Надо ли брать ребенка на руки? Воспитание детей в семье. Ребёнок просится на руки

Дети в общественных местах одних умиляют, других раздражают. The Village Беларусь поинтересовался у специалистов, есть ли правила на этот счет, а также спросил родителей, как они поступают с детьми в таких ситуациях.

Людмила Снитко психолог

«Делая замечание родителю о воспитании его ребенка, вы запускаете процесс внедрения в чужие границы»

О возрасте и концентрации

Так называемые «взрослые места» - это часть окружающего мира, и ребенку для развития необходимо с ними знакомиться. Каждый ребенок, в зависимости от той семейной среды, где он формируется, воспринимает такие посещения по-разному, и готовность там находиться тоже у каждого своя. Знаю много мам, которые уже с рождения ходят со своим ребенком всюду. Однако важно учитывать периоды развития, чтобы и родительская потребность удовлетворялась, и ребенок не мучился.

Дети до полутора лет обладают неустойчивым вниманием и нуждаются в маме. Заинтересовать их можно путем постоянного переключения внимания и объяснений, поэтому родителю придется все время заниматься ребенком. Нахождение с малышом в общественных местах будет вызывать дискомфорт и у родителя, и у окружающих. В полной мере получить удовольствие от посещения музея, концерта или кафе не получится, напряжение мамы будет расти и выливаться к какой-то негатив к ребенку.

В возрасте от полутора до двух лет ребенок уже способен концентрироваться на интересующем его действии, но не более двух минут. Ему по-прежнему нужна постоянная смена деятельности, и он будет злиться, не получая внимания мамы. В этом возрасте можно брать ребенка в те общественные места, где у него будет возможность ходить и исследовать мир. Например, в музей или на выставку, в кафе. Малыш будет двигаться -родителям посидеть на месте тоже не удастся.

В три–четыре ребенок начинает тестировать реальность и понимать, что он находится среди других людей. Он может удерживать внимание до 30 минут, если что-то его заинтересовало. Например, увлеченно наблюдать, как делают маникюр маме или стригут папу, с любопытством смотреть на разворачивающийся на сцене сюжет. В этом возрасте ребенка можно брать на выставки, в кафе, салон красоты, концерт, кино, музей - в те места, которые легко покинуть через 30 минут.

В возрасте четырех–пяти лет у детей практически полностью сформированы понятия о том, что можно и нельзя делать в общественном месте. Они могут увлекаться на целый час, с ними можно договориться, как следует себя вести. Обычно дети с удовольствием сопровождают родителей: каждый поход воспринимается как приключение, возможность узнать что-то новое.

О детях на работе

Чаще всего детей приводят на работу по двум причинам. Первая - не с кем оставить (детский сад на ремонте или каникулы в школе), вторая - когда ребенку становится любопытно, чем же занят родитель целый день. Визит на работу расширит детский кругозор: он понаблюдает за особой субкультурой под названием «рабочий коллектив мамы или папы», увидит, что у взрослых есть своя жизнь и интересы, сформирует представление о рабочем процессе. Однако важно не злоупотреблять этим и не превращать в систематическое действие. Думаю, 2–3 визита в год не нарушат рабочий процесс родителей.

Если вы решаете взять ребенка с собой на работу, важно:

Договориться с ним о том, сколько времени он там проведет, чем будет заниматься

Во избежание конфликтных ситуаций предупредить руководство и коллег, что намереваетесь привести ребенка

По возможности не планировать на этот день важных встреч, переговоров, а заниматься той деятельностью, которая даст возможность отвлекаться.

О замечаниях чужим детям и их родителям

Делая замечание ребенку по поводу его поведения или родителю о воспитании его ребенка, вы запускаете процесс внедрения в чужие границы. Это влечет страх, злость и чувство вины. С другой стороны, чужой человек иногда вынужден брать на себя функцию родителя, когда те не хотят или не могут отреагировать на опасное поведение ребенка - для него самого или для окружающих.

Прежде, чем вы решите вмешаться и сделать замечание чужому ребенку или его родителю, определите для себя следующее:

Является ли ситуация критической и несущей угрозу. Например, ребенок может травмировать себя или другого человека, испортить какую-то вещь. Тогда целью замечания будет остановить небезопасное поведение. Например, если какой-то ребенок на детской площадке избивает вашего, думаю, вы не будете искать его родителей, чтобы рассказать им про это.

Считаете ли вы, что поведение ребенка не соответствует принятым для общественного места правилам. Например, он громко говорит, кричит, бегает, бросается песком, пачкает ботинками одежду находящихся рядом людей. Цель замечания в данном случае - защита своего комфорта, своих границ. Высказать это лучше родителю, чтобы не ранить ребенка, не подорвать родительский авторитет. Но будьте готовы к тому, что чужие родители тоже имеют право защищать свои границы и методы воспитания.

Евгения Сахарова консультант по этикету и протоколу, директор Агентства хороших манер BON TON, кандидат филологических наук, преподаватель делового и светского этикета

«Родителям нужно понимать, что на них лежит ответственность за звуки и запахи, которые издает малыш»

Воспитывать детей нужно с рождения. У англичан есть чудесная поговорка: «Не воспитывайте детей - воспитывайте себя, ведь ваши дети все равно вырастут похожими на вас». Чем раньше дети принимают участие в жизни общества, тем проще и спокойнее им будет впоследствии в любых коммуникационных процессах. Проводить свободное время с родителями детям, безусловно, полезно. Главное - помнить формулу поведения в социуме: «комфортно мне, комфортно со мной». Никто не должен доставлять неудобств окружающим.

Всегда имеет значение уровень мероприятия, место, повод, количество и качество гостей, польза или вред для здоровья. В кафе сегодня ходят даже с колясками или люльками. Но родителям нужно понимать, что на них лежит ответственность за звуки (и запахи), которые издает малыш.

Традиционно считается, что к пяти годам у ребенка должен хорошо закрепиться навык использования столовых приборов - вилки и ножа, поэтому он может самостоятельно сидеть за столом вместе с семьей. Но в ресторан (особенно если предполагается употребление алкоголя) или на мероприятие без детской программы родителям лучше отправляться одним.

Мероприятия бывают разные, и эстетическое воспитание, конечно, должно присутствовать в жизни детей для гармоничного развития их личности. Родителям лучше заранее уточнять у организаторов или администратора заведения, предусмотрено ли там пространство для семей с детьми.

В ситуации, когда ребенка нужно взять с собой на работу, важны предупредительность и предсказуемость. «Да, я с ребенком, я везде с ним! Куда мне его девать-то?» -может возмущаться родитель. Однако эта ситуация может быть очевидной только для него, а для остального мира - нет.

Еще имеет значение, какая работа. Инструктор по йоге, воспитатель, учитель в школе? Вполне, только с разрешения руководства. А вот производство химических удобрений - уж извините, никак. В любом случае, от присутствия ребенка никоим образом не должна страдать трудовая дисциплина.

Дети в общественных местах могут доставлять дискомфорт своей активностью или громкими капризами. При этом очевидной невежливостью является безразличие родителей, попустительствующих такому поведению. Здесь в помощь правило этикета общения: главное - не то, что вы делаете, а то, как. Можно сказать: «Мамаша, уймите вашего горлопана!», а можно подойти к ребенку и, улыбнувшись, добродушно «сменить фокус»: «Смотри-смотри, вон белочка побежала! Видишь?..». Еще один способ - использовать «громоотвод» в лице персонала заведения - он сам решит, как передать претензию от соседнего столика.

Нужно стараться быть человечными в отношении других: проявлять эмпатию, понимание и позитивный настрой. Собираясь куда-то с собственным ребенком, расскажите ему о правилах поведения в обществе - начиная от внешнего вида, обращения и знакомства, и заканчивая громкостью голоса, поведением за столом и разговорами.

Ольга Жадеева главный редактор pret-a-portal.by, партнер «Канцэпт-крамы», мама пятерых детей

«Даже если ты - верх адекватности, все равно по умолчанию поставят диагноз «яжемать» и «пролактин вместо мозгов»

Общественные места - это места для членов общества. Дети тоже члены общества. Тоже люди (даже если это кому-то кажется странным!), только маленькие, соответственно, запретить им выходить с родителями на улицу и посещать места, помимо сада и поликлиники, нельзя. Либо запрет должен быть регламентирован специальными правилами и логически обоснован. Все остальное - вопрос целесообразности. И здесь никто, кроме самих родителей, не вправе решать, нужно ли брать детей в магазин, кафе или в поездку.

У меня пятеро детей и 14-летний стаж материнства. Я никогда не была чересчур смелой мамой, которая путешествует или тусуется с детьми, но за эти годы и мне довелось наслушаться всякого. Пока в одних странах за свои права борются представители секс-меньшинств, у нас самые горячие баталии разворачиваются между мамами с детьми и теми, кому они мешают. По умолчанию на три года декрета нужно ограничить свой ареал обитания детской площадкой у дома. Хочешь большего - готовься выйти на тропу войны. У нас женщину с коляской могут не пустить в магазин, потому что «тут помыто», или, как было моем случае, с ребенком на показ, «потому что будет съемка». И пытаться что-то объяснять бесполезно: быть мамой в этой ситуации - заведомо проигрышная позиция, которая всех раздражает, потому что «нечего по магазинам ходить и, простигосподи, по показам». И даже если ты - верх адекватности, все равно по умолчанию поставят диагноз «яжемать» и «пролактин вместо мозгов».

К нам в магазин тоже нередко заходят мамы с колясками или с детками. Для нас это в первую очередь клиенты, а не источники помех. Просто им сложнее делать покупки, и я лично всегда готова покачать коляску или отвлечь шустрого малыша, пока мама выбирает или примеряет вещи.

АЛЕСЯ воронец менеджер, мама двухлетней дочери

«На работе нужно работать, а дети должны быть невидимы в данной ситуации»

Я не люблю ходить ни в какие заведения с ребенком: это не отдых, а постоянный напряг и контроль. Когда я одна ездила в отпуск, то выбирала отели без детей и животных, хотя у меня и ребенок, и собака. Во время отдыха я ценю тишину и уединение. Не умиляюсь мамашам, которые три часа наблюдают, как их ребенок пытается нажать кнопку лифта, пока другие ждут. Дома, пожалуйста, молитесь своему чаду. Терпеть не могу, когда не в меру активных детей приводят на работу и начинается эпопея с ублажениями этого чада: мультик, булочку... На работе нужно работать, а дети должны быть либо невидимы в данной ситуации, либо с няней наслаждаться природой.

Свою дочь я не беру в места, где она вносит дисбаланс. Могу привести ее с собой, например, в парикмахерскую, но при этом постоянно контролирую, чтобы она никому не мешала. Что касается театров, ресторанов, кафе - я считаю, нужно учитывать характер и темперамент своего ребенка и понимать, насколько комфортно будет всем сторонам. Не люблю неадекватных детей и аморфных родителей, которым все равно, что их ребенок бесит всех вокруг. «Онажемать» и «этожеребенок» для меня не оправдание.

Таня Костенко хозяйка студии красоты Beauty Bar, мама троих детей

«Брать детей в общественные места можно и нужно»

Есть несколько моментов, когда я не беру детей с собой: если заранее знаю, что им там будет скучно, или они будут противоречить специфике мероприятия, или просто хочется отдохнуть от них. Во всех остальных случаях дети нам с мужем не мешают. С шести месяцев мы ездим на море отдыхать. Выбираем места, где много детей, чтобы не мешать тем, кто предпочитает тишину. Проблемы с окружающими иногда возникали в самолете на долгие расстояния. Детям было сложно, они бегали, шумели, нам делали замечания, и мы старались успокоить детей и чем-то занять.

Мы не ограничиваем своих ребят в проявлении эмоций, нам нравится, когда они раскрепощены. Но все в пределах разумного: прыгать на стульях, кричать они не будут. Брать детей в общественные места можно и нужно.

Когда ко мне в студию приходят гости с ребенком, они могут полностью расслабиться: администраторы или свободные мастера умеют развлекать детей. Мы даже с грудничками нянчились. А вот сотрудникам детей приводить запрещено, если это не форс-мажор. Одно дело, когда ребенок идет к маме-клиентке, и совсем другое, когда мастера отвлекают от работы.

Иностранный опыт

В Швеции около сорока лет назад законом запретили физические наказания в отношении детей. Шведское общество спокойно реагирует на детские истерики и не порицает за них родителей. С детьми принято проводить много времени: в порядке вещей брать их в путешествия, магазины, кафе и другие места.

В Германии не принято чрезмерно опекать детей и следовать за ними по пятам. Мелкие конфликты дети обычно решают самостоятельно, им дается максимальная свобода - сидеть в луже или заниматься другим приятным делом. Родителей за невмешательство никто не осудит.

Во Франции детей не одергивают и редко повышают на них голос. Их берут на выставки, в кафе и поездки. Нормально везде носить ребенка в слинге, возить с собой по улице на специальном сиденье велосипеда.

В Италии активным и шумным детям почти не делают замечаний в общественных местах, уважая их свободу самовыражения. К ним здесь относятся трепетно.

В Турции детям тоже многое позволено: они могут баловаться, носиться, шуметь. В кафе бегающего между столиками ребенка не только не одернут, а наоборот, чем-нибудь угостят.

В Японии система воспитания не меняется столетиями. До пяти лет детям можно все, мать с ребенком практически неразлучна. Потом дети встраиваются в жесткую систему запретов и правил, поэтому у них нет проблем с послушанием.

В Австралии общество лояльно к детям: с ними легко путешествовать и проводить время вне дома. Городская инфраструктура вполне «кидс-френдли», и с природой детей знакомят рано: в стране полно пустынных океанских пляжей и других красивых диких мест.

Многие родители полагают, что если ребёнок проситься на руки то, это говорит об избалованности ребёнка и поэтому, брать на руку ребёнка нужно как можно меньше. Но, правы они или нет, нужно ли брать ребёнка на руки ?

Часто можно наблюдать такую сцену: ребёнок громко кричит, а его родители не реагируют и уже не выдерживают, подходят к кроватке и хотят взять ребёнка на руки. Но, в этом случае молодые родители начинают решительно возражать объясняя, что если носить малыша всегда, когда ребёнок просится на руки, он привыкнет находиться на руках и никому не даст покоя.

Но, на самом деле, в родительской практики, если ребёнок росится на руки или просто беспокоится и плачет, то хорошее средство успокоить его - взять на руки, покачивая. Ведь совсем маленький ребёнок просится на руки не осознанно, не потому что он такой вот весь избалованный эгоист, а потому, что действительно нуждается в этом контакте с родителями. А уже когда он станет немного старше, тогда ребёнок проситься на руки будет уже сознательно, целенаправленно и просить и даже требовать, чтобы его носили, качали и убаюкивали. Но зачем ребёнок просится на руки? Для чего ему это нужно?

Чтобы понять это, давайте вернёмся к периоду новорождённости. Уход за новорождённым ребёнком - это очень неспокойное время для родителей, когда малыш плачет оттого, что плохо себя чувствует или оттого, что перевозбуждён. Его нервная система ещё слабая, не окрепшая и он плачет. И вы берёте его на руки, это отвлекает и успокаивает его. Тепло вашего тела, давление на животик тоже помогают ему. Также положительно влияют на ребёнка ваша нежность, ваш разговор с ним. Поэтому, если в первые месяцы ребёнок просится на руки, то не нужно бояться избаловать ребёнка и не стоит сомневаться, нужно ли брать ребёнка на руки или нет.

Что касается новорождённого ребёнка, всё понятно. Но, когда ребёнку исполняется 3-4 месяца, газы в таком возрасте, как правило, не мучают и он полностью адаптировался к окружающей среде. Нужно ли брать ребёнка на руки в этом возрасте, ведь ребёнок просится на руки по-прежнему. Да, это так, но 3-4-летний ребёнок любит кататься на руках уже по другим причинам. Учёные говорят, что наилучшее расстояние для функционирования зрения малыша - 30-40 см. И это как раз расстояние между ребёнком и матерью, когда мать держит его на руках. Для младенца такой визуальный контакт представляет большой интерес и человеческое лицо очень важно для него. И это касается и и, в равной степени, . Разнообразие таких контактов тоже играет положительную роль для ребёнка.

Ещё дети просятся на руки, потому что любят, когда их носят по квартире, показывают всё и рассказывают. Для психического развития личности это весьма важное занятие. Малыш ещё слишком беспомощен, поэтому ребёнок и просится на руки к вам, чтобы с вашей помощью получить информацию об окружающем мире и таким образом удовлетворяется потребность в новых впечатлениях у малыша.

Ещё дети любят, когда их качают на руках, немного подбрасывают (и обязательно ловят) и вертят из стороны в сторону. Таким образом, хорошо тренируется вестибулярный аппарат малыша.

В возрасте 7-8 месяцев дети просятся на руки для того, чтобы поиграть со взрослым в такие игры как "ладушки", "сорока" или поиграть с игрушками, например, покатать машинку. Это происходит до того, как ребёнок начинает ходить, он стремится как можно больше времени провести с матерью и ей приходится долго носить его. Возможно, для малыша будет достаточно того, что вы занимаетесь своими обычными делами, находясь в его поле зрения и время от времени ласково общаетесь с ним. В этом случае, ребёнок просится на руки, возможно, и не будет. Ваше внимание и участие успокоят малыша.

К концу в семье, бывает так, что ребёнок просится на руки для того, чтобы использовать взрослого для достижения своей цели. Например, если малыш хочет что-нибудь рассмотреть или достать какую-нибудь интересную вещь на шкафу.

Получается, что на руках у взрослого ребёнок луче развивается психически. И, исходя из этого, можно сказать, что ребёнок просится на руки не зря, не ради своей прихоти. Для него это - жизненная необходимость для полноценного развития, и для родителей в

Многие родители считают, что брать ребёнка на руки нужно как можно меньше, чтобы не избаловать его. Нередко приходится наблюдать такую сцену: малыш громко кричит, бабушка подходит к кроватке и хочет взять его на руки, а молодая мама решительно этому противится, объясняя, что ребёнок привыкнет к рукам и никому не даст покоя. Действительно, в житейской практике издавна известно, что новорождённого можно успокоить, взяв его на руки и покачав. А подрастая, малыш начинает целенаправленно проситься на руки, требуя, чтобы его носили, играли с ним, баюкали. Зачем же ему нужно, чтобы его взяли на руки? Что это ему даёт?

Отвечая на подобные вопросы, давайте вновь обратимся к периоду новорождённости. Это беспокойное для родителей время, ребёнок часто плачет: его нервная система ещё недостаточно окрепла, поэтому он легко перевозбуждается, пищеварительная система тоже пока не отладилась – его часто мучат газы, боли в животе. Когда Вы берёте плачущего малыша на руки, это его, как правило, отвлекает и успокаивает. Ваши движения, тепло Вашего тела и давление на животик существенно помогают ему. Кроме того, на него положительно влияет Ваша нежность, ласковый разговор, баюканье. В первые два месяца можно не бояться избаловать ребёнка.

Но вот малышу 3-4 месяца. В этом возрасте его перестают беспокоить газы и он более адаптирован к внешней среде. Ему всё так же нравится, когда Вы берёте его на руки, но теперь уже по другим причинам. Учёные выяснили, что расстояние в 30-40 см наилучшее для работы зрительной системы младенца. А ведь это как раз расстояние между лицом матери и ребёнка, когда она держит его на руках в положении «под грудью». Мы уже рассказывали о том, какой интерес представляет для младенца человеческое лицо. Лучшая ситуация для удовлетворения этого интереса – на руках у взрослого.

Вы, наверное, замечали, что дети любят, когда их носят по комнате, что-то показывают и рассказывают. Это очень полезное занятие с точки зрения психического развития ребёнка. Малыш беспомощен и нуждается в Ваших руках, чтобы получить новую информацию об окружающем мире. С Вашей помощью он удовлетворяет важнейшую психологическую потребность в новых впечатлениях.

Детям нравится, когда их качают на руках, слегка подбрасывают, поворачивают из стороны в сторону. Всё это прекрасная и необходимая тренировка для вестибулярного аппарата, богатый источник информации для рецепторов мышц, костей, сухожилий, кожи и др. 7-8-месячные дети просятся на руки, чтобы поиграть со взрослым в «ладушки», «сороку», покатать машинку. Нередко, ещё до того как ребёнок начинает самостоятельно ходить, он стремится всё время быть с матерью, и ей приходится подолгу носить его на руках. Возможно, ребёнок плохо себя чувствует из-за прорезающихся зубов и особенно нуждается в Вашем утешении. Однако нет необходимости постоянно держать его на руках, даже когда он капризничает. Вполне достаточно, если Вы, находясь в поле зрения малыша, будете заниматься своими обычными делами и время от времени ласково с ним разговаривать. Ваше присутствие и участие его успокоят.

К концу первого года многие дети часто просятся на руки для того, чтобы воспользоваться взрослым как средством достижения своей цели, например, когда малыш хочет что-нибудь рассмотреть или достать (интересную игрушку на верхней полке или яркую коробочку на шкафу).

Итак, на руках у взрослого малыш получает наилучшие возможности для успешного психического развития. С этой точки зрения можно даже сказать, что малыш имеет право требовать, чтобы его взяли на руки. Это для него жизненная необходимость. Не отказывайте ему в этом. Родители, которые больше всего другого боятся избаловать ребёнка, в первую очередь думают о собственном комфорте, не заботясь о реальных потребностях и условиях развития малыша. Конечно, во всём нужно соблюдать меру. Об избалованности мы будем говорить отдельно. А теперь о том, давать ли младенцу соску?

Соски-пустышки недавно широко использовались при уходе за ребёнком, особенно если он много плакал. В последнее время некоторые врачи и родители неодобрительно относятся к пустышке, считая, что она порождает вредную и неприятную привычку. С чем же связано сосание соски? Вредно ли оно? Каков его психологический смысл для ребёнка?

Прежде всего дело в том, что у младенца есть врождённая потребность сосания. Особенно сильно она проявляется в первые 3-4 месяца. В это время малыш может быстро наедаться, а его потребность в сосании остаётся неудовлетворённой. Если Вы видите, что ребёнок после еды ловит ротиком пальцы или край пелёнки, значит, ему хочется сосать и надо дать ему пустышку. По мнению врачей, сосание соски-пустышки меньше деформирует растущие зубы, чем сосание пальцев.

С сосанием связан ещё один важный психологический момент. Во время еды у младенца наступает так называемое пищевое сосредоточение. Все посторонние движения затормаживаются, и младенец занят только тем, что сосёт и проглатывает материнское молоко. На этом механизме основано успокаивающее действие сосания. Плачущего, беспокойного ребёнка часто успокаивает соска-пустышка. Поэтому можно давать ему пустышку с самого рождения (но она должна быть короткой, чтобы не доставала до гортани и ребёнок ею не давился). Вероятно, к полугоду Ваш малыш сам от неё откажется. Но бывает и так, что дети не отказываются от соски и до 1-2 и даже 3-х и более лет. В этом тоже нет ничего опасного. Ребёнку нужно дать возможность перерасти свою привычку. Не смейтесь над ним, не стыдите его. Не стоит её выбрасывать или делать вид, что она потерялась, если малыш плачет и настаивает, чтобы ему дали соску. Отучая малыша от пустышки, лучше заручиться его желанием расстаться с ней.

Сначала перестаньте давать пустышку днём, когда ребёнок сам проявляет к ней наименьший интерес. Можно попробовать заменить соску личной игрушкой, с которой малыш будет укладываться спать. Постепенно, понимая, что потребность сосать не исчезнет резко и быстро, сократите время сосания. Было бы ошибкой просто забрать у малыша пустышку и заставить его страдать. Попробуйте в период отвыкания от соски быть внимательнее к ребёнку, больше с ним общаться и играть, купите ему новую игрушку.

Для ответа на этот вопрос нужно встать на позицию ребенка. Дети до 15–16 лет не верят в смерть. Смерть для них - это длительная разлука, может быть на всю жизнь, но сам факт исчезновения не воспринимается. Поэтому для ребенка смерть - это длительная разлука по вине того, кто умер. Это прерывание эмоциональных связей любви с умершим, и тем это, конечно, сильное потрясение. Часто у детей возникает обида на умерших как на бросивших их.

При таком отношении детей к смерти близких вопрос отношения к смерти в решающей степени определяется окружением. Если семья ребенка разделяет православное отношение к смерти, то ребенка на кладбище брать и можно, и нужно. Ребенку разъясняется, что упокоившийся жив, но жить переехал в другую область бытия. Тело его посажено в землю, как семя, и когда-нибудь мы все воскреснем в теле и встретимся. Что пообщаться с умершим можно в молитве, что умер он не по своей вине, а по необходимости, что там ему лучше. Если ребенок видит, что близкие скорбят о разлуке, но не впадают в депрессию, а переплавляют свою скорбь в светлую грусть, то и сам он спокоен. Ребенок чувствует, что любовь к нему со стороны усопшего не уменьшилась, но перешла в другое качество.

Совершенно другое отношение к смерти в неверующей семье. Там все родные испытывают ужас перед неизбежностью смерти и, страшась ее, ведут себя неестественно и отстраненно. Естественно, что в таком состоянии не до проявлений любви к ребенку и успокоения его. В таком случае ребенок запоминает смерть как крайне травмирующее, чреватое отчаянием и безысходностью, состояние. Ребенок чувствует обиду по двум причинам: во-первых, поскольку умерший бросил его, и ребенок не может утешиться православным пониманием смерти; во-вторых, потому, что взрослым не до него, и они пребывают в тяжелом душевном состоянии. Такое отношение заставляет ребенка воспринимать смерть как разрушающее семейную любовь событие. Часто похороны сопровождаются истеричными взрывами эмоций близких и родственников, что само по себе пугает ребенка. Самого большого пика накал этих страстей достигает как раз на кладбище. Тайно окружающим хочется сбежать от страха смерти и залить его многовинными поминками, поэтому каждый считает себя обязанным сбросить эмоцию страха перед гробом. Стоит только вспомнить, как бьются над гробом родственники на некоторых похоронах, и все станет понятно. Мне довелось наблюдать однажды картину, когда близкие покойного вышли из храма с очищенными и умиротворенными после отпевания сердцами и поехали в крематорий. Надо было видеть, как заново стиснула сердце матери накатившая волна отчаяния.

Еще сложнее обстоит дело, если у ребенка умер кто-либо из родителей, особенно мать. В этом случае нарушается самое главное, что связывало ребенка с миром и делало его теплым и светлым, - материнская любовь. Перед маленьким внезапно и гораздо раньше срока открывается весь ужас бытия в мире. Каждый из нас рано или поздно сталкивается с пониманием, что он смертен и одинок. Однако, как правило, это происходит во взрослом состоянии, когда психика устойчива и закалена. Если человек уверовал во Христа, то ужас перед бытием сменяется радостью общения с Богом. Если же нет, то он может найти смысл в работе, в любви к ближним или даже увидеть смысл в собственном страдании. Но что делать ребенку, который всецело зависит от родительской любви? Ему приходится внезапно взрослеть в страдании.

Брать ли ребенка на похороны родителя? Да, брать! Это страшно, это ужасно, но это ради блага ребенка. Благо состоит в том, что все, даже самое страшное, должно быть завершено. Любое страдание можно перенести, если знаешь, что оно закончится. В случае же, если ребенок воочию не видел, как родителя опускают и закапывают, то он не примет его смерти. А раз не примет, то в психике эта ситуация будет длиться вечно, постоянно терзая и отравляя любую радость. Родитель остается внутренне живым, но это не православное отношение к жизни души за гробом, но жизнь умершего в глубинах души с вечно незавершенной болью. С таким пониженным, депрессивным фоном станет невозможно прожить полноценную жизнь. Это может развиться в невроз, в боязнь рождения собственных детей, в самоубийство, наконец.

Здесь встает вопрос: как сделать так, чтобы ребенок справился с этой ситуацией? Ведь будущее благо не дает облегчения в горе сегодняшнего дня. Ответ: привести в Церковь Божию. Это необходимо по многим причинам. Первая заключается в том, что в нас биологически заложен образ Божий, который проявляется потребностью и возможностью любви. И, потеряв отца или мать, ребенок может встретить на позыв своей потерянной любви ответ любви Божией. Благодать Отца Небесного заменит потерянную любовь. Постигший ребенка ужас перед жизнью, забирающей близких, делает его особенно чувствительным к духовному утешению. Вторая причина заключается в том, что сам ритм православного богослужения имеет успокаивающее действие на психику и позволяет излить свое горе не в разрушающем порыве самобичевания, а в гармонизирующих психику молитвах. Для тех, кто внимательно вчитывался в смысл шестопсалмия, это особенно ясно. Наконец, в храме есть таинство врачующей душу исповеди. Третья причина в том, что только в Церкви можно встретить людей, которые способны искренне разделить с ребенком и оставшимся в живых родителем их горе, не боясь самой смерти. Такого рода социальная поддержка особенно важна в ситуации утраты, горя, свалившегося одиночества. Четвертая причина заключается в том, что только православное мировоззрение позволяет со временем переориентировать свое понимание смерти и найти смысл в ниспосланном страдании.

Что же можно сказать в заключение? Вне зависимости от возраста человек одинок в этом мире. Стоя на грани двух миров: духовного и материального, человек ищет в мире духовном Бога, чтобы с Его помощью освятить и выправить свои страдания в мире материальном. Стоя на краю могилы близкого человека, мы страдаем, как дети. И для того, чтобы обрести “мир и покой душам нашим”, необходимо обрести родительское утешение Господа своим детям.

М. Ицкович,
православный психолог

Смерть разобщает живых и усопших, но разобщает только физически, а не духовно. Вера и любовь - вот те духовные узы, которые соединяют живых с усопшими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым - человека с Богом, с невидимым ангельским миром и с переселившимися в невидимый мир родными и близкими.

Уважаемая редакция! Ответьте мне, какому святому молиться за погибшего отрока Константина? Он умер без нательного крестика, хотя сам был крещеным. Он был инвалид II группы по болезни головы, и когда его мама погибла в автоаварии, то заболел еще больше и снял с себя крест. Я, его бабушка, уговаривала его надеть крестик, но он упорствовал

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

Для такого маленького ребенка это был единственный способ почувствовать себя защищенным, в безопасности. Такое чувство он испытывал, находясь в утробе матери. Младенец может быть сухим, сытым, но испуганным этим незнакомым неизвестным миром.

К сожалению, мир маленького ребенка очень малоизучен. Замечено, что определенная музыка (Шопен, Моцарт) с первых дней положительно воздействует на ребенка, а резкая, дисгармоничная, наоборот. Теряется сон, аппетит.

Установлено, что записанный на магнитофон стук материнского сердца в покое благотворно действует на младенца, а беспокойный стук напротив.

Так, когда мать берет ребенка на руки, восстанавливаются сразу несколько ниточек его блаженного прошлого: тепло материнского тела (в утробе он был в теплом замкнутом пространстве, мешочке), успокаивающий стук материнского сердца.

Может быть, вы замечали, как меняется поза, в которой спит, просто сидит человек в зависимости от своего психологического состояния. Чем лучше он себя чувствует, тем больше он открыт, чем больший он испытывает стресс, тем больше он сжимается, прячется, находится в позе борца, боксера. Испытывая стресс, человек не может заснуть, не подобрав колени максимально близко к подбородку (поза эмбриона). Это состояние называется регресс, т.е. обратное развитие: испытывая страх, человек бессознательно стремится назад, в то положение, когда он был так хорошо защищен. Крайняя степень подобного состояния у ребенка аутизм. Это состояние страха перед незнакомым миром, психологическое сжатие. Контакт, понимание внешнего мира еще предстоит наладить. Удается это, конечно, нелегко и не сразу. Скажем больше: отсутствие такого контакта (конечно, не всегда) в конце концов может привести даже к шизофрении

Обо всем этом мы говорим потому, что это важно для становления личности

Итак, первое, что важно для первых месяцев жизни ребенка: у него должно возникнуть ощущение защищенности. В первую очередь это грудное вскармливание. Дело не в том, что грудное молоко не могут заменить смеси, которые вы купили в магазине. Ребенку психологически важно, чтобы кормили пусть из бутылочки, но в позе максимально приближенной к позе кормления грудью.

Все это говорится к тому, что предпочтение должно отдаваться взращивающему родителю, а не воспитывающему. Тому, кто стремится максимально сохранить для маленького ребенка чувство комфортности.

То есть в первые месяцы жизни ребенка проблема состоит не в недостаточной педагогической просвещенности родителей, а в недостатке чувств.

Вариант первый: родителям не хочется много заниматься ребенком, возня с ним больше утомляет, чем радует. И вот под это подгоняется теория: брать ребенка на руки вредно, откликаться на его плач в неположенное время баловство

Вариант второй: мать борется с собой, со своим материнским инстинктом, наступает на горло собственной песне, но считает, что ученым виднее. Хотя ей стоило бы лучше послушать себя, не вступать на путь мучительной и ненужной борьбы со своими собственными ощущениями правильного воспитания.

Это может показаться странным и не очень убедительным, но материнское чувство (как, кстати, и отцовское) не есть что-то данное богом прямо с момента рождения ребенка, а то и до этого. Некоторые женщины считают себя какими-то неполноценными от того, что не сразу испытывают материнские чувства. Это может прийти и со временем. И тогда чувство удивления надо же, живет это произошло из меня сменяется естественным материнским чувством. В молодых семьях этот процесс нередко затруднен из-за слишком уж резкого перехода от беспечной, разнообразной жизни к рутинной, однообразной и монотонной, вызывающей усталость не только физическую, но и психологическую.

Как нам кажется, не следует предъявлять слишком жестких требований к ребенку и самому себе как родителю. Каждая семья может найти удобный для себя стиль жизни с младенцем: ритм и способ кормления, пеленания, укладывания, игры, устраивающий и родителей и малыша. Ребенок не страдает диатезом, бумажные подгузники не вызывают на нежной кожице раздражения зачем же вы обременяете себя стиркой марлевых, да еще и гладите их с двух сторон? Не лучше ли сэкономить время и силы, чтобы поговорить с малышом, поиграть с ним? Ваше дитя не пугается незнакомых лиц и доверчиво улыбается в ответ на чужую улыбку? Попробуйте сходить ненадолго с ним в гости к друзьям (конечно, в нешумную, желательно некурящую компанию). Вам надоело бродить с коляской в одном и том же чахлом сквере? Пусть папа подвесит ребенка в специальном рюкзаке (лучше до полугода на грудь, а не на спину), возьмите еду в бутылочках и сменные штанишки и отправляйтесь в лес, за город, в дальний парк. Если малыш здоров и такие нарушения режима нечасты, ничего не случится, даже если он и поспит не у себя в кроватке, а на папином животе. Зато и ему, и себе вы доставите новые впечатления, сможете разнообразить жизнь. Чем лучше вам будет удаваться приспособить себя к ребенку, а его к себе, чем меньше вы будете уставать и чем больше переживать совместных радостей, тем больше удовольствия принесет вам родительство.