду — не из приятных. Но можно сказать одно, что если в семье есть гармония и любовь, если ребенок чувствует свою значимость для родителей и учителей, то его обойдет стороной эмо-волна. Подросткам в переходном возрасте нужно давать уверенность, что из любой ситуации есть выход. Стоит только захотеть.

Необходимо уверять его, что родители или учителя всегда помогут и поддержат, что он не останется один в трудную минуту. Если эти правила буду соблюдаться, то коллектив школы и семья будут застрахованы от того, что однажды их чадо заявится домой с длинной розовой челкой, черными глазами и ярким черепом во всю грудь и в слезах станет жаловаться на то, как ему плохо живется.

Всегда нужно обязательно помнить, что задача родителей — не только дать крышу над головой, а задача преподавателей — не только отвести 45минутный урок, а так же вкладывать в ребенка понимание общечеловеческих ценностей и формирование личности будущего взрослого человека.

Главная работа- это социализация ребенка. Люди должны быть чуткими, отзывчивыми,добрыми, жизнерадостными. А кто, как не родители, воспитает это в них? Будущее всей Земли в руках современной молодежи. Если они пойдут по неправильному пути, забудут про настоящие ценности, весь мир рухнет, как карточный домик.

Становится понятно, что данный период в жизни подростка очень трудный. Хотя иногда сам эмо этого и не осознает. Возможно, этот совет пригодится родителям и учителям: не забываете про детей, интересуйтесь их жизнью!

Нижегородские власти, в частности, региональное министерство образования, будут бороться с субкультурой эмо, пишет "Независимая газета" . Чиновники описали педагогам внешний вид поклонников эмо: розово-черная расцветка одежды, черные волосы, черный лак на ногтях и пирсинг. Главную опасность для молодежи, по мнению нижегородского минобразования, представляет философия поклонников эмо, которая заключается в том, что представители эмо "бессмертны и в случае гибели просто меняют внутреннюю форму".

"Мечта каждого эмо - умереть в ванне от потери крови путем перереза собственных вен в области запястий (считается неким спортом). В этой связи некоторые из них носят повязки, которые закрывают нанесенные раны", - говорится в документе, распространенном в школах Нижегородской области.

Изначально в движение эмо входили поклонники музыки эмо , разновидности хардкора, основанного на сильных эмоциях в голосе вокалиста. Вокал часто включает стоны, плач, визг или шепот, а тексты носят очень личный характер, они связанны с внутренними переживаниями автора или исполнителя.

Позже движение эмо превратилось в настоящую молодежную субкультуру, которая характеризуется определенным внешним видом и стилем поведения.

Существует предположение , что связи между приверженностью эмо-культуре и самоубийствами нет. Эмо часто говорят о смерти, однако очень редко подобные разговоры реализуются на практике. Скорее всего, утверждают сторонники такой позиции, мысли о самоубийствах связаны с возрастом эмо, а не с самой субкультурой: в переходный период дети часто думают о смерти, это помогает им определить свое место и значение в мире.

Единственной опасностью, по мнению сторонников такой позиции, является то, что эмо любят наносить себе порезы в области вен. Как правило, это всего лишь царапины, однако всегда существует опасность повредить вену или занести инфекцию.

Возможно, такая позиция и имеет право на существование, однако тогда непонятно, почему совпадение оказывается настолько трагическим. Например, в конце прошлого года на Украине, в Полтавской области , самоубийство совершили двое подростков-представителей субкультуры эмо, еще двоих удалось спасти.

У одной из спасенных девушек, 15-летней Юлии, был найден дневник , в котором было множество рисунков черепов и сердец в крови, а также надписей типа "Зачем нам нужна жизнь, зачем?" или "Свет мне не мил". А на одном из сайтов эмо нарисовано окно, возле которого написано: "Сколько метров нужно, чтобы тебя полюбил весь мир?".

"Новая газета" приводит историю, которая также заставляет задуматься. Подростки эмо отдыхали в каком-то клубе, вышли подышать воздухом, после чего охрана отказалась пускать одну из девушек обратно. Тогда она бросила на землю своего плюшевого мишку, разбила бутылку с пивом и осколками вскрыла себе вены.

Другие параллельные миры

В современной России существуют и активно развиваются параллельно с эмо-культурой близкие ей по духу молодежные субкультуры. Речь идет, например, о так называемых готах или о поклонниках анимэ .

Что касается приверженности детей к готической субкультуре , то здесь беспокойство может вызывать нарочитая мрачность образа (черный цвет волос, кожаная одежда и т.д.), интерес к мистической символике, хоррор-литературе, фильмам ужасов, стремление уйти от реальности.

Еще в 2006 году исследователи университета Глазго установили, что молодые люди, которые являются приверженцами готической субкультуры, более склонны к самоубийствам , чем представители других молодежных движений. Готическая субкультура слишком прочно связана с эстетикой смерти, и она особенно привлекает людей с психологическими проблемами.

Те же самые причины для беспокойства есть и у родителей детей-поклонников анимэ . Чрезмерное увлечение японской мультипликацией, в которой иногда бывает более чем достаточно насилия и эротики, выливается в патологические формы, в частности в необоснованную агрессивность.

Психолог Марина Битянова говорит, что обеспокоенность родителей в такой ситуации понять можно. Ребенку в определенном возрасте интересно быть панком, готом или эмо, а вот родителей не может не пугать атрибутика, одежда, цвет волос их сына или дочери.

Дети, как правило, неохотно делятся с родителями подробностями своих увлечений, а ссоры и споры только прибавляют взрослым страхов. Более того, подобные увлечения часто сопровождаются угрозой самоубийства (как в случае с эмо) или возникновением наркотической зависимости. Поэтому детям важно разговаривать с родителями, успокаивать их, обосновывать смысл своих увлечений.

А психиатр Александр Литвинов отмечает, что в молодежной субкультуре эмо много демонстративного, эмо слишком откровенно работают на публику. А детские прически подростков эмо, рисунки на одежде и игрушки - все это нарочито подчеркивает инфантильность, что является признаком наличия желания уйти от ответственности за свои уже вовсе недетские поступки.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Чёрно-розовая одежда, сумка через плечо, пирсинг, мозаика из значков на кроссовках и чёрная прямая чёлка, закрывающая пол-лица - такой образ возникает перед глазами при слове «эмо». Так кто же они такие, эмо-киды? Откуда вообще «дует ветер» и, главное, стоит ли беспокоиться родителям о своём ребёнке, если он присоединился к этой субкультуре? В некоторых странах эмо преследуются, как некогда стиляги в СССР. Резкая критика обоснована тем, что философия этого молодёжного направления якобы носит суицидальный характер. Отчасти это сопоставимо с правдой, а отчасти - лишь попыптка переложить всю отвественность за происходящее на «нехорошую секту». Чтобы понять, кому и чему верить, стоит познакомиться с историей и разновидностями эмо.

Тру эмо

Дословно - «настоящий эмо». В 80-х годах прошлого века поклонникам нового американского музыкального направления emocore (ответвление тяжёлого рока) не приходилось называть себя «настоящими» - потому что в те времена ещё не появились современные розово-чёрные псевдо-эмо. Еmocore - музыка эмоционально окрашенная не только по звучанию, но и по содержанию текстов: они несут глубокий смыл, поднимают вопросы любви, преданности, смерти и душевной боли. Одним словом, они обо всём том, что нынешнее поколение сводит к сексу и пьяному забытью (включите любой западный фильм и дождитесь момента, когда герой морально раздавлен - вечер непременно весело закончится попойкой в баре).

При этом музыка не была отдельным явлением - она рождалась, опять же, в рамках философии: человек не должен стыдиться своих эмоций на публике - правильнее смеяться, когда весело или плакать, если на то есть причины. Человек должен не только видеть, слышать и тому подобное - он должен переживать события эмоционально - иначе он не живёт вообще. И, кстати, это здорово - не лицемерить, не притворяться, не замалчивать. Это подходит далеко не каждому, но три десятилетия назад поклонниками такой философии стали именно те, для кого оставаться везде и всегда самим собой было наиболее естественным.

Тру-эмо существуют по сей день, и являются мечтой любых родителей: они пропогандируют здоровый образ жизни (если увидите граффити «SXE» - это оно и есть), не пьют, не курят, не употребляют наркотиков и мяса. Внешне их можно распознать по стилю одежды всё тех же 80-х: они часто предпочитают клетчатую одежду, принципиально слушают музыку только на виниловых пластинках или кассетных проигрывателях. Это творческие личности, которые часто сами пишут музыку, стихи, любят фотографировать. Нередко тру-эмо делают пирсинг - это намёк отсутствие страха перед болью. Тёмная косая чёлка, закрывающая пол-лица, несёт глубокий смысл: к одной половине души нет доступа никому - это личная территория, внутренний мир, а другая часть души открыта для людей и гораздо более искренна, чем у большинства. Для тру-эмо не существует формальных слов или вопросов, и если они говорят о своём сочувствии, то действительно разделяют ваше состояние, а если спрашивают «как дела?» - то ожидают услышать правду, а не бессовестное «хорошо, спасибо».

В целом можно резюмировать, что идеология тру-эмо совершенно безобидна, а музыка, которую они слушают, не является центром их вселенной - это всего лишь один из элементов их вдохновения. Тру-эмо - безусловно, группа - но не стадо. Здесь каждый сохраняет свою индивидуальность, характер, образ мышления. И ещё: исследований, конечно, никто не проводил, но если бы социологи всё же взялись за это, они наверняка смогли бы отметить: тру-эмо будут жить дольше своих ровесников, потому что не копят в себе отрицательных эмоций.

Большинство чёрно-розовых пёстрых подростков - это просто дети, которые подражают моде в одежде, - и никакой философии. Это почти то же самое, что мода на джинсы или биозавивку. Чёрный цвет - депрессивный, розовый (реже сиреневый) - позитивный. И несмотря на яростное отрицание эмо-кидов, есть подозрение, что в этом сказывается влияние культуры готов (чёрный + второстепенный красный), панков (фиксирующий лак для волос), китайского молодёжного стиля а ля «hаllo kitty» (разноцветные значки, заколочки, бантики, кроссовки-тапочки), японского анимэ (два детских хвостика на затылке), и немного африканских представлений о красоте («тоннели» в ушах). Кроме того, макияж могут делать не только девушки, но и парни - тональный крем, чёрный лак для ногтей, подводка вокруг глаз, рисунки слезинок, сердечек, пиратских черепов и т.д. От тру-эмо они унаследовали косую чёлку и иногда - клетчатую косынку на шее. Так же образ может дополняться плюшевыми игрушками, которые путешествуют с подростком на уроки и тусовки. Для пущего эффекта эти игрушки сначала в нескольких местах разрезают, а затем зашивают грубыми чёрными нитками - но это уже скорее вляние фильмов ужасов, чем настоящих эмо.

Такой классификации вообще-то нет - её мы введём сами, чтобы как-то отличать стиль одежды от розово-чёрных подростков, действительно вовлечённых в круг неуверенных в себе, слушающих нервную музыку, оторванных от жизни и имеющих суицидальные наклонности детей (от англ. cry - плакать). Трудно сказать, из чего родилась эта философия, но именно благодаря таким эмо-кидам люди сегодня считают, что все эмо - плаксыи нытики. Здесь присутствует два негативных момента. Во-первых, излишне эмоциональная, истерическая музыка, срывающаяся то на шёпот, то на визг, может непредсказуемым образом влиять на юного слушателя. Во-вторых, становясь частью такой группы, ребёнок привыкает к мысли, что размазывать по лицу тушь - вместо того чтобы бороться за своё счастье - это нормально, ведь все так делают и поддерживают.

Среди этих подростков и отмечаются случаи самоубийств. Однако мы с вами должны понимать: ушедшие из жизни дети, вероятно, были совершенно потерянными, отчаявшимися, лишёнными поддержки, а порой и нетрезвыми... Никто на самом деле не нашёптывал им так поступать, да и думать каждый умеет сам за себя, хоть в 16, хоть в 12, хоть в 9 лет. А если у подростка действительно есть какие-то трудности -при желании это можно определить по одному взгляду на своего ребёнка! Депрессии, неразрешимые проблемы, неразделённая любовь - всё это происходит со многими детьми, даже не относящими себя ни к одной субкультуре. И, может быть, вместо того, чтобы во всеуслышание обвинять ЭМО в том, что эта культура столь губительная для молодого поколения, стоит поблагодарить её? - За то, что именно в ней непонятого вечно занятыми родителями подростка никто не осуждает за то, что он остро обижен какой-то житейской несправедливостью, или не удержался и по-человечески заплакал, как «последний слабак»? А ещё можно поблагодарить ЭМО за этот розово-чёрный сигнал - «обратите же на меня, наконец, внимание, я так нуждаюсь в эмоциональной близости и тепле!» Знак, который так важно не пропустить, поддержав своего ребёнка на этом сложном пути во взрослую жизнь.