Ручной квилтинг. Квилтинг: основные понятия, мастер-классы и схемы

Среди различных видов рукоделияособое место занимает квилтинг, не имеющий ничего общего с квиллингом - скручиванием бумаги. Техника родственна пэчворку, поскольку здесь также присутствует момент соединения швами кусочков материала, из которых при определенном алгоритме выстегивания складываются не только причудливые узоры, но и целые картины. Квилтингу легко обучиться даже без обращения к профессионалу, хотя тренировок потребуется немало.

Первоначально следует разобраться в самом понятии квилтинга и его отличии от уже упомянутого пэчворка. Последний предполагает простое соединение кусочков ткани, которые различаются между собой не только узором или цветом, но и фактурой. Квилтинг же можно называть усложненным пэчворком: здесь также сшиваются тканевые элементы, но они обязательно укладываются в 3 или более слоев. Таким образом, если пэчворк применяется для создания мелких изделий вроде прихваток, салфеток и т.д., то квилтинг рекомендован для пошива стеганых одеял, пледов и пр. плотных вещей. Подобное трехслойное сложение мастерицы называют «сэндвичем», который состоит из лицевой ткани, уплотняющей прокладки и изнаночной подкладки.

Работа со швейной машинкой при квилтинге также имеет свои особенности: ткань передвигается не автоматически, а вручную, поскольку узор создается лично Вами, а не техникой. Профессионалы рекомендуют и отказаться от предварительного нанесения схемы узора на лицевую сторону, но если Вы еще не поднаторели в квилтинге, можно облегчить себе задачу, осторожно мылом или карандашиком набросав эскиз. В некотором роде эту технику можно даже назвать машинной вышивкой гладью, но в упрощенном виде, поскольку рисунки на ткани получаются однотонные и схематичные, а объемные формы получаются за счет обводки стежками нужного контура.

Квилтинг для начинающих: базовые знания


Тренироваться мастерицы рекомендуют на однотонных тканях, где будет сразу видно, как пошел стежок, куда направилась линия, и в какой узор она в итоге превратилась. На набивных материалах или украшенных аппликациями новичку пробовать свои силы намного сложнее, хоть и результат обычно получается интереснее. Здесь следует мельком затронуть вопрос тканей для каждого слоя. В качестве лицевого полотна обычно используют максимально необычные по фактуре материалы: батик, лоскутную сборку, набивную с рисунком или аппликацией. Самая мягкая и не доставляющая проблем в работе прокладка - синтепон: игла его простегивает легко, даже не самая толстая, материал не убегает в процессе, его не нужно контролировать беспрестанно, особенно если «приклеить» к изнаночному слою горячим утюгом. А для подкладки применяется классическая тонкая и ровная ткань без узоров. Размеры полотна обязательно выбираются с запасом, поскольку, чем больше будет сделано стежков на поверхности, тем сильнее стянется ткань, вследствие чего в длине и ширине может потеряться от 1 до 10 см, в зависимости от изначальных параметров.

Какими бы удобными ни были выбранные Вами ткани, при наложении друг на друга они все равно будут скользить, поэтому рекомендовано по краям их либо прихватить 1-2 стежками, либо простыми английскими булавками. Если работа ведется с крупным полотном (30 на 30 см и более), стоит зацепить булавками слои и по площади изделия, придерживаясь расстояния между этими точками в 8-10 см. Когда будет отработана определенная область, булавки с нее снимаются, и внимание уделяется др. зоне. Для полотен от 1 м в ширину и длину мастерицы советуют проводить легкую сметку - по всему периметру и несколькими стежками от центра к периферии. Нитки с этой целью берутся контрастные. А пока Вы тренируетесь в квилтинге, контрастные нитки должны быть основным материалом Вашей работы, чтобы сразу можно было увидеть и удачные моменты, и недочеты.

Что касается настроек швейной машины перед квилтингом, то здесь сложно дать общие рекомендации: кто-то работает со старой техникой, кто-то обновляет ее ежегодно. Поэтому если какой-то из следующих пунктов Вам не удастся осуществить, не расстраивайтесь. Итак, основной момент - лапка. Для квилтинга используется лапка «для штопки и вышивки», особенность которой - в пружинке, поднимающей и опускающей ее при соответствующих действиях иголки. Таким образом, предоставляется возможность без проблем передвигать ткань, когда игла не введена в нее. Если такую лапку найти не получилось, придется работать без нее, надев ткань на пяльцы. При этом обязательно у машинки опускаются зубцы транспортера нижнего, стежок выставляется прямой и нулевой, давление лапки (если она используется) убирается, после размещения «сэндвича» под лапкой, ее опускают на ткань.


В качестве тренировки новичкам рекомендовано пробовать свои силы с одеяла, складываемого из одинаковых прямоугольников, которые впоследствии «расписываются» стежками в выбранном заранее узоре. Предполагается, что к моменту серьезной тренировки рука в выведении базовых линий и волн уже набита, поэтому Вы сможете повторить простой рисунок, намеченный на полотне. Ткань перед работой с ней должна быть простирана и отглажена - это исключит внезапную ее линьку после того, как изделие уже будет изготовлено, и предупредит возможную усадку. Для одеяла размерами 100 на 100 см понадобится квадрат в 110 на 110 см, поскольку, как ранее упоминалось, обилие стежков стянет материал к центру. При этом если Вы делаете одеяло из лоскутов, у каждого из них еще прибавляется по 5-6 мм на швы, вследствие чего исходного материала может понадобиться значительно больше.

Сшивать подготовленные квадраты мастерицы советуют сначала в длинные линии, а затем уже эти линии соединять между собой: это намного проще, чем постоянно менять направление шва, прикладывая квадрат за квадратом и выводя странные фигуры. Когда Вы завершите работу с лицевым слоем, обязательно пройдитесь по нему утюгом, расправляя с изнанки участки, оставленные в качестве припусков на швы. Они не должны выдавать себя внезапно появившимся рельефом. Затем это полотно можно отложить в сторону и заняться нарезкой нижних: прокладки и подклада. Их раскраивают с шириной и длиной на 4-5 см большей, нежели у полученного лицевого полотна.

Детали обязательно сметываются - одинарной нитью или английскими булавками, параллельно с этим разравниваясь, подкладка и прокладка совмещаются горячим утюгом, и после этого осуществляется переход к самой творческой части: расписыванию узором. Его стоит выбрать заранее и наметить на лицевом полотне карандашом. Нитки в процессе создания стежков можно менять, если Вы хотите поиграть с цветом, хотя на швейной машине это делать сложно: приходится отрабатывать участки по частям - заполнять линии сначала 1-м цветом, затем 2-ым. Двигаться относительно скрепленных лоскутов Вы можете абсолютно произвольно: проще всего повторить их контур, но визуально намного привлекательнее смотрится абстракция.


  • Во время тренировок всегда используются светлые однотонные ткани, но и в дальнейшем, когда Вы набьете руку и приступите к изготовлению сложных изделий, трехслойный отрез подобной ткани должен лежать под рукой, служа черновиком, на котором можно отработать новую стежку или проверить правильность постановки лапки, а также др. аспекты.
  • Любое изделие, созданное в технике квилтинга, требуется обрамлять, чтобы оно не выглядело простой тренировкой стежка на холсте. С этой целью из ткани вырезаются полосы одинаковой ширины - 6-9 см, соответствующие длиной тому же показателю у готового изделия. Их в обязательном порядке отглаживают, складывают по долевой линии, и вновь проходятся по ним утюгом. Прикладывать к ткани требуется по технологии работы с косой бейкой: срез к срезу, лицевая сторона ложится на лицевую сторону.
  • Булавками окантовка фиксируется на «сэндвиче» и прострачивается по центру между краем среза и средней долевой линией. Затем окантовкой нужно «запечатать» срезы, загибая ее внутрь, и уже с изнаночной стороны вновь прошить, но с отступом в 0,5-1 см от края, используя потайной стежок. Стыки между бейками на углах желательно делать диагональными, а не нахлестывать ткань друг на друга.

Квилтинг является разновидностью пэчворка. Он некоим образом не относится к филиграни квиллинга. Его основателями считают американцев, которые во времена эмиграции из Европы в Америку, стали собираться группами ради изготовления одной общей поделки. Конечно, в более давние века в других странах, например в Италии, люди в изготовлении одежды использовали лоскутную технику, однако тогда это ремесло не причислялось к народному творчеству. Давайте поговорим подробнее о том, что представляет собой квилтинг и какие принадлежности для него необходимы.

Чаще всего, квилтинг применяется для изготовления одеяла и подушки. Чтобы сделать вещь в этой технике, вам понадобится однотонное полотно, которое размещается с задней части, синтепон, являющейся межтканевой подкладкой, и лицевая однотонная или сшитая из лоскутков ткань.

За счет синтепона можно регулировать объем и текстуру рисунка. Если такой наполнитель будет стеганным, то узор получится волнистым, если нет, то вы станете обладателем гладкого, но объемного изделия.

К выбору лицевого слоя нужно подходить с особой ответственностью, ведь именно от него зависит окончательный вид изделия. Особенно необычно смотрится покрывало, имеющее лоскутное полотно, но и однотонная ткань, прошитая машинными стежками, тоже будет выглядеть интересно. Чтобы получить объемные узоры, необходимо прошивать сэндвич-конструкцию с обратной стороны. Именно так и получаются поделки, выполненные в технике квилтинг.

Для начинающих мастериц не подходят сложные узоры, к которым относится, например, элемент фиалка. Новичкам лучше использовать прямые линии, которые можно прострочить на швейной машинке по линейке. Если вы все же решили украсить свои перчатки или сумки замысловатым орнаментом из стежков, то обязательно используйте шаблоны.

Технология квилтинга на швейной машинке

Уютный текстиль для дома в технике квилтинг можно создавать, используя ручной или машинный шов. В наше время, конечно же, легче всего выполнять любую швейную работу на специальной машине, которая делает аккуратные и идеально ровные стежки.

Несколько важных советов по правильному изготовлению стежки:

  1. Чтобы легче было прошить выбранный элемент, его нужно вначале нарисовать карандашом или мелом на ткани.
  2. Если вам необходимо временно скрепить несколько слоев ткани, то используйте для этой цели не нитки с иголками, а булавки. В таком случае вам не придется доставать лишние нити после завершения работы.
  3. Чтобы узоры на вашем изделии выглядели аккуратно, полотно, которое не поместилось под лапку должно аккуратно лежать на столе или на полу. Не кладите ткань на колени так, как двинувшись в самый неподходящий момент, вы рискуете испортить швы.
  4. Вышивка на больших изделиях должна начинаться от центра. Так вам легче будет расположить элементы рисунка согласно схеме.
  5. Лучше первыми вышивать самые простые элементы, а шитье с большим количеством стежков располагать между ними.
  6. Строчка на машинки в обратную сторону позволит вам аккуратно закончить работу, незаметно закрепив нитки.
  7. Выполняя такие простые, но очень важные советы, вы сможете создать настоящий шедевр. Лоскутное шитье – это достаточно долгий процесс, требующий большой сосредоточенности и терпения.

Существуют специальные машинки для этого вида шитья, например, джаноме, которую выпускает японский производитель или pfaff, в них достаточно лишь ввести программу с нужным орнаментом, и она буквально все сделает за вас.

Актуальные стежки для квилтинга

Главным элементом квилтинга является стежка. Именно от нее зависит окончательный внешний вид изделия, поэтому для этого вида творчества просто необходимы трафареты. Придумывая узор для нового изделия, или выбирая готовый мастер-класс, нужно понимать с какими стежками вам придется столкнуться.

Какие швы используют в квилтинге:

  1. Прямую стежку можно выполнить на швейной машинке. Для этого сделайте прямой шов машинкой, предварительно свободно разложив ткань.
  2. Контурный шов располагается по краям рисунка. Лучше всего он смотрится, если его выполнить лентами, но для такого вида стежков вам понадобятся пяльцы.
  3. Технология шов в шов, интересно смотрится на одежде. Чтобы выполнить такой элемент нужно прошить по второму разу уже имеющийся шов. Это можно сделать на машинке или вручную.
  4. Стеганая решетка идеально подходит для создания покрывала. Чтобы ее выполнить правильно, нужно сделать разметку на одном расстоянии по всему периметру изделия.
  5. Криволинейный шов используется для создания округлых элементов, например, в этот технике можно вышить перья или листья.
  6. Свободный шов используется для вышивки самых сложных рисунков.

Если вы впервые решили сделать текстильное произведение искусства с помощью техники квилтинг, вам нужно потренироваться в исполнении разных строчек на ненужном отрезке ткани. Также нужно сразу выставить все необходимые инструменты на машинный столик.

Материалы, инструменты и иглы для квилтинга

Перед тем, как начать воплощать свои идеи относительно квилтинга в жизнь, вам необходимо подготовить кое-какие принадлежности. Конечно, если вы изготавливаете текстиль в этой технике для себя, вы сможете обойтись инструментами, имеющимися у вас дома, но если вы считаете себя профессионалом, вам придется кое-что приобрести.

Помимо инструментов и материалов, начинающим рукодельницам, поможет обучающая книга или видео известных мастеров таких, как миссис Элеонор.

Принадлежности для квилтинга и пэчворка можно приобрести в любом магазине рукоделия. Большинство инструментов вы сможете заменить подручными средствами, но их покупка упростит ваш труд.

Какие нужны материалы и инструменты для квилтинга:

  1. Главным материалом квилтинга является ткань.
  2. Роликовый нож значительно упростит и ускорит процесс шитья в технике квилтинг. Он более точный и острый, нежели ножницы.
  3. Чтобы не поцарапать рабочую поверхность, необходимо научиться правильно пользоваться ножом. Прежде всего, для работы с таким инструментом нужно приобрести специальный раскроечный мат.
  4. Прозрачные линейки, угольники и лекала разных размеров пригодятся для разметки на ткани будущих узоров.
  5. Мягкие простые карандаши лучше всего подходят для создания шаблонов и нанесения рисунка на ткань.
  6. Швейная машинка значительно ускорит и облегчит процесс. Она может быть самой обыкновенной или специальной. В любом случае лучше использовать специальные иглы и лапку.
  7. Иглы для разных этапов работы вам также не помешают. Инструмент, предназначенный исключительно для квилтинга – это короткая и прочная игла с острым кончиком. Для вышивания на готовом изделии бисером, сшивании и наметки элементов желательно иметь отдельные иглы, такое разнообразие инструментов поможет вам аккуратнее и точнее выполнять работу.

Существует еще много инструментов для работы в технике квилтинг, они ускоряют процесс вышивки, но их приобретение необязательно. Одним из полезных, но необязательных приобретений станет направитель на машинку, он позволит прострачивать ровные линии без предварительной разметки.

Крейзи-квилтинг и другие направления этой техники

Квилтинг в каждой стране отражает сущность и менталитет народа. Даже в текстиле сделанном в этой технике в 2018 году прослеживаются народные мотивы. Многие мастерицы, сами этого не осознавая, выбирают ткани со свойственными мотивами. Например, русский квилтинг имеет зачастую геометрические формы, а продукты вдохновения американских мастериц, напоминают картины в стиле модерн.

Гавайский квилтинг отличается яркими цветами и растительными мотивами. Он применим не только в домашнем текстиле, но и в пляжной одежде и сумках.

В последнее время мы создаем все больше текстиля с помощью квилтинга, это обусловлено тем, что данная техника снова вошла в моду.

Японцам приписывают изобретение такого направления, как крейзи-квилтинг. Это, пожалуй, самое яркое и необычное ответвление техники квилтинг. Здесь сочетаются яркие кусочки разноцветной ткани, вышивка, бисер, бусины, стразы, декоративные металлические элементы, пуговицы, записки на текстиле и даже кружево. Несмотря на кажущуюся загроможденность элементами, такие изделия выглядят очень стильно и необычно.

Стильный квилтинг на швейной машинке (видео)

Квилтинг – это техника вышивки объемных элементов на собранном из кусочков ткани полотне. Попробуйте себя в этой технике, и вы станете обладателем прекрасных и модных поделок.

Во-первых, это замечательное хобби, которое дает возможность создавать вещи красивые и самое главное полезные. Квилтинг - это художественное сшивание и выстегивание материалов. Сшивая кусочки материала(техника пэчворка), можно сделать совершенно потрясающие узоры, орнаменты и даже картины. Эти чудесные работы называются квилтами. Мастерицы комбинирует материалы и различные техники шитья для создания своего шедевра.


Про квилтинг

Квилтинг объединяет в себе такие виды рукоделия, как пэчворк, аппликация и вышивка и, конечно же, шитье (сделать ссылки на соответствующие категории). Процесс создания квилтов очень трудоемкий. Квилт состоит обычно из трех слоев, как торт. Первый декоративный слой - это лицо работы. Делается первый слой из однотонной ткани, методом пэчвока (лоскутного шитья) или с применением других стилей рукоделия. Второй слой это прокладка, которая придает объемность изделию. Авторство статьи принадлежит сайту: рукоделие. net. Третий слой изнаночный слой. Комбинирование кусочков ткани очень занимательный процесс. Что можно сделать методом квилтинга? Квилты в интерьере: одеяла, покрывала, подушки, шторы, ковры, драпировка мягкой мебели, картины, панно и т. д. Одежда в технике квилт смотрится просто потрясающе. Все зависит от фантазии и сложности работы. Примеры идей и процесс выполнения смотрите в разделе идеи квилтинга.


Теперь немного из истории квилтинга. Стеганная одежда существовала задолго до нашей эры. Еще в Египте были найдены стеганые одеяния, которыми была украшена статуя фараона. В средние века популярность стеганной ватной одежды возросла. В Европу искусство стеганого шитья пришло с крестоносцами с Ближнего востока. Стеганую одежду использовали рыцари для того чтобы уберечь свое тело от повреждений. Первое сохранившееся одеяло, выполненное в технике квилтинга, ученые относят к 14 веку. В США квилтинг пришел с переселенцами англичанами. В середине 19 века в США квилтинг приобрел значительную популярность. И сейчас он не утратил своей актуальности. Множество людей в разных странах увлекаются этим красивым и полезным рукоделием.

Существуют три основных видов квилтинга.

Первый это ручной метод . Как вы догадались, выполняется вручную.

Второй метод машинный .

А третий комбинированный метод .

Конечно же, более быстрые второй и третий методы, однако множество мастериц предпочитают делать все своими руками.

Стиль ручного квилтинга требует точности и аккуратности. Процесс очень трудоемкий. Для работы используют иглу с закругленным кончиком и узким ушком. Такая игла нужна для того чтобы не были видны места уколов на ткани. Шов в основном используется вперед иголку. Однако можно использовать и более сложные вышивальные швы. Все зависит от стиля композиции.

Если сшивание и простегивание работы выполняется швейной машинкой, это машинный квилтинг. Для того чтобы делать квилты в этом стиле, нужны навыки строчки на швейной машинке. Используются разнообразные техники шитья. Они подбираются в соответствии с идеей самого изделия. Этот стиль требует точности и аккуратности, но по сравнению с первым стилем, процесс проходит значительно быстрее. Машинный квилтинг больше подходит для изготовления больших вещей, либо для вещей с несложными узорами и крупными деталями.

Комбинированный метод самый универсальный. Работа делается как вручную, так и на швейной машинке. Этот стиль квилтинга можно использовать для изделий любой сложности.

Какие инструменты вам понадобятся? Бумага для эскиза изделия и ручка или карандаш. Так как первое, что надо это идея будущего квилта.

Вам также понадобиться линейка для квилтинга. Она предназначена для точной разметки ткани.

Также вам понадобятся раскоечный дисковый нож и самовосстанавливающийся коврик для раскройки ткани. Но можно обойтись и портновскими ножницами.

Для переноса контуров рисунка на ткань можно применять следующие инструменты. Маркеры смывающиеся водой, бывают темного и светлого цветов. Легко удаляется влажной тканью либо холодной водой. Существуют также исчезающие маркеры. Они исчезают с ткани в течение 48 или 72 часов. Карандаш с кисточкой на конце. Контур просто стирается кисточкой. Копир устройство для переноса выкройки через копировальную бумагу на ткань.

Для шитья необходимо иметь набор иголок для квилтинга. Размеры иголок от номера 4 до 12номера. Причем №12 это самый маленький размер, соответственно 4 большой. Наиболее используемые иглы среднего размера №9.

Швейная машинка для квилтинга внешне мало отличается от обычной швейной машинки. Она имеет дополнительные опции: высота подъема лапки больше, так как изделие многослойное, есть дополнительные декоративные швы. И самое главное ресурс работы таких машинок значительно дольше. Если вы используете обычную швейную машинку, то нужна специальная швейная лапка для квилтинга.

Из вспомогательных инструментов вам пригодятся булавки, вспарыватель, наперсток для квилтинга с удобной выемкой для иголки, клейкая лента для квилтинга, чтобы строчки были абсолютно ровные.

Ткани для квилтинга.

Для первого декоративного слоя используют самые разнообразные ткани. Выбор ткани зависит от дизайна квилта. Плотные ткани можно использовать для создания предметов интерьера. Для одежды больше подойдут более тонкие и приятные в носке ткани. Для второго слоя используют наполнитель в рулонах либо штучный. По составу наполнитель может быть натуральным хлопок, шерсть. А может быть и синтетическим полиэстер, полиамид и. т. Также существует наполнитель на клеевой основе для удобства скрепления слоев изделия.

Для изнаночного слоя используют ткань преимущественно хлопок. Для того чтобы изнанка была бесшовной используют ткань большой ширины.

Для сшивания изделий используют хлопковые нитки. Для украшения можно применять различные декоративные нитки, ленты кружево, бисер , пух, и. т. д.

Работа Татьяны Радуги

Д рузья, в современном понимании квилтинг это текстильный дизайн, в основе которого лежит работа с тканью. Само слово квилт означает в переводе одеяло, лоскутное одеяло, стёганное одеяло или покрывало. А слово пэчворк имеет более широкие смысл, так как может означать и смешивание, и разрозненность, и мозаичность — и не только в ткани.
Но, несмотря на то, что слова квилтинг и пэчворк имеют различный перевод, в процессе развития рукодельных ремёсел, эти понятия так смешались, что правомерно будет назвать работу из лоскутов и квилтингом и пэчворком.
Ну вот, с определениями разобрались, давайте к делу.

Квилтинг – что это такое

Квилтинг это многоуровневое изделие. Чаще всего квилт составлен из трёх слоев:

  • Нижний слой – подкладка. Хлопок, смешанные, подкладочные ткани.
  • Средний слой — прокладка из синтепона (или другого объемного материала) для объемности квилта
  • Верхний слой – декоративное полотно, выполненное в технике пэчворк, укрепленное стежками.

Важно, что все слои обязательно должны быть простёганы, то есть скреплены друг с другом. От качества простёжки зависит и внешний вид и срок службы самого изделия в технике квилтинг.
Верхний слой может быть украшен и одновременно простеган вышивкой, аппликацией и чем угодно, в зависимости от фантазии мастера и назначения изделия.
Идеи применения квилтинга смотрите в статье: –

Знакомимся с мастером по квилтингу

Татьяна Радуга – профессиональный квилтер, член Ассоциации мастеров лоскутного шитья Казахстана, участница международных художественных выставок, активный участник городских фестивалей, живёт в Казахстане в Алмате, преподаёт художественный пэчворк и креативное вязание, профессиональный художник.

Т АТЬЯНА: Вообще творчеством и рукоделием занималась моя бабушка. В детстве я на всё лето уезжала в пригород Алматы и попадала в другой, творческий мир. Всему, что я сейчас умею, я училась у своей бабушки. Позже было и обучение на профессиональных курсах.

Сейчас я преподаю. Я занимаюсь и с детьми, и со взрослыми. Со всеми, кто хочет этому научиться. Этим я зарабатываю. По образованию я художник. Конечно, красками работать легче. Есть палитра, и можно легко смешивая краски, создать необходимый оттенок. В лоскутном шитье всё гораздо сложнее.

Как научиться хорошей стёжке

Основа квилтинга это хорошая стёжка. Ровная прямая строчка или замысловатые узоры имеют изначально утилитарную функцию – скрепить слои, образуя воздушные полости, воздух в которых предназначен сохранять тепло. Как вы помните, квилт это одеяло или покрывало. Насколько искусно выполнена строчка, настолько красиво и аккуратно выглядит изделие.
Простёгивать можно руками или на машинке.
Ручное простёгивание будет, скорее всего, неровным, поэтому старайтесь швы сделать более декоративными, чтобы неровность выглядела очарованием хэндмэйд, а не огрехом в исполнении. На помощь придут тесьма, декоративные вышивки, все это можно рассмотреть

в мастер классе в Зайдите, не пожалеете.

Для прямых швов в швейных машинах есть строчки:
Прямые
Зигзаг
Декоративные – имеются в некоторых бытовых

Для самых, самых начинающих — чтобы строчка получалась ровной, потренируйтесь на ненужном лоскутке. Нарисуйте мягким простым карандашом линию с помощью линейки и строчите по ней. В результате такого нехитрого упражнения ваши руки научатся не дергать ткань, глаза научаться видеть не только двигающуюся иглу, но и то, что есть вокруг. Управление машинкой это процесс автоматический, ваше тело механически будет совершать движения, на которые человек обращает внимание только по началу, а потом руки сами всё будут делать, а вы только управлять.
Красивые извилистые узоры на полотне делаются свободной стежкой на любой машине со специальной лапкой или по шаблонам.

Нужна ли специальная машинка

Т АТЬЯНА: Я работаю на обычной швейной машинке. Она моя надёжная подруга. Никогда меня не подводила!))
Про специальные машины рассказать ничего не могу, лучше спросить в магазине у консультантов. Сейчас множество машин узкой направленности. Некоторые даже шьют без постоянного участия человека. На мой взгляд, для начала — просто иметь желание. Марка или цена вам не поможет. А в дальнейшем, после того как попробуете пошить на разных машинах, вы сможете выбрать свою марку.
В лоскутном шитье можно заниматься творчеством имея самые простые навыки. Например, простой строчки бывает достаточно. Можно даже вручную шить. Если есть желание, получаются очень интересные квилты.
Когда мы читаем в интернете, что «швейную машину нужно «адаптировать под квилтинг или пэчворк», следует понимать, что для некоторых видов (простёгивание одеяла, например)это просто регулировка подачи ткани. Это можно сделать на любой марке машин.
А адаптация под дпэчворк или квилтинг это значит сделать так, чтобы материю можно было бы двигать вручную во время отстрачивания. Если вы начинаете с аппликации на одежде, где стегать нет необходимости, достаточно обычной машинной строчки.
Во многих городах существуют курсы пэчворка, на них можно научиться азам или улучшить свою квалификацию. Но даже если вы будете учиться по урокам в интернете, вы все равно осилите этот процесс независимо от того, какая у вас машина.
Для того, чтобы выполнить непрямую, фигурную строчку узором, хорошо бы купить специальную лапку, она позволяет направлять иголку и регулировать лапку по высоте.

Называется она «универсальная лапка для стежки по линейке на бытовой машинке».

Эту лапку в работе можно посмотреть в мастер классе как выстрачивать узор «перья» по линейке
Друзья, напоминаю, что видео можно ускорить, изменив скорость, если нажать на колесико внизу кадра видео, справа и в позиции скорость поставить, например, 2, тогда видео будет показываться быстрее в 2 раза.
По лекалу перья


Можно не заморачиваться с линейкой и строчить простой свободной стежкой как здесь:
Свободная стежка – мастер класс

А чтобы понять, как выстрочить какой то сложный узор, для начала нарисуйте его на бумаге, чтобы выяснить, как должна идти линия, чтобы машинку не останавливать каждый раз и не менять положение иглы, то есть, линия должна быть непрерывной. Прямо беоите бумагу и рисуйте, рисуйте, пока рука не привыкнет и не поймет как двигаться без остановки.

Где брать ткани

Т АТЬЯНА: Выбор тканей зависит от вида будущего изделия и от того, для чего мы его будем создавать. Прочные для ковриков или покрывала. Тонкие и даже ажурные полотна для декоративных изделий. Единственное условие, которое необходимо выполнить, — это одинаковая плотность полотна.
После многих лет занятия лоскутным шитьём, могу сказать однозначно: лучшими для
использования является хлопок.

Они тонкие, но при этом достаточно прочные, лёгкие, прекрасно утюжатся, приятны и удобны в работе. И они экологичны, не электризуются.
Хлопок достаточно многоцветен, широкая гамма расцветок вдохновляет.
Сейчас в специализированных магазинах огромный выбор тканей для квилтинга. Но иногда, для конкретного квилтинга приходится искать оттенок. Не всегда он находится в магазинах. Поэтому все мои друзья знают, что вещи, вышедшие из употребления, надо отдать мне.)))

Все мы, кто занимается пэчворком — немножко крейзи. Мы ничего не выбрасываем. Мы все используем в изготовлении квилтинга. Для нас лоскутки — это наши краски. Когда делаешь что-то на заказ, конечно, покупаешь материалы. Когда создаешь художественное произведение для выставки- в ход идут не только лоскутки, но и пряжа, бисер, пуговицы, паетки…
Если вы купили хлопок, обязательно сначала замочите его в теплой воде. Во-первых, мы смотрим, не линяет ли он. Ведь в кусочечном одеяле, панно, недопустимо, что бы после стирки трудоемкое произведение было испорчено. Во-вторых, хлопок чуть садится от первой стирки. В маленьких формах это будет особенно заметно, поверхность станет неровной. Не забывайте об этом.

Какие инструменты нужны для квилтинга и где их взять

Т АТЬЯНА: Занимаясь лоскутным шитьём, я пользуюсь специальными инструментами. У меня как минимум три вида ножниц: большие профессиональные для полотна; небольшие для мелкой работы и аппликаций; отдельные ножницы вырезания шаблонов из бумаги. Для бумаги использую небольшие обычные канцелярские ножницы. А вот для лоскутков выбираю очень внимательно. Поскольку резать приходится достаточно много, то ножницы выбираю лёгкие. Когда одновременно выкраиваешь большое количество одинаковых деталей (например, для одеяла), то я использую роликовый нож. Он способен точно разрезать довольно много слоёв.
Ну а резать роликовым ножом удобно на специальном коврике — подложке. Это такой хитрый коврик, который сам восстанавливается после порезов. Разметка на коврике в сантиметрах и в дюймах, а это очень облегчает труд.
Для работы с роликовым ножом хорошо иметь надежную линейку. Главное ее качество, она должна быть высокой. (Нельзя взять обычную ученическую.) Эти линейки продаются в специализированных магазинах. Иногда их делают на заказ как и лекала из толстого органического стекла.
Когда работаешь со светлыми материалами, рекомендую использовать исчезающие маркеры. Это удобно, не остаются следы разметки. Если для квилтинга берете материал темных тонов подойдёт портновский мел или кусочек обмылка. Главная их особенность — рисовать тонкую линию на материи. И как вы понимаете, после стирки от линии не останется и следа.))
Ещё одни из удобных инструментов, которые я использую, — это пластиковые прозрачные шаблоны (квадратной, прямоугольной, треугольной формы). На них та же разметка в сантиметрах и дюймах, что и на коврике-подложке.

Набор ножниц
Коврик подложка
Специальные высокие линейки
Исчезающие маркеры
пластиковые прозрачные шаблоны
роликовый нож

— эти инструменты я использую для квилтинга, все они продаются в специализированных магазинах и облегчают труд. Но начинать можно и без полного набора, поначалу может быть достаточно ножниц.

Всегда ли получится то, что задумано

У вас не обязано получиться то, что вы видите на рисунке или схеме, ваши лоскутки, ваш опыт и ваша созидательная энергия обязательно внесут коррективы. Но в этом и прелесть.

Чем отличаются творческие работы от сделанных на заказ?

Т АТЬЯНА: По способу исполнения лоскутное шитьё делится на классический пэчворк и art-пэчворк. Классический способ – это изготовление изделий при помощи стандартных блоков, их большое количество, они всем известны. А art- пэчворк предполагает свободную манеру исполнения верхнего слоя изделия. Покрывала, коврики, одеяла, сумки, одежду можно создавать любым способом. А квилты на выставки я делаю в свободном стиле, вернее, смешиваю разные приёмы шитья. Это и классические блоки, и аппликация, и вышивка. Для таких квилтов я иногда рисую небольшие живописные эскизы. Потом с помощью компьютера их увеличиваю. Потом разбиваю на квадраты, чтобы пропорции сохранились. Затем подбираю нитки, тесьму и т.д. Но часто в процессе может поменяться какой-то цвет или часть композиции.

Это же творчество! А результат всегда получается интересным! Для некоторых своих композиций я ткань не только разрезаю, но и разрываю. Часто применяю вязаные вставки, вышивку. Иногда долго хожу и думаю, как исполнить задуманное. Иногда на это уходит больше месяца. А иногда в дороге еду где-нибудь, и мысли приходят неожиданно. Быстро их зарисовываю и делаю предварительный эскиз. Потом домой прихожу и дорабатываю первоначальные задумки. Это начало рождения картины.

Для творческого человека важна «насмотренность». Этот термин подойдет любому художнику и творческому человеку. Поэтому и журналы я смотрю, и разных мастеров на выставках, и в интернете смотрю. У всех своя манера, свой почерк.
За вдохновением я хожу на природу и на выставки. Даже простое общение с друзьями даёт иногда творческий толчок. Я очень люблю слушать музыку, когда занимаюсь квилтингом.. Когда из лоскутков, которые абсолютно разные, получается то, что можно рассматривать как картину, происходит маленькое чудо.

В 2012году, принимая участие в квилт-фестивале «Лоскутное лето», я сделала квилт на конкурс
«Путешествие к истокам». Название родилось во время творческого процесса: «Песни старика». Эта работа повлекла за собой целый цикл. В 2017году на квилт-конкурс «Восточный базар» я решила сделать картинку с восточного базара. У меня два старика. Один фруктами торгует, другой одеялами и коврами. И уже в процессе я что- то доделывала, что -то придумывала. Сейчас задумано ещё несколько квилтов на тему «Старики». Мне самой интересно, какими они получатся)))


Работа Татьяны Радуга

Как реализуете свои квилты

Т АТЬЯНА: В наше время вещи делаются на фабриках. Они все одинаковые, все обычные. А вещи, сделанные своими руками — очень тёплые, несут в себе положительную энергетику. Такие вещи всем нравятся. На выставках люди подходят, рассматривают, расспрашивают… и многие хотят видеть такие вещи у себя дома.
Я постоянный участник творческих выставок. Кстати, это ещё один плюс в копилку творчества. Да и общение с творческими людьми даёт новый импульс для творчества… Даже посетители выставок меняют свой взгляд на лоскутное шитьё, видя, насколько разные могут быть работы! Люди приходят на выставку, расспрашивают о тонкостях… Узнают что такое квилтинг. Видно, что это не случайно зашедшие сюда люди. Это очень приятно.
Когда я занимаюсь творчеством, то обо всём забываю, я ухожу туда, внутрь картины… Я очень люблю цвет, потому что цвет — это энергия, это настроение. И когда я занимаюсь творчеством, я всегда в хорошем настроении. И когда люди видят эти работы, тоже получают это хорошее настроение. Изделия в технике лоскутного шитья делаю только на заказ. Все они небольшие по размеру: сумки, детские одеяла, настенные панно, текстильные куклы.


Работа Татьяны Радуга

Нужно ли отдельное помещение для квилтинга

Пока нет необходимости снимать отдельное помещение.
У меня дома одна комната является моей мастерской. В ней всё приспособлено для творчества: стол со швейной машинкой и оверлоком, полки и стеллаж для тканей и всех материалов для творчества. Я занимаюсь не только лоскутным шитьём. Ещё я вяжу, вышиваю, рисую. Когда делаю что-то на выставку, то приходится соблюдать требования, объявленные организаторами. Тема, размеры, материалы должны соответствовать. А творческие приёмы — это уже на моё усмотрение. Я получаю удовольствие от процесса творчества, квилтинг это всегда интересно и увлекательно.

Читайте и смотрите

В последнее время в рукодельных магазинах и на ярмарках часто встречаются поделки из ткани, которые выполнены путем прошивки машинным швом для создания декоративных элементов. Продавцы охотно объясняют: это техника квилтинг. Что это такое, не совсем понятно с первого взгляда, но при более внимательном изучении становится ясно, что не все так и сложно.

Древнейшее из искусств

Ученые доказывают, что первые стеганые одеяла были известны еще в Древнем Египте. В те времена люди делали их с одной целью - защититься от холода. Первые сохранившиеся до наших дней изделия в этой технике датируются 14 веком.

Большой популярностью стеганая одежда пользовалась у средневековых рыцарей. Она отлично защищала их от жары и ношения тяжелых и неудобных доспехов.

Нового уровня развития эта техника достигла после того, как попала в Америку вместе с первыми переселенцами. В те времена люди нуждались не только в теплой одежде, но и в красивой.

Известна эта техника и на Востоке. В Японии и Китае она достигла своего уровня развития, немного отличимого от европейского и американского. Здесь на первое место выводится пластичность линий, в то время как в других направлениях стеганые линии - это всего лишь дополнение к рисунку из лоскутов. Такой квилтинг для начинающих не доступен. Его в силах освоить только мастер высшего класса.

Определение направления искусства

Попробуем более детально посмотреть на квилтинг. Что это такое, становится понятно, когда внимательно посмотреть на материалы, из которых создаются шедевры.

Это небольшие лоскуты ткани, сшитые между собой. Между ними и изнаночной основой находится слой ваты, шерсти или ватина. Это добавляет изделию объем. И в конечном итоге все это прошивается декоративными швами по определенному узору.

Но необязательно утверждать, что эта техника - просто дополнение к пэчворку. На самом деле это самостоятельное искусство, мастерство в котором развивается годами.

По сути, даже для тех, кто немного умеет шить машинкой или вручную, доступен квилтинг. Мастер-класс по этой технике также не очень трудный. Самый простой вариант - прошить квадратами простое одеяльце. Это уже и будут первые шаги к освоению этой замечательной техники.

Основной набор инструментов

Первое, что необходимо перед тем, как изучать квилтинг, мастер-класс по которому довольно прост, - приобрести как сами материалы, так и минимальный набор инструментов.

При работе с тканью обязательно понадобятся ножницы, раскроечный круглый нож, карандаш и линейка. Они обеспечат точность и аккуратность каждой работы. Также следует запастись специальной линейкой. Она позволит отмерять лоскуты точного размера.

Пожалуй, одним из самых главных инструментов здесь будет иголка с закругленным концом и тонким ушком. Она нужна для того, чтобы на ткани не оставались следы от проколов.

Не забываем и о том, что при работе с тканью обязательно пригодится набор швейных булавок. Они позволяют планировать изделие без дополнительных строчек.

Теперь понятно, какими инструментами создается квилтинг. Что это такое, на практике рассмотрим далее.

Слово о тканях и других материалах

Конечно, чтобы изучить квилтинг, мастер-класс для начинающих по которому мы предлагаем, нужно еще и запастись необходимыми материалами. Для декоративной лицевой стороны подойдут любые ткани. Главное, чтобы они были одинаковой структуры и хорошо сшивались между собой.

Изнаночная сторона должна быть плотной и надежной. Ведь именно на нее приходится самая большая нагрузка во время использования изделия. Касательно же внутреннего наполнения, тут могут быть свои варианты в зависимости от целей использования. Если это декоративное изделие, внутрь можно положить синтепон. Для повседневного пользования рекомендуется использовать действительно теплые и надежные наполнители, как, например, овечья шерсть.

Поскольку это в первую очередь изобразительное искусство, то не стоит забывать именно о декоративной его стороне. Поэтому как изнанка, так и внутренний слой должны отлично сочетаться с внешней декоративной стороной.

Пошаговая инструкция

Рассмотрим простейший способ. Как создать одеяло в технике квилтинг? Мастер-класс для начинающих состоит из нескольких этапов. Для начала возьмем квадратные лоскуты тканей с разным рисунком и сошьем их вместе. Далее берем два нижних слоя и пришиваем их к верхнему основанию. На этом первый этап закончен.

Приступая к технике впервые, есть смысл начинать с самых простых узоров. Это квадраты и ромбы. С помощью простого шва намечаем, где должна проходить декоративная строчка. Это поможет нам избежать съезжания тканей во время работы. Когда наметка готова, можно приступать к работе за машинкой.

Такой простой квилтинг для начинающих дает подробное представление о том, что это за техника и в каких сферах ее лучше всего применять. Когда уже освоены основы, можно будет приступать к более сложным узорам. Через пару месяцев тренировок мастерицам под силу будут даже цветочные мотивы и некоторые традиционные элементы европейских и восточных мастериц.

Применение на практике

Сложно сказать, для чего не пригоден квилтинг. Фото работ некоторых признанных мастериц свидетельствуют, что нет предела совершенству в этой технике. Чаще всего квилтингом оформляют одеяла, покрывала и верхнюю одежду. Непревзойденно смотрятся и картины, которые по уровню мастерства иногда не уступают полотнам маслом или тканым гобеленам.

Есть также направление, которое работает над созданием оригинальных аксессуаров. Все чаще можно встретить женщин и девушек, которые охотно выбирают сумочки, выполненные в этой технике.

Из всех направлений, наверное, самое большее развитие получил детский квилтинг. Что это такое, знают многие младенцы, поскольку большинство из них имеют одеяльца, пледы и покрывальца, выполненные в этой технике. Она позволяет создавать не только теплые, но и яркие изделия, которые так идут малышам.

Это универсальная техника, которая легка в освоении, но поможет создавать действительно красивые и практичные вещи без особых затрат материалов и времени.