Изобразительная деятельность как средство психического развития ребенка. Интеграция видов изобразительной деятельности как средство развития художественного творчества детей

В последнее время в России заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний впечатляет: заболевание, сопровождающееся расстройствами двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и др. Рост частоты рождения детей с нарушениями развития является важной социальной проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях.

Среди вызовов, стоящих перед обществом, чрезвычайно острым является обеспечение равного доступа к образованию всех детей, особенно тех, кто нуждается в специальных условиях воспитания, коррекционного обучения и развития личности, социальной интеграции в реальную жизнь.

Аутизм является спектральным расстройством, нижняя граница которого – классический аутизм с тяжелыми нарушениями, а верхняя – высоко функциональный аутизм и синдром Аспергера. Аутизм занимает особое место среди детских патологий в связи с тяжестью, длительностью и влиянием на всю семью . Большинство авторов одним из главных нарушений считают недостаток коммуникативных навыков. Дети с расстройствами аутистического спектра имеют большие различия в их речевых способностях. Исследователи выделили три группы: дети с нормальными лингвистическими способностями (25%), дети с ограниченными лингвистическими способностями (60%) и дети с отсутствующей речью (15%) . Подчеркивается, что недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно посредством использования невербальных средств и альтернативных коммуникативных систем. Проявления речевых нарушений при аутизме разнообразные по характеру, динамике и в большинстве случаев отражают специфику аутизма, а именно – несформированность коммуникативного поведения.

Независимо от срока появления речи и уровня его развития, ребенок с аутизмом не использует речь как средство общения. В связи с этим, мы предлагаем исследовать коммуникативно речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра, а именно – особенности их диалогической речи.

На сегодня в России существует недостаточность диагностических и учебных методик, позволяющих оценить уровень сформированности коммуникативных навыков и построить систему их формирования у детей с расстройствами аутистического спектра. Также не разработаны методики исследования диалогической речи и программ влияния на способность детей этой категории. Имеются лишь описанные отдельные методические приемы, но их направленность не столько на совершенствование коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом .

Исследование психомоторной сферы ребенка с задержкой психического развития свидетельствуют о ее несовершенстве прежде всего, это проявляется в особенностях двигательной сферы. У детей отсутствуют тяжелые двигательные расстройства, однако отстает двигательное развитие, имеет место нарушение регуляции произвольных движений (сознательные движения, характеризующихся целеустремленностью), а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость) наблюдается несовершенство мелкой моторики рук.

При задержке психического развития имеют место особенности моторного развития:

  • отставание (по сравнению с нормой) становление произвольных двигательных и статических функций;
  • замедленность и недостаточная скоординированность произвольных движений;
  • повышенная двигательная активность, неусидчивость, расторможенность;
  • затруднения в усвоении новых двигательных действий, особенно связанных с мелкими точными движениями;
  • недостаточность двигательного тонуса, что приводит к нарушению автоматизации движений и действий;
  • повышенная истощаемость (замедление темпа, нечеткость движений с последующей потерей двигательного стереотипа)
  • недостаточность ритмичности и автоматизации движений;
  • недостаточное развитие мелкой моторики,
  • общее физическое и соматическое ослабление .

Основными причинами таких нарушений считается незрелость морфо функциональных структур мозга, ответственных за организацию и регулирование двигательной активности, а также выраженное органическое поражение подкорковых и корковых структур головного мозга.

В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. В них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.

В этой связи следует особо выделить роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений. Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Художники-педагоги, исследующие эту проблему отмечают, что при занятии изобразительной деятельностью у рисующего активно работают не только зрение и рука, но, главным образом его сознание, творческая мысль, воображение .

В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания.

Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у учащихся и при восприятии произведений изобразительного искусства. Однако характер даются детьми оценок очень неоднородно, и зависит, прежде всего, от индивидуальных возможностей школьников и эффективности проведенной с ними работы .

Высказывания учащихся младших классов при рассмотрении художественной картины обычно носят констатирующий характер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметы и называют их, не связывая с содержанием картины в целом. Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений между ними, порождает разного рода ошибки при определении темы художественного произведения, предопределяет неадекватность эмоционального отклика. Вместе с тем младшие школьники радуются понравившейся им картине, снова просят ее показать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечислить изображены объекты, но и определить их цвет, величину, форму .

Уроки изобразительного искусства благотворно сказываются на развитии эмоционально-эстетического восприятия и учеников старших классов. Благодаря систематическим занятиям школьники способны, в частности, определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие. Под руководством педагога они могут сопоставить одну картину с другой, провести их сравнительный анализ .

Учащиеся оказываются в состоянии выделить и некоторые изобразительные средства, использованные художником. У старшеклассников появляются любимые картины, которым они отдают предпочтение при рассмотрении и разборе. Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий в течение школьного обучения помогает в определенной степени преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся.

Нами было проведено экспериментальное исследование по определению роли изобразительной деятельности у детей с аутизмом на базе МБОУ школы №5 г. Бор.

С целью обеспечения воспитания ценностного отношения к жизни у детей с функциональными ограничениями мы обратились к существующим моделям арт-терапевтической работы и взяли за основу модель проведения арт-терапевтического занятия, предложенную А. Копытиным. В соответствии со спецификой работы с детьми с функциональными ограничениями, структура каждого занятия этой программы содержит следующие этапы: подготовительный; информационный; художественно-творческий; творческо-рефлексивный; итоговый этап.

Наблюдение за детьми показало, что они с удовольствием включаются в процесс выполнения упражнений, иногда даже не дослушивая до конца задачи, отвлекаясь на элементы изображения и включаясь в обсуждение с «соседом» созданных образов уже во время первого рисунка. Поэтому стоит (по возможности) размещать детей в кругу, уменьшит их взаимодействие в процессе создания рисунков, но не повлияет на формирование атмосферы доверия и сказочности во время проведения занятия.

Во время выполнения задания педагог может общаться с участниками группы или с каждым отдельно. По его изображению делать для себя пометки в блокноте относительно элементов изображения, но на все просьбы и запросы о помощи должен объяснять, что это рисунок по воображению и важно рисунок самого ребенка, так это то, что он представляет и хотел бы передать.

Что касается рисунка своего имени, то, как отмечает А. Деркач, эта задача носит не столько диагностический характер, сколько выполняет функцию психологического настроя на работу. Цветовая гамма, характер форм и линий несут на себе определенный эмоциональный отпечаток и позволяют продиагностировать тип мышления ребенка (образный или абстрактно-логический или их гармоничное сочетание). Также можно определить состояние развития воображения и фантазии, эмоциональное состояние ребенка. Так, например, цветовая гамма работы и характер линий, свидетельствуют об уверенности (ровная, без указания и разрывов). Или, наоборот, не уверенность и тревожность (общий размер изображения в соответствии с четвертой части листа свидетельствует о следующем: очень маленький рисунок – заниженная самооценка; среднего размера – адекватная, очень большой – тенденция к завышенной самооценки) и т.д.

Все указанные параметры интерпретации первого рисунка используются и при анализе следующих изображений и обсуждаются с детьми во время разбора их работ.

Рисунки со второго по четвертый этапы предложенной арт терапевтической техники базируются на методе направленной визуализации, позволяет детям перенестись в сказочный мир и представить себя в роли объектов живой природы, стать желанным сказочным персонажем, создает фантастическую атмосферу творчества и безопасности.

Такой подход позволяет ребенку во время художественно-творческой деятельности не только создать образ, но и «раскрыть» свои представления о себе через характеристику избранных персонажей; услышать мнение окружающих (их впечатления) от созданных образов, способствует осознанию ребенком разницы между собственным отношением к себе и отношением окружающих. А в дальнейшем осуществить положительное влияние на социальную самореализацию детей с функциональными ограничениями.

Приведем пример, так среди представленных рисунков интересной, на наш взгляд, является работа девушки, которая изобразила не свое собственное имя, а то, которое хотела бы иметь – «Ангелина». Также на рисунке отсутствует сказочный герой, а вместо него написано «нет», что вызвало удивление детей в группе; изображение «цветка» и «медведя Тедди» всем очень понравилось. После обсуждения серии рисунков девушка дорисовывала «волны» у «имени» и два цветка у «медведя», что больше понравилось как самому ребенку, так и участникам занятия. Неприятие собственного имени и отсутствие героя связаны с отсутствием удовлетворения собой, что, в свою очередь, связано с имеющейся задержкой психического развития. Ребенок ассоциирует себя с «успешной подругой Ангелиной», а себя воспринимает как «медведя» - неуклюжую, но любящую других существо.

Итак, особенности воспитательной работы с детьми с аутизмом создали необходимость обращения нашего внимания на современные методы, в частности тренинговую форму организации работы. Поскольку тренинг является своеобразной формой «упражнения», что позволяет в пределах отведенного времени отработать на практике усваиваемый материал с помощью упражнений и арт-терапевтических технологий, этот формат работы позволяет эффективно строить воспитательное взаимодействие взрослого и ребенка с аутизмом в условиях инклюзивного образования.

Кроме того, игровые моменты, использование арт-терапевтических возможностей варьирования структуры тренинговой работы позволяют обеспечить атмосферу доверия, что способствует снятию эмоционально-физического, эмоционально психологического напряжения и барьеров общения. Для самого ребенка такой творческий процесс позволяет отвлечься от «обычных дел», способствует активному включению в сказочно-фантастическую арт-терапевтическую работу, направленную на воспитание ценностного отношения к жизни.

Таким образом, аутизм является спектральным расстройством. Это означает, что паттерны (набор стереотипных поведенческих реакций) симптомов заболевания, уровень способностей аутичных лиц, другие характеристики, которые имеют место при аутизме в самых разнообразных комбинациях, и болезнь в целом могут быть разной степени тяжести. Следовательно, формирование у детей с аутизмом коммуникационных действий происходит только под воздействием целенаправленного коррекционного обучения, требует опоры на индивидуальные склонности ребенка к определенной деятельности (двигательной, музыкальной, изобразительной, речевой) и руководства со стороны взрослого. Перспективой развития данной темы предполагается разработка и подбор упражнений и приемов игрового взаимодействия основного этапа Программы формирования эстетической мысли у детей с расстройствами аутистического спектра.

Список литературы:

  1. Буковцова, Н. И. Формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. И. Буковцова // Логопед в детском саду. – 2014. – №1. – С. 47–52.
  2. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – №1. – С.11–17
  3. Дмитриева Е.Е. Особенности коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития / Е.Е. Дмитреева // Специальная психология. – 2015. – №1. – С. 51–54.
  4. Кондратьева С.Ю. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказываниию по картине / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – №1. – С. 31–33
  5. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – СПб. : Речь, 2014. – 352 с.
  6. Маркова Т. А. Приучайте маленьких детей к домашнему труду / Т.А. Маркова – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2017. – 45 с
  7. Маркова Т. А. Трудовое воспитание дошкольника в семье / Т.А. Маркова. – М. : Учпедгиз, 2016. – 64 с.
  8. Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.
  9. Терентьев, А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей / А. Е. Терентьев – М. : Просвещение, 1981. – 175 с.

В данной статье рассматривается важность занятий по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте для речевого и эстетического развития ребенка. Описываются различные средства по изобразительной деятельности дошкольников разных возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изобразительная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорных функций.

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
  • становление и развитие речи как средства общения;
  • совершенствуется регулирующая функция речи.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга". Поэтому рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути развития ребенка, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму, для коррекции нарушенных функций.

В детском развитии слово предшествует изображению, и в 2 – 3 года ребенок уже может объясняться с помощью речи с другими людьми, а рисование в это время находится еще в доизобразительной каракульной стадии динамических графических упражнений и не имеет явного смыслового значения. Но когда рисунок становится «похожим» и узнаваемым, тогда ребенок стремиться назвать его, изображение обретает имя. Он открывает и начинает осваивать новый язык общения – через изображение, которое может быть воспринято и корреспондируемо другими. Рисование надолго становится ведущей деятельностью детей, оказывая многостороннее влияние на их развитие.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

Непосредственно образовательная деятельность выделяет некоторые формы:

  • Декоративное рисование – изображение орнаментов, узоров, элементов народного творчества,
  • Предметное рисование – состоящее из отдельных изображений;
  • Сюжетное рисование – отражающее совокупность действий и событий.

В основном в работе с детьми используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающего мира. В процессе рисования красками дети имеют возможность творчески экспериментировать – рисовать пальцами, ватными палочками, применять различные приемы печатания. Это позволяет полнее передать особенности изображаемых объектов, их фактуру. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков, а подчас и непосильны для дошкольников с проблемами.

При обучении детей рисованию, перед нами стоит задача не просто выработать у них определенную технику рисования. Чтобы занятия имели также коррекционный эффект, необходимо уделить внимание формообразующим движениям и регуляции рисовальных движений по ряду показателей: плавность, непрерывность, умение изменять направление движений под углом, переход от одного движения к другому. Сформировав, таким образом, ручную умелость, мы подготавливаем руку ребенка к овладению письмом, а также расширяем круг его изобразительных возможностей. Ребенок сможет без затруднений выразить любой свой замысел, расширится круг его представлений, в его словарь войдут новые понятия.

В процессе непосредственно образовательной деятельности по аппликации дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занимательных дел у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, птиц, животных, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.

В процессе лепки, манипуляций с пластилином или глиной идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, в качестве вывода выносится положение, что все виды изобразительной деятельности, использованные в коррекционной работе, оказывают положительный эффект на состояние мелкой моторики рук и уровень развития речи. Каждый из данных видов изобразительной деятельности обладает особыми, только ему присущими чертами, и эти особенности мы использовали для развития запрашиваемых сторон.


Изобразительная деятельность как средство психического развития ребенка

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и других показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают её специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н.Н. Поддъяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творчески инициативе.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое.

На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, Н.А. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

1) Способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко "входить" в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

2) Творить по законам красоты;

3) Оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;

4) Самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

По исследованиям Н.А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.

Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.

Восприятие всех видов искусства и воспроизведение отдельных их явлений требует способности их эстетической оценки.

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

Искренность, непосредственность переживаний;

Увлеченность, "захваченность" деятельностью;

Активизация волевых усилий, способность к вхождения в изображаемые обстоятельства;

Специальные художественные способности к вхождению в изображаемые обстоятельства;

Специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Показатели качества творческих действий включает в себя:

Внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;

Создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;

Применение известного в новых ситуациях;

Нахождение новых приемов решения;

Быстрота реакции;

Хорошая ориентировка в новых условиях;

Нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

К показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:

Нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;

Своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;

Соответствие продукции элементарным художественным требованиям.

"Один рисунок стоит тысячи слов". Это восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею изобразительного искусства. Именно этот вид деятельности имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному и психическому развитию.

Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – всё это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.

В формировании психических процессов неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой отражение действительности.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

При проведении занятий по изобразительной деятельности воспитатель использует методы и приемы работы с детьми, чтобы донести определенное содержание, сформировать у детей знания, умения, навыки.

Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного "Программой воспитания и обучения в детском саду".

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира и из сообщений педагога (объяснения, рассказа, указаний и т.д.), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.д.), то выделяют методы: наглядные, практические, используемые не только на занятиях, но и в повседневности.

Изобразительная деятельность как один из её видов – рисование привлекает каждого ребенка. Рисование, как определенный вид деятельности имеет два вида техник: традиционный (кисть, карандаш) и нетрадиционный.

Если следовать концепции Л.С. Выготского, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций. Рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. В этом развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и способностей, овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей деятельности на специфику развития изобразительной деятельности в тот или иной период социального развития ребенка.

Дети без всякого специального намерения своими рисунками отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей, ребенок, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором он живет. Усваивая ориентации окружающих людей, ребенок вырабатывает и свою личную позицию, свои частные идеалы.

Эффективное художественно-эстетическое развитие личности ребенка на занятиях изобразительным искусством обусловлено, в первую очередь, использованием в образовательной системе богатства мировой культуры и искусства.

Рисование – сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся сложная личность ребенка и которая сама оказывает существенное влияние на формирование личности.

По словам М. Шкляровой: "Нетрадиционные техники рисования" помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать немного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка являются печатка. А с помощью геометрических печаток можно создать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, пакеты для подарков и т.д. не менее интересный способ рисования поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях.

Следующий способ – с помощью обыкновенных ниток. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объемным.

Но рисовать можно не только поролоном, печаткой и с помощью ниток, существуют и другие нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как: рисование пальчиками, "ладонная" техника, фотокопия (рисование свечей), отпечатки листьев, кляксография, расчесывание краски и другие.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё! И цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и другие.

Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.

Таким образом, из всего выше сказанного можно подвести итог, что изобразительная деятельность, в частности рисование, лепка, аппликация и конструирование имеет большое значение. С помощью изобразительной деятельности ребенок воплощает в естественных образах, всё то, что он познал ранее. Это является, своего рода, способом выражения своих мыслей.

Во время занятий изобразительной деятельностью дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, безусловно, использовать в своей речи слова, описывающие предметы и действия.

В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности воображения и других психических процессов. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы, содержание которых заимствовано из литературных произведений.

Дата публикации: 29.11.16

УДК 37.0+7.02

Изобразительная деятельность как средство развития

воображения у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, посредством изобразительной деятельности.

Статья предназначена для ознакомления с курсовой работой.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов старших дошкольников и нахождения путей их оптимизации через различные приемы творческого самовыражения, в частности через изобразительную деятельность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить свое творчество на практике, в реальной жизни.

Исследования ученых Е. А. Флериной , Н. П. Саккулиной , Т. С. Комаровой , Г. Г. Григорьевой и др. показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей.

Также стоит отметить, что в п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию изобразительной деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день много методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Целью данной статьи является изучение влиянияизобразительной деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Несмотря на полярность позиций по данному вопросу, отрицать важность творческой фантазии нельзя, ведь она является неотъемлемой частью процесса восприятия окружающего мира, его специфическим отражением в сознании каждой личности.

Дать определение понятию «воображение» стремились многие мыслители. Так, например, Аристотель характеризует воображение следующим образом: «Воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно не возникает без ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений; а что воображение не есть ни мышление, ни составление суждений – это ясно. Ведь оно есть состояние, которое находится в нашей власти (ибо можно наглядно представить себе нечто, подобно тому, как это делают пользующиеся особыми способами запоминания и умеющие создавать образы), составление же мнений зависит не от нас самих, ибо мнение необходимо бывает, или ложным, или истинным. Далее, когда нам нечто мнится внушающим ужас или страх, мы тотчас же испытываем ужас или страх, и соответственно, когда что-то нас успокаивает. А при воображении у нас такое же состояние, как при рассматривании картины, на которой изображено нечто страшное или успокаивающее» [Цит. по: 5, с. 152].

Можно сделать вывод, что воображение – это вмешательство в бессознательные процессы человеческого разума.

Изучение развития воображения для многих может показаться бесполезным, так как мы вряд ли получим какой-либо практический результат. Но в действительности именно от развития воображения зависит и окружающая реальность. И, следовательно, людей должно волновать, что же именно оказывает влияние на развитие нашего воображения. Аристотель породил представление воображения, как чего-то присущего душе. Конечно, воображение характерно всем людям, и отличается оно лишь различной степенью его развития. Зачастую оно созидает образы, лишенные логической и смысловой основы, то есть, по сути, оно является бессмысленным, затрачивающим энергию, процессом.

В работах О. В. Боровика , Ю. А. Полуянова , В. А. Скоробогатова , Л. Ю. Субботиной и др. раскрываются вопросы, связанные с развитием воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Воображение в старшем дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению предыдущими годами жизни ребёнка. Неуёмной фантазии ребёнка старшего дошкольного возраста трудно не поразиться. И задача взрослых – развивать воображение. Ведь с этим психическим процессом тесно связаны и готовность к школе, становление личности, его творчества. У ребенка возникает способность идти от мысли к действию, то есть его воображение становится целенаправленным. Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения у старшего дошкольника психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменение содержания и форм общения ребенка с окружающими.

Анализ теоретических источников показал, что воображение – мощный инструмент для творчества. Пожалуй, воображение является одной из самых удивительных и могучих вещей, существующих в чертогах человеческого разума, а зачастую и вне его пределов.

Воображение способно конструировать невиданные и невероятные вещи, реальности, пространства, позволять вмешиваться в бессознательные процессы и управлять ими. Также воображение можно рассматривать и как самостоятельную реальность, чистый лист, способный вместить всё, что человеческий разум может пожелать.

Библиографический список

1

В статье рассматриваются особенности детского рисунка в социально-психологическом аспекте. Раскрывается значение изобразительного творчеств в развитии ребенка дошкольного возраста. Анализируются возрастные этапы, по каждому из которых приводится характеристика развития изобразительного творчества у дошкольников. В работе с различных точек зрения дается сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследователей в области детского рисунка. Описывается когда и каким образом ребенок дошкольного возраста овладевает отдельными художественно-выразительными средствами изобразительной деятельности. На основе проведенного исследования по социально-психологическому самовыражению дошкольника в рисунке, было выявлено, что ранняя изобразительная деятельность оказывает серьезное влияние на развитие ребенка.

детский рисунок

изобразительная деятельность

дошкольник

самовыражение

психологическое развитие

изображение

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 97 с.

2. Гусев Д.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития / Д.А. Гусев // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 104.

3. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 272 с.

4. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом и художественной практике В.И. Даля / Е.А. Жесткова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4–3 (34). – С. 70–71.

5. Калюжный Е.А., Кузьмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Вегетативная адаптация учащихся на этапе дошкольное-начальное образование // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4–2. – С. 214–217.

6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.

7. Напалков С.В. Первушкина Е.А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8–2. – С. 51–53.

8. Сакулина Н.П. Воспитание творческой инициативы // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 1. – С. 39–40.

9. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 3 (56). – С. 140–143.

10. Флёрина Е.А. О руководстве восприятия дошкольника в процессе обучения // Советская педагогика. – 1952. – № 12. – С. 74–78.

Детское изобразительное творчество имеет не маловажное значение в развитии дошкольника. Как справедливо утверждают многие исследователи - рисование это реальное и устойчивое явление человеческой жизни. Можно сказать, что дети рисует где угодно, чем угодно и в любое время. Детские рисунки можно встретить везде: от асфальта на улице и заборах, до расписанных обоев дома. Эти изображения впечатляют тем, что в них знакомые явления и предметы изображены совершенно неожиданно, поражают своей эмоциональной выразительностью, выдумкой, динамикой, яркостью, т.е. всем тем, что составляет его образное содержание. Естественно, что все эти рисунки хранятся в семьях и детских садах, их также публикуют в журналах и книгах. Сегодня популярны выставки детского творчества. И что самое главное, детский рисунок не оставили без внимания многие науки, такие как культурология, философия, медицина, искусствоведение, педагогика, психология и т.д.

Цель исследования: раскрыть особенности социально-психологического самовыражения дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Детский рисунок - продукт изобразительной деятельности дошкольника. Для него данный вид деятельности является речью. Рисование для ребенка это возможность выразить то, что он не может сказать. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, он неуверен в себе и не чувствует себя защищенным, все это естественно отразится в рисунке. В момент изобразительной деятельности ребенок абсолютно свободен, все ограничения и запреты отступают. В этот момент все рациональное отходит на второй план.

Материалы и методы исследования

На этапе развития до трех лет малыш исследует свойства кисти или карандаша, экспериментируя с ним, рисуя линии, черточки и круги. Особенностью на данном этапе является то, что ребенок сначала делает рисунок и только потом придумывает что изображено. Но уже к четырем годам у рисунка появляется замысел .

Уже с античных времен рисование использовалось в воспитательных целях, но исследовательский интерес к этому явлению появился в конце XIX века. В трудах зарубежных ученых К. Лампрехта, Ж. Люка, З. Левинштейна, Ж. Рума, К. Риччи, К. Бюлла было дано первоначальное толкование отличительных черт детского рисования, также была заложена основа для главных направлений исследования рисунков - художественного, психологического и педагогического. Отечественные исследователи в этой области - психиатры Н.А. Рыбников, В.М. Бехтерев, искусствоведы А.В. Бакушинский, Ф.В. Шмит, художники В.А. Фаворский, В.В. Кандинский - видели в детском творчестве необходимую для ребенка потребность, оставалась актуальной потребность в поиске родовых связей между психогенетической природой искусства и детским рисованием. Также подробно природа изобразительного творчества детей рассмотрена в трудах ученых советского времени Н.П. Сакулиной, Л.С. Выготским, Е.А. Флериной, Г.В. Лабунской, В.С. Мухиной.

Если рассматривать особенности детского рисунка, то можно отметить то, что ребенок при рисовании не старается передать изображение предмета именно так, как он выглядит на самом деле, а передает основную идею, внутреннюю модель предмета. В свое время Люке назвал данный феномен интеллектуальным реализмом, чтобы разделить его с таким явлением как визуальный реализм взрослого .

По мнению Ж. Пиаже переход от интеллектуального к визуальному реализму характеризует все стороны психических процессов, а именно что созданная ребенком реальность это продукт собственных умозаключений и видение ребенка искажено его идеями.

К. Риччи в своей работе обратил внимание на то, как дети рисовали то, о существовании чего они знали, а не видели на самом деле. При этом были приведены в пример репродукции рисунков, которые содержали изображение людей, видимых через корпус кораблей, звонаря на колокольне и всадников, у которых отмечалось наличие обеих ног .

С позиции В. Штерна, рисунок ребенка это вовсе не отражение определенного воспринимаемого предмета, а именно то, что он сам знает о нем, какое имеет представление. Психологи Лейпцигской школы считают что, детское искусство носит сугубо экспрессивный характер - рисунок ребенка это отражение того что он чувствует, а не то, что он видит. Поэтому рисунок носит субъективный характер и может быть не понят посторонним человеком.

Л.С. Выготский считал, что рисунок должен рассматриваться с психологической точки зрения как особая детская речь, как предварительную стадию речи письменной .

Результаты исследования
и их обсуждение

Если задаться вопросом «Что же рисуют дети?», то на этот вопрос с успехом отвечает Д. Дилео, который выделил такие стороны как:

Рисуют дети то, что важно для них, а именно людей, значимых для них, животных, дома и деревья;

Частичное в предмете, то, что им известно о предмете, но не все;

То, что в данный момент им вспомнилось;

Идея, которая окрашена эмоциями;

То, что видят (по мнению Арнхейма это то, среди чего глаз сделал свой выбор, среди разнообразного количества стимулов, составляющих изображение);

Внутренняя, невидимая реальность.

По мнению, Д. Дилео дети это экспрессионисты. Предмет для них является исключительно ориентиром или катализатором. Рисует ли ребенок по памяти или перед ним находится образец, на результат это никак не влияет .

После примитивных и начальных форм рисования, таких как ленточки, дорожки, точки, и т.д., первое, что показывает взрослый ребенку это изображение человека. Но его видение далеко от реальности. Так с чего же оно начинается? Естественно из выше сказанного вытекает тот факт, что ребенок при рисовании человеческой фигуры отображает наиболее важные его черты. Уже с младенческого возраста малыша интересуют лицо с глазами, которыми человек смотрит, уши, которыми он слышит, рот, которым он говорит и улыбается. Ребенок изучает свое тело, интересуется им. Заинтересованный его округлой формой, он останавливается на изображении именно этой части тела человека. Следующая ступень - снабдить изображаемое, теми необходимыми деталями, которые будут передвигать эту фигуру с места на место. И отсюда получается довольно забавная фигура свойственная детям 4-5 лет под названием «головоног», «головастик». В этом образе, бесспорно, угадывается человек, хотя это изображение маленького человечка, у которого голова плавно переходит в ноги. Позже, после 5 лет, к голове присоединяется и второй круг - тело, но голова так и остается важной и преувеличенной частью в изображении. В дальнейшем развитии рисунка человеческого тела важную роль играет форма. Она в свою очередь, приобретая в рисунке особые черты, зависит от взаимодействия между внутренними силами и внешним миром. А восприятие своего тела способствует становлению адекватного восприятия мира. Естественно, что исследование своего тела формирует у ребенка представления о нем, что в свою очередь проецируется в окружающую среду.

Развитие детского рисунка также определено развитием детской активности - их моторики и накопление двигательного опыта. Такими учеными как Н.П. Сакулина и Е.А. Флерина была изучена роль двигательной активности в детском рисовании. Е.А. Флерина выделила период процессуальности, как самостоятельный период в детской жизни, заключающийся в том, что он состоит из движения, наблюдения, исследования и опыта . Н.П. Сакулина утверждала, что в самом процессе освоения способов рисования зарождается изобразительность рисунка ребенка, складываются графические структуры, становящиеся, впоследствии, графическими образами предметов, которые имеют зрительно-двигательную природу. Фактор движения участвует в плане становления и воспроизведения графических образов .

В настоящее время исследования показывают, что детское рисование на протяжении всех этапов связано с чувственным познанием, прежде всего, со зрительными образами. Особенности детского рисунка объясняются тем, что в нем происходит процесс актуализации начальных форм восприятия, свойственные ребенку в раннем детстве. В данном периоде некоторые ученые считают восприятие фрагментарным - охватывающий только отдельные стороны и свойства вещей. Позднее, ребенок строит свою изобразительную деятельность, при этом имея уже полные и разнообразные представления о предмете, реализует их, используя несколько фрагментарных представлений. В основе развития восприятия заложен процесс становления у детей специфических перцептивных действий, т.е. таких действий которые направлены на изучение предмета и явлений окружающей действительности. В процессе перцептивных действий идет сравнение характеристик исследуемого предмета с сенсорными эталонами. Они же не создаются самим ребенком, они формируются в процессе индивидуального развития, являясь при этом продуктом социального опыта. Современные данные исследователей в области психологии говорят о восприятии ребенка следующее: характер деятельности влияет на избирательность восприятия и на особенность использования сенсорных эталонов.

Первоначально у ребенка нет как такового постоянного художественного метода. Ребенок делает попытки к рисованию, которые можно отнести к разным художественным направлениям. Но очень скоро ребенок овладевает теми способами изображения, которые сложились в данной культуре. Таким образом, в рисунке отражена культура той местности, в которой он проживает. Рисунки детей можно назвать особыми документами, показывающие события времени. Также детские рисунки являются отражением социально-психологических установок той страны, в которой он проживает.

Под влиянием условий побуждающих детей совершенствовать графические формы, происходит постепенное становление образов соответствующих реальным предметам. Детскому рисованию присуща такая тенденция как шаблонность образов. Самые распространённые шаблоны - дом, деревья, цветы. Он очень живуч, даже в течение многих лет, может не искоренится, при этом даже может передаваться из поколения в поколение. Закрепленный шаблон перекочевывает из рисунка в рисунок, только дополняется некоторыми деталями. Такая шаблонность в детском рисунке опасна для развития детского творчества. Если не работать над шаблонностью, как над проблемой, то впоследствии ребенок ничего так и не научится рисовать кроме тех закрепленных шаблонов. Естественно, что над этим вопросом работает обучение. Обучение, которое построено на копировании образцов, закрепляет шаблонность. Таким образом, обучение которое совершенствует способы передачи свойств изображаемого объекта, устраняет шаблоны и совершенствует графические формы изображения.

Для детского рисунка немаловажную роль играет цвет. Использование цвета имеет две характерные линии развития. Первая - цвет используется произвольно, т.е. предмет или его составные части могут быть раскрашены любыми цветами, которые часто не соответствую реальному цвету. Вторая линия развития заключается в том, что изображаемый предмет окрашивается его действительным цветом. Часто дети используют цвет в качестве неотъемлемого признака предмета и стараются его закрасить полностью, при этом, не учитывая передачу оттенков. Это явление можно объяснить тем, что дети используют знания о цвете предмета со слов взрослого, при этом, не пользуясь собственным восприятием. И это приводит к тому, что детский рисунок состоит из большинства цветовых штампов - солнышко желтое, трава зеленая и т.д. Характерная особенность детского рисунка в том, что цветом они выражают отношение к изображаемому. Все, что нравиться детям они изображают яркими красками, стараются украсить. «Некрасивое» же напротив стараются изобразить темными красками, не стараются при исполнении рисунка, считая, что оно не стоит стараний. Тем самым получается, что цвет и старание в прорисовке деталей является выражением отношения ребенка к содержанию изображаемого. Цвет также воспринимается ребенком эмоционально и у каждого ребенка естественно есть любимый цвет, который он использует для украшения рисунка.

Заключение

Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что изобразительная деятельность оказывает серьезное влияние на социальное и психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В данной деятельности его рисунок проходит путь от изображения неопределенных графических образов, до изображения реально существующего предмета, который узнаваем. Все это требует от ребенка развитого мышления и восприятия, умения видеть, что необходимо для успешного результата. Цвет же в данной ситуации играет немаловажную роль, он влияет на развитие эстетических чувств и восприятия.

Библиографическая ссылка

Васильева К.В., Гусев Д.А. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-5. – С. 788-791;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6229 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»