Должностные обязанности воспитателя имеют большое значение в работе с детьми. Между тем, некоторые родители даже и не подозревают, что существуют некоторые правила, которым обязан следовать воспитатель в детском садике. Чтобы исправить данную ситуацию, сегодня мы с вами ознакомимся с обязанностями воспитателей. Их не так уж и много, а запомнить данный список очень легко.
Родительские собрания
Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что в должностные обязанности воспитателя входит проведение родительских собраний и, разумеется, бесед с мамами и папами. О данном пункте известно всем. Особенно когда время близится к праздникам и надо решать, каким образом это событие будет отмечаться. И, конечно же, если детскому саду необходимо провести сбор денег.
Тем не менее воспитатель детского сада должен своевременно и регулярно проводить собрания родителей. Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, "домашнее задание" родителям.
На практике такое происходит крайне редко, приблизительно 2-3 раза в год. Хотя лучше всего проводить родительские собрания раз в месяц или два. Это помогает отследить успехи ребенка и его своевременную подготовку к школе.
Распорядок дня
Должностные обязанности воспитателя, как правило, включают в себя контроль за распорядком дня малышей. У детей в садике есть четкий график того, что они делают и во сколько (по времени). И этот распорядок приходится постоянно контролировать.
Если у детей в 13:00 тихий час, это значит, что воспитатель детского сада должен проследить за подготовкой малышей ко сну и при необходимости помочь им. При всем этом в данный период требуется также следить за тишиной. На практике в таких вещах помогает помощник воспитателя.
Когда распорядок дня малышей нарушается, приходится быстро исправлять ситуацию. Если кто-то капризничает и ни в какую не подчиняется графику, такого ребенка могут наказать, хотя споры о допустимости наказаний в детском саду ведутся постоянно. Воспитатель может отчитать малыша либо посадить его на некоторое время на стул.
Воспитание
Должностные обязанности воспитателя включают в себя воспитание детей при нахождении их в группе и на территории садика. Это известно всем и каждому. Ведь именно такие сотрудники отвечают за детское развитие после того, как малышей отдают в дошкольное образовательное учреждение.
К счастью, воспитанием и развитием сейчас занимаются все. Будь то воспитатель или помощник воспитателя - неважно. Главное, что придется организовывать развивающие занятия, проводить разнообразные беседы и экскурсии (обычно на территории детского сада), выполнять с детьми физические упражнения и преподносить им новую информацию в понятной и интересной форме.
Педагог-воспитатель - профессия очень важная. Ведь именно этот человек отвечает за своевременную подготовку малышей к более взрослой, школьной жизни. В некоторых случаях сотруднику придется искать индивидуальный подход к каждому ребенку. И хороший работник обязан справиться с поставленной задачей.
Безопасность
Инструкция воспитателя в детском саду также содержит пункт, который гласит, что сотрудник должен следить за безопасностью детей. И это действительно так, ведь родители отдают своих чад на фактическое попечение чужому человеку. И последний обязан передать малышей в конце дня обратно родственникам в целости и сохранности.
Следить за безопасностью детей приходится постоянно. Особенно во время экскурсий. На самом деле это не такое уж и простое занятие. Когда группа маленькая, справиться с ней еще можно. А вот если воспитатель детского сада занят большой группой деток, то придется изрядно постараться. Обычно в этом помогает младший воспитатель.
Кроме того, деятельность воспитателя подразумевает ежедневный отчет перед родителями о состоянии здоровья их малышей. В случае каких-то серьезных отклонений или опасности можно звонить родным и просить незамедлительно приехать в сад за ребенком. К сожалению, довольно часто воспитатели стараются не рассказывать о каких-то наблюдениях относительно здоровья ребят, а звонят родным только в очень опасных случаях.
Разработка плана
Старший воспитатель обязан разрабатывать план работы и график дня для малышей. Причем желательно согласовывать его с родителями. Например, на первом родительском собрании, которое, как правило, проводится до начала учебного года. При всем этом приходится учитывать особенности поведения каждого малыша и развитие детей. И уже в соответствии с полученными данными продумывать эффективный план. Иными словами, он должен учитывать индивидуальные особенности.
На деле же получается немного другая ситуация. Планы занятий с подробными инструкциями чаще всего скачиваются из интернета, немного редактируются (обычно редактированию подвергаются название и адрес садика, а также инициалы воспитателя-"разработчика") и преподносятся родителям. Те, в свою очередь, со всем соглашаются. А ведь в должностные обязанности воспитателя входит разработка правильного и эффективного графика действий на весь учебный год! И, как правило, такие планы не поддаются редактированию.
В действительности это очень удобно - позаимствовать чьи-то разработки. Только вот дети все разные. И им необходим сугубо индивидуальный подход. Кто-то развивается быстрее - им нужны занятия посложнее (лучше давать каждому что-то свое), а кто-то медленнее. Таким малышам придется уделять отдельное внимание. Хороший педагог должен учитывать эти особенности и подстраивать уже готовый план под детей. Или же разрабатывать его самостоятельно.
Гигиена и медицина
Должностные обязанности воспитателя также подразумевают соблюдение самим сотрудником санитарных норм и правил гигиены. Это касается и детей. То есть воспитатель обязан следить за санитарными нормами в группе, а также за соблюдением правил гигиены малышами.
Придется побеспокоиться и о здоровье, как о своем, так и о детском. Иными словами, работник обязан своевременно проходить медицинский осмотр. И, помимо этого, водить детей на плановые осмотры. Обычно медсестра или врач-педиатр есть прямо в здании садика.
Кроме того, именно воспитатель обязан докладывать о подозрениях на какие-то заболевания, а также показывать ребенка врачу, если у малыша уже наблюдаются определенные симптомы болезни. Когда ребенку становится плохо, педагог должен также показать его медсестре в садике. При необходимости, как уже было сказано, придется позвонить родителям, рассказать о случившемся, а также попросить забрать малыша и показать его доктору.
Нравственное воспитание и подготовка к школе
Должностные обязанности воспитателя в детском садике также включают нравственное воспитание детей. Это очень важный пункт, который должен приниматься во внимание при составлении плана работы на год. Плюс ко всему, воспитатели в детских садах, как правило, не просто занимаются развитием детей, а готовят их к школе, особенно в старших группах.
Эти два пункта очень важны для детей. Только хороший и ответственный воспитатель сейчас им следует. Нередко, как уже говорилось, педагоги просто скачивают готовые планы работы с детьми и немного редактируют их. И поэтому нельзя сказать, что такой подход хорошо скажется на подготовке к школе. Если уж нравственное воспитание можно хоть как-то подвести под одну гребенку во всех дошкольных образовательных учреждениях, то второй пункт - не столь гибкий.
Почему? Дело все в том, что подготовка к школе должна складываться, исходя из особенностей каждого малыша. И, разумеется, пожеланий родителей. А это не такое уж и простое занятие.
Изучение поведения и особенностей детей
Очень важным пунктом среди всех обязанностей воспитателя детского сада является изучение поведения и особенностей малышей. Именно этот момент требует отдельного внимания. Он важен точно так же, как и обеспечение безопасности ребенка в садике.
Дело все в том, что именно изучение поведения малышей и их склонностей/особенностей помогает разрабатывать учебный план на год. Без него невозможно добиться успеха в развитии. И только индивидуальный подход, как уже было сказано, поможет показать самые высокие результаты.
На деле данный пункт обязанностей зачастую опускается. И применяется он крайне редко. Ведь сотрудникам гораздо проще воспитывать детей по шаблону, чем придумывать самостоятельно разнообразные занятия, развлечения и методы обучения. Это не очень хороший (да и не всегда эффективный) подход к решению проблемы.
Аттестация воспитателей. Особенности процесса
Разумеется, младший воспитатель, старший, да и вообще все ответственные работники в детском саду обязаны проходить своевременную аттестацию. Обычно она проводится раз в несколько лет. При всем этом учитываются успехи детей-воспитанников.
Но с этим, как правило, проблем не возникает. Проводится аттестация под видом сдачи учебного плана, разработанного самостоятельно, а также при помощи информации от родителей обучающихся в саду детей. Учитывается и портфолио сотрудника. При успешном прохождении аттестации воспитатель может повысить свою квалификацию. Это то, что поможет ему в работе в дальнейшем.
Заключение
Итак, мы поговорили о том, что же обязан делать воспитатель в детском саду. Если объяснить все в нескольких словах, то такой работник обеспечивает развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении, подготавливает его к школе и обеспечивает досуг. При этом воспитатели также обязаны формировать мировоззрение и моральные нормы поведения ребят.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Воспитатель дошкольных групп назначается и освобождается от должности заведующей ГОУ на основании за явления и составления трудового договора. На период отпуска или временной нетрудоспособности обязанности воспитателя могут быть возложены на воспитателя или педагога соответствующей" квалификационной подготовки.
12. Воспитатель должен иметь црофессионально - педагогическую квалификацию, высшее или среднее специальное образование. Высшая квалификационная категория присваивается по результатам аттестации.
1.3. Воспитатель непосредственно подчиняется старшему воспитателю, заместителю заведующей по воспитательно-образовательной работе и заведующей ДОУ.
1.4. Воспитателю подчиняется помощник воспитателя и младший воспитатель.
1.5. В своей деятельности руководствуется:
Конституцией РФ;
Законом РФ.06 образовании»;
решениями Правительства РФ;
административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;
Типовым положением о ДДУ;
Уставом и локальными правовыми актами ДОУ;
нормативными документами и методическими рекомендациями по вопросам профессиональной и практической деятельности;
Программно-методической литературой по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
Правилами внутреннего трудового распорядка;
приказами и распоряжениями заведующей;
настоящей должностной инструкцией;
Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
Трудовым договором
(контрактом).
1.6.
Воспитатель должен знать:
инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
основы дошкольной педагогии, возрастной психологии,
физиологии и гигиены;
Элементарные методы диагностики физического, интеллектуального
и личностного развития детей;
основы доврачебной медицинской помощи;
образовательные программы«
культуру труда и служебную этику;
Правила и нормы охраны Труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
1.7. Воспитатель обязан соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка,
2. ФУНКЦИИ
На воспитателя возлагаются следующие функции:
2.1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, сохранениеи поддержка индивидуальности ребенка,
Воспитание, обучение, развитие детей.
Планирование и осуществление воспитательно – образовательной работы в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве ГОУ.
Содействие социализации воспитанников.
Взаимодействие с семьями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:
3.1. Способствовать созданию благоприятной атмосферы и психологического климата в группе для физического, психического и интеллектуального развития каждого воспитанника.
3.2. Осуществлять:
Образовательную и оздоровительную работу с учетом возрастных особенностей детей;
Тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях дошкольного учреждения и на детских прогулочных площадках», санитарными правилами и Правилами противопожарной безопасности;
Изучение особенностей развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в мониторинге;
Реализацию индивидуального оздоровительного и образовательного маршрута каждого воспитанника;
Организацию, с учетом возраста воспитанника, его работы по самообслуживанию, соблюдению требований безопасное жизнедеятельности;
Оперативное извещение руководителя учреждения о каждом
несчастном случае, оказание первой доврачебной помощи;
Комплексные оздоровительные мероприятия (закаливание и др.),
способствующие укреплению здоровья, психофизиологическому развитию детей и рекомендуемые медицинским персоналом и психолого-педагогической службой;
Комплекс мероприятий по адаптации детей в коллективе и приобретению воспитанниками удовлетворяющего их социального статуса среди сверстников;
Взаимодействие
с воспитанниками на основе
сотрудничества,
уважения
личности ребенка. и предоставления
ему свободы
развития
в соответствии с его индивидуальными
особенностями;
Организацию работы по обеспечению развивающей среды в группе,
участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ;
Инструктаж детей по охране труда и технике безопасности
на занятиях, в свободной деятельности;
Текущее и перспективное тематическое планирование своей работы
(на основе проектного метода) по воспитанию у детей патриотизма и гражданской позиции, организации самостоятельной художественно-речевой деятельности, обучению основам безопасности жизнедеятельности, формированию валеосферы ребенка;
- подготовку к проведению занятий в соответствии с тематическим планированием;
- подбор наглядного и дидактического материала;
Индивидуальную работу с детьми;
Подготовку и проведение родительских собраний (1 раз вквартал), консультаций для родителей;
Периодическое обновление содержания тематических стендов для родителей;
Оформление группы и информационных стендов к праздничным датам;
оформление следующей документации:
перспективный и календарный планы;
план учебно-воспитательной работы на месяц;
табель посещаемости воспитанников;
тетрадь протоколов родительских собраний;
рабочая тетрадь педсоветов и еженедельных планерок;
тетрадь сведений о родителях;
паспорт группы;
мониторинг,
индивидуальный маршрут ребенка;
табель и графики
закаливания детей;
3.3.
Обеспечивать:
совместно с медицинскими работниками сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
Уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;
Регулярное информирование родителей о состоянии здоровья детей;
выполнение требований медперсонала;
работу в тесном контакте со старшей медсестрой, медсестрой ФТО и ЛФК;
Безопасность жизнедеятельности детей в помещениях ГОУ и на прогулочной площадке;
Строгое выполнение режима дня и двигательной нагрузки детей;
своевременное информирование медицинской службы об изменениях в состоянии здоровья детей;
информирование родителей о плановых профилактически прививках;
условия для благоприятного эмоционального климата в детском коллективе;
подготовку и
качественное проведение занятий с
детьми
согласно
утвержденному расписанию;
сохранность подотчетного имущества, бережное использование пособий и методической литературы;
четкий порядок в групповой комнате.
3.4. Контролировать:
двигательную и зрительную нагрузку детей;
своевременность внесения родителями платы за содержание ребенка в ДОУ;
сохранность игрушек и инвентаря в группе, вести их учет.
3.5. Принимать участие:
в деятельности
методических объединений и других
формах
методической
работы;
в инновационной экспериментальной деятельности;
в подготовке и проведении детских праздников, развлечений, спортивных мероприятий, открытых занятий, родительских гостиных.
3.6. Проходить:
медицинский осмотр
1 раз в квартал строго по установлен
ному
графику;
аттестацию (1 раз в 5 лет).
Воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:
Участвовать в
управлении ГОУ в порядке, определенном
Уставом
ГОУ.
Принимать участие:
Во всех смотрах-конкурсах ГОУ и округа;
В инновационной деятельности ГОУ;
В семинарах, тренингах, организуемых на базе ГОУ и НМЦ. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
На конфидециальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Самостоятельно выбирать и использовать методики, технологии образовательного процесса, учебные пособия и материалы.
Вносить предложения:
По улучшению условий труда для их включения в соглашение по охране труда;
об участии своей группы в конкретных проектах образовательного цикла;
по совершенствованию воспитательно-образовательной работы, улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.
Доводить до сведения администрации сведения о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность воспитанников.
Пользоваться всеми правами, касающимися режима рабочего времени, времени отдыха, отпусков, социального обеспечения, которые установлены учредительными документами и трудовым законодательством.
Повышать свою квалификацию:
обучаться на курсах повышения квалификации (не менее 1раза в 5 лет);
знакомиться с новыми педагогическими разработками;
получать консультативную помощь от старшего воспитателя, педагога-психолога, специалистов учреждения.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Воспитатель несет ответственность:
за жизнь и здоровье детей, нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;
за реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество реализуемых образовательных программ;
за соответствие применяемых форм, методов и средств в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, особенностям, способностям, интересам и потребностям детей;
За сохранность одежды детей (вместе с детьми аккуратно и бережно
относится к ней, не допускает потери одежды или ее порчи);
За сохранность имущества в группе (игрушки, керамика, мебель, пособия и пр.);
За своевременное прохождение медицинского осмотра.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи тельных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующей ДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За нарушение Правил пожарной безопасности, охраны Труда, санитарно-гигиенических правил воспитатель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.5. За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Воспитатель:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели (7 часов 12 мину ежедневно);согласованному и утвержденному заведующей ГОУ, участвует в обязательных плановых общих мероприятиях ГОУ, на которые не установлены нормы выработки.
6.2. Заменяет временно отсутствующего воспитателя на основании почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены); не разрешается меняться сменами без согласования с администрацией.
6.3. Заменяющий своего сменщика в группе в период временного его отсутствия, при обоснованных обстоятельствах, может отказаться от замены и быть освобожденным от работы в дополнительную смену, при условии предварительного согласования со старшим воспитателем.
6.4. Обязан сообщать заведующей, старшей медсестре, старшему воспитателю о невыходе на работу по больничному листу и о выходе на работу после болезни.
6.5. Один раз в год (в мае) готовит группу к сдаче к новому учебному году.
6.6. Уходя с работы, воспитатель обязан оставлять свое рабочее место (группу) в полном порядке.
Получает от администрации ДОУ материалы нормативно -правового и организационно- методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
Воспитатель ГПД: планирует и организует... ; - настоящей должностной инструкцией. 2. Должностные обязанности учителя Учитель выполняет следующие должностные обязанности : 2.1. Осуществляет...
Вы получили педагогическое образование по специальности воспитатель и собираетесь пойти работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада в общих чертах знаете, но вам не все понятно. Что же скрывается за стенами дошкольного учреждения? Можете быть, прочтение этой статьи поможет вам найти ответы на некоторые вопросы.
Иду работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада от А до Я
В первую очередь воспитатель - это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.
Рабочий день воспитателя
В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад. Обязанности воспитателя детского сада напрямую зависят от него.
Утро у воспитателя начинается с приема детей. В это время педагог должен пообщаться с каждым из родителей, проверить, все ли в порядке с ребенком. Когда все дети в сборе, воспитатель проводит с ними зарядку и ведет завтракать. После завтрака с детьми проводится непосредственная образовательная деятельность и прогулка. В промежутках между этими занятиями может проводиться второй завтрак, но это все зависит от особенностей работы детского сада. После прогулки дети обедают и ложатся спать. Во время тихого часа воспитатель может заниматься самой разнообразной деятельностью: заполнять документацию, оформлять различные стенды, уголки, готовиться к утренникам, мыть игрушки, знакомиться с новинками методической литературы.
После сна следует полдник, прогулка и ужин, после чего детей забирают родители.
Обязанности воспитателя
При приеме на работу каждый работник, принимаемый на эту должность, должен изучить должностные обязанности воспитателя детского сада под роспись. В этом документе прописано, что педагог должен быть компетентен в проведении мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей и их физическому развитию, всевозможных видов организованной и самостоятельной деятельности и общения дошкольников. Дети должны получить все знания согласно основной программе дошкольного учреждения.
Должностные обязанности воспитателя детского сада подразумевают тщательный присмотр за детьми в помещении и на прогулочных площадках детского сада, взаимодействие с родителями. Также воспитатель планирует и организует игровую и самостоятельную деятельность и досуг детей, участие в конкурсах как внутрисадовского уровня, так и более высокого, после чего проводит выставки детских работ.
Педагог должен владеть современными инновационными технологиями и методиками и применять их на практике. Наряду с этим педагог следит за порядком и чистотой своего рабочего места, в группе и на вверенном ему участке. Проводит дезинфекцию игрушек в соответствии с нормами СанПиНа. Координирует работу младшего воспитателя. Ведет каждодневный учет посещаемости детей и фиксирует это в специальной тетради. Воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования старшего воспитателя и медсестры.
Старший воспитатель в обязательном порядке должен иметь высшее педагогическое образование и стаж работы в области дошкольного образования не менее пяти лет.
К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми. Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком.
Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя. Содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.
В обязанности старшего воспитателя входит ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограмма, различные мониторинги и многое другое. Он должен следить за уровнем образования педагогических работников, своевременным повышением их квалификации, помогать в подготовке к прохождению аттестации. Также активизировать воспитателей к участию в различных мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровне.
Старший воспитатель находится в непосредственном подчинении у заведующего детским садом.
Роль младшего воспитателя
В обязанности младшего воспитателя детского сада входит поддерживание чистоты в группе. Он должен утром и вечером проводить уборку всех вверенных ему помещений, после тихого часа - делать влажную уборку в спальне. При наличии в группе ковров чистить их влажной щеткой и пылесосом. Один раз в месяц обязательно проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, два раза в год моются окна.
Каждодневной обязанностью младшего воспитателя является санитарная обработка посуды, детских столов, за которыми они питаются, горшков (если они есть). Один раз в неделю либо при возникновении в этом необходимости меняет постельное белье. Гигиеническая обработка санузлов должна проводиться два раза в день. Следит за чистотой полотенец, постоянным наличием в группе кипяченой воды для питья. Помогает одевать и раздевать детей при проведении прогулки.
Наряду со всем вышеперечисленным младший воспитатель обязан помогать в организации работы с детьми, в проведении образовательной деятельности, организуемой воспитателем. Также в его обязанности входит организация работы по привитию детям основных навыков самообслуживания, приобщение к общественно-полезному труду в старших и подготовительных группах. Младший воспитатель организует кормление дошкольников, работает над освоением ими правил хорошего поведения во время приема пищи, культурно-гигиенических навыков. В вопросах своей компетенции взаимодействует с родителями дошкольников. Во время отсутствия воспитателя по уважительной причине и во время «тихого часа» присматривает за детьми.
Младший воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования воспитателя, медсестры, заведующего хозяйством.
Помощник воспитателя детского сада
Если сравнить должностные обязанности помощника воспитателя детского сада и младшего воспитателя, то мы увидим, что они практически совпадают. Их отличие лишь в том, что обязанностью младшего воспитателя является участие в проведении образовательной деятельности, которую организует воспитатель, а для помощника воспитателя данная функция в обязанности не входит.
Выбор за вами
Так стоит ли вам идти работать в детский сад? Обязанности воспитателя детского сада очень обширны и не каждому под силу. В этой статье мы постарались раскрыть все подробности работы в детском саду, начиная со старшего воспитателя и заканчивая помощником. Теперь выбор за вами - на какую должность вы можете претендовать. Все зависит от вашего образования, квалификации и желания работать.
P. S. Коротко о главном
А самое главное - это любовь к детям. Основное требование, которое не прописано ни в одной инструкции: любить детей и бережно к ним относиться.
Внимание! В статье приведен документ.
Обязанности воспитателя прописаны в должностной инструкции. Существует типовая форма, в которой приведены стандартные общие положения, должностные обязанности, умения, однако руководитель дошкольного учреждения может вносить в документ небольшие коррективы, как и собственно воспитатель.
Вне зависимости от этих поправок, закон наделяет воспитателя ответственностью за жизнь и здоровье детей. Это значит: если с ребенком что-либо случается (упал, рассек бровь, порвал одежду), за все это спросят с воспитателя. Минимальное наказание — выговор, максимальное — суд и соответствующая административная, либо уголовная ответственность.
Частный случай
Воспитатель несет ответственность с момента передачи малыша родителями и вплоть до того момента, пока его не забрали. При этом возникают спорные ситуации, когда и воспитатели, и родители сомневаются в правомерности требований. Рассмотрим их.
- Если ребенка оставили у калитки.
Если мама торопится на работу и решает оставить ребенка у калитки — «Дальше сам дойдешь», то весь груз ответственности ложится на плечи родительницы. Подскользнулся, ушел, разделся по пути — это все заботы мамы, отдавшей приоритет работе нежели довести малыша до группы.
Когда ребенок все же появляется в группе, один, воспитатель обязан об этом доложить заведующей в письменном виде. Вечером под этим документом должны поставить подпись родители.
- Если воспитателю нужно отлучиться из группы.
На время отсутствия воспитателя за детьми приглядит нянечка, однако ответственность за жизнь и здоровье детей несет заведующая.
Воспитатель обязан предупредить о перерыве в работе заведующую. В должностной записки он указывает причины отсутствия и приблизительное время.
- Если родители не пришли за ребенком на момент закрытия детского сада.
Вот этот пункт вызывает большое недоумение у родителей. Пишет Анна Иванова:
«По долгу своей службы я вынуждена иногда задерживаться на работе. Задержки небольшие 5-10 минут. Воспитатель каждый раз недоволен, что я опаздываю. Неужели так сложно посидеть пару минут?»
А вот другая мама, Юлия Зацепина:
«Я с воспитательницей договорилась. Даю ей немножко денежек. Зато могу спокойно задержаться и на полчаса, и спокойна — что мой ребенок под присмотром. Не надо бежать сломя голову. Все же человеку тоже надо домой, а так небольшое поощрение сглаживает мой поздний приход».
Анна Иванова не права. Воспитателю, может, и не сложно посидеть лишние 5 минут, но делать этого он вовсе не обязан. Закон разрешает отдать ребенка, который отныне считается беспризорным, в детскую комнату милиции, если родитель не пришел за своим чадом.
Порядок доставления ребёнка в милицию, а также уведомления о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребёнка родителям регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года N 569, и рядом других внутриведомственных приказов.
Текст документа
Согласовано Утверждаю
Председатель ПК Заведующий
МОУ детского сада N__ МОУ детского сада N __
_______________________ __________________________
«___» ______________200__г. «___» ______________200__г.
Должностная инструкция воспитателя
1.1. На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.
Воспитатель:
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.
1.4. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.5. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.6. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.7. Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.8. Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.
1.9. Соблюдает трудовую дисциплину.
2. Должностные обязанности
2.1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2.2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
2.3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.
2.4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.
2.5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
2.6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
2.7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
2.8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
2.9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
2.11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.
2.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.
2.13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
2.14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.
2.15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
2.16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.
2.17. Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
2.18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
2.19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.
2.20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
2.21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
2.22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
3. Воспитатель должен знать
3.1. Конвенцию о правах ребенка.
3.2. Основные государственные законы.
3.3. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.
3.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.
3.5. Основы доврачебной медицинской помощи.
3.6. Теорию и методику воспитательной работы.
3.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.8. Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.
4. Права
Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.
5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.
С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).
Дата ____________________________ Подпись ________________________
Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.
Образец должностной инструкции воспитателя
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков
/Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция воспитателя детского сада
І. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.
1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.
1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.
1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.
1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.
1.6. Воспитатель должен быть знаком с:
- законами РФ в части трудового и гражданского права;
- внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
- внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
- нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
- основами детской психологии и педагогическими подходами,
- правами детей;
- способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
- правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
- методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
- различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
- правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
- правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.
ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада
2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:
- воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
- проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
- обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
- заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
- обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
- проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
- обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
- ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
- обучение детей соблюдению режима дня;
- подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
- подготовка и проведение родительских собраний;
- контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
- сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
- индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
- рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
- обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
- следование установленному графику работы;
- регулярное повышает своей трудовой квалификации;
- регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).
ІІІ. Права
3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:
- требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
- предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
- представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
- получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
- общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
- принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
- меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
- отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью
ІV. Ответственность
При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):
4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.
4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.
4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).
4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.
4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;
4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).
4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..
4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.
4.9. Превышение своих полномочий;
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина
/Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.
С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.
ФАЙЛЫ
1 файл
Зачем нужна должностная инструкция
Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.
С точки зрения закона
Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.
Кто занимается составлением должностной инструкции
Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.
Воспитатель воспитателю рознь
Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.
У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.
Основные правила составления должностной инструкции
Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать
- наименование организации,
- должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
- а также сведения о сотруднике.
Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами , а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.
Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.
Заполняем должностную инструкцию воспитателя
- В начале документа пишется его наименование, а также ниже, с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем. Сюда вписывается полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), должность начальника, его фамилия, имя и отчество. Две строки необходимо оставить пустыми – сюда позже будет поставлена подпись и дата утверждения.
- Открывает основную часть документа раздел под названием «Общие положения» . Здесь прописывается, к какой группе работников относится воспитатель (рабочие, служащие, специалисты), требования к уровню образования, опыту работы, а также (при необходимости) наличию медицинского допуска. Далее указывается непосредственный руководитель воспитателя, сотрудник, который обязан его замещать в случае отсутствия на рабочем месте (без ссылки на конкретные имена и фамилии), а также порядок его назначения и увольнения с должности.
- После этого в раздел вписывается условие о знании воспитателем специальной литературы (пособий, методичек), различных правил, законов, нормативных актов, способов и методов работы, а также документов, которыми должен руководствоваться воспитатель при исполнении своих служебных обязанностей.
- В «Обязанностях» фиксируются все те функции, которые входят в компетенцию воспитателя. Данный раздел самый объемный, поскольку задачи, проблемы, вопросы, которые он должен решать в рамках своей работы, необходимо прописывать особенно тщательно и подробно. Именно эта часть документа в случае споров и разногласий между работодателем и подчиненным обретает особый вес.
- Раздел «Права» определяет инициативы, которые вправе высказывать воспитатель для улучшения качества своей работы. Здесь указываются все его полномочия, в том числе разрешения на право требовать, сообщать, договариваться, получать информацию, представлять интересы и производить прочие действия, которые приведут в конечном итоге к повышению его производительности труда.
- В разделе «Ответственность» необходимо прописать нарушения, ошибки, проступки, за которые воспитатель понесет наказание, в виде дисциплинарного взыскания (от простого замечания до расторжения трудового договора). Отдельным пунктом здесь можно отметить то, что эта часть должностной инструкции укладывается в рамки закона РФ.
- Напоследок должностная инструкция должна быть заверена лицом, которое обязано следить за выполнением воспитателем своих трудовых обязанностей, а также самим воспитателем. Только после этого документ передается на утверждение руководителю организации.