Конспекты развитию речи подг гр. План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 30 мин
1. Организационный моме нт:
Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
2. Основная часnь:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки» : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев).
Воспитатель:
- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).
- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)
- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
- Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого).
- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)
- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!-
Воспитатель:
- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)
- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло , нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Рефлексия:
3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

Список литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
2. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000
3. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. - №5
4. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.
5. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 2007.
6. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства», 2003.
7. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М.: «ВАКО», 2005.

Логопедическое занятие "Мягкий знак в конце слова".

2-й класс

Цель : Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.

Задачи:

1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).

Оборудование: стилизованная картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, озеро,; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент .

Л. Сядет тот, кто отгадает слово и назовет последний звук в нём, даст характеристику.

– Что наступает после утра? (После утра наступает ДЕНЬ; последний звук в слове ДЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Сколько дней в недели? (В неделе СЕМЬ дней; последний звук в слове СЕМЬ - [М’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Что между летом и зимой? (Между летом и зимой – ОСЕНЬ; последний звук в слове ОСЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
- Как называется второй день недели? (Второй день недели называется ВТОРНИК; последний звук в слове ВТОРНИК – [К]; согласный, твёрдый )
II. Работа над материалом.

1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.

Л. Вспомните и назовите все слова еще раз.

О. ДЕНЬ, СЕМЬ, ОСЕНЬ, ВТОРНИК

Л. Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

О. Лишнее слово – ВТОРНИК; это слово лишнее, потому что последний звук – твёрдый.

Л. Ребята, а почему в словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий?

О. В словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий, потому что после согласной буквы в конце слова пишется мягкий знак.

Л. Какую роль играет мягкий знак в словах?

О. Мягкий знак служит для смягчения согласного звука

Л. Как будет звучать тема нашего занятия?

2. Сообщение темы и цели занятия.

О. Мягкий знак в конце слова

Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и закреплять умение правильно писать и читать слова с этой буквой.

С чего мы с вами начнём? Конечно с самомассажа: 1) Растираем ручки – умываемся РАЗ, растираем ручки – умываемся ДВА, растираем ручки – умываемся ТРИ. 2) Растираем ушки. (Считаю РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, в противоход растираем ушки!) 3) Дёргаем мочки ушек вниз (РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и снова РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ) Молодцы!

А чтобы нам с вами правильно произносить все звуки, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

«Улыбка» (1-2-3-4-5)

«Хоботок» (1-2-3-4-5)

(«Заборчик») (1-2-3-4-5)

(«Трубочка») (1-2-3-4-5)

«Домик открывается»

3. Закрепление образа буквы Ь , развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

Л. Найдите каждый на своей карточке букву Ь и обведите карандашом.

Подпишите ответ на карточке, под рисунком. Сколько букв вы обвели? (ДВА)

4. Закрепление знаний о мягком знаке.

Л. Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?

О. Буква Ь отличается от других букв тем, что она не имеет звука.

5. Составьте слова из букв, подберите к ним картинки и подпишите.

Р, О, Х

Е, М, Л

У, О, Л, Г картинки: мел, угол, хор

Добавьте мягкий знак в конце каждого слова. Какие слова у вас получились? Запишите их под своими картинками.

Мел- угол- хор-

Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.

– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?

(Мел – материал, которым пишут на доске в школе; Мель – мелкое место в реке или море)
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?

(Последний звук в слове МЕЛ – [Л], в слове МЕЛЬ – [Л’])

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове МЕЛЬ)
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?

(В слове МЕЛ – 3 звука, в слове МЕЛЬ – 3 звука)

Что обозначает слово ХОР; ХОРЬ?

(ХОР – группа людей, которые вместе поют; ХОРЬ – хищное животное, грызун)
– Какой последний звук в слове ХОР; ХОРЬ?

(Последний звук в слове ХОР – [Р], в слове ХОРЬ – [Р’])
– Чем отличаются эти слова по написанию?

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове ХОРЬ)
– Сколько звуков в слове ХОР? ХОРЬ?

(В слове ХОР – 3 звука, в слове ХОРЬ – 3 звука)
– Какой можно сделать вывод?

О. Мягкий знак не имеет звука. Он смягчает последний звук в слове и меняет смысл слова.

6. Развитие фонематического восприятия. (Физкультминутка)

Л. Ребята, мягкий знак очень важная буква. Я предлагаю вам поиграть, а вместе с тем проверить ваше умение слышать и слушать. Я буду называть слова, если услышите слово с Ь – приседаете, без Ь – подпрыгиваете.

Стал , конь↓, лаз, мыл, мыль↓, весь↓, пар, вес, дал, сталь↓, ел, ель↓.

7. Развитие устойчивости, переключения и концентрации внимания, памяти, мышления (обобщения, классификации), звукобуквенного синтеза и анализа.

Л. Немного поиграли, продолжаем наше занятие.

Посмотрите на картинки и назовите, кто изображены на них.

(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)

О. На картинках изображены: лось, волк, олень, рысь, медведь.

Л. К соответствующей картинке подпишите названия животных.

В каких словах пишется Ь?

О. Мягкий знак пишется в словах: лось, олень, рысь, медведь.

Л. Для чего нужен в этих словах Ь?

О . Мягкий знак смягчает последний звук в этих словах.

Л . Какое из этих животных лишнее? Почему?

О. Лишнее животное – ВОЛК, потому что в этом слове нет мягкого знака.

Л. Подберите для каждого животного слово-признак из столбика справа и соедините получившиеся словосочетания линиями. (Косолапый медведь, серый волк, пятнистый олень, хитрая рысь, огромный лось)

Л. Какое слово “спряталось” в слове ОЛЕНЬ?

О. В слове ОЛЕНЬ «спряталось» слово ЛЕНЬ.

Л. Следующее задание. Составьте из слов предложения и запишите их:

1. скрылся, в, леса, чаще, лось. (В чаще леса скрылся лось. Лось скрылся в чаще леса.)
2. траву, ветки, лось, ест, и. (Лось ест траву и ветки. Траву и ветки ест лось. Ест лось траву и ветки.)
3. зверь, лось, огромный. (Лось – огромный зверь.)

Прочитайте получившиеся предложения. В каких словах вы встретили Ь? (Лось, зверь)

III. Итог занятия.

Л. Ребята что мы сегодня закрепляли на занятии? (Мы закрепляли умение правильно читать и писать слова с Ь) Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите фишки: зелёную, если мне было интересно, всё удалось и всё было понятно на занятии; жёлтую – если мне было не очень легко на занятии или что не понял; красную – если мне было трудно.


Образовательная область: «Коммуникация» развитие речи

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» (развитие речи), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Художественное творчество» (лепка).

Цель: Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей навыки культурного общения и гуманных чувств. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.

Воспитывать потребность быть аккуратными, сохраняя свое рабочее место в порядке.

Развивающие задачи :

Развитие связной речи детей, памяти, воображения, логического мышления, мелкой моторики. Развитие координации речи с движением. Познакомить с многозначным словом «игла». Развитие фонематического слуха. Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными. Развивать чувство формы, способности к композиции, творческое воображение.

Обучающие задачи:

Учить детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину.

Продолжать учить детей описывать внешний вид и повадки животных, загадывая загадки. Уточнить представление детей о диких животных.

Упражнять детей в лепке. Закреплять навыки работы с пластилином. Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Материал: Компьютерная презентация о жизни ежей. семена подсолнуха, доска, влажные салфетки, клей

Предварительная работа:
Рассматривание изображений ежей в книгах, фотографиях.

Беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

Чтение рассказа Е.Чарушина «Ёжик» в книге с авторскими иллюстрациями.

Чтение стихотворения В.Шипуновой «Ёжик».

Отгадывание загадок о лесных животных.

Индивидуальная работа логопеда по обучению игровых упражнений «Ежик».

Планируемый результат: Вызвать положительное эмоциональное отношение детей к занятию, рост познавательной активности и интереса к окружающему миру, умение детей проявлять творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина. Стремление детей к новизне и фантазированию.

Ход занятия

Блог воспитателя:

I. Организационный момент:

логопед: Добрый день! Дети, давайте поприветствуем наших гостей

Дети: Здравствуйте!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас - приветствую!

II. Основная часть:

1.Беседа о весне

Логопед:

Ребята, посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года?

Правильно, а как вы догадались?

Становится тепло, снег тает, деревья просыпаются, прилетают птицы.

Правильно. Как много вы знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете?

Вместе будем отвечать.

Зима ушла, а весна… пришла.

Зима холодная, а весна… теплая.

Зимой солнце морозит, а весной… греет.

Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.

Воспитатель: Весной оживает природа, и просыпаются в лесу звери

Ребята, а каких лесных жителей вы знаете?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Отгадайте мою загадку

Сам он круглый и колючий.
Угадайте: это кто же?
Ну конечно, это …..(ёж) (1 СЛАЙД)

Воспитатель: - Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где он живет, чем питается, как выглядит?

2. Рассказ и показ слайдов о жизни ежей.

Воспитатель: Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой ёж?

Воспитатель: А потом у них открываются глазки и станут вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми. (4 СЛАЙД)

Воспитатель: Тогда мама-ежиха начнет их по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

С наступлением темноты они выползают из норы и ищут себе пищу.

Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них очень чуткий нос и очень хороший слух.

И зрение у них очень хорошее. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель: Почему их называют ночными охотниками?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Потому что ежи охотятся и ищут пищу ночью. (5 СЛАЙД)

Воспитатель: Ежи предпочитают жить на опушках леса, вырубках, в зарослях кустарников. Встречаются в лесостепи и в степи. (6 СЛАЙД)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Без иголок они беззащитные, легкая добыча для зверей.

Скоро они начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется. Змей, кузнечиков, яблок и груш, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С большим удовольствием ест яблоко или грушу. очень любят фрукты и овощи. (7-8 СЛАЙД)

Воспитатель: Когда у ежей, вырастают твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы.

Воспитатель: Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же - лиса.

От врагов их только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок. (10 СЛАЙД)

Воспитатель: А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке- норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму они спят, то и запасов им не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, им просто нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло. (11-12 СЛАЙД)

Воспитатель: Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

Дети: (Ответы детей).

Нет, не нужны, ведь они всю зиму спят.

Воспитатель: Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит зимой?

Дети: (Ответы детей).

Правильно, медведь.

Воспитатель: Ребята если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять. (Ю. Щербаков)

Воспитатель: Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Думаю, что теперь вы все знаете о ежах.

Блог учителя-логопеда:

3. Физкультминутка на координацию речи с движением:
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи.)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах.)
Только носом двигать - Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли, (Ходьба на месте.)
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах.)
Научили бегать… (Бегают на месте.)

4. Упражнение «Многозначные слова»
Логопед: Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверена, что никто из вас никогда не обидит ежика.

Дети, как вы думаете, что помогает защищаться ежу?

Дети: Иголки.

Логопед: Да, острые иголки ежа не всем нравятся. Подумайте, дети, какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем эти словом? Какие ещё бывают иголки? — Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Логопед: Чем похожи все иголки?

Дети: (Ответы детей).

(Они острые, тонкие, колючие.)

Логопед: — Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.). и у елки-дерева есть иголки.

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приходите в гости к нам»

Курьянова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад Общеразвивающего вида №1", г. Фокино Приморский край.
Описание: Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы. Материал может быть полезен для педагогов ДОУ, молодых специалистов и студентов.
Цель. Закрепить знания детей о наших предках – славянах.
Образовательные задачи.
Обогатить и расширить представление детей о быте древних славян,
об игрушках славянских детей.
Дать представление о том, что именно так жили наши прабабушки и
прадедушки.
Повторить пословицы о хлебе.
Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о лекарственных растениях.
Развивать творческое воображение и память детей.
Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.
Расширять словарный запас детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Образовательная область «Коммуникация».
Материал и оборудование.
Имитация древней избы: изображение русской печи, посуда, ухват, коромысло, сундук, прялка с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы, дрова, икона. Мучные изделия (баранки, пирожки, каравай), лапти, игрушки из соломы, глины, дерева, ткани, ниток. Сушеные травы (малина, подорожник, тысячелистник), вёдра, столы, лавки.
ХОД НОД.
На пороге «избы» детей встречает педагог в русском народном костюме, дети тоже в русских народных костюмах. Дети здороваются педагогом – хозяйкой.
«Хозяюшка, помогай Вам Бог, хлеб да соль».
Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня в гостях у наших предков. В давние времена, как и сейчас гостям всегда были рады. Верили, что с гостем в дом приходит счастливая доля. Давайте поприветствуем гостей:
«Милости просим, гостите, жалуйте».
- Ребята, а кто такие предки?
Это люди, которые жили много – много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Наши предки называли себя славянами, от них ведёт начало русский народ.
- На какое слово похоже слово славяне? (слава). А значит, что славяне, – это какой народ? (славный, добрый).
Педагог – хозяйка приглашает детей в «избу»: «Проходите в избу, гости дорогие, милости просим».
Дети проходят по очереди в «избу», кланяясь, как положено. Мальчики садятся поближе к красному углу, девочки поближе к печи.

Ребята, вы уже заметили, в «избе» одна комната, и большую часть её занимает печь. «Без печи изба – не изба,» - говорили в старину. Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать.
- А с какой стороны ставили печь? (напротив двери с северной стороны).
- Как вы думаете почему? (люди старались защитить дом от холодных ветров).
Холодными зимними вечерами дети забирались на печь, а взрослые рассказывали им сказки.
- В каких сказках упоминается печь?
- Давайте заглянем на печь, что вы здесь видите? (травы).
В те далёкие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными.
- А кто знает, какие лекарственные травы сушатся на нашей печке?
- Что ими лечат?
- Какие ещё вы знаете лекарственные растения?
Ребята, в моей избе есть уютный уголок, может, кто нибудь знает, как он называется? (закуток)
- Чем здесь занимается хозяйка? (рукоделием)
- Что вы здесь видите? (прялку с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы для вышивания).
Рядом с печкой висела люлька с младенцем, чтобы малышу было тепло. Хозяйка готовила еду, пела колыбельную песенку о Дрёме.
Ребёнок исполняет колыбельную песенку о Дрёме.
Да,так и убаюкивала мама своего малыша. А такую берегиню она делала ещё до рождения младенца и укладывала её в колыбель, чтобы берегиня «обогрела» кроватку. Когда появлялся малыш, Дрёма оставалась с ним и оберегала его спокойный сон и здоровье.
- Посмотрите из чего сделана берегиня? (из ткани)
Но из ткани делали не только берегинь, а ещё и кукол для игры.
- Вспомните из чего ещё делали игрушки? (из соломы, дерева, глины)
Давайте ещё раз рассмотрим эти игрушки. В куклу могло превратиться простое полено (показать) или деревянная ложка. А ещё в старину, как и сейчас дети играли в подвижные игры. Многие игры дошли и до наших времён.
Игра: «Как у дедушки Трофима».
Славяне были очень гостеприимные люди. И на столе всегда стояла какая – нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было самым главным на столе: «Чёрная гора, а всем мила» (хлеб)
- Как узнавали, что пора сеять хлеб?
- Как просили у земли – матушки хорошего урожая?
Когда хлеб созревал, поле становилось золотистого цвета.
- Чем в старину убирали хлеб? (серпом).
- А какие вы знаете пословицы о хлебе?
Далее педагог обращает внимание детей на сундук, объясняет, для чего он нужен.
- В таких сундуках наши предки хранили свои наряды, но наш сундук необычный и в нём хранятся загадки, а отгадки вы найдёте в моей избе.
«Согнут в дугу _ летом в лугу,
Зимой на крюку» (серп)

«Всех кормлю с охотою,
А сама безработная» (ложка)

«Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает
Про бабушку забывают» (печь)

«Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь» (веретено)

«Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись, со двора»
(коромысло)

«Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт» (ухват)

«Привяжешь – пойдут,
Отвяжешь – отвалятся» (лапти).
В конце занятия педагог напоминает детям, что в старину наши предки не отпускали гостей без угощения и подарков. Дети дарят гостям подарки и угощают караваем.
На прощание дети кланяются хозяйке и гостям, желая добра:
«На свидания прощаемся, хлеб да соль вам. В долгий век, в добрый час».

Наталья Медведева
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи

Цели занятия :

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.

2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.

3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.

4. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка» .

5. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом) животного.

6. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий) .

7. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.

9. Повторение домашнего адреса и телефона.

Ход образовательной деятельности

Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.

Воспитатель : «Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь. Сегодняшнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя».

Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка) .

Воспитатель : «Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Я – ласка» .

Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху) .

Воспитатель спрашивает у детей : «Можно продолжать наше занятие , вы готовы?»

Дети кивают головой.

Воспитатель : «На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу».

Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам : враг, трудиться, лентяй.

Воспитатель : «Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?»

Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.

Воспитатель : «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы,то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам : день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.

Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.

Воспитатель : «Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь… (низко) .

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь… (близко) .

Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты… (храбрец) .

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай… (конец!»

Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит детей.

Воспитатель : «Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

На мольберт поставить две демонстрационные картинки.

Воспитатель : «Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Даша. Я не случайно вызвала к мольберту Дашу. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим : у лисы – след лисий». (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного) .

Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ :

Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца –овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Воспитатель : «Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?»

С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?» : муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.

Воспитатель : «А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?»

Заслушивают ответы 3 - 4 детей.

В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку :

«Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел как живой

Он с хвостом и головой.

За усы не тяни –

Из соломинок они

Тонкие, блестящие,

Словно настоящие

А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно :

1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка» .

2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко» .

3. Царь, три сына, Иванушко, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок» .

4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка» .

5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка» .

На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям : внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках : «Колобок» , «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Лисичка со скалочкой» ; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки : «Теремок» , «Репка» , «Курочка Ряба» ; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки : «Теремок» , «Лисичка-сестричка и Серый волк» , «Красная Шапочка» .

Воспитатель : «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. На этом наше занятие мы заканчиваем . В конце занятия я хочу поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам».