Как избавиться от стереотипов. Теория не может заменить практику, ведь человек живёт практическую свою жизнь и для уверенности в своих силах необходимо именно уметь то, что для нас важно

Разрушение стереотипов

Черная пятница – событие года для американских покупателей. Год за годом миллионы американцев выстраиваются в очередях на холоде за футболками, игрушками, телевизорами и планшетами. За одни только выходные после Дня благодарения 2013 г. американцы купили товаров на сумму $14 млрд{85}.

Бренды делают все возможное, чтобы подвигнуть массы покупать еще больше. Walmart начал открывать свои двери покупателям в 18:00 даже в День благодарения, который всегда был нерабочим. Эфир и журналы заполнены рекламой Macy’s, JCPenney и других розничных сетей, расхваливающей специальные предложения. Чем больше ажиотажа, тем лучше.

Patagonia, маленькая компания по производству высококачественной одежды для активного отдыха, основанная заядлым альпинистом и защитником окружающей среды Ивоном Шуинаром, решила действовать иначе. В Черную пятницу 2011 г. компания купила для своей рекламы целую полосу в New York Times и напечатала объявление с потрясающим заголовком:

НЕ ПОКУПАЙТЕ ЭТУ КУРТКУ!

Вместо того чтобы нахваливать размер скидок или качество своей линейки первоклассной одежды для активного отдыха, Patagonia просила потребителей покупать меньше в целях защиты окружающей среды{86}.

«Невероятно, во что обходится окружающей среде все, что мы производим», – говорилось в рекламе, а также объяснялось, что на производство самой популярной куртки компании уходит 135 литров воды – количество достаточное, чтобы человек прожил 45 дней. Далее реклама советовала покупать только то, что действительно нужно, и чинить одежду, прежде чем купить новую. Patagonia обещала сделать все возможное, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду и помочь покупателям в ремонте, утилизации и переработке старой одежды.

Идея ограничить потребление в день наиболее активных покупок в году привлекла повышенное внимание. Она быстро вызвала отклик, как со стороны прессы, так и со стороны публики. Реклама Patagonia в Черную пятницу и последующая кампания, убеждающая потребителей покупать только то, что им действительно нужно, попала во все новости, начиная с канала Bloomberg и заканчивая журналом Fast Company . Однако более важно то, что продажи Patagonia взлетели на 40 % в течение двух лет после этой кампании. Вместо того чтобы покупать меньше, потребители стали покупать больше!

Patagonia разрушила наши ожидания в отношении того, как бренд должен действовать в Черную пятницу. Мы привыкли, что ежегодно в ноябре – декабре бренды убеждают нас купить как можно больше. Они обещают большие скидки и делают другие выгодные предложения. Patagonia сделала прямо противоположное, и поэтому ее кампания привлекла столько внимания. Она эффективно использовала силу разрушения стереотипов.

Разрушение стереотипов как активатор внимания

В Кремниевой долине разрушение стереотипов – это мантра, которую повторяют все предприниматели. Создаваемые ими компании быстро достигают успеха. Их задача – найти способ вытеснить более крупные, неповоротливые и менее инновационные компании отрасли. Когда это удается, они не просто вытесняют конкурентов, но меняют всю отрасль, а в некоторых случаях и саму нашу жизнь. Попытайтесь вспомнить жизнь до того, как появились веб-браузеры или iPhone.

Разрушение стереотипов связано с изменением статус-кво . Craigslist, аскетичный, но по-прежнему популярный сайт объявлений, не меняется уже десятилетие, потому что никому не удается сбросить его с трона короля досок объявлений. А вот Walmart и Barnes & Noble получили неожиданный удар со стороны Amazon.com, чья бесплатная доставка, широкий ассортимент и простота заказов превратили компанию в крупнейшую онлайновую розничную сеть в мире. Этим компаниям пришлось измениться, чтобы остаться в бизнесе и конкурировать с Amazon. Их стереотипы были разрушены.

Разрушение стереотипов характерно не только для Кремниевой долины. Вероятно, вы испытывали этот феномен и на себе, если только не живете в стерильном аквариуме или в подвале у своей матушки.

Представьте, что вы сидите в кафе и вдруг появляется процессия клоунов. Что произойдет? Вы переключите на них внимание. Возможно, вы спросите себя: «Почему они нарядились?» или «Откуда они взялись?». Однако готов поспорить, что, скорее всего, вы скажете: «Какого черта?!» Кратковременное внимание задействовано, поскольку вы не ожидали, что в кафе зайдут клоуны. Сюрприз!

Нечто необычное привлекло ваше кратковременное внимание, однако этого недостаточно, чтобы долго удерживать его. В ваше любимое кафе все время заходят сотни новых людей, но вы никогда не помните, кто они и как выглядят. В глаза бросается не просто новое и необычное, оно должно нарушать и разрушать ожидания. Клоуны эффектно разрушили ваши представления об обычных посетителях и таким образом привлекли внимание.

Исследование, проведенное специалистами Хаверфордского колледжа, показало, в частности, что музыкальное сопровождение, нарушающее ожидание, сильно влияет на нашу способность запоминать сцены из фильмов и телепередач. Исследователи взяли несколько отрывков из сериала «Альфред Хичкок представляет» и «Попутчик» длительностью 20–30 секунд и продемонстрировали их группе участников. Однако музыка то соответствовала, то не соответствовала настроению отрывка. Представьте себе, что радостная, веселая музыка заиграет во время самых мрачных сцен «Списка Шиндлера» и вы запомните отрывок с несоответствующей музыкой{87}.

Исследователи также протестировали влияние момента звучания музыки. В одном наборе отрывков музыка играла одновременно с ними, а в другом – за 15–20 секунд до начала. Во втором случае музыка служила подходящим предвестием (за веселой музыкой шел веселый отрывок) или неподходящим (за веселой музыкой шел грустный отрывок).

После просмотра отрывков исследователи проверяли, как испытуемые запомнили их. Выяснилось, что отрывки запоминались, когда их сопровождала подходящая музыка, и забывались, если сопровождались неподходящей музыкой. Иначе говоря, быстрая веселая музыка, звучавшая во время медленного отрывка, сбивала испытуемых и затрудняла запоминание. Когда же музыка подчеркивала и усиливала эмоциональное воздействие отрывка, она способствовала его запоминанию.

Такие результаты не должны удивлять: внимание снижается, когда вы вынуждены концентрироваться более чем на одной вещи.

Что же касается отрывков, где музыка проигрывалась перед их началом, результаты оказались противоположными: участники запоминали отрывки, которым предшествовала неподходящая музыка, гораздо лучше, чем те, которым предшествовала подходящая. Почему? Если грустная музыка, звучащая во время веселого отрывка, сбивала с толку и делила внимание между совершенно разными идеями, то грустная музыка перед веселым отрывком заставляла запоминать его лучше из-за очевидного несоответствия.

Неподходящая музыка является примером разрушения стереотипов в действии. Разрушение стереотипа – это событие, поведение человека или изменение в окружающей обстановке, разрушающее или нарушающее наши ожидания относительно порядка функционирования мира. Нарушение ожиданий вынуждает обращать внимание – мы концентрируемся на разрушении, пока не поймем, что это: приятный сюрприз или потенциальная угроза. Разрушение стереотипов является причиной, по которой участники исследования в Хаверфордском колледже запоминали отрывки из фильмов с неподходящей музыкой и по которой потребители обращали внимание на рекламную кампанию «Не покупайте эту куртку» от Patagonia.

Как работает разрушение стереотипов, помогает понять теория нарушения ожиданий, сформулированная Джуди Бергун из Аризонского университета. Согласно этой теории, люди неосознанно прогнозируют, что должно произойти в конкретной ситуации. Когда что-то нарушает ожидания, они обращают больше внимания на нарушение и наделяют его положительным или отрицательным характером{88}.

Одним из основных аспектов теории нарушения ожиданий является то, что, столкнувшись с нарушением, мы немедленно характеризуем его положительно или отрицательно. Представьте себе, что у вас первое свидание в шикарном ресторане на берегу океана. Представили? А теперь вообразите, что совершенно незнакомый человек берет стул и подсаживается за ваш столик. Такое поведение нельзя назвать ни нормальным, ни ожидаемым, поэтому вы обращаете внимание на этого человека и немедленно решаете, является ли это нарушение ожиданий положительным или отрицательным. Скорее всего, вы отреагируете отрицательно, потому что этот человек нарушил нормы поведения, помешав вашему свиданию. Но если свидание прервет внезапно появившийся друг и начнет говорить о вас приятные вещи вашему спутнику, вы отреагируете положительно, потому что знаете этого человека и он вам приятен.

Разрушение стереотипов привлекает наше внимание с помощью трех основных элементов – неожиданности, простоты и значимости.

Статистика + пальчиковые краски = удивительный урок

Скотт Голдторп, учитель шестого класса, подтянутый, приятной наружности, с темно-русыми волосами, искал способ объяснить основные концепции статистики ученикам средней школы так, чтобы они не заснули от скуки. Он не хотел просто рассказывать о медиане, моде, среднем значении и дисперсии, он хотел, чтобы его ученики поняли, почему эти понятия важны{89}.

Как заинтересовать статистикой и гистограммами шестиклассников? Конечно, с помощью пальчиковых красок и прыжков.

Голдторп разделил класс на три группы. Он попросил одну группу намазать ладони краской и оставить два отпечатка: один стоя, а другой – подпрыгнув как можно выше. Им нужно было приложить ладони к бумаге, прикрепленной к стенам. После выполнения этого задания вторая группа измеряла результаты с помощью линейки и записывала их. Третья группа тем временем мыла руки, чтобы повторить цикл раскрашивания и записи результатов.

На следующий день Голдторп попросил учеников нарисовать диаграмму, отображающую данные, собранные в предыдущий день, чтобы сравнить результаты, полученные стоя и в прыжке. Он также попросил рассчитать среднюю величину, медиану, моду и диапазон данных в выборке.

Этот простой, но инновационный подход к изучению статистики оказался невероятно успешным. Ученики заинтересовались математическими расчетами и с удивлением узнали, что высокие ребята не обязательно прыгают выше, чем низкие. Голдторп часто использует на уроках математики неожиданные, интерактивные методы.

«Когда я только начал [проводить интерактивные уроки], ученики недоумевали: это математика, здесь нужно решать примеры! – рассказывает Голдторп в интервью журналу Scientific American . – В начале учебного года они, возможно, чувствуют себя некомфортно, но когда привыкают, то входят во вкус».

Голдторп, получивший в 2013 г. Приз Розенталя за инновации в преподавании математики, разрушил ожидания учеников с помощью неожиданности, первого элемента разрушения стереотипов. У учеников имелись представления о том, как изучают математику, – садятся за парты и решают в тетрадях уравнения. Так обычно и бывает, правда? Но учитель из Черри-Хилл удивил своих учеников, используя для того, чтобы донести свою мысль, рисование и прыжки. У него получился захватывающий и незабываемый урок.

Любая неожиданность, нарушающая наши ожидания, например учитель, применяющий элементы рисования и физкультуры на уроке математики, привлекает внимание и отпечатывается в памяти. Исследователи из Университетов Пердью, Фермана и Дьюка доказали это, когда предложили испытуемым 48 предложений, содержащих по три существительных, и затем попросили их вспомнить эти существительные. Одна группа предложений была простой и прямолинейной (например, «Горничная пролила на стол нашатырный спирт»). Это была контрольная группа. Однако в другой группе изменили определенные слова, чтобы предложения стали неожиданными, а иногда даже странными (например, «горничная слизывала нашатырный спирт со стола»{90}).

Одни испытуемые получили смесь обычных и необычных предложений, а другие – несмешанные группы или простых, или неожиданных предложений. Ученые установили, что странные предложения не откладывались в голове испытуемых… но только если были перемешаны с обычными. Иногда, чтобы привлечь внимание, странное должно быть как бельмо на глазу – об этом мы знаем из главы, посвященной автоматизму.

Реакция на необычное кратковременна и имеет множество оттенков – это положительное или отрицательное эмоциональное воздействие, которое мы ощущаем. В ответ на неожиданность у нас может возникнуть положительная реакция, как в случае учеников Голдторпа, реагирующих на его уникальный стиль обучения. Реакция может быть неоднозначной, даже когда мы сильно удивляемся. И, конечно, мы можем отреагировать на неожиданность отрицательно.

Оттенки неожиданности имеют значение, когда вы прибегаете к разрушению стереотипов, чтобы привлечь внимание. Хотя любая неожиданность привлекает внимание, потому что застает врасплох и нарушает ожидания, положительные сюрпризы лучше удерживают внимание. Например, Patagonia удивила потребителей словами, которые они хотели услышать: не покупайте эту куртку, пока она действительно не понадобится вам, а мы тем временем сделаем все возможное, чтобы починить ту, что у вас есть. Это приятная неожиданность, поэтому мы не забываем о Patagonia. В следующий раз, когда нам понадобится лыжная куртка, вы первым делом вспомним о Patagonia.

Конечно, отрицательный или неприятный сюрприз тоже может привлечь внимание. Например, скандалы нарушают наши ожидания в отношении того, что должен говорить или делать известный человек или бренд, и в результате вызывают большой интерес со стороны СМИ и публики. Во время телеинтервью в прямом эфире в Сент-Луисе бывшего конгрессмена от штата Миссури Тодда Эйкина, республиканца и противника абортов, баллотировавшегося в сенат в 2012 г., спросили, имеет ли, на его взгляд, право на аборт женщина, забеременевшая в результате изнасилования. Эйкин привлек массу внимания своим ничем не обоснованным и неверным с научной точки зрения ответом: «Если это было действительно изнасилование, у женского организма имеются возможности остановить процесс». Сморозив подобную глупость, он разжег в СМИ такие страсти, что навсегда похоронил надежды попасть в сенат. На выборах он проиграл Клер Маккаскилл, набрав 39,2 % голосов против ее 54,7 %{91}.

Однако некоторые бренды нашли способы вызвать неоднозначную реакцию и использовать ее с выгодой для себя. В 1990-х гг. бренд Wonderbra выпустил серию рекламных плакатов с моделью Евой Герциговой в нижнем белье, производимом компанией, на которых было всего два слова: «Привет, мальчишки!» Как рассказывают, из-за этой рекламы останавливались машины, она вызвала ярость в Великобритании, так как была размещена на улицах. Реклама была довольно пикантной для своего времени, но результат налицо: Playtex (производитель Wonderbra) продавала по 25 000 бюстгальтеров в неделю в первые месяцы после запуска рекламной кампании (продажи увеличились на 41 %){92}.

Неожиданность – сильный элемент разрушения стереотипов, но неожиданность какого типа окажется эффективной, зависит от тона и послания бренда. Мы ожидаем от рэперов выхода за рамки привычного и скандальных заявлений во всем, что они делают и говорят, т. е. элемента контркультуры, и это нравится их аудитории. В то же время мы ожидаем от сенаторов хорошей информированности и осмотрительности – тест, который провалил Тодд Эйкин. Неожиданное появление на мероприятии по сбору средств или местном празднике – неподходящий способ нарушения ожиданий для сенатора. Нужно понимать, что представляет ваш бренд и какого рода сюрпризы привлекут целевую аудиторию, а какого – заставят ее отвернуться.

Несколько лет назад я вел хакерский марафон – мероприятие, на котором разработчики создавали совершенно новые приложения с нуля в течение 24 или 48 часов. Во время финальных презентаций один из разработчиков решил, что будет здорово наклониться к одному из судей, известному венчурному капиталисту Дейву Макклюру, и крикнуть что есть сил ему в ухо. Таким образом он решил привлечь к себе внимание. Крик был настолько громким, что заставил меня прикрыть уши, могу только представить, как зазвенело в голове у Макклюра.

Разработчик надеялся, что его выходка привлечет всеобщее внимание, но в результате Макклюр рассердился и вышел из зала, чтобы успокоиться. Этот разработчик не победил в соревновании, так как продемонстрировал судьям – группе известных инвесторов и предпринимателей, у которых он надеялся получить деньги, – явное отсутствие здравого смысла. Это пример того, когда неожиданность привлекла внимание, но явно привела к отрицательному результату.

Мастерское использование разрушения стереотипов включает в себя неожиданность, но необходимо подумать, как аудитория будет реагировать на нее.

Однако неожиданность – всего лишь первый компонент разрушения стереотипов, и мы плавно подходим ко второму.

Стереотипное мышление — это образ мыслей, который внедрен в сознание человека обществом, средствами массовой информации, окружением. Другими словами, это те мысли, которые присущи многим людям, они появляются в голове каждого человека, когда тот попадает в такую же ситуацию, что и другие люди.

Примеры стереотипного мышления

Примером стереотипного мышления может быть следующее: «Все мужики козлы», «Место женщины на кухне», «Все богатые люди воруют», «Ребенок должен слушаться родителей», «Женщина обязательно должна быть красивой», «Мужчина должен зарабатывать больше женщины» и т.д. Когда идет обобщение и долженствование независимо от того, какими чертами характера человек обладает, какие его желания, как он видит жизнь, в каких условиях живет и т.д., это является показателем стереотипности. Так поступает общество: оно в любом человеке видит робота, который похож на других людей, а также заставляет жить всех одинаковым образом.

Вред стереотипов

Несомненно, от стереотипного мышления человек получает колоссальный вред. Как оно вредит каждому отдельному человеку?

Стереотипное мышление приводит к потере индивидуальности

Не учитываются его индивидуальные особенности, условия жизни и желания. Его видят таким, какими видят других людей, без каких-либо умений, индивидуальных наклонностей, способностей и пр.

Стереотипное мышление понижает самооценку человека

Поскольку человек постепенно привыкает к тому, что он не подходит под идеальный образ человека, каким его хочет видеть общество, со временем у него развивается , неуверенность в своих силах, комплексы и заниженная или неоправданно завышенная самооценка. Человек не принимает себя таким, каков он есть, потому что видит, что люди недовольны им, потому что он не соответствует их ожиданиям. Человек хочет всем нравиться, но понимает, что он не является тем идеалом, который хочет в нем видеть общество. Вот почему он со временем теряет веру в себя, любовь, нарабатывает в себе различные комплексы (нос кривой, бедный, потому что денег мало, неудачник, потому что нет любимого человека, и т.д.).

Проще говоря, человек хочет перестать быть самим собой, потому что общество не хочет замечать и поощрять его индивидуальность. Из-за этого человек начинает жить так, как того от него ожидают окружающие люди, начиная прислушиваться только к их мнению по поводу того, в чем он еще не достиг своего совершенства.

Стереотипное мышление приводит к страху

Стереотипное мышление приводит к страху, когда человек боится сказать правду, потому что общество не поймет его. Когда от вас ожидают одного, а вы понимаете, что хотите другого, у вас возникает страх высказать свое мнение. Почему? Потому что вы хотите быть хорошими, привлекательными, правильными, а если вы скажете то, чего хотите на самом деле, и это не будет соответствовать тому, чего от вас требует общество, то вы можете потерять добродушное расположение к себе. Вы выбираете молчать и не демонстрировать своих истинных желаний, чтобы только сохранить к себе хорошее отношение.

Например, девушка не хочет выходить замуж, но боится сказать об этом, поскольку общество не понимает, как это красивая дама может не хотеть быть замужней.

Как избавиться от стереотипов

«Необходимо заменить привычное отношение к проблеме на прямо противоположное, и она либо сама ликвидируется, либо решится быстро и легко. Вопреки сложившимся стереотипам и привычкам, встречайте любую проблему не как препятствие, которое нужно преодолеть, а как отрезок пути, который надо пройти. Не оставляйте в себе места проблеме. Будьте по отношению к ней пустым». Вадим Зеланд

1. хорошо помогает «отключить» свой разум и включить наблюдателя. Она помогает проверять себя на процесс возникновения шаблонных мыслей на ту или иную ситуацию.

2. Необходимо научиться контролировать свои мысли. Это самый эффективный способ избавиться от стереотипов в своей голове. Поначалу это будет сделать сложно, так как вы будете забывать о данной практике, и вас снова унесет поток размышлений. Вам следует «включать» наблюдателя и смотреть на все происходящее как бы со стороны — вы являетесь зрителем «сценки». Когда вы научитесь этому, вам начнет нравится, так как вы будете видеть как необдуманные эмоции управляют людьми. Осознанность позволяет найти несколько путей решения задач.

3. Задавайте себе вопросы. Этот способ пересекается со вторым, потому что надо (опять же!) включать осознанность и наблюдателя. Спрашивайте себя: «Почему я поступаю так, а не иначе?», «Почему я нервничаю, почему меня это задевает?», «Почему я должен это делать, и должен ли вообще?» и т.д. Они помогут вам не действовать и реагировать «автоматом».

Как видно, стереотипное мышление наносит большой вред каждому отдельному человеку. Ведь все люди в большей или меньшей степени подвержены тем мыслям, которыми руководствуется общество. И редко кто из людей готов выделяться из толпы своим неординарным мышлением, образом жизни или отстаиванием своих желаний. Поэтому многие продолжают жить стереотипно, так, как того хочет общество, при этом полностью отказывая себе в том, что не соответствует общественным стереотипам. Но избавиться от такой вредной «привычки» можно, главное включить осознанность и наблюдателя.

О стереотипах и рабском мышлении

Говоря на тему сложенных обществом шаблонов, нередко возникает необходимость преодолеть существующие рамки, но как избавиться от стереотипов и комплексов, если их роль в современном мире приобретает обременяющий характер?

Стереотип – это…

Большинству людей установленные границы мешают жить счастливой полноценной жизнью. С уверенностью можно сказать, что вредным сдерживающим фактором проявления индивидуальности служит именно стереотипность мышления.

Восприятие абсолютно любой информации и соответствующее поведение являются следствием сознательных умственных процессов.

Попытаться разобраться в том, что же такое стереотип, можно, обозначив данное понятие устоявшейся моделью поступков в определенных случаях. Опыт участия в подобных ситуациях или модель поведения другого человека, обладающего определенным авторитетом, зачастую служит примером для автоматического применения при схожих обстоятельствах. Выходит, что мысля стереотипами, человек лишен практически всего: новых возможностей, ощущений, впечатлений, интересов и перспектив. Он застывает в безостановочном цикличном круговороте ответов и реакций.

Нет ничего удивительного в том, что шаблоны мышления не позволяют пройти очередной этап самосовершенствования. Для победы над врагом в лице множественных стереотипов, необходимо с точностью обнаружить его и определить, к какой категории относится именно этот. Большинство человеческих комплексов, вызванных шаблонностью мышления, психологи объединили в несколько основных групп.

Виды шаблонов мыслительных процессов

К первой группе определи людей, для которых вся жизнь и события в ней окрашены лишь белый и черный цвета. Обладатели полярного мышления видят перед собой либо только хорошее, либо только плохое. Все, что существует, происходит и развивается, есть само по себе, независимо от ярлыков и стереотипов, которые на него повесили. Мир полон ярких оттенков. Такой весьма скудный набор для оценивания происходящего чреват не самыми приятными последствиями. Люди, устанавливающие себе такие строгие рамки, не способны объективно воспринимать информацию, ход событий. Зачастую и адекватной реакции от них ждать не приходится, поэтому им свойственно принимать ошибочные решения и занижать собственную самооценку.

Например, если такой человек однажды потерпел неудачу, в следующий раз в подобной ситуации он уже будет настроен только на негативный результат. Прибегая к излишнему обобщению постоянно, оно становится частью мировоззрения самой личности.
Таким образом, закрыв перед самим собой все двери, человек начинает терять самообладание и уважение к себе.

Депрессия – довольно часто встречаемый результат негибкой формы мышления.

Вторая категория включает в себя такой вид восприятия, когда человек предпочитает концентрировать внимание только на тех вещах, поступках, ситуациях, которые имеют для него высокую степень важности, причем данная градация избирается в индивидуальном порядке.

При избирательном мышлении другие аспекты, уступающие уровнем значимости в его восприятии, будут отброшены. Таким образом, формируются наиболее категоричные стереотипы, обладатели которых попросту не способны воспринимать посторонние мнения, хотя бы немного отличающиеся от личных. При этом собственное мировоззрение приобретает черты своеобразного фанатизма. Человек, преданный своей догме, посвящен полностью ей одной и не обладает желанием покорения других целей.

Следующей, третьей разновидностью шаблонов можно назвать «придуманные ожидания». Все люди чего-то ждут от происходящих событий, от окружающих людей и от общества в целом. Оценив субъективно что-либо, иногда человек начинает придавать этому чрезмерное значение. Сначала зародив в самом себе надежду, из-за такого типа мышления приходится нередко разочаровываться.

Появление необоснованных обид и фрустраций зачастую служат препятствиями в процессе выстраивания личных отношений. Мысленно составив план действий партнера (без его участия) и рассчитывая, что он поступит только так и не иначе, человек с таким восприятием испытает массу негативных эмоций от неполучения запланированного результата. Следствием этого становятся попытки одного участника отношений изменить другого, переделав его «под себя». Далее в таком союзе становятся регулярными ссоры и вполне вероятен разрыв.

Данную группу стереотипного мышления, порождающего множество необоснованных комплексов, представляется возможным разделить на два подвида. Первый основан на уже имеющемся опыте, второй – базируется на фантазии и уверенности в удаче.

Методы борьбы с комплексами и необъективным восприятием

Техника разрыва шаблонов и стереотипов – единственный способ, применяя который есть шансы избавиться от собственных границ. Несколько методов, изложенных ниже, универсальны и просты, помогут справиться с проблемой стереотипного мышления каждому, кто этого действительно желает.

Трудности полярного восприятия можно побороть с помощью метода, который заключается в частом сравнении. Между возникнувшей весьма сложной ситуацией и существующей, имевшей уже место быть однажды и принесшей в жизнь негативный опыт. Поскольку люди с таким восприятием ставят перед собой практически недостижимые цели и выдвигают к себе завышенные требования, побороть данный стереотип будет непросто.

Примерять на себя маску ребенка и попробовать ощутить детское восприятие несложно, однако это действенный метод, помогающий справиться с чрезмерными ожиданиями и жесткой категоричностью. Ведь только дети способны искренне принимать происходящее и людей такими, какими они являются на самом деле. Следует просто стать более открытым для людей и делать выводы о них только после общения.

Воспринимать кого-то через призму собственных представлений, зачастую необъективных, как минимум, несправедливо по отношению к личности. Разрушить стереотип необоснованных ожиданий возможно, но для этого потребуются усилия в работе над собой.

Чтобы реализовать на практике «детский» метод, необходимо каждый раз задавать себе вопросы: «Почему я считаю, что должно быть именно так?», «Всё ли я делаю для того, чтобы люди понимали, чего я от них жду?», «Не препятствую ли я им в выполнении моих же ожиданий?».

Выбирайте свой метод и боритесь со стереотипами!

содержимое:

Тема стереотипов (шаблонов, паттернов) восприятия, мышления и поведения настолько обширна, что ее можно изучать всю жизнь. Но что делать, если стереотипы мешают вам жить той жизнью, которой вы хотите, уже сейчас? Изучив немало материалов, я пришла к выводу, что наибольшей сдерживающей и вредоносной силой обладают стереотипы мышления, так как восприятие и поведение вытекают из мыслительных процессов. Что представляет собой стереотип? Это привычная, устоявшаяся модель поведения или мышления в какой-либо ситуации. Эту модель человек берет из прошлого опыта аналогичных ситуаций и применяет неосознанно, механически. Из данного определения невооруженным взглядом видно, что стереотипное мышление лишает человека не только новых ощущений и возможностей, но и перспектив развития. Кому хочется застрять в повторяющемся круге реакций и мыслительных маршрутов? Думаю, не тому, кто стремится к саморазвитию. А потому давайте разберемся, как разрушить стереотипы мышления.

Классификация стереотипов мышления

Для того чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Разрушить стереотип можно тогда, когда вы его точно определили. Предлагаю краткое описание пяти наиболее распространенных стереотипов мышления.

Полярное мышление заставляет человека видеть жизнь в черно-белых тонах, каждому происшествию приклеивая либо ярлык «хорошо», либо «плохо». В то время, как мы живем в мире, где сотни тысяч событий-полутонов, люди с полярным мышлением вынуждены выбирать из крайне ограниченного набора оценок. Как известно, в мире вообще не происходит ничего ни плохого, ни хорошего, все становится таковым только из-за наших оценок.

Пессимизм и максимализм проистекают из полярного мышления. Этот стереотип крайне вреден, так как ведет к необъективному восприятию, неадекватным реакциям на происходящее, ошибочным решениям и заниженной самооценке.

Чрезмерное обобщение губительно для человека. Этот стереотип мышления проявляется в навешивании ярлыков себе, окружающим и ситуациям, причем ярлыки выбираются исходя из единичной ситуации (например, неудачное знакомство с девушкой) и становятся частью мировоззрения человека («я не умею знакомиться с девушками»). При таком мышлении человек сам закрывает для себя большинство дверей, т. е. возможностей, теряет самоуважение. впадает в депрессию. Страдающий этим стереотипом человек создает неизменяемое представление о себе и может прожить с ним всю жизнь — это называется негибким мышлением. В то время, как в здоровой ситуации человек является процессом, постоянно изменяющимся и обновляющимся.

При избирательном восприятии человек концентрируется только на определенных аспектах какой-либо ситуации, считая их существенными, а все прочие отбрасывает за неважностью. Такое однобокое восприятие приводит к формированию жестких стереотипов, неспособности воспринимать любые мнения, отличные от собственного. Как результат у человека формируется догматическое мышление, когда собственные взгляды и убеждения возводятся в абсолют и не подлежат критике и трансформации. Крайняя степень догматизма — фанатизм, который представляет собой непоколебимую преданность идее или деятельности, полная концентрация на ней и отсутствие каких-либо других целей.

Признаками избирательного мышления являются: граничащее с фанатизмом убеждение в правильности только своих взглядов, неспособность к их критическому анализу, неизменность этих взглядов, отсутствие интереса ко всему, что им не соответствует, оценка информации исходя только из авторитета источника, упрямство и твердолобость в отстаивании своих убеждений.

Категоризация — бич очень многих людей, стереотип, который необходимо разрушить любыми средствами. Привычка относить всех людей, события и явления к категориям, порождает обобщение и игнорирование индивидуальных качеств... объекта. При этом каждая категория наделяется определенной неизменяемой оценкой («все работяги — честные люди», «все богачи — воры и обманщики»). Основываясь на категориях, человек теряет объективность, а вместе с ней, и возможности для общения с интересными людьми. незаслуженно отнесенными к категории нечестных или обделенных умом (ведь все блондинки — «глупые»).

Еще один губительный стереотип мышления — необоснованные ожидания. От любого события, человека, от будущего в целом человек с этим стереотипом всегда чего-либо ждет: либо плохого, либо хорошего. Теряя объективность, такой человек любому событию придает излишнее значение (а точнее, результату этого события), что ведет к появлению надежды и чаще всего — разочарования, фрустрации, обиды. Особенно мешают ожидания в отношениях с любимыми людьми: человек заранее выстраивает систему ожиданий от партнера, и если тот их не выполняет (а обычно они невыполнимы, т. к. основаны не на реальных возможностях партнера, а на его идеализированном образе), испытывает негативные эмоции. Это приводит к ссорам, непониманию, попыткам переделать партнера и часто к разрыву отношений.

Ожидания могут быть двух видов — первые основаны на каком-либо знании (опыте), например, «30-летние мужчины готовы к созданию семьи», а вторые — беспочвенны, основаны на фантазиях и вере в эфемерную удачу.

Как разрушить стереотипы мышления

Универсальным средством для борьбы со стереотипами является техника разрыва шаблона. о которой я рассказывала раньше. Что касается частных случаев, вот несколько советов, как избавиться от описанных выше стереотипов:

Если полярное мышление и пессимизм — это ваша проблема, уменьшить или свести на нет вредное влияние этого стереотипа поможет метод сравнения. Не удивляйтесь тому, насколько он прост, ведь, по сути, и само стереотипное мышление — примитивно. Метод заключается в сравнении существующей неблагоприятной ситуации с другой, более негативной, которая могла бы с вами произойти. Это не снимает проблему полностью, но сильно снижает негативный эффект полярного мышления.

Иногда полярное мышление приводит завышению требований к самому себе, максимализму. Тогда человек ставит перед собой слишком масштабные, трудновыполнимые цели и жестко критикует себя же в случае неудачи. Или не приступает к их достижению из страха. превращаясь в мечтателя. В таком случае совет — ставить более реальные цели, работать над самооценкой и начать действовать — выполнив поставленные задачи, вы сможете сломать стереотип.

Для борьбы со стереотипами необоснованных ожиданий и категоризации поможет детское восприятие. Дети настолько открыты, что воспринимают все таким, как оно есть, принимают людей независимо от их материального положения, профессии и опыта удач и неудач. Примерьте на себя модель детского мышления — будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих представлениях о том, каким он является.

Если вы постоянно обманываетесь в своих ожиданиях, потребуется постепенная работа по разрушению этого стереотипа. Всякий раз, когда вы ловите себя на ожиданиях, задавайтесь вопросами: «на чем основываются мои ожидания в этой ситуации — на реальных предпосылках или на моем желании получить что-либо?», «не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие выполнение моих ожиданий?», «понимают ли люди, чего я от них жду и почему испытываю раздражение, если ожидания не оправдываются?».

Аллен Карр

Попробуем только назвать самые распространённые убеждения (стереотипы), которые на практике оказываются ошибочными, ограничивают наше развитие и тем самым являются причинами для многих проблем.

1. Я не знаю чего-то важного для себя, "золотая истина" находится в чужих руках.

Так думают люди, которые склонны к психологической зависимости - НЕУВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ. Причина - снятие с себя ответственности за свои выборы, решения и поступки. Поиск авторитета становится единственной целью, и вместо самостоятельных решений идёт поиск "чужой умной головы".

2. "Человек не меняется с годами"; я - уже сформировавшаяся личность, мои проблемы - это пожизненный приговор.

Удобная позиция для уклончивого поведения. Это, зачастую, выглядит как каприз ребёнка, который не хочет навести порядок в своей комнате и пытается убедить родителей, что грязь, беспорядок и беспомощность сами пришли в его жизнь.

Его задача - только рассказывать, какой беспорядок и как много мусора под его кроватью. Когда такой человек ищет помощи, он ждёт, что придёт уборщица и помоет ему пол.

3. Я много собираю знаний, у меня много опыта. Я имею силу и ценность, которые меня защищают, помогают выжить.

Знания, которые не применяются в нашей жизни - бесполезное скопление мыслей об этом знании. Вся их сила идёт на сравнение не в свою пользу , то есть, формирует заниженную самооценку, эти знания не являются моими, они не обо мне.

Теория не может заменить практику, ведь человек живёт практическую свою жизнь и для уверенности в своих силах необходимо именно уметь то, что для нас важно.

И потом, не каждый жизненный опыт является доказательством нашей мудрости. Есть ситуации - уроки, которые ждут своих решений и новых выводов, переоценок. Механическое накопление такого опыта создаёт иллюзию "полезного множества", но в нём больше ошибок и меньше полезности.

Так чем же мы гордимся, говоря о себе: "Я - опытный человек"?

4. Идеологические штампы часто заменяют человеку представления о его личном духовном росте.

Например, одобряемое поведение "я - добрый человек" часто превращается в инструмент для использования нашего добра и манипуляций, построенных на жалости. Если ваши ресурсы используют "в одну сторону", без взаимности, то вас используют.

Умение знать и видеть истинные ценности позволяет оценить себя и свои возможности по достоинству. То есть, наши добрые поступки не могут подводить нас самих, в этом проявляется ответственность за нашу энергию.

Уважение связано с внутренним контактом истинных ценностей, а не с одобряемым поведением. Когда нам понятен принцип взаимообмена, мы сами не позволяем обмен неравными ценностями.

Мудрый человек не позволит просящего о помощи оказаться в позиции должника, если просящий нарушает "правила игры" - обмен равными ценностями.

5. Я забочусь о нуждах других, а обо мне пусть заботятся все, кому я нравлюсь.

Такой подход сам по себе манипулятивен. Только сам человек знает о своих потребностях и у него есть для этого минимум своих ресурсов для реализации необходимых вещей. Но этот минимум человек пытается отдать на нужды других, а сам ожидает обслуживания своих потребностей в обмен.

Так чем же помощь (дать или взять) отличается от личной ответственности?

Попробуйте на первое место поставить свои минимальные нужды и удовлетворите то, в чём нуждаетесь. Когда вы чувствуете себя ресурсным, вы можете помочь нуждающимся.

И никогда не в ущерб себе, иначе эта жертвенная позиция может вас полностью "обесточить".

Светлана Ория, психолог

С каждым новым шагом приближая Просветление глубинных вод, которые чисты и не замутнены".(с)

****

Рекомендую запастись терпением и просмотреть все 5-ть частей этого научно-документального фильма.

Когда человек понимает, как работает его собственный мозг, он легче отпустит стереотипный набор представлений о своих возможностях, которым доверяет почему-то больше, чем свойствам своей природы.

Оказывается, наш мозг самообучаем.

И, конечно, специалисты об этом знают, но в фильме об этом рассказано доступно для широкого круга людей, заинтересованных в своём развитии.

Важно понять, что застывшие образы о самом себе блокируют формирование новых связей, в виде "активных дорожек" в головном мозге. Что, по сути, является главной причиной остановки развития человека в любом возрасте после проф.обучения.

Если мы сами не мешаем ложными представлениями формировать "новые мосты", то нейроны сами отыскивают необходимые связи. Просто им необходимо дать работать, подбрасывать новую практическую задачу и закрепить повторами.

Большинство психологических проблем: таких, как неуверенность в себе, заниженная самооценка, зависимость от мнения других, плохая память или плохая восприимчивость новых навыков - всё это создаётся стереотипными установками.

Светлана Ория, психолог

****

Светочка, дорогая, как здорово сказано!

Мне так знакома эта программа страданий, заложенная с детства ограничивающими догмами и рамками у людей в любом обществе!

Жаль только, что большинство из них очень "обросли своеобразными панцирями" и не хотят даже подумать, что могут измениться в лучшую сторону, и каждую минуту этой драгоценной жизни быть и чувствовать себя абсолютно довольными и счастливыми!!!

Olga Kravtsov

Документальный фильм, совместного производства телерадиокомпании ВВС и The Open University , попытается найти ответ, как работает разум человека, и как его можно использовать с максимальной эффективностью.

Почему один человек чувствует опасность, а другой нет? Как может опыт подсказать нам, стоит ли доверять людям? И как дети осваивают сложные движения, просто думая о них?

Ответ кроется в самой удивительной части каждого из нас, в нашем разуме. Каждую секунду бодрствования, хотя мы даже и не осознаем этого, наш разум работает, изучая окружающий мир.

Но наша способность к познанию даже больше, чем мы думаем. Изучая принципы работы разума, мы можем улучшить нашу познавательную способность и раскрыть свой истинный потенциал.

Человек добился огромных успехов в изучении своего тела.

Но разум человека до сих пор остается загадкой.

(http://gnozis.info/?q=node%2F21472 )

Посмотрел только что фильм.

Ученые подтверждают, что нет неизменяемых людей, и что каждый, если захочет, может изменяться к лучшему, контролировать свои реакции и эмоции.

Вопрос в том, что очень мало людей осознают, что характер и натура - это не вердикт, а, скорее, вызов, который стоит принять и выжать из него максимум!