Но сначала – короткий рассказ. Узнай, почему тебя дразнят

Кого из нас не дразнили? Я думаю, что большинство из нас с этим знакомы. Часто это делается в безобидной шуточной форме в узком кругу друзей или знакомых. Мы смеемся вместе с дразнящими нас и совсем не чувствуем себя униженными. Но случается, что дразнящий ставит своей целью смутить нас, заставить покраснеть или поставить в неловкое положение. В таких случаях поддразнивание - вещь безусловно неприятная. Обычно это длится недолго, и мы можем легко "сбросить с плеч" неприятный осадок или посмотреть на все сквозь пальцы. Но когда поддразнивание становится системой или от него трудно отмахнуться, нужно что-то предпринимать.

Этот раздел посвящен детям, оказавшимся в таком положении.

Дети, которые становятся мишенью постоянных насмешек, чувствуют себя несчастными. Их самооценка обычно низка; они чувствуют себя униженными и пристыженными перед своими ровесниками. Они чувствуют себя рассерженными, обиженными и бессильными что-либо сделать. Если поддразнивание становится систематическим, получается замкнутый круг: чем больше их дразнят, тем более беспомощными и ущербными дети себя чувствуют и тем чаще они становятся объектом насмешек. Для того, чтобы положить этому конец, необходимо повернуть вспять весь этот цикл. В "истории про Энни", который приводится ниже, мать Энни рассказывает своей дочери, как стать ученым, специализирующимся в области человеческого поведения. В результате Энни начинает чувствовать себя важной персоной. Это ее занимает. Как "ученый по поведению" она проводит эксперимент, в котором дразнящий становится подопытным животным в клетке. А это, конечно, означает обмен ролями между "преследователем" и "жертвой".

Необходимо просвещать детей в отношении "языка тела": некоторые дети сразу забиваются в угол, тем самым, как бы зазывая желающих подразнить себя. "Язык тела" описан более подробно в "истории про Энни" о застенчивости. Полезно также научить детей расслабляться (см. раздел "Релаксация").

Когда дети расслабятся, можно предложить им вообразить, что их дразнят, но что это их абсолютно не задевает. Можно также научить детей думать про себя: "Она (он) делает это только для того, чтобы меня разозлить" или "Она (он) делает это только потому, что не обладает достаточным остроумием, чтобы рассмешить людей как-то иначе". Можно также порекомендовать вашему ребенку выступать в роли дразнящего и дразнимого, чтобы он приучился не реагировать на поддразнивание и насмешки. (см. раздел "Импульсивные дети").

История про Энни

Энни была маленькой девочкой и жила в коричневом доме вместе с мамой, папой и большой черной собакой.

Примечание: измените детали рассказа применительно к вашему ребенку.

Энни ходила в школу, которая находилась недалеко от ее дома. В общем-то ей в школе нравилось. Ей нравилась мисс Мэтсон, учительница. Ей нравилось рисовать. Ей нравилось узнавать много нового, играть в разные игры, встречаться с друзьями. Одно ей не нравилось в школе - Мэри.

Мэри пришла в школу, где училась Энни, несколько месяцев тому назад, и ее зачислили в класс Энни. Сначала Мэри почти не замечала Энни, но с недавних пор стала обращать на нее очень большое внимание. А Энни хотела бы, чтобы было наоборот. И все из-за того, что Мэри стала дразнить Энни. Каждый раз, когда Мэри встречала Энни, она начинала ее дразнить. Она давала ей всякие прозвища и сочиняла гадкие стишки о ней. Она придумывала всякие издевательские шуточки против Энни и смеялась над ней вместе со своими приятелями.

Энни это бесило. Ей становилось жарко и тошно. Иногда она даже плакала. Она низко опускала голову и надеялась, что если осторожно прокрадется мимо и не посмотрит в сторону Мэри, та ее не станет дразнить. Но Мэри все равно дразнила. Энни старалась избегать встреч с Мэри, но та всегда ее находила. Чем больше Энни краснела, чем ниже она опускала голову и чем ближе дело подходило к слезам, тем больше Мэри смеялась и дразнилась.

Примечание: это классический замкнутый круг: чем больше дразнимый реагирует, тем больше его дразнят.

Энни хотелось стать невидимой. Ей хотелось, чтобы ее не заставляли ходить в школу, и даже, чтобы она не была Энни.

Однажды Энни пришла из школы особенно расстроенная. Заметив это, мама подошла к ней, обняла и спросила: "Что-нибудь случилось? Я бы не сказала, что в последнее время у тебя очень весело на душе".
Энни подняла грустные глаза: "Я ненавижу школу".

"Отчего же? Ведь тебе там так нравилось! Какая-нибудь неприятность?"
Последовал кивок головы.
"Проблемы с учительницей?"
Энни качнула головой в знак отрицания.
"Не ладится учеба?"
Энни снова потрясла головой.
"Ребята?"
Утвердительный кивок. "Это все из-за Мэри, - пояснила Энни. - Она все время обзывает меня по-всякому и старается сделать так, чтобы все надо мной смеялись. Она меня высмеивает. Я ее просто ненавижу".

Мама снова обняла Энни. "Тебе должно быть это очень неприятно", - сказала она.
"Она просто не перестает дразниться - все дразнит и дразнит меня". Глаза Энни наполнились слезами. Она захлюпала носом. "Мне это противно; она все продолжает дразниться, и я ничего не могу поделать".
"Ты, наверное, чувствуешь себя просто ужасно, особенно когда думаешь, что ничего нельзя сделать", - сказала мама.
Энни грустно кивнула головой.

"Но это не так, - сказала мама, - кое-что ты все-таки можешь сделать. И даже довольно многое".
"Правда? - удивилась Энни. - Ты хочешь сказать, что я в самом деле могу что-то сделать?"

Примечание: это возвращает чувство уверенности.

"Конечно", - сказала мама.
"Это было бы замечательно!" - обрадовалась Энни. Она уже почувствовала какое-то облегчение.
"Пойдем посидим на кухне", - предложила мама.
"Надо кое-что спланировать. Мы сделаем из тебя младшего научного сотрудника, изучающего поведение.
"Младшего кого?" - переспросила Энни. Она никогда не слышала таких слов, но они звучали внушительно и солидно.

"Ученого-психолога, - повторила мама. - Ученый - это очень и очень важная персона, которая изучает разные вещи. Его интересуют, как работают люди, почему они поступают так, а не иначе, и что, например, надо сделать, чтобы они так не поступали, если что-то плохо".
"Это интересно, - сказала Энни. Она начинала убеждаться, что быть таким младшим научным сотрудником не только солидно, но и полезно. - С чего нужно начинать?" - спросила она.

"Помнишь, когда наш Черныш был маленьким щеночком, и нам приходилось приучать его не делать свои естественные собачьи дела дома?"
"Да, помню", - ответила Энни.
"Мы знали, что обычно щенки освобождают желудок сразу после еды. Поэтому, покормив его, мы за ним следили, а когда становилось ясно, что он собирается это сделать, мы сразу летели с ним во двор, и после окончания его "процедуры" там, щедро похлопывали его по спине и приговаривали: "Вот какая умная, хорошая собачка у нас". Скоро он научился делать свои собачьи дела не дома, а во дворе".

"Я это хорошо помню. По отношению к Чернышу вы с папой были учеными психологами".
"Ты совершенно права, - ответила мама. - Он делал то, что нам не нравилось, и поэтому мы придумали способ изменить его поведение".
"Это интересно, - сказала Энни. - Я никогда раньше не думала, что такое возможно".
"У нас, как ученых, занимающихся вопросами поведения, были и другие способы отучить собаку отправлять свои естественные потребности дома. Мы, например, могли подождать, когда Черныш закончит свои собачьи дела, а потом отшлепать его и выставить за дверь - "прохладиться".

"А если существует несколько способов, как вы решаете, какой именно нужно выбрать?" - спросила Энни.
"Настоящий психолог должен попробовать каждый метод по очереди, чтобы убедиться, какой из них самый эффективный, а затем применить его в дрессировке. Мы могли бы так сделать и в случае с нашим Чернышом, но первый метод был настолько хорош, что нам не потребовалось пробовать другие".
"Ну, а с чего же мне начать дрессировать и перевоспитывать Мэри?" - спросила Энни. Она начинала горячиться.

"Давай-ка присядем для начала и обдумаем несколько разных способов воздействия на Мэри. Тогда ты как ученый сможешь испытать их на практике и убедиться, какой из них наиболее эффективный".
"О, это, похоже, будет интересное занятие", - сказала Энни.
"Начнем с того, - сказала мама, - что мы знаем один способ, который не дает результатов".
"Какой?" - спросила Энни с удивлением.
"А ты подумай", - ответила мама с улыбкой.

Энни подумала несколько мгновений, и ее лицо вдруг озарила догадка.

"Я знаю, - сказала она. - Это - то, что я делаю сейчас. Этот способ не действует, потому что Мэри продолжает меня дразнить. Он не изменил ее поведения".

Примечание: очень многие из нас попадаются в ловушку, слепо повторяя поведенческие модели, даже если они не дают результатов.

"Правильно, - сказала мама. - Я вижу, из тебя получится отличный ученый-исследователь".
"Исследователь?" - удивилась Энни, а потом засмеялась. - "Ты хочешь сказать, что мою проблему можно исследовать?"
"Да".
"Я стану великим исследователем", - сказала Энни. Она уже предвкушала, как это здорово у нее получится.

"Ну, хорошо, - сказала мама. - Приступим". Она взяла лист бумаги и разлиновала его на три колонки. Над первой колонкой она написала: "Что сделала Мэри". Над второй - "Что сделала Энни". А над третьей - "Что произошло". "Теперь, - сказала она, - давай напишем, что мы уже знаем".

В первой колонке, под словами "Что сделала Мэри", мама написала: "Мэри дразнила Энни". Дойдя до второй со словами "Что сделала Энни", она спросила Энни: "Что мы здесь напишем?"
"Не знаю, но когда Мэри меня дразнила, я расстраивалась и начинала плакать".
И мама вписала слова: "Энни расстраивалась и плакала".
"Ну, - спросила она, - а что происходило после того, как ты расстраивалась и плакала?"
"Мэри продолжала дразниться", - ответила Энни.
И мама написала в третьей колонке: "Мэри продолжала дразниться".

"Так, - сказала она. - Давай подумаем, что еще ты могла бы предпринять".
Энни подумала. "Я могла бы притвориться, что мне все было безразлично, и не обращать никакого внимания на то, что она говорила".
"Неплохой вариант", - сказала мама. Она взяла другой лист бумаги и написала на нем: "Что надо сделать", а под этим заголовком - слово: "1. Притвориться, что не замечаешь".
"Что еще ты могла бы сделать?" - спросила она.
"Я могла бы притвориться, что мне все это было смешно и рассмеяться", - ответила Энни.
"Да", - согласилась мама, и написала эти слова под номером 2.
"Я могла бы скорчить рожицу ей, - сказала Энни. - И это будет номер 3".
"Правильно", - сказала мама и внесла это в список.

"Я могла бы подразнить ее в ответ, - продолжала Энни. Она так и фонтанировала все новыми и новыми идеями. - Я могла бы сказать ей, что она ведет себя глупо, и потребовать, чтобы она прекратила свои штучки".
"Это можно поставить под номерами 4 и 5", - согласилась мама.
"Я могла бы ей сказать, что мне не нравится, когда меня дразнят и спросить ее, почему она так поступает".
"Прекрасно, - похвалила ее мама. - У нас получилось всего шесть вариантов того, что ты могла бы сделать".

Энни была удивлена - оказывается сколько существовало выходов из ее ситуации.

"Теперь, - сказала мама, - нам нужно выработать последовательность, в которой мы их испробуем.
"А почему бы нам не придерживаться порядка, в котором я их придумала", - спросила Энни.
"Хорошо", - согласилась мама.
"Начнем?" - спросила Энни. Ей не терпелось заняться этим интересным делом.

"Значит так, - сказала мама. - Возьми с собой в школу небольшую записную книжку, и каждый раз, когда Мэри начинает тебя дразнить, делай в ней пометку. И делай это ежедневно в течение двух недель. Тогда мы узнаем, сколько раз в день, в среднем, дразнит тебя Мэри. Две недели - значит десять школьных дней. А если на какой-то день падает праздник или Мэри пропустит уроки по какой-нибудь причине, добавь дополнительный день, чтобы довести общее количество дней до десяти".
"Кажется, это нетрудно, - сказала Энни. - Я начну с завтрашнего дня".

Через две недели она показала маме свою записную книжку.

"Вот, посмотри, - сказала она. - За десять дней у меня получилось двадцать пометок в записной книжке".
"Хорошая работа", - поощрила ее мама.
"Получается, что в среднем Мэри дразнит тебя два раза в день".
"Но что интересно, - сказала Энни задумчиво, - я сейчас так занята своей научно-исследовательской работой, что всякие штучки Мэри уже не действуют на меня, как раньше".
"Да, это - действительно интересно, - сказала мама. - Давай посмотрим в твою записную книжку".

Энни показала книжку. "Я оставила место для каждого дня, - сказала она, - и отметила, сколько раз Мэри дразнила меня каждый день".
"Посмотри на разницу между первой и второй неделями", - сказала мама.
Энни посмотрела. "Забавно", - удивилась она, - "в течение второй недели Мэри дразнила меня меньше".
"Давай помозгуем, - сказала мама. - Ты сказала, что штучки Мэри уже не действовали на тебя так, как прежде. Может быть как раз то, что ты перестала так реагировать на них, и меняет ее поведение?"
"Ты, конечно, права", - сказала Энни. Немного подумав, она добавила: "Если то, что я не реагирую и не расстраиваюсь, меняет поведение Мэри, может быть, оно изменится еще больше, если я не будут обращать на ее вредные штучки никакого внимания вообще? Может быть, попробовать с завтрашнего дня?"

"Неплохая идея, - согласилась мама. - Но прежде, чем ты это начнешь, тебе полезно будет узнать кое-что еще".
"А что именно?" - поинтересовалась Энни.
"Как ты думаешь: зачем Мэри тебя дразнит?"
Подумав немного, Энни ответила: "Чтобы расстроить или разозлить меня".
"Правильно, - сказала мама. - Часто люди дразнят других потому, что им нравится выводить их из равновесия. Поэтому, если ты расстраиваешься, то Мэри получает то, чего она добивается, и она знает, что поддразнивание на тебя действует".
"Ты хочешь сказать, что Мэри знает, что для того, чтобы меня расстроить или разозлить, ей будет достаточно меня только подразнить?"

"Вот именно, - сказала мама. - Вспомни, что делает Черныш, чтобы получить собачий бисквит?"
"Он садится на задние лапы и просит", - ответила Энни.
"Да, - сказала мама, - и он потом его получает".

Энни вспомнила и согласно кивнула головой.

"Как ты думаешь, - спросила мама, - что получилось бы, если бы мы перестали давать бисквиты, когда он просит?"
Подумав немного, Энни ответила: "Он бы перестал просить, потому что знал бы, что ему ничего не выгорит".
"Правильно, - сказала мама. - "Ай да ученый!" И после небольшой паузы добавила: "А теперь скажи мне, пожалуйста, что было бы, если бы домогающийся бисквитов Черныш их иногда получал, а иногда - нет?" - спросила мама.
Энни снова задумалась. "Мне кажется, - сказала она, - он опять стал бы просить. Потому, что если мы будем время от времени давать ему бисквиты, он будет считать, что его приемчик еще работает".

"Совершенно верно, - сказала мама. - Поэтому, когда ты, как ученый, испытываешь свой метод полного игнорирования козней Мэри по отношению к тебе, ты непременно должна применять его всякий раз, когда она начинает тебя дразнить. Иначе она может подумать, что это все еще на тебя действует".

Примечание: когда вы пытаетесь изменить чье-либо поведение, очень важна последовательность и систематичность.

"Это понятно, - сказала Энни. - Я думаю, что это у меня получится".
"Если ты допустишь ошибку, мы будем вынуждены начать все с начала, потому что нам нужно проводить эксперимент в течение десяти дней подряд. Это значит, что в случае неудачи потребуется немного больше времени. Только и всего".
"Это хорошо", - сказала Энни. Ей больше не нужно было бояться ошибок.

"Теперь скажи мне, как ты выглядишь, когда тебя дразнит Мэри?"
"Вот так", - сказала Энни. Она низко опустила голову, сгорбилась, постаралась покраснеть и выглядеть плаксивой.
"Понятно, - сказала мама. - Теперь для того, чтобы показать Мэри, что ее штучки не срабатывают и что ты вовсе не расстраиваешься, нам нужно попрактиковаться вести себя совершенно по-другому".
"Ага, я поняла, - сказала Энни. - То есть, вот так". Она выпрямила плечи и гордо подняла голову.

"Превосходно! - сказала мама. - Давай попрактикуемся: допустим, я - Мэри, и я дразню тебя, а ты постарайся не замечать".
"Хорошо", - охотно согласилась Энни.

Итак, мама Энни стала изображать Мэри. Она по-всякому обзывала Энни, показывала ей язык, а Энни не обращала на нее никакого внимания. Она просто проходила мимо, как будто перед ней стоял шкаф.

Примечание: разыгрывание ролей помогает детям научиться реагировать по-новому в спокойной обстановке.

"Эта дубина и кривляка Мэри пытается вывести меня из себя, - подумала Энни. - Но этот номер не пройдет: я ведь не кто-нибудь, а ученый-исследователь и вовсе не собираюсь обращать на нее внимание".

Примечание: "самовнушение" может помочь детям сохранить спокойствие и сосредоточенность на своих делах. Более подробно о самовнушении можно прочитать в разделе "Импульсивные дети".

"Это просто великолепно! - восхитилась мама. - У тебя это очень здорово получается". Она обняла Энни. - "Теперь ты можешь приступить к делу".

Энни очень волновалась. Она просто не могла дождаться следующего дня.

На следующее утро, когда Энни пришла в школу, она уже с нетерпением ждала, когда же, наконец, Мэри начнет ее дразнить. Так хотелось продемонстрировать свою уверенность в себе и полное безразличие к тому, что можно было ожидать от "противной стороны". Ждать пришлось довольно долго, но, наконец, этот момент наступил.

Энни сохраняла олимпийское спокойствие, не удостоив вниманием свою обидчицу.

"До чего же это здорово! - сияя от восторга сказала она маме, когда вернулась домой из школы. - Это так забавно!"
"Ты молодец! - похвалила ее мама. - Теперь ты настоящий ученый-исследователь".
Энни была на седьмом небе. "Теперь, как только Мэри начнет меня дразнить, - сказала она, - я буду выглядеть уверенной и не буду обращать на нее абсолютно никакого внимания. И буду так делать каждый раз".
"Правильно, - одобрила мама. - Я не могу дождаться, когда это произойдет".
"Я тоже", - с готовностью присоединилась к ней Энни.

Прошло девять дней. Энни подошла к своей маме с очень озабоченным видом.

"У меня проблема, мама, - сказала она. - Я больше не могу не обращать внимания на штучки Мэри".
"Почему же?" - спросила мама озабоченно.
"Потому, что она перестала меня дразнить! - сказала Энни и громко рассмеялась. - Она уже не дразнит меня целых четыре дня!"

"Вот видишь, - сказала мама. - Твое "необращение внимания" действительно неплохо сработало".
"Да, - согласилась Энни. - Настолько хорошо, что теперь нет надобности прибегать к другим методам. Я просто буду продолжать "не обращать внимания".
"Хорошая мысль, - согласилась мама. - Я очень горжусь своим специалистом-психологом".
"А знаешь что? - сказала Энни, стараясь заинтриговать маму. - Когда я повзрослею, я стану самым старшим ученым-исследователем!"

Другие публикации на тему данной статьи:

Когда я познакомился с одной особенной девочкой, я взял ее руку, когда она села в машину и держал несколько секунд… затем убрал ее со словами: “Нет, еще рано держаться за ручки”, как будто это была ее идея… потом во время обеда я протянул ей руку и когда она хотела взять ее, я убрал руку до того, как она ее коснулась… затем сделал это снова… и снова, говоря: “Не, правда…”

В конце концов, после обеда, я потянулся к ее руке и она не взяла ее, потому что я слишком дразнил ее, так что я буквально схватил ее за руку и держал ее и потом убирал. Я дразнился. И когда она наконец сдалась, я дал ей руку.

Затем, когда я крепко обнял ее позже, она целовала меня в щеки и шею и я обвинил ее в том, что она слишком много меня целует. (Идея в том, что это она совращает меня, это она агрессор). Моя часть работы - это делать что-то (брать ее за руку) и затем я обвиняю ее за это (“еще рано держаться за руки”).

Этот тип поведения, посылание путанных сигналов и флирт действительно не имеет смысла для большинства мужчин, но для женщин это волшебство.

Также многих женщин интригует если ты “добиваешься ее” и утром игриво берешь у нее телефон… и затем просто смеешься с того, какая же она прелестная, когда так себя ведет. Это очень их удивляет, потому что она чувствует, что ты держишь все под контролем и она не знает, что делать дальше… так как ты знаешь все игры, в которые она играет и не ведешься ни на один из ее трюков… это заставляет их нервничать, поскольку у нее больше не осталось каких-то сил или боеприпасов.

Они любят, когда мужчина держит все под четким контролем. И по секрету они хотят себе такого. (Очень ВАЖНО не стать другом/терапевтом, а нужно использовать это, чтобы укротить ее).

Я также сразу говорю женщинам, что они могут стать хорошими друзьями.

Забавно наблюдать, как рамка дружбы работает на женщинах, потому что это заставляет их думать и, зачастую, впервые: “Вау, кажется, я впервые нашла человека, который умнее меня, знает о моих маленьких играх и у него выше стандарты, чем Я, в отличии от других… и сейчас он говорит о том, чтобы быть “просто друзьями! О нет! Разве я ему не нравлюсь? Разве он не хочет меня, как остальные парни?”. Ключевой момент заключается в том, что нужно заставить их постоянно ломать голову… никогда слишком не показывать свою заинтересованность, иначе они начинают играть в свои старые игры и т.п.

Еще одно интересное наблюдение, которое я сделал, это то, что женщины понимают только КОД, не общение напрямую.

Маленькие мальчики дразнят девочек в 8 лет, и женщинам продолжает это нравиться как в 28, так и в 48. Мне нравится находить что-то, в чем они немного не уверены и прикалываться над этим, так, что они не могут понять, серьезен ли я.


Метафора, которую я использую, это то, что женщины как Машины «Энигма» на русских подводных лодках. Эти машины способны передавать сообщения друг другу, но также могут каждый раз менять коды. Зачастую женщины больше заинтересованы давать и получать тонкие намеки.

Если ты говоришь женщине “Ты действительно мне нравишься”, то это не будет так эффективно, если ты ей скажешь “Я действительно тебе нравлюсь” в дразнящей манере. Ты понимаешь?

Я говорю с помощью метафор и историй, говорю о чувствах и желаниях, говорю закодированным языком, и пытаюсь никогда не говорить прямо.

Позволь мне дать тебе несколько примеров:

Если ты хочешь заняться сексом с женщиной, то ты мог бы сказать “Эй, почему бы нам не заняться любовью?” Вперед, попробуй это на ком-нибудь, а затем дай мне знать, как это у тебя сработало.

Или ты можешь попробовать вот что… В следующий раз, когда будешь с женщиной, встань возьми ее руки и потяни по направлению к ногам, затем обними ее, отпусти и отклонись. Когда она снова сядет, скажи, “я просто хотел обнять тебя”. Затем, позже обними ее снова и прижмись к ней, и пока прижимаешься, нюхай ее шею и говори, как хорошо она пахнет… и не останавливайся. В течение нескольких минут она покажет тебе насколько она разогрелась.

Два разных пути к одному и тому же результату. Различие только в том, что первый работает в 100 раз лучше, чем другой.

Мужчинам нравиться идти на улицу, чтобы изменять. Женщинам нравиться отдаваться неожиданно… особенно если это Табу или не следует этого делать и т.п. Незапланированные вещи кажутся лучшими. Например, она случайно завелась в твоей спальне от того, что ты случайно делал ей массаж и обнюхивал ее и т.п. и это произошло незапланированно, романтично, и это хороший способ, чтобы завестись.

Если ты хочешь увеличить свои шансы успеха с женщинами, то создавай ситуации, которые ведут к этим ситуациям. Спроси себя: “Какие ситуации приводят к результату, который я ищу по природе?”. Помните, что женщины любят заводиться неожиданно, им не нравиться думать, что ими пользуются.

Еще одна забавная вещь, которую я демонстрирую женщинам, это то, что я сообразительный и понимаю язык, чтобы интерпретировать их жесты и мимику и отвечаю им на них, как будто они что-то сказали.

Например, если женщина смотрит на кого-то, кто проходит мимо нее и затем морщится и делает “недовольное” выражение лица, я могу отреагировать на это так: “Я тоже об этом подумал”.

Понял? Я притворяюсь, как будто она прокомментировала это словами.

Или если женщина берет мою руку, я могу сказать: “Что, правда?”

Я притворяюсь, как будто она сказала: “Ты мне привлекателен”.

Женщины очень выразительно пользуются языком тела и мимикой, но они часто очень неуловимо выражают свои чувства.

Если ты улавливаешь эти намеки, то дай им знать об этом, и тогда реагируй забавными замечаниями, которые покажут, что ты проинформирован и ты будешь вознагражден. (Замечание: не начинай ВЕСТИ СЕБЯ как женщина, как только ты узнаешь об этом. Эта техника для парного использования и просто дай женщине “знать, что ты знаешь”, но не так, как обычно общается женщина. Многие мужчины делают ошибку, когда узнают как ведет себя женщина и затем ИМИТИРУЮТ ее все время. Это не то, что ты хочешь делать, поверь мне).

Юмор

Вот как лично я общаюсь с женщиной: я Дерзкий и Забавный, я направляю их действия, я дразню их, я даже не даю им передохнуть.

Я считаю, одно из наиболее важных умений это не то, как ты выглядишь, какого ты роста, веса, возраста, заработка, а это юмор.

Я не говорю о том, что вы четыре фута ростом или у вас один глаз. Если ты можешь заставить женщину смеяться, а потом пропустить все эти хорошие чувства через нее, то они полюбят тебя.

В прошлом году я решил начать ИЗУЧЕНИЕ комедий, поскольку я понял, что люди реагируют на них сильнее, чем на что-либо во всей вселенной. Тогда я нашел ряд книг на интернете, чтобы выбрать лучшие из них, и купил себе 5 или 6.

Первая книга, которую я прочитал, называлась “Секреты написания комедий” Хёлицера, произвела на меня большое впечатление. Он сказал, что самое главное в забаве, это ЛИЧНОСТЬ, а не шутки.

Большинство парней, из тех, кого я знаю, которые хотят научиться знакомится с женщинами, работают над шутками, а не над своей личностью. Я сам занимался этим два года. Я пытался выучить все основы и способы.

Наконец, до меня дошло, что женщины в действительности не заинтересованы во всем этом… они хотят какую-то особенную ЛИЧНОСТЬ. Способы не имели очень большого значения для них, до тех пор, пока они не сливались с личностью. Сейчас, когда я создал эту ЛИЧНОСТЬ для себя, все изменилось. Сейчас женщины звонят мне. Они преследуют меня. Они хотят быть со мной. Это странно, это волшебство и знамение.

Так что это за личность, которую они хотят? Хороший вопрос.

У меня есть хороший друг, который лучше всех, что я видел, цепляет женщин в барах и занимается сексом с ними в ту же ночь. Сейчас уже у меня лучше получается получать телефонный номер и завершать дело. Но этот парень, просто машина. И его образ мыслей в отношении женщин - это быть “Дерзким и Забавным” (его словами). Я считаю, что женщины теряют интерес к высокомерным парням… ЕСЛИ ТОЛЬКО… они не ЧЕРТОВСКИ ЗАБАВНЫ. Волшебная комбинация привлекает женщин также как Билл Клинтон привлекает круглолицых студентов. Я следую за образом поведения моего друга.

Я попытаюсь резюмировать личность, которую я развил:

“Я знаю, что эта девчонка тайно пытается подцепить меня… я собираюсь действовать решительно, прикалываться над ней, быть безразличным по отношению к ней и снизить ее уверенность как только могу. Я знаю, что ей любит парня, который не на столько саркастичен, чтобы заставить ее нервничать, так что я собираюсь действительно придержать пыл… и как только она начнет показывать интерес ко всему, что есть снаружи, я пошлю ее заставлю доказать, что она действительно хочет меня… так я смогу отвергнуть ее снова”.

Я делаю сумасшедшие вещи, такие как я стоя рядом с девчонкой в баре, поворачиваюсь к ней и совершенно серьезным тоном заявляю “Ты бы перестала ПОЖАЛУЙСТА меня трогать?” и затем смотрю ей прямо в глаза.

Или говорю: “Что ты делаешь в этом баре ради Бога? Ты можешь найти нормального симпатичного парня? Или ты уже отчаялась?” с совершенно откровенным лицом.

Я говорю вещи, которые собственно заставляют их думать, что я говорю серьезно, но оставляют тень сомнения.

Вот то, что я ищу: Если они реагируют как-то неуверенно и говорят: “О, прости… я не знала, что коснулась тебя”, тогда я продолжаю “Ладно, ты это уже сделала. И если ты собираешься продолжить, то я оценю, если ты будешь это делать немного повыше”. Они взрываются от смеха.

Если они выдают что-то забавное, типа “Ути какие мы обидчивые” и знает, что я прикалываюсь над ними, тогда я продолжаю играть роль и говорю, “Да, мне не нравится, когда меня касаются. Так что пусть между нами будет хотя бы один фут, пожалуйста” и продолжаю заниматься своим.

И кстати, иногда (не часто) я встречаю холодную, которая ведет себя напряженно, тогда я просто ухожу.

Если ты собираешься делать это, то ты должен помнить, что нельзя останавливаться… не превращайся в тупоголового придурка, как только она покажет первые признаки заинтересованности в тебе. Продолжай придерживаться этого поведения, и т.д. постоянно.

В идеальных отношениях мы бы позволяли своему мужчине видеть в нас только самое лучшее. Но в реальных отношениях мы часто позволяем ему видеть обе наши стороны: как хорошую, так и плохую.

Это понятно. Жить с кем-то, делить с ним бюджет и туалет, видеть из дня в день – это немного напрягает. И просто очень тяжело быть 100% идеальной 100% времени.

Но одно дело просто дать себе слабинку, а другое – взять на себя совершенно деструктивную роль. И многие женщины не понимают, что тем самым сами портят свои отношения. Вот лишь несколько особенностей женского поведения, которые отталкивают мужчин:

1. Когда женщина пытается все сделать сама. Она хочет контролировать отношения, ставит мужчину на место, считает себя «решателем проблем». Хотя у нее могут быть благие намерения, постоянно указывать мужчине, как и что он должен делать, неправильно – это раздражает.

Пытаясь контролировать его, она подрывает его чувство собственного достоинства, отнимая у него его мужественность.

2. Когда женщина ведет себя как мама: она обожает мужчину, суетится вокруг него и вечно беспокоится, верит, что он не может сделать ничего плохого, возможно даже выбирает ему костюм и носки, чтобы он надел в свой первый день на новой работе.

Женщина-мать в отношениях берет все на себя, весь груз ответственности, считая лишь своей обязанностью сделать так, чтобы отношения получились. Она постоянно думает, что он чувствует и что она может сделать лучше.

Проблема в том, что эта роль двоякая. Во-первых, такое поведение приводит к сопротивлению мужчины. Ровно так, как дети сопротивляются чрезмерной опеке родителей. А во-вторых, это несправедливо со стороны женщины – обращаться с мужчиной как с маленьким ребенком.

3. Когда женщина на первое место ставит свою сексуальность и манипулирует мужчиной посредством секса. Если он хочет секса, то он должен сделать то, что она хочет. Но никакие отношения не выживут, если есть шантаж.

4. Вечно страдающая женщина. В целом сказочный сценарий неплох: парень встречает девушку, он ее спасает, и в итоге они живут долго и счастливо.

Звучит романтично, но это работает недолго. Если девушку постоянно нужно спасать, это слишком изнурительно и нереалистично для мужчины. Ему не нужна несостоятельная девушка.

5. Когда женщина постоянно дразнит мужчину, но не дает ему сполна себя. И дело не только в сексе, а в целом в отношениях. Поначалу это может быть забавно, но потом раздражает. Потому что такое поведение не позволяет сблизиться, мужчина чувствует себя неудовлетворенным, а она – одиноко.

6. Когда женщина ведет себя как принцесса , хочет, чтобы ею восхищались и обожали. Она хочет быть трофеем мужчины. Но тем самым лишает и себя, и его настоящего счастья и близких отношений.

В конце концов, каждая женщина время от времени ведет себя по одному из этих сценариев (так же как и мужчины). Но если это входит в привычку, то пора прекратить это, иначе ничем хорошим это не закончится.

Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и травить (часть 1)

Но сначала – короткий рассказ.

Джонни приезжает в незнакомый город. Возле большого, величественного старинного дома он видит другого мальчика, который крошит хлеб на тротуар. Вокруг него – сотни голубей. Чтобы завязать разговор, Джонни спрашивает:

– Тебя как зовут?

– Билли, – отвечает мальчик.

– А что ты делаешь? – спрашивает его Джонни.

– Я гоню голубей, – отвечает Билли.

– То есть как это – ты их гонишь? – спрашивает изумленный Джонни.

– Ну да, я их гоню. Каждый день – день за днем – много лет подряд эти птицы каждое утро прилетают к нашему дому в одно и то же время. Они ужасно надоели. Они невыносимо шумят, по тротуару не пройдешь. А вот эта липкая мерзкая дрянь, которую они валят вокруг, – это вообще хуже всего.

– Так а зачем ты кидаешь им хлеб? – нетерпеливо спрашивает Джонни.

– Мои предки перепробовали все и обнаружили: единственное, что заставляет их убраться, – это хлебные крошки. Как только крошки кончаются, они уже тут больше не остаются. Они все улетают, и целый день их тут не видно.

Надеюсь, ты посмеялся или хотя бы хихикнул. Билли, конечно, был дурак. Он думал, что гоняет голубей, а на деле заставлял их слететься к себе. «Ну и что, – думаешь ты, – ну и какое отношение это все имеет к тому, что меня дразнят?» Огромное! Просто читай дальше – и все поймешь.

Как перестать быть жертвой дразнилок

Инструкция

Внимательно прочти эти уроки. Если тебя дразнят – они смогут изменить твою жизнь. Просто следуй простым советам, которые ты здесь найдешь – и скоро дни, когда ты был жертвой травли, уйдут в историю. Однако я хочу тебя предупредить: советам надо следовать очень точно. Иначе я не могу обещать, что у тебя что-то получится. Делай именно так, даже если тебе трудно поверить, что это сработает или что все так просто. Не беспокойся. Все, что я скажу тебе сделать, – это очень-очень просто. Одной недели будет достаточно, чтобы понять, работает это или нет. Ты пытался остановить травлю своими способами несколько лет, и тебя до сих пор дразнят. А я прошу тебя делать, что я говорю, всего семь дней.



Ты можешь подумать, что только ненормальный скажет тебе, что ты можешь остановить своих преследователей быстро и легко. В конце концов, ты столько лет старался прекратить это, но никто – ни ты, ни родители, ни учителя – не смогли заставить их перестать тебя дразнить. Если все ваши усилия не принесли ничего, кроме разочарования – тогда решение должно быть очень-очень трудным, так?

Не так! Решение – не трудное. Оно на самом деле невероятно простое. Очень трудное – это то, что ты делал до сих пор. Чересчур трудное! Подумай вот о чем: все эти люди, которых не дразнят – что они делают, чтобы их не дразнили? Ничего? Точно! Ничего! Они не делаютничего! Почему? Потому, что их не дразнят. Если тебя не дразнят, как ты можешь что-то делать, чтобы это остановить? Делают что-то только те, кого дразнят. Если ты хочешь перейти в категорию тех, кого не дразнят, тебе надо перейти в категорию тех, кто ничего не делает, чтобы их перестали дразнить.

Смущает как-то, да? Если и так, ничего страшного. Потому что я буду превращать тебя в несмущенного человека. И недразнимого.

Указания приводятся в форме десяти простых уроков. Как ты увидишь, эти указания не требуют от тебя почти ничего. Они требуют только увидеть все иначе, а затем – не делать ничего из того, что ты обычно делаешь. Ты сохранишь множество энергии и получишь результаты, которых хочешь. Неплохо звучит? Должно звучать неплохо, потому что это хорошо.

Для начала тебе не нужны будут все десять уроков. Но первые пять надо прочитать. Они не длинные, и отдача будет стоить твоего потраченного времени. Первые пять уроков дадут тебе все, что нужно, чтобы прекратить дразнилки. Если хочешь прочитать и остальные прямо сейчас – пожалуйста. Но можно и отложить это чтение на неделю – на потом, когда ты увидишь, как отлично сработали первые пять уроков.

Урок 1

УЗНАЙ, ПОЧЕМУ ТЕБЯ ДРАЗНЯТ

Скорей всего, ты не знаешь, почему тебя дразнят. Ты можешь думать, что знаешь, но на самом деле ты не знаешь. Если бы ты знал реальную причину – почему тебя дразнят – тебя бы не дразнили! Простая истина в том, что на самом деле есть одна-единственная причина, почему к жертве цепляются снова и снова, и причина всегда одна и та же. И самый главный шаг к прекращению травли – это понимание ее причины. Когда ты действительно поймешь причину – сделать все следующие шаги будет уже легко.

Почему детей дразнят?

Сэм носит очки, и его целыми днями называют четырехглазым . У кого четыре глаза, тот похож на водолаза.

Он верит, что его называют четырехглазым потому, что он носит очки.

Но Сэм ошибается.

Может, он и носит очки, но дразнят его не поэтому.

Мэри преследуют дети, которые орут: «Твоя мать – жирная свинья!»

Она думает, они обижают ее потому, что ее мама толстая.

Но Мэри ошибается.

Да, конечно, ее мама толстая, но обижают ее не поэтому.

Билли пихают каждый раз, как он в школе встает в строй или в очередь. Он не знает, почему с ним так поступают.

Единственное объяснение, которое приходит ему в голову, – это что его ненавидят.

Но Билли ошибается.

Может быть, некоторые его и ненавидят, но толкают его не поэтому.

Джоша однокласники обзывают геем . Ему нравятся девочки, и он не знает, почему его так зовут.

Джош думает, это потому, что он любит искусство и не любит спорт.

Но Джош ошибается.

Он может быть артистичным и неспортивным, но дразнят его не поэтому.

Друзья Дженнифер передают ей слухи о том, что другие дети за ее спиной называют еетупицей . Дженнифер отлично учится в школе и получает за тесты не ниже пятерки с минусом.

Дженнифер думает, что слухи распускают потому, что другие ей завидуют.

Но она ошибается.

Другие дети могут завидовать ее уму, но слухи о ней распускают не поэтому.

На самом деле к этим детям цепляются по одной и той же причине, но никто из них ее не видит. К тебе цепляются тоже именно поэтому, и ты тоже не видишь. Причина эта не имеет никакого отношения к твоему внешнему виду или личности, к внешнему виду или личности твоей мамы, даже если это тебе так кажется. Видишь ли, в мире множество толстых детей, которых не дразнят. Множество некрасивых, которых не дразнят. Множество умных, которых не дразнят. Множество глупых, которых не дразнят. Множество неспортивных, которых не дразнят.Множество таких, как ты – и их не дразнят.

Урок 2

ИЗМЕНИ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Тебя может слегка шокировать понимание, что ты на самом деле поощряешь своих преследователей продолжать выставлять тебя на посмешище. Пожалуйста, не вини себя в этом. То, что с тобой происходит, – на самом деле не твоя вина. Тебе неоткуда было узнать, что происходит на самом деле. А правда в том, что одно и то же происходит в любых отношениях, когда люди постоянно доводят друг друга до бешенства. Неважно, борются ли друг с другом родители и дети, или мужья и жены, или братья и сестры, они всегда делают одну и ту же ошибку. Они не понимают, что, выходя из себя, они подталкивают другого еще раз сделать как раз то, чего они не выносят. Так что не вини себя. Ты не виноват.

В любом случае, я бы не заставлял тебя почувствовать себя плохо, если бы не знал, как заставить тебя почувствовать себя гораздо, гораздо лучше. Ты почувствуешь себя намного лучше, как только начнешь применять секрет для прекращения преследований.

Урок 2 – это простой секретный метод, помогающий остановить дразнилки. Все, что от тебя требуется, – это изменить свое отношение к ним. Я имею в виду – тебе надо только изменить то, как ты думаешь о дразнилках. Все остальное получится автоматически – как только ты исправишь свое отношение.

До сих пор твое отношение было такое: «Ну нет! Они из меня делают посмешище! Я должен их остановить!». Но это неправильное отношение. Именно оно в первую очередь и создало проблему. Единственная причина, почему тебя дразнят, – это твоя боль от дразнилок и мысли, что ты должен это прекратить. Но с этих пор – и нужна всего одна неделя, чтобы ты убедился, что эффект есть, – твое новое отношение будет таким: «Если они хотят меня дразнить – ну и ладно. Они могут это делать с утра до вечера, и меня это ни капли не волнует».

Тебе не нужно делать абсолютно ничего, чтобы заставить своих мучителей прекратить тебя дразнить. Не требуй, чтобы они прекратили. Не обзывай их в ответ. Не жалуйся на них учителю. Не жалуйся своим родителям или их родителям.

Даже не злись на них! «Даже не злиться? – можешь подумать ты. – Почему я должен не злиться, когда они меня обзывают?»

Причина, по которой ты не должен злиться, в том, что злоба – паршивое чувство, а твоим мучителям она доставит удовольствие. А потом, раз уж твое новое отношение – пусть себе дразнятся – с какой стати ты должен на них за это злиться?

Не надо вести себя так, будто ты каменный. Если твой преследователь заглядывает тебе в лицо и говорит: «В чем дело, ты меня не слышишь?» - вполне можешь ответить: «Конечно, слышу». Если чувствуешь, что надо сказать больше, – хорошо, но до тех пор, пока ты даешь им разрешение тебя обижать и не сердишься на них. Вот несколько примеров: «Если хочешь меня обзывать – пожалуйста». Или: «Если тебе нравится надо мной смеяться, можешь заниматься этим весь день». Это их остановит очень быстро. Просто говорить это надо безо всякой злобы. И ты действительно должен именно так и думать.

Так что сейчас ты разрешишь им дразнить тебя сколько влезет. Это не означает, что ты проиграешь. Совсем наоборот: ты победишь. Если они могут тебя обзывать, а тебя это не волнует, кто будет выглядеть дураком – ты или они? Дураками окажутся они, вот кто. А кто будет чувствовать себя дураком, ты или они? Да они же, опять-таки. Человек, обзывающий гнусными словами того, кто ни малейшего внимания на это не обращает, выглядит довольно-таки тупым. И чем хуже слова, тем тупее он выглядит. Так что пусть они тебя дразнят сколько угодно, и не расстраивайся нисколько, потому что сейчас уже выиграешь ты, а их выставишь полными идиотами, не прилагая никаких к этому усилий.

А если они оскорбляют твою мать? Ты что-то должен с этим сделать? Как ты можешь не защитить честь своей матери?

Даже если они оскорбляют твою мать, или твою бабушку, или еще кого-то важного для тебя, позволь им это делать! Тебе не о чем беспокоиться! Если я скажу тебе перед толпой людей: «Твоя мать свинья и спит в грязи» – мне кто-нибудь поверит? Конечно, нет. Если я оскорбляю твою мать, а ты ничего не говоришь – люди вокруг нас поверят, что что-то не так с тобой – или все-таки со мной? Очевидно, они решат, что что-то не так со мной. Если ты начнешь защищать свою мать от этих дурацких оскорблений – дураком будешь выглядеть ты. Если не будешь этого делать – дураком буду выглядеть я. Поэтому, если они оскорбляют твою мать – ничего страшного. Когда твои преследователи увидят, что они никакими словами не могут тебя достать, – они перестанут и пытаться.

А что, если они говорят правду? Должен ли ты что-то сделать? Что, если у тебя мать наркоманка? Что ты должен сделать, если тебе орут – «твоя мать ширяется»?

Ничего. Если ты будешь пытаться их остановить, это заставит их продолжать. Помни: настоящая причина обзывательства не в том, что они должны рассказать о тебе всю правду. Единственная причина – в том, что им нравится тебя выводить из себя. Даже если твоя мать действительно наркоманка – люди, которые орут об этом, почувствуют себя идиотами, если ты разрешишь им это делать. Больше того, они скорей всего даже в конце концов почувствуют себя виноватыми в том, что смеялись над твоей матерью. Так что пусть себе говорят, что хотят, даже если это правда. Если ты не позволишь их словам задеть себя – слова заденут их самих.

Я хочу, чтобы ты иначе думал о том, что твои преследователи делали с тобой.

Ты любишь играть в игры? Скорей всего, да. Потому что все это любят. Это забавно. Когда ты играешь – ты пытаешься выиграть или проиграть? Если только ты не поддаешься малышу, чтобы он порадовался, – скорей всего, ты всегда пытаешься выиграть. Побеждать приятно, а проигрывать паршиво. Так оно и должно быть. Мать-природа нас такими создала.

Легко понять, что с тобой играют, когда у игроков в руках карты – или вы двигаете шахматные фигуры или шашки. Или управляете Нинтендо, Сегой или Плэйстейшн. И всегда легко понять, кто победил, а кто проиграл, когда вы в это играете.

Но очень часто люди играют в игры и даже не знают этого! Если ты не понимаешь, что с тобой кто-то играет в игру, у тебя нет никаких шансов победить!

Одна из игр, в которую дети играют с ничего не подозревающей жертвой, – это обзывательство. Они будут тебя обзывать, а ты их останавливать. Проблема в том, что ты не знаешь, что это игра. Потому что никто не сказал: «Слушайте, кто-нибудь хочет сыграть в обзывалки?» Они просто начинают с тобой играть, а ты попадаешь в ловушку и начинаешь участвовать. Ты принимаешь это за чистую монету – что они в самом деле тебя презирают и хотят сделать тебе больно – и ты веришь, что нужно что-то с этим делать.

Правда в том, что они тебя не ненавидят и даже не хотят на самом деле сделать тебе больно (если только ты не питаешь к ним ненависти и не пытаешься сделать больно им). Они на самом деле добиваются только одного – позабавиться, играя и выигрывая. Как только ты взбесишься – они победили, а ты проиграл. Чем больше ты выходишь из себя, чем сильней ты пытаешься их остановить, тем больше выглядишь дураком. Если ты не настолько велик, силен, умен и злобен, чтобы их всех переколотить и чтоб тебе за это ничего не было, – злоба никогда не приведет тебя к победе.

Когда ты играешь в игру, ты хочешь выиграть. Не понимая этого, ты все эти годы играл в игру и проигрывал. Теперь ты будешь побеждать, потому что ты знаешь, что это за игра, и тебя уже не так просто поймать в ловушку. Если бесишься – проигрываешь. Если не бесишься – выигрываешь. И больше ничего! Все именно так просто. И вся эта проблема с дразнилками была из-за этого. Теперь ты, наконец, знаешь, как победить, и это будет легче легкого.

Урок 3

ТРИ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Ты хочешь добиться успеха. Но для этого надо усвоить три предостережения, они помогут тебе не попасть в ловушки и не позволят травле продолжаться.

Урок 4

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СЛУХАМИ

Если ты – жертва школьной травли, то очень вероятно, что ты – еще и жертва слухов. Другие дети могут мучить тебя не только тем, что бросают тебе в лицо оскорбления. Они еще могут это делать, говоря о тебе гадости за твоей спиной, – а потом другие подходят и передают тебе, что именно о тебе было сказано. Приведенный ниже диалог между Робом и Синди – типичный случай.

Синди: Это вранье!

Роб: Но все так говорят!

Синди: Они вруны! Скажи мне, кто это говорит!

Роб: Все.

Синди: Я хочу знать, кто это начал! Скажи мне, кто это начал!

Роб: Да не знаю я, кто начал. Но все знают, что это правда.

Синди: Это неправда! И прекращай это повторять!

Роб: А я и не говорю, что твоя мать спит в помойке. Но все остальные говорят.

Синди: Блин, я убью того, кто распускает этот слух!

Роб: Но ведь это же правда, нет?

Синди: Это неправда! Не смей этому верить! Это мерзкое вранье!

Роб: А я думаю – правда. Все говорят, значит, правда.

Синди: Это неправда!

И так далее, и так далее. Этот разговор может продолжаться долго-долго. Теперь посмотрим, что тут происходит. Роб пересказывает Синди гадкий слух. Затем она начинает защищать от этого слуха себя и свою мать – и пытается остановить сплетню. Но удается ли ей убедить Роба, что это неправда, заставить его прекратить передачу слуха?

Нет, ей это совсем не удалось. Роб продолжает это повторять и получает удовольствие, раздражая Синди. И ведь Роб на самом деле вовсе не верит этому слуху. Конечно, мать Синди не спит в помойке. Но Робу очень нравится бесить Синди, повторяя этот слух. Синди думает, что должна защитить свою семью от вранья. Но как только она начинает себя защищать – она автоматически проигрывает. Почему? Подумай, как выглядит суд. У кого позиция более сильная – у обвинителя или у защищающегося? У обвинителя, конечно! Очень неприятно защищать себя перед судом. Обвинитель наверху, защищающийся внизу.

Когда тебе кто-нибудь передает слух, он на самом деле пытается с тобой сыграть в игру. Смысл игры – заставить тебя защищаться от дурацкого слуха. В эту ловушку очень легко попасть. Инстинкт говорит тебе, что тебе что-то угрожает и надо защищаться, чтобы победить. Но если ты начинаешь защищаться, ты автоматически проигрываешь, потому что ставишь себя в более слабую позицию, чем позиция обвинителя. И чем сильнее ты стараешься остановить слух – тем больше ты выглядишь и чувствуешь себя проигравшим.

Так что же надо делать, если кто-то передает тебе сплетню? Не обманывайся и не лезь в ловушку самозащиты. В этой игре можно победить, поменявшись табличками с разносчиком сплетни. Пусть он сам защищается. Как? Помогают три слова: «ТЫ ЭТОМУ ВЕРИШЬ?» Работает примерно так:

Роб: Я слышал, что твоя мать спит в помойке.

Синди: Ты этому веришь?

Роб: Нет.

Синди: Хорошо.

И на этом все, конец. Робу больше нечего сказать об этой сплетне.

А что если Роб ответит «да» - в смысле, да, он верит этому? Тогда так:

Роб: Я слышал, твоя мать спит в помойке.

Синди: Ты этому веришь?

Роб: Да.

Синди: Верь, если хочешь.

И опять – Робу ничего умного в голову не приходит. Если он будет спрашивать, правда ли это – продолжай отвечать ему, что он может этому верить, если хочет. Понимаешь, Роб хочет, чтобы ты защищался, потому что это ставит тебя в более низкое положение, а он выигрывает. Так что откажись от самозащиты. Пусть он сам себя защищает. Спрашивая «ты этому веришь?» – ты на самом деле спрашиваешь: «Ты что, правда такой легковерный?» А если он достаточно глуп, чтобы сказать, что этому верит, – то именно он и будет выглядеть дураком, от чего тебе, собственно, плохо не будет.

А что, если сплетня на самом деле справедлива? Что тогда делать?

Отвечаю: никакой разницы. Это как с обзывательствами. Настоящая причина обзывалок не имеет никакого отношения к правде. Все это – только для того, чтобы ты проиграл. Если тебя что-то огорчает – они будут это делать. Так что если ты хочешь, чтобы сплетни прекратились – неважно, правду говорят или нет, – просто спроси человека, который тебе передает слух: «Ты этому веришь?» И скажи как можно спокойнее. Не злись и не расстраивайся из-за слуха, иначе другие будут склонны считать, что это правда. И не пытайся выяснить, кто эти слухи распускает. Ты должен показать другим, что на самом деле тебя слухи не беспокоят, и что если кому-то доставляет удовольствие их о тебе распускать – тебе от этого ни жарко, ни холодно.

Есть только одно возможное исключение. Когда люди, которым ты искренне небезразличен, спрашивают тебя об этом слухе, а ты действительно хочешь, чтобы они знали правду – скажи им. Но не вступай в долгие дискуссии. Скажи только один раз. Если они говорят, что тебе не верят, – не защищайся! Просто скажи: «Можешь этому верить, если хочешь». Получается вот так:

Роб: Я слышал, что у тебя родители разводятся.

Синди: Нет, не разводятся.

Роб: А все говорят, что разводятся. Это правда?

Синди: Ты этому веришь?

Роб: Да.

Синди: Можешь верить, если хочешь.

Роб: Но это правда?

Синди: Я тебе уже сказала. Если ты хочешь этому верить, это твой выбор.

Урок 5

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Я хочу, чтобы ты очень ясно понял: то, что я говорю о физическом воздействии, относится только к тем случаям, когда ты имеешь дело с более или менее эмоционально стабильными детьми. Есть довольно небольшое количество чрезвычайно возбужденных и опасных детей. Если тебя преследуют именно они, следует их избегать или обязательно найти людей, которые будут тебя защищать, когда ты находишься рядом с такими детьми.

Преследование не обязательно ограничивается словами. Дети часто могут пытаться вывести тебя из себя, толкая или ударяя. Что ты должен делать в этом случае?

Все зависит от того, насколько тебе больно. Обычно дети не пытаются тебя ранить. Они просто играют с тобой в еще одну игру. Они хотят тебя раздражать и надеются, что ты навлечешь на себя какие-нибудь неприятности. И тут ты разворачиваешься, отталкиваешь их со всей силы и орешь: «Хватит меня пихать!» Никто не видел, как тебя пихали, но все, в том числе учитель, видели и слышали тебя – и теперь неприятности у тебя. Так что толкнувший тебя празднует хорошую большую победу.

Лучшее, что можно сделать, если тебе не слишком больно, – сделать вид, что ты не заметил. Тот, кто тебя толкнул, сам не хочет себе проблем, так что ему невыгодно, чтобы кто-то увидел, как он тебя пихает. Поэтому он вряд ли рискнет еще раз тебя толкнуть – или, может быть, толкнет совсем слегка. И если он это сделает – опять заставь его поверить, что ты не заметил. И не жалуйся на него, потому что тогда он поймет, что все-таки тебе досадил. А еще – разозлится на тебя за то, что ты на него наябедничал, так что позднее постарается вернуться и сделать тебе еще что-нибудь. Но если ты не реагируешь никак, то и удовольствия от извождения тебя он не получит, и причин на тебя злиться у него не будет.

А если он в самом деле сделал тебе больно? Это что – тоже игнорировать?

Нет! Никто не имеет права делать тебе больно. Но важно понимать, что серьезные драки не берутся ниоткуда. Так не бывает, чтобы незнакомый человек подошел и вдруг ударил тебя в лицо со всей силы. Почти любая физическая драка начинается с драки словесной. Тебя обзывают, ярость разгорается, вы начинаете угрожать друг другу – и еще осознать этого не успеваете, а в воздухе уже машут кулаки. Однако если ты будешь до этого момента следовать моим советам, слова тебя никогда не взбесят, а до физической драки дело просто не дойдет.

Так что же, если тебе кто-то действительно сделал больно? Если только это не угрожает твоей жизни – не давай сдачи. Если ты ударишь в ответ, тоже заработаешь неприятности – как и тот, кто тебя ударил. А кроме того, он в ответ на твой ответ может тебя ударить еще сильнее, и тогда драка будет разгораться сильнее и сильнее.

А тогда – что же ты должен делать? Если тебя ударили не так сильно, что тебе нужна первая медицинская помощь у медсестры или доктора, – спокойно дай тому, кто тебя ударил, понять, как тебе больно. Говори не злобно, потому что одно это заставит его разозлиться на тебя. Есть шанс, что тут он даже извинится. Если будет продолжать тебя бить – тогда уже нормально сказать учителю или другому взрослому, наделенному властью.

Если удар был настолько серьезен, что тебе нужна медицинская помощь, – вот тут надо сказать взрослым. Помни: никто не имеет права делать тебе больно. И если делают – они должны быть наказаны, чтобы это больше не повторялось. Но если на самом деле не очень больно, зачем из этого раздувать событие? Ты будешь выглядеть как малыш и потеряешь всякое уважение друзей, если будешь жаловаться на тех, кто даже не сделал тебе больно.

Есть и другой распространенный тип физического воздействия. Ребята требуют, чтобы ты отдал им свои вещи, или насильно их у тебя забирают. Что с этим делать?

Если они требуют что-то отдать – деньги или завтрак – игнорируй их. Сделай вид, что ты их не слышишь. Не выгляди испуганно. Даже если они больше тебя – они все равно не имеют права делать тебе больно – и скорей всего, через какое-то время оставят тебя в покое.

Но если они продолжают тебе докучать – скажи спокойно: «Я бы рад дать вам то, что вам нужно, но не могу». Не объясняй почему и не втягивайся в дебаты о том, почему ты не можешь им это отдать. Если надо – повтори еще раз: «Очень хотел бы вам помочь, но не могу». Если ты начал с того, что ты хотел бы сделать их счастливыми, – они уже не могут утверждать, что ты против них.

Уже на этой стадии они, скорей всего, оставят тебя в покое. Но могут и не оставить. Могут отнять что-нибудь силком. Что тогда делать?

Важно понимать: если обидчики отнимают у тебя что-то – они обычно это делают не потому, что очень хотят оставить эту вещь у себя. Они просто играют с тобой в игру и пытаются тебя огорчить. Вот почему худшее, что ты можешь сделать, – это обозлиться. Еще одна плохая идея – пытаться отобрать вещь. Лучше всего сохранять спокойствие. Скажи что-нибудь вроде: «Мне нужна моя [вещь]». Возможно, если ты терпеливо подождешь, тебе вернут ее обратно, и чем ты спокойнее – тем быстрее это случится. Есть у тебя и другая возможность, но это я не рекомендую, если ты не уверен, что у тебя все получится гладко. Если отобранная ими вещь – не хрупкая, а что-нибудь вроде бейсболки – можно превратить все в игру «лисички-собачки». Ты пытаешься отобрать вещь, которую они перекидывают друг другу. Если ты собираешься это сделать – всем должно быть ясно, что тебе весело, что ты не злишься, а играешь. Твои обидчики после этого могут стать твоими друзьями.

Однако если другие дети отбирают у тебя шапку и не возвращают, хотя ты остаешься спокоен – не следует им этого спускать, потому что тогда это кража, а кража – это преступление. Просто скажи спокойно: «Мне нужна шапка, верните». Если тебе ее не вернут к тому моменту, когда она будет тебе нужна, скажи: «Мне нужна моя шапка, и я не хочу, чтобы у кого-то из-за этого были неприятности». Если они не поняли тебя и шапку не вернули – можешь сообщить взрослым. Если вещь отобрали в школе – скажи в школе. Если соседские дети – скажи своим родителям и их родителям.

Ни при каких обстоятельствах ты не должен отдавать своим обидчикам деньги, еду или что-то еще. Они примут тебя за слабака и будут являться снова и снова – с новыми требованиями. Если они всерьез тебе угрожают – скажи родителям, учителям или директору. Если ничего не помогает – ты всегда можешь отправиться в полицию. Кражи и вымогательство – серьезные преступления, и общество должно защищать тебя от них, когда тебе это необходимо.

Урок 6

МЕСТЬ

Изо дня в день, из года в год ты страдал от жестокости других детей. Чем больше она тебя ранила, тем больше тебе хотелось мести. Наверняка ты потратил много времени, представляя себе разные способы отплатить им за всю ту боль, которую они тебе причинили. Ты наверняка думал о том, чтобы сбросить на них бомбу, всех перестрелять, поджарить их на костре или хотя бы заставить их выглядеть величайшими идиотами в истории человечества. Несомненно, ты хотел бы, чтобы они сожалели, что им вообще приходило в голову к тебе цепляться, и чтобы так перепугались, что больше никогда, никогда не станут проявлять к тебе неуважение.

До сих пор я приносил тебе много добрых известий, но, боюсь, то, что я тебе скажу сейчас, не заставит тебя подскочить от радости – хотя, я думаю, ты скоро поймешь, что так лучше.

Отомстить – это значит, вернуть своим преследователям всю ту боль, которую они тебе причиняли все эти годы. Попробуй собрать всю свою боль – тысячи дней подавленности, обиды и гнева, закупоренных внутри тебя, дней, полных мыслей о том, что с тобой что-то не так, дней без друзей, дней, когда невозможно сосредоточиться на твоих школьных делах, когда ты попадал во всяческие неприятности, пытаясь заставить мучителей остановиться, – и ты поймешь, что для того, чтобы действительно отомстить, тебе придется сделать что-то невообразимо ужасное. Если сразу вывалить на них всю твою боль – это или убьет их сразу, или уложит в больницу до конца их дней.

Возможно, ты думаешь, что именно этого они и заслуживают. Может быть, и заслуживают. Но как ты-то будешь себя чувствовать, если твое желание возмездия сбудется? Как, по-твоему, ты сам проживешь всю свою жизнь с осознанием того, что ты убийца или что ты навеки разрушил чью-то жизнь? На самом деле – в прошлом были случаи, когда дети мстили, стреляя в других детей в своих школах, и ты, должно быть, о них слышал. Самые известные – это Эрик Харрис и Дилан Клеболд, – двое, устроившие массовое убийство в школе Коламбайн. Ты думаешь, хоть один из них был счастлив после того, как отомстил? Эрик и Дилан оба покончили с собой, понимая, что жить им будет хуже, чем в аду, если они останутся живы после того, как отомстят. Они совершенно разрушили жизнь других членов их семей. Было и еще несколько ребят, покончивших с собой после того, как они убили своих жертв. Остальные сидят в тюрьме, и, возможно, мечтают о смерти.

Ты хочешь, чтобы это случилось с тобой? Нет, конечно! Если у тебя действительно получится отомстить как следует – твоя жизнь станет хуже, чем она сейчас.

Так как же отомстить так, чтобы не испортить себе жизнь?

Вот что ты должен понять.

Первое: Тебе придется принять тот факт, что – если не становиться преступником – ты, скорей всего, не сможешь причинить своим преследователям всю ту боль, которую причинили тебе они. Так что ты можешь расслабиться и сохранить время и энергию, которые уходят у тебя на мечты о мести.

Второе: Каждая минута в мечтах о мести – это минута торжества твоих преследователей над тобой! Вместо того, чтобы жить своей жизнью для себя, ты тратишь свою жизнь на мысли о них. Они, скорей всего, не тратят столько времени на мысли о тебе. Если ты думаешь о них больше, чем они о тебе, – значит, они побеждают. Они продолжают контролировать твои мысли, не пошевелив даже пальцем для этого. Ты делаешь за них всю работу!

Третье: Прими то, что твои преследователи не одни виноваты в том, что сделали с тобой. Конечно, ты очень зол на них и хочешь увидеть, что они наказаны за ужасную несправедливость, проявленную к тебе. До сих пор ты мог сказать, что ты был просто невинной жертвой жестоких детей, и что они должны заплатить за свою жестокость. И это правда: ты был невинной жертвой, потому что не хотел, чтобы твои преследователи так с тобой обращались все это время.

Однако это не значит, что они сами во всем виноваты. Как ты прочитал в начале этих советов, когда ты злишься на дразнящих тебя и пытаешься их остановить, ты на самом деле заставляешь их продолжать – вот как Билли заставляет голубей прилетать снова и снова, подбрасывая им хлебных крошек. Они просто играли с тобой, а ты не увидел, что все твои усилия победить автоматически заставляют тебя проиграть. Ты бесился и заставлял их побеждать. А поскольку желание побеждать – нормальное желание, им приходилось и дальше бесить тебя.

Конечно, тогда ты не мог этого понять. Но сейчас уже можешь. Можно ли в самом деле назначать им самое ужасное наказание, если ты практически упрашивал их тебя помучить? Это не очень честное отношение к ним. Это все равно что бросать голубям крошки, а потом расстреливать их за незаконное крошкопожирательство.

Четвертое: Это самое главное. Лучший способ отомстить – это превратить своих мучителей из победителей в проигравших. С этого момента они будут чувствовать себя дураками всякий раз, как попытаются к тебе привязаться. Они будут шокированы и разочарованы, когда поймут, что больше не могут тебя бить! Конечно, может показаться, что это не так сладостно, как увидеть их в уезжающей «скорой», – но это гораздо более здоровое решение и для тебя, и для твоих мучителей. Тебе еще достанется удовлетворение от того, что они зауважают тебя гораздо больше, чем раньше. Ты можешь обнаружить даже, что ребята, которые когда-то над тобой постоянно смеялись, теперь стараются с тобой подружиться! Положить конец травле и изменить свою жизнь к лучшему – это ведь самая лучшая месть.

Сделать этот шаг тебе поможет приведенная ниже напоминалка, которую надо повторять себе время от времени, пока она не станет частью тебя:

Я не понимал этого все эти годы, но я позволял превращать себя в дурака. Это не моя вина – я не видел, что это происходит. Сейчас я умнее, теперь им меня не победить. Лучшая месть – это чтобы все увидели, что я стал из побежденного победителем, что я вырос и стал зрелым, уважающим себя человеком, а не слишком чувствительным ребенком, который привык расстраиваться по пустякам.

Урок 7

Урок 8

ЧУВСТВО ЮМОРА

Этот совет может показаться странным. Что значит иметь чувство юмора? Ты, наверное, думаешь: «Конечно же, у меня есть чувство юмора!» А еще ты можешь подумать: «Какое отношение это имеет к тому, что меня дразнят?»

В некотором роде, это самый важный урок из всех, и когда ты его действительно поймешь и научишься применять в жизни, твоя жизнь станет несравнимо лучше.

Какое отношение имеет чувство юмора к жертве насмешек? Да самое непосредственное! Причина, по которой дети становятся жертвами насмешек, в том, что когда дело касается их самих, оказывается, что у них нет чувства юмора!

Ты любишь смеяться? Любишь шутки, юмор, комедии? Конечно, любишь! Возможно, ты смотришь веселые фильмы по телевизору каждый день. Возможно, ты также любишь рассказывать и слушать анекдоты. А может быть, ты любишь читать забавные книжки.

Наверняка ты слышал выражение: «Смех – лучшее лекарство». И это правда. Смех заставляет больных людей почувствовать себя лучше, смех помогает человеку выжить в самые тяжелые моменты его жизни. Без смеха жизнь была бы слишком серьезной, и мы все были бы несчастны.

А теперь давай подумаем, над чем мы смеемся. Мы смеемся, когда человек выглядит умным? А когда он кажется нам храбрым или мудрым? А если он щедрый или сильный? Смеемся ли мы, когда с этим человеком происходит что-то хорошее?

Нет! Мы смеемся только тогда, когда люди выглядят идиотами! Мы смеемся тогда, когда они становятся жалкими и неловкими! Возможно, ты не осознавал этого до сих пор, но начни обращать внимание, над чем смеются люди. Обращай внимание на шутки и повороты сюжета в комедиях, которые заставляют тебя смеяться. Попытайся придумать шутку, которая бы никого не задела. Тебе будет трудно это сделать. Ты быстро поймешь, что когда ты смеешься, ты всегда смеешься над кем-то.

Что ж, в этом суть чувства юмора. Она в том, чтобы получать удовольствие, глядя на людей, которые выглядят глупо. И это не плохо – это даже очень хорошо! Смех доставляет нам много радости и помогает выздороветь.

Теперь ты согласен, что это здорово – смеяться над другими людьми? Тогда я задам тебе еще один вопрос. Если ты смеешься над другими людьми, над кем смеяться им, этим другим людям? Будет ли справедливо, что они будут смеяться над тобой? Конечно, да! Жить в мире, где мы можем получать удовольствие, смеясь над другими, можно только в том случае, если другие люди тоже смогут смеяться над нами, когда мы выглядим как дураки! Каждый из нас иногда выглядит по-идиотски. У всех свои недостатки! У любого из нас есть что-то, над чем другие могут посмеяться!

Взгляни на это с другой стороны. Какого человека можно считать здоровым? Того, кто воспринимает себя настолько серьезно, что каждый раз выходит из себя, когда кто-нибудь подшучивает над ним? Или того, кто знает, что он не идеален, и при этом принимает шутки в свой адрес и может сам подшутить над собой?

Разумеется, здоровым человеком мы назовем второго, – того, кто умеет смеяться над собой. Когда ты был жертвой насмешек, тебе просто отказывало чувство юмора по поводу самого себя. Ты в каком-то смысле был нездоров. Ты позволял себе страдать, вместо того чтобы смеяться и весело проводить время. Ты вел себя так, будто пытался заставить всех поверить, что ты идеален. Вот почему людям было так легко расстроить тебя. Для этого надо только указать тебе на твоё несовершенство – и ты теряешь голову. А когда ты теряешь голову, ты действительно выглядишь как полный дурак.