Конспект НОД "Русская матрешка". Нод "русская игрушка- матрешка"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора на фартуке матрёшки).

Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать интерес к труду русских мастеров.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:

Рассматривание матрёшки, алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Семеновская матрёшка, расписная, символ, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа:

Помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, посещение детьми мини-музея прикладного искусства в детском саду, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России.

Материалы и оборудование:

Русский народный костюм, наборы матрёшек (семеновской, полхов-майданской и загорской росписи), расписная шкатулка.
Демонстрационный: игрушка матрёшка, фильм про изготовление матрёшки, мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, краска гуашь красного, синего, зелёного цветов, кисти разного размера.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи русской народной музыки.

Ход НОД:

Под русскую народную музыку, к детям входит воспитатель в русском народном костюме. В руках у него шкатулка.
- Здравствуйте ребята, скорее занимайте свои места и обратите внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит как он называется? (Ответы детей).

Верно, ребята, это русский народный сарафан. А в руках у меня чудесная расписная шкатулка. Но что же в ней? А для того чтобы это узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Загадка про матрёшку:

В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(Матрёшка)

Да, правильно, это Матрёшка! Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память. Кукла матрёшка появилась в России не так давно. Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его – а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …

Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам - Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Малютину - что они придумали куклу и расписали ее на новый лад. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка. Это старинное русское женское имя. Матрёна - знатная женщина. А теперь матрёшка является символом России.

(Рассматриваем с детьми несколько матрёшек. любуемся их нарядами, восхищаемся их красотой).

Ребята, а как вы думаете, из какого материала делают русскую матрёшку?

(Ответы детей).

Правильно. Из дерева. Работа с матрёшкой сложна. Я вам предлагаю посмотреть фильм об изготовлении матрёшки.

(Просмотр фильма, комментарий воспитателя за кадром).

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательно сушат и полируют. После этого подготавливают краски для работы. Готовят краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый, черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета. Затем расписывает матрёшку. Вот и готова наша веселая Матрёшка.

А теперь я предлагаю вам превратиться в веселых матрёшек и немного поплясать.

Физминутка «Нарядные Матрёшки»

Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки.
(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки.
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрёшки.
(Топают ногами)

Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево-вправо)

Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)

Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрёшки.
(Хлопают в ладоши)

Хочу обратить ваше внимание на то, что у каждой матрёшки свой неповторимый узор на фартуке или на косынке. По этому узору можно определить из какого уголка России та или иная матрёшка. Эта матрёшка из города Семенова, значит, зовут ее... Семеновская.

Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук. (Он красивый, но его закрывает большой букет цветов).
- А чем раскрашена у неё косынка? (Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев).
- Как вы думаете, какой может быть Матрёшка? (Доброй, веселой и красивой, праздничной, ласковой, нарядной, сувенирной).

А вы бы хотели стать художниками по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских матрёшек. Чем можно расписать Матрёшку? (Ответы детей). Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками и даже можно пальчиком. Можно расписать с помощью перышка, печатки.

Звучит русская народная мелодия. Дети самостоятельно расписывают матрёшек. (Воспитатель читает детям стихи про матрёшек).

Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем -
В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие весёлые
Эти матрёшки.

После завершения росписи воспитатель проводит итог занятия.

Итог занятия:

Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Давайте мы с вами устроим выставку матрёшек. А теперь ответьте мне на вопросы.

Как появилась в России матрёшка?
- Из какого материала она изготавливается?
- Что означает русская матрёшка для иностранцев?

Звучит русская народная мелодия «Белая ромашка», на фоне музыки воспитатель подводит итоги занятия.

Матрёшка является русской народной игрушкой и олицетворяет собой весь русский народ с его широкой душой. Яркими красками, большими дружными семьями. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для старших дошкольников «Путешествие в страну матрешек».



Автор работы: Максимова Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ д/с №321 Советского района г.о. Самара.
Описание : Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в страну матрешек». Данный материал рассчитан для детей дошкольного возраста (старшая или подготовительная группы), педагогов, родителей.
Цель:
- формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;
- учить создавать образ матрешки;
- расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке;
- продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение;
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении матрешки.
Воспитательные:
- формирование патриотического воспитания старших дошкольников;
- воспитывать любовь к народному искусству;
- воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о матрешках, чтение и заучивание стихотворений, потешек, частушек о матрешках.
Материалы: заготовка деревянной матрешки с подставкой, гуашь, кисточки, бумага для декупажа или скрапбукинга,трафареты платка матрешки, фломастеры, ножницы, клей.Воспитатель:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы –
Дети: - ...(Матрешки) (Показ матрешек)
Воспитатель: Правильно ребята, эти сестрички- матрешки. Разноцветные подружки, перепрятались друг в дружке: мал мала меньше. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну матрешек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите – вот страна матрешек. Как их много! Ребята, что такое матрешка?
Дети : Кукла, которые складываются друг в друга.


Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка – это русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. (Показ иллюстраций и фигурок матрешек).
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Воспитатель: Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (показ картинки)


Воспитатель: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Решили они выточить такую же русскую куклу. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурку из деревянного бруска на токарном станке. Материал для матрешек брали липу или березу. Деревья спиливали, очищали от коры, пилили на бревна, высушивали, делали заготовки будущей матрешки. Сначала вытачивали самую маленькую. Затем больше, еще больше…. (Показ картинок)



Затем начинают роспись матрешек.


Художник Сергей Малютин начинал роспись матрешек. Кукла получилась на удивление русской. Художники постарались на славу. Так и хотелось назвать ее русским именем. Но как? Кто-то увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена! Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Это дело не простое!!! Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».
- «Дело мастера боится».
- Всякий мастер сам себе дивиться».

Воспитатель : Ребята, оглянитесь, в этой стране живут разные матрешки. (Показ иллюстраций каждого вида матрешек).
1. Тверская матрешка. Это сказочная и интересная матрёшка, куклы выполнены в виде героев русских народных сказок, таких, как Василиса Премудрая и Прекрасная, Царевна Несмеяна и другие.
2. Семёновская матрёшка. Ягоды и листья собраны в букеты, которые матрешки держат в руках. Её особенности: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
3. Полхов- Майданская матрешка.
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
У этой матрешки из под платка обязательно видны кудри.
4. Сергиево-посадская матрешка
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.

Физминутка: " Матрёш ки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Входит МАТРЕ ШКА
Воспитатель: Погляди скорее- щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек,
Пухленькая крошка – русская матрешка!

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас в моей «Стране Матрешек» Меня зовут Матрена. А Вы откуда? А как называется страна, в которой вы живете? А что вы умеете? А стихи можете рассказывать?
Дети рассказывают стихи.
1-ый ребенок: Подарили Маше Матрешку - нету краше!
Вся такая ладная: яркая, нарядная!
Интересно с ней играть, можно даже открывать.
2-ой ребёнок: Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво!
Матрешка: А какие знаете потешки?
Дети:
1-ый: Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
2-ой ребенок: Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
3-ий ребенок: Очень любите, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к нам придут! .

Матрешка: Ребята, у меня к вам большая просьба: у меня есть сестрички, которых нужно собрать, поможете мне?
Разрезные матрешки (собирание матрешек по парам)


Матрешка: А сейчас, ребята, приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в "мастерскую").

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Давайте превратимся в настоящих мастеров.

Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Мы будем украшать фигурки матрешек. Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая рабо та. (Звучит русская мелодия).
1.Берем заготовки деревянной матрешки, гуашь, кисточки, и начинаем тонировать (оставляем место для лица).




2.Пока сохнет гуашь, берем трафарет платка, обводим на бумаге и вырезаем его. Так же вырезаем цветы для украшения фартука матрешки.


3. Рисуем фломастерами лицо и руки матрешки.



4.Украшаем фартук матрешек цветами.


5.Устанавливаем на подставку.


Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка»

Непосредственная организованная деятельность

в средней группе

ТЕМА: «Русская красавица-матрёшка!»

Воспитатель 2 кв.к.: Молокова Е.Н.

2013-2014 уч.г.

Цель:

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.

Задачи:

Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).

Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.

Словарная работа : Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Организационный момент: Игровое упражнение «Солнечные лучики»

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).
- А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.

Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

1 ребенок:

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются- матрёшки .

2 ребенок:

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Воспитатель:

Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева … художник, мастер.

Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.

Воспитатель:

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, (
«Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. (
«Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели.
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали.
(Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так,
(Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали.
(Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
(Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки.
(«прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
(Дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель: Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Продуктивный блок.

Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок раскрашены, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т.д.), клей, кисточки, салфетки).

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (вспоминают правила работы с клеем). Ну, что ж, друзья, за работу.

Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
Итог занятия:

Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Подготовила: Лозовая Н.Г.,

Май 2017 год

с. Черный Отрог

Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры.

Образовательная область : «Ребенок входит в мир социальных отношений»

Тема: «Русская матрешка».

Цель занятия:

Программные задачи:

    Образовательные :

    активизировать словарь.

    Развивающие:

3. Воспитательные:

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    воспитывать аккуратность.

Предварительная работа:

Материал:

    демонстрационный:

2. раздаточный:

Оборудование:

Словарь:

Методы и приемы организации НОД:

Словесные методы обучения:

Наглядные методы обучения:

Использование ИКТ:

Практические методы:

Ход занятия

1.1. Организационный момент.

Соберемся все мы в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Поздоровайтесь с гостями,

Они сейчас побудут с нами.

«Здравствуйте!»

1.2.Введение в тему.

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……

Слайд 1 (Ответы детей - матрешка)

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на стульчики, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка.

1.3.Мотивация деятельности.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Слайд 2

Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Слайд 3

Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. Слайд 4

И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.

Слайд 5 С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

2.1.Актуализация раннее приобретенных знаний.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Дети: Из дерева

Воспитатель: Значит, какие они?

Дети: Деревянные

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Посмотрите, какие они нарядные, красивые, цветные, яркие. У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук.

2.2. Динамическая пауза «Куколка-матрешка»

Дети выполняют соответствующие движения.

Куколке-матрешке

Строим дом хороший,

Вот такой высокий,

Вот такой широкий.

В дом вошла матрешка,

Наша кукла-крошка

Весело там пляшет

И платочком машет.

2.3.Сообщение новых знаний.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как делают матрешек?

Слайд 6 Сначала из деревьев мягкой породы (из осины или березы) делают вот такие чурбачки.

Слайд 7 Затем на специальном станке вытачивают фигуру матрешки.

Слайд 8 Вот получилась уже целая семья, но что нужно сделать чтобы они стали красивыми, яркими?

Слайд 9 Правильно, их надо разукрасить. Мастера начинают их раскрашивать.

Слайд 10 Потом их покрывают лаком, чтобы матрешки стали гладкими и блестящими.

Слайд 11 И получаются матрешки красивые, яркие, нарядные, не похожие друг на друга.

Слайд 12

Воспитатель: А сейчас, чтобы глазки не устали мы проведем гимнастику для глаз. Сели ровно, смотрим на экран, голова не поворачивается, а только глазки следят за матрешками.

Слайд 13

Гимнастика для глаз

2.4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Дети: Из бумаги

Воспитатель: Значит, она какая?

Дети: Бумажная

Слайд 14

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.

Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка.

(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)

2.5.Динамическа пауза.

Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Дети: Да, хотим

Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

3.1. Анализ и самоанализ результатов деятельности.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?

Дети: Да

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)

Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети. Теперь давайте попрощаемся. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Дети уходят.

Самоанализ занятия в младшей группе

Дата проведения: 19.05.2017 года

Место проведения: музыкальный зал.

Тема: «Русская матрешка».

Цель занятия: Воспитание патриотизма через приобщение детей к русской народной культуре.

Программные задачи:

    Образовательные :

    познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка;

    закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан);

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    активизировать словарь.

    Развивающие:

Развивать творческие способности детей;

    развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3. Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка».

Материал:

    демонстрационный: матрешки для мини-музея деревянной игрушки,

2. раздаточный: бумажные силуэты матрешек с нераскрашенными фартуками (по количеству детей)

Оборудование: русский народный костюм для педагога, ноутбук, проектор, мультимидийная презентация, магнитофон, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно манипулировали с листочками. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей изображать осенние листочками ладошкой, иметь представления о внешнем осенних листьев; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать аккуратное пользование красками.

Во время занятия применялись следующие методы работы: Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

Этапы НОД:

1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.

2. Основной этап : сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.

3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Мною были соблюдены нормы педагогической этики и тактики. Считаю, что поставленные на занятии задачи дошкольниками моей группы были выполнены.

Приложение к конспекту НОД «Русская матрешка».



«НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка» Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка» Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной...»

НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка»

Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка»

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность; учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Вызвать желание создавать красоту своими руками. Углублять представления о пословицах и поговорках. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «ярмарка».

Материалы: матрешки, иллюстрации с изображением цветов, дерева – липы.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Расскажу я вам сегодня об игрушках, которые давно известны в нашей стране. Догадайтесь, о каких игрушках идет речь?

Ростом разные подружки

И похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

(матрешка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые … (матрешки)

Конечно, это матрешка, самая необычная игрушка. (Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться.


) Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Любуешься на нее и сердце радуется. А вы знаете, откуда матрешка к нам в Россию пришла? Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья, поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (Деревянная) Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (Раньше русские женщины обязательно ходили в платках.) Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Потрогайте, погладьте матрешку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? (ответы детей) Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

«Люби дело – мастером будешь»

«Всякий мастер сам себе дивится»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. (обратить внимание на выставку матрешек.)

Игра «Скажи, какая?»

Матрешка какая? (Веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.)

Лицо у матрешки какое? (Веселое, грустное, радостное, румяное, красивое,детское, милое, доброе, озорное, лукавое.)

Платок какой? (Пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.)Сарафан какой? (Русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.)

Фартук (передник) какой? (Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.)

Сосчитайте, сколько в какой матрешке других меньших матрешек? (ответы детей)

Обратите внимание, что у каждой матрешки на сарафане букет цветов. Вам нравится? Не хотите ли спеть про матрешек?

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красные сапожки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красненькие щечки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Побежим, побежим

По крутой дорожке!

Посмотрите на матрешек, они румяные, улыбающиеся. И маленькие, и побольше, и совсем большие… Одна рыжекудрая, вторая – с черной косой, третья – с озорным прищуром, четвертая – с большими, как блюдечки, голубыми глазами! Цветут на матрешкиных одеждах розы, распускаются тюльпаны, сплетаются в гирлянды пышные гвоздики.

Отгадайте, какие цветы нарисованы на сарафанчиках наших матрешек?

Загадывание загадок (Предложить отгадку показать на картинке и на сарафане.)

Прекрасная красавица

Боится лишь мороза,

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек? (роза)

Все знакомы с нами:

Яркие как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми …(гвоздиками)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи его найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

Матрешка с каким цветком на сарафане или платочке вам нравится больше? Почему? (ответы детей)

Игра-конкурс «Матрешки».

Выбрать считалкой трех игроков. По сигналу они наряжаются матрешками. Для них уже приготовлены сарафаны и платки. Выигрывает тот, кто быстрее нарядится. победители пропевают и выполняют движения «Ладушки» - хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пяточку, стучат каблучками, кружатся.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

А теперь предлагаю вам стать настоящими художниками и украсить матрешкам сарафаны, рубашки и платочки. (Проводится рисование на тему «Русская матрешка

В течении недели мы рисовали, лепили, применяли нетрадиционные техники изображения матрёшек (техника торцевания, точечный рисунок, барельефная лепка, дископластика, работа с крупой)

Выставка поделок

Итоговое мероприятие « День рожденье у Матрёшки»

Похожие работы:

«Среднесрочное планирование по английскому языку в 8 классе 2 четверть Учитель: Абдрахманова Бибигуль АйдарбековнаГУ "Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района" Основная идея: создать условия для внедрения каждого модуля в серию последовательных уроков. Ц...»

«Логопедического занятия для учащихся 1-х классов.учитель-логопед Бурлуцкая Ю.М. Тема: "Звук З" Цель занятия: Научить детей правильному произношению звука "З", различать звуки на слух и в произношенииЗадачи: Закреплять правильную артикуляторную позицию при произнесении звука З. Закреплять...»

«Важность и необходимость создания условий для комфортного перехода школьника из младшего звена в среднее.Если не знать конкретного лексического значения этого термина, хочется думать, что оно рождено переводом украинского слова "приемный". Во всяком случае, в самом процессе, с таким громким названием, должна преобладать приятность и естественн...»

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ильинка. Принято педагогическим Утверждаю Советом школы директор МКОУ СОШ с.ИльинкаПротокол №1 от 29.08.2014 Н.А.Белозор Приказ № от _ Рабочая программа По (внеурочной деятел...»

«Сценарий детского утренника в ДОУ "Дождинкины осенины" Вед: Добрый день! Какой сегодня чудесный день. Все вокруг стало золотым и ярким. Как вы думаете откуда появилась такая красота? (Пришла осенняя пора) Вед: (тихим голосом) Ребята, давайте заглянем в необыкновенно красивое, сказочное царство Осени....»