Проект (подготовительная группа) на тему: проект на тему "День космонавтики". Проект (старшая, подготовительная группа) на тему: день космонавтики проект

В проекте принимали участие две группы. Воспитатели: Корхонен Светлана Николаевна, Поспелова Любовь Фёдоровна, Насонова Татьяна Васильевна.

Проблема: Какими растениями надо заселить планету Тобор?

Игровая мотивация: Помочь заселить растениями планету Тобор.

Цель: Создание условий для развития познавательных интересов области природоведения, экологии. Развитие у детей познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи:

  • Подвести детей к пониманию того, что человек — часть живой природы, что природа оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.
  • Выявить влияние цветов на настроение, подчеркнуть, что они дают людям эстетическое наслаждение, радость, познакомить с влиянием цвета и аромата на самочувствие, сообщать о некоторых целебных свойствах цветов.
  • Формировать у детей экологическое мировоззрение, показать тесную взаимосвязь природы и человека, влияние последствий болеющей природы на здоровье человека: сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем, воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе, научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями.

Подпроекты:

  • «Космическое путешествие»
  • «Глубины Космоса»
  • «Отроки во Вселенной»

Подпроект КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Проблема: Что нужно для полёта в Космос?

Игровая мотивация: Помочь космонавтам подготовиться к космическому путешествию.

Цель: Активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле, формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний, побуждать к содержательному общению друг с другом, воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе, развивать творческую активность детей.

Словарная работа: земляне, планета, марсиане, космонавт, исследователь, штурман, оператор, инопланетяне, кратер, спутники.

В ходе реализации проекта возникают такие вопросы:

— Кто и где создаёт ракеты?

Ракеты и космические корабли создаются в конструкторском бюро по проектированию и строительству ракет и космических кораблей. Над их созданием работают инженеры, конструкторы. Дети выбирают инженера-конструктора для строительства ракеты.

Ещё нужны техники — они заправляют ракету топливом, готовят её к полёту, дают «добро» на старт. Дети выбирают техника.

— Кто может полететь в космос?

Необходимо подготовить команду космонавтов. Для полёта в космос нам нужен командир. Командир должен быть сильным и смелым, ловким и отважным, решительным. Он управляет всем полётом. Дети выбирают командира космического корабля.

— Кто ещё нужен для полёта в космос?

Еще нужен космонавт-исследователь. Он должен быть самым любознательным, самым внимательным. Он ведёт наблюдения за звёздами, Солнцем, Луной с помощью телескопов, изучает Землю с высоты космического полёта. Дети выбирают космонавта-исследователя.

А на Земле работает космическая лаборатория. Здесь изучают образцы материалов, доставленных с других планет…

Ещё нужен штурман. Штурман должен быть очень умным, быстрым, уметь моментально принимать решения. Он прокладывает путь ракеты. Дети выбирают штурмана.

В полёте нужен врач. Зачем вообще космонавтам нужны врачи, ведь у них со здоровьем всё в порядке? Врачи осматривают космонавтов перед полётом и по возвращении на Землю, ведут наблюдение за состоянием их здоровья. Дети выбирают врачей.

Ещё ребята предложили взять в полёт художника. Как вы думаете, чем он будет заниматься в космосе? Он нарисует, как выглядит Земля из Космоса, создаст космические картины. Дети выбирают художника.

После обсуждения всех тонкостей подготовки к космическому полёту дети формируют экипаж.

— Как жители нашей страны узнают о том, что в космос полетела очередная ракета?

Об этом рассказывают журналисты. Они берут интервью у космонавтов, пишут статьи, выступают по телевизору. Дети выбирают журналиста.

А для связи с Землёй во время полёта выбирают диспетчера-оператора, он следит за полётом с Земли, согласовывает действия экипажа.

Разворачивается игровое действие : конструкторы строят ракету, техники готовят её к полёту, врачи осматривают членов экипажа, журналисты берут интервью перед полётом, художник готовит необходимый материал для рисования и прочее.

Космонавты занимают свои места. Идёт проверка готовности к полёту. Отсчёт времени. Звучит музыка – ракета взлетает. Диспетчер поддерживает связь с экипажем. Космонавты сообщают о том, как идёт полёт, как самочувствие, какие трудности возникают…

Космонавты посещают неизведанные платены, берут пробы грунта и воздуха, ведут наблюдения, исследуют образцы растений и микроорганизмов с других планет. Составляют картину экологической обстановки на планетах и пригодности их для жизни.

Космонавты возвращаются на Землю. Их встречают журналисты, родственники, знакомые. Герои рассказывают о путешествии. Художники рисуют космические пейзажи, журналисты делают короткий репортаж о полёте.

Подпроект ГЛУБИНЫ КОСМОСА

Проблема: Какие тайны и загадки скрывают в себе глубины Космоса?

Игровая мотивация: Отыскать тайны и загадки Вселенной.

Цель: Создавать условия для расширения и обогащения представлений детей о Космосе.

Задачи:

  • Активизировать знания детей о создании космического экипажа.
  • Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый, смелый и дисциплинированный человек.
  • Расширять представления детей о космических полётах: познакомить детей с космонавтами и учёными, которые стояли у истоков развития российской космонавтики.
  • Воспитывать гордость за свою страну.
  • Развивать коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Подпроект ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Проблема: Как долететь до планеты, которая находится за пределами Солнечной системы?

Игровая мотивация: Помочь выжить жителям дальней планеты.

Цель: Активизировать мышление в процессе решения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Результаты проекта

Развивающая среда создавалась совместными усилиями взрослых и детей в ходе реализации тематического проекта. Родители стали полноценными участниками педагогического процесса. Домашние задания по сбору необходимой информации приучили воспитанников и их родителей к поиску источников информации, работе с ними.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к окружающему миру .

Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Проект развивался и пополнялся новыми проблемами способами их решения. Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям получить практикум просветительской и природоохранной деятельности . Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Метод проектов актуален и очень эффективен он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

При проведении работы учитываются возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание игр и проблемных ситуаций ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка .

В ходе реализации проекта дети получают представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси; о Солнце, как источнике тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах, чёрных дырах. Уточняют значение новых слов («космонавт», «обсерватория», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп»).

Данные проекты развивают логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений . В ходе решения проблемных ситуаций дети создают индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и прочее.

Цели: - дать детям пропедевтические знания о Вселенной;

  • познакомить с историей и достижениями в области освоения и изучения космоса на примере нашей страны
  • познакомить детей с первым космонавтом
  • дать о планетах Солнечной системы
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и проводить целенаправленный анализ явлений
  • развивать психические процессы и мыслительные операции: внимание, память, творческое и логическое мышление, воображение, наблюдательностью.

Задачи:

  • вызвать интерес к профессии космонавта
  • способствовать формированию установок на здоровый образ жизни
  • воспитывать уважение и чувство гордости за героев нашей страны.

Объявление в громкоговоритель: «Экипажи космического корабля «Планета детства» приглашаются на борт».

Космонавт: -Экипажи, займите свои места!

(Воспитанники старших и подготовительных групп входят в музыкальный зал, представляя свой экипаж) .

Космонавт: - Приглашаем всех в космос!!! Предлагаю перед полётом вспомнить человека, который 54 года назад впервые полетел в космос.

Ведущий: - Ребята, кто же был первым человеком, отправившимся в открытое космическое пространство?

Космонавт:

ЮрийГагарин

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Ведущий: -А кто может назвать точную дату первого полёта в космос?

Именно благодаря полёту Юрия Гагарина люди поняли, что человек может сотворить неимоверное -шагнуть к звёздам! Все ликовали, радовались…

А что это за звуки???

(Звучит собачий лай. Выбегают две «собачки» . Инсценировка.)

Белка:

Привет, ребята. Меня зовут Белка, а это Стрелка. Знаете нас?

Ведущий:

Ребята, а чем знамениты эти собачки?

Стрелка:

На самом деле мы не были первыми собачками, которые полетели в космос. Перед нами летала Лайка, потом собаки Чайка и Лисичка. Но они не выжили. А мы с Белкой вернулись на Землю.

Ведущий:

Белка и Стрелка, вам не было страшно лететь в космос в одиночестве?

Белка:

Нет. Мы же были не одни. С нами летали 12 мышей, насекомые, растения, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука и даже микробы.

Стрелка:

После полёта мы жили в институте космической медицины. Нас часто возили в детские сады, школы для того, чтобы показать первых космонавтов детям. Через несколько месяцев после полета у меня родились здоровые и крепкие щенки. Шесть штук.

Ведущий:

Дочь Стрелки - Пушинку - подарил жене американского Президента Жаклин Кеннеди.

Белка:

Нам пора. Прощайте, ребята!!!

Ведущий: - Провожаем Белку и Стрелку и отправляемся в открытый космос. Начинаем обратный отсчёт!

(Видео обратного отсчёта)

Ведущий: - Полетели!!!

(Звучит музыка танца-игры «Роботы и звёздочки» . Все дети начинают двигаться под музыку)

Ведущий: - А теперь займите свои места и посмотрите в иллюминаторы.

(Видео «Космос» ) .

Ведущий: - Внимание! Мы подлетаем к Луне. Готовимся к посадке!

Ребята, а Луна-это планета?

Посмотрите, ребята, вся поверхность Луны покрыта лунной пылью. Сегодня мы обратимся в научно-космическую лабораторию. Учёные заняты важными открытиями, поэтому с нами сотрудничают сегодня их помощники.

(Помощники учёных (воспитатели групп) надевают белые халаты, берут в руки контейнеры с песком и ставят на стол экипажам для наблюдений).

Перед вами образцы лунной пыли. Вы видите следы от лунохода. Дело в том, что на Луне нет воздуха, а значит, и ветра. Если бы дул ветер, то эти следы давно бы исчезли. Давайте посмотрим, что произошло бы с ними во время ветра. Сотрудники научной лаборатории вам помогут.

(Дети дуют на песок и следы от лунохода исчезают) .

Ведущий: - Ребята, какой мы можем сделать вывод?

(Дети: Так как на Луне нет ветра, следы лунохода останутся на ней навсегда) .

Ведущий: - Ребята, а почему Луна вся в пятнах, как вы думаете? (Ответы детей)

Ведущий: - Здесь, на Луне, есть глубокие ямы-кратеры. Таких глубоких кратеров на нашей планете нет. Наши учёные выяснили, что они образовались от падения метеоритов. Давайте вместе посмотрим как это происходит. Сотрудники научной лаборатории сейчас подадут вам камешки. Возьмите каждый член экипажа по камешку и бросьте прямо в образец лунной пыли.

Ведущий:

Ребята аккуратно вытащите камешки, ракушки из ёмкости. Остались углубления?

Так почему же Луна вся в пятнах?

(Дети: На Луну падают метеориты и от них образуются ямки. Эти ямки остаются навсегда, потому что на Луне нет воздуха) .

Ведущий:

А почему одни кратеры на Луне будут глубже, а другие мельче?

Выводы детей (Чем больше метеорит, тем глубже кратер) .

Ведущий: - Спасибо сотрудникам научно-исследовательской лаборатории за помощь в исследованиях лунной пыли. Нам пора продолжать космическое путешествие.

Ведущий: -Каким должен быть космонавт? (смелым, сильным, умным, внимательным, ответственным) .

Ведущий:

Космонавты долго тренируются перед полётом. Они разминаются. Давайте и мы вместе с инопланетянином, который пролетал мимо нашего корабля, разомнёмся немного...

(Разминка, ВИДЕО)

Ведущий:

В космонавты берут только самых здоровых и крепких людей. Ведь лётчику-космонавту приходится работать в необычных условиях- в невесомости, испытывать сильные перегрузки во время старта ракеты и при приземлении. Наши мальчики очень любят играть в космонавтов. Давайте посмотрим.

(Игра в космонавтов

1 реб. Послушайте, ребята, что я хочу сказать:

Давайте в космонавтов начнём мы все играть.

2 реб. Мы быстро рассчитаемся считалочкой, друзья,

И, может быть, Гагариным сегодня буду я.

(отдаёт флажок ребёнку к которому обратился)

(Звучит музыка полёта. Ребёнок держит флажок двумя руками вверху и «облетает» зал 2 раза, затем встаёт на своё место) .

1 реб. Раз, считаю, два, считаю и тебя я назначаю.

3 реб. И понятно всем без слов, что сегодня я – Титов.

(Под музыку полёта 3 реб., подняв флажок, «облетает» зал 2 раза) .

4, 5 реб. Полетим и мы вдвоём

В межпланетный дальний путь.

Николаев буду я, ты-Попович, не забудь.

(Звучит музыка полёта, 2 детей «облетают» зал 2 раза) .

6,7 реб. И мы со всеми вместе готовимся в полёт

И наш корабль огромный вокруг Земли плывёт.

(Под музыку полёта все мальчики «облетают» зал 2 раза) .

Девочка: Подружки, посмотрите,

И нам бы так играть.

Давайте космонавтов букетами встречать.

(Девочки берут цветы и вручают их космонавтам. Звучит марш, мальчики обходят круг и занимают свои места) .

Ведущий: - Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Пристегнули ремни!!!

(Видео «Планета Земля в космосе» ) .

Ведущий: - Вот мы и дома!

(Звучит музыка, появляются две звезды)

1 звезда:

На Земле мы в первый раз. Очень весело у вас!

2 звезда:

Мы прибыли с другой планеты. Хотим вам передать приветы!

(Дети танцуют танец звёздочек)

Ведущий:

Ребята, к нам прибыли ещё гости с других нам не известных планет. Встречайте!

(Под музыку выходят «инопланетяне» в космических костюмах) .

Ведущий:

Ребята, мы побывали в открытом космосе. Сколько планет включает в себя наша Солнечная система?

Как называется звезда, вокруг которой происходит движение планет? (Солнце) .

Давайте вместе изобразим движение планет вокруг Солнца.

(По центру зала Солнце (девочка в жёлтом платье и шляпке) , расчерчены орбиты планет. Ведущий читает стихотворение, а дети с изображением планет в руках становятся каждый на свою орбиту).

Ведущий:

  • По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

(Звучит музыка и планеты начинают движение по своей орбите) .

Ведущий:

Это и есть наша Солнечная система.

(На экране слайд «Солнечная система» )

Какое огромное звездное пространство. (Слайд с изображением космоса) Вы узнали и увидели, как бесконечен и безграничен космос. Сейчас мы с вами создадим это космическое пространство прямо здесь.

В центре нашей галактики самая яркая и большая звезда. Какая? Около него располагаются планеты солнечной системы.

(Дети прикрепляют к панно «Открытый космос» макеты планет) . – музыкальная заставка.

Космическое пространство наполнено метеоритами, астероидами, кометами и звездами.

(Дети прикрепляют к панно метеориты и астероиды) . – музыкальная заставка.

Чтобы исследования космоса продолжались, давайте запустим ракеты и спутники.

(Дети прикрепляют к панно ракеты и спутники) . - музыкальная заставка.

Вы стали участниками большого космического проекта детского сада «Планета детства» . Желаем вам, ребята, дальнейших открытий в мире неизвестного, тайного и безграничного стремления познавать всё новое, неизведанное!

Проблема: дети не знают праздник - День космонавтики, о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Для решения этой проблемы возник этот проект.
Обоснование проблемы:
1. У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, педагог.
Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным
Задачи:
1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Обучать активности, коллективизму.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы,развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
3. Воспитывать уважение к людям, работающих в космосе, дисциплинированность, любознательность. Прививать любовь и чувство гордости к своей стране. Воспитывать у детей умение слушать взрослых.
4. Активизировать словарь: планета,космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.
Ожидаемые результаты:
1.Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.
3.С удовольствием рисуют, лепят, играют.
Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; выставка раскрасок детей «Космическое путешествие»; папка-передвижка для родителей «« Праздник 12 апреля - День авиации и космонавтики Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе. История космонавтики».
Реализация проекта:
1. Работа с родителями:

Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентации по теме проекта.
- папка -передвижка « Праздник 12 апреля - День авиации и космонавтики
Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе. История космонавтики»;
- беседа «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с космосом, праздником «День космонавтики», первым космонавтом».

2. Работа с детьми:
1.Просмотр мультимедийной презентации о космосе и космических кораблях, космонавтах;

2. Беседа «Какое бывает небо?»;

3. Аппликация с элементами рисования «Космическое путешествие»;

4.Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам;

5. Пазлы "Космос";


6. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»;
7. Пальчиковая гимнастика «Тучки», «Солнышко светит»;

8. Сюжетно-ролевая игра«Мы летим на ракете»;


9. Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
10. Физкультминутка «Ракета»;
11. Просмотр мультфильмов «Воздушное путешествие Незнайки и его друзей», «Мурзилка на спутнике», «Незнайка на луне».
12. Слушание песен «Разукрасим все планеты» (Барбарики), «Облака белокрылые лошадки».
Итог работы:
1. Выставка раскрасок детей «Этот удивительный космос»

Как стать космонавтом?

2016 год объявлен Годом Юрия Гагарина в честь 55-летия полёта первого человека в космос.
Хотите побывать на околоземной орбите?.
Поехали?

история освоения космоса

Сергей Королёв. 1957 год

«Спутник-1»

В начале 1957 года к испытаниям подготовили ракету Р-7, разработанную в ОКБ-1 в подмосковном Королёве. 21 августа 1957 года ракета всё-таки сумела справиться с разработанным планом полёта - это стало первым успешным испытанием сверхдальней многоступенчатой ракеты. На её базе была создана известная ракета-носитель «Спутник», которая 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли «Спутник-1».

Подробнее с этим и другими достижениями отечественной космонавтики можно ознакомиться на выставке .


Собака Белка в Музее космонавтики
Фотография: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Белка и Стрелка

3 ноября 1957 года был запущен второй советский искусственный спутник нашей планеты, получивший название «Спутник-2». Этот запуск положил начало изучению воздействия условий космического полёта на живой организм, ведь именно на этом спутнике была доставлена собака Лайка. Почти через три года в космос отправился известный тандем Белки и Стрелки, который 19 августа 1960 года совершил полёт на корабле «Спутник-5» и успешно вернулся на Землю.

Роли животных в освоении космоса посвящена .


На московских улицах 12 апреля 1961 года - в день первого в мире полёта человека в космос.
Фотография: Архивный фонд города Москвы. Автор - Ю.Д. Королёв

Первый человек в космосе

Ключевой датой в освоении космоса стало 12 апреля 1961 года - первый полёт человека в космос. Юрий Гагарин на корабле «Восток» отправился навстречу неизвестности, а спустя 108 минут исторического полёта благополучно вернулся на Землю.

Подвигом Гагарина гордилась вся планета, но особенно его любили наши соотечественники. Портреты первого космонавта появлялись не только в газетах: художники различных жанров нередко обращались как к образу самого Гагарина, так и к космической тематике в целом.

Узнать подробности вы можете на выставках , .


Герман Титов перед поздравлением
Фотография: Архивный фонд города Москвы

Второй человек в космосе

6 августа 1961 года Герман Титов на борту корабля «Восток-2» отправился во второй для человечества полёт в космос. Впрочем, Титов стал не только самым молодым космонавтом, побывавшим в космосе, но и первым человеком, который совершил полёт, продлившийся более суток.

Через год - 11 и 12 августа 1962-го - на кораблях «Восток3» и «Восток4» стартовали Андриян Николаев и Павел Попович, ставшие первыми людьми, одновременно находившимися в космосе.

Многие важнейшие вехи освоения космоса вы сможете увидеть на , который проходит в Музее космонавтики.


Валентина Терешкова и передовица совхоза «Урожайный» Тося Фомичёва
Фотография: Архивный фонд города Москвы

Первая женщина-космонавт

16 июня 1963 года в космос отправилась Валентина Терешкова, ставшая первой женщиной-космона втом. Её полёт продолжался три дня, а по уровню слаженности и подготовки его неоднократно сравнивали с историческим полётом Юрия Гагарина. Валентина Терешкова стала единственной женщиной в мире, которая совершила космический полёт в одиночку.


Действующая модель лунохода у входа гостиницы «Россия»
Фотография: Архивный фонд города Москвы. Авторы - О. Булдаков, Л. Пахомова. Дата съёмки - 6 мая 1971 года

Посадка первой автоматической станции на Луне

31 января 1966 года была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-9». 3 февраля она успешно совершила посадку на поверхности Луны, доставив туда автоматическую лунную станцию для сбора информации. Эта лунная станция вела активную работу в течение 75 часов, передав на Землю ценнейшую информацию.

17 ноября 1970 года станция «Луна-17» успешно села на Луне и благополучно высадила «Луноход-1» на лунный грунт. Станция, чья работа была запланирована на три месяца, провела на Луне 301 полные сутки, собрав важнейшие данные и проведя 157 сеансов с Землёй.

Узнать об истории уникальной космической аппаратуры можно на .


Космонавты направляются к космическому кораблю «Союз Т-3»
Фотография: Архивный фонд города Москвы. Автор - А.С. Моклецов. Дата съёмки - 27 ноября 1980 года. Место съёмки - Казахская ССР, космодром «Байконур»

Исследования в космосе

В 1970-х годах увеличилось количество исследовательски х космических экспедиций. Так, первый полёт Валентина Лебедева в декабре 1973 года на корабле «Союз-13», оборудованном космической обсерваторией, позволил добыть очень большое количество данных, обработка которых заняла целое десятилетие. Крайне важными с технической точки зрения экспедициями стали первый полёт Александра Александрова, который впервые провёл ряд сложных монтажных и конструкционных работ на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Космос-1443», и два путешествия Владимира Соловьёва, в течение которых он находился в космосе почти один год.

Через 19 лет после возвращения Валентины Терешковой состоялся второй полёт женщины в космос. В 1982 году Светлана Савицкая совершила три полёта, а в 1984 году стала первой женщиной, которая вышла в открытый космос.


Фотография: Пресс-служба Роскосмоса

28 апреля 2001 года

28 апреля 2001 года

Первый космический турист

28 апреля 2001 года американский бизнесмен Деннис Тито воплотил в жизнь мечту миллионов людей по всему миру. В составе экипажа с Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным на борту российского корабля «Союз» он отправился на российский сегмент МКС. Первый космический турист вернулся на Землю 6 мая.

Узнать о быте космонавтов, а также услышать истории путешественников можно на выставке «С улыбкой в космос!» .

Познакомиться с историей создания первого в мире космодрома «Байконур», а также увидеть фотографии первого строящегося в России гражданского космодрома «Восточный» можно на станции метро «Выставочная», где работает выставка, приуроченная к 55-летию первого полёта человека вокруг Земли.

Прогулки по космосу: где раскрывают тайны Вселенной

Почувствовать себя космонавтом, пройти испытания на космотренажёре, узнать тайны Вселенной и потрогать метеориты - мы расскажем о нескольких местах в Москве, где всё это возможно.

Сколько километров до космоса? Точного ответа на этот вопрос нет. Кто-то из учёных называет цифру в 21 миллион километров - именно на таком расстоянии перестаёт действовать гравитационное поле нашей планеты. Учёные NASA говорят о 122 километрах - на этой высоте отключаются бортовые двигатели и начинается аэродинамический спуск с орбиты. Другие утверждают, что воздействие космических частиц происходит уже в 118 километрах от Земли. Цифра в 100 километров стала компромиссом - Международная федерация аэронавтики предложила условно считать её за точку отсчёта космоса. С другой стороны, метеоры начинают светиться в атмосфере примерно на отметке в 80 километров и те, кто поднимается на такую высоту, считаются астронавтами. В любом случае это очень большие расстояния и просто так туда не доберёшься. Однако чтобы ощутить атмосферу космоса и даже попробовать себя в роли космонавта, не обязательно забираться так высоко - сделать это вполне можно и на Земле.


Музей космонавтики

Как космос стал ближе

В коллекции одного из крупнейших научно-техническ их музеев мира 93 тысячи экспонатов. Среди них образцы ракетно-космичес кой техники, скафандры и шлемы космонавтов, их личные вещи, другие реликвии, а также документы, произведения живописи, графики, декоративно-прик ладного творчества, нумизматика и многое другое. Часть коллекции представлена в постоянных экспозициях и на выставках. В музее восемь залов, каждый посвящён отдельной теме: «Утро космической эры», «Творцы космической эры», «Космический дом на орбите» и другие. К 55-летию первого полёта человека в космос подготовлена специальная программа , в которой выставки, фестивали, автопробег и даже космическое путешествие.

Филиал Музея космонавтики - Мемориальный дом-музей академика С.П. Королёва. Он располагается в другом здании и работает по отдельному графику. В доме сохранено всё так, как было при жизни легендарного конструктора космических кораблей.

Музей космонавтики находится на проспекте Мира, 111 (метро «ВДНХ»). Он открыт ежедневно (кроме понедельника) с 10:00 до 19:00 (по четвергам - до 21:00), на экскурсии нужна предварительная запись.


Интерактивный музейный комплекс «Буран»

Прогулка в космопорт

Большой и Малый звёздные залы, Музей Урании и интерактивный музей «Лунариум», парк неба с двумя башнями-обсерват ориями, 4D-кинотеатр - все составляющие планетария предлагают свою программу знакомства со Вселенной.

В исторической части комплекса, Музее Урании, - приборы и инструменты разных эпох изучения космоса, макеты космических аппаратов разных лет, фотографии, исторические документы, а также большая выставка метеоритов и масштабный макет Солнечной системы с полусферами планет, галактиками, туманностями и звёздными скоплениями. В главном зале планетария - Большом звёздном (самый большой зал среди планетариев Европы) - на глубоком чёрном небе можно увидеть мерцание тысячи звёзд и почувствовать безграничность Вселенной. В интерактивном музее «Лунариум» каждый посетитель сможет на время стать учёным-экспериментатором. Здесь создают искусственные облака и торнадо, генерируют электрическую энергию, сочиняют электронную музыку, катаются на космическом велосипеде и узнают свой вес на других планетах. Грандиозный маятник Фуко убедит всех в том, что Земля вращается вокруг своей оси. На крыше музейного корпуса воссоздана астрономическая площадка - парк неба, обсерватория и музей одновременно. Среди экспонатов уникальная коллекция солнечных часов - от гигантских площадных до маленьких парковых. А ещё в планетарии 4D-кинотеатр с современными динамическими креслами, мощной акустической системой, а также дополнительными спецэффектами, которые обеспечивают полный эффект присутствия в кадре.

Московский планетарий находится на Садовой-Кудринской улице, дом 5, строение 1. Он работает ежедневно (кроме вторника) с 10:00 до 21:00. В планетарии несколько разных экскурсий и программ, лучше заранее узнать их расписание.


Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина

Как подготовиться к работе в космосе

Тем, кто хочет увидеть, как готовились к полётам первые космонавты, узнать, где закладывался фундамент будущих космических открытий, лучше всего отправиться в Звёздный городок .

Недалеко от Москвы - всего 23 километра от МКАД по Щёлковскому шоссе - расположен небольшой посёлок городского типа. Закрытый. Вход и выход на территорию только через контрольно-пропу скной пункт.

Здесь живут и готовятся к полётам в космос космонавты и астронавты. Отсюда они отправляются на Байконур, чтобы совершить свой полёт к звёздам, сюда же возвращаются. В январе 1960 года здесь был создан первый центр подготовки космонавтов (ЦПК), вокруг которого вырос посёлок, получивший название Звёздный городок. Вскоре практическую подготовку стали сочетать с научной работой и испытаниями новых технологий. Спустя девять лет появилось новое название - Научно-исследова тельский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Не так давно поменялся статус городка - с 2009 года он перестал считаться воинской частью и стал гражданской организацией. Задачи остались прежние - подготовка космонавтов и исследовательска я работа в космосе.

Попасть на территорию городка посторонний человек может только по спецпропуску, который выдаётся экскурсантам. Сегодня в Звёздном большой выбор специальных туров, во время которых предлагается полетать на МиГ-29, погрузиться в воду в гидролаборатории или даже отправиться на Байконур. Не отстают по разнообразию и экскурсии, а увидеть в центре подготовки космонавтов, конечно, есть что, например уникальные тренажёры .

Центрифуга ЦФ-18 в Звёздном городке - самая большая в мире. Она помогает определить, насколько человек готов переносить космические перегрузки. Условия невесомости имитируют в гидролаборатории во время тренировки. Космонавта в скафандре помещают в воду, а к его костюму подвешивают свинцовые грузики. Глубина бассейна - 12 метров, что позволяет там разместить точные копии модулей МКС.

В ЦПК установлен полноразмерный макет орбитальной станции «Мир», находившейся на орбите с 1986 по 2001 год. Сейчас это тоже тренажёр, ну а тех, кто придёт на экскурсию, он познакомит с устройством станции (через открытые люки можно в деталях рассмотреть весь интерьер), а также расскажет о работе и быте космонавтов. Последнему посвящено несколько стендов, на которых и знаменитые тюбики с едой, и комплект снаряжения космонавта, где есть практически всё и на любые случаи.

А ещё в городке свой музей космонавтики, основанный по инициативе Юрия Гагарина. В залах уникальные экспонаты, есть и воссозданный кабинет первого космонавта, в котором все предметы подлинные.

По желанию в программу экскурсии можно включить и дополнительные объекты. Например, провести занятие на тренажёре «перчаточный бокс», который помогает готовиться к работе в космосе, или на тренажёрах орбитальной станции «Мир» и стыковки «Союз ТМА». Можно изучить работу центра управления полётами или научиться управлять самолётом и вертолётом. Экскурсии возможны и длительные - сроком до пяти дней.

Принимать решение о его посещении нужно заранее - заявки от организаторов экскурсий в космоцентр подаются как минимум за две недели.

Ступня космического размера: кого не берут в космонавты

Вы с детства хотели быть космонавтом? И уже пробегаете километр не больше чем за три минуты 35 секунд, умеете выполнять на батуте прыжки с поворотом на 360 градусов, прыгать с трёхметровой вышки в бассейн? Осталось последнее - измерить ступню.

Космонавт, конечно, не самая редкая профессия - по крайней мере, президентов и в России, и в любой другой стране мира точно было меньше. Однако с тем, что она одна из самых необычных, не поспоришь.

Если вы всерьёз решили стать космонавтом и жажда бороздить космические пространства неутолима, то, прежде чем писать заявление о приёме в отряд подготовки космонавтов, стоит заглянуть в «Положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов в космонавты» . В одном только разделе морально-психоло гических требований 12 пунктов, среди которых нравственные, моральные ценности, отношение к людям, готовность к самосовершенство ванию, а также биографические данные, включая сведения о личности кандидата и его семье. Если в этом разделе вас ничего не смущает, внимательно изучите требования к физической подготовке. И если вы пробегаете километр не больше чем за три минуты 35 секунд, умеете выполнять на батуте прыжки с поворотом на 360 градусов, прыгать с трёхметровой вышки в бассейн вниз головой - измерьте ступню. Помимо требований к росту и весу, есть в перечне и такое: длина ступни должна быть не больше 29,5 сантиметра. Всё в порядке, всё соответствует? Тогда - «поехали!», рассмотрим всё по порядку.


Фрагмент экспозиции Дома космонавтов, посвященной 70-летию со дня рождения первого космонавта Земли, Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина. Архивный фонд города Москвы

Где учиться?

То, что у космонавта должно быть высшее образование, не вызывает сомнения - с современной техникой иначе не справиться. Только вот специального космического вуза, куда выпускники могли бы отправить свои результаты ЕГЭ, чтобы потом в процессе учёбы стать, например, магистром космоса, не существует. Более того, в космонавты записывают с 27 лет, а значит, образование должно быть. Предпочтение отдают выпускникам вузов нескольких направлений.

Первый способ стать космонавтом - окончить высшее учебное заведение с технической специальностью и устроиться работать в ракетно-космичес кую корпорацию (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва. Проявив себя на службе и изучив особенности ракетостроения, можно подать заявку в специальную комиссию, которая отвечает за подготовку космонавтов. Так поступил Владимир Аксёнов (дважды Герой Советского Союза, 36-й лётчик-космонавт). Сначала он окончил Мытищинский машиностроительн ый техникум, затем учился в военной авиационной школе первоначального обучения и лётном училище, высшее образование получил во Всесоюзном заочном политехническом институте по специальности «инженер-механик ». В ОКБ-1 (теперь это РКК «Энергия») отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации, разрабатывал методики работы космонавтов и занимался их обучением по выполнению программы полётов, а потом, в 1973-м, и сам стал космонавтом.

Похожая история у Юрия Усачёва (четыре полёта, семь выходов в открытый космос), который окончил Московский авиационный институт и получил распределение в НПО «Энергия», где работал над ракетой-носителе м «Энергия» и участвовал в техническом решении вопросов выхода в открытый космос. В 1991-м был зачислен в отряд космонавтов.

Второй способ - получить высшее образование, не связанное с устройством космических кораблей, но востребованное на орбите. Сейчас больше всего нужны физики и биологи. К примеру, Олег Котов, 455-й космонавт мира и 100-й в России, совершил три выхода в открытый космос, хотя по образованию он медик: окончил Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова в Ленинграде и работал врачом-испытателем в центре подготовки космонавтов. Или Сергей Авдеев, Герой России, экс-чемпион по суммарному пребыванию в космосе (747 суток), - он окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «экспериментальная ядерная физика».


Хотя в идеале лучше иметь два профильных образования, как у Алексея Леонова. Дважды Герой Советского Союза, космонавт № 11, который первым вышел в открытый космос, - инженер по образованию, окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Затем учился в 10-й военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору, а позже окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

Образование определяет ваш будущий статус в полёте, вы можете стать космонавтом-испы тателем (это командир или пилот корабля), космонавтом-инже нером (он обслуживает все технические системы) или космонавтом-иссл едователем (он проводит разные эксперименты в условиях невесомости, а также является врачом экипажа).

Если вы претендуете на роль космонавта-испытателя или космонавта-инженера, подайте заявку в ракетно-космическую корпорацию «Энергия». Если же решили стать космонавтом-исследователем, обратитесь с заявлением в Институт медико-биологических проблем.


Следующий критерий отбора - психологическое здоровье. Здесь учитывается всё: темперамент, особенности характера, тип высшей нервной деятельности, способности, потребности, установки, мотивы, память, внимание, мышление, восприятие, отношение к людям, моральные ценности, способность к позитивному межличностному взаимодействию, толерантность и конфликтность. Отдельными тестами проверяются интеллектуальные способности. Никаких психических отклонений быть просто не должно. Скрытые фобии и слабости также находят с помощью специальных проверок. Вот, например, одна из них: кандидата в космонавты оставляют на целых пять дней одного в закрытом пространстве, при этом он должен всё время бодрствовать. Подобных проверок несколько, ведь в ошибки в космосе слишком дорого стоят, а так называемый человеческий фактор лучше оставить на Земле. Тесты покажут, насколько человек готов взять на себя ответственность, обладает ли он сильными лидерскими качествами, умеет ли быстро приспосабливатьс я к новым условиям и уживаться в любом коллективе. Кроме того, в невесомости необходимы твёрдые убеждения и способность к самоанализу, так как кабинеты психологов на орбитальных станциях не предусмотрены.

Физическое здоровье будущего космонавта определяет медобследование, причём проводится оно дважды и разными комиссиями, куда входят врачи всех специальностей - терапевты, хирурги, офтальмологи, отоларингологи, стоматологи, психиатры.


Ю.А. Гагарин и С.П. Королев. Архивный фонд города Москвы

Комиссии оценивают также профессионально значимые физические качества - выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость. Тесты на выносливость - это бег на один километр (результат не ниже трёх минут 35 секунд), плавание кролем на 800 метров (результат не ниже 19 минут) и лыжная гонка на пять километров (результат не ниже 21 минуты). Чтобы доказать свою силу, кандидат должен как минимум 14 раз подтянуться на перекладине и не меньше 20 раз отжаться. Ловкость и координацию движений проверяют на батуте: будущий космонавт должен уметь в прыжке переворачиваться на 90, 180 и 360 градусов. Ещё ряд упражнений показывает подготовленность к будущим бортовым тренировкам.

Но как бы хорошо физически ни был подготовлен кандидат, каким бы «облико морале» ни обладал - есть ещё специальные антропометрическ ие данные, где размер имеет значение. Параметры достаточно жёсткие: рост в положении стоя - 150–190 сантиметров; рост в положении сидя - 80–99 сантиметров; масса тела - 50–90 килограммов; максимальная длина ступни - 29,5 сантиметра; максимальный поперечный размер плечевой области - 52 сантиметра; максимальное расстояние между углами подмышечных впадин - 45 сантиметров; максимальная ширина бёдер в положении сидя - 41 сантиметр. В общем, Илья Муромец вряд ли полетел бы в космос, несмотря на свои высокие моральные принципы, твёрдые убеждения и богатырское здоровье: космические корабли и станции не отличаются значительным размером, в космосе приходится строго экономить жизненное пространство.

Законодателем космической «моды» можно назвать, конечно, первого космонавта - Юрия Гагарина. Для полёта в космос кандидатов отбирали прежде всего по росту, весу и здоровью, и параметры тогда были ещё жёстче, чем сейчас: возраст не должен был превышать 30 лет, вес - 72 килограммов, а рост - 170 сантиметров. Рост Юрий Гагарина составлял 165 сантиметров, а вес - 72 килограмма. Размер ноги у него был 41-й. Требования к росту и весу тогда были связаны прежде всего с возможностями ракеты-носителя «Восток».

Валентине Терешковой, первой женщине-космонавту, всё-таки повезло больше других. Её отобрали из числа парашютисток, и этот полёт был делом принципа: надо было обогнать американцев. В космос «Чайка» - таким был её позывной - отправилась в 26 лет, провела там двое суток 22 часа и 50 минут. Для 1963 года это большое достижение.

Светлана Савицкая - вторая в мире женщина-космонавт и первая, вышедшая в открытый космос. Кстати, это единственная в истории женщина - дважды Герой Советского Союза. По профессии она лётчик-испытатель - редкий выбор для женщины. Возможно, повлиял пример отца, маршала авиации Евгения Савицкого. Ещё до отряда космонавтов на учебно-боевом МиГ-25ПУ установила четыре женских рекорда высоты и скорости полёта. Ну а в космосе побывала дважды в 1982 году (тогда ей было 34 года) и ещё раз в 1984-м - в общей сложности провела в невесомости 19 суток 17 часов и семь минут, из них три часа 35 минут в открытом космосе.

Елена Кондакова - первая женщина, совершившая длительный полёт в космос. Это был 1994 год, на станции «Мир» она провела 168 суток. Второй полёт, в 1997 году на американском шаттле, был короче, но в общем зачёте у Героя России Кондаковой 178 суток 10 часов 41 минута на орбите. До подготовки к космическим полётам она работала инженером в РКК «Энергия» имени С.П. Королёва, занималась как раз долгосрочным планированием полётов и тренировками персонала по работе в нештатных ситуациях.

Елена Серова - космонавт-испытатель, в феврале этого года за мужество и героизм в ходе длительного полёта на МКС удостоена звания Героя России. Она, кстати, была первой женщиной на МКС и первой после семнадцатилетнего перерыва в женских полётах. В космос отправилась в возрасте 38 лет, в 2014 году. До этого времени разрабатывали несколько женских космических программ, но каждый раз их закрывали. Сама Серова ждала своего звёздного - в прямом смысле этого слова - часа восемь лет. С детства она мечтала связать жизнь с небом. Окончила школу Западной группы войск (отец был офицером ВВС), затем аэрокосмический факультет Московского авиационного института по специальности «инженер-испытат ель». Там же познакомилась с мужем, Марком Серовым. Вместе они пришли на работу в главную оперативную группу управления Центра управления полётами в подмосковном Королёве. Позже, в 2014-м, он - тогда уже начальник лётно-испытатель ного отдела РКК «Энергия» - занимался подготовкой корабля, на котором его жена улетела в космос на 170 дней. На Земле, кроме мужа и родителей, её ждала десятилетняя дочь. Елена взяла с собой в полёт её плюшевого зайца…

Космос манил и манит многих. Честные и смелые, ловкие и выносливые, умные и образованные - дерзайте! Кстати, женщинам проще, чем мужчинам: у них нога меньше…

Фотографии для спецпроекта предоставлены пресс-службой Роскосмоса.
Архивные документы и фотографии предоставлены Главархивом Москвы.

татьяна куликова

Проект

«День космонавтики»

Для старшей группы.

Паспорт проекта.

Актуальность проекта: Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не так. Дети узнают о космосе из мультфильмов, совсем не задумываясь правда ли то,что рассказывается о космосе в них. И мало кто знает, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник – Ю. А. Гагарин. Поэтому нужно грамотно выстроить работу по формированию у детей первичных представлений о космическом пространстве и людях, покоривших его.

Проблема: поверхностные знания детей о космическом пространстве, о первых космонавтах.

Цель: формирование у детей старшего, подготовительного возраста первичных представлений о космическом пространстве (планетах, звездах, солнечной системе, освоении космоса (первый космонавт, первая женщина- космонавт, освоение космоса в наши дни).

Образовательные задачи:

1. Расширить знания детей с солнечной системой.

2. Познакомить с нашей галактикой, дать представления о звездах и созвездиях.

3. Закрепить знания о первом космонавте - Ю. Гагарине.

4. Познакомить с детей с первой женщиной космонавтом - В. Терешковой.

5. Совершенствовать речь дошкольников, их мышление и творческие способности.

Развивающие задачи:

1. Развивать умения обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

2. Развивать творческое воображение.

3. Расширять словарный запас по теме.

Воспитательные задачи:

Обогащать духовный мир детей через обращение к прошлому нашей страны.

Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение, умение работать в коллективе.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Время реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Предполагаемый результат : Сформированы представления детей о космическом пространстве (звездах, планетах и др, людях, покоривших космическое пространство первыми, и космонавтах 21 века. Дети создают работы (рисунки, аппликации) на тему «Космос глазами детей».

Продукт проектной деятельности: выставка работ «Космос глазами детей».

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный:

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете.

2. подбор литературы о космосе, видео роликов о космосе и космонавтах, фотографий планет, космического пространства.

2 этап – основной:

1. Проведение мероприятий по данной теме.

2. Работа с родителями поданной теме.

3. Организация групповой и индивидуальной работы.

4. Знакомство детей с понятиями «космос», «солнечная система».

3 этап – заключительный:

1. Организация выставки рисунков и поделок «Космос глазами детей».

2. Итоговое мероприятие: «Мы- веселые космонавты».

4. этап – рефлексия.

Работа с родителями:

1. Создание папки-передвижки «День Космонавтики».

2. Создание совместных работ родителей с детьми на тему «Космос».

3. Список произведений о космосе, которые можно прочитать детям дома.

Перспективный план на тему «День космонавтики».

Беседы с использованием фильма «Прогулки в космосе» - фильм Д. Рогаткина для начальной школы и детского сада, фотографий.

1. Беседа «Что такое космос».

Цель: формировать первоначальное представление детей о солнечной системе (названия планет, движение планет вокруг солнца, звездах, созвездиях.

2. Беседа «Что такое астероид, метеорит и комета?»

Цель: познакомить детей с космическими объектами (астероидами, кометами, метеоритами, рассказать, чем они отличаются друг от друга.

3. Беседа «Солнце- источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о Солнце, его форме, из чего оно состоит.

4. Беседа «Земля - голубая планета».

Цель: объяснить, что такое телескоп, показать снимки Земли из космоса, рассказать, почему нашу планету называют «голубая».

5. Беседа «Первая женщина космонавт».

Цель: познакомить с биографией первой женщины космонавта В. Терешковой. Рассказать, что она является нашей землячкой, провести виртуальную экскурсию по музею В. Терешковой.

Познание. Тема: «Юрий Гагарин. Он покорил космос».

Цель: познакомить детей с биографией космонавта Ю. А. Гагарина. Расширить представление о профессии космонавт, рассказать о работе космонавтов в наши дни.

Коммуникация. Тема: Ю. М. Нагибин «Рассказы о Гагарине (отрывки).

Цель: познакомить с биографией Ю. А. Гагарина, учить понимать смысл прочитанного, воспитывать чувство гордости за первых космонавтов, подвести к пониманию таких нравственных качеств как: доброта, бесстрашие, трудолюбие, настойчивость, любовь к Родине.

Художественное творчество (рисование). Тема: Космическая фантазия «Мы не одни во Вселенной».

Цель: расширять кругозор детей, знания о космосе, о предположениях ученых, что мы не одни во Вселенной. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Космонавт в невесомости».

Цель: продолжать учить детей рисовать фигуру человека, используя игрушку в качестве натуры, правильно соотносить части тела, расширять кругозор детей о космическом пространстве, развивать чувство цвета.

Художественное творчество (аппликация). Тема: «Полет на Луну».

Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезания из бумаги, вырезать фигуры космонавтов из бумаги, сложенных вдвое, развивать воображение, чувство композиции.

Познание (конструирование). Тема: «Космодром».

Цель: познакомить с понятием «Космодром» и самым известным космодромом - Байконур. Учить, самостоятельно конструировать космодром, ракету, соблюдая правила работы с конструктором.

Познание (математика). Тема: «Урок в школе будущих космонавтов». Е. Ермолаева.

Цель: совершенствовать умение отсчитывать нужное количество предметов в пределах 10 из общего множества. Закреплять умения моделировать предметы из геометрических фигур. Активизировать словарь. Развивать внимание, память, мышление.

Совместная деятельность:

Просмотр мультфильма «Космос для детей. Увлекательное путешествие в космос».

Подвижные игры (приложение 1)

1. «Ракетодром».

2. «Ждут нас быстрые ракеты».

3. «Кто быстрее соберет космический мусор».

4. «Ноги от земли».

Сюжетно- ролевые игры:

«Космическая станция»

Цель отображать в игре полученные знания о жизни космонавтов в космосе, формировать умение играть группами, при этом самостоятельно распределяя роли.

«Космонавты».

Цель познакомить с работой космонавтов, воспитывать смелость, расширять словарный запас детей: космический корабль, космонавт, полет и др.

«Полет на Луну».

Цель: формировать представления детей о том, как выглядит скафандр, что обязательно нужно взять с собой в космос, для чего космонавты летают на Луну.

Словесно - дидактические игры: (приложение 2)

1.«Найди лишнее».

2. «Назови правильно планету».

3. «Найди недостающую деталь ракеты».

4. «Много звезд на небе…».

Чтение художественной литературы.

Цель: познакомить детей с произведениями о космосе, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, воспитывать чувство гордости за первых космонавтов.

1. Е. П. Левитан «Звездные сказки».

2. Н. Носов «Незнайка на луне».

3. Стихотворения о космосе.

4. Загадки о космосе.

Загадки о космос: (Приложение 3)

Индивидуальная и групповая работа:

1. Развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).

2. Собирание пазлов с данной тематикой.

3. Конструирование из различных видов конструктора.

Литература:

Космос. Детская энциклопедия,- Москва, 2000.

Лагуткин Д. Фильм «Прогулки в космосе для начальной школы».

Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. -М. ,1981.

Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине. -М. : Дет. лит., 1979.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под. ред Н. Е Вераксы.

Фильм «Ю. Гагарин -он покорил космос!

htt. raskraska.gulli.ru

www.youtubt.cum .

Приложение 1.

«Ждут нас быстрые ракеты».

Воспитатель раскладывает обручи по залу меньше на один, чем детей.

Дети стоят, построившись в одну линию, и говорят слова:

«Ждут нас быстрые ракеты,

Для полета на планету,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опаздавшим места нет».

После слов дети стараются занять пустой обруч.

Тот, кто остался без обруча, садится на скамейку. Игра продолжается пока не останется один человек.

«Ракетодром».

Водящих в игре трое («Космонавты»).

Первый космонавт говорит слова:

«Мы сейчас все космонавты

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов.

Поднимает красный флажок, дети начинают двигаться по залу по кругу.

Игра проводится несколько раз, водящие смотрят, кто же был самым внимательным.

В конце игры дети говорят: «Мы удачно приземлились, из полета возвратились».

«Ноги от земли».

Выбираются два водящих. По сигналу они начинают догонять детей.

Главная задача осалить как можно больше ребят. Если ребенок запрыгнул на возвышенность, то его салить нельзя. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один победитель.

«Кто быстрее соберет космический мусор».

По залу разбросаны мячики (космический мусор). На другом конце зала стоят корзины. Дети делятся на две команды.

По сигналу дети начинают бегать по залу, собирая мячики, Какая команда больше собрала, та и победила.

Приложение 2.

«Найди лишнее».

На столах перед детьми лежат картинки с изображением планет и солнца или луны.

Дети должны найти, что же здесь лишнее и обосновать свой ответ.

«Назови правильно планету».

Воспитатель показывает фотографии или иллюстрации планет, дети должны правильно назвать данную планету.

«Найди недостающую деталь ракеты».

Перед детьми лежат двойные карточки. На одной стороне нарисованы ракеты из геометрических фигур. У каждой ракеты, не достает одной детали. На второй стороне карточки представлены различные детали (геометрические фигуры). Ребенок должен соединить правильно ракету и ее деталь. Второй вариант. Нужно по цвету правильно соединить ракету и ее деталь.

«Много звезд на небе …»

Воспитатель раскладывает на столе разные по цвету, размеру звезды, сделанные из различных видов бумаги, пластика и др.

Дети берут себе по одной звезде. Каждый ребенок начинает описание свой звезды со слов «Много звезд на небе, но моя самая…» и подбирает различные эпитеты (большая, красивая, яркая, блестящая и др.

Приложение3.

Космические загадки

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь – на небе он теперь!

Ясной ночью светится –

Большая (Медведица).

А медведица – с ребенком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая … (Медведица).

Планета с багровым отливом.

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно розовый атлас,

Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить,

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля)

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - … (Комета).