Родительские собрания на тему познавательное развитие. Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома

Наталья Ситдыкова
Родительское собрание на тему: «Поддерживаем познавательную активность ребенка»

1. Тема родительского собрания

«Как поддерживать познавательную активность ребенка»

2. Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:

Что такое познавательная активность

Основные принципы построения общения с детьми

3. Подготовительная группа

4. План проведения родительского собрания:

Вступительное слово воспитателя – актуальность вопроса

Педагогический всеобуч

Практикум Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов»

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию»

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Цель: ознакомить родителей с понятием «познавательная активность»; повышение педагогического мастерства родителей по теме; овладение искусством общения, формирования умения общаться с детьми.

Помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях

Выступление воспитателя:

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.

Тема родительского собрания «Как поддерживать познавательную активность ребенка» выбрана не случайно. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Так как развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения.

Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки

Лев Семёнович Выготский.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает ребёнка. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

В детском саду и во всевозможных развивающих школах для детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.

Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир).

Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.

Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Не стоит пытаться запихнуть в голову ребёнка и все эти знания систематизировать.

Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель («соберу из своего конструктора такой кран, который видел на стройке») и находить способ ее выполнить (повторяет попытки сбора, ищет недостающие детали, например, крюк в другом наборе конструктора, тесемку для подвешивания крюка, использует картинку в книжке с нарисованным краном, как пособие). Ребенок сам контролирует процесс «производства крана» и самостоятельно оценивает результат («мама, смотри, какой кран я собрал!» или при неуспехе «кран не получился, попробую в другой раз»).

Помогайте ребенку как можно больше узнавать, читайте, наблюдайте, обобщайте, сравнивайте от простого к сложному.

Нельзя ограничивать познавательное развитие в виде обычного созерцания, а полученные от вас впечатления и знания следует закреплять в чтении сказок, рассказов, песенок, стихов.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения. - Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.

По возможности путешествуйте с ребёнком.

Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

Ходите с ребёнком в музеи.

Проводите совместные наблюдения и опыты.

Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

Измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

Познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

Азбуки картинные, книги для первого чтения;

Былины, мифы, легенды;

Часы настенные и календарь;

Настольно-печатные игры – лото, пазлы;

Настольные игры – домино, шашки, шахматы;

Чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

Оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.

«Конверт дружеских вопросов»

Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.

Примерные вопросы на карточках:

Можно ли играть с детьми в карты?

Что делать, если ребёнок просит вас полепить с ним, а вы смотрите телевизор?

Попробуйте в начале игры создать положительно-эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком.

Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?». Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал

(для детей старшего дошкольного возраста)

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки

(от 3 до 5лет)

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Волшебный человечек

(от 4 до 6 лет)

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребёнок тренирует ещё и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.

Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит. Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.) Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.) Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю. Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей. Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира.

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон.

Вера Жикина
Родительское собрание «Развитие познавательной активности детей как условие успешного обучения в школе»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

Тема : «Развитие познавательной активности детей как условие успешного обучения в школе»

Цель: раскрыть важность развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о наших детках, будущих первоклассниках. Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда. Подготовка к школе – сложный и многослойный процесс, включающий в себя разнообразные компоненты. В настоящее время на первое место выдвинут вопрос, какие условия нужно создать для обеспечения эффективного поступательного развития ребёнка, его осознанного умения использовать разные способы и приёмы познания. Это не только формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность.

Скажите, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть своих детей? (сильными, спортивными, успевающими, богатыми)

Хорошо! Вы все качества отметили верно, а еще мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – одним словом умными. Умен тот, кто умеет мыслить.

Что значит мыслить? (Иметь свое мнение, уметь компетентно отвечать на вопросы).

А как вы считаете, умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы? (тому, кому помогали учиться мыслить).

Правильно! А как вы понимаете термин «познавательная активность»? (Ответы родителей).

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень ее развития определяется индивидуально – психологическими особенностями и условиями воспитания.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, когда ребенок готов принимать информацию и углубить свои знания не только в образовательном учреждении, но и самостоятельно, дома. Поэтому необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе.

Известный психолог, М. С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.

Щербакова Е. И. предложила показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Уважаемы родители, скажите, как вы осмыслили термин «познавательная активность» (Активность, проявляемая в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества).

В дошкольном учреждении образовательная деятельность направлена на формирование целевых ориентиров дошкольника: развитие любознательности, интереса к изучению выбранной темы, формирование активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по развитию познавательной активности является исследовательская деятельность. Она делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Исследовательская деятельность позволяет изучить большой объём информации, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности.

Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование или исследовательская деятельность.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Последовательность детского экспериментирования.

На 1 слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Следующей формой развития познавательной активности является – решение проблемных ситуаций. Практика показала, что перспективным и важным является проблемно – поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Что такое познавательная активность?

Как развивать?

Как влияет на успешность обучения в школе?

Повестка дня:

  1. Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте – старший воспитатель.
  2. Характеристика возрастных возможностей – педагог-психолог.
  3. Родители – гиды на пути познания – воспитатель.
  4. Мини-анкетирование родителей.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

  1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.
  2. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.

Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

  • Как и с кем они разговаривают;
  • Как относятся к людям, к работе, к животным;
  • Чем увлекаются, что любят и не любят;
  • О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

  • О чем говорят родители с детьми;
  • Как родители организуют режим детей;
  • Как и за что поощряют, наказывают;
  • Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

В нашем МДОУ работает команда специалистов, готовых помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

  1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
  2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
  3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
  4. Как ваш ребенок относится к книгам?
  5. Как часто вы читаете своему ребенку?
  6. Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
  7. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Решение родительского собрания:

  1. Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.
  2. Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.
  3. Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.
  4. Учитывать познавательные и интересы своих детей.
  5. Читать познавательную литературу.

Родительское собраник в ДОУ в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей
старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование представлений родителей о способах развития познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Задачи:
Обогатить представления родителей о вариантах организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в семье.
Познакомить родителей с алгоритмом организации детской проектной деятельности.
Форма проведения : круглый стол
Место проведения : музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары, 4 корпус
Предварительная работа:
организация выставки литературы на тему «Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
подготовка презентации результатов детской проектной деятельности детей старшей группы «Музыкальный инструмент из бутылок»
Оборудование : книги по теме «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста», раздаточный материал – памятки для родителей, материалы для экспериментирования, мультимедийный экран, ноутбук, колонки.
План проведения:
1. Обсуждение актуальности развития познавательного интереса и активности у детей с опорой на ФГОС ДО.
2. Представление опыта семей «Играем и познаем».
3. Мастер-класс от воспитателя «Опыты с детьми в условиях семьи»
4. Презентация детской проектной деятельности «Музыкальный инструмент из бутылок».
5. Мини-консультация с мультимедийной презентацией «Методика организации детской проектной деятельности по технологии ОТСМ-ТРИЗ»

Ход собрания:

Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители. Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить актуальность познавательного развития детей и обогатить свои представления, как можно дома легко организовать интересные формы взаимодействия для развития у детей познавательного интереса и активности. Хочется открыть беседу с вопроса к вам «Что такое, по вашему мнению, познавательное развитие?». Вы можете использовать памятки, которые лежат перед вами, в которых представлены выдержки из законодательных документов в сфере дошкольного образования.
Ответы родителей:
Воспитатель: Верно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, с которым мы с вами уже знакомы, «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Воспитатель: постарайтесь ответить на вопрос «Важно ли развитие познавательной активности для детей? Почему?»
Ответы родителей:
Воспитатель : Действительно, развитие познавательного интереса является основой успешного овладения детьми обучением в школе, так же являясь обязательным условием активного осознанного изучения, «открытия» окружающего мира. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательной деятельности детей. Именно этот возраст – это время фантазёров, бесконечных вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Сценарий родительского собрания в детском саду по теме: «Растим любознательных»

Цели:

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения:

Круглый стол.

План проведения:

Вступительная часть собрания.
Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Решение педагогических ситуаций.
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
Показ детьми сценки «Почему».
Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап

Провести анкетирование родителей (смотри приложение).
Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).
Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
Подготовить с детьми сценку «Почему».
Написать на листе ватмана обращение к родителям (Смотри приложение).
Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

Вступительная часть собрания

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Прослушивание и обсуждение ответов детей.

Ведущий:

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей) Послушайте, пожалуйста, ответы детей. (слушается запись ответов детей. Приложение.)

Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.

Решение педагогических ситуаций.

Ведущий:

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.
Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Ведущий:

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.

Показ детьми сценки «Почему»

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.

Ведущий:

Сын вернулся вскоре …

А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше …

Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий:

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.

Ведущий:

Пожалуйста, подумайте:
Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?

Обсуждение.

А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.

Подведение итогов собрания. Чаепитие.

Приложение

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?
Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?
Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
Что делается в семье для развития интересов ребенка?
Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Памятка для родителей по развитию любознательности

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Вопросы для детей

Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...