Неравноправие полов как называется. Отношения между мужчиной и женщиной - почему неравенство? Судьи и запреты на работу

Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе . Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.
Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.
Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.
Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.
Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.
Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.


Абсолютное большинство женщин уверены, что равноправия полов в России нет, но далеко не все считают, что оно им так уж необходимо

​Гендерная социология

Недавно Левада-центр провел исследование: как жители России относятся к равноправию полов. ​​Большинство как россиян, так и россиянок полагают, что полного равноправия нет, разница в отношении к гендерному вопросу проявляется в нюансах.

Вот несерьезный пример: самым важным праздником для себя считают 8 Марта 10% мужчин и 25% женщин, а 23 Февраля — 17% мужчин и 4% женщин. А всерьез надо говорить о том, что две части общества различаются уже в оценке самой социальной проблемы гендерных различий. С тем, что возможностей добиться продвижения по службе больше у мужчин, согласны 49% мужчин и 53% женщин, противоположное мнение решаются выразить 7% и 4% соответственно. То есть уверенность, что у мужчины больше шансов добиться продвижения, несомненно господствует.

Чтобы женщины имели «полностью равные права с мужчинами», считают «важным» и «очень важным» 51% мужчин и 75% женщин. Возражают, что это «неважно» или «не слишком важно», 40% мужчин и 21% женщин. Ясно видно стремление женщин сделать этот вопрос хотя бы предметом обсуждения, а возможно, и решения. Среди мужчин такой интерес распространен гораздо слабее. Это дает основания подозревать, что скрыто существует и интерес противоположный, желание сохранять гендерную асимметрию.

Это подозрение усиливают данные об ответах на вопрос о том, надо ли, чтобы «женщины занимали высшие государственные посты наравне с мужчинами». Этого хотели бы 50% мужчин и 78% женщин. Вообще участие женщин в политике среди мужчин одобряют 66% и не одобряют 30%, среди женщин одобряют 86% и не одобряют 12%. Хотели бы, чтобы в России в ближайшие 10-15 лет президентом стала женщина, 44% женщин, но вдвое меньше мужчин (21%).

Все эти примеры говорят об одном — о наличии серьезного конфликта в нашей культуре в целом. То есть это не «вековечный конфликт между мужским и женским началом, заложенный в нас самой природой». Это — конфликт нашей современной культуры. Как противоречие между «мужской» и «женской» позициями, он раскалывает мужское сознание, не оставляет единым и женское. Из приведенных данных видно, что немало мужчин считают справедливой «женскую» точку зрения на проблему, но есть и женщины, которые присоединяются к «мужской».

При этом «мужская» точка зрения — дискриминационная, исключающая, в этом смысле партикуляристская. А «женская» может быть прочитана как уравнительная, в этом смысле как продолжение «мужской». В нашей культуре есть ее примеры — выражение «мужик-баба» нередко используется как похвала.

Женщины в России живут дольше мужчин. Доля пенсионеров среди женщин в два раза больше, чем среди мужчин. Поэтому одиноких женщин в стране вдвое больше, чем одиноких мужчин. Частично этим объясняется и то, что женщин, заявляющих, что для них половая жизнь отсутствует — 33%, тогда как среди мужчин об этом сообщают в 2,5 раза реже (13%).

Российские мужчины и женщины по-разному осваивают реальность. Есть, например, актуальная тема религиозности: к православным себя относят 84% женщин и 73% мужчин. То, что женщины более религиозны, известно издавна. В советских поколениях оба пола равно были вне религии. Со вторым пришествием православия в Россию эта гендерная особенность восстановилась.

А вот вопрос не культа, но отношения к важным общенациональным символам. К Сталину у мужчин чаще встречается отношение положительное, нежели отрицательное (44% и 34% соответственно), а у женщин — наоборот (37% и 42%). С отношением к фигуре Путина все иначе. В широко известном вопросе об «одобрении/неодобрении в целом деятельности Владимира Путина на посту президента РФ» многократный перевес позитива демонстрируют оба гендера, но женщины устойчиво опережают в этом мужчин. В марте среди мужчин такое одобрение высказали 77%, а среди женщин — 84%.

Неравный мир

В интернет-дискуссиях на гендерную тему равноправие полов, как правило, обсуждают женщины. И с женщинами. Мужчины этой темы касаются редко, это «не их тема». Как правило, мужчины участвуют в таких дискуссиях, если речь идет о женщинах-политиках, причем нередко для них это повод заявить себя с сексистских позиций. Так, неадекватность (с их точки зрения) неких заявлений или законопроектов, поступающих от кого-либо из женщин-депутатов Госдумы, они объясняют тем, что у нее наверняка «проблемы с личной жизнью». Если же женщина-политик молода и хороша собой, но ее идеи им тоже представляются неприемлемыми, то ее карьеру и само появление на политическом поле объясняют связями с мужчинами из высших эшелонов власти. Если речь идет о женщинах — крупных политиках из других стран, то здесь реакции могут варьироваться от «восхищен, в том числе как мужчина!» до повторения идей о том, что «и у них в политику идут неудачницы в главном». А «главное» — это красота, семейная жизнь и дети. Иногда и неженственность может в мужских глазах выступать как достоинство. Об Ангеле Меркель или Маргарет Тэтчер могут сказать в порядке похвалы: «Она — единственный мужик среди баб вокруг нее». Так или иначе, отношение к женщине-политику вне ее гендера для мужчин-участников невозможно. Хоть легкий, но заметный отсыл к тому, что это именно женщина, присутствует практически всегда.

Что касается женщин, то гендерная тема — одна из самых популярных в их дискуссиях в интернете, особенно на семейных форумах, которые являются почти на 100% женскими. Если обсуждают женщин-политиков, участницы дискуссий настроены по отношению к ним не менее критически, чем мужчины. Они еще строже оценивают их внешний вид и тоже зачастую связывают их политические позиции с личной судьбой. Впрочем, среди участниц немало и тех, кто готов восхищаться женщиной-политиком не ввиду ее позиции, а просто за то, что она, будучи женщиной, смогла достичь такого высокого поста. (Правда, среди российских женщин-политиков практически ни одна их восхищения не вызвала.)

Но гораздо чаще дискуссии касаются не далеких и высоких сфер политики, а повседневной жизни: отношений в семье и на работе. И хотя все участницы имеют высшее образование, одни женщины ориентированы на более современные ценности, другие — на традиционалистские.

В советское время все понимали невозможность для семьи жить на одну зарплату мужа. Женщина должна была выходить на работу. И пропаганда всячески расхваливала «участие женщин в общественно-полезном труде наравне с мужчинами», поэтому возможность не работать, сосредоточиться только на семейных ролях большинством женщин даже не обсуждалась. В перестройку, когда началась демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, государство изменило свою риторику. Теперь утверждалось, что главное для женщины — это семья и дети.

Современным женщинам от этих двух эпох остались и установка на выход в мир из семейного узкого круга, и установка на ценность семьи и детей. Поэтому часть участниц пишут, что работа, карьера для них играют огромную роль, такую же или почти такую же, как для мужчин. Им также кажется, что гендерное равенство обязательно предполагает финансовую независимость, особенно в современной ситуации, когда половина браков заканчивается разводами. Другие же считают, что сама идея гендерного равенства искусственна, что сила женщины не в конкуренции с мужчинами, что роль жены и матери более важна для женщины. Как для мужчины природой заложено быть добытчиком, так для женщины — обеспечивать ему семейный уют и тепло, заботу и внимание. Есть и третий подход, он предполагает, что женщина может выйти из семейного круга и работать, но только для своего собственного развития или просто удовольствия. Сторонницы такого подхода тоже негативно настроены по отношению к идее равенства мужчин и женщин, поскольку такой подход не выгоден самой женщине. Ее должны любить, обеспечивать, холить и лелеять.

Судя по нашим исследованиям, абсолютное большинство женщин уверены, что равноправия полов в России нет, но далеко не все думают, что оно им необходимо. Да, гендерные стереотипы могут мешать карьере. Это важно для тех, кто ориентирован на карьеру, но и тут далеко не для всех. Во всяком случае женщины этим обстоятельством возмущаются довольно редко, преимущественно на форумах феминисток. Гораздо чаще пишут о том, что женщина может решить многие проблемы своей карьеры, используя свое женское обаяние, либо просто сменив место работы на то, где ей предложат более высокую позицию.

Но для большинства женщин карьерный рост все-таки вторичен по сравнению с семейной гармонией. Или: карьерный рост важен и возможен, но не до самых высоких позиций. Там, как им кажется, для женщин начинаются проблемы, там идет дискриминация. Гораздо чаще гендерная проблематика обсуждается в ином ключе: как добиться желаемого (как в семье, так и на работе) с помощью чисто женских свойств, женской мудрости и женской хитрости. («Мы не хотим бороться за свои права, вступать в конфронтации, мы хотим добиваться своего, используя те качества, которыми наградила нас природа».)

Не только принципы феминизма, но и сам термин «феминизм» вызывают резко негативные реакции как у мужчин, так и у женщин на массовых площадках в российском интернете. А чего не встретишь на этих площадках — это позиции, что все мы граждане, что у всех равные права и обязанности.

Проблема неравенства полов в разных культурах является весьма значимой и заслуживающей внимания. Общая модель во всем мире такова – мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами. Однако эта общая тенденция в разных культурах имеет свою специфику (Rosaldo, Lamphere, 1974).

Уровень несправедливости, фиксирующий неравенство полов, лучше всего иллюстрируется рядом показателей: «женщины составляют половину населения земного шара, на их долю приходится две трети от общего рабочего времени, они получают одну десятую от общей доли мировых доходов и владеют одной сотой общемировой частной собственности» (Frankenhaeuser, Lundberg, Chesney, 1991,стр.257).

В чем причина этих различий? На этот счет существует много теорий (для обзора см. Gailey, 1987). Однако доводы и рассуждения, подтверждающие правильность этих теорий, противоречивы. Появление подобных теорий во многом было инспирировано марксисткой идеологией, чем фактами. Вероятно, в каждой теории содержится зерно правды, но реальность такова, что убедительной теории пока не создано. Не смотря на это, ниже приводимое объяснение представляется наиболее разумным вариантом ответа на этот вопрос. Мы обсудим эту проблему более детально в 5-ой главе. Сейчас только кратко обозначим некоторые положения.

Культуры различаются по степени неравенства полов. Даже в тех культурах, где идеал равенства декларируется открыто (например, в континентальном Китае), реальная практика далека от этого идеала. Тенденция к равенству между мужчинами и женщинами сильнее выражена в обществах с общинным укладом, чем в развитых стратифицированных обществах (Etienne, Leacock, 1980; Lebra, 1984). В общинных сообществах, скорее всего, существует иерархия взаимозаменяемости и взаимодополняемости мужских и женских ролей. В стратифицированных обществах сильнее выражена тенденция, чтобы женщина «знала свое место».

Социально-экологическое неравенство культур и неравенство полов коррелируют друг с другом, а эксплуатация по признаку пола зачастую согласуется с экологической эксплуатацией.

Например, в тех регионах Африки, где жители не исповедуют ислам, статус женщины в сравнении со статусом мужчин, был намного равноправнее до тех пор, пока к ним не пришли завоеватели- колонизаторы (Etienne, Leacock, 1980). В условиях колонизации существовала эксплуатация, а уровень неравенства по признаку пола увеличился. Кроме этого, религиозные инстанции зачастую способствовали сохранению неравенства, проповедуя жесткие религиозные догмы (Iglitzin, Ross, 1976), а также самим содержанием религиозной иерархии, в которой доминировали мужчины. Исламская и католическая религиозные конфессии особенно склонны поддерживать у своих верующих принцип неравенства полов (там же, 1976).

В каких сферах мужчины и женщины относительно равноправны по отношению друг к другу? Одним из показателей неравенства полов является процентный уровень безграмотности среди женщин. В целом, предпочтительно, чтобы этот показатель был одинаковым для мужчин и женщин, как в случае со скандинавскими странами и Швейцарией. Во многих развивающихся странах необразованных женщин гораздо больше, чем мужчин. Даже в Соединенных Штатах женщины не достигали уровня образованности мужчин вплоть до 1970-х годов!

Другим показателем равенства является процентное соотношение женщин, занимающих руководящие позиции. Во всем мире этот показатель намного меньше 50-ти процентов (с 48-и процентами в Швейцарии и 28-и – в Австрии). В большинстве остальных стран эти показатели еще ниже. В Соединенных Штатах этот показатель составляет 17%, в исламских странах так же очень низок. В Южной Корее он составляет 2%, в Ганне -3%.

Следующим показателем является процентное соотношение уровней доходов мужчин и женщин. Триман и Росс (Treiman, Ross, 1983) составили обширный статистический сборник по индустриально развитым странам. Согласно этим данным, наилучшее соотношение по этим показателям занимает Германия (где женщины получают 74% от зарплаты мужчин) и скандинавские страны (Швеция – 69%, Финляндия – 68%, Норвегия- 63%, хотя в Дании – только 57%). В большинстве стран западной Европы зарплата женщины составляет около двух третей от зарплаты мужчины. Данные по Соединенным Штатам, представленные в этом докладе, составляют 57%. Заметим, что это средние показатели, и картина по разным профессиям отличается от среднего в зависимости от места работы, региона, этнической группы, возрастной группы и т. д. Тем не менее, в целом, уровень зарплаты женщин ниже, чем у мужчин. С другой стороны, во всем мире уровень смертности у мужчин выше, чем у женщин. В Северной Ирландии соотношение этих показателей 9 к 1. В США – 3.3 к 1, хотя в Дании он составляет 1.1 к 1. Мужчины так же чаще гибнут в автомобильных катастрофах. В Чили этот показатель составляет 4.8 к 1, в Соединенных Штатах – 2.7 к 1. Исландия является в этом отношении исключением, где это соотношение составляет 1 к 1. Опять же, эти цифры отражают средние показатели, и сохраняется тенденция, что мужчины занимаются более опасными видами деятельности, чем женщины.

В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами - хоть в строении мозга, хоть в поведении - обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?

Мы не крокодилы

У крокодилов, к примеру, пол зависит от того, тепло или холодно было в процессе инкубации яйца: самцы появляются только в наиболее «комфортных условиях», при температуре от 30 до 34 градусов, а в любых других - самки. У крокодилов половых хромосом нет - все хромосомы одинаковые. У людей (и у млекопитающих) по-другому. Все клетки тела человека содержат набор из 46 хромосом, 44 из них у мужчин и женщин одинаковые, а одна пара отличается: у женщин это две Х-хромосомы, а у мужчин - одна X и одна Y.

Человеческая Y-хромосома (мужская) значительно меньше женской, и генов в ней в десятки раз меньше.

Уже в материнской утробе у мальчика, как и запрограммировано соответствующим геном Y-хромосомы, появляются мужские половые железы. Они вырабатывают тестостерон - мужской гормон. Формирующемуся женскому организму тестостерон тоже нужен: с его помощью, например, создается скелет. У женщин этот гормон тоже вырабатывается. Во взрослом женском организме уровень тестостерона примерно в десять раз ниже, чем в мужском. В свою очередь, и женский гормон эстроген в небольшом количестве производят железы мужчины. Оба гормона необходимы обоим полам, но в разных пропорциях.

Ученые полагают, что тестостерон влияет на неравномерное развитие полушарий плода: рост левого, отвечающего за рациональное мышление, стимулирует, а правого, отвечающего за эмоции, сдерживает. Влияет тестостерон и на развитие речи: общеизвестно, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки.

Мартышке - куклу, мартышонку - мяч

Подрастая, мальчики позже, чем девочки, начинают сидеть, ползать, ходить, говорить. Различия в поведении становятся заметны довольно рано: мальчики тянутся к «мальчиковым» игрушкам, девочки - к «девчачьим». Нет, девочка с машинкой и мальчик с куклой не нонсенс, однако усилия родителей, которые стараются обеспечить своим детям отсутствие «гендерной предвзятости», часто обречены на провал. Англичанка Мелисса Хайнз и американка Джериэнн Александер установили, что даже у зеленых мартышек малыши-самцы чаще выбирают для игры мячики и машинки, а самочки - кукол. А в ходе одного исследования, проведенного в Кембриджском университете, годовалым детям показывали кадры из фильмов с разными изображениями: девочкам больше нравились лица, а мальчикам - машины.

Уже к трем годам мальчики и девочки однозначно выбирают разные игрушки и разный способ игры: мальчиков тянет к мячам, машинкам и конструктору, играют они большими группами, им нужно больше места; девочки предпочитают играть в небольших группах и довольствуются меньшей территорией. Правда, некоторые ученые считают, что дети просто подражают взрослым - отцы и матери ведут себя по-разному, когда играют с детьми, а воспитатели поучают: «Мальчики не играют в куклы, девочки себя так не ведут».

Согласно исследованиям, проведенным на факультете социальной и возрастной психологии Кембриджского университета, выбор занятий и игрушек, предпочтительных для одного из полов, уровень активности и агрессии тоже прямо зависят от внутриутробного влияния тестостерона на формирующийся плод.

Впрочем, внутриутробным развитием влияние гормонов не ограничивается - их влияние на человеческий организм чрезвычайно велико в младенчестве и в пубертате.

Речь у девочек старшего дошкольного возраста обычно развита лучше, чем у мальчиков, мальчики в начальных классах и ростом меньше, чем девочки, и ведут себя более по-детски. И учебные трудности у них разные. Мальчикам легче дается дедукция - от общего закона к частным примерам, девочкам - индукция: они обрабатывают массу информации и приходят к общему выводу, так что девочкам труднее сдавать тесты на множественный выбор и принимать быстрые решения. Эти различия сохраняются и во взрослом возрасте: считается, что, говоря совсем просто, мужчины обращают больше внимания на главное, женщины - на детали.

Девочки лучше запоминают слова и в целом лучше читают, мальчики - лучше считают; у девочек обычно больше затруднений вызывает математика, у мальчиков - чтение. Мальчики в целом лучше оперируют абстракциями, символами, знаками; девочкам легче учиться по текстам и на наглядных, конкретных примерах (разумеется, и среди мальчиков, и среди девочек есть примеры обратного; эти различия скорее общая тенденция, чем непреложный закон).

Таких различий очень много, им можно посвятить не одну статью; все это десятилетиями заставляет методистов задумываться над тем, не правильнее ли учить мальчиков и девочек отдельно. У адептов раздельного обучения есть множество аргументов в его пользу, у противников - масса контраргументов. Сравнительных исследований здесь не так уж много. Согласно одному из них, проведенному Лондонским институтом образования, раздельное обучение приносит больше выгоды девочкам: мальчики не подавляют их в точных науках, и девочки могут достичь в них большего; у выпускниц британских школ для девочек зарплата на 10 процентов выше, чем у выпускниц школ с совместным обучением. На мальчиков этот закон не распространяется, единственное отличие, которое оказалось статистически значимо, это худшая приспособленность выпускников мужских школ к семейной жизни: они разводятся значительно чаще, чем те, кто учился вместе с девочками.

Экономист Аналия Шлосер из Тель-Авивского университета выяснила на опыте, что лучшие результаты в учебе показывают классы, в которых девочек чуть больше, чем мальчиков - 55 процентов, поведение и отношения между учениками в них тоже лучше. По ее мнению, раздельное обучение дает некоторые преимущества девочкам, но эту выгоду перевешивают потери от дисциплинарных проблем в классах, где учатся одни мальчики. В целом специалисты из разных стран считают существующую сейчас школьную систему более удобной для девочек, чем для мальчиков - может быть, потому, что девочки в целом более спокойны, усидчивы, дисциплинированны и легче выносят монотонную работу. Но в какой степени их дисциплинированность и усидчивость обусловлены биологией, а в какой - воспитанием, выяснить пока не удалось.

Задний ход, кому сказал!

Исследования, посвященные различиям в мозге и способах мышления мужчин и женщин, ведутся постоянно. Уже выявлены существенные различия в размерах разных структур мозга у женщин и мужчин, обнаружено, что во время выполнения одинаковых действий у них активируются разные отделы мозга.

В последние годы такие исследования проводятся с применением магнитно-резонансной томографии, позволяющей заглянуть внутрь черепной коробки живого человека. Несколько научных работ, выполненных разными группами ученых, показывают: мужчины лучше справляются с задачами на пространственное мышление, а женщины - на запоминание и вербальные навыки. Различия эти не фундаментальны и вообще не означают, что у мужчин или у женщин интеллект выше или ниже, это просто разные способы решать задачи, не более. Скажем, несколько исследований показывают, что способность решать задачи на мысленное вращение объектов напрямую зависит от уровня мужского гормона тестостерона: чем он выше, тем лучше решаются задачи. Зато у женщин, к примеру, выше способность справляться с решением нескольких задач одновременно.

Джилл Голдстейн (Медицинская школа Гарвардского университета) при помощи МРТ обнаружила несколько отличий в размерах определенных структур мозга у женщин и мужчин, отвечающих за память, эмоциональные реакции, зрение, слух, восприятие речи и ориентацию в пространстве. Изучение животных показало, что именно в тех областях мозга, которые у разных полов отличаются размерами, сосредоточен максимум рецепторов половых гормонов. Значит, можно предположить, что многие различия в восприятии информации, ее обработке, реакции на нее не воспитываются в людях обществом и семьей, а закладываются еще до рождения.

Мужчины и женщины по-разному ориентируются в пространстве и выбирают маршруты: мужчины оценивают расстояния, женщины придерживаются конкретных ориентиров; ученые связывают эти навыки с тем, что структура мозга под названием гиппокамп у тех и других работает в разных условиях по-разному.

Исследования показывают, что мужчины и женщины по-разному обучаются новым пространственным навыкам в условиях острого и хронического стресса: женщины лучше учатся в спокойной обстановке, мужчины неплохо обучаются в условиях острого стресса, тогда как женщины совершенно теряются. Трудно не вспомнить, как часто отчаиваются женщины, когда мужчины-автоинструкторы пытаются обучить их новым навыкам пространственной ориентации (какой-нибудь злополучной параллельной парковке) в условиях острого стресса. Зато хронический стресс женщины переносят легче.

Справляются со стрессом, с усталостью мужчины и женщины тоже по-разному. Джон Грей, автор бестселлеров о женщинах с Венеры и мужчинах с Марса, в одной из своих книг рассказывает: за снятие стресса у мужчин и женщин отвечают разные гормоны - тестостерон и окситоцин соответственно. Уровень тестостерона к вечеру падает, а для того, чтобы он восстановился, мужчине необходим покой и пассивный отдых. Женщине же, чтобы прийти в себя, необходим окситоцин - а его выработке, наоборот, способствует общение, душевный разговор и нежность. Поэтому не стоит удивляться, когда мужчина после рабочего дня утыкается в газету, а женщина после такого же напряженного дня стремиться пообщаться.

Священник Павел Гумеров в своей книге «Семейные конфликты. Профилактика и лечение» комментирует эти научные изыскания так: «Я думаю, что самое главное как для мужчин, так и для женщин - просто знать эту особенность, понимать, что мы разные, и не принимать наши различия и особенности за личное оскорбление». Жене - не обижаться, что муж лег на диван и ничего не делает, мужу - помнить о том, что жене нужно его внимание и теплые слова.

Лечите женщину

Понимание того, какие структуры мозга и гормоны задействованы у мужчин и женщин в переживании стресса, имеет еще и другое важное практическое значение: оно помогает подобрать адекватное лечение для людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством - тяжелой затяжной реакцией на острую душевную травму: один и тот же препарат может ослабить мучительные воспоминания о травмирующем событии у женщин и не оказать никакого влияния на мужчин.

Депрессию мужчины и женщины тоже переживают по-разному: до пубертата это расстройство несколько чаще встречается у мальчиков, но затем преобладает у девочек. Ученые связывают это с половым различием в выработке нейромедиаторов мозга.

Расстройства аутичного спектра или синдром дефицита внимания и гиперактивности встречаются у девочек реже, чем у мальчиков (или, как считают другие ученые, они просто протекают в более мягкой форме и реже выявляются), а депрессией и посттравматическим расстройством женщины страдают чаще мужчин. У женщин и девочек душевные страдания, говоря проще, обращены внутрь, поэтому им более свойственны тревожность и депрессия, у мальчиков и мужчин - вовне, их реакция на страдания чаще связана с агрессией.

Женщины и мужчины даже болеют по-разному. Житейские наблюдения рисуют ядовитые картины: женщина с высокой температурой хлопочет по дому, мужчина с 37,2 лежит и самозабвенно страдает. Женщины, не осуждайте за это мужчин: учеными доказано, что мы действительно по-разному переживаем одни и те же состояния. У женщин и мужчин и астма протекает иначе, и сердечно-сосудистые болезни, и, если не учитывать эти отличия, можно сделать фатальную диагностическую ошибку, например недооценив стертые симптомы инфаркта у женщины. И от психических заболеваний: депрессии, шизофрении, наркомании, посттравматического стрессового расстройства - пациентов эффективнее лечить с учетом половых различий в протекании болезни.

Два полюса

Зачем мы такие разные? «А зачем разные васильки и ромашки? - спрашивает , настоятель храма Сретения Господня деревни Шелоховская (Каргопольский район Архангельской области). - Любое действие Бога промыслительно и имеет глубокий смысл. Человек был сотворен единым - в Адаме изначально уже были и мужчина, и женщина. Ведь Бог сделал женщину не отдельным, совершенным человеком - а взял ее от Адама. «Нехорошо человеку быть одному», сказал Господь и создал ему помощницу. У Адама что-то отнялось, у Евы - что-то добавилось.

Мужчины и женщины не просто разные - нередко они зеркально противоположны друг другу: физически, физиологически, в свойствах души. Это легко заметить по тому, например, как по-разному они переносят сложные ситуации: уволенный с работы мужчина может запить, впасть в депрессию - женщина устроится на две ставки, будет крутиться как может и кормить семью. Она здесь - не слабая, а более сильная. Когда мужчина опускает руки, женщина может покрыть все своей любовью, заботой, попечением. Таков брак изнутри: они не одинаковы, у них разные качества, у одного свои сильные стороны, у другой - свои…

Женщина может носить мужскую одежду, но не может думать и чувствовать как мужчина - так и мужчина не может любить как женщина, чувствовать как мать. Бог создал Адама художником, а жену - его помощницей. Их нельзя рассматривать порознь, отдельно друг от друга, не зря же сказано: будут двое плоть едина. Мужчина - генерал по характеру. Но без своего войска, без женщины - он не генерал. Мужчина тоже должен понимать: раз ему сделали помощницу - значит, он один не справляется. Если они будут одинаковы - какой же им смысл объединяться? Раз они призваны к единству - они дополняют друг друга».

Текст: Ирина ЛУКЬЯНОВА

Среднее значение Глобального индекса гендерного разрыва (Global Gender Gap, GGG) в 2017 г. составило 68%. Показатель увеличился впервые с момента, как Всемирный экономический форум (World Economic Forum) начал следить за разницей в социальном положении мужчин и женщин.

GGG - это индекс неравноправия между мужчинами и женщинами в 144 странах мира. Для определения GGG используются четыре ключевых сектора: здоровье , образование , участие в политике и участие в экономике .

Хотя в среднем в отслеживаемых странах показатели здоровья мужчин и женщин практически не отличаются (разрыв преодолён на 96%), в том, что касается участия женщин в политике и экономике, разрыв «остаётся большим», сообщается в новом отчёте.

«При сохранении имеющихся тенденций, - указано в документе, - существующий гендерный разрыв может быть полностью преодолён в 106 странах ровно за 100 лет. В прошлом году аналогичный прогноз составлял 83 года».

С учётом продолжающегося расширения экономического гендерного разрыва, продолжают эксперты, «теперь он может быть полностью преодолён только через 217 лет». В то же время достичь образовательного равноправия можно всего за 13 лет.

В этом году показатели GGG уменьшились в 60 странах. Это означает, что ситуация с равноправием мужчин и женщин в этих государствах ухудшилась.

При расчёте GGG данные используются таким образом, что 0,000 означает «абсолютное неравноправие» , а 1,000 - «абсолютное равноправие» между мужчинами и женщинами . Поэтому «худшими» оказываются страны с наименьшим GGG .

Ниже мы приводим список из 15 стран, в которых гендерный разрыв в этом году оказался максимальным. Россия в этот список не попала: по показателям гендерного неравноправия наша страна находится на 71 месте из 144, что не так уж плохо, но и не так уж хорошо. Индекс России - 0,696. Сразу за Россией следует Гана, а перед нею - Доминиканская республика. Украина , обогнав Россию ровно на 10 пунктов, занимает 61 место (0,705). Казахстан стоит на 52-м (0,713). Соединённые Штаты - на 49-м (0,718). Израиль - на 44-м (0,721). Далеко вперёд по обеспечению равноправия полов вырвалась Белоруссия , её место - 26-е (0,744). А лучшими в мире в плане гендерного равноправия оказались Исландия (1 место , 0,878), Норвегия (2-е , 0,830) и Финляндия (3 , 0,823). Интересно, однако, что четвёртое место занимает бедная аграрная Руанда (0,822).

Перейдём к худшим.

15 худших с точки зрения гендерного равноправия стран

130. Катар. 0,626. В этой стране мужчин-специалистов и мужчин-технических работников в три раза больше, чем женщин. Женщин в парламенте нет. Но ситуация с доступом женщин к высшему образованию постепенно выравнивается.
Эмир Катара Шейх Та́мим бин Хамад бин Хали́фа Аль Та́ни (араб. الشيخ تميم بن حمد آل ثاني‎, англ. Tamim bin Hamad al-Thani).

131. Турция. 0,625. Подавляющее большинство законотворцев, руководящих работников и менеджеров - мужчины, однако законы требуют равной оплаты труда мужчин и женщин. На позициях министров женщин практически нет.

Бывший министр внутренних дел Турции Мераль Акшенер (тур. Meral Akşener).

132. Мавритания. 0,614. Законы в этой стране не обязывают работодателей платить мужчинам и женщинам одинаковую заработную плату за одну и ту же работу. Кроме того, у женщин в браке и после развода нет таких прав, как у мужчин.

Президент Мавритании Мохаммед ульд Абдель Азиз (араб. محمد ولد عبد العزيز‎, фр. Mohamed Ould Abdel Aziz).

133. Кот-д’Ивуар. 0,611. За последние 50 лет ни одна женщина не была главой государства. В то же время среди владельцев бизнеса, администраторов и юристов в Кот-д’Ивуар женщин больше, чем мужчин.

Женщины в Кот-д’Ивуар.

134. Египет. 0,608. В этой стране нет законов о недискриминации, если речь идёт о найме женщин на работу. Также закон не требует, чтобы оплата труда была равной. Права мужчин и женщин в браке и после развода различаются.

Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) с президентом Египта Абдул-Фатта́хом Саи́д Хусе́йн Хали́л Ас-Си́си (араб. عبد الفتاح سعيد حسين خليل السيسي).

135. Иордания. 0,604. В кабинете министров практически нет женщин. Равная оплата труда не прописана законодательно. Избирательные права женщины получили только в 1974 г.

136. Марокко. 0,598. Дочери в этой стране не получают прав наследования, и руководителем государства никогда не была женщина.

137. Ливан. 0,596. Закон в этой стране не требует равной оплаты труда, а у дочерей нет прав на наследство. В парламенте и в кабинете министров практически нет женщин.

Президент Ливана Мише́ль Наи́м Ау́н (араб. ميشال نعيم عون‎).

138. Саудовская Аравия. 0,584. Впервые женщины получили право голосовать и выставлять свою кандидатуру на муниципальные выборы в 2015 г. В этом году женщинам впервые разрешили водить автомобиль.

139. Мали. 0,583. В этой стране нет законов о недискриминации в области трудового законодательства. Также закон не требует, чтобы оплата труда была равной. Дочери обладают лишь частичными правами наследования. Женщины ограничены в правах, касающихся использования, управления и владения землёй.

140. Иран. 0,583. Женщины имеют лишь частичный доступ к финансам. Кроме того, жительницы Ирана поражены в правах владения и управления землёй и имуществом.

Лидер Ирана Аятолла Сеййи́д Али́ Хосейни́ Хаменеи́ (перс. سید علی حسینی خامنهای).

141. Чад. 0,575. Женщины в этой стране имеют куда меньше шансов получить образование. Главой государства женщина никогда не была.

142. Сирия. 0,568 Подавляющее большинство рабочей силы (равно как и тех, кто обладает политической властью) - мужчины. Закон не требует равной оплаты труда, а дочери не могут вступить в права наследования.


Президент Сирии Баша́р Ха́фез аль-А́сад (араб. بشار حافظ الأسد).

143. Пакистан. 0,546. Дискриминирующее трудовое законодательство, отсутствие требований равной оплаты труда. Главой государства женщина была только однажды: речь идет о Беназир Бхутто (урду بینظیر بھٹو‎, синдхи بينظير ڀٽو), убитой в 2007 г.

144. Йемен. 0,516. Главой государства женщина также никогда не была. Закон не требует равной оплаты труда, и женщины имеют лишь частичный доступ к распоряжению финансами.