Сценарий мероприятия на тему: «Обычаи и традиции Астраханского народа.

Совместное развлечение для детей и родителей

"Праздник калмыцкого чая"

Цель

Задачи:

Оборудование : работы детей и родителей, пиалы для танца, калмыцкие народные костюмы, угощение "Калмыцкий чай и борцоки", записи калмыцких песен.

Предварительная работа : познавательные занятия, дидактические игры: "Собери пиалу", "Кто быстрее соберет борцоки", заучивание стихов, пословиц и песен о калмыцком чае.

Воспитатель: Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать к нам в детский сад "Солнышко". Сегодня у нас праздник - праздник калмыцкого чая. Это итоговое мероприятие проекта «Калмыцкий чай». Я благодарю родителей, которые приняли участие в этом проекте. Они собрали материал об истории происхождения калмыцкого чая, познакомили своих детей с чайной церемонией, разучили стихи и песни.

Как легендарное копье в боях,

Уух., идх тоотас,

Уурта, шимтэ хотас,

Уул чинрэн даасн,

Улан хальмг цэ.

Хальмг улс келнэ: « Цэ шингн болвчн – идэнэ дееж».

Цээhэр зулан оргдг

Цээhэр дееж бэрдг

Цээhэр гиичэн тосдг

Цээhэр хот кеедг.

Песня "Хальмг ця"

Входит сайгачонок, у него грустный вид.

Сайгачонок: у меня болит ножка и я потерял маму, я очень голоден, и боюсь волков я не могу быстро бегать.

Воспитатель: Мы тебя не оставим в беде, ребята у нас очень добрые. Мы тебя полечим и ты снова будешь здоров. Проходи, присаживайся. У нас праздник калмыцкого чая. А чай очень целебный напиток. Наши повара готовят калмыцкий чай и мы обязательно тебя угостим и ты поправишься.

Чай недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол ведет.(сайгачонка усаживают за стол).

Воспитатель : А сейчас нам о истории происхождения калмыцкого чая расскажет семья Бадмаевых (выходят мама Виктория и сын Дайсан).

Игра "Собери пиалу"

Воспитатель:О лечебных свойствах чая расскажет семья Анисовых

Песня "Борцок "

Игра"Кто быстрее соберёт борцоки"

Воспитатель:О чайной церемонии калмыков расскажут наши дети.

Игра «Улан, улан альчурта »

Воспитатель: Ребята у каждого народа есть свое особое блюдо.

У калмыков этим особым блюдом является калмыцкий чай.

Уух., идх тоотас,

Уурта, шимтэ хотас,

Уул чинрэн даасн,

Улан хальмг цэ.

Танец с пиалами

Пил джомбу я у даргинцев,

У балкарцев, кабардинцев.

Видел, пьют его армяне.

Слышал, пьют его цыгане.

Пьют везде калмыцкий чай,

Ты попей и не скучай!

Воспитатель:

А как еще называют калмыцкий чай, хальмг цэ? – Джомба. На всех праздниках «Зул», «Цаган Сар» самым почитаемым напитком является калмыцкий чай. Хальмг улс келнэ: « Цэ шингн болвчн – идэнэ дееж».

Воспитатель: (повар вносит чай в пиале)

Вот и готов наш лечебный напиток - чай, для сайгачонка. Сайгачонок пьет чай.

Сайгачонок: Ура! Я здоров!

Танец с сайгачонком.

Сайгачонок: Мне пора бежать, маму догонять. А помог мне стать здоровым и сильным калмыцкий чай. Спасибо вам. До новых встреч.

Цээhэс эмтэхнь уга,

Цээhэс чинртэнь уга,

Цээгэс унтэнн уга,

Цээhэс ахнь уга.

Воспитатель: Калмыцкий чай - символ счастья и покоя, поэтому любое торжество в честь любого события в нашей жизни мы начинаем и заканчиваем чаепитием. И произносим благопожелание. Поэтому и я, заканчивая о чае, не могу не пожелать вам, дорогие гости, счастья, удач, здоровья и мирного неба над головой.

Идэн – чигэн элвг- делвг болж

Халун хальмг цээhэн ууж,

Хавтха хальмг боорцган идж

Оньдин дорвн цагт

Амрж, жирhж йовтн

Будем во все времена

Ведя приятную беседу.

Выходят из зала. Воспитатель раздает родителям буклеты.

Сценарий мероприятия "Праздник калмыцкого чая"

Цель : популяризация национального праздника калмыцкого чая, привлечения детей, и родителей к традициям и обычаям калмыцкого народа.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения калмыцкого чая и особенностями традиций чаепития.

Способствовать развитию познавательной активности и любознательности.

Воспитывать чувство любви к своей малой Родине.

Активизировать словарный запас слов.

Интеграция образовательных областей : художественная литература, музыка, коммуникация, социализация.

Оборудование : работы детей и родителей, пиалы для танца, калмыцкие народные костюмы, записи калмыцких песен.

Оформление центральной стены : рисунок пиалы с калмыцким чаем и борцоками.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, гости дорогие, дорогие ребята! Сегодня мы собрались отметить праздник калмыцкого чая. У каждого народа есть свое особое блюдо.У калмыков этим особым блюдом является калмыцкий чай.

Многие калмыцкие поэты посвятили стихи калмыцкому чаю. Среди них: Б. Сангаджиева, В. Шуграева, Т. Бембеев, И.Убушаев.

Цээhэр зулан оргдг

Цээhэр дееж бэрдг

Цээhэр гиичэн тосдг

Цээhэр хот кеедг.

В третью субботу мая жители Калмыкии отмечают дату - День калмыцкого чая (калм. Хальмг Цяягин няр). Этот ежегодный праздник был учрежден народным Хуралом (парламентом) Калмыкии в 2011 году в целях сохранения и возрождения национальной культуры. Впервые он состоялся 19 мая 2012 года.

Интересно, что калмыцкий чай похож скорее на первое блюдо, нежели на напиток. Правильно заваривать и подавать чай - целое искусство. Как правило, хорошо заваренный чай калмыки щедро солят, добавляют в него молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле, и все это тщательно размешивается половником. Традиционная калмыцкая чайная церемония тоже имеет свои правила.

Правила чайной церемонии (Цягин авыъяс):

Нельзя кипятить воду без заварки

Нельзя подать гостю несвежий чай - это проявление неуважения, поэтому напиток заваривают прямо в присутствии гостя. При этом все движения совершаются слева направо - по ходу солнца.

Первую порцию чая подносят бурханам (Буддам): наливают его в жертвенную чашечку и ставят ее на алтарь, а после окончания чаепития отдают детям.

Нельзя пить чай из пиал со сколотыми краями.

Поднося чай, хозяин должен держать пиалу обеими руками на уровне груди, тем самым демонстрируя уважение к гостю.

При подношении чая соблюдается иерархия: сначала пиалу подают старшему по возрасту вне зависимости от того, является ли он гостем, родственником либо кем-то еще. - Принимающий чай, в свою очередь, должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления («цацл цацх»), произнести благопожелание в адрес самого чая, хозяина дома и всей его семьи.

После того как чай выпит, пустую посуду нельзя переворачивать вверх дном - это расценивается как проклятье.

Калмыцкий чай воспет своим народом

В пословицах, йорялах и стихах.

Сродни аршану он в божественной природе,

Хоть жидок, но первенствует в устах.

Чай сохраненный предками, будь крепким,

Как легендарное копье в боях,

Чтоб род степной продлился, был нередким -

Пей чай калмыцкий вволю в пиалах!

Есть несколько версий того, откуда калмыки узнали про чай. Согласно одной них, известный религиозный реформатор Цзонхава однажды занемог и обратился к лекарю. Тот прописал ему «божественный напиток», посоветовав пить его натощак семь дней подряд. Цзонхава совету внял и исцелился. По этому случаю он призвал всех верующих поставить лампадку бурханам и приготовить чудодейственный напиток, позже названный калмыками «хальмг цэ». Это и был чай.

По другой версии, обычай пить чай калмыкам подарил лама, решивший найти растительную пищу, которая не уступала бы по калорийности мясным блюдам. Он 30 дней читал молитву в надежде, что взойдет чудодейственная культура, и ожидания его оправдались. С тех пор у калмыков появился обычай проводить чайную церемонию как своеобразный божественный ритуал, а сам чай стал самым почитаемым калмыцким напитком: с него начинается утро в калмыцких семьях, без него не обходится ни один праздник.

Ведущий: К празднику готовились все группы нашего сада. Я приглашаю детей 2 младшей группы «Бабочка». Давайте встретим их аплодисментами.

Стихотворение

Ведущий: Приглашаю детей 2 младшей группы «Байр»

Хальмг устэ ця

Хотын омнэс уугдна

йорэл цягэр тэвгднэ

Йоста хаалг заагдна

Ирсн гиичиг тоогад

Идэд, уутн гинэ

Турулэд халун ця

Тоста, устэ огнэ

Пил джомбу я даргинцев

У балкарцев, кабардинцев

Видел, пьют его армяне

Слышал, пьют его цыгане.

Пьют везде калмыцкий чай

Ты попей и не скучай!

Цээгэснь эмтэхнь уга

Цээгэснь чинртэнь уга

Цээгэснь унтэнь уга

Цээгэснь ахаснь уга!

Песня "Боорцг"

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Собери альчики в пиалу»

Чай недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол ведет.

Ведущий: А сейчас приглашаю группу «Леопольд»

Стихи о калмыцком чае

Танец «Шарка-барка»

Ведущий: Я приглашаю воспитанников старшей группы «Подсолнушки»

Танец с пиалами

Благопожеление (Цягин йорэл).

Музыкальная игра «Сядь на ширдык»

Ведущий: Наши педагоги исполнят песню «Хальмг ця».

Общий калмыцкий танец

Ведущий: Калмыцкий чай - символ счастья и покоя, поэтому любое торжество в честь любого события в нашей жизни мы начинаем и заканчиваем чаепитием. И произносим благопожелание. Поэтому и я, заканчивая о чае, не могу не пожелать вам, дорогие гости, счастья, удач, здоровья и мирного неба над головой.

Идэн – чигэн элвг- делвг болж

Халун хальмг цээhэн ууж,

Хавтха хальмг боорцган идж

Оньдин дорвн цагт

Амрж, жирhж йовтн

Будем во все времена

Пить горячий, душистый калмыцкий чай,

Ведя приятную беседу.

Пусть выпитый чай нам будет аршаном.

Пусть все пьющие чай будут щедрыми!

Пусть все живут дружно и счастливо!

Спасибо за внимание. Всего доброго и до новых встреч!.

КОУ РК ЭКШИ

Сценарий утренника

«Цагансар».

Ответственные:2 класс

2015г.

«

Цаһансар-хавринбайр»

Танец с хадаками- девочки

Учитель : Мендвткүндтəманна сургульчнр,энкр манна гиичнр! ЭндрхальмгаһарЦаһанСарин нег шин..Υвлинкиитнəсмендһарвт?

Ученик 1-

Цаһана Сар ирнə.

Шикр- балтаэлвгболна,

Кɵгшдйɵрəлтəвнə,

Күүкдбиилҗдуулна.

Ученик2-

Пусть снег скорее сойдет

Водой-ручьем истечет,

Пусть солнце греет

И все живое цветет.

Пусть без зла и лжи, не зная невзгод,

Благоденствует мой народ.

Рассказ о празднике- презентация.

О празднике «Цагансар» калмыцкий народ сложил легенду.

Когда-то давным-давно в степь пришла беда. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что у хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который погубит все живое на земле.

Тогда ламы подобрали самую красивую,умную, решительную и сильную девушку. Ее звали Окон.

Вскоре Окон встретилась с ханом мангустов и покорила его своей красотой и умом. Она превратила большинство ее мангустов в добрых. Вскоре Окон родила сына, но не забывала о предсказании.Окон сумела совершить побег из царства мангусов и ценой своей жизни привела сына к родным кочевьям.

Ребенок сделал свой первый шаг на родине матери, тем самым калмыцкий народ был спасен. И это случилось в первый день весны, в первый день месяца Дракона. С тех пор этот день стал особым праздником как символ победы добра над злыми силами- Праздник Цагансар. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри- Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Когда молятся, то просят о защите, чтобы Она принесла людям мир, покой и счастье.

Цаган-Сар – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. С наступлением весны у калмыков заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.

Выступление 1 класса.

Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело, все одаривали друг друга подарками.

И сейчас вам мальчики подарят песню- « Харада».

На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, ведь мясо – это традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцыки, которые делались разных видов.

Об этом угощении нам расскажут ученики 3-го класса.

Название праздника «Цаган» в переводе «белый». Для калмыков белый цвет ассоциирует все чистое, светлое, доброе.

Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца.

Танец - танец богатырей- мальчики 2-го класса.

Игра«Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.

Атрибуты:2 альчика.

Загадки - А теперь ребята давайте отгадаем загадки о весне:

1.Он в степи живет, бегуном слывет.

Желтая шубка, острые рожки,

Длинные ножки. (сайгак)

2.Серый, зубастый,

По степи рыщет,

Телят, овец ищет. (волк)

3.Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки. (Суслик)

4." Царем" ту птицу величают,

Хотя короны нет на ней.

И многие, конечно, знают,

Что степи все подвластны ей.(Орел)

5.Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный …

Ответ: Тюльпан

Но не только калмыцкий народ празднует приход весны. На Руси издревне тоже встречали весну праздником- Масленницей. Люди пекли блины- символ солнца, пели песни,играли и сжигали чучело масленицы.Гулянья продолжались целую неделю.

- А масленицу мы с вами будем встречать с учениками 4-го класса.

Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Игра»Целься вернее» -Из желтого картона вырезать круги-блины. Желающие проверить себя на меткость кидают «блины» в «тарелку». Кто больше «блинов» забросил в круг, тот и победил.

Песня «Цагансар»- поют всеклассы.

Данара Хулхачиева
Сценарий викторины Цаган Сар

Положение

о проведении семейной викторины «Цаан сарин авъясмуд» »

1. Общие положения

1.1 Викторина проводится во исполнение годового плана работы МКДОУ д/с «Герел» .

1.2. Цель и задачи :

Цель : Приобщение детей и родителей к культуре и традициям родного края

Задачи :

Повысить роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Развивать «семейное» движение в условиях ДОУ как эффективную форму взаимодействия образовательного учреждения и семьи

2. Порядок проведения викторины

2.1. В викторине принимают участие семьи воспитанников ДОУ

2.2. Условия и сроки проведения викторины :

а) «Визитная карточка семьи» (представление девиза, эмблемы)

б) «Фестиваль загадок»

в) «Знатоки пословиц» (знание устного народного творчества)

г) «Цаан сарин боорцгуд» (блиц опрос о названии боорцгов, их символизации)

д) рассказывание йорялей.

3. Критерии оценки конкурса

3.1. Знание устного народного творчества

3.2. Эрудированность

3.3. Творческая разносторонность

4. Подведение итогов и награждение победителей

4.1. итоги конкурса подводят жюри.

4.2. Награждение победителей

Участники викторины награждаются дипломами, памятными подарками.

«Цаган capин авъясмуд » семейная викторина

Ведущий : Нахаева Е. Б. учитель калм. языка

Участники :

Ведущий :

Мендвт,влс яж арвт?

Хальмг кн яж цаалдгинь медвт?Хлтн,намаг дуралад кеж узтн : барун аринь ханциннь буулгждавн хурарн анцарннь нег-негнннь улан чир

хлж : Мендв,мендв увлс снр арвт?

Пусть живут люди в спокойствии и благоденствии!

Будем праздновать все вместе Цаган Сар .

Будем приветствовать друг друга «Менде!»

Пусть все задуманное вами осуществится.

Встретимся в этот праздничный день Цаган Сара ,

Когда земля уже оттаяла после зимы!

Ведущий : Цаган Сар – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы.

С наступлением весны у животноводов заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава, а значит можно выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны – появлением из норки суслика.

Н,цуар хоорндан цаалхмн.

Эн увлс менд арад, Эндр цааан баиртаар кед Эрул-менд,седкл товкнун Энкр нутгин хормад Дуугж-дурклж цуарн Дурта цааан кетн гиж йоржнв.

1чтец : Увлс менд арсн Дрвн зусн малм Толт болж Цагинь ирв гиж Орчлнгин дорвн цагт Осж,оргж йовтха.

2чтец : Увлс эмд-менд арен таанр

Дн-дажг уга

Гем-шалтг уга

Жилс жилд увлс менд арч

Цааан кеж амул схн йовх болтха.

Зчтец : Хаврин турун цаан саран Снр арж

Куукд шуугтаан амрж-жирж Уух-идхтн олн болж Овсн,тоосн элвг болж.

4чтец : Дрвн зусн малтн

Дала-дала болж

Кесн кергтн мрн йовж

Жил болн иигж.

Жирж, байрлж

Цааан арж бх болтха.

5чтец : Цаана зул шатахмн,

Бичкн ккдиг байрулхмн, Цуар гиичнр ирцхтн,

Мана нр хлтн.

Ведущий : Ода дунд баг ккд би биилх. (Танец с пиалами)

Мана жюри : Эдлеева А. С. – воспитатель первой мл. группы

Бичачиева Т. Н. – воспитатель

Гангуева К. В. – учитель логопед

1. Каждая семья представляет свой девиз, название и эмблему.

2. Ода би таднд тврт туульс келнв. Тадн тлвринь олтн. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. Кто больше отгадает.

Авдр деерн арад, Адъяан дуу. (зурмн)

Взобрался на сундук и зовет дядю Адъяна. (суслик)

Блтхр ндт, сертхр чикт. (туула)

С выпуклыми глазами, с торчащими ушами (заяц)

Ах – д дрвлн нег махлата (шир)

У четырех братьев одна шапка (стол)

С ветром мчусь я наравне, по родной стороне

Пронесусь я без оглядки, пахнет воздух пылью гладкой (сайгак)

Кл уга – йовна, кел уга - келн

Кез унтхинь, кез серхинь, кн болнд заана (часы)

Мы бодро по пескам шагаем, и на спине горбы таскаем,

Так много жира про запас, который выручает нас (верблюд)

Тавн нкни амн нег нкн. (беел)

Любит гнездиться в болотных местах, по утру громко курлычет

Серая птица на длинных ногах

Вдаль собираясь, птиц кличет (Журавль)

Цаан – цаан эрвкс, цааран – нааран нислдн

Альхн дерм сууна, усн болад хврн (Цасн)

3. Каждая семья должна рассказать как можно больше пословиц, поговорок.

Ода дунд баг ккд ду дуулх «Цaган сар»

1. 4. Цаанла рк – бл болн гертн боорцг кедгинь тадн меднт. Тер боорцгуд кесг зсн гт, боорцг болн нерт, тлврт. Ода нед боорцг арад злнв, тлвринь кел гтн. (целвг, хорха боорцг, хуцин тола, темн, ола, кит, мошкмр, тош) .: «Шовун» в виде птицы. Шовун - это птица Птица приносит на свих крыльях тепло и весну.

2. «Целвг» - это лепешка с защипанными краями в виде озера Ведь для скотовода очень нужна вод

«Темэн» - этот борцог в виде верблюда Верблюд удивительное необычное животное. Он вобра в себя признаки 4 домашних животных.

«Мошкмр» - этот борцог подразумевает тонкую кшпку овцы,

«Жола» - основньш средством передвижения была лошадь, жола подразумевает упряжку лошад

«Тош» - богатство скотом и живностью.

«Хорха» - чтобы увеличилось поголовье скота, прибавление в семье.

«Шор белг» - этот борцог в виде копья. Защита от нападения.

Домбровые наигрыши в исполнении воспитателя.

5. Конкурс художественной самодеятельности (музыкальный номер с каждой семьи)

Подведение итогов. Слово жюри. Сн менд харцхай! Цаан хаалар йовтн!

Публикации по теме:

Сценарий викторины в старшей группе «Человек» Конспект викторины в старшей группе «Человек» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении.

27 февраля весь калмыцкий народ отмечает свой главный праздник – Цаган Сар (Белый месяц, праздник Весны! В каждом доме зажигают лампадки,.

Сценарий Цаган-Сар масленица в детском саду Сценарий Цаhан - Сар масленица в детском саду Задачи: Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Создать радостное, бодрое настроение.

Сценарий географической викторины Сценарий географической викторины ___ подготовила и провела.

Сценарий игры-викторины для старших дошкольников «Осень» Описание: Игра-викторина для старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям. Материал направлен.

Положение
о проведении семейной викторины «Цаkан сарин авъясмуд»»
1.Общие положения
1.1 Викторина проводится во исполнение годового плана работы МБДОУ д/с «Искра» в рамках мероприятий «О проведении акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье и движения «Т™рскн келнд‰н тусан к_рг» («Поддержи родной язык») в ОУ района.
1.2. Цель и задачи:
Цель: Приобщение детей и родителей к культуре и традициям родного края

Задачи:
- повысить роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
- развивать «семейное» движение в условиях ДОУ как эффективную форму взаимодействия образовательного учреждения и семьи

2.Порядок проведения викторины
2.1.В викторине принимают участие семьи воспитанников ДОУ
2.2.Условия и сроки проведения викторины:
Срок проведения: 08 февраля 2013г. По следующим номинациям:

а) «Визитная карточка семьи» (представление девиза, эмблемы)
б) «Фестиваль загадок» (знание устного народного творчества)
в) «Знатоки пословиц» (знание устного народного творчества)
г) «Цаkан сарин боорцгуд» (блиц опрос о названии боорцгов, их символизации)
д) «Цаkан сарин Й™р‰л», «конкурс художественной самодеятельности»

3.Критерии оценки конкурса
3.1.Знание устного народного творчества
3.2.Эрудированность
3.3.Творческая разносторонность

4.Подведение итогов и награждение победителей
4.1.итоги конкурса подводят жюри.
4.2.Награждение победителей
Участники викторины награждаются дипломами, памятными подарками.

«Цаган capин авъясмуд» семейная викторина
Викторина проводится во исполнение годового плана работы МБДОУ д/с «Искра» в рамках мероприятий «О проведении акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье и движения «Т™рскн келнд‰н тусан к_рг» («Поддержи родной язык») в ОУ района.

Ведущий: Харцхаева Р.Х. учитель калм.языка
Участники: семья Айсы Эрендженовой
семья Геляш Манджиевой
семья Оуюны Устиевой
семья Алины Бамбаевой
семья Кермен Хочиновой
Ведущий:
Мендвт,_вл‰с яkж kарвт?
Хальмг к_н яkж цаkалдгинь медвт?Х‰л‰тн,намаг дуралkад кеж узтн: барун kаринь ханциннь буулгждавн хурkарн kанцарннь нег-негн‰ннь улан чир‰
х‰л‰ж: Мендв,мендв увл‰с с‰‰н‰р kарвт?
Н‰,цуkар хоорндан цаkалхмн.
Эн увл‰с менд kарад, Эндр цаkаkан баиртаkар кеk‰д Эрул-менд,седкл товкнун Энкр нутгин хормад Дуугж-дурклж цуkарн Дурта цаkаkан кетн гиж йорж‰н‰в.
1чтец (Басан Ш.): Увл‰с менд kарсн Д™рвн зусн малм Толт‰ болж Цагинь ирв гиж Орчлнгин дорвн цагт Осж,оргж йовтха.
2чтец (Дарья А.): Увл‰с эмд-менд kарен таанр
Д‰н-дажг уга
Гем-шалтг уга
Жил‰с жилд увл‰с менд kарч
Цаkаkан кеж амулS с‰‰хн йовх болтха.
Зчтец (Баира Г.) Хаврин турун цаkан саран С‰‰н‰р kарkж
Куукд шуугтаkан амрж-жирkж Уух-идхтн олн болж Овсн,тоосн элвг болж.
4чтец (Арслан Н): Д™рвн зусн малтн
Дала-дала болж
Кесн кергтн ™м‰р‰н йовж
Жил болkн иигж.
Жирkж, байрлж
Цаkаkан kарkж ቉х болтха.
5чтец (Местеев Д.): Цаkана зул шатахмн,
Бичкн к__кдиг байрулхмн, Цуkар гиичнр ирцх‰тн,
Мана н‰р х‰л‰тн.
Ведущий: Ода дунд баг к__кд би биилх. (Танец с пиалами)
Мана жюри: Эдлеева А.С. – воспитатель первой мл.группы
Бичачиева Т.Н. – воспитатель
Гангуева К.В. – учитель логопед
1.Каждая семья представляет свой девиз, название и эмблему.
2.Ода би таднд т‰‰врт‰ туульс келн‰в. Тадн т‰‰лвринь олтн.Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. Кто больше отгадает.
- Авдр деер‰н kарад, Адъяkан дууG. (зурмн)
Взобрался на сундук и зовет дядю Адъяна. (суслик)
- Б_лтхр н_дт‰, сертхр чикт‰. (туула)
С выпуклыми глазами, с торчащими ушами (заяц)
- Ах – д_ д™рвл_н нег махлата (шир‰)
У четырех братьев одна шапка (стол)
- С ветром мчусь я наравне, по родной стороне
Пронесусь я без оглядки, пахнет воздух пылью гладкой (сайгак)
- К™л уга – йовна, кел уга - келн‰
Кез‰ унтхинь, кез‰ серхинь, к_н болkнд заана (часы)
- Мы бодро по пескам шагаем, и на спине горбы таскаем,
Так много жира про запас, который выручает нас (верблюд)
- Тавн н_кни амн нег н_кн.(беел‰)
- Любит гнездиться в болотных местах, по утру громко курлычет
Серая птица на длинных ногах
Вдаль собираясь, птиц кличет (Журавль)
- Цаkан – цаkан эрв‰к‰с, цааран – нааран нислдн‰
Альхн дерм сууна, усн болад х_врн‰(Цасн)
3.Каждая семья должна рассказать как можно больше пословиц, поговорок.
Ода дунд баг к__кд ду дуулх «Улан, улан альчурта»
4.Цаkанла ™рк – б_л болн герт‰н боорцг кедгинь тадн медн‰т. Тер боорцгуд кесг з_сн ™Sгт‰, боорцг болkн нерт‰, т‰‰лврт‰. Ода неG‰k‰д боорцг kарkад _злн‰в, т‰‰лвринь келG ™гтн.(целвг, хорха боорцг, хуцин толkа, тем‰н, Gола, кит, мошкмр, тоkш).: «Шовун» в виде птицы. Шовун - это птица Птица приносит на свих крыльях тепло и весну.
«Целвг» - это лепешка с защипанными краями в виде озера Ведь для скотовода очень нужна вод
«Темэн» - этот борцог в виде верблюда Верблюд удивительное необычное животное. Он вобра в себя признаки 4 домашних животных.
«Мошкмр» - этот борцог подразумевает тонкую кшпку овцы,
«Жола» - основньш средством передвижения была лошадь, жола подразумевает упряжку лошад
«Тоkш» - богатство скотом и живностью.
«Хорха» - чтобы увеличилось поголовье скота, прибавление в семье.
«Шор белг» - этот борцог в виде копья. Защита от нападения.
Домбровые наигрыши в исполнении Евгении Нарановой
5. Конкурс художественной самодеятельности (музыкальный номер с каждой семьи)
Подведение итогов. Слово жюри.С‰н менд харцхай! Цаkан хаалkар йовтн!

Предварительный просмотр:

Тематический день посвященный празднованию национального праздника «Цаган Сар».

Актуальность.

При всех разнообразных культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Калмыкии один из таких праздников праздник Цаган Сар. Цаган Сар – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш тематический день направлен на возрождение культуры, традиций калмыцкого народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях калмыцкого народа.

Цели: Знакомство детей с праздником «Цаган Сар», как важным и значимым праздником в жизни калмыков. Знакомство с обычаями и народными играми. Воспитание чувства патриотизма к традициям и обычаям нашей Республике. Развитие у детей познавательной активности.

Задачи: Способствовать формированию знаний о Цаган Саре, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Калмыкии. Развитие познавательных навыков через калмыцкий фольклор (чтение худ. литературы, сказок).Развитие двигательной активности посредством знакомства с национальными играми. Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику через художественное творчество. Воспитывать любовь к родной Республике и гордость за нее.

Мероприятия, проводимые в День посвященный празднованию национального праздника «Цаган Сар».

Утро

Беседа: «Калмыцкий праздник «Цаган Сар»

Цель: познакомить с праздником «Цаган Сар», традициями, обычаями; прививать любовь к родной Респеблике.

Рассматривание уголка «Родной край» в группе.

Цели: приобщение детей к самобытной культуре и обычаям калмыков.

Рассматривание иллюстраций: «Борцоги»

Цели: формировать представления о национальном блюде борцоги, их видах.

Д/игра: «Приготовим борцоги»

Цели: познакомить детей с процессом приготовления борцогов; развивать воображение: выяснить, знают ли дети названия продуктов для приготовления борцогов; активизировать соответствующие слова в речи детей .

Индивидуальная работа : Д/игра «Кто в степи живет?»

Цели: закреплять знания детей об обитателях степи; познакомить с новыми словами туула(заяц), зара(ежик), арат(лиса), чон(волк); развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

1 Прогулка

П/игры: «Собери альчики», «Заяц »

Цели: Развивать внимательность, выносливость, быстроту реакции.

Учить действовать по сигналу.

Вызывать положительные эмоции от совместных действий.

Учить согласовывать действия с текстом игры.

Сюжетно – ролевая игра: «В гостях у ээжи».

Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям.

Индивидуальная работа: Д/игра «Что в степи растет?»

Цели: закреплять знания детей о растениях степи; развивать память, речь; воспитывать любовь к родному краю.

Игра – эксперимент: «Свойства муки».

Цели: познакомить со свойствами муки: белая, сыпучая, мягкая, легкая, оставляет отпечатки.

Пальчиковая гимнастика: «Цветочек – тюльпан».

Цели: развитие мелкой моторики, речи детей.

Импровизационные движения: «Лепим борцоги»

Цели: побуждать детей к изображению характерных движений при лепке борцогов.

Обед.

Подготовка ко сну. Сон.

2 половина дня.

Постепенный подъем.

Дыхательная гимнастика: «Одуванчик».

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Чтение художественной литературы: В. Шуграева «Боорцг», В.Сангаджиева «Калмыцкий чай» (отрывок).

Цели: ознакомление с произведениями поэтов Калмыкии.

Рассматривание кукол в национальных костюмах: Бyшмуд – платье.

Цели: расширять представления о вещах: одежде и их назначении, национальной вышивке на одежде.

Д/игра: «Найди одинаковые борцоги».

Цели: познакомить детей с видами борцогов и названиями их; развивать зрительное внимание, память.

2 прогулка

П/игры: «Целься вернее», «Барашек»

Цели: Развивать глазомер, координацию движений; умение действовать по сигналу. Совершенствовать навыки ходьбы и бега.

Импровизационные движения: «Калмыцкие народные танцы».

Цели: побуждать детей к изображению характерных движений калмыцких народных танцев.

Чтение национальной сказки: «Волк и лиса»

Цели: познакомить с особенностями калмыцкой сказки; понимать нравственный смысл ее, проявлять сочувствие или осуждение к героям.

Индивидуальная работа: Разучивание стихотворения «Сайгак».

Цели: продолжать знакомить детей с художественной литературой. Приобщать к поэзии, помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Д/игра: «Угостим кукол калмыцким чаем и борцогами».

Цели: Создание условий для формирования представлений о национальных блюдах, научить детей сервировать стол к приходу гостей. Активизировать слова в речи детей (борцоги, чай, пиала).

Итоговое мероприятие родителей с детьми . Лепка тема «Калмыцкое национальное блюдо - БОРЦОГИ»

Работа с родителями: папка передвижка «Весенний праздник Цаган Сар».

Заключение.

В процессе работы в этот день мы с детьми выяснили, что Цаган Сар – праздник весны, который широко отмечается на территории Калмыкии.