Цель проекта:
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур для здоровья;
2. Активизировать познавательную и самостоятельную деятельность;
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными, осознанное представление о необходимости заботиться о своём здоровье.
4.Укрепить связи между детским садом и семьёй.
Актуальность проекта:
Образовательная область здоровье подразумевает реализацию задач по формированию у детей с раннего возраста привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Участники проекта:
Дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет группы №3 «Почемучка»;
— Воспитатели группы:
Тышкевич Ольга Владимировна; Маркова Галина Анатольевна
Родители воспитанников
Тип проекта:
— Творческий
— Групповой
— Краткосрочный
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно — развивающей среды;
Определение цели;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.
Основной этап
Проведение комплекса мероприятий
Взаимодействие с родителями
Заключительный этап
Инсценировка «Вот какие мы чистюли»
Презентация материалов проекта по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Освоение детьми основ культурно — гигиенических навыков; Формирование и закрепление правил безопасного проведения; Познавательная компетентность детей; Доброжелательное отношение со сверстниками и взрослыми;
2. Повышение знаний родителей для обеспечения успешного развития детей. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Интеграция образовательных областей:
Физическая культура. П/ игры: «Зайка серенький сидит», «Солнышко и дождик».
Задачи:
Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению культурно-гигиенических навыков.
Здоровье.
Беседа «Если хочешь быть здоров», «Я умею чистить зубы»
Просмотр мультфильма для малышей из серии чистим зубы: «С ослепительной улыбкой на всю жизнь»
Задачи:
Формировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Прививать привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, ногтей, самостоятельно чистить зубы.
Безопасность. Ситуативная беседа «Как вести себя в ванной комнате?».
Задачи:
Приобщать к правилам безопасного поведения, ребенка в быту, формировать представлений об опасных ситуациях.
Социализация. Игровая ситуация «Покупаем малыша», С/ролевая игра «Парикмахерская».
Задачи:
Развивать умение играть вместе, дружно.
Труд. Д/игры на закрепление гигиенических навыков: «Я дружу с мылом», «Фонтанчики», «Аккуратно причешусь», «Носики курносики».
Задачи:
Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Познание. Опыты: «Вода бывает тёплой холодной, горячей», «Мыло – фокусник».
Задачи:
Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности, умение делать простейшие выводы. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Коммуникация. Рассматривание сюжетных картин, принадлежностей личной гигиены.
Н/печатная игра: «Что сначала, что потом».
Задачи:
Развивать свободное общение в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков через речевые ситуации, беседы; Вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.
Художественное творчество. Рисование: «Вот она, какая щёточка зубная», «Чем я куклу причешу».
Задачи:
Развивать образное представление, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов личной гигиены, уметь их передавать в рисунке.
ЧХЛ. Чтение произведения К. Чуковский «Мойдодыр», стихотворений М. Д. Яснов «Я мою руки», О. Чусовитина «Я сам чищу зубы»;
Разучивание потешек: «Водичка, водичка», «Кран откройся, нос умойся!»;Отгадывание загадок о предметах личной гигиены.
Задачи:
Учить слушать и обсуждать художественные произведения, заучивать стихотворения, потешки, отгадывать загадки. Вызвать интерес к играм и упражнениям по тексту стихотворений.
Музыка. Музыкальная игра: «Зайка серый умывается».
Задачи:
Создать эмоциональное настроение.
Итоговое мероприятие.
Инсценировка «Вот какие мы чистюли».
Задачи:
закрепить знания о здоровом образе жизни, воспитывать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его по средствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТ (краткосрочный) «Если хочешь быть здоров!» (Средняя группа) Выполнила: Белоус Елена Павловна МБДОУ №158 « Детский сад комбинированного вида» Кемерово 2014г
Тип проекта: информационно – творческий По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение. По характеру координации: открытый По количеству участников: групповой - 26 человек Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители. По продолжительности: краткосрочный, 2недели (13.10.2014 – 24.10.2014г.) Паспорт проекта:
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни. Актуальность
создать условия для ознакомления детей с понятием « здоровье » и влияние образа жизни на состояние здоровья; сформировать у детей знания о здоровом образе жизни через различные виды деятельности; способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни; развивать представления о полезности и целесообразности физической активности; воспитывать интерес и желание вести здоровый образ жизни; осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Перспектива:
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста, как основа личностного, эмоционального и физического развития. Задачи: 1 Формировать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья. 2 Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физического, психического и социального здоровья у детей 3 Овладение навыками самооздоровления Предполагаемый результат: 1. Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья. 2. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. 3. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1. Анкетирование среди родителей «Здоровый малыш!». Цель: Выявление отношения семьи к ЗОЖ. 2. Выявить уровень знаний детей о правилах гигиены и значимости их для сохранения и укрепления здоровья. 3. Подбор методической и художественной литературы по ЗОЖ 4. Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам: «Упражнения для глаз» , «Подвижные игры для детей» , «Физкультминутки» . 5. Подбор дидактических игр и серии картин на тему: «Чувства, Эмоции» с целью понимание детьми связи между физическим и эмоциональным здоровьем.
2 этап деятельностный ДЕТИ 1. Беседа « Здоровье всего дороже » Цель: формировать у детей дошкольного возраста представление о здоровье человека и путях его сохранения. 2. Занятие «Изучаем свой организм». Цель: Изучать с детьми строение организма. Повысить интерес детей к своему здоровью. Закрепить в речи обобщающие понятия: «здравствуйте», «здоровье», «скелет», «люди». 3. Чтение художественной литературы о чистоте - К.И Чуковский « Мойдодыр » , А Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать у детей желание следить за своим внешним видом, чистотой и опрятностью. 4 . Дидактические игры: « « Будь здоров», «Овощи, фрукты», «Чистюли и чистюльки » » Цель: Закрепление полученных знаний о здоровье. 5. «Беседы «Если ты заболел» , «Роль лекарств и витаминов», «Опасность травм» Цель: Дать знания и представления детям, о том, как важно следить за своим здоровьем. Расширить знания детей о правилах безопасного поведения (предотвращение травм)
Занятие Рассматривание энциклопедий Беседы с детьми о здоровье
Дети 6. Сюжетно- ролевая игра: «Больница». Цель: Расширять знание детей о профессии врача. 7 . Экскурсия в кабинет врача. «Врачи наши помощники». Цель: Продолжить расширять знания детей о профессии врача и значимости лечения во время болезни. 8 Беседа «Что помогает быть здоровым». Цель: Дать детям элементарные знания о разнообразных способах. 9. Занятие по рисованию: «Овощи, фрукты»; лепка: «Овощи, фрукты». Цель: Закреплять знания детей о том, что витамины содержатся не только в лекарствах, но и в овощах и фруктах. 10. Рассматривание энциклопедии: « Я и мое тело» Цель: Расширять знание детей о своем теле (организме). 2 этап - деятельностный 11. Дидактические игры: «Домик настроения» ,«Мы и наши эмоции»
сюжетно-ролевая игра по ЗОЖ
Рисование, лепка овощей
Утренняя гимнастика, физкультура, малоподвижные игры Подвижные игры
Закаливание Дыхательная гимнастика
РОДИТЕЛИ 1 . Беседа: «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель: Информировать родителей о значимости и ценности соблюдений оздоровительных мероприятий с ранних лет,о том, что они должны стать привычными для детей. 2 . Памятки для родителей «Растим здорового ребенка» «В каких продуктах живут витамины» , «Здоровый образ жизни» Цель: Информировать родителей о всестороннем укреплении и сохранении здоровья детей. 3 . Консультация: «Здоровый образ жизни формируется в семье». Цель: Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью. 4 . Составление карточек с целью информации родителей: «Упражнения для глаз» , «Подвижные игры для детей», «Игры для здоровья». 2 этап деятельностный 5. Круглый стол: «Здоровый образ жизни в семье» Цель: Обмен опытом родителей по сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Памятки, буклеты, папки-передвижки для родителей по вопросам ЗОЖ и круглый стол.
3 этап Заключительный 1. Итоговое занятие «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ» . 2. Была проведена выставка физкультурного оборудования, сделанного в совместной творческой деятельности родителей с детьми. Результаты работы над проектом: Дети: 1.Дети получили первоначальные представления о своем организме и правилах сохранения своего здоровья. 2. У детей возник интерес и потребность к физическим упражнениям, как к средству оздоровления. 3. Дети получили первоначальные знания того, что настроение человека (эмоциональное состояние) влияет на физическое здоровье. Родители: Повысился интерес родителей в физическом развитии и оздоровлении детей. Воспитатели: поддерживали у детей интерес к физическим упражнениям; создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Панькина Людмила Валентиновна
Тема проекта
Сохранение и укрепление здоровья
Название проекта
"Если хочешь быть здоров"
Предмет, группа
Обществознание, ОЗОЖ, 6 класс
Краткая аннотация проекта
Главная цель проекта "Если хочешь быть здоров" - повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих. Задачи проекта"Если хочешь быть здоровым"
- воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;
- развитие субъектного, ответственного отношения школьников к своему здоровью;
- повышение компетентности учащихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
- формирование к школьников устойчивой мотивации к отказу от табакокурения;
- освоение учащимися знаний о здоровом питании;
- привлечение внимания учащихся к физической активности, как составной части здорового образа жизни.
Главным в этом проекте является освоение учащимися методов проектной деятельности,исследовательской работы, "обучение в сотрудничестве".Во время проекта школьники определяют напрвление работы, знакомятся с различными материалами по теме,отбираюб материалы исследований.Результаты своих исследований оформляют в виде презентации, буклета.Итогом проекта является проведение следующих мероприятий: - научно-практическая конференция "Мы - за здоровый образ жизни", - презентация проекта "Если хочешь быть здоров" - спортивный праздник "Мама, папа, я - зороавя семья" - буклет "Вся правда о курении"
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос:
Проблемные вопросы:
1.Что такое здоровье?
2.Как здоровый образ жизни влияет на качество и продолжительность жизни?
3.Как личная ответственность за свое поведение может быть связана со здоровьем?
4.Почему подорванное здоровье не позволяет ощутить всю полноту жизни?
Учебные вопросы: 1. Как продолжительность жизни связана со здоровьем?
2. Как происходит изнашивание организма?
3. К чему ведет безответственное отношение человека к своему здоровью?
4. В чем коварство "дружбы" с табаком?
5. Каковы золотые правила здорового образа жизни и как они соблюдаются школьниками?
План проведения проекта
Первый этап. Стартовая презентация,формулировка основополагающих вопросов. Деление учащихся на группы.
Второй этап. Обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов, гипотиз и целей исследования.
Третий этап. Сбор учащимися материалов и их анализ.Консультация учителя.
Четвертый этап. Работа учащихся по темам исследования.
Пятый этап. Оформление результатов исследования в виде презентации, буклетов, вики-статьи. Консультация учителя.
Шестой этап. Защита проекта. Подведение итогов работы в группе и представление своих работ на мини-конференции.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»
Проект по здоровьесбережению
«Если хочешь быть здоров»
Воспитатель старшей группы:
Малиновская Валентина Олеговна
ЗАТО Сибирский
Актуальность.
Принципы.
Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.
Средства.
Список литературы.
Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.
На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.
Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.
Объектами проекта:
воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);
семьи воспитанников;
педагогический коллектив.
4. Задачи проекта:
Работа с детьми: | Работа с родителями: | Работа с педагогическим коллективом: |
Привитие стойких культурно-гигиенических навыков; Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; Формирование потребности в ЗОЖ. | Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ. | Обмен опытом; Организация взаимодействия с узкими специалистами |
5. Принципы:
Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
6. Основные этапы:
1 этап - организационный:
Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;
Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;
Систематизированный материал:
«Беседы о ЗОЖ»,
«Пальчиковые игры»,
«Игровой массаж»,
«Артикуляционная гимнастика»,
«Элементы дыхательной гимнастики»,
«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.
2 этап - основной (практический).
На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):
«беседы о ЗОЖ»,
«игры с элементами психогимнастики»
«пальчиковые игры»
«артикуляционная гимнастика»,
«игровой массаж»;
«элементы дыхательной гимнастики».
Здоровьсберегающие технологии:
При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;
Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.
Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.
Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.
3 этап - заключительный.
В конце каждого года подводятся итоги:
Знания о ЗОЖ;
Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики
Стабильность эмоционального благополучия детей.
Стабильность физической и умственной работоспособности.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:
1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.
Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.
2. Физкультминутки и динамические паузы.
Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
3. Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
4. Дыхательная гимнастика.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
«Солнышко»
«В небе солнце катится -
Словно жёлтый мячик.
То за тучку спрячется,
То по ёлкам скачет.
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось».
6. Закаливание.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
- сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
7. Гимнастика после сна.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:
- звуковые сигналы (например, музыка)
- зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
- импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
8. Самомассаж.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.
9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
10. Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Чаще используйте минутки покоя:
Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.
11. Аромотерапия.
Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).
Список литературы
1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.