Пасхальная радость! сценарий. Сценарий праздника "пасхальная радость"

В наши дни почти не осталось ученых, считающих, что Иисус из Назарета не жил в Палестине и не проповедовал Свое учение в 20-е гг. I в. н.э. Современная наука установила, что рассказ евангелистов основан на исторических фактах. И чем дальше она развивается, тем яснее становится, насколько точно изложили Марк, Матфей, Лука и Иоанн описанные ими события. Иисус был распят и умер на кресте, что произошло, скорее всего, 7 апреля 30 г. н.э., накануне праздника Пасхи, как об этом рассказывает евангелист Иоанн (19:14–31). То есть вопрос, в отношении которого наука бессильна, - это вопрос о воскресении Христа из мертвых. Наука бессильна как доказать, так и опровергнуть этот факт, а поэтому каждый человек волен понимать весть о том, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ», по-своему. В этом и заключается основное содержание веры всякого христианина: «Верую во Иисуса Христа... страдавшего, погребенного и воскресшего в третий день», - говорится в Символе веры. В последних главах каждого из четырех Евангелий рассказывается, что учениками Иисуса после смерти их Учителя овладела глубокая печаль. Они, было, надеялись, что Иисус должен принести избавление, ожиданием которого народ Израиля жил к тому времени уже более тысячи лет, а Он позорно погиб на кресте. Женщины, побывавшие у гробницы на заре первого дня недели, рассказали, что она пуста, что они видели ангелов, возвестивших, что Иисус жив, но учеников эти рассказы сначала ни в чем не убедили. В пустую гробницу вошел ученик, о котором говорится, что его особенно любил Иисус (возможно, это был Иоанн Богослов), «вошел и уверовал». Приходят к вере и другие ученики, причем каждый идет к ней своим собственным путем. В Евангелиях рассказывается, что ученикам является воскресший Христос, но и это, как сообщает Матфей, убеждает не всех: кое-кто относится к этим явлениям с сомнением. Вера - это то, чему научить нельзя, человека приводит к ней только его личный мистический опыт. Мало-помалу «скорбь обращается в радость».

Само слово «радость» - одно из ключевых, т.е. постоянно повторяющихся в Евангелии. «Я возвещаю вам великую радость», - восклицает ангел в начале Евангелия от Луки, сообщая пастухам, что в Вифлееме родился Христос. О радости, которая бывает на небесах, когда грешник ощущает необходимость покаяться и стать другим, рассказывает ученикам Сам Христос. В прощальной беседе с апостолами, не больше чем за час до того, как Он будет взят под стражу, утешая учеников, чувствующих, что приближается что-то страшное, Христос говорит: «Женщина, когда рождает, печаль имеет, ибо пришел час ее; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:21–22). «Радуйтесь», - говорит воскресший Христос женам-мироносицам, пришедшим к гробнице с благовониями, чтобы помазать ими тело Иисусово; «Всегда радуйтесь», - наставляет своих собеседников апостол Павел. С радостью теснейшим образом связана и главная из христианских добродетелей - любовь.

Радость от начала до конца освещает все пасхальное богослужение.

Сей день, который сотворил Господь,

Возрадуемся и возвеселимся в оный.

Этот стих из 117 псалма вошел в пасхальное богослужение из древнейшей пасхальной Литургии, не дошедшей до нас. Христос отвергнутый, распятый и умерший, властно восстал из гроба и наполнил весь мир радостью, или «радование миру даровал», как говорит Иоанн Дамаскин, составивший в начале VIII века тот Пасхальный канон, который и теперь поется в пасхальную ночь в каждом православном храме. Православные читают в пасхальную ночь начало Евангелия от Иоанна («В начале было Слово…») на как можно большем числе языков, напоминая тем самым, что апостолы разнесли благую весть о Воскресении по всему миру. Католики читают рассказ о Воскресении (Ин 20:1–9). В древнейшей пасхальной Литургии читались слова Иисуса о добром Пастыре: «Я - Пастырь добрый, Пастырь добрый душу свою полагает за овец… Я душу Мою полагаю за овец... Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее и власть имею снова принять ее» (Ин 10:17–18). Добрый пастырь знает своих овец по имени и поэтому зовет к себе не всех вместе, а каждого в отдельности. «Ведь вера заключается не в том, что человек следует обычаям, установлениям и традициям или соблюдает те или иные обряды. Она живет в его сердце, в самой его глубине. Как добрый пастырь всегда находится при овцах в отличие от наемника, который "видит, как волк приходит, и оставляет овец, и бежит", так и воскресший Христос невидимо пребывает среди людей "во все дни до скончания века"».

Канон Иоанна Дамаскина весь пронизан пасхальной радостью:

Воскресшего увидев Сына Твоего и Бога

Радуйся с ангелами, Богоблагодатная,

Та, Которая «радуйся» первой

Как всеобщей радости виновница

Услышала, Богоматерь всенепорочная.

Ангел возгласил Благодатной:

«Чистая Дева, радуйся».

И я повторяю: «Радуйся,

Ибо воскрес Твой Сын

В третий день от гроба,

Воскресивши мертвых».

Люди, радуйтесь.

Пасха, радостию друг друга

Обнимем, о, Пасха.

Пасхальная радость - радость особая. Вот как пишет об этом современный французский богослов Ален Килиси: «Пасхальная радость не громогласна, это радость, идущая изнутри. Бесполезно хлопать в ладоши и кричать "ура", чтобы рассказать о том, как она нас наполняет, ибо ту радость, которая дается нам в пасхальные дни, дается в глубины нашего сердца, этим не передашь. Посмотрите на Марию Магдалину. В то утро она была погружена в скорбь. Она пришла, чтоб бодрствовать над умершим и плакать, она все время повторяет и людям и ангелам одну и ту же фразу: "Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его". В этой фразе выражается скорбный опыт верующего человека во всей его полноте - жизнь без Бога невыносима. Когда же Сам Иисус приходит, чтобы утешить ее, но не открывается, как это всегда бывает во время явлений, она Его не узнает, пока Иисус не окликает ее по имени. И сразу сердце ее как волна наполняют радость, счастье и мир. Она хочет Его обнять, но Господь не позволяет ей сделать этого. Она должна будет довольствоваться тем, что Его видела, слышала, прикоснулась к Нему, но на мгновение. Она сохранит только ту радость, которая теперь внутри ее сердца, хотя, конечно, эта радость, наполнявшая и освещающая ее изнутри, огромна. Но передать ее трудно. Как рассказать об этом, Мария не знает: "Я видела Господа, и Он сказал мне это". Таков и наш собственный опыт. Наша радость огромна, наше сердце потрясено, но что сказать тому, кого не было там, когда Он явился, чтобы тот понял это?»

Вера не основывается ни на политических, ни на философских или иных убеждениях, она живет в глубине человеческого сердца и освещает его изнутри. «Вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед иудеями двери были затворены там, где были ученики, пришел Иисус, и стал посредине и говорит им: "Мир вам!"» (Ин 20:19). Это и есть пасхальная радость.

Праздник «Пасхальная радость»

Цель: познакомить детей с православным праздником Пасха.

Задачи: - продолжать расширять представление детей о православных праздниках; - познакомить учащихся с народными традициями и обычаями праздника «Пасхи»; - работать над выразительностью речи детей;

Развивать творческие способности детей.

Танец ангелов.

Ангел 1: Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они,

Вестники Божьей любви.

Ангел 2: Христос воскрес! Христос воскрес!

Исчезла ночи мгла.

Сияет светом звон небес, поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос, Спаситель наш воскрес!

Тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых,смертиюсмерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Колокольный звон. Выходят ведущие и ребенок.

Ведущий 1: Пусть звонят колокола весенние,

Возвестят Христово Воскресение!

С чистым сердцем похристосуемся, люди,

Став добрее, вместе зло забудем.

Ребенок : Немало праздников на свете

Встречают взрослые и лети.

Но праздник Пасхи - день чудес,

Из мертвых Бог - Христос Воскрес!

Ведущий 2: День этот всех нас собирает,

Летит молитва до небес,

И славят люди в вышних Бога,

Христос Воскрес!

Дети: Воистину Воскрес!

Песня «Детский хор поёт…»

Ведущий 1: Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник - светлое Христово Воскресение.

Ведущий 2: Неразрывно с этим праздником идет другой, который православные отмечают за неделю до Воскресения Христова СЛАЙД 8 – Вход Господень во Иерусалим, или Вербное воскресение.Напомним историю этого праздника.

Ведущий 1: После того как Христос воскресил из мертвых своего друга Лазаря, который умершим 4 дня пролежал в пещере, весть об этом великом чуде разнеслась по всем окрестностям Иерусалима и на следующий день, когда Христос только приблизился к городу, народ толпами встречал Его, многие снимали с себя верхние одежды и постилали под ноги Христу, все держали в руках пальмовые ветви, с которыми обычно встречали царей, и кричали «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!».

Ведущий 2: В нашей стране пальмовые ветви были заменены на вербные, т.к. верба первой зацветает после зимних холодов.В этот день мы тоже встречаем Христа в храме словами Осанна в вышних, и просим, чтобы Господь дал нам силы и мудрости не предать Его и не распять своими грехами, как те люди, встречающие Его в Иерусалиме за неделю до Пасхи.

Чтец 1: На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Танец «Вербочки»

Ведущий 1: Святая Пасха - это праздник победы любви над злом, жизни над смертью, это праздник нашей надежды на всеобщее воскресение.

Ведущий 2: Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопится радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения.

Ведущий 1 : Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

1 ребенок: Утро! Небо ярко блещет

Светлой алою зарей.

Громко песня раздается

Над проснувшейся землей.

2 ребенок: То замрет, то снова льется

В трелях трели без конца.

Это птичек славят хоры

В песнях радостных Творца.

Песня «Божий день»

Ведущий 1: Пасха – праздник праздников, торжество из торжеств. А как же правильно праздновать Пасху?

Ведущий 2: Основными атрибутами этого праздника в народе считают крашеные яйца, пасхи и куличи. Но неужели только за столом можно ощутить эту радость?

Ведущий 1: Конечно же, нет! Ключевым моментом праздника является пасхальная служба в храме. Начинается она в ночь с субботы на воскресенье. Верующие собираются в храме и ждут заветных минут. Вот священники выходят из алтаря, вынося плащаницу с изображением Христа во гробе, и приглашают всех на крестный ход вокруг храма – символ погребения Иисуса Христа.

Ведущий 2: Вот, обойдя вокруг храма с пением погребальных молитв, священники и народ останавливаются перед запертыми дверьми церкви. В какой-то момент толпа замирает, все ждут двух самых важных слов

Ведущий 1: И ровно в 12 часов ночи священники начинают тихо петь тропарь Пасхи. Вначале это еле уловимый шепот, второй раз уже слышат все, стоящие ближе, и в третий раз радость и ликование достигает предела и слова тропаря врезаются в толпу – хочется тоже петь, но ожидание продолжается… Открывается дверь храма, священник поворачивается к пришедшим и громко возглашает: «Христос воскресе!»

Ведущий 2: Толпа взрывается в едином порыве: «Воистину воскресе!»

Ведущий 1: Эта волна прокатывается по всему двору, входя в сердце каждому – равнодушных не бывает – одни смеются, другие плачут от радости, третьи целуют и обнимают друг друга. Вот она – пасхальная радость!

Чтец 2: Радость от земли и до небес:

Он – воскрес! Воистину воскрес!

Он воскрес... И это Воскресение

Дарует нам вечное спасение!

Разлилась потоком радость Воскресенья,

Ближним и далеким во Христе спасенье!

Золотое солнце озарило дали.

Новая поется песня без печали.

Песня «Праздник Воскресенья»

Ведущий 2: Пасхальное богослужение заканчивается обычно под утро. Люди, возвращаясь из церкви, поздравляют друг друга с праздником словами: Христос воскресе! А им отвечают: «Воистину воскрес!»

Ведущий 1: В православных семьях принято после праздничной службы разговляться. Что же это значит? Пост еще называют говением, отсюда разговляться – прекращать поститься. Разговляются прежде освященным куличом и пасхальным яичком, а уж потом переходят к другим кушаньям.

Чтец 3: После долгого говенья,

Причастившись на Страстной,

Православные с волненьем

К службе шествуют ночной.

С яйцами и куличами,

С пасхами и со свечами.

С крестным ходом, с дружным пеньем

Мы встречаем Воскресенье.

Ведущий 2: Еще одна добрая традиция Пасхи – христосоваться –трижды целоваться в щеку поздравляя друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Ведущий 1: Целых 40 дней после пасхи принято вместо «Здравствуй» говорить «Христос воскресе!». А неделя после Пасхи называется Светлой. В народе про нее говорят вся неделя как один день. Это значит, что пасхальная радость продолжается всю неделю. В эти дни, кажется, сама природа ликует с нами, прославляя Великого Творца.

Ведущий 2: Еще одна приятная пасхальная традиция – дарить друг другу маленькие подарки: открытки, сладости, сувениры, сделанные своими руками.

Ведущий 1: Пасхальные открытки особенно популярны. Но интересно то, что символом Пасхи в западных странах считается кролик, а на Руси – цыпленок. СЛАЙД 27. Желтенькие, только-только появившиеся на свет пушистые комочки символизируют приход весны и начало жизни.

Ведущий 2: Встречайте учащихся младших классов с танцем «Цыплятки».

Танец «Цыплятки»

Ведущий 2: Пасха – самый главный христианский праздник. Пасха – это конец и одновременно начало жизни. Для современного человека это значит, что греховная жизнь наша должна закончиться в великую субботу, а в воскресенье начаться новая жизнь с Богом.

Дети выносят нарисованный глобус. Музыка фоном.

1-й ребенок : Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?

2-й ребенок : Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?

3-й ребенок : В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?

4-й ребенок : За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?

Все : Ну конечно, это Бог.

5-й ребенок : Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.

6-й ребенок : Вот за что и почему
Благодарны мы Ему.

Ведущий 1: Прославлять красоту Божьего мира можно не только в молитвах и песнях. Учащиеся 6 «Б» класса подготовили танец под песню американского певца Луи Армстронга «Как прекрасен мир!». Для Бога нет национальностей, все мы для Него – дети! И на каком языке мы бы не говорили – Господь слышит наше сердце.

Танец «Медленный фокстрот»


1-й: Дивным узором цветы расцвели.
Господи, слава Тебе!

2-й: Благоухает дыханье земли.
Господи, слава Тебе!

1-й: Птицы поют в тайниках своих гнезд.
Господи, слава Тебе!

2-й: Вечность сияет в мерцании звезд.
Господи, слава Тебе!

1-й: Дети уснули, набегавшись днем.

Господи, слава Тебе!

2-й: Ангелы их осенили крылом.

Господи, слава Тебе!

1-й: Все успокоено гаснет окрест.

Господи, слава Тебе!

2-й: Но не погаснет над церковью крест.

Вместе: Господи, слава Тебе!

Песня «Чудо выше всех чудес»
Слово батюшке.

В зале оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей).На стенах панно «Кулич-город», «Храм», большое пасхальное яйцо, звонница с керамическими колокольчиками.
Дети сидят полукругом вместе с родителями.

Исполняется тропарь.

Ведущий:
Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопиться радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения. Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. «Ночь долгая и темная - поглощена, мрачная смерть сокрыта, Христос является пред всеми светлее солнца. Господь из невозможного творит неожиданное», - говорит Святитель Иоанн Златоуст. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

Дети исполняют песню «Чудо выше всех чудес».

Ребенок-чтец:
После долгого говенья
Причастившись на Страстной,
Православные с волненьем
К службе шествуют ночной.
С яйцами и куличами,
С пасхами и со свечами.
С крестным ходом, с дружным пеньем
Мы встречаем Воскресенье.
Солнце пляшет и играет,
Бог всю тварь благословляет,
От земли и до небес
Все поет Христос Воскрес!

Ребенок исполняет песню «Песенка про ангелов». («Праздники в воскресной школе». - М., 2000.)

Дети подходят к звоннице и читают:

Ребенок-чтец 1:
Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!
Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!
Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.

Ребенок-чтец 2:
Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!
Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!
Веселись и славословь - нынче царствует любовь!
Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Дети старшей группы с колокольчиками в руках поют и звонят.

Звонят, звонят колокола, динь-дон,
Настала светлая пора, динь-дон,
И льется музыка с небес, динь-дон,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дети подготовительной группы играют на колоколах детской звонницы.

Ведущий:
Христос Воскресе! Радостно трепещет сердце. Пасха - воистину праздникам праздник.
А совсем недавно люди шли в церковь с вербочками, чтобы встретить Христа радостно, торжественно.

Выходят две девочки с веточками вербы. Читают стихотворение Р.А. Кудашевой.

Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.

Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...

Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.

Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).

Ведущий:
Мы знаем, что в светлый праздник Пасхи есть обычай дарить яйца.
А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах? (отвечают дети) .
Христос Воскресе! - застыло на лакированном яичке.

Ребенок-чтец:
Я разрисовал яичко
Ветка, а на ветке птичка.
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье.
По середочке – узор,
А внизу - Христос Воскресе!

По тексту стихотворения дети составляют большую картину из рисунков. (Пасхальное яйцо, ветки вербы, птичка, буквы ХВ, храм, облако).

Ведущий:
Христос Воскресе! - какие чудесные слова, в них и победная весть жизни над смертью, и радость вечной жизни.

Двое детей читают стихотворение. У одного в руке белое яйцо, у другого - красное.

Ребенок-чтец 1:
Дорого яичко ко Христову дню.
И не знал я долго: как и почему?
Только слова Богу Он мне Сам открыл,
Чтобы я яичко красное ценил.
Взял я как-то в руки свежее яйцо.
И смотрел я долго с думой на него.
Ни костей, ни клюва, ни пера, ни ног.
В том яйце я птицы увидать не смог.
Как же так бывает, где найти ответ,
Птичка вдруг выходит из яйца, на свет.

Ребенок-чтец 2:
В этом вот и чудо Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Тот пример я понял, сердцу дорогой,
Так Господь когда-то сотворил со мной.
Та же сила Божья, прах мой соберет,
И из праха снова тело оживет.
В этом нам порукой, чудо из чудес,
Первенец из мертвых Сам Христос Воскрес.
На кресте Он умер, так Он нас любил,
Что за нас, за грешных, кровь Свою пролил.
И с тех пор яичко, красное как кровь,
Мне напоминает про Его любовь.

Ведущий:
Христос Воскресе! - приветствуют друг друга люди.
Христос Воскресе! - вторят им птицы.
Христос Воскресе! - звонят колокола в храмах.

Ребенок-чтец:
"В светлую ночь"
В эту ночь спать грешно;
Посмотри-ка в окно;
Всюду свет, люди ждут,
Скоро в церковь пойдут.
В полночь звон прогудит,
В небеса полетит,
И разбудит волной
Небеса он с землей.
В эту ночь спать грешно,
Скоро полночь... Темно...
Тем, кто, бодрствуя, ждет,
Светлый праздник идет!

Детям предлагают послушать рассказ (читает воспитатель или кто-то из родителей.)
"Радость утра" Валерия Миловатского.

"Радость утра"
Над городом – полупрозрачная ночь. В эту пору в Петербурге бывают именно такие чуткие ночи. Все спят. Лишь один мальчик не спит – он ждёт. Его папа – лесовод, уехал осматривать новые посадки и обещал вернуться на Пасху. И мальчик ждал его.

А ещё, мама, укладывая его спать, сказала, что этой ночью начнётся Пасха – и он боялся пропустить момент, когда воскреснет Христос. Ему хотелось увидеть: рассеется вдруг тьма, и станет светло как днём, и возликуют и ангелы, и птицы, и звери, и вся земля…
Лёжа в постели, он долго вслушивался в тишину, вглядывался в ночное небо в окне – и ждал. Какие – то шорохи, вздохи, скрипы, мерцания, когда он прикрывал глаза, заставляли его вздрагивать. Иногда он слышал глухие удары – это, видимо, льдины, идущие по Неве, ударяли в набережную.

В углу, напротив кровати, горела лампадочка перед образом святого Серафима Саровского. Это мальчика ободряло и успокаивало. И вспоминал он, то ли наяву, то ли во сне…
В те годы, когда жил великий Пушкин, в России появился небывалый святой. Он во всякий день приветствовал всех словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Потому что сам в это крепко верил и хотел, чтобы все люди тоже уверовали в Воскресение, очнулись от своего неверия. В тайне он вершил подвиг своей жизни – не один раз был в лапах смерти: умирал от болезней, убивали его разбойники, но чудесно спасала его Богородица, которой он непрестанно молился. Добровольно он подвергал себя тяжелейшим испытаниям. Тысячу дней и ночей, молясь, стоял он на коленях на камне под открытым небом. А сколько ещё неизвестных подвигов он совершил!

И Богом даровано ему было многое. Радость обнимала всех, кто приходил к нему; иные видели сияние, которое излучало его лицо. Всякого он готов был утешить, приголубить и слово сказать приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл. Ради этой радости и нёс он тяжкий крест, потому что «истинная радость есть плод и спутник креста». Святой старец Воскресения, старец радости, любви и победы, как он любил детей!
И мальчик увидел этого светозарного старца, увидел золотые купола храмов. И от этого сияния все оживало вокруг: цвели яблоки, жужжали пчелы; даже старый полузасохший ясень распустил свои полупрозрачные, как ангельские перья, листочки. Мальчик смотрел на это во все глаза – ему хотелось бегать, обнимать каждую яблоньку…
И он хотел бы остаться там, в этом чудесном сне, но что – то необычайное, ликующее колокольным звоном подхватило его, достигло глубины души и наполнило радостью и любовью.

Нельзя было не проснуться – для того, чтобы ощутить и увидеть это. Оно звучало, звало, сияло, оно было полно такой звонкой силы, что хотелось броситься ему в объятия. Ему любящему и единственному – воскресшему и воскрешающему Иисусу Христу. Он был за пределами сна – тут мальчик понял, что он спал, и испугался, что проспал самое важно, чего нельзя было пропустить.

И сквозь сон, сквозь закрытые веки он почувствовал, что пришёл какой – то особенный день – и надо быстрей выпрыгнуть из своего сна навстречу этому необычному дню. Когда он раскрыл глаза – день звенел, сверкал, сам воздух пел: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!»
«Христос Воскресе!» - сказал отец, и они расцеловались. Отец взял сына на руки, поднёс к окну, открыл его и сказал: «Смотри, как всё цветёт! Вот оно, Воскресение! Вчера до позднего вечера я обходил дальний участок леса. Ночью я возвращался через лес. Было темно и жутковато. Лишь звёзды светили. И я подумал: «А ведь в эту ночь воскрес Христос».

И крикнул громко на весь лес: «Слава тебе, Господи! Слава Воскресению Твоему!» И вдруг тёмное лесное небо осветилось множеством разноцветных сполохов. Радуги волнами просияли на небе, освещая тёмный лес, как будто бы ангелы с небес ответили: «Воистину Воскресе!» а ты в это время, наверное, крепко спал, радость моя!»

Звучит колокольный звон (аудиокассета), открывается занавес, за которым на стене оформлен "Храм".
Все дети подходят к "храму".

Ребенок-чтец:
Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.

Дети исполняют песню "Храм".
По традиции, дети и родители идут в расположенный рядом с детским садом храм и звонят в колокола.
Праздник заканчивается пасхальной трапезой и пасхальными играми.

Горшкова Марина Евгеньевна

Сценарий праздника «Пасхальная радость»

Цели : познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Пробудить интерес к старинным русским обрядам, воспитывать дружелюбие.

Задачи: формировать представление детей о праздниках на Руси, о традициях

русского народа. Развивать познавательный интерес детей к истории своего народа, обогащать духовный мир детей. Воспитывать любовь и уважение народных традиций.

Методы и приемы : рассказ, беседа, показ иллюстраций, чтение книг.

Ход занятия. (Звучит звон колокола)

Воспитатель : - Пасху прославляем, праздник начинаем.

Вот и Пасха к нам пришла.

Светлый праздник принесла.

Светит солнышко с небес.

Шумит вдали зеленый лес.

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Воспитатель :- Весной много чудесных праздников. И весь православный народ отмечает замечательный праздник - Светлое Христово Воскресение. Этот великий день приходит к нам с ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу любви и добра.

Ученик: - Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди пробудитесь! К нам весна идет,

А с весной и Пасха радость вам несет».

Воспитатель :- Человек не может не радоваться, когда на смену зимним холодам приходит яркая синева неба, птичий гомон, нежность первой травы, клейкость набухших почек…

В России Пасху называли Велик день, Светлый день. Это праздник, посвященный

Воскресению Иисуса Христа.

Ученик: - Говорят, что Пасху раньше отмечала вся страна.

На качелях сидя, дружно улыбалась детвора.

Молодежь теперь не знает, как же Пасху отмечать?

Яйца красить, кулич стряпать и гостей к столу встречать.

Заглянули в старину мы - будто дождь омыл сердца.

И сегодня вам расскажем о воскресении Христа.

Воспитатель :- Однажды Бог послал на землю своего сына, чтобы тот научил людей любви и добру. Но были и такие злые люди, которые не хотели верить сыну Божьему и убили его. Распяли на кресте. Иисус мог бы не умирать. Но согласился принести себя в жертву, чтобы смыть все грехи наши. А в воскресенье он ожил- воскрес. Его воскресение празднуют в Пасху.

Ученик: - Хвалите Господа с небес и славьте человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть поправ навеки!

Ученик :- Пасху радостно встречаем

И поем: - "Христос воскрес!"

Мы все дружно отвечаем:

"Он воистину воскрес!"

Чередой проходят годы

Под лазурностью небес.

И поют везде народы:

"Он воистину воскрес!"

Всюду радость и объятья:

"Брат, сестра, Христос воскрес!

Ад разрушен, нет проклятья:

Он воистину воскрес!"

Ученик: - Христос воскрес!

Вот и Пасха к нам пришла-

Праздник милый для меня!

Сколько радости принёс,

И печали он унёс.

Вот уж птицы прилетели

Прямо к Пасхе подуспели.

Хорошо весна пришла-

Светлый праздник принесла-

Воскресение христово!

Все поют и славят Бога!

Воспитатель : - Ребята, попробуйте угадать главный спутник весны.

Отгадайте загадки : - Без него плачемся, а как появится – прячемся.

Кто взглянет, тот заплачет…

Сито свито, золотом покрыто.

Ну конечно, это солнце главный спутник весны!

У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Ученик: - Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,

Красное нарядись!

Воспитатель :- Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко.

На Пасху разрешалось всем мужчинам звонить в колокола,

Звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное,

праздничное настроение.

(Звучит запись «колокольный звон»)

Ученик: - Звенят, поют колокола!

Лучами греет всех весна.

Все небо синее как море,

И верба в золотом уборе.

Весь пеньем птиц наполнен лес,

Воспитатель :-- Пасха была очень большим праздником, длившимся неделю и

та неделя была заполнена играми, развлечениями, хождением в гости.

Пасха не бывала без качелей. Возводились общественные качели. Качались

решительно все. Возле качелей собирался народ: девушки, бабы с

ребятишками, мужики, парни с гармошкой.

И все веселились и радовались воскресному празднику. Повсюду звучали песни. Девушки водили хороводы и пели заклички. Давайте и мы покличем весну!

(Девочки встают в круг и поют закличку) .

Солнышко красно, гори-гори ясно!

В небо пташкой залети, нашу землю освети.

В небе рыбкой поплыви, нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!

Воспитатель : - А теперь отгадай еще загадки, а отгадка у них одна:

Белое, круглое, долго лежало, вдруг затрещало: и неживое живым стало.

Избушка нова - жильца нет, жилец появится, изба развалится. (Яйцо).

А как вы думаете, почему я загадала загадки о яйце?

Что является символом Пасхи? Куличи, пасхи, крашеные яйца.

Есть такой обычай – обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего

окрашивают яйца в красный цвет – цвет крови Христа. Иногда яйца не просто

красят, а расписывают. Такие яйца называют писанками.

Яйцо- символ новой жизни, чистой, светлой и это символ надежды.

Ученик : - Словно яркая раскраска,

К нам домой явилась Пасха.

Принесла в своем лукошке,

Яйца, булочки, лепешки.

Пироги, блины и чай.

Пасху весело встречай!

Ученик : - Посмотрите что за чудо?

Положила мама в блюдо

Тут яйцо, но не простое.

Золотое, расписное.

Словно яркая игрушка!

Здесь полоски, завитушки.

Много маленьких колечек,

Звезд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски?

Словно в старой доброй сказке!

Мама всем дала ответы:

Пасха- праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне

Символ жизни на земле.

Воспитатель :- К празднику обязательно мыли, чистили дом, убирали мусор, наводили порядок. И в чистый, светлый праздник люди приглашали гостей.

Ученик :- Пасха. Празднично кругом.

Чистотой сверкает дом.

Вербы на столе и пасха.

Так светло и так прекрасно!

Яйца крашенные всюду,

И кулич стоит на блюде.

Мама в фартуке из ситца

Приглашает всех садиться

И отведать угощенье

В честь Христова Воскресенья.

Воспитатель :- Мы все обмениваемся на Пасху яйцами, говоря при этом: «Христос воскрес! А в ответ слышим «Воистину воскрес!» При этом люди прощают друг другу обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения Христа! Христос дал нам жизнь, а яйцо- это знак новой жизни.

Ученик :- Теплом лучей пришла весна,

Кулич и пасху принесла.

Красиво яйца расписала,

И с нами Бога прославляла

И люди радуются Пасхе!

Детей блестят от счастья глазки.

Весна цветет, полна чудес,

Христос воскрес, Христос воскрес!

Воспитатель: - А еще на Пасху проводили различные игры.

- А сейчас мы поиграем в игру «Пасхальные традиции» .

Если я скажу то, что символизирует празднование Пасхи – хлопните в ладоши, а если это традиция другого праздника - не хлопайте. Хорошо?

Печь куличи – да.

Купаться в проруби.

Красить яйца - да

Печь блины.

Освящать еду - да

Христосоваться - да

Освящать вербу - да

Петь колядки.

Славить Иисуса Христа – да.

Воспитатель: - Молодцы! Знаете традиции праздников на Руси.

Пасхальные традиции на Руси были очень богатые и интересные.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены. А с Пасхи начинались развлечения. Развлечения были не просто увлекательными, но и развивающими. Игры, требующие сноровки, наблюдательности. Развивают ловкость, быстроту реакции, мышление, умение правильно организовать свой досуг.

1 .Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Делали деревянный или картонный каток. Вокруг его освобождали пустое, ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца или конфеты. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо. Выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2. «Чокаться яйцами», стукнув тупым или острым концом крашенного крутого яйца о яйцо соперника.

3. Играющие садятся друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

4. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель.

Воспитатель :- Вот так весело и интересно праздновалась Пасха на Руси! Прекрасен праздник Пасхи! Прекрасны ее обычаи: куличи, крашеные яйца, обычай христосоваться. Но более всего прекрасен завет этого дня – любите ближних. Так будем любить друг друга!

Ученик: - В светлое Христово Воскресенье

На душе пусть будет чисто и светло!

Будет хлебосольным угощенье,

Солнце дарит радость и тепло!

Ученик: - Говорят: Христос воскрес!»

«Да, воистину воскрес!»

Разрывая тьмы завесу,

К людям он сошел с небес.

Жив Христос, и верят люди:

Коль расстанемся со злом,

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром!

Воспитатель :- Сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи! Желаю вам крепкого здоровья, мира, тепла и любви. Пусть радость Воскресения Христова наполняет ваше сердце, а свет Божественной любви согревает каждого из вас. Пусть каждое сердце будет открыто для добра и хороших дел.

Христос воскрес!

Благодарю всех за внимание!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Конспект развлечения

в старшей группе

Тема: «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»

Воспитатель: Юрьева Ю. Е.

2016 год

Цель: Ознакомление детей с традициями русского народного праздниками «Пасха».

Задачи:

Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с православными праздниками и традициями;

Познакомить детей с историей возникновения праздника «Пасха»;

Дать детям представления о воскрешении Иисуса Христа;

Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров;

Воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам.

Методы и приемы:

- наглядные: показ предметов, использование ИКТ и дидактических пособий;

Словесные: рассказ, беседа;

Практические: дидактические игры.

Виды мышления:

- наглядно-действенное;

Наглядно-образное;

Словесно-логическое.

Материал и оборудование:

Икона «Пасха»;

Корзина с яйцами, куличами, пасхой;

Желоб, ложки, большие кубы (для игры);

Ваза с вербой, подсолнухами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Дети входят в зал под звон колоколов, рассаживаются на места.

ВЕДУЩИЙ:

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресение,

Его второй день рождения..

Заря глядит уже с небес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – ПАСХА

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас услышали пасхальный звон колоколов. Этот звон мы слышим в церквах и в храмах.

Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить светлый праздник «Пасху» (показ иконы «Пасха»). «Пасха» - освобождение, избавление от смерти. «А кто воскрес в этот день? (ответы детей). Имя его Иисус - значит спаситель. Его также стали называть «Христос» - это значит - царь. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска. Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы открыть нам великие тайны жизни и добра.

И после своего воскресения он помогает добрым, искренним людям. Он учит нас добру, любви, а за это искупает наши грехи. И если вы, ребята, будете любить друг друга, птиц, животных, природу и будете защищать слабых, помогать старшим, то Иисус возрадуется на небесах.

1 Ребенок:

Летят слова в простор небес-

Христос воскрес!

Христос воскрес!

И рады люди всей земли.

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир.

2 Ребёнок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес,

Христос воскрес!

Христос воскрес!

3 Ребёнок:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

ВЕДУЩИЙ: А что обязательно готовят к пасхе, кто знает? (ответы детей) Правильно, на праздник пасхи на Руси пекли куличи и красили яйца. Расписывали их разными цветами радуги. Яйца, которые красили в один цвет, назывались крашенки. Яйца, которые украшали разными узорами, картинками называли писанки, а яйца, которые украшали пятнышками цветными, называли крапанки.

ВЕДУЩИЙ: В Великий пост перед Пасхой всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весѐлые развлечения. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весѐлыми играми, хороводами, танцами и песнями.

ВЕДУЩИЙ: Вот и пришла пора поиграть, да позабавиться!

Белое, круглое

Долго спокойно лежало,

Потом затрещало, закричало –

И неживое живым стало. (Яйцо)

ИГРА «БЕГ С ЯЙЦОМ» Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 стула.

Головоломка «Радужное лукошко».

Перед каждой командой кладётся - Колумбово яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

ИГРА-ХОРОВОД «КАТИСЬ, КАТИСЬ, ЯИЧКО» Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Дети поют:

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, дети говорят:

В кружочек, выходите

И вдвоем для нас спляшите. Все хлопают. Дети пляшут в центре круга.

Ведущий: Существует легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар. Богачи несли в подарок правителю золото, а Мария Магдалина решила принести императору Тиберию куриное яйцо и весть о воскресении Христа. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит свой цвет на красный. В тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивленный донельзя император произнес «Воистину воскрес!».

Отсюда и пошел обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями.

Игра «Раскрась яйцо».

Две команды. На середину зала выносят два мольберта с прикреплёнными белыми яйцами из бумаги. На столе разложены разные фигурки из бумаги и клей. Дети по очереди подбегают к столу, берут любую фигурки, мажут её клеем. Затем подходят к мольберту и приклеивают, по-своему желанию, на яичко)

ВЕДУЩИЙ: А сейчас встаньте в круг. У меня есть для вас сюрприз. Достает бутафорские разноцветные яйца. Поиграем!

Эстафета «Собери все яйца».

Перед командами 2 корзинки, а в обруче напротив яйца. Участники добежав до обруча берут яйцо и возвращаются к корзинке, кладут яйцо в корзинку и передают эстафету следующему. Кто из команд быстрее соберёт все яички в корзинки.

Игра «Кто быстрее докатит яичко»

Дети делятся на команды. Стоящие впереди дети берут клюшки и яйца (от Киндера). Дети должны клюшками докатить яйца до условленного места и вернуться с клюшкой и яйцом. Следующему ребенку берет клюшку и яйцо и идет до условленного места и возвращается обратно. Выигрывает группа, первыми прокатившая яйца.

ИГРА «ГОРКА»

Поставить горку для катания яиц. Играющий катит яйцо по «горке», у кого яйцо укатится дальше тот и побеждает.

Конкурс «Найди яичко»

Все дети выходят из помещения, где проводится Пасха в детском саду. В это время воспитатели прячут в зале яички: шоколадные, вареные, пластмассовые. Каждому ребенку дается по корзинке. Тот, кто соберет больше всего яичек, выиграл.

Игра «Шапки»

Каждому ребенку раздается по шапке. Когда все дети отворачиваются, ведущий подкладывает яичко в одну из шапок. Игроки по очереди пытаются догадаться, у кого лежит яичко. Тот, кто угадает, становится ведущим.

«Боулинг»

Поставьте в ряд крашеные яйца на расстоянии примерно 8-10 см друг от друга. Отойдите на 10 шагов от них. Возьмите небольшой мягкий мяч и покатите его или бросьте. Если мяч задел яйцо, Вы выиграли и забираете это яйцо себе, при Вас остается и Ваше яйцо. Далее Вы делаете следующий ход. Если Ваш мяч не задел ни одного яйца, то Вы передаете ход другому игроку. А Ваше яйцо остается в общей игре. Задача – собрать больше яиц.

Сдувание яйца.

Команда, которая «передует» яйцо на территорию противника, выигрывает.

Игра «Прокати яичко».

Дети прокатывают яичко по наклонной досочке - жолобку, у кого яичко дальше укатится, той команде очко.

Игра «За двумя зайцами».

Перед детьми кладутся два деревянных яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

Игра: «Раскрути яйцо».

Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл. Победитель заберет яйца проигравших.

Игра: «Катание яиц навстречу друг другу».

Игра проводится на гладком полу или столе. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо разобьется, тот проиграл и отдает его победителю.

Игра: «Сюрприз»

По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами познакомились с народными обычаями, традициями православного праздника Пасха.

1-й ребенок.

Встало солнышко над лесом,

Осветило ярко лес,

Вся листва зашелестела:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2-й ребенок.

Птицы весело щебечут,

Взвились стайкой до небес

Ветерок понес их песню:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес! »

3-й ребенок.

Рыжий кот на одеяло

Ко мне тихонечко залез

И мурлычет мне на ухо:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»

ВЕДУЩИЙ:

Поздравляем вас с Пасхой Святой!

Праздник - добрый, красивый, большой.

Пусть духовность всегда торжествует,

Вера в Бога надежду дарует!

И в честь праздника Пасхи прозвучит праздничный колокольный звон Троицкой Сергиевой Лавры.

3. ПАСХАЛЬНЫЕ ЗВОНЫ ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ Дети расходятся по группам.