Сенсорное воспитание детей 2 3 лет. Развивающие игры с малышами

Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков . По сути, это развитие восприятия и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.

Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным периодом для которого является дошкольный возраст. Итак, узнаем об основах и особенностях такого развития в разные возрастные периоды.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)

В два года у малыша доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия.

Сначала дитя ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик. Так, пушистый воротничок для малыша похож на зайчика, меховую шапку он может назвать киской. В два года закрепляется восприятие величины предмета. Кроха может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие становится осмысленным, потому что двухлетки уже умеют сопоставлять. Они ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат опредмеченные названия. Так, предметы круглой формы - это мячики и шарики.

В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример - собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. На основе этого у малыша формируются практические результаты и навыки: он уже знает свою обувь, свою чашку и одежду.

Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете - это выделение основных цветов (белый, черный, красный), в величине - большой и маленький размер, в звуках - тихо и громко, в тактильных ощущениях - мягко и твердо.

И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Такое обучение происходит в процессе дидактических игр и пособий в детском саду. Самыми удобными для развития сенсорики в возрасте 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия.

Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым. Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами. Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

Основой сенсорного развития в возрасте 4-5 лет является рост активного словарного запаса, стремление активно познавать мир и действовать с новыми предметами, желание и умение копировать взрослых. Освоение сенсорных эталонов в этом возрасте расширяется. Так, к 5 годам дитя уже знает все основные цвета и формы предметов, степени их проявления. К примеру, в 3 года кроха знает, что такое холодный и горячий, а в 5 лет может охарактеризовать чай как теплый или немного горячий.

После 3 лет большое значение для развития сенсорики имеет продуктивная деятельность ребенка. Он воспроизводит предметные свойства и отношения (мячик катается, пластилин лепится, кубик стоит, колокольчик звенит). Это способствуют усвоению сенсорных эталонов.

У ребенка на этом этапе формируется восприятие времени и литературных произведений, музыки и живописи, что проявляется в умении описать картинку, мелодию (тихая, громкая, быстрая, спокойная, веселая). Также в этом возрасте у ребенка формируются пространственные отношения. Это ориентация в направлениях вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Ребенок уже легко может двигаться в заданном направлении, изменять по заданию взрослого положение корпуса тела, рук, ног. Усвоение слов-обозначений приводит к пониманию пространственных отношений вне зависимости от себя. Умение абстрагироваться от положения своего тела свидетельствует о конкретности и правильном восприятии предметов в пространстве.

Что касается времени, то его восприятие у ребенка формируется гораздо позже по сравнению с другими сенсорными эталонами, которые можно усвоить в процессе тактильного и зрительного обучения. Малышу легче ощупать кубик и рассказать о его цвете, величине, твердости, нежели говорить о времени, которое является эталоном неопредмеченным. Оно не имеет наглядной основы. Именно по этой причине детки тяжело воспринимают логику временных отношений. В 5 лет им недоступно понятие год и месяц. Легче они воспринимают такие сенсорные эталоны времени, как утро и вечер, сегодня и вчера.

В 5 лет они уже могут не только видеть эстетические качества картины, музыкального и художественного произведения, а и чувствовать их своим внутренним восприятием. Речь идет о формировании вкусов и предпочтений, когда ребенок называет картину, которая больше понравилась, но еще не может четко аргументировать, почему же именно эта картинка.

Нарушение развития органов осязания ребенка всегда усложняет его сенсорное развитие. Так, у малышей с нарушениями речи затруднена ориентировочная и исследовательская деятельность, которая направлена на формирование знаний о свойствах и качествах предметов. Таким деткам необходимо намного больше практических проб (примериваний) для решения наглядных задач. Они с большими трудностями обследуют предметы. Но нужно отметить, что ребятишки с небольшим запаздыванием речевого развития по сравнению с умственно отсталыми могут соотносить предметы по форме, цвету и величине. Ребенок в 6 лет с нарушением речи называет основные цвета, а вот с их оттенками возникают затруднения. Он не использует слова, которые обозначают величину ("широкий - узкий"), а пользуется общими характеристиками ("большой - маленький"). Такие детишки затрудняются в выделении главных составляющих частей предмета и обозначении пространственных взаимоотношений.

Что касается сенсорного развития глухих детей, то у них возникают трудности в понимании и восприятии перспективных рисунков, пространственных отношений между несколькими предметами. У таких детишек всегда возникают трудности с восприятием контурных изображений.

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие служит основным источником представлений о мире. Зрение в таком случае позволяет частично компенсировать речь. Поэтому для этой категории деток очень важно раннее развитие зрительного восприятия в комплексе с обучением речи.

Кинестетическое восприятие - самая информативная сенсорная функция для слабовидящих. Оно снабжает таких детей информацией о форме и весе, величине и объеме, фактуре и температуре предмета.

При нарушении зрения у маленького ребенка надо развивать у него процессы хватания и ощупывания, удерживания и перекладывания предметов из руки в руку. Для слабовидящих и слепых деток огромное значение имеет слух. Он позволяет воспринимать информацию об окружающем мире и формировать сенсорные эталоны. С такими детьми следует больше слушать теле- и радиопередачи, читать и беседовать по поводу услышанного, развивать словесную память.

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые ребята характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детишек сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Дети с умственной отсталостью испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому таким детям очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш черного цвета малыш выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне.

У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее - во времени. Именно поэтому работа с ними требует особых навыков и опыта, который есть у педагогов в специализированных учреждениях для детей с умственной отсталостью.

Специально для - Диана Руденко


Предоставление моей педагогической работы. Я хочу вам представить опыт моей работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет Давно сказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка.


С чего начинается познание?.. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.




Сенсорные ощущения могут быть разными: зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.


Что же такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.


Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: Формирование у детей систем перцептивных действий Формирование у детей систем сенсорных эталонов Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.


Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый; Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; Три величины; большая, средняя, маленькая. В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы. Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:


Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2 до 3 лет: ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу ориентироваться в трех и более контрастных величинах собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске) составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма) ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник) сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.


А как это сделать? Давайте попробуем вместе… Я ребёнок, ты ребёнок У меня нос, и у тебя нос У меня щёчки гладкие, И у тебя щечки гладкие У меня губки сладкие, И у тебя губки сладкие Ты мой друг, и я твой друг Вместе весело вокруг… Самое главное создать положительный психологический настрой на занятие или игру


Какими я методами и приёмами пользуюсь? Игры с разрезными картинками и пазлами; Игры с мелким конструктором и разной величины мозаикой; Игры с крупами и природным материалом; Игры со шнурочками; Задание «Дорисуй узор»; Пальчиковая гимнастика с заучиванием текста; Простая тренировка (со спичечным коробком); Пальчиковый кукольный театр; Игры с прищепками; Игры «Вденем бусы»; Игры с разными массажными мячами и многое другое.


Как я это делаю? Запоминание небольших стихотворений, песен, текстов; Игры « Что изменилось?», « Чего не стало?»; Игры на запоминание картинок - карточек; Игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и понимание слов потом по ним; Игры тренировки (таблицы из нескольких фигур);


Для этого использую в своей работе Игры на поиски формы, похожей на предмет « На что это похоже?»; Игры опознания « Силуэты», « Кто, где живёт» и другие; Игры дорисовывания «Дорисуй картинку»: -угадай что нарисовано; -найди силуэт и др. Раскрась нужным цветом и другие.


Развитие мышления Наглядно-образное Игры обобщения «Назови одним словом»; Игры классификации «Что лишнее» обязательно должно быть объяснение, «Разложи на две группы»; Разрезные картинки; Пальчиковый театр; Логическое Игры и упражнения на составление рассказов по серии картинок


Развитие воображения Здесь можно использовать те игры, которые мы использовали при развитии восприятия, но самым главным, я считаю, является упражнение, когда ребёнок может фантазировать сам. Например, «Нарисуй не существующее животное» или придумай и нарисуй не существующий предмет, а далее идёт уточнение, какой предмет: посуды, мебели и т.п.


Работа с родителями Я изложила какими методами и приёмами я пользуюсь при развитии сенсорного развития, но без помощи родителей добиться хороших результатов сложно. Я считаю, что в ребёнке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значить основой успеха, являются родители. По этой теме разработаны план работы с родителями и рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности в своих детях и с помощью каких игр и упражнений, можно достичь желаемых результатов.



Элнара Ханахмедова
Сенсорное развитие детей 2–3 лет

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей . Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание , направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития , является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия . Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка , развивает внимание , воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорные ощущения имеют разное значение для ребенка :

1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.

2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.

3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа) . Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия . Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка , нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон » .

Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое) . В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей . Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта , который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке» , лабиринт, развивающий дом , развивающая улитка с формами , домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию : «Вкладыши» , «Посади бабочку» , «Разноцветные зонтики» , «Разложи палочки по баночкам» , «Большой, поменьше, маленький» , «Определи на ощупь» , «Один – много» , «Длинный – короткий» , и т. д.

Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи» , «фрукты» ; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения :

Выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;

Нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;

Сортировка предметов по различным характеристикам;

Определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;

Обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;

Подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка . Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов : зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии , прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка - это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников , забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым .

План работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет

СЕНТЯБРЬ 1. Адаптация Выявить представления детей о цвете , форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития

2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка) .

3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития .

4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши, пирамидки, озвученные игрушки и т. д.

1.«Собираем пирамидку» . Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец

2. . Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) .

3. «Прыг – скок по дорожке» . Закрепление знания цветов : красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.

4. «Познакомить с кругом» . Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)

5. «Какого цвета водичка» . Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.

6. «Угадай, что звенит» . Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики

7.«Разложи шарики» . Развивать у детей восприятие предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)

8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)

2.«Познакомить с квадратом» . Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты

3. «Угости маленького и большого зайца морковкой» . Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая) .

4. «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками» .

5. Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками»

6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы Мячи, машинки и т. д.

7.«Найди пару» . Учить детей узнавать и правильно находить пару из плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое лото» .

1.«Волшебный контейнер» . Учить детей выполнять задание правильно, . Контейнер с фасолью, горохом

2.«Шарики» . Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме» фигур : круг, квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

4. Игры с прищепками : выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) . Бельевые прищепки (разных цветов, Силуэты : солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.

6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт , развитие мелкой моторики рук Цветные ленточки

7. «Пирамидка высокая и низкая» . Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая.

1. «Кто скорее соберет игрушки» . Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки» .

2. «Счетные палочки» . Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки.

3. «Золушка» . Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук . Фасоль, тарелочки.

4. «Мячи трех цветов» . Формировать внимание детей на цвета предмета ; развивать понимание слов «цвет» , «большие» , «маленькие» . Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)

5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый) Дидактические картинка

6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора.

7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку Разноцветные пирамидки

1. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый

2. Пальчиковые игры с массажными шариками : вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук . Массажные шарики.

3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) . Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.

4. «Поможем зайке разложить игрушки» . Закрепление знания геометрических фигур : круг, квадрат Игрушки : зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами : круг, квадрат.

5. «Большой - маленький» Формировать умение ориентироваться в величине предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров

6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с разноцветными предметами. Игрушка кошка, дидактические пособия «Котятки» (котята, нарисованные на картинке по контору. У каждого котенка бантики и сапожки определенного цвета.

7. «Подарим куклам бусы» Формировать умение детей на цвет одежды куклы, развивать умение детей выбрать предметы заданного тона из четырех возможных, формировать умение группировать предметы по цвету. Дидактические разрезные картинки «Бусы» , Дидактическая картинка «Кукла» .

1. «Ткани» . Развивать у детей осязание , учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. «Воздушные шары» . Закрепить знания цветов : красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары» .

3. «Строим башню» . Обучение соотнесению по величине трех предметов. Строительный материал : кубики, кирпичики, призмы разного размера (большой, поменьше, маленький) .

4. «Что лежит в мешочке?» .Закрепить знания детей о форме , упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (круг, квадрат, треугольник)

5. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета . Дидактическая игра «Подбери петушку перышко» .

6. «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки.

7. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

8. «Достань колечко» Формировать предметно – орудийные действия (с помощью палочки подвигать к себе разноцветные предметы) . Палочки с круглым сечением, цветные кольца основных цветов.

9. «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага. (основные цвета + белый, черный, коричневый и розовый цвета) .

1. «Сделаем куклам бусы» . Закреплять умение группировать предметы по цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе ) .

2. «Спрячь мышку» . Закреплять у детей представления о основных цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку» .

3. Игры со счетными палочками : выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук . Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. «Волшебная вода» Развивать представления детей о вкусовых качествах воды (сладкая - соленая) Вода, сахарный песок, соль.

5. «Найди по цвету платочек и платье для куклы» Формировать умение детей находить по цвету необходимые предметы одежды (платочек, платье, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый, красный) Дидактическая игра «Подбери кукле платочек и платье» .

6. «Паровозик с круглыми треугольными, квадратными окошками» Формировать у детей умение находить предметы данной формы Формы треугольников и кругов, квадраты, дидактические картинка «Паровозик с круглыми и треугольными окошками» .

Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорного развития посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития .

Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

В процессе сенсорного воспитания формируются представления о:

Цвете;

Форме;

Величине;

Признаках и свойствах;

Различиях предметов;

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Значение сенсорного воспитания

    является основой для интеллектуального развития

    упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    развивает наблюдательность;

    готовит к реальной жизни;

    позитивно влияет на эстетическое чувство;

    является основой для развития воображения;

    развивает внимание;

    дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

    влияет на расширение словарного запаса ребенка;

    влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Задачи сенсорного развития:

    формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;

    формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

    формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

    создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

Сенсорные эталоны

Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов осуществляется в результате действий восприятия, которые направлены на обследование формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые впоследствии должны приобрести значение образцов

Этапы усвоения сенсорных эталонов

    Пред эталонный – при восприятии одного предмета другой используется как образец.

    Средствами восприятия выступают образцы свойств предметов, а не сами предметы

    Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать

Периоды освоения сенсорных эталонов

Возраст 0-2 лет жизни ребенка

Возраст 2-3 лет жизни ребенка

Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.

Это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. .

Сенсорные эталоны у детей в возрасте 2-3 лет

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно так же выделить задачи в сенсорном воспитании и развитии детей, исходя из их возраста.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности.

    Ранний возраст - освоение самостоятельной предметной деятельности

    К трем годам жизни дети постепенно осваивают более сложные виды деятельности:

    изобразительная, конструктивная, трудовая, игровая, учебная и т.д.

В соответствии с ФГОС ДО виды НОД:

1 год - 3 года

    предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

    экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

    общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

    самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),

    восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

    рассматривание картинок,

    двигательная активность;

Формы работы по сенсорному воспитанию детей:

    сенсорные занятия,

    дидактические игры,

    совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми,

    индивидуальная работа с детьми,

    интерактивные выставки;

    коллекционирование;

    мини-музеи;

    развлечения;

    проектирование;

Организация предметно - развивающего пространства.

    Игры и оборудование

    для развития мелкой моторики и речи

    восприятия формы и величины

    для формирования цветового восприятия

    для слухового развития

    для развития тактильных ощущений и обоняния

    для художественно – творческого развития

    для элементарного экспериментирования

    для развития интеллектуальных и конструктивных способностей

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка.

К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными

предметами;

2) игры с «прятками» и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Список литературы

1. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - №1. - С.58-70.

2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2008. - 259 с.

3. Психология ощущений и восприятия: учеб. пос. для вузов / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2008. -358 с.

4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / под ред. Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой. – М., 2010. – 311 с.

5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: «Учебная литература», 2007. – 243 с.

6. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр «Академия». – М., 2009. - 365 с.

7. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. - 2006. - №10. - С48-50.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 461 с.

9. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2008. – 371 с.

10. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. - 249с.