Возрастные различия в эмоциональной сфере. Эмоциональные различия: возраст, пол, профессия

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы - Шимановская Я.В., Козловская С.Н., Старовойтова Л.И.

Дошкольный возраст это период совершенствования, развития личности, который характеризуется индивидуальными особенностями. Важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется наличием тесной связи эмоционального и интеллектуального развития. Отмечено, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. В качестве рабочей гипотезы исследования было принято положение, что мальчики и девочки старшего дошкольного возраста будут иметь различия в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. В исследовании приняли участие 300 детей в возрасте 6-7 лет в городе Москве и Московской области. Исследование проводилось в два этапа. На первом с помощью психодиагностических методик оценивались уровни вербального и социального интеллекта детей. На втором изучалась эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек. Статистическая обработка данных включала сравнительный анализ среднегрупповых показателей, для оценки статистической значимости использовался t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Установлено, что вербальный интеллект девочек старшего дошкольного возраста в сфере ассоциативного мышления выше, чем у мальчиков (p = 0,027), и объем словарного запаса у девочек к началу школьного обучения гораздо больше. Мальчики более агрессивны, чем девочки (p < 0,001), однако девочки более тревожны (p = 0,027). Кроме того, у мальчиков старшего дошкольного возраста выше произвольность речевого общения по сравнению с девочками (p < 0,001), они более интеллектуально продуктивны в ситуациях положительного эмоционального подкрепления (p < 0,001). Данный фактор необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников, особенно при оценке их интеллектуальной деятельности.

Похожие темы научных работ по психологии, автор научной работы - Шимановская Я.В., Козловская С.Н., Старовойтова Л.И.,

  • Преодоление конфликтов во взаимоотношниях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

    2018 / Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна
  • Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе

    2016 / Веракса А.Н., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н., Якупова В.А.
  • К вопросу о предпосылках развития ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников

    2016 / Холодкова Ольга Геннадьевна, Турнаева Анастасия Алексеевна
  • Детерминанты кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций: опыт общения и гендер

    2014 / Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А.
  • Экспериментальное изучение гендерных различий в развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств младших подростков

    2009 / Славутская Елена Владимировна

Preschool age is a period of improvement, personal development, which is characterized by individual features. The importance of the study of age-related characteristics of the emotional sphere of children is determined by the fact that there is a close relationship between emotional and intellectual development. It has been noted that violations in emotional development of preschool children lead to inability of use of other abilities, in particular intelligence, for further development. As a working hypothesis of the study we have taken a provision that boys and girls at senior preschool age had differences in intellectual, emotional and volitional development. The study included 300 preschool children aged 6-7 years in the city of Moscow and the Moscow region. A mandatory condition for inclusion in the survey was a voluntary written informed consent of the child"s legal representatives. The study was conducted in two stages. In the first stage with the help of the psycho-diagnostic techniques, there were assessed the levels of verbal and social intelligence. In the second phase, there were studied the emotional and volitional spheres of the boys and girls. Statistical processing of the data included a comparative analysis of the average group indices, for statistical significance assessment, there was used the t-student test for unrelated samples. It has been found that verbal intelligence of the senior preschool girls in the sphere of associative thinking was higher than in the boys (p = 0.027), and the amount of vocabulary at the beginning of the girls schooling was much bigger. The boys were more aggressive than the girls (p < 0.001), but the girls were more anxious (p = 0.027). In addition, the senior preschool boys had higher arbitrariness of verbal communication than the girls (p < 0.001), they were more intellectually productive in situations of positive emotional reinforcement (p < 0.001). This factor must be considered in the process of training of preschool children, especially in evaluation of their intellectual activity.

Текст научной работы на тему «Психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста»

УДК 612.821.3-053.4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2016 г. Я. В. Шимановская, С. Н. Козловская, Л. И. Старовойтова

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личности, который характеризуется индивидуальными особенностями. Важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется наличием тесной связи эмоционального и интеллектуального развития. Отмечено, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. В качестве рабочей гипотезы исследования было принято положение, что мальчики и девочки старшего дошкольного возраста будут иметь различия в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.

В исследовании приняли участие 300 детей в возрасте 6-7 лет в городе Москве и Московской области. Исследование проводилось в два этапа. На первом с помощью психодиагностических методик оценивались уровни вербального и социального интеллекта детей. На втором изучалась эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек. Статистическая обработка данных включала сравнительный анализ среднегрупповых показателей, для оценки статистической значимости использовался t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок.

Установлено, что вербальный интеллект девочек старшего дошкольного возраста в сфере ассоциативного мышления выше, чем у мальчиков (p = 0,027), и объем словарного запаса у девочек к началу школьного обучения гораздо больше. Мальчики более агрессивны, чем девочки (p < 0,001), однако девочки более тревожны (p = 0,027). Кроме того, у мальчиков старшего дошкольного возраста выше произвольность речевого общения по сравнению с девочками (p < 0,001), они более интеллектуально продуктивны в ситуациях положительного эмоционального подкрепления (p < 0,001). Данный фактор необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников, особенно при оценке их интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: психологические различия, интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера, дошкольный возраст

PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES OF INTELLECTUAL AND EMOTIONAL SPHERES OF BOYS AND GIRLS AT PRESCHOOL AGE

Y. V. Shimanovskaya, S. N. Kozlovskaya, L. I. Starovoytova

Russian State Social University, Moscow, Russia

Preschool age is a period of improvement, personal development, which is characterized by individual features. The importance of the study of age-related characteristics of the emotional sphere of children is determined by the fact that there is a close relationship between emotional and intellectual development. It has been noted that violations in emotional development of preschool children lead to inability of use of other abilities, in particular intelligence, for further development. As a working hypothesis of the study we have taken a provision that boys and girls at senior preschool age had differences in intellectual, emotional and volitional development.

The study included 300 preschool children aged 6-7 years in the city of Moscow and the Moscow region. A mandatory condition for inclusion in the survey was a voluntary written informed consent of the child"s legal representatives. The study was conducted in two stages. In the first stage with the help of the psycho-diagnostic techniques, there were assessed the levels of verbal and social intelligence. In the second phase, there were studied the emotional and volitional spheres of the boys and girls. Statistical processing of the data included a comparative analysis of the average group indices, for statistical significance assessment, there was used the t-student test for unrelated samples.

It has been found that verbal intelligence of the senior preschool girls in the sphere of associative thinking was higher than in the boys (p = 0.027), and the amount of vocabulary at the beginning of the girls schooling was much bigger. The boys were more aggressive than the girls (p < 0.001), but the girls were more anxious (p = 0.027). In addition, the senior preschool boys had higher arbitrariness of verbal communication than the girls (p < 0.001), they were more intellectually productive in situations of positive emotional reinforcement (p < 0.001). This factor must be considered in the process of training of preschool children, especially in evaluation of their intellectual activity.

Keywords: psychological differences, intellectual sphere, emotional sphere, preschool age

Шимановская Я. В., Козловская С. Н., Старовойтова Л. И. Психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста // Экология человека. 2016. № 1. С. 32-37.

Shimanovskaya Y. V., Kozlovskaya S. N., Starovojtova L. I. Psychological Differences of Intellectual and Emotional Spheres of Boys and Girls at Preschool Age. Еkologiya cheloveka . 2016, 1, pp. 32-37.

Дошкольное развитие, как первое звено системы образования, играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, создавая условия для их развития в школьном возрасте.

В дошкольные годы закладываются основы здо-

ровья и физического развития человека. Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, это плохо сказывается не только на их физическом, но и духовном развитии, снижает тонус их нервной

системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей .

Процесс развития предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность . Задача развития детей дошкольного возраста предусматривает также достаточно высокий уровень формирования их интеллектуальной, эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции . Воспитание чувств у ребенка должно служить прежде всего формированию личности, и одним из показателей этого является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка данного требования может привести к преувеличенному или одностороннему развитию одного из качеств. Эмоции у ребенка дошкольного возраста становятся более спокойными, уравновешенными, желания постепенно приходят в согласие с его представлениями о допустимом и «правильном». В то же время они остаются руководящим звеном в управлении поведением, поэтому дошкольники обычно искренни, непосредственны, легко отвлекаемы [ 1 ]. Расширяется спектр эмоций, более отчетливыми становятся важные для совместной деятельности и игры со сверстниками сочувствие и сопереживание. Общение со сверстниками начинает играть все большую роль в жизни ребенка, оно становится разнообразным, полноценным, влияет на его развитие и самооценку.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: интеллектуальная сфера развития и сфера эмоционально-волевая. Наличие различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В. В. Абраменковой , Р. Бэрона, Д. Ричардсона , М. КаШориэка , В. Е. Кагана , А. В. Ли-бина , К. Э. Изарда , А. Д. Кошелевой , А. В. Ухановой , Л. М. Шипициной . В интеллектуальной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях.

Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации . Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоро-левой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой - от тендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить. Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и

действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. У них разные воображение, мечты и фантазии, разная мозаика и архитектоника мозга, что также доказано специалистами психологами . Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют архетипы - фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики "ура!"). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) . В сюжетно-ролевой игре с другими детьми ребенок не только совершенствует свою предметную деятельность, внимание, память, речь, но и осваивает и «отыгрывает» содержательные и эмоциональные нюансы окружающей его жизни, учится находить общий язык с ровесниками, управлять своими чувствами и поведением, подчинять свои желания общему плану действий, развивает воображение. К концу дошкольного возраста ребенок способен в достаточной мере контролировать свое поведение, оценивать результат своей деятельности, осознавать свои переживания и эмоциональные состояния и выражать их словами.

Важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется наличием тесной связи эмоционального и интеллектуального развития. Е. И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них наблюдается высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям по тесту Векслера. Таким образом, необходимо исследование эмоционального и интеллектуального развития детей и при необходимости использование в их развитии психокоррекционных программ.

Цель исследования: выявить особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в современных условиях. В со-

ответствии с поставленной целью мы определили задачи исследования:

1) исследовать интеллектуальные способности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;

2) исследовать эмоционально-волевую сферу мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;

3) статистически оценить дифференциально-психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены интеллектуальные способности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. На втором изучена эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек. В исследовании приняли участие 300 детей в возрасте 6-7 лет в г. Москве и Московской области. Обязательным условием включения в обследование было добровольное письменное информированное согласие законных представителей ребенка.

В процессе исследования были использованы психодиагностические методики:

На первом этапе:

1. «Игра в слова» для исследования вербального интеллекта (ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент позволяют рассчитать коэффициент вербального интеллекта - КВИ) .

2. Субтест 1 «Истории с завершением» и субтест 2 «Группы экспрессий» для исследования развития социального интеллекта .

На втором этапе:

1. Анкетирование «Оценка агрессивности ребенка» (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко) .

2. Тест на исследование эмоциональной устойчивости .

3. «Корректурная проба» для исследования произвольности внимания .

4. Тест на оценку произвольного речевого общения (автор Л. Красильникова) .

Статистическая обработка данных включала сравнительный анализ среднегрупповых показателей, для оценки статистической значимости использовался ^критерий Стьюдента для несвязанных выборок.

Результаты

Первый этап исследования

С помощью методики «Игра в слова»; субтестов «Истории с завершением» и «Группы экспрессий» было проведено исследование вербального и социального интеллекта у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

При использовании методики «Игра в слова» были получены данные о вербальном интеллекте мальчиков и девочек (рис. 1).

При обследовании детей старшего дошкольного возраста (150 девочек и 150 мальчиков) было установлено, что 60 девочек (40 %) показали высокий результат, поскольку предложенная работа не вызвала затруднений, они отвечали быстро и без вспомогательных вопросов, что говорит о высоком уровне интеллекта. У 90 девочек (60 %) был установлен средний результат, так как они затруднялись с ответами и им предлагались вспомогательные вопросы. Среди мальчиков 20 человек (13 %) показали высокий результат, 130 (87 %) - средний.

Для оценки КВИ использовался направленный ассоциативный эксперимент, отличающийся тем, что речевая деятельность ребенка ограничивается определенными правилами. Например, слово-стимул может определять часть речи ассоциации: глагол требует в ответ ассоциацию глагольной формы. Такая особенность ассоциативного эксперимента, помимо качества вербальной активности, оценивает уровень развития словесно-логического мышления дошкольников. В тесте для старших дошкольников используется инструкция, требующая от ребенка подбора антонима в ответ на слово-стимул. Например, правильными должны быть следующие словесные реакции: на слово «большой» - ответ «маленький», «мужчина - женщина», «бежать - стоять». Неправильными являются все варианты словоизменений,

Рис. 1. Результаты диагностики уровня интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Примечание. * - значимость различий р < 0,001.

преобразующие слово-стимул. Например, частичные эхолалии, когда ребенок использует приставку «не» для порождения ответного слова с противоположным смыслом типа «маленький - немаленький».

Анализируя полученные результаты, выявили, что у дошкольников, с которыми взрослые постоянно занимаются с целью познавательного развития, показатели выполнения теста укладываются в диапазон от 62 до 75 %. У девочек таких показателей 27 % (41 человек), у мальчиков они составляют 7 % (11 человек). Дошкольники, не имеющие возможностей для интенсивного развития интеллектуальных способностей, как правило, имеют более низкие показатели выполнения этого теста 55-62 %. У девочек таких показателей 73 % (110 человек), у мальчиков - 93 % (140 человек). Если показатели успешности речевой деятельности в этом задании ниже 40 %, то это свидетельствует о существенном снижении не только речевого развития, но и в целом интеллектуального, ни у девочек, ни у мальчиков таких показателей не обнаружено.

Для исследования социального интеллекта детей были использованы два адаптированных субтеста: «Истории с завершением» и «Группы экспрессии». Результаты субтеста 1 позволяют предвидеть возможные последствия поведения ребенка в определенной ситуации и предсказать то, что произойдет в дальнейшем. Ребенок может выбирать нужный сюжет из трех предложенных, рассуждая вслух или делая это молча, и так далее все карты. Субтест 2 предназначен для измерения способности к восприятию невербальной экспрессии, ее распознаванию и выделению существенных признаков различных ее проявлений. Детям легко анализировать и прогнозировать ситуации общения и социального взаимодействия. Дошкольники сильно отличаются друг от друга по способности анализировать и прогнозировать ситуации общения и социального взаимодействия.

Используя полученные численные показатели выполнения двух субтестов и объединив их, сравнили полу-

ченный общий балл с нормальным диапазоном значений развития социального интеллекта у детей 6-7 лет. У большинства детей значения социального интеллекта укладываются в диапазон значений 9-14 баллов, что говорит о нормальном развитии (девочек с таким показателем 150 человек, мальчиков - 140).

Диапазон соответствует хорошему развитию социального интеллекта, что позволяет дошкольникам легко справляться с ситуациями общения и обеспечивает им высокий уровень адаптации к жизни и способность освоить социальную роль ученика и новую форму деятельности - учебную. Нижние значения диапазона и все показатели меньше 9 баллов - у девочек 0 человек, у мальчиков 10 - свидетельствуют о сниженной способности воспринимать социальные ситуации и слабо развитой возможности правильно прогнозировать развитие ситуаций. Низкий уровень развития социального интеллекта не позволит ребенку без затруднений освоить новые правила поведения в школе и применять их адекватным образом, не порождая различных конфликтов со сверстниками и учителями.

Статистически значимые различия на уровне р = 0,027 между мальчиками и девочками обнаружились по результатам ассоциативного эксперимента, вербальный интеллект девочек в сфере ассоциативного мышления выше, чем у мальчиков, и объем словарного запаса у девочек к началу школьного обучения гораздо больше. По другим характеристикам вербального интеллекта, а также по параметрам социального интеллекта значимых различий между показателями мальчиков и девочек не обнаружено.

Второй этап исследования

С помощью анкеты «Оценка агрессивности ребенка», тестов на исследование эмоциональной устойчивости, произвольности внимания и произвольного речевого общения была изучена эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Рис. 2. Результаты оценки агрессивности детей старшего дошкольного возраста Примечание. * - значимость различий р < 0,001.

Результаты оценки агрессивности ребенка были получены с помощью анкетирования родителей (рис. 2).

При анализе полученных результатов установлено, что показатели девочек ниже, чем показатели мальчиков, у девочек агрессия снижена (53 %) или находится на уровне средней (40 %), низкий показатель - 7 %, у мальчиков средний показатель составляет - 40 %, высокая агрессия у 27 % опрошенных, низкий показатель - 33%.

Для изучения эмоциональной сферы детей был взят тест на оценку эмоциональной устойчивости и формы эмоционального управления интеллектуальной деятельностью. Дошкольники эмоциональнее взрослых, так как они еще не умеют не реагировать на неприятные для себя события, оценки и отношения. Так, ребенок легко расстраивается, и при этом снижаются показатели его познавательной деятельности. В результате выполнения трех ассоциативных этапов получены результаты в трех сериях вербальных заданий. Важными признаками выполнения ассоциативного эксперимента в ситуациях различной эмоциональной напряженности служит качество выполнения тестовых заданий. Нормой выполнения ассоциативного эксперимента для 6-7-летних детей в нейтральной ситуации является диапазон от 60 до 88 %, ответы всех 150 девочек (100 %) входят в этот диапазон, у мальчиков в норме 67 %. Более высоких значений не показали ни девочки, ни мальчики. Низкие значения типичны для дошкольников со слабо развитой речевой активностью, у девочек таких показателей нет, у мальчиков - 33 %.

Второе, что привлекает внимание, это изменение КВИ в ситуациях эмоциональной напряженности. У большинства старших дошкольников введение эмоционально окрашенного воздействия привело к снижению качества вербального ассоциирования. Однако выявлено улучшение показателя выполнения этого теста в эмоционально положительной серии на 10 или 15 %. Здесь девочки показали лучший результат (высокий показатель 30 человек (20 %), средний - 120 (80 %), чем мальчики (высокий результат 0 человек, средний 110 (73 %)), мальчики, которым тяжело было справиться с заданием (41 человек (27 %), показали низкий результат.

Примерно 16-20 % старших дошкольников проявляют удивительную способность улучшать результаты своей деятельности в тесте, когда для них появляется угроза потери или утраты, например конфет в нашем эксперименте. Улучшились показатели ассоциативного эксперимента у девочек, при этом средний показатель был выявлен у 60 человек (40 %), высокий - у 90 (60 %), отмечен прирост показателей интеллектуальной деятельности (на 20-30 %).

Для изучения волевой сферы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста исследовалось произвольное внимание.

Произвольное внимание принято оценивать по результатам выполнения какого-либо понятного и доступного задания. Чаще всего для этого используют

одно из заданий тестов Д. Векслера - корректурную пробу. Средний уровень развития произвольного внимания показали 60 % девочек и 63 % мальчиков, высокий уровень показали 27 % девочек и 20 % мальчиков, присутствуют дети с низким показателем развития произвольного внимания - у девочек 13 %, у мальчиков - 27 %.

Тест на оценку произвольного речевого общения показал средний результат выполнения данного задания - 40 %; 7 % девочек не справились с заданием или справились плохо. Развитие произвольного речевого общения у большинства мальчиков находится на среднем уровне (53 %), это на 13 % больше, чем у девочек; количество девочек с высоким уровнем развития на 39 % больше, чем мальчиков (14 %); низкий уровень развития произвольного речевого общения у мальчиков также присутствует - 33 %, это на 26 % больше, чем у девочек.

Значимые различия между мальчиками и девочками обнаружились по параметрам агрессивности (р < 0,001), тревожности (р = 0,027) и показателям интеллектуальной деятельности в положительных эмоциональных ситуациях (р < 0,001). Мальчики более агрессивны, чем девочки, однако девочки более тревожны. Кроме того, мальчики старшего дошкольного возраста больше девочек интеллектуально продуктивны в ситуациях положительного эмоционального подкрепления. Данный фактор необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников, особенно при оценке их интеллектуальной деятельности.

В сфере волевой регуляции интеллектуальной деятельности значимые различия между мальчиками и девочками обнаружились в продуктивности произвольного речевого общения (р < 0,001). У мальчиков произвольность речевого общения гораздо выше, чем у девочек. Они лучше девочек умеют подчинять свою речь определенной задаче и контролировать этот процесс. Данное качество имеет большое значение для успешности дальнейшего обучения в школе, поэтому в процессе подготовки к школьному обучению необходимо обращать внимание на формирование произвольности речевого общения, и прежде всего у девочек.

Обсуждение результатов

По результатам проведенного исследования было установлено, что вербальный интеллект девочек старшего дошкольного возраста в сфере ассоциативного мышления выше, чем у мальчиков, к началу школьного обучения гораздо больше и объем словарного запаса у девочек. По другим характеристикам вербального интеллекта, а также по параметрам социального интеллекта значимых различий между мальчиками и девочками не обнаружено. Статистически значимые различия между мальчиками и девочками обнаружились по параметрам агрессивности, тревожности и показателям интеллектуальной деятельности в положительных эмоциональных ситуациях, мальчики более агрессивны, чем девочки,

однако девочки более тревожны. Кроме того, мальчики старшего дошкольного возраста больше девочек интеллектуально продуктивны в ситуациях положительного эмоционального подкрепления. В сфере волевой регуляции интеллектуальной деятельности значимые различия между мальчиками и девочками обнаружились в продуктивности произвольного речевого общения. У мальчиков произвольность речевого общения гораздо выше, чем у девочек. Они лучше девочек умеют подчинять свою речь определенной задаче и контролировать этот процесс.

Результаты проведенного эмпирического исследования психологических различий мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников, особенно при оценке их интеллектуальной деятельности.

Список литературы

1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. Ярославль, 1998. 249 с.

2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2002. 320 с.

3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М., 1995. 529 с.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. 127 с.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / пер. с англ. С. Ме-леневская, Д. Викторова, С. Шпак. New York ; London: Plenum press, 2001. 352 с.

6. Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб. : Питер, 2008. 464 с.

7. Каган В. Е. Неконтактный ребенок. Л. : Медицина, 1989. 391 с.

8. Ковалева Н. П. Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте // Экология человека. 2014. № 2. С. 25-32.

9. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М. : Просвещение, 1985. 294 с.

10. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М. : Смысл, 1999. 224 с.

11. Лукманова Н. Б., Волокитина Т. В., Гудков А. Б., Сафонова О. А. Динамика параметров психомоторного развития детей 7-9 лет // Экология человека. 2014. № 8. С. 13-19.

12. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1987. 135 с.

13. Уханова А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2. С. 115-124.

14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.

15. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. : Речь, 2003. 240 с.

16. Янкина Е. И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста // Ананьевские чтения-99: тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 238-239.

17. Kalliopuska M. Relation of ineffective communication of emotion and children"s recognition of emotional expressions // Percept, and Mot. Skills, 1985. Vol. 61, N 3. Pt. 2. P. 1 175-1 178.

1. Belkina V. N. Psikhologiya rannego i doshkol"nogo detstva . Yaroslavl, 1998, 249 p.

2. Bern S.H. Gendernaya psikhologiya . Saint Petersburg, 2002, 320 p.

3. Bozhovich L. I. Izbrannye psikhologicheskie trudy . Moscow, 1995, 529 p.

4. Breslav G. M. Ehmotsional"nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve . Moscow, 1990, 127 p.

5. Beron R., Richardson D. Agressiya , trans. from english. S. Melenevskaya, D. Viktorova, S. Shpak]. New York, London, Plenum press, 1994, 352 p.

6. Izard K. E. Psixologiya e"mocij , trans. from english. Saint Petersburg, 2008, 464 p.

7. Kagan V. E. Nekontaktnyj rebenok . Leningrad, Meditsina Publ., 1989, 391 p.

8. Kovaleva N. P. Features of gender identity development in primary schoolchildren. Ekologiya cheloveka . 2014, 2, pp. 25-32.

9. Kosheleva A. D. Emocional"noe razvitie doshkol"nika . Moscow, 1985, 294 p.

10. Libin A. V. Differencial"naya psixologiya: na peresechenii evropejskix, rossijskix i amerikanskix tradicij . Moscow, Smysl Publ., 1999, 224 p.

11. Lukmanova N. B.,Volokitina T. V. Gudkov A. B., Safonova O. A. Changes of psychomotor development parameters in 7-9 y.o. children. Ekologiya cheloveka . 2014, 8, pp 13-19.

12. Psixologiya razvivayushhejsya lichnosti . Ed. Petrovsky A. V. Moscow, Pedagogika Publ., 1987, 135 p.

13. Ukhanova A. V. The program of development of emotional-volitional and communicative sphere of preschool children. Vestnik prakticheskoj psixologii obrazovaniya . 2009, 2, pp. 115-124.

14. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manujlov G. M. Social"no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp . Moscow, 2002, 490 p.

15. Shipicina L. M. Kompleksnoe soprovozhdenie detej doshkol"nogo vozrasta . Saint Petersburg, Rech Publ., 2003, 240 p.

16. Yankina E. I. Emotsii v razvitii intellekta rebenka doshkol"nogo vozrasta . In: Tezisy nauchno-prakticheskoi konferentsii "Ananievskii chteniya-99" . Saint Petersburg, 1999, pp. 238-239.

17. Kalliopuska M. Relation of ineffective communication of emotion and children"s recognition of emotional expressions. Percept. and Mot. Skills. 1985, 61 (3), pp. 1 175-1 178.

Контактная информация:

Шимановская Янина Васильевна - кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой социальных технологий Российского государственного социального университета

Адрес: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1

Е. Маккоби и К. Джеклин (Е. Maccoby, С. Jacklin, 1974) на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Это они объясняют тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу еще К. Батюшков писал: «Любить или ненавидеть! -им (женщинам. - Е.И.) надобна беспрестанная пища для чувств» 1 . Это находит подтверждение и в некоторых исследованиях. Так, В. А. Чикер и др. (1998) выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Л. В. Куликов (1997) отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Правда, до сих пор не ясно, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.

Различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин многие психологи связывают именно с особенностями воспитания тех и других. Р. Сальваггио (1996) отмечает, что у женщин весьма желательны эмоциональная зависимость от противоположного пола, погруженность в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств, проявление агрессии. Это создает у женщин мазохистскую установку. В то же время для мужчин все это достойно насмешек и позора. Согласно К. Юнгу, у мужчины в процессе его воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют.

Различия по тревожности. У младших школьников, по данным Л. П. Баданиной (1996), наблюдаются различия между мальчиками и девочками по ряду эмоциональных состояний. Показатели тревожности у мальчиков ниже, чем у девочек. Автор связывает это с тем, что девочки с большей осознанностью воспринимают роль школьника. Мальчики и девочки также различаются по доминирующим причинам тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего, чем у мальчиков, количества невротических реакций наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков семи лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем возрасте. При этом у мальчиков уже в 9 лет показатели самооценочной тревожности начинают сравнивать-

Батюшков К. Сочинения. - Архангельск, 1979 - С. 329.

психотерапевт, детский и семейный психолог

Анна Покровская, психотерапевт, детский и семейный психолог, мама двоих сыновей, 9 и 5 лет, провела в декабре 2016 г. встречу для мам в Коворкінге з дітьми Zelenka, которые хотели узнать у психолога, почему мальчиков и девочек надо воспитывать по-разному. Для тех, кому тема интересна, редактор сайт Анна Печерная записала основные идеи.

Тревожные родители

В первую очередь Анна назвала две главные проблемы обращающихся к ней за консультацией мам:

Повышенная тревожность по отношению к сыновьям у мам, которые считают "мужской мир" очень опасным и не дают возможности с ними сепарироваться

«Мужской мир женщинам не очень доступен к глубокому пониманию всех его процессов. Понять дочь и ее потребности, отталкиваясь от себя, можно. Понять маленького мальчика и вообще представить себе, что когда-то он станет взрослым мужчиной, мамам сложно. Очень многие мамы не готовы отпускать своих повзрослевших сыновей. Отсюда и проблемы»

Завышенные ожидания мам от девочек, много критики в их адрес и даже разочарование своими дочерями.

Что дает девочке мама

Обеспечивает эмоциональное сопровождение.

Обучает пониманию того, что значит быть женщиной и как справляться с радостями и печалями.

На своем опыте учит строить отношения с мужчинами.

Если в семье нет эмоционального контакта, не говоря уже об элементарном уважении, девочке неоткуда взять пример, и потому зачастую она повторяет несчастливый сценарий маминой судьбы.

«Я часто работаю с мамами дочек в ключе женского родового сценария. Когда женщина не понимает, откуда идут конфликты с дочерью, нужно смотреть, как жила бабушка, какие отношения были у нее с мамой, как критиковала, как поддерживала, каким был контакт, неосознанно мама все это передает своей дочери»

Откуда у девочек комплексы

Зачастую мамы и педагоги транслируют понимание «правильной» девочки выгравированное в умах советской системой. Это выражается в шквале критики и оценивания.

Как итог у таких девочек вырабатываются комплексы, боязнь ошибок, перфекционизм, болезненная реакция на критику и накопление тревоги, нередко переходящей в неврозы.

СМИ активно пропагандируют культ внешности, худой фигуры. У женщин возникают проблемы с самоидентификацией, если они не соответствуют принятым в обществе канонам красоты.

Если же еще и мама недовольна своей внешностью, сидит на диетах, и не чувствует себя желанной и сексуальной, то девочка будет это подсознательно наследовать.

«Вспомните, чего не хватало вам в детстве от мамы и дайте это своей дочери. Также обязательно узнайте, какие у нее потребности, а для этого надо выстроить доверительные отношения с ребенком»

Что дает девочке папа

Учит рисковать, поднимать планку и выходить в мир.

Своим отношением формирует впечатление, как к ней должен относиться мужчина, как ее любить и беречь.

Помогает девочке научиться любить свое тело, давая ей достаточно тактильного контакта.

Типичная ситуация: в подростковом возрасте, 13-15 лет, когда у девочек начинается менструация, рушится их самооценка и они загоняют себя в жесткие рамки, остро реагируют на критику, страдают от пищевых расстройств, они отдаляются от своих отцов. Папы вдруг осознают, что их маленькая девочка выросла - стала женственной, у нее появилась грудь, изменилось ее поведение.

В попытке вернуть теплые эмоциональные отношения с папами девочки могут подсознательно использовать метод смены образа - делают короткую стрижку, одеваются как мальчики, стараясь всеми способами нивелировать свою женственность.

«Папы в последние годы ходят на подготовку к родам, читают литературу по воспитанию детей, идут на партнерские роды, но эти тенденции не отменяют исторического наследия, когда папа не был включен в воспитание - это было женское дело, его дело было - ходить на работу. Во многих семьях папа вольно или невольно, но был вытеснен из отношений с дочкой («мы тут девочками сами разберемся»). Это ответственность женщины - создать такое поле вокруг дочери, чтобы папа был включен в воспитание»

Важно: Оба родителя должны быть включены в общение с дочкой. В будущем этот тесный контакт в случае возникновения проблем - агрессии в коллективе, конкуренции со сверстницами, буллинга - поспособствует тому, что она придет за помощью и поддержкой именно к маме с папой.

Если семья неполная

В ходе семинара Анна затронула тему неполной семьи, когда мама растит растит ребенка сама.

У мужчин дети должны учиться рисковать, принимать решения, более целостно переносить удары судьбы. Именно поэтому неполным семьям нужно восполнять мужскую энергию. По возможности создавать ребенку картинку семьи из двух родителей. Если отца нет, нужно найти значимого мужчину, который бы его заменил - дядя, тренер, крестный.

Как психолог Анна знает, что мамы, которые растят сыновей в одиночку, зачастую мешают личной жизни сына, поскольку в отношениях присутствует такой скрытый родительский посыл: «У меня не сложилась жизнь, почему у тебя должна сложиться» или «Лучше меня тебя никто не будет любить».

Если мама занимает позицию «все мужики козлы», сын будет вынужден задавить свое мужское естество, чтобы мама его не отвергла.

Различия эмоциональной сферы мальчиков и девочек

Слезы

Современное общество лояльно относится к слезам девочек, но не приемлет слез у мальчиков («Не плачь, ты же мужчина»). В коллективах учителя негативно относятся к слезам, учат мальчиков отказываться от проявления этих чувств, оставляют расстроенных мальчиков сам на сам. И они чувствуют себя отверженными.

А мальчикам просто необходимо до подросткового периода познать всю гамму своих эмоциональных реакций - слезы и переживания, потому что потом этот канал закроется.

«Испытывая разные эмоциональные реакции, мальчик укрепляет свою нервную систему. Ему нужно контактировать со своими чувствами. А если мальчик этому не научится, у него будут потом психологические проблемы»

Сведения о гендерных различиях в сфере эмоционального интеллекта (ЭИ) – совокупности интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации – являются достаточно противоречивыми. Так, Ш. Берн указывает на незначительность различий в эмоциональной сфере между лицами мужского и женского пола .

Согласно другим исследованиям , несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ (коэффициента эмоциональности), женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем).

Oбнаружены значимые различия в уровне эмоционального интеллекта между девочками и мальчиками-подростками: у мальчиков по сравнению с девочками уровень эмоционального интеллекта в целом ниже . В то же время согласно результатам другого исследования значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (при этом у женщин эмоциональный интеллект достигает более высокого уровня, чем у мужчин), в то время как у детей таких различий выявлено не было .

Согласно результатам проведённых нами исследований, у лиц юношеского возраста не выявлено гендерных различий в интегральных показателях эмоционального интеллекта , однако обнаружены расхождения в выраженности его отдельных способностей. Так, у девушек в отличие от юношей отмечается преобладание эмпатии, распознавания эмоций других людей, понимания эмоций в целом ; у юношей в отличие от девушек – доминирование внутриличностного эмоционального интеллекта и его компонента «контроль экспрессии» . Можно предположить, что поскольку данные различия в уровне отдельных показателей эмоционального интеллекта не влияют на уровень EQ в целом, то имеет место компенсация эмоциональных способностей.

Результаты наших исследований позволяют выдвинуть предположение, что у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан, в первую очередь, с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей – в большей мере с качеством межличностных связей .

Рассмотрим гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в модели способностей .

На идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Так, в ситуациях, которые способствовали возникновению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагировали проявлениями гнева. Напротив, женщины склонны были говорить, что в данных ситуациях они чувствовали бы себя опечаленными, обиженными или разочарованными. Различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько эмпатичными они стремятся быть . Примечательно, что в подобных исследованиях у мужчин и у женщин при всём различии их эмоциональной экспрессии наблюдались одинаковые физиологические реакции .

Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. В ряде исследований показана большая экспрессивность лиц женского пола вне зависимости от их возраста , при этом женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных . Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины .

Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин . Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии .

Большее разнообразие способов выражения эмоций у лиц женского пола, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у лиц мужского пола. В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева. Интересно, что в возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию. Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий . В дальнейшем у мужчин преобладает прямая агрессия (физическая и вербальная), у женщин – косвенная, или «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов) .

Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций, «не свойственных» представителям определённого пола. Для мужчин открытое проявление эмоций в ряде случаев достойно насмешек и позора.

Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как «немужские». Мужчины, проявляющие подобные эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами , их не склонны утешать в этих случаях, как это принято по отношению к женщинам . Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Агрессивные мальчики оцениваются как более привлекательные и компетентные, чем неагрессивные, в то время как агрессивные девочки оцениваются как менее привлекательные и обычно сталкиваются с широким кругом проблем во взаимоотношениях со сверстниками . В ситуации конфликта мужчины в большей мере склонны к внешней агрессии, в то время как женщины – к аутоагрессии (к самообвинению).

Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии и печали, стыда , страха и тревоги . Нельзя сказать, что мужчины не испытывают подобных «немужских» эмоций, однако в ситуациях непосредственного общения они стремятся не проявлять их. Например, представители сильного пола проявляют такую же готовность обнаруживать свои эмоциональные проблемы, как и женщины, если они рассказывают о них в условиях магнитофонной записи или в письме в журнал .

Согласно исследованиям, проведённым в США и в Венгрии, лица обоих полов считают, что женщины охотнее делятся своими чувствами, чем мужчины. В то же время мужчины наиболее откровенны в дружбе с женщинами . По-видимому, опасения по поводу несоответствия гендерной роли у мужчин наиболее сильны в окружении представителей своего пола.

«Запрет» на выражение ряда эмоций и чувств существует и у женщин. Р. Сальваггио (1996) отмечает, что у женщин весьма желательно выражение эмоциональной зависимости от противоположного пола, погружённости в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств и проявление агрессии. По мнению автора, это создаёт у женщин мазохистскую установку .

Результаты приведённых выше исследований дали основание Ш. Берн говорить о том, что эмоциональность, т.е. сила переживаемых эмоций, у представителей обоих полов одинакова, различна лишь степень их внешнего выражения . Е.П. Ильин вносит уточнение, что у мужчин и женщин различно и качество выражения определённых эмоций: «…то, что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т.п.), «неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин (проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для женщин»

Возможно, с гендерными стереотипами связаны и различия в кодировании эмоций. Установлено, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, мужчины – гнева и злобы .

Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (фасилитация мышления).

В житейском обиходе устоялось представление о преобладании у женщин «эмоционального мышления», которое подразумевает ингибирующее влияние эмоций на деятельность.

Это означает, что женщины склонны реагировать не рационально, а эмоционально, причём реакция определяется не столько содержанием высказывания, сколько сложившимися к данному моменту отношениями . Такая реакция непроизвольна и неконструктивна. Данный подход соответствует стереотипным представлениям о гендерных ролях, однако кажется далёким от современной реальности.

Представление о большей эмоциональности женщин по сравнению с мужчинами и знание об эмпирически установленной взаимосвязи эмоциональности и креативности делает возможным предположение не столько об ингибирующем, сколько о фасилитирующем влиянии эмоций на умственную активность у лиц женского пола. Подобная гипотеза уже находит своё подтверждение в современных исследованиях. Так, выявлено более выраженное влияние эмоционального фактора на творческую продуктивность девочек по сравнению с мальчиками .

Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам . Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин .

Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, современные девочки в целом лучше, чем мальчики, регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний , у них более развит эмоциональный канал эмпатии .

Женщины более эмпатичны, чем мужчины , при этом они более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях .

Н. Айзенберг и её коллеги связывают большую эмпатийность девочек 10-12 лет по сравнению с мальчиками более ранним моральным развитием первых . Большую склонность к эмпатии женщин по сравнению с мужчинами объясняют их гендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим воспитанием детей . Игры девочек с куклами развивают эмпатийную экспрессию, а игрушки мальчиков её не развивают. По мнению Д. Блока, у мужчин вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости. В результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека. Заметим, что указанные исследования эмпатийности связаны с изучением согоревания. Представляется интересным, какими были бы различия в данной сфере между мужчинами и женщинами в ситуациях, требующих сорадования.

В связи с последним замечанием интересным представляется обнаруженный нами факт: у девушек с повышением уровня понимания чужих эмоций через экспрессию связано снижение частоты переживания эмоции радости и повышение частоты переживания горя. Это позволяет предположить, что сопереживание проявляется у них, в первую очередь, как согоревание. Иными словами, студентки используют свои эмоциональные способности, чтобы разделить с другими людьми их негативные переживания и, тем самым, снизить их интенсивность .

Данные исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек – особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении.

Если мужчина терпит поражение, он объясняет это внешними причинами (отсутствием возможностей, недостаточной поддержкой руководства). Женщины обычно ищут причины неудач в собственном личностном несоответствии .

Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением.
Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева и агрессии . Даже у склонных к алекситемии мужчин запрет выше на страх, у женщин – на гнев.

Причины описанных выше различий являются в большей мере социальными, нежели биологическими. Паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы подходом в воспитании детей. Согласно К. Юнгу, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Родители требуют, чтобы мальчики контролировали свои эмоции, но с девочками подчёркивается эмоциональная открытость . Превосходство лиц женского пола в склонности к обсуждению эмоций, которое появляется в раннем детстве, сохраняется на достаточно устойчивом уровне и в дальнейшем .

Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосознанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих гендерных ролей. Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости допустимо агрессивное давление – отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии и гнева и запрет на выражение печали, тревоги и уязвимости готовят их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу .

Напротив, агрессивное поведение в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии. Будучи поощряемы к выражению таких эмоциональных явлений, как теплота, жизнерадостность, уязвимость, смущение, и не поощряемы по отношению к выражению гнева и агрессии, женщины, скорее всего, будут успешно выполнять свои социальные роли воспитательниц и хранительниц домашнего очага. Кроме того, позиция «ведомого» (а именно таково в большинстве случаев положение женщины во взаимоотношениях с мужчиной в семье) побуждает к внимательному распознаванию эмоций других людей . Поэтому с учётом требований гендерной роли вполне закономерно, что для девушек-студенток в большей мере, чем для юношей, субъективно важно уметь управлять собственными эмоциями и понимать эмоции других людей .

Взрослея, девушки верят в то, что от них требуется выражать позитивные эмоции по отношению к другим людям, в противном случае окружающие будут их осуждать. Мужчины в аналогичных ситуациях не ожидают по отношению к себе подобных последствий .

Односторонний подход к социализации девочек и мальчиков приводит к печальным последствиям. Мужчины оказываются неспособными проявить столь необходимые во взаимоотношениях полов и в семейном общении нежность, теплоту и участие; они не допускают в сферу сознания страх и стыд. Женщины оказываются лишёнными возможности адекватно осознать и выразить агрессию и гнев, они вынуждены тормозить проявления сексуальности. В том и в другом случае общество требует контроля определённых эмоций, который осуществляется далеко не безопасным для здоровья и взаимоотношений способом – через их подавление.

Итак, данные о гендерных различиях эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Если говорить о выраженности его структурных компонентов, то у женщин по сравнению с мужчинами преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: «прайм–Еврознак», 2001. – 320 с.
2. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. – М: «КСП+», 2003. – 272 с.
3. Harrod, N.R.An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics / N.R. Harrod, S.D. Sheer // Adolescence, Fall, 2005. . Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles. html. – Date of access: 14.05.2005.
4. Guastello, D.D. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents / D.D. Guastello, S.J. Guastello. // Sex Roles: A Journal of Research. – 2003. – Volume 49, Numbers 11-12. – P. 663-673.
5. Андреева, И.Н. / И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия: материалы 7-ой международн. междисциплинарной научно-практ. конф., Минск, 10-11 декабря 2004 г. / ЖИ «ЭНВИЛА»; редкол.: Черепанова Л.А. [и др.] – Минск, 2004. – С. 282-285.
6. Андреева, И.Н. / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы международн. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2006 года / СПбИУиП; редкол. В.Н. Дежкин [и др.] – Ч. 1. – СПб, 2006.– С. 17-21.
7. Андреева И.Н. / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы второй международн. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 13-14 апреля 2007 года / СПбИУиП; редкол. В.Н. Дежкин [и др.] – Ч. 1. – СПб, 2007. – С. 12-15.
8. Mayer, J.D. Models of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey D. Caruso. In R.J. Stenberg (Ed.) Handbook of intelligence. – Cambrige, UK: Cambrige University Press, 2000. – P. 396-420.
9. Goleman, D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions / D. Goleman // The New York Times, August, 23, 1988.Copyright. 1988 by The New York Times Company. Reprinted by permission.
10. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
11. Stapley, J. Beyond depression: Gender differences in normal adolescents, emotional experiences / J.Stapley, J.M. Haviland // Sex roles. – 1989. – V. 20. – P. 295-308.
12. Суханова, К.Н. Гендерные проблемы эмоций / К.Н. Суханова // Психология XXI века: тезисы междунар. научно-практ. конф. студ. и аспирантов, 12-14 апреля 2001 г.; под ред. А.А. Крылова. – СПб: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2001. – С. 257-258.
13. Cross, S.E. Models of self: self-construals and gender / S.E. Cross, L. Madson. // Psychol. Bull. – 1997. – V. 122, № 1. – P. 5-37.
14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
15. Siegel, S. Interpersonal perceptions and consequences of depressive-significant other relations: A naturalistic study of college roommates / S. Siegel, L. Alloy // Journal of Abnormal Psychology. – 1990. – 99. – P. 361-373.
16. Ярчак, М. Т. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? / М. Т. Ярчак // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – № 7. – С. 72-75.
17. Качалко, В.Б. Корреляционный анализ качеств творческой личности / В.Б. Качалко, В.В. Гульчик // Психология. – 2003. – № 2. – С. 76-81.
18. Sex differences in temporo-limbic and frontal brain volumes of healthy adults / R. Gur // Cerebral cortex. – 2002. – 12. – P. 998-1003.
19. Березовская, Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) / Т. Березовская // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 196-198.
20. Пономарёва, М. Гендерные особенности развития эмпатии в юношеском возрасте / М. Пономарёва // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конферен-ции, 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 247-249.
21. Eisenberg, N. Sex differences in empathy and related capacities / N. Eisenberg, R. Lennon // Psychol. Bulletin. – 1983. – V. 94. – P. 10-131.
22. Eisenberg, N. The developments of prosocial values // N. Eisenberg // Social and moral values: Individual and social perspectives. – Hillsdale, N.Y., 1989.
23. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов; отв. ред.Э.А. Асратян. – М.: Наука, 1981. – 216 с.
24. Андреева, И.Н. / И.Н. Андреева // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения: материалы III международн. научн. конф., Гомель, 18-19 октября 2006 года / ГГУ им. Ф. Скорины; науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко. – Гомель, 2006. – С. 128–131.

Главный вывод, который напрашивается при анализе эмпирического материала, касающегося исследованиям общего интеллекта, - отсутствие половых различии.

Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8-11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов» ) - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. У мужчин наблюдается превосходство по общему интеллекту в возрасте после 38 лет.

По речевым способностям впервые превосходство мужского пола обнаруживается около 3 лет, своего пика оно достигает в 5-11 лет, а отдельные «всплески» преимущества наблюдаются в 14, 17, 29 и 41 год. Выделяются следующие группы показателей:

  • - артикуляция речи;
  • - ее декодирование;
  • - словарный запас;
  • - беглость речи;
  • - скорость чтения;
  • - понимание прочитанного;
  • - интеллектуальные показатели.

В этих результатах, пожалуй, выделяется интеллектуальный компонент. Преимущество мальчиков в артикуляции наблюдается только в 7 лет.

Превосходство девочек и женщин - гораздо более яркое как по количеству показателей, так и по возрастному диапазону. Превосходство женского пола начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, т.е. при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста:

  • - девочки в младенчестве начинают говорить на 2-4 месяца раньше мальчиков;
  • - в 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой же запас лишь к 22 месяцам.
  • - словарном запасе;
  • - речевой активности;
  • - ясности речи.

Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению. Артикуляционные способности, т.е. более четкое произношение звуков девочек, в 1-м классе сравнимы с такими способностями мальчиков 2-го класса. В подростковом возрасте также отмечается незначительное преобладание языковых показателей девушек в артикуляции. Е. М. Данилович в своих исследованиях установила более высокий темп артикуляции у женщин по сравнению с мужчинами выявила.

Возможные причины явного превосходства девочек и женщин по речевым способностям:

Можно выдвинуть гипотезу о более раннем созревании девочек, но почему же тогда и в 84 года речь женщин меньше поддается инволюционным изменениям?

Возможно, дело в функциональной асимметрии мозга.

Фактор гендерной социализации, скорее всего, также играет свою роль: гуманитарные предметы традиционно считаются более «женскими», и еще в школе девочек ориентируют в первую очередь на них.

Математические способности. Прежде всего, многие результаты свидетельствуют об отсутствии половых различий. Это касается в основном вычислительных способностей, а также невербального интеллекта.

Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям.

Казалось бы, ничего драматичного здесь нет, тем более что никто не делал выводов о более низком интеллекте женщин: просто у одного пола обнаружилось преимущество в одном, у другого - в другом показателе. Однако в 1970-х гг. в психологии половых различий и в психологии женщины не было темы более спорной, чем тема математических способностей. Раздавались даже призывы запретить подобные исследования, которые якобы дискредитируют умственное развитие женщин. До сих пор эта проблема остается одной из самых спорных в психологии женщины, и по-прежнему раздаются нелепые призывы запретить подобные исследования.

Интересным представляется рассмотрение половых различий в проявлении эмоций у детей и взрослых. Плач и беспокойство у детей (группировка данных из книги Э. Маккоби и К. Жаклин). В большинстве случаев половые различия по этой характеристике отсутствуют. Их нет по частоте и длительности плача, по проявлениям беспокойства, по реакциям на присутствие и отсутствие матери или незнакомого человека, и это, по-видимому, естественно. Плач и беспокойство ребенка свидетельствуют о том, что он замечает изменения ситуации и эмоционально реагирует на нее.

Мальчики плачут чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Т. В. Бендас, предлагает считать плач мальчиков - «исследовательским», а девочек - «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.

Анализ данных, касающихся страха, показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх:

  • - при встрече с незнакомым человеком;
  • - подъеме па высоту;
  • - по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки и на громкий голос;
  • - по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку;
  • - по доведению во время первого посещения детского учреждения.

Эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью - адекватная реакции. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики.

О большой эмоциональности женщин свидетельствуют следующие эмпирические факты:

  • 1) большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами;
  • 2) для девочек и женщин связь эмоции с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин;
  • 3) женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие;
  • 4) женщины более подвержены депрессиям;
  • 5) женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх;
  • 6) положительные эмоции женщины пережинают более ярко;
  • 7) девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоциональные реакции;
  • 8) женщины превосходят мужчин в области невербальной экспрессии: они более точны в невербальном выражении эмоции и лучше декодируют невербальные эмоциональные сигналы других.

Косвенным свидетельством большей эмоциональности женщин являются данные о меньшей эмоциональности мужчин:

  • 1) мальчики и мужчины не стремятся показывать свои эмоции, особенно негативные;
  • 2) они эмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола;
  • 3) они подвергаются более жесткой, чем женщины, регламентации со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний.

Существуют данные - об отсутствии гендерных различий в области эмоциональных переживаний: гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях.

Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоции, как:

  • - гнев,
  • - презрение;
  • - отвращение;
  • - по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.

Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоции, т.е. эмоции, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин - печаль и страх.

Гнев (злость). В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Ученые объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Склонность к переживанию гнева. Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола.

Печаль. Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков.

Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным.

Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, проведенное М. С. Пономаревой, показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

По данным Д. И. Захарова

Выраженность страхов

У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.

Радость. Не обнаружено четких половых различий.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по:

  • - эмоциональной возбудимости;
  • - в меньшей степени - по интенсивности;
  • - еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) - большая эмоциональная возбудимость лиц женского выражена у них больше, чем у мужчин.