Материал (средняя группа) на тему: конспект интегрированного занятия по познанию «фцкм» и «художественной деятельности – лепка» на тему: «дары осени» в средней группе. Занятие «Дары осени: овощи и фрукты

Программные задачи :

Образовательные задачи : учить аккуратно использовать клей, салфетку, учить разрезать прямоугольник на полоски, круг пополам, располагать детали в определенном порядке; продолжать учить работать с ножницами, закреплять знания основных цветов, названия овощей и фруктов, основных геометрических фигур.

Воспитательные задачи : воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к природе, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях.

Развивающие задачи: развивать композиционные умения, развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа : беседа о овощах и фруктах, беседа о осени, разглядывание овощей и фруктов.

Материалы : ½ листа белого картона, цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки.

Ход занятия:

1. Психогимнастика «С добрым утром

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце!

Мы проснулись!

Воспитатель: Ну что ребята вы проснулись, разминулись?

Дети: -Да.

Воспитатель: - А какое сейчас время года?

Дети: осень.

Воспитатель: - Да, молодцы. А вы любите осень? А Почему?

Ответы детей. Индивидуальные ответы.

Воспитатель: - Я люблю осень. Осень очень красивое, щедрое время года. Оно приносит много подарков. Что это за подарки?

Ответы детей.

Воспитатель:- Овощи и фрукты - это самые вкусные, полезные подарки осени.

Воспитатель: - Сегодня с утра к нам в группу пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно. Письмо от зайчика. В письме написано, что заяц в лесу не успел собрать осенний урожай. И он очень просит нас ему помочь. Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: - Тогда давайте пройдем к нашим столам и присядем,перед каждым из вас лежит листок, а на нем изображен овощ или фрукт. Скажите у кого что изображено, фрукт это или овощ?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: для начала вырежем листочки для наших овощей и фруктов, возьмем в руки ножницы и круг(прямоугольник), согнем его пополам и разрежем по сгибу. У кого не получается я помогу. Не забывайте держать ножницы правильно.

Воспитатель проверяет детей и помогает, хвалит их.

Воспитатель: а теперь начнем нашу модульную аппликацию. Перед каждым из вас на тарелочках разложены небольшие круги, возьмем их. Возьмем кисточку и будем макать в клей, после смажем наш круг и приклеим.

Дети выполняют работу. Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: а теперь возьмем разрезанные нами круги(прямоугольники) и приклеим их к нашим работам.

Дети заканчивают работу. Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: - Вот мы с вами и помогли зайке! какие замечательные работы у вас вышли! Давайте на них полюбуемся! А потом сложим их в конверт и отправим зайчику.

Воспитатель: -А сейчас предлагаю сыграть вам в игру.

Пальчиковая гимнастика:

Жил-был зайчик -

Длинные ушки

Отморозил зайчик

Носик на опушке

Отморозил носик

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

Волка нет

И дают морковку на обед

Воспитатель: -Молодцы. А зайка за помощь ему прислал нам раскраски. После занятия в свободное время мы обязательно их раскрасим! Молодцы!

Окончание занятия.

Зухра Холмирзоева
«Дары осени». Конспект НОД по лепке (область «Изобразительное исксство») для детей 5 лет

Тема. Лепка . Дары осени .

Цель. Закреплять приемы лепки шара , овоида, столбика, конуса путем скатывания комка между ладонями. Развивать фантазию в создании различных овощей.

~ Учить детей точно передавать пару однородных овощей, различающихся формой, величиной и другими особенностями.

~ Учить всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие.

~ Учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение .

~ Формировать умение вместе объединять вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт.

Оборудование.

Картинка деда Федота и внучат. Дары осени (овощи) . Загадки про овощи.

Доски, пластилин, стеки, салфетки.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям послушать историю.

Педагог. Я хочу вас познакомить с дедом Федотом. Он решил посадить огород. Приготовил дед Федот пакеты с семенами. Стал дед Федот инструменты для работы в огороде готовить. Прибежали помогать дедушке внучата. Миша взял лопату, Ваня – грабли, Даша – тяпку, а Маша – лейку. Посеял дед Федот семена. Светило солнышко. Поливал дождик. Появились на грядках зеленные листочки.

Посмотрите на картинку и скажите : какие овощи под этими листочками прячутся?

Дети называют овощи.

Педагог. Пришла волшебница осень . Стали созревать овощи на огороде у деда Федота. Стал дед Федот с внучатами урожай собирать : кто в тележку, кто в мешок, кто в корзинку, а кто и в миску.

Принесли овощи домой, а дед Федот и говорит : «Загадаю каждому загадку. Кто отгадает, то отгадку себе возьмет» . Хорошо потрудились внучата и дед Федот. А вы хотите узнать какие овощи вырастил дед Федот с внучатами? Тогда придется отгадать загадки :

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

(Капуста)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко :

Под кустом …

(Картошка)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорка

Плакать без горюшка.

(Лук)

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло.

(Свекла)

Кругла да гладка,

Откусишь – сладка,

Засела крепко

На грядке …

(Репка)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Маленький,

Луку брат.

(Чеснок)

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют .

(Помидоры)

Голова на ножке,

В голове горошки.

(Горох)

Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

Дети отгадывают загадки, а педагог показывает отгадки (настоящие овощи или муляжи) .

Педагог. Дед Федот с внуками вырастили настоящие овощи и прислали их нам, а мы будем учиться изображать точно такие овощи , какие лежат перед нами. Давайте их рассмотрим. Скажите, одинаковые они или чем-то отличаются.

Выслушав суждения детей , педагог подводит итог.

Педагог. Вот эти отличия вы должны передать в своей лепке . Сегодня вам будет недостаточно один раз рассмотреть эти плоды. Вам придется не раз смотреть на них во время работы и сравнивать с теми, что вы лепите, чтобы добиться сходства. Вы знаете, что изделия из пластилина надо рассматривать со всех сторон, ощупывать пальцами, чтобы почувствовать все его выпуклости и впадины. То же надо делать и с образцами.

В процессе занятия надо побуждать детей чаще сравнивать свою лепку с натурой . Напоминать, что поверхность надо разглаживать пальцами, а стекой наносить бороздки, углубления и др.

Когда дети закончат работу, педагог организует сравнение вылепленных плодов с натурой.

Педагог. Посмотрите на свои овощи, сравните их с настоящими и покажите тот плод, который больше, чем другой похож на настоящий. Какие особенности этих плодов вы сумели передать в своей лепке ?

Можно отметить тех, кто сумел добиться сходства обоих плодов с натурой. После педагог ставит на стол несколько корзиночек и предлагает составить из вылепленных овощей натюрморты для выставки.

«Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности № 6 «Дары осени» (Лепка из соленого теста.) Воситатель: Мухеймер О. ...»

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности № 6

«Дары осени» (Лепка из соленого теста.)

Воситатель: Мухеймер О. Е.

Программное содержание: уточнять и расширять представление детей о винограде; закреплять умения детей изображать предметы (ягоды винограда) с помощью соленого теста, используя приобретенные ранее знания, умения, навыки; развивать любознательность, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к природе.

Необходимый материал и оборудование: виноград разных сортов, виноградный сок, изюм, иллюстрации с изображением виноградника, плодово-ягодных деревьев и кустарников, сказочный персонаж - скворец, соленое тесто, листы картона разной формы и цвета (круги, прямоугольники), дощечки для лепки, салфеточки, образец, массажные шарики.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, художественное слово, показ

Предварительная работа: беседы об изменении природы в осенний период, рассматривание картинок с изображением плодово-ягодных деревьев и кустарников, разучивание стихотворений про виноград, лепка из пластилина и соленого теста.

Словарная работа: активный словарь – виноград, виноградник, гроздь винограда, дары природы, легенда; пассивный словарь – виноградник, лоза..

Ход занятия:

Дети заходят в группу и садятся за столы. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним чем же богата осенняя пора? (своими дарами) Осенью люди собирают большое количество разных фруктов и овощей.


которые так полезны для здоровья (дети с помощью воспитателя перечисляют названия овощей, фруктов и ягод). Недавно, когда я пришла на работу в детский сад ранним утром, вдруг услышала какой-то стук в окно. Это птичка стучалась своим клювиком в окошко. Скворец. Потом вдруг наш гость улетел, но оставил странный подарочек – в маленьком мешочке были какие-то зернышки, очень похожие на косточки. Как вы думаете, ребята, что это были за зернышки? И я тоже не смогла сначала понять. Не зря же наш скворушка оставил нам их. Наверное, он летела с теплых краев с этим мешочком. «А ведь это могут быть не просто косточки, а семена!» Посмотрите что может вырасти из этих зернышек! (Воспитатель показывает детям иллюстрацию ростка виноградной веточки). Ребята, а как вы думаете, что это за веточка? Посмотрите на картинки с изображением разных деревьев и кустарников и попробуйте определить, как называется это растение. Сравните листочки, стебельки, побеги.

После небольшого обследования воспитатель помогает сделать вывод, что это – ВИНОГРАД. С детьми проводится небольшая беседа о винограде, о том, как он растет, что такое виноградники, виноградная гроздь и т.д. Затем воспитатель читает стихи про виноград:

Грозди ягод на лианах

Нас встречают в теплых странах.

Ягоды продолговатые.

С кожицей зеленоватой.

Вкус их просто наслажденье,

Слаще меда и варенья.

Это сочный виноград,

Угостить детей он рад!

Среди полуденной жары

Висят воздушные шары

Гроздьями на ветке

У бабушки в беседке.

Вот – зеленые, как лист.

Вот – черней, чем трубочист.

А эти – темно-красные.

Какие же все разные!

Они висят и просят с крыш:

«Скорее съешь меня, малыш!»

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю попробовать ягодки винограда и определить виноград, какого вида вам понравился больше всего.

Виноград, виноград –

Много ягодок подряд

Выросло на ветке!

Объеденье, детки!

Воспитатель: Ребята, а теперь я попрошу вас послушать интересную легенду о винограде:

«Появился виноград на нашей Земле очень и очень давно. Его родителями были земля и солнце. В те времена виноград созревал не месяц, не два, как сейчас, а быстро – с утра до вечера. И те гроздья винограда, что успевали созреть с рассветом, стали золотистыми (от солнышка), а созревшие поздно вечером, стали темными или бархатисто-синими виноградинками»

Сейчас, в наше время, виноград созревает несколько месяцев: первый созревает уже в середине лета, а урожай последнего собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас остаются родителями винограда. Без солнышка не созреть ни зернышку, ни ягодке. А земля дает питание корням виноградного куста.

Стебель и ветви у винограда называются лозой. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить. Лоза очень гибкая и тонкая, поэтому ее необходимо привязывать к столбику.

А знаете, ребята, виноград одаривает нас не только вкусными ягодками. Из винограда делают очень вкусный и полезный сок.

Что сказать про виноград?

То, что соком он богат,

То, что сок его волшебный,

Не простой он, а целебный!

И еще одно вкусное лакомство нам дает виноград – это изюм. Изюм – это сушеные ягодки винограда. Они тоже очень полезные. Виноградный сок и изюм богаты витаминами, они дают силу и здоровье нашему организму.

Каждый из вас когда-нибудь пробовал виноградный сок и изюм!.

Звери, птицы и насекомые знают о пользе винограда и тоже очень любят им полакомиться. Наверное, поэтому наш скворец принес нам из далеких теплых краев эти семена винограда.

А теперь, ребятки, я хочу вам предложить и для нашей птички сделать подарочки. Мы подарим ей картинку с виноградной гроздью! Виноградинки будем делать из соленого теста, а затем его раскрасим.

Перед тем, как мы начнем работу, давайте подготовим наши пальчики, разомнем немножко их.

Проводится пальчиковая гимнастика с использованием массажных шариков:

Мячик мой, не отдыхает

По ладошке он гуляет:

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево как хочу.

Снизу левой,

Сверху правой

Я его качаю браво.

Итак, начинаем лепить наши виноградные ягодки. Посмотрите на образец – примерно такая же картинка должна получиться и у вас. Обратите внимание на форму грозди: сверху ягод больше и чем ниже, тем меньше ягод. Отщипываем от большого куска теста маленькие кусочки, и скатываем из них шарики. Затем эти «виноградинки» прилепляем к нарисованной веточке, слегка прижимая пальцем.

Воспитатель отмечает самую аккуратную и ровную «гроздь винограда», подводит итоги занятия, предлагает оформить выставку.

Ребята, давайте вывесим наши работы на видное место. Будет мимо наших окошек пролетать скворец, заметит такие красивые картинки с его любимой виноградной кистью и очень обрадуется!

Похожие работы:

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМЕНИ И.Е.РЕПИНА" Утверждено:Приказ № 6А от 01 сентября 2013 г.Директор ДХШ им. И.Е Репина_Кондрать...»

«Участие художественных коллективов Тверской области, носящих звание "народный (образцовый) коллектив", обязательно. Возраст участников коллективов не ограничен. Порядок проведения праздника Коллективы п...»

«Е. А. Мельникова "Сага об Эймунде" о службе скандинавов в дружине Ярослава Мудрого Ярослав Мудрый был последним русским князем, широко использовавшим скандинавских наемников для решения внутриполитических воп...»

«1346694722348 Выполнили учащиеся 2 класса Классный руководитель Романчева Е.А. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необход...»

«УКРАЇНА ЧЕРНІГІВСЬКА МІСЬКА РАДАУПРАВЛІННЯ КВАРТИРНОГО ОБЛІКУ ТА ПРИВАТИЗАЦІЇ ЖИТЛОВОГО ФОНДУ 14017, м. Чернігів, вул. Івана Мазепи, 19, тел./факс 675-421, тел. 77-40-90, e-mail: ukopg @chernigiv-r...»

«„Политически и икономически аспекти на присъединяването на България към еврозоната” Тодор Николаев Кондарев Докторант Нов Български Университет Република България е член на Европейския Съюз (ЕС) от 2007 г., но още не е присъединена към Шенгенското пространство и към Еврозоната. Официалните намерения на България за осиг...»

Тема: «Осень»
Конспект НОД по лепке в средней группе

«Грибы для Белочки»

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы.
Задачи: учить детей лепить грибы из двух частей (шляпка, ножка), уточнить представление детей о строении гриба для более точной передачи пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изобразительной деятельности.
Программное содержание: развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик у детей - желание оказать помощь белочке; учить детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы: формировать умение раскатывать шар, сплющить его, умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; раскатывание цилиндра-ножки; соединение деталей.

Словарная работа:

Активный словарь – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Пассивный словарь – листопад, золотая осень, корочка льда, пасмурно.
Материал: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, муляжи грибов, игрушка - белочка, плетеная корзина.
Предварительная работа: беседа о лесе и его обитателях, рассматривание иллюстраций с изображением грибов; рисование грибов, рассматривание муляжей грибов, беседа о полезных и ядовитых грибах, наблюдение во время прогулок.

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Рассказ грибника»

Под осины, под дубы,
Нынче прячутся грибы,
Под березы и под елки
Под листочки и иголки,
Белоноги и пригожи,
Друг на друга так похожи,
Будто в спешке, в страшной спешке
Разбежались сыроежки.
А в осоке белощеки
Подберезовики млеют
Пьют осиновые соки,
Кверху тянутся, худеют
А солюшки, а солюшки,
Развеселые подружки,
Хороводы дружно водят,
Хоть стоят, но…видно ходят!
Кто там с красной головой
Поздоровался со мной?
Подосиновик. Я вижу.
Лезь в корзину. Не обижу!
На пеньке-то, на пеньке!
На припеке, и в теньке!
Шляпка к шляпочке прижата,
Дружно в рост идут опята.
Хороводятся сестрички,
Желто-рыжие лисички
На поляне солнцем светят!
Не пройдет грибник, заметит!!
Груздь свой толстый козырек
Тянет вдоль и поперек!!
Среди веточек и шишек
Прячет шляпку сочный рыжик!
В шляпке вогнутой, как в чашке,
Две купаются букашки.
Толстоногий боровик
К крикам радостным привык,
словно гном, под елью белой,
хоть в тени, а загорелый!!
Шляпку нахлобучил,
Грибника замучил…

I. Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте отгадать:
-Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел
Красную шапочку нашел!!
(ответы детей)
Воспитатель предлагает детям вспомнить о походах с родителями в лес, о том, что они видели в лесу.
Воспитатель: -А какие это грибы? (Подберезовик, лисички, рыжики, боровик, мухомор и др.)
-Ребята, посмотрите, у меня тоже есть гриб (достает гриб, выполненный из пластилина) . Давайте его рассмотрим. Из каких частей состоит гриб (шляпка и ножка);
-Правильно. На какую фигуру похожа шляпка? (блин, тарелочка) ;
-Правильно, (спрашивает 3-4 детей назвать форму для закрепления) ;
-Ребята, а на какую форму похожа ножка? (валик, цилиндр) ;
-Правильно, (опрос 3-4 детей для закрепления формы) .

СТУК В ДВЕРЬ

Воспитатель: - Ребята, кто-то к нам стучится. Посмотрите, к нам в гости пришла Белочка! Давайте с ней поздороваемся. - Здравствуй, Белочка!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушку-белочку) .
Воспитатель: -Тихо, ребята! Белочка что-то хочет нам сказать (подносит белочку к уху)
-Ребята, Белочка просит нас помочь ей. В лесу у нее остались бельчата в дупле. Она заготовила для бельчат на зиму орехи и яблоки, а вот грибы не успела собрать. Давайте мы ей поможем (ответы детей) ;
-Не расстраивайся, Белочка. Посмотри как много у нас ребят в группе. Они все добрые и очень любят животных. Мы поможем тебе, и твои бельчата не будут холодной зимой голодать. Мы сделаем для вас много грибов.
-Прежде чем приступить к работе, сделаем с вами пальчиковую гимнастику:
-Раз, два, три, четыре, пять!!! (считаем пальчики, загибая) ,
-Будем листья собирать, (сгибаем, разгибаем пальцы) ,
-Листья березы, листья рябины, (загибаем пальчики),
-Листики тополя, листья осины, (сгибаем, разгибаем пальцы),
-Листики дуба мы соберем, (сгибаем, разгибаем пальцы) ,
-Маме осенний букет соберем!! (разводим в стороны руками).

II. Показ воспитателем последовательности работы.

1. Ножка: берем кусочек белого (желтого, серого) пластилина и делаем ножку гриба – раскатываем валик (цилиндр);
2. Шляпка: берем пластилин красного (оранжевого, коричневого) цвета и лепим шляпку – раскатываем шар, сплющиваем и выгибаем, чтобы получилась чаша; если лепим маленький грибочек, можно оставить шляпку в виде шара, если большой гриб, то изгибаем шляпку краями внутрь (наружу), или делаем плоской, как тарелку. Обязательно в середине шляпки делаем углубление для ножки.
3. Соединяем: две детали, шляпку и ножку – гриб готов!!!
Воспитатель предлагает детям выбрать пластилин(цвет) для своей работы.
Самостоятельная деятельность детей (помощь воспитателя по необходимости). Во время работы детей звучит музыка Вивальди «Осень».

III. По окончании работы Белочка благодарит детей за помощь.

Она очень рада, что познакомилась с такими добрыми и чуткими детьми. Теперь ее бельчата всю зиму будут лакомиться грибами, и вспоминать ребят. Дети складывают грибы в корзинку Белочке. Она еще раз благодарит их и прощается с детьми.
Уборка детьми рабочего места (оттирание досок и парты от пластилина, мытье рук и т.д.).
Используемая литература:
1. Комарова Т.С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. /М: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
2. Лыкова И.А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. / М.: «Карапуз», 2009. - 144 с.

Разработка непосредственной
образовательной деятельности
в средней группе «Дары осени»

воспитатель 1 кв.категории Рябова Н.Г.

МБДОУ «Детский сад № 48»

г. Рязань

НОД «Дары осени»

Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования, описания их внешних характеристик, расширять предметный словарь, развивать мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения, учить составлять композицию на листе, самостоятельно выполнять аппликацию, развивать речь, способствовать сенсорному развитию, различать овощи и фрукты по внешнему виду и сортировать их, поощрять творческую инициативу.

Материал: наглядный материал «Приметы осени», игрушки Еж и Белка, две корзинки, мешок с муляжами овощей, тарелки с вырезанными из бумаги заготовками овощей и фруктов, картон, кисти, клеенки, тряпочки по количеству детей.

Интеграция образовательных областей: познавательно-речевое развитие, художественное творчество.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень). А хотите послушать стихотворение про осень? (Да). Воспитатель читает стихотворение «Приметы осени» Т.А.Шорыгиной.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь -

Значит наступила осень.

Воспитатель: Дети какие приметы описаны в стихотворении? (Ответы детей). А какие еще приметы осени вы знаете? (Дети отвечают с опорой на картинки: моросит дождь, листья становятся разноцветные, листья опадают, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай фруктов и овощей, животные запасаются на зиму.)

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли Ежик и Белочка. Они принесли с собой свои запасы. Посмотрите, что принесла Белочка? (Дети отвечают: Морковь, лук, огурец, яблоко). Ребята, что лишнее запасла Белочка? (Яблоко, потому что это фрукт, а все остальное овощи). Ребята, посмотрите, что запас Ежик? (Дети отвечают по картинкам: манго, грушу, яблоко, помидор.) Что лишнее принес Ежик? (Помидор, потому что это овощ, а все остальное фрукты).

Воспитатель: Ребята, вы видите, что у Белочки и Ежика не получается разобрать запасы? Давайте поможем им разложить запасы. Белочке нужны только овощи, а Ежику только фрукты. (Дети достают наощупь из мешка фрукт или овощ, называют его и кладут в корзинку к белочке или к ежику).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень помогли Белочке и Ежику. А давайте с вами соберем урожай и для себя? (Давайте!). Пойдемте на свои места. Мы с вами будем делать аппликацию, но прежде нам нужно размять наши пальчики, давайте сварим компот!

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот, фруктов надо много, вот!

Руки в стороны
Будем яблоки крошить, груши будем мы рубить,

Ребром одной ладони постучать по второй.

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок,

Сжать-разжать кулачки

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

Указательным пальцем круговые движения по ладони

Воспитатель: Теперь, когда наши пальчики готовы к работе, давайте приступать!

Дети выполняют аппликацию. По необходимости можно повторно дать подробную инструкцию по выполнению аппликации.

Воспитатель: А теперь давайте отнесем наши картинки на выставку и полюбуемся ими. Анализируя картинки, дети замечают, что у кого-то в тарелке оказались фрукты, а у других ребят овощи.

Анализ и оценка работ.

Список литературы:

  1. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  2. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы,
    Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. – М.: «Учитель», 2014.
  3. Осень в картинках. Наглядное пособие – М.: «Гном», 2014