Творческие игры и конкурсы для летнего отдыха детей. Летний лагерь

Как сделать летние каникулы, которые дети проводят в центрах досуга, туристических или спортивных лагерях комфортными и интересными? Как развлечь детей, как познакомить между собой и помочь им освоиться в новой обстановке? Конечно же, с помощью общих отрядных дел, мероприятий, соревнований и самых разных веселых и познавательных развлечений. А потому, вожатым и организаторам детского отдыха перед началом сезона неплохо бы пополнить свою «игровую копилку».

Предлагаемые игры и конкурсы для летнего отдыха детей это подборка интересных новых и популярных старых развлечений, в основном творческого и познавательного характера, идеально подходящих для организации детского досуга летом.

1. Развивающая творческая игра "Игра в слова".

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

2. Творческая игра "Чудо-юдо-рыба-кит".

Объявите детям, что сейчас они будут рисовать зверя, но зверя не простого, а фантазийного. Для этого разбейте ребят на команды по три человека и выдайте каждой группе лист бумаги, сложенный втрое по принципу гармошки.

Первый участник каждой команды должен нарисовать голову любого животного - его нельзя никому называть. Ведущий должен следить еще и затем, чтобы остальные члены команды не видели, что рисует первый игрок. Для чего можно построить на столе перегородки из книг. Завернув часть листа с нарисованной головой животного внутрь, листок передают второму игроку. Тот рисует туловище любого зверя; третьему нужно завершить рисунок «ногами», т. е. лапами, ластами, копытами, когтями и т.д.

Как только рисование закончится, предложите командам развернуть листки и посмотреть на своего чудо-юдо-животного. Обязательно предоставьте эти шедевры на обозрение остальным командам, а потом предложите сообща придумать названия для полученных «монстриков». За лучшее имя полагается вручить сладкий приз.

Хорошим завершением игры станет выставка созданных рисунков.

3. Игра "Ни бе.., ни ме.."

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

4. "Скоростная почта".

Такую забаву лучше проводить в самом начале сезона, она дает возможность в игровой форме сделать акцент на именах всех участников. Готовясь к ней, организатору нужно нарисовать два больших плаката с именами: Витя, Нина, Саша, Клава, Дарья, Юля, Соня, Кира, Слава, Боря. Но нужно написать эти имена так, чтобы впоследствии разрезать их «пополам». Листы с окончаниями имен мы кладем на два стола у линии финиша. Остальную часть обоих листьев разрезаем на полоски, чтобы начало каждого имени пришлось на отдельную карточку: Ви, Ни, Са, Кла, Дарь, Ю, Со, Ки, Сла, Бо. Эти карточки и будут «письмами», которые должны доставить адресату рьяные работники «скоростной почты».

Маленьких почтальонов набираем по три - четыре человека в каждую команду и выдаем им заплечную сумку, в которой лежат карточки с началом упомянутых имен. Их задача - быстро подойти к столу, открыть свою сумку, достать первую попавшуюся карточку и правильно приложить ее к окончанию имени, написанному на листе. Потом ребенок возвращается к своей команде и предает сумку следующему игроку.

За быстрое выполнение задания команда получает три балла. Затем баллы начисляются по одному за каждое правильно сложившееся имя. Победителей в этой игре на знакомство определяют по общей сумме баллов.

5. Веселая игра "Кукушка, спой на ушко!"

Организатор игры объясняет условие, на кого он будет неожиданно (!) показывать рукой (или указкой), должен быстро не словами, а движением показать свой ответ, а все хором при этом кричат: «Вот так!»

Как живешь?
- Вот так! (можно показать большой палец руки)
- Как плывешь?
- Вот так! (показать движения пловца)
- А глядишь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!

7. "Маленькие Принцы и Принцессы".

Сначала стоит немного рассказать детям о Маленьком Принце и его чудесных путешествиях по разным планетам с такими смешными и даже печальными обитателями как Король, Роза и Барашек. Было бы очень неплохо для общего культурного развития показать малышам репродукции авторских рисунков Экзюпери и уточнить, что писатель не просто выдумал из головы и зафиксировал в словах своих героев, но еще и нарисовал их.

Затем можно предложить ребятишкам и самим побыть «авторами» и придумать каждому свою планету с особенными обитателями. А потом, словно маленькие принцы, совершить на них путешествия. Для этого им понадобятся надутые воздушные шары и разноцветные фломастеры. Пусть ведущий покажет, как на шарике с помощью фломастеров можно нарисовать разных обитателей этой небольшой голубой, розовой или зеленой планетки. Причем, предупредите ребят, что это не обязательно будут люди: можно пофантазировать и придумать каких-нибудь новых существ.

Не рекомендуем задавать детям временное ограничение, поскольку это снизить уровень творческого потенциала. Предоставьте малышне возможность самовыразиться в спокойной обстановке, а потом попросите каждого рассказать про своих обитателей.

8. По "Ступени развития".

Этим летом, в живописном месте — на берегу реки Кондурча в сосновом лесу, на базе детского лагеря «Космос – 2», что находится в Красноярском районе в пятидесяти километрах от Самары, областной центр «Семья» совместно с Духовным управлением мусульман Самарской области организовали для детей «мусульманскую» смену. В лагере отдыхали около 450 детей разных национальностей, этнических мусульман, проживающих в Самарской области.

На протяжении всей смены дети отдыхали, купались, играли в различные спортивные игры и, конечно же, под предводительством духовных наставников постигали азы мусульманского вероучения. Эти занятия проходили в форме игр, конкурсов, викторин.

Особенно запоминающимся для всех стал последний день отдыха. Под занавес смены, в день торжественного закрытия 17 июля был организован и проведен национальный народный праздник, жемчужина традиционной культуры татар — «Сабан туе». Праздник — посвященный окончанию весенних — полевых работ, являющийся олицетворением и неразрывным атрибутом татарского народа. Праздник древний и новый, праздник труда, праздник музыки, песни, танца, спортивных состязаний. В этом любимейшем празднике татар, воедино сливаются красивые обычаи народа, его песни, пляски и обряды.

Инициатором и организатором проведения «Сабан туя» стала Самарская региональная татарская творческая общественная организация «Дуслык», а призы и подарки детям предоставил президент общества — Фахрутдин Канюкаев.

Учитывая, что в лагере находились дети — представители более пятнадцати национальностей, ведущие Фархат и Альбина Махмутовы вели программу на двух языках: русском и татарском. Началось мероприятие со знакомства с историей татарского народа и «Сабан туя». Далее, пригласили по одному юному представителю разных народов, представленных в лице участников «мусульманской» смены и попросили ребят на своем родном языке произнести слово «дружба». Над лагерем на пятнадцати языках прозвучало слово «дружба», что парадоксально на многих языках оно звучало – как «дуслык», а атмосфера дружбы царило здесь на протяжении всей смены.

Первым видом спортивных состязаний Сабан туя стала традиционная национальная борьба на полотенцах – куряш, но она была только показательной. Затем под аккомпанемент татарской музыки, зазвучали радостные детские голоса, смех, громкие аплодисменты зрителей и стадион, на котором проходил праздник, стал напоминать муравейник. В нескольких местах одновременно стартовали игровые площадки.

Конкурс рисунков на асфальте, в котором детишки рисовали великолепные мечети, оценивал председатель Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области (РДУМ СО) Вагиз хазрат Яруллин.

Среди игр были: бег в мешках, срезание призов, бег с яйцом в ложке, перетягивание каната, игра нахождение монеты в кислом молоке губами без помощи рук (в катыке), перетягивание палки и.д. В завершение праздника звучали мунажаты, песни и стихи на татарском языке в исполнении ребят из мусульманской смены и солистов творческой группы «Дуслык».

Руководство РДУМ СО вручило благодарственные письма и почетные грамоты наиболее отличившимся ребятам и вожатым.

Мы организаторы этого праздника — смеем надеяться, что знакомство с культурой татарского народа, праздник – Сабан туе, не будут затеряны в зыбких песках истории, а послужит уроком толерантного, добрососедского отношения друг к другу. Пусть эта добрая традиция найдет своих поклонников и продолжателей…

Ф.Махмутов.

Дети пятнадцати национальностей произносят слово «Дуслык» (Дружба)

Рустам Сафин проводит игру «Бег в мешке»

Участники конкурса рисунков

Вагиз хазрат Яруллин подводит итоги конкурса рисунков

Участницы Сабантуя

Эльвира Насырова проводит игру

Ильнур Маннанов проводит игру

Бег в мешках

Альфия Киросирова проводит игру

Дети рисуют

Рустам Сафин проводит игру

Кто сильнее?

Бег с коромыслом

Альбина Киросирова проводит игру

Сценарий

«Малый сабантуй »

Цель: формирование толерантности у воспитанников через проведение татарского народного праздника «Сабантуй».

Задачи:

  • Ознакомить с традициями татарского народа и с праздником «Сабантуй»
  • Способствовать развитию ловкости, силовых качеств выносливости.
  • Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к традициям и обычиям других народов.

Место проведения: Спортивная площадка.

Возраст участников: от 5 до 13 лет

Оборудование и реквизит:

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка,
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Деревянные ложки,
  5. Обручи 2 шт.
  6. Шарики 2 шт.

Действующие лица: (Ф.И.О. сотрудника и фамилия, имя воспитанника с указанием номера группы ): социальные работники, соц.педагоги, воспитанники групп.

Звучит татарская плясовая музыка. Площадка украшена по - праздничному: разноцветные шары, флажки, плакаты.

Ведущая 1:

Исәнмесез, балалар, укутучылар хам кунаклар!

Ведущий 2:

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй. Ребята, а какой сегодня праздник?

Дети: Сабантуй!

Ведущая 2:

Правильно. Сегодны мы отмечаем татарский народный праздник – Сабантуй. А вы знаете, что означает слово Сабантуй? А когда его отмечают? (ответы детей) Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй. Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Ведущая1:

Бүген бездә Сабантуй -

Эшләреңнең барын куй!

Тизрәк йөгер мәйданга,

Бәйрәм башлана анда.

Ведущая 2:

Будем мы соревноваться,

Будем с вами мы играть,

Кто сильнее, кто быстрее,

Сможем сегодня мы узнать.

Ведущая1:

Күңелле Сабан туйлары,

Бүген бәйрәм, зур бәйрәм.

Матур җырлар җырлый-җырлый

Уйныйбыз әйлән-бәйлән.

Ведущая 2:

Дружно песню мы поем,

Песню солнца, песню лета,

И веселый птичий хор

Подпевают песню эту.

Песня «Разукрасим все планеты» 1 группа.

(Танцуя под фонограмму, появляется Хаджа-Насретдин)

Хаджа-Насретдин: Ассалямагаляйкум! Ой, как тут здорово! Как весело! Я тоже решил прийти к вам на праздник.

Ведущая 2: Мы очень рады тебя видеть, Хаджа Насретдин. А где же твой ослик?

Хаджа-Насретдин: Ой, он уже с утра побежал на скачки. Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, и поэтому я привёз для вас загадки.

  1. Всех известных птиц черней, враг личинок и червей.

В огороде словно врач, ходит важно. Это. .. (грач) .

  1. Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный гладкий гребешок.

ЭтоПетя. .. (петушок) .

  1. Красный спрятан корешок.

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко-и в руках. .. (морковка) .

  1. Небо застлано дождём.

Как же мы гулять пойдём7

Не горюй, ведь в огороде

Светит при любой погоде

В деревнях, на дачах, сёлах,

Наше солнышко. .. . (подсолнух) .

Хаджа-Насретдин: Я знал, что вы такие сообразительные! Что вы еще умеете?

Ведущая 2: А ещё мы расскажем для тебя стихи. (Выходят дети рассказывать дети)

1 ребенок:

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

2 ребенок:

Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

3 ребенок:

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

4 ребенок:

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Ведущая 1:

Байрам сузнларен айтерга безнен майданчыкка Ханзаров Дамир Шамиловичны чакырабыз.

Рахмат жылы сузларегезга.

Ведущая 1:

Шау-гөр килә киң болыннар,
Кырлар һәм су буйлары.
Котлы булсын, якын дуслар,
Ямьле Сабан туйлары!!!
Сабантуе – хезмәт туе,
Шатлык һәм бәхет туе,
Уйнап, биеп, җырлап-көлеп,
Бәйрәм итик көн буе!!!

Сезнен алдыгызда милли бию. (выступают с танцем)

Ведущая 2: Хаджа-Насретдин наши ребята и гости пришли сюда поиграть, посоревноваться и веселится. А ты хочешь с нами?

Хаджа-Насретдин: Да, я всех сильнее и ловчее. Я все умею.

Ведущая 2:

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в народные игры.

Внимание, Внимание!
Начинаем соревнование,
Кто ловкий, смелый и умелый,
В круг выходите скорей! (выходят ответственные по соревнованиям)

Ведущая 2: Желаем Вам отличного Сабантуя !

Игры-соревнования:

  1. «Бег в мешках»

Вот даю тебе мешок,
Полезай в него дружок.
Кто скорее добежит
Тот конечно победит!!!

2. «Бег с ложками»

Вот ложка, в ложке – яичко!
Бежать нельзя, дрожать нельзя,
Дышать можно – только осторожно!


3. «Бег с ведрами»

Вот два ведра, полно водицы,
Надо быстро пробежать, не облиться!!!

4. “Подарок” (На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы (карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4 м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает)

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

5. “Меткий стрелок” (ответственная: Житкова Ю.С.)

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

6. «Разбей горшок» (ответственная: соц.работник стац.отделение)

Да, бороться вы умеете, это мы знаем! А горшок с завязанными глазами разбить сумеете?

--- (Игры проходят по площадкам: бег в мешках, бег в ложками, бег с ведрами, подарок, меткий стрелок, разбей горшок)

-- (Звучит татарская плясовая музыка, все дети собираются на площадку)

Ведущая 1:

Бэйрэм иттек шатланышып,
Дуслар без бергэ,
Безнен бергэ булуыбыз
Калсын бетен гомергэ.

Ведущая 2:

Вот и подошел к концу наш веселый праздник, всем желаем здоровья, счастья и побольше радостных дней. На этом наш праздник окончен! До свидания!

Ведущая 1:

Саубулыгыз!

Людмила Пихтовникова

Цель совместной деятельности инструктора ФК с воспитанниками :

Формировать интерес к национальным башкирским праздником .

Задачи :

Физическая культура

Развивать физические качества : ловкость, быстроту;

Формировать желание заниматься спортом :

Улучшать показатели двигательных функций;

Воспитывать стремление участвовать в играх – эстафетах;

Здоровье :

Укреплять здоровье воспитанников;

Формировать интерес к здоровому образу жизни;

Безопасность :

Формировать навыки безопасного поведения в играх;

Познание :

Активизировать мыслительную деятельность, фантазию, воображение;

Закрепить знания о традициях и обычаях башкирского народа;

Коммуникация :

Формировать умения доброжелательно общаться со сверстниками и малышами;

Совершенствование речи как средства общения;

Социализация :

Воспитывать уважительное отношение к окружающим;

Развивать игровую деятельность воспитанников;

Музыка :

Формировать умение двигаться под музыку :

Труд :

Развивать умения выполнять индивидуальные поручения;

Предполагаемый результат : Развивать умение работать в команде; создать радостное настроение, закрепить знания о традициях и обычаях башкирского народа.

Направление : физическое.

Образовательная область : физическая культура.

Виды деятельности : двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально - художественная, трудовая.

Форма образовательной деятельности : совместная деятельность инструктора ФК и воспитанников.

Форма организации детей : групповая.

Формы организации совместной деятельности : игровая мотивация, объяснение, вопросы к воспитанникам, музыкальное сопровождение, выполнение упражнений.

Интеграция областей : коммуникация, музыка, безопасность, здоровье, социализация, познание, труд.

Предварительная работа :

Познакомить воспитанников с условиями спортивных конкурсов ;

Формировать умения выполнять основные движения;

Знакомство с историей праздника «Сабантуй » ;

Разучить подвижные игры.

Оборудование : палки – лошадки, ложки деревянные, 2 подушки, шнур, канат, 2 мешка, фрукты.

Ход совместной деятельности инструктора ФК с воспитанниками :

Все воспитанники собираются на площадке.

Ведущая : К нам пришел сегодня праздник ,

Весельчак, батыр, проказник,

Сабантуй , сабантуй ,

Пой, скачи, борись, танцуй!

1 – й ребенок

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй !

После сева летним днем

Мы станцуем и споем!

2 – й ребенок

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким и умелым!

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

3 – й ребенок

Быстрый конь летит, как вихрь,

На полянке – силачи!

4 – й ребенок

Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй – кА в мешке,

Пробежаться по траве!

5 – й ребенок

Ведра полные воды,

Очень быстро пронеси

Смех, улыбки, шутки пляс –

Все здесь это есть сейчас.

Все вместе :

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй !

Ведущая : Мы с вами собрались на зеленом лугу, чтобы поприветствовать летнюю природу, посоревноваться своими сыновьями и дочерьми, испытать их смелость и ловкость, смекалку и удаль!

Игра «Конники»

Воспитанников выстраиваются на старте. Им дают палки – лошадки. По сигналу воспитанники движутся до финиша, не толкая друг друга. Кто первый добежал до финиша, тот и победил.

Игра «Кто быстрей донесет яйцо в ложке»

Два воспитанника переносят яйцо в деревянной ложке на противоположную сторону площадки. Главное условие – не уронить яйцо.

Игра «Бой подушками»

Встают лицом друг к другу два воспитанника, между ними проводят линию, в руках у них небольшие подушки. Необходимо уварачиваться от «подушки» соперника, да при этом стараться «добить его» и сумееть не заступить за линию.

Ведущая : Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник ?

Батыр : А, вот где все собрались! Как красиво украшена поляна! Услышал я, что вы сегодня празднуете Сабантуй , и решил заглянуть к вам на праздник . Порадуйте меня веселыми состязаниями? Покажите свою ловкость, смелость?

Воспитанники : Да.

Батыр : Когда я шел к вам на праздник , так торопился, что потерял мешок с угощеньями.

Ведущая : А большой мешок?

Батыр : Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!

Ведущая : Ребята, давайте поищем мешок! Может, мы сможем его найти.

Воспитанники ходят по участку в поисках мешка. Находят и все собираются вокруг мешка.

Батыр : Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!

Ведущая : Ой, не надо!

Батыр : Почему?

Ведущая : Этот мешок, какой – то странный. Сам собой шевелится.

Мешок начинает, шевелится и подпрыгивает, пугает воспитанников.

Батыр : И, правда! Что – то странное случилось с моим мешком. Только его все равно развязать надо, двум смертям не бывать, а одно – не миновать!

Развязывает мешок. Из него выскакивает Шурале – леший.

Батыр : Это что еще такое? Что за чудовище лесное?

Шурале : Чудовище? Сам ты чудовище – батырище! А я – Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим). А вы меня не узнали! На праздник не позвали ! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу ! Подарки ваши я уже припрятол. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть (Бегает по площадке, изображает, что хочет схватить детей) .

Батыр : Ишь ты, разошелся! А ну, отдавай подарки подобру – поздорову, а не то плохо тебе будет!

Шурале : Мне плохо? Хи – хи – хи! Ха – ха – ха! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!

Батыр : (передразнивает Шурале) : Ха – ха – ха! Хе – хе – хе! Самый сильный Шурале (меняет интонацию на угрожающую) . Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померимся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.

Ведущая подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает вверх, но не торопиться закончить состязание – мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону. Шурале вскрикивает.

Шурале : Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Проподаю!

Наконец Батыр отпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.

Ведущая : Дети, кто победил?

Воспитанники : Батыр!

Ведущая : Кто на празднике самый сильный ?

Воспитанники : Батыр!

Ведущая : А ты, Шурале, просто хвастун!

Шурале : Как же так? Я думал, что самый сильный! А Батыр меня победил! Зато я самый умный!

Батыр : Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале)

Шурале : Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возмите ! Буду вместе с вами спортом заниматься . И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно, не выйдет!

Ведущая : Оставим Шурале на празднике ?

Воспитанники : Да.

Ведущая : Шурале, будешь с нами играть?

Шурале : Буду, ой, буду! А как?

Ведущая : Мы тебя научим.

Проводятся эстафеты «Бег в мешках» , «Перетяни канат»

Шурале : Молодцы, ребята! Вы сегодня, показали свою ловкость, смелость, выносливость. И я хочу вас угостить фруктами.

Раздают воспитанникам фрукты. Прощаются и уходят.









^ АТТРАКЦИОНЫ САБАНТУЯ

Организуя тематические смены для детей, празд­ники в них, не стоит увлекаться лишь заокеанской экзотикой, например разными «школами индейцев» и др. Такое увлечение, во-первых, дань ушедшему про­шлому, во-вторых, гораздо легче найти информацию о традициях, бытоустройстве, фольклоре и играх наро­дов, испокон веков населяющих Россию.

Праздники, восславляющие мать-природу, добрые отношения людей друг к другу, крестьянский труд, справляют и татары, и марийцы, и чуваши, и булгаре, и удмурты, и мордва, и казачество многих областей России. Хочется привлечь внимание к одному из наи­более ярких и веселых праздников. Это Сабантуй - любимый праздник татарского народа.

Он пришел из глубокой древности. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн-Фадлан с изумлением и восхищени­ем описал этот булгарский праздник в трудах. Слово «сабан» имеет два значения – и весенний сев. «Туй» - праздник. Соответственно сабантуй – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, день поклонения ей. К этому дню расцветает природа, прихорашиваются деревни, города и люди. Сияют чисто вымытые окна домов, румянятся испеченные пироги. Начинают съезжаться и гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания.

Все собираются к месту Сабантуя на большой зеленый луг. Праздник начинается символическим ритуалом: в деревянный плуг запрягают лошадь и прокладывается первая борозда. Далее идет чествова­ние умельцев, после чего организуются игрища с со­стязаниями, песнями и плясками, организуются ат­тракционы: догони и поцелуй невесту, сними петуха, ходьба по наклонному шесту, разбивание горшка, бой мешками, армреслинг, перетягивание каната или пал­ки, кислое молоко, бег с коромыслом, в мешках, бег с яйцами, татарская борьба и др. Победителям вручают­ся призы и сувениры.
^ Предлагаем вариант сценария Сабантуя

К участникам праздника выходит ведущий, одетый в татарский национальный костюм.

Ведущий.

Зазвенел теплом июнь.

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем!

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым!

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь

На поляне- силачи!

Вот высокий шест стоит.

Всех людей к себе манит!

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронести

Или ложечку с яйцом

Пронести бегом.

Смех, улыбки, шутки, пляс -

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Догони и поцелуй невесту

У многих тюркских народов жених должен был до­казать свою удаль в состязании: догнать и поцеловать на скаку свою возлюбленную. Для ребят можно вместо коней использовать велосипеды или «скакуна-помощ­ника».

Как стрела метнулся с места,

Дымом стелется трава... -

Догоняй, жених, невесту! –

Ну, давай, джигит, давай!

«Сними петуха»

В центре луга возвышается высокий шест, на кото­ром сидит петух. Только самым ловким удается добраться до заветной верхушки и заполучить главный приз - живого петуха. Победитель в лазании определяется по лучшему времени. В лагере живого петуха можно заменить игрушечным.

«Подъем по наклонному шесту»

В землю под углом вкопан шест. При всяком дви­жении он раскачивается и как норовистый конь сбра­сывает с себя неудачников

«Разбивание горшка»

Это одна из излюбленных национальных забав. Уча­стник становится вплотную к стоящему на земле горшку, касаясь его пятками. Ему завязывают глаза и дают палку длиной полтора-два метра. По сигналу он должен сделать десять шагов вперед и затем по­вернуться кругом и двигаться обратно к горшку. Раз­бивший горшок получает приз. Если помните, такой приз получил президент Б.Н. Ельцин.

«Бой мешками»

Это состязание для тех, кто повыносливей. На сколь­зкое бревно усаживаются лицом друг к другу два батыра, в руках которых увесистые мешки, наполнен­ные сеном. Необходимо уворачиваться от удара со­перника, и при этом стараться сбить его. Кто сумеет дольше удержаться на бревне? Проигравший выбыва­ет из игры.

«Перетягивание каната, палки»

Чаще это командное соревнование. Но состязаться можно и командой, и одиночно, закрепив канат на по­ясе или на шее. Можно перетягивать и палку.

«Кислое молоко»

Ставятся два стула, на каждом - тазик или блюдо, до краев наполненные кислым молоком или мукой. На дно тазика опускается монетка. Задача участников заключается в том, чтобы достать ее зубами. Кто первым достанет монету, тот считается победителем. Монетку удалось достать президенту В.В. Путину, участвовавшему в Сабантуе.

«Бег с коромыслом»

С полными ведрами воды надо быстрее всех достигнуть финиша, меньше всех пролив воды. Участники, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, бег проводится на определенную дистанцию. Победитель определяется по лучшему времени.

«Бег с яйцами»

Требуется всего ничего: зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, первым добежать до финиша, не выронив яйца.

«Татарская борьба»

В этом виде спортивных единоборств перед борца­ми стоит задача положить соперника на лопатки. Соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кисть правой руки полотенцами (кушаками).

«Срежь приз»

К двум шестам привязывается веревка, на которой закрепляются призы. Желающим поучаствовать плат­ком завязываются глаза и выдаются ножницы. Они должны срезать приз.

^ После аттракционов начинается гуляние с песнями, танцами, угощениями, сладостями!

Ведущий.

Сколько праздников помнит великая Волга!

Сколько радостных песен звучало над ней!

Каждый камень Казани запомнит надолго

Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Слова песни звучат, скачут кони, как прежде,

И батырам своим рукоплещет народ.

Сабантуй! Это праздник труда и, надежды.

Только в сердце открытом веселье живет!
Возможные этапы Сабантуя


  1. Бег в мешках по пересеченной местности

  2. Бой петухов (прыгая на одной ноге, надо вывести из равновесия соперника)

  3. Борьба (одна рука привязана к ноге)

  4. Боулинг

  5. Быстрый змей (пронести ракетку с шариком, ракетка во рту)

  6. Воротики (забей гол вожатому, который стоит в воротах)

  7. Дартс (использовать обычную игру дартс)

  8. Достань монетку (в чашке с кефиром или молоком)(вариант – с мукой)

  9. Кольцеброс (попасть колечками в цель)

  10. Нанайский бокс (участникам завязывают глаза, дают в руки свернутые спальники)

  11. Напои меня (сидят на одной ноге, правой рукой держат правую ногу, левой рукой держат стакан с водой, соком. Надо напоить быстрее своего соседа)

  12. Нарисуй нос (подойти с завязанными глазами к портрету и нарисовать (можно приклеить) нос (возможна любая часть тела)

  13. Перенеси воду на коромысле (палка, ведерки из-под майонеза, ведро, вода)

  14. Поднятие гири (вариант – поднимание и опускание скамейки всей командой)

  15. Пройти рукоход

  16. Прокатай бревно (один из участников встает на бревно ногами, двое держат его под руки (страхуют, чтобы не упал), надо прокатиться по дистанции)

  17. Силачи (перетягивание каната)

  18. Скакалка двойная (скакалки вращаются в разные стороны, вовнутрь)(необходимо попрыгать всей командой)

  19. Скамейки (прыжки через скамейки, скамейки стоят с разными интервалами)

  20. Снайпер (на поясе привязан карандаш. Попасть необходимо в бутылочку)

  21. Стрельба по шарикам

  22. Срежь приз (как в Новый год: глаза завязаны, в руках - ножницы)

  23. Укради невесту (на руках два саксаула проносят невесту)

  24. Эстафета (стулья, одежда с одеванием, мяч по кочкам, мяч в ведро, по дорожке, с прискоком)

^ МОЛОДЕЖНОЕ ТОП-ШОУ

«СТАРТИНЭЙДЖЕР»

(сценарий)

В зале темно. Открывается занавес. Включается очень ритмичная музыка, зажигаются бегущие огни, выходит суперубойный ведущий.

Суперведущий. Привет, девчонки, а также паца­ны! Сегодня мы представим программу на улет! Итак, мы начинаем» поехали вперед. Катушки закрути­лись, давайте танцевать! Вы будете смеяться, вы бу­дете кружиться... кружиться, кружиться и влюблять­ся, а я вас буду сегодня развлекать. Наш «Стартинэйджер» - это просто чума! На «Стартинэйджере» кружится голова! Забытый антиквар и клевые новинки! Крутые видеоклипы, а также все пластинки! Все это вам поможет немного поразмяться, просто поторчать или на ком-то оторваться! А если ты не знаешь, как надо танцевать, попробуй все движенья за мною повторять. Уверен, все получится, ждет тебя успех, ты удивишь друзей и будешь лучше всех! Все это очень просто никаких проблем: сегодня «Стартинэйджер», и он нам нужен врем!

«Паспорт команды»

Тинэйджеры должны интересно, оригинально и ос­троумно представить свою танцевальную команду.

«Танец тинэйджеров»

Это домашняя заготовка. Команды исполняют под­готовленный танец. Оценивается сюжет, своеобразие и синхронность движений.

«Построить буквы»

Играет музыка, и участники команд танцуют. Ве­дущий называет какую-либо букву (цифру) и останав­ливает музыку, а игроки каждой команды собираются вместе и пытаются изобразить названную букву (циф­ру). Например: Ц, Н, X, М или 4, 1, 0. Кто лучше других справится с заданием, объявляется победите­лем и награждается призом.

«Буквы на дискотеке»

Вызывается по одному участнику из каждой ко­манды. Под музыку они должны представить себя на­званной ведущим буквой и показать, как она могла бы исполнять дискотечный танец.

«Пойми меня»

Один участник из каждой команды получает от ве­дущего записку с названием песни. Он должен изоб­разить пантомимой содержание песни, а команда от­гадать ее.

«Стилевые перетанцовки»

Жокей ставит записи разных по жанру мелодий. Команды должны быстро отреагировать и показать ори­гинальные танцевальные движения, собранность груп­пы, синхронность исполнения и соответствие жанру.

«Собрать пирамиду»

Каждой команде выдается по 36 стаканчиков из-под йогурта (или одноразовые). Группа должна из них построить пирамиду, поставив в первый ряд 9 стакан­чиков, во второй - 7, в третий - - 6, в четвертый - - 5, затем - - 4 и т.д. Кто быстрее соберет пирамиду?

«Любимые цветы»

Каждой группе тинэйджеров называется цветок, который они должны изобразить в танце. Естествен­но, каждый цветок имеет свою форму, цвет и даже характер. После нескольких минут подготовки вызывается 1-я команда, включается мелодия песни, где упоминается именно их цветок. Команда изображает его. Далее выполняют задание другие команды, опре­деляется победитель.

«На одной ножке к чемодану»

Каждая команда (из равного числа участников) выст­раивается как можно дальше от своих чемоданов, где хранятся разная одежда и предметы гардероба. По зна­ку ведущего первые участники команд устремляются к чемоданам, прыгая на одной ноге. Игроки надевают одеж­ду и другие предметы (парики, шляпы и др.)» затем с чемоданами скачут обратно к линии старта. Там они снимают одежду и складывают ее обратно в чемоданы. После этого относят чемоданы на место и возвращаются к старту. То же самое проделывают следующие игроки. Побеждает команда, которая первой завершит игру.

«Кто кого перепоет»

Это аукцион песен на определенную тему, напри­мер «Армия». Побеждают те тинэйджеры, которые перепоют (по количеству) всех остальных.

«Передай апельсин»

Игроки каждой команды садятся шеренгой вплот­ную друг к другу, сняв обувь и вытянув перед собой ноги. Ведущий кладет по апельсину на лодыжку пер­вым игрокам каждой команды. Участники должны передать апельсин друг другу (с лодыжки на лодыж­ку), не прибегая к помощи рук. Если апельсин надает на пол, то ведущий подбирает его и возвращает перво­му игроку команды. Побеждает команда, опередившая все другие в передаче апельсина от первого игрока до последнего.

«Обуй всю команду»

Участники разуваются. Вся снятая обувь складыва­ется в кучу и смешивается. Участники сидят, как в предыдущем конкурсе. А вот капитану придется бежать к этой куче, находить обувь каждого члена ко­манды, бежать к нему и обувать. И так, до последнего, пока не будет обута вся команда.

«Парад шляп»

Команды получают несколько листов бумаги, нож­ницы, маркеры, клейкую ленту. За определенный пе­риод времени они должны сделать по шляпе и надеть их. Затем проводится «парад шляп». Побеждает та группа тинэйджеров, которая сделает самые оригиналь­ные шляпы.

«Видеокляпы»

Это заключительный, показательный конкурс. Каж­дая команда должна «снять» видеоклип на известную песню. У кого интереснее и оригинальнее? Пример: "Два веселых гуся».

Конкурсы могут быть самыми разнообразными: «Портрет» (коллективное выполнение портрета своей компании); «Замок» (из медных банок); «Худая ком­пания» (забраться в обруч, у какой из команд больше человек войдет - та и победитель); «Крик души» (кто громче крикнет что-то); «Яблоки раздора» (съесть яб­локо без помощи рук); «Веревка» (связать веревку из подручных средств); «В мире животных» (станцевать как животное); «Паровозики» (собрать из зрителей самый большой паровоз); «Танец на руках» (девушка на руках у юношей); «Портрет ногой» (ногой нарисовать интересный портрет) и др.
^ ДЕНЬ ИНДЕЙЦЕВ

Подготовка

Каждый отряд получает задание перед началом игры: выбрать название племени, избрать Верховного вождя, присвоить ему имя, придумать каждому индейцу наряд и отличительный знак, который наносится всем членам племени, раскраситься в боевую раскраску, разучить свой танец.

В течение всей игры на территории лагеря функционирует «Черный Вигвам», куда отправляют всех «штрафников».

Ход игры.

В назначенный час в лагере звучит сигнальный рог для сбора всех племен. Племена собираются на Большой поляне, где будет проходить Совет старейшин племени, и приветствуют друг друга: «Я, Сильный ветер, вождь племени «Ирокезов», приветствую всех собравшихся здесь от имени своего племени и своих людей! Мы стоим на тропе Мира!». Затем Верховный Вождь объявляет, что бледнолицые похитили волшебный амулет, который оберегал все племя от несчастий. Его нужно срочно вернуть. Однако бледнолицые запутали свои следы. После них осталось несколько маршрутных карт, но верной является только одна из них. Каждое семейство получает по маршрутной карте и отправляется в путь. По дороге их встречают храбрые воины (вожатые), которые проверяют знания и умения соплеменников.

^ ЭТАПЫ
«Твердая рука»

Сбить мячом бутылку с песком (участвует все племя, за каждое попадание в бутылку – 1 балл).

«Сильный ягуар»

6 человек от отряда (3 девочки и 3 мальчика): мальчики – отжимаются, девочки – качают пресс. Учитывается общее количество, за каждое выполненное упражнение – 1 балл.

«Зоркий сокол»

На некотором расстоянии подвешен обруч. Задача каждого участника – попасть в обруч мячом. Попадание – 2 балла.

«Пещера хитрой лисы»

Отгадать головоломку. За каждую отгаданную головоломку – 10 баллов.

«Быстрый ветер»

Донести мяч, который лежит в ложке, до отметки и вернуться назад. Ложка держится не рукой, а находится во рту. Максимальная оценка – 50 баллов.