Интеллектуальное развитие ребенка 9 лет. Как улучшить интеллект ребёнка и не утратить собственный

Развитие интеллекта ребенка начинается с самого рождения. Ребенок уже способен слышать, видеть, испытывать вкусовые, обонятельные ощущения. Таким образом малыш получает информацию до двух месяцев, а позднее учиться чувствовать и различать целостные объекты, в основном людей. Малыш оживляется при виде матери или знакомого человека, услышав знакомый голос.

Развитие интеллекта ребенка с рождения до трех месяцев

Развитие ребенка 4 недель:

Ребенок успокаивается если его возьмут на руки и укачивают;
оживляется при звуке голоса мамы или другого близкого человека (или наоборот замирает);
о своих потребностях сообщает плачем. Когда проголодался или хочет спать;
если общаться с ребенком достаточно близко – внимательно разглядывает лицо человека;
на поставленный перед ним предмет тотчас обращает внимание. Внимательно его разглядывает.

Развитие ребенка в 2 месяца:

Во время кормления грудью может ненадолго остановиться чтобы рассмотреть мамино лица, посмотреть в глаза;
улыбается в ответ на улыбку;
когда с ним разговаривают произносит звуки, гулит;
трясет вложенной в руку погремушкой;
за движением следит глазами;
открывает рот, когда чувствует близость груди матери и при виде бутылочки.

Развитие ребенка в 3 месяца:

Узнает лица знакомых людей;
когда с ребенком разговаривают, оживляется и смеется в ответ;
разглядывает игрушки, свои ручки и пальчики.

Как развивать интеллект ребенка с рождения

Мелкая моторика

В это время развиваются слуховое внимание, кожная чувствительность – умение распознавать разные по фактуре предметы.
Малышам очень нравится, когда их гладят мягкой игрушкой, лучше если эта игрушка издает различные звуки. Погладьте малыша игрушкой и спрячьте её, ребенок начнет искать игрушку, беспокоиться, продолжите игру.

Пройтись по животику малыша указательным пальцем и мизинцем приговаривая:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашку не ел,
Молочка не пил, —
Того забодает, забодает.

Вы увидите какой бурный восторг вызовет эта знаменитая коза у ребенка.

Самый первый объект пристального внимания грудничков - это их собственные ручки. Находясь в кроватке, малыши внимательно изучают их, рассматривают пальчики, пробуют на вкус. Это очень важное занятие, которое помогает лучше чувствовать свои руки, что способствует формированию мелкой моторики что важно для развития участка коры головного мозга ответственного за развитие речи.

Чаще играйте с малышом в пальчиковые игры, Разминайте каждый пальчик, гладьте по ладошкам, потирайте ладошки малыша друг о друга, подуйте на них. При этом говорите ласковые слова или небольшие стишки, например:

Хлоп – Хлоп,
Ты ладошечка!
Хлоп – хлоп,
Моя крошечка!

Развивайте наблюдательность младенца

Для развития наблюдательности необходимо регулярно пополнять предметный мир младенца незнакомыми предметами. Потому как до трех месяцев малыш все свое время проводит в основном в кроватке, обязательно устройте для него традиционное развлечение – подвесные игрушки.

Не обязательно покупать мобиль с игрушками над кроваткой, обычные игрушки на шнуре, шарики и ленточки даже предпочтительней, ежедневно можно менять игрушки. Игрушки должны располагаться так чтобы ребенок не мог до них дотянуться, а только рассматривал их.

Больше всего ребенок любит наблюдать за движущимися объектом, сейчас не сложно найти такой мобиль, но можно соединить ручку или ножку ребенка с игрушками ленточкой, как движущийся объект готов!

Готовьте малыша к овладению речью

Всем нам с детства знакомы произведения, в которых дети, воспитанные в лесу животными в последующем, адаптируются в социуме. Надо сказать, что эти произведение не имеют под собой и толики реальности. Дети, оставшиеся без человеческого общения, в дальнейшем не смогут овладеть человеческой речью и как следствие понятийным мышлением, в своем психическом развитии они так и останутся на уровне животного.

Готовить малыша к овладению ручью необходимо с первых дней жизни. Постоянно разговаривайте, общайтесь с ребенком – когда гуляете, купаете, одеваете ребенка. Говорите с ним, объясняйте свои поступки, обозначайте предметы, которые используете.

Побуждайте младенца подражать вам, произносите звуки, для начала певучие гласные «а», «о», «у» и повторяющиеся слоги «ма-ма», «ля-ля-ля», «да-да-да». Или же делайте наоборот, как только ребенок начнет гулить, повторяйте те же звуки за ним. При этом желательно чтобы ребенок видел ваше лицо, движения ваших губ.

Замечено, что раньше других начинают говорить дети, родители некоторых немедленно реагировали на плачь младенца, приходили тотчас к ребенку что бы ликвидировать источник плача и просто успокоить.

Важнейшие качества – активность и предприимчивость

Подлинные интеллектуалы люди любознательные, способны отлично усваивать чужой опыт, а также генерировать новые идеи. Поэтому нужно всегда поощрять развитие интеллекта, познавательную деятельность младенца.
Младенцу интересно все. А в первую очередь конечно люди, которые его окружают, их лица и голоса. Поиграйте с малышом, стройте гримасы, смешные рожицы. Он может улыбаться в ответ или попробовать повторить вашу гримасу.
Что бы малыш научился сосредотачивать внимание на звуках, можно повесить над кроваткой несколько колокольчиков или популярный по фен-шуй талисман «музыка ветра».
Для развития чувственности кожных покровов предложите малышу кусочки разных материалов – различных тканей, губка, резина, кожа, шерсть. Ими можно поглаживать ручки или тело малыша.
Уже в младенческом возрасте можно начинать заниматься с малышом по методике Николая Зайцева, построенной на принципе «все и сразу». Первоначально можно развесить таблицы, петь склады демонстрируя их малышу.

Интеллектуально развитые, умные личности всегда были в большой цене. Человек, характеризующийся хорошим багажом знаний в разнообразных сферах, имеет преимущество перед другими людьми, что приводит к успеху в профессиональной деятельности. Следует различать развитый интеллект и начитанность. Ведь можно знать много увлекательных сведений, однако не уметь их анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Сегодня появилось множество способов развития интеллекта, использовать которые можно с самого раннего возраста.

Интеллект ребёнка

Зная о том, что человеческая психика - это способность воспринимать определённым образом окружающий мир и реагировать на него, то несложно и понять, что же такое интеллект. - качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект - это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.

«Знаете ли вы, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка - неотъемлемая часть гармоничного развития, которое включает духовное и физическое воспитание?»

Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие. Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства.

Этапы развития интеллекта

Прежде всего, уровень интеллекта (коэффициент умственного развития, IQ) проявляется в мыслительной способности ребёнка. Мышление напрямую связано с физической активностью. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, малыш познаёт окружающую его действительность, развивая мозг. Именно в связи с этим не следует ограничивать двигательную активность крохи, позволяя ему самостоятельно познавать мир. Запреты и ограничения тормозят мозговую деятельность малыша.

Младшие школьники будут интеллектуально развиваться, играя в настольные либо компьютерные логические игры. Игра - великолепный способ для организации обучения чему угодно. Согласитесь, гораздо лучше, когда развитие интеллектуальных способностей проходит в ненавязчивой обстановке.

Ещё более интересно, как интеллектуально развивать подростков. Школьная программа усложняется год за годом, и поэтому первые экзамены могут стать настоящим испытанием для школьников, имеющих интеллектуальные сложности. Юношеский возраст характеризуется изменениями в физической и психической сферах, а также некоторым снижением познавательного интереса. Вот тут родителям надо хорошенько подумать, как простимулировать интеллектуальное развитие подростков, не только заставляя их побольше читать.

Факторы интеллектуального развития

«А знаете ли вы, что грудное вскармливание младенца активизирует его умственное развитие?»

Умственное развитие ребёнка зависит от определённых факторов:

1. Генетические факторы. Имеется ввиду та , которую ребёнок получает от родителей при рождении. От этих факторов немало зависит уровень, качество и направление интеллектуального развития ребёнка.

2. Факторы, которые возникают во время беременности матери. То, какой образ жизни был у беременной, отражается на умственном развитии ребёнка. К примеру, задержке умственно развития будущего ребёнка могут влиять:

  • неполноценное питание
  • недостаток йода в организме матери
  • болезни во время беременности
  • приём лекарственных средств
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, табакокурение.

3. Факторы внешней среды. Нарушения в умственной деятельности малышей могут возникнуть вследствие:

  • плохого питания детей
  • недостатка общения
  • ограничения двигательной и познавательной активности
  • неполной семьи.

4. Фактор многодетной семьи. Исследования показали, что первенцы более умственно развиты в отличие от остальных детей в семье. Однако в многодетных семьях дети лучше развиваются в социальном плане: они легко приобретают навыки общения и быстрее адаптируются в обществе.
5. Фактор социального положения семьи. Дети из очень бедных семей не всегда радуют своей школьной успеваемостью родителей.
6. Фактор влияния школы. В большинстве общеобразовательных школ учителя до сих пор считают хорошим такого ученика, который спокоен, отвечает на вопросы так, как от него требуется, ничего не делает без спросу. Этим характеристикам не соответствуют дети с высоким творческим потенциалом: те, которые проявляют нестандартный подход к решению заданий. Только индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к образованию будут стимулировать умственное развитие детей в школе сегодня.
7. Фактор личностных качеств ребёнка. На развитие умственных способностей влияет и то, каким характером и темпераментом обладает ребёнок. Вдумчивые дети внимательны к выполнению сложных задач, однако они не уверенны в себе и боятся неудач. Легковозбудимые дети несколько поверхностны, но способны спонтанно проявлять творческие импульсы.
8. Фактор личностных качеств родителей. Хорошо, когда родители интеллектуально развиты, успешны, уверенны в себе, любят свою работу: в таких условиях дети быстрее развиваются. Однако это не главное условие для того, чтобы вырастить умного ребёнка. Главное в воспитании - забота родителей и вера в силы детей.

Интеллект дошкольников

«Это интересно. Мозг ребёнка формируется до трёх лет на 80%. Постарайтесь не пропустить этот момент для формирования интеллекта малыша».

Увидев игрушку впервые, малыш её тщательно исследует: осматривает, крутит, трясёт, пробует на вкус, прислушивается к ней. Зная об этой «исследовательской» природе маленьких детей, нужно предлагать им игрушки, стимулирующие их мыслительную способность:

  • блочные конструкторы
  • игрушки, которые можно разбирать
  • простые бытовые предметы, с которыми можно играть.

Как ещё малыш может изучать мир, развивая мозг?

  1. Постарайтесь покупать не все игрушки. Игрушки можно изготовить собственными руками, трансформировать бытовые предметы в игрушки: так будет интереснее их изучать.
  2. Привлекайте ребёнка к совместному творчеству. Изготовьте игрушку вместе с ребёнком и поиграйте с ним.
  3. Разрешайте ребёнку использовать в качестве игрушки разные предметы, которые его заинтересовали. Естественно, в разумных рамках: они должны быть безопасны.
  1. Множество игрушек рассеивают внимание. Поэтому лишние игрушки лучше убирать.
  2. Дети любят многофункциональные игрушки.
  3. Игрушки из магазина обычно быстро надоедают малышу.
  4. Ребёнка больше заинтересуют сложные игрушки, которые можно исследовать бесконечно.

Наряду с играми в игрушки, занимайтесь с ребёнком дидактическими (обучающими) играми, играйте на улице в спортивные игры, читайте и обучайте малыша чтению, начните постигать с крохой азы иностранного языка, занимайтесь рисованием и лепкой, музыкально развивайте ребёнка. Не нужно перегружать ребёнка. Идеально, когда занятия проходят в игровой форме, увлекательны и приносят удовольствие. Только тогда интеллект дошкольника будет развиваться естественно и гармонично.

Смотрите видео о том, как можно развивать умственные способности малышей

Особенности интеллектуального развития школьников

Ведущим видом деятельности у младших школьников становится учёба. На основе этого вида деятельности у детей активно развивается мышление, сопутствующие особенности (анализ, планирование и прочие), потребность в обучении и мотивация к нему. От того, насколько интересно осуществляется учебная деятельность, насколько она успешна, зависит развитие личности ученика. В процессе учебной деятельности дети овладевают способностью учиться и использовать теоретические знания. относится к периоду интенсификации интеллектуального развития. Умственное развитие стимулирует и другие качества ученика. Благодаря этому приходит осознание необходимости учебной деятельности, осуществляется запоминание произвольное и намеренное, развивается внимание и способность сосредотачиваться и т. д. Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников.

Интересно, что у детей школьного возраста формируется склад ума. У одних склад ума аналитический, у других учеников - наглядно-образный, а у третьи характеризуются наличием как образных, так и абстрактных элементов. Чтобы гармонично развивать умы школьников, учителю необходимо воздействовать как на логическую, так и на образную составляющую ума, преподнося учебный материал объёмно.

Успешной учёбе способствует наличие таких составляющих мышления школьников:

  • уметь мыслить: анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, формулировать суждения и умозаключения;
  • уметь критически мыслить, имея несколько вариантов решения проблемы;
  • уметь выделять главное, видеть цель.

Чтобы успешно развивать мышление в школьном возрасте, лучше всего использовать идеи развивающего обучения. Эта педагогическая технология предполагает, что задания имеют проблемный характер, что и стимулирует активное развитие интеллекта ученика.

Диагностика интеллекта

Зная уровень развития умственного развития ребёнка, можно правильно подобрать для него методы обучения. Для определения уровня IQ, используют специальные . Для малышей - яркие картинки, рассматривая которые и отвечая на вопросы, ребёнок демонстрирует определённый уровень своего интеллекта. Дошкольники могут проходить диагностику с помощью специальных заданий и опросников.

Для проверки IQ школьников используют психологические тесты. Они построены в виде блоков, направленных на исследование интеллекта в разных сферах. Ориентируясь на результаты, можно узнать, как он воспринимает информацию лучше всего.

Способы развития интеллекта

Что может улучшить умственные качества ребёнка?

  1. Игры, развивающие мозг. Это могут быть шахматы или шашки, головоломки, логические, психологические и настольные игры.
  2. Математика и точные науки. Математика учит структурировать понятия, относиться ко всему с порядком.
  3. Чтение. Хорошая художественная книга всегда даст почву для размышления. Читайте ребёнку, учите читать самостоятельно, обсуждайте прочитанное.
  4. Обучение. Процесс обучения ценен сам по себе, так как он активизирует развитие всех способностей человека.
  5. Изучение иностранного языка.
  6. Познание нового. Читайте с ребёнком энциклопедии и справочники, смотрите образовательные фильмы и передачи, заходите на . Создайте условия, в которых ребёнку будет интересно каждый день открывать для себя нечто новое. Так будет расширяться кругозор и эрудиция. Пусть ребёнок будет любознательным.

Как стимулировать интеллект?

  • постоянно задавайте ребёнку вопросы
  • употребляйте слова «Думай», «Будь внимательнее», «Вспоминай»
  • гуляя, отдыхая, давайте ребёнку задания (понаблюдать, посчитать, разгадать загадку)
  • учите ребёнка доводить начатое дело до конца
  • обсуждайте вместе с ребёнком результаты его деятельности, выявляйте недостатки, размышляйте, как сделать лучше.

Выводы

Развивайте ребёнка гармонично. Одних книг недостаточно, чтобы сделать ребёнка умным. Создайте дома целую систему интеллектуального развития малыша. Занимайтесь вместе, уделяя внимание всестороннему развитию умственных способностей. Пусть занятия будут нескучными и приносят пользу.

Развитие моторики (прежде всего мелких, «филигранных» движений, в которых задействованы пальчики) как условие развития речи и интеллекта: упражнения, пальчиковые игры

Возраст ребенка от рождения до 2-3 лет можно определить как раннее детство. Ранее эта возрастная категория полностью находилась в ведении медиков, которые отслеживали развитие ребенка, больше заботясь только его физическим состоянием. Тогда считалось, что в раннем детстве не стоит особо уделять внимание умственному, речевому и эмоциональному развитию. Сейчас детскими психологами и педагогами доказана важность раннего возраста. Она заключается в том, что в раннем детстве психика ребенка наиболее восприимчива и чувствительна к всевозможным внешним воздействиям и бурно развивается под их влиянием. Именно в первый год жизни ребенка начинается активное проявление эмоций, интеллекта, формирование двигательных навыков, речи и личности в целом. Именно в первый год жизни ребенка происходит самое бурное развитие всех функций организма. В раннем детстве мозг ребенка невероятно пластичен, что помогает ему все очень быстро запоминать.

В психическом развитии ребенка от рождения до 2—3 лет основное участие принимают органы чувств (зрение, слух, осязание). Ребенок чему-то учится, когда прикасается к предметам, слушает, видит, общается.

Для детей раннего возраста есть множество игрушек и специальных игр, которые способствуют развитию умственных способностей малыша, моторики, а также многих других функций организма. Примером одной из таких игрушек может служить пирамидка, с помощью которой ребенка можно научить классификации предметов по размеру и познакомить с такими понятиями, как «большой — маленький». Также с помощью разноцветных колец пирамидки ребенок учится различать цвета; при пересчете колец пирамидки возможно обучение ребенка счету; при нанизывании колец на штырь пирамидки происходит развитие мелкой моторики.

С пирамидкой может играть 1,5—2-летний малыш. При этом к 2,5—3 годам ребенок уже самостоятельно должен уметь собирать пирамидку с учетом величины ее колец.

Для развития моторики пальцев рук, а также зрительного восприятия можно использовать такую игрушку, как мягкий конструктор. Задача ребенка, который собирает мягкий конструктор, — наиболее правильно соотнести между собой части конструктора, собрав их в единое целое.

Для развития моторики может использоваться и такая игра, как бирюльки. Бирюльки — это мелкие деревянные фигурки. Эта игра подходит для детей 1,5—2-летнего возраста. Играть в нее можно несколькими способами. Приведем пример одного из них: бирюльки высыпаются горкой на ровную поверхность. Игроки берут палочки-крючки и в порядке очередности цепляют фигурки крючками, стараясь при этом не задеть остальные фигурки. Цель игры состоит в том, чтобы растащить фигурки и не дать горке рассыпаться. Если кучка все-таки развалилась, то игра начинается сначала.

Не менее важную роль в развитии моторики оказывает рисование. Для малышей производятся специальные краски для рисования пальчиками. Рисование именно пальчиками развивает мелкую моторику рук, оказывает влияние на развитие интеллекта малыша, дает наиболее сильное восприятие цвета. Кроме того, сам процесс рисования положительно влияет на настроение и поведение малыша, обостряет ощущения и оказывает стимулирующее действие на интеллектуальную деятельность ребенка.

У большинства производителей товаров для детей краски такого плана безвредны и съедобны, но содержат горькое, но совершенно безопасное для организма вещество, чтобы у детей не возникало желания пробовать эти краски на вкус.

Развитие моторики невозможно без использования пальчиковых игр. Всем давно известно, что пальчиковые игры очень полезны. Они улучшают координацию мелких движений, при этом саморазвитие мелкой моторики стимулирует работу речевых центров малыша. Немаловажную роль играет и то, что приговаривают и припевают взрослые во время игр с малышом. Это хорошо запоминается малышом и также оказывает благотворное влияние на развитие речевых функций ребенка.

Улитка

Игра, конечно, не дает точных знаний об улитках, но... от пальчиковых игр это вообще-то и не требуется.

Упражнение 1

Руки малыша находятся на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает, как бы изображая раковину улитки. Одновременно говорим следующий текст:

Улитка-улитка,

Отвори калитку, выходи из дома,

Будем знакомы!

После того как прочитано четверостишье, нужно быстро протолкнуть кулачок ребенка наружу — теперь он не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, при этом запястье за кулачком крепко охвачено ладонью другой руки.

Упражнение 2

Помогаем ребенку разжать два пальца кулачка. Улитка получится правдоподобнее, если разжать безымянный и мизинец. Но если малыш разжимает указательный и средний или даже всю ладошку, то не стоит его поправлять и тем более ругать. При этом произносим такое четверостишье:

Улитка-улитка,

Высунь рога —

Дам пирога!

Упражнение 3

«Улитка-улитка, пошли гулять!» — в этом упражнении «улитка» только шевелит рожками, как бы обдумывая предложение. Не нужно долго тянуть время на раздумье «улитки», так как дети, особенно маленькие, очень быстро устают.

Упражнение 4

«Поползли, поползли, поползли» — «улитка» ползет по предплечью, а затем по плечу. Так как «ракушку» улитка за собой тащить не может, то «ракушка» незаметно исчезла.

Упражнение 5

«Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!» — рожки «улитки» щекочут ухо или шею. Затем игра повторяется, но уже с другой рукой.

Капуста

Игра называется «Капуста». Если малышу заранее показать процесс шинкования капусты, то ему будет понятнее. Попутно можно рассказать о том, что капуста — овощ, что есть и другие овощи. Можно указать на то, что капуста круглая, шарообразная, есть еще другие геометрические фигуры — треугольник, квадрат. Можно найти в доме еще что-нибудь похожее на капусту-шар: мячик, арбуз. Таким образом, малыш не только будет развивать мелкую моторику, но и получит множество полезной информации в игровой форме.

Упражнение 1

Ладошки ребенка движутся параллельно друг другу и делают в воздухе рубящее движение:

Мы капусту рубим, рубим.

Упражнение 2

Малыш сжимает пальцы в кулачки и трет ими друг друга:

Мы капусту трем, трем.

Упражнение 3

Ребенок соединяет пальцы обеих рук и «солит» щепоткой:

Мы капусту солим, солим.

Упражнение 4

Затем малыш сжимает и разжимает пальчики:

Мы капусту жмем, жмем.

Для того чтобы игра пошла интереснее, малыша можно привлечь к настоящему процессу засолки капусты: солить, мять.

Рыбка

Упражнение 1

Малыш соединяет ладошки обеих рук и делает плавные движения:

Рыбка в озере живет.

Рыбка в озере плывет.

Упражнение 2

Ребенок разъединяет ладошки и ударяет по коленкам:

Хвостиком ударит вдруг.

Упражнение 3

Ребенок соединяет ладошки у основания и хлопает:

И услышим мы — плюх, плюх.

Зоопарк

Не всегда у взрослых есть время и возможность поиграть с малышом. Научите ребенка простым фигурам из пальчиков (обязательно проговаривайте название пальцев), ему будет интересно играть самому. Можно придумать какие-нибудь рифмованные присказки. Поручите это старшим детям, и они с удовольствием включатся в совместное творчество. Можно найти готовые стихотворения, например, А. Барто или Б. Заходера.

Упражнение «Зайка»

Малыш соединяет пальцы в кулачок, выпрямляет указательный и средний палец в виде буквы V — это ушки «зайчика». Можно ушками помахать, можно поднять или опустить ушко. Вначале предложите ребенку изобразить одного зайчика на правой руке, затем одновременно двух зайчиков. Можно придумать целую сказку, разыграть маленький спектакль.

Упражнение «Уточка»

Ребенок соединяет пальцы в кулачок, вытягивает указательный и большой палец в сторону и соединяет их вместе. Это клювик «уточки». Сверху указательного пальца укладывается средний палец (с первого раза сделать это трудно), а безымянный и мизинец поджимаются внутрь. Вся кисть — голова «уточки».

Упражнение «Ежик»

Ребенок соединяет пальцы обеих рук в замок и растопыривает «иголки»-пальцы.

Божья коровка

Упражнение 1

Ребенок сжимает правую руку в кулачок, левой рукой накрывает его сверху, ладони обеих рук соединены у основания:

Божья коровка — черная головка!

Упражнение 2

Малыш распрямляет кисти рук, не разъединяя основания ладоней, и помахивает пальцами, как крылышками:

Улети на небо, принеси нам хлеба.

Упражнение 3

Ребенок разъединяет руки, поворачивая их, то ладошками, то тыльной стороной:

Черного и белого, только не горелого!

Пекарь

Упражнение 1

Малыш укладывает руки на стол и месит воображаемое тесто (заранее покажите малышу, как это делается, можно дать ему в руки кусок глины или настоящее тесто):

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Упражнение 2

Ребенок поворачивает ладошки и ребрами ладоней стучит по столу по кругу, «лепит» каравай:

Испеку каравай...

Упражнение 3

Ребенок широко открывает ротик:

Только ротик разевай!

Ладошки

Упражнение 1

Ребенок укладывает ладошки на стол и плотно прижимает их к поверхности. Ладошки приклеились.

Упражнение 2

Ладони остаются прижатыми к столу, а малыш шевелит каждым пальцем по очереди, а затем барабанит всеми пальцами одновременно.

Упражнение 3

Малыш «разглаживает» ладошками поверхность стола, не отрывая ладоней.

Белка

Упражнение 1

Малыш сжимает кулачок, распрямляет большой палец и качает им из стороны в сторону. Затем под стихотворные строчки он постепенно разжимает кулак, по очереди дотрагиваясь большим пальцем до указательного, среднего, безымянного и мизинца:

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки:

Лисичке-хитричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Упражнение 2

Ребенок размахивает ладонями:

Кому в платок...

Упражнение 3

Малыш накладывает одну ладошку, соединяя у основания, и раздвигает руки (как пасть у крокодила):

Кому в роток...

Упражнение 4

Ребенок складывает ладошки чашечкой:

Кому в лапочку...

Прогулка

Эту игру нужно повторить с малышом много раз, для того что бы пальчики привыкли к нужному положению. Даже если получится не все сразу, продолжайте играть с малышом.

Упражнение 1

Малыш выдвигает перед собой ладошки, выпрямляет пальцы, плотно прижимая их друг к другу:

Засиделись в доме братцы.

Упражнение 2

Ребенок отодвигает мизинец в сторону, на несколько секунд оставляя его в этом положении, и сдвигает его на место:

Решил младший прогуляться...

Упражнение 3

Малыш отодвигает мизинец и безымянный палец в сторону, на несколько секунд задерживает и возвращает на место:

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Да скучно им гулять двоим.

Упражнение 4

Ребенок отодвигает в бок три пальчика:

Зовут они братца

Втроем прогуляться.

Упражнение 5

Малыш соединяет пальцы в щепотку, затем сжимает в кулачок:

Грустно старшим сидеть в избе.

Зовут они братцев домой к себе.

Конечно, для младенцев не подойдут все вышеописанные игры и игрушки. Развитие мелкой моторики у грудных детей можно начинать с пальчиковой гимнастики, воздействуя тем самым на активные точки, которые, в свою очередь, оказывают влияние на кору головного мозга. Основу пальчиковой гимнастики составляет массаж пальчиков рук и ладошки в целом. В первый месяц жизни ребенка его ручки сжаты в кулачки. В течение последующих 6 месяцев малыш учится раскрывать кулачок и сжимать его, с интересом подолгу рассматривает свои ручки, может держать игрушку одной ручкой, трясти ее или перекладывать из одной руки в другую. В возрасте от 6 месяцев до года малыш все более оттачивает и совершенствует приобретенные им навыки. Если сначала он захватывал игрушку всей ладошкой, то теперь старается взять ее двумя пальцами и пытается показывать указательным пальцем на игрушки или другие окружающие предметы. Для малыша очень важны кажущиеся взрослому ненужными и глупыми такие детские игры, как «Ладушки» или «Гуси-гуси, га-га-га...» Если малыш еще не научился лепетать, но уже умеет бойко стучать ладошками, услышав знакомый ритм, он старательно повторяет окончания слов, заливается звонким смехом. Если на первых порах, когда взрослые только начинают показывать малышу незамысловатые движения «Ладушек», малыш не может попасть ладошкой, то чем больше родители уделяют времени этому занятию, тем заметнее результат: ребенок все чаще попадает ладошкой о ладошку. Именно с помощью «Ладушек» развивается координация, моторика пальцев, и они очень полезны для развития мышления и речи. Помимо всех упомянутых навыков, эти забавы еще формируют чувство ритма и даже музыкальный слух.

Предлагаем родителям несколько упражнений пальчиковой гимнастики, из которых они смогут выбрать те, которые подходят малышу по возрасту.

1. Ребенок соединяет ладони перед собой, левую ладонь поднимает вверх, проглаживает, как утюжком, правую, захватывает пальцы правой ладони и плотно сжимает их. Затем упражнение повторяется с правой ладонью (рис. 1).

2. Малыш плотно сжимает пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимает их, разводя пальцы в сторону (рис. 2).

3. Ребенок прижимает ладони к поверхности стола и барабанит пальчиками, как на пианино. Затем малыш отдельно каждым пальчиком стучит по столу 5—6 раз, не отрывая ладоней от поверхности (рис. 3).

4. Малыш сжимает пальцы в кулаки и делает вращательные движения кистями по часовой стрелке (4 — 5 раз) и против часовой стрелки (4—5 раз). Затем кулачки разжимаются, и ребенок встряхивает кистями (рис. 4).

5. Ребенок соединяет большой и указательный пальцы правой руки в кольцо (знак о,кей), затем резко разъединяет пальцы, после чего соединяет большой и средний пальцы в кольцо и резко разъединяет. Это упражнение проводится со всеми пальцами правой и левой ладони. В конце упражнения ребенок встряхивает кистями (рис. 5).

6. Малыш соединяет большой, средний и безымянный пальцы в кольцо. Мизинец и указательный пальцы остаются прямыми (своеобразная коза). Пальцы распрямляются, затем в кольцо соединяются большой, безымянный и мизинец, среднии и указательный — прямые. Упражнение можно выполнять как по очереди на одной и второй руке, так и одновременно на обеих руках. В конце упражнения ребенок встряхивает ладошками (рис. 6).

7. Малыш массирует (это может сделать и взрослый) круговыми движениями от ногтя к ладони пальчики правой, затем левой руки (рис. 7).

Кроме традиционных пальчиковых игр и упражнений, мелкую моторику рук можно развивать по-другому. Приведем несколько примеров игр на развитие мелкой моторики с учетом возраста ребенка. Как уже отмечалось, именно в первый год жизни ребенка его умение совершать мелкие движения пальцами играет важную роль в психическом здоровье, поэтому очень важно, чтобы ручки малыша своевременно развивались. А этому способствуют следующие игры.

Игра «Пушистая, шершавая, мягкая»

Эта игра подходит детям со второй недели жизни. Она развивает представление ребенка о различных фактурах или свойствах некоторых предметов. Это представление дается малышу с помощью прикосновений ручками к различным вещам.

Для игры понадобится перчатка с нашитыми на каждом пальце кусочками различной материи. Можно использовать шерстяной, шелковый или вельветовый лоскутки, а также мех. Помимо кусочков ткани, на перчатку можно нашить крупные пуговицы.

Чтобы малыш мог более полноценно ощутить разницу, нужно обрезать кончики пальцев у перчатки. Тогда ребенок сможет понять разницу между различными видами фактур и кожей пальцев.

Руку с надетой перчаткой пододвигают близко к ребенку, чтобы тот мог потрогать ее. Кусочки ткани и пуговицы должны быть очень крепко пришиты, чтобы ребенок не мог их оторвать.

Каждое прикосновение к перчатке должно комментироваться взрослым. Например, мех мягкий, шерсть шершавая, пуговица гладкая.

Игра может проводиться вплоть до 7 месяцев. Можно по мере взросления ребенка немного видоизменять перчатку: пришить другой материал, пуговицы более мелкого размера и т. Д.

Начиная с седьмого месяца жизни, малыш овладевает новыми движениями рук, он осознает, что у него две руки, и старается пользоваться ими, извлекая из этого максимальную пользу для себя. Для игр с малышом в этом возрасте хорошо подойдут кубики, игрушки с мягкой набивкой, очень мягкие мячи.

Ребенок продолжает все тянуть в рот, поэтому игрушки не должны быть маленькими, чтобы малыш не мог их проглотить.

Игра «Давай потрогаем»

Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук, умению различать окружающие предметы. Все, что необходимо для этой игры, — это предметы домашней обстановки с различными поверхностями.

Нужно взять малыша на руки и пройтись с ним по комнате. Во время этой, так сказать, прогулки, нужно знакомить малыша с вещами, которые находятся в доме, и, что очень важно, давать малышу их трогать, различать на ощупь. В то время, пока малыш исследует очередной предмет, нужно называть этот предмет и его фактуру. Например, холодильник — холодный, пол — твердый, стол — гладкий и т. д.

Развитие мелкой моторики рук ребенка в возрасте от года до 2 лет включает в себя обучение малыша отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, разрывать бумагу и т. д. Нужно в этот возрастной период учить малыша простейшим навыкам самообслуживания, таким как снимать колготки, носочки, пользоваться ложкой и вилкой. В этом возрасте у ребенка должны быть такие игрушки, которые можно было бы раскручивать на детали. Для развития моторики обязательно среди игрушек малыша должны быть простейший конструктор и пирамидки.

Игра «Прищепки в корзинке»

Эта игра помогает развитию мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего. Прежде чем приступать к игре, следует обязательно показать ребенку, что и как нужно делать.

Для игры потребуется небольшая корзинка или картонная коробка и несколько разноцветных прищепок.

Прищепки высыпаются в коробку. Малышу предлагается вытаскивать по одной прищепке и, взяв ее тремя пальцами, прищеплять за края коробки. Для ребенка более старшего возраста игру можно усложнить, предложив прикреплять прищепки в определенной цветовой последовательности. Можно дать малышу круглую картонку, и тогда прищепки станут лепестками цветочка. А если малышу показать образец, затем убрать его и попросить повторить последовательность лепестков-прищепок по цветам, игра будет способствовать не только тренировке пальцев, но и памяти.

Игра «Собери в волшебную коробочку»

Напоминаем еще раз, что с мелкими предметами нужно играть только под присмотром взрослых, чтобы они не оказались во рту у малыша. Для игры нужно смастерить «волшебную» коробку. Подойдет любая картонная коробка (шляпная, обувная), которую можно обклеить фольгой, цветной бумагой или раскрасить во все цвета радуги.

В стенках коробки прорезываются разные по размеру и форме отверстия. Понадобятся также различные мелкие предметы. Для безопасности можно подобрать съедобные объекты (изюм, фигурные макароны, мелкое фигурное печенье, хлопья, мармеладные фигурки). Мелкие предметы высыпаются на поверхность стола (в случае если они съедобные) или на пол. Лучше всего высыпать их на лист ватмана, что бы удобнее было собирать всю эту мелочь после завершения игры. Малыш рассматривает предметы и сортирует по размерам отверстий, его задача — собрать все предметы и растолкать по нужным отверстиям. Если взять коробку побольше, то предметы можно подобрать большего размера: малышу будет удобнее их собирать и играть с такими предметами неопасно. Можно использовать катушки разных цветов, прищепки, маленькие мячики для пинг-понга, коробочки и флаконы из-под духов, фломастеры, конфеты. Вместо картонной коробки можно использовать пластиковую упаковку из-под торта, тогда малышу будет видно, что внутри, игра станет гораздо интереснее.

Игра «Что внутри?»

Для игры понадобится плотный мешочек подходящего размера. Внутрь прячется предмет, хорошо знакомый малышу. Ребенок через ткань должен определить, что находится внутри.

Игра «Спрячем секретик»

Для игры понадобится картонная коробка, на дно которой высыпается чистый песок или рис. В него закапывается какой-нибудь мелкий предмет. Малыш, перебирая песок (рис или манку), пальчиками должен найти «секретик». Если в рис (манку) закопать конфетку, орешек или печенье, «секретик» можно съесть.

Игра «Все по домикам»

Для игры понадобится коробка из-под конфет с пластиковой вставкой — ячейками для конфет, разноцветные пуговицы всевозможных форм и размеров. Пуговицы высыпаются на поверхность стола, и малыш укладывает их в ячейки. Для самых маленьких подойдет простое задание: уложить пуговицы в ячейки произвольно. Для детей постарше можно усложнить задачу, вложив в ячейки разноцветные картонные кружочки. Например, ряд красных, ряд синих, ряд желтых, ряд белых. Малыш должен укладывать пуговицы в ячейки согласно цветному кружочку. Вместо пуговиц можно использовать грецкие орехи, завернутые в разноцветную бумагу (орех сложнее затащить в рот и незаметно проглотить). Если для игры используются пуговицы разных форм, можно уложить в начало каждого ряда ячейки по образцу (ряд треугольных, ряд круглых, ряд квадратных) и предложить ребенку разложить пуговицы по заданному образцу. Из разноцветных пуговиц можно выложить узор по образцу, а можно дать волю воображению ребенка.

Игра «Фасолинки внутри»

Для игры понадобится несколько старых ручек или фломастеров с прозрачным корпусом. Заранее необходимо вытащить стержень или сердцевину из них. Малыш должен заполнить корпус ручки или фломастера разноцветными мелкими фасолинками (цветными фигурными макаронами) по заданному шаблону. Например, красная, черная, белая фасолинка или две красные три белые и т. д. Если закрыть корпус колпачком, то получится музыкальный инструмент или погремушка, с которой малыш будет играть с большим удовольствием.

Игра «Рыбалка»

Для игры понадобятся небольшие предметы с дырочками (это «рыбки»), длинный карандаш или деревянная палочка (в качестве удочки), коробка. Игрушки раскладываются на столе или на полу, малыш берет в руки палочку и с ее помощью цепляет (ловит) игрушки. Каждую игрушку ребенок перекладывает в коробку, не дотрагиваясь рукой. Вместо игрушек можно использовать кольца от пирамидки.

Игра «Мозаика из подручных средств»

Для игры понадобятся мелкие камешки (можно с морского или речного берега), мелкие шишечки, фасолинки, засушенные цветы, рис, фигурные макаронные изделия, различные семена. Малыш выкладывает из этого подручного материала свой узор, можно воспользоваться трафаретом, созданным взрослыми. Можно начать с каких-нибудь простых рисунков, таких как солнышко, мячик, божья коровка, домик, грузовичок. Если по плотному картону или деревянной дощечке раскатать пластилин, то мозаику можно укладывать на него. Такую картинку можно даже повесить на стенку или подарить друзьям. Можно кусок картона густо смазать жидким канцелярским клеем и сверху ссыпать на нее семена и зернышки (проклеивать нужно по заранее нанесенному контуру).

Игра «Скатаем коврик»

Хорошим тренингом для детских пальчиков служит совсем несложное упражнение — скатывание и раскатывание чего-ни- будь в рулон. Для этой игры понадобится небольшой коврик или кусок плотной ткани шириной 50—60 см. и длиной 1—1,5 м (смотрите что бы малышу было удобно). Игра состоит в том, что ребенок должен скатать и раскатать коврик в рулон. Затем в середину коврика можно положить какой-нибудь предмет и снова закатать и раскатать коврик. Эту игру с пола можно перенести за стол, если скатывать не большую ткань, а носовой платок или лист бумаги.

«Игрушка с наполнителем»

В продаже сейчас имеется большое количество специальных мягких игрушек с различными наполнителями для развития мелкой моторики. Малыш массирует свои пальчики, разминая в них игрушку, которую можно сшить своими руками. Вместо игрушки можно сшить несколько мешочков из плотной ткани и наполнить их различным материалом: горохом, фасолью, камешками, бусинами, пуговицами, любой крупой. Главное, чтобы мешочки были хорошо зашиты.

Развитие интеллекта ребенка напрямую зависит от его памяти, поэтому память необходимо тренировать и с этим хорошо справится стихи, рассказы, сказки, картинки и прочее.

Память ребенка очень необычная вещь, она может работать на полную до 7 лет. Это связано с тем, что мозг у ребенка очень пластичен и способен очень многое запоминать в дошкольном в возрасте. Поэтому очень важно развивать ребенка, тем самым помогая ему узнавать больше нового и полезного.

Есть несколько упражнений, которые способны не только развить интеллект ребенка, но и память. И лучше всего превратить эти упражнения в увлекательную игру, которая вызовет большой интерес у ребенка.

Для того чтоб ребенок полюбил книги, родители должны заранее позаботиться о детской библиотеке у себя дома. Необходимо приобрести много ярких иллюстрированных книг и читать малышу их с самого раннего возраста. Пусть он пока их не очень понимает, но он слышит интонацию голоса, рассматривает яркие картинки, потихоньку привыкая к книгам и к чтению.

Для того чтоб начать упражнения с книгами, необходимо взять книгу наугад, и прочитать первые слова в каждой строчке. Затем попросить ребенка вспомнить эти слова. Начинать можно с пяти слов, постепенно увеличивая их количество.

Цепочка слов

Для этого необходимо сесть перед ребенком и назвать ему десять случайных слов, которые совершенно несвязаны друг с другом. Лучше всего если эти слова будут хорошо знакомы ребенку. Например: телефон, мультики, кукла, чашка, дом, кошка, качели, магазин, озеро, диван. Затем необходимо попросить ребенка повторить эти слова, если у него не получится, то количество слов в цепочке необходимо сократить до пяти. Когда он с легкостью будет справляться с цепочкой слов, можно усложнить задание, попросить назвать слова в обратном порядке. Разбавить слова можно числами, только числа не должны быть большими, и малыш должен быть с ними знаком.

Парные ассоциации

Необходимо придумать для ребенка парные слова ассоциации (озеро – вода, курица – яйцо, небо – облако и прочее). Ребенок должен их запомнить, для лучшего эффекта, слова можно повторить несколько раз. Затем необходимо назвать только одно слова, чтоб ребенок сказал самостоятельно второе слово.

Такая игра поможет ребенку создавать ассоциации, придумывая с чем можно сравнить определенное слово, которое необходимо запомнить. Придумывать ассоциации, один из самых действенных и эффективных метилов для того чтоб развить память.

Развитие зрительной памяти

Для ребенка очень важна зрительная память, потому что в возрасте 6-7 лет ему необходимо идти в школу, где большинство информации в процессе обучения ребенок воспринимает глазами. Поэтому родителям необходимо заранее заняться тренировкой зрительной памяти, наблюдательности и внимания.

Для начала родителям необходимо знать, как у ребенка развита зрительная память. Хорошо ли он запоминает лица людей, дорогу, когда с ним идут в незнакомое место. Может ли ребенок рассказать из чего состоит его комната и что в ней находится и где стоит. Может ли он по памяти описать какой-либо предмет, в деталях рассказать о нем и о его цветах.

Даже если ребенок со всем этим справляется легко, не прилагая особых усилий, все равно необходимо заняться развитием зрительной памяти, чем она острее, тем легче ребенку будет даваться учебный материал в школе.

Некоторые детки обладают хорошей фотографической памятью с рождения. Только лишь взглянув на картинку они с легкостью могут в мельчайших деталях рассказать, что на ней изображено. Фотографическую память у ребенка можно и развить и чем раньше родители этим займутся, тем лучше и быстрее будет результат у их ребенка.

Воображаемая картина

Необходимо посадить ребенка и поставить перед ним определенный предмет, например, какую-нибудь игрушку. Пусть малыш внимательно на неё посмотрит в течении 20-30 секунд, затем закроет глаза и попробует представить эту игрушку в подсознании. С первого раза у ребенка может не получиться представить картинку с игрушкой. Для этого пусть он опять откроет глаза и посмотрит на игрушку. Для того чтоб это упражнение у ребенка получалось все лучше и лучше потребуется время, ежедневные тренировки помогут малышу четко видеть картинку. Для того чтоб ребенку было интересно желать это упражнение, можно придумать сказку про то что сыщики постоянно используют этот метод, и он помогает им раскрыть преступления.

Взрослым так же полезно вместе с малышом тренировать зрительную память.

Рисунок по памяти

Рисунок по памяти - это продолжение предыдущего метода, только после того как ребенок нарисовал у себя в голове изображение, необходимо убрать игрушку и попросить ребенка изобразить на бумаге то что он увидел у себя в голове. Если рисунок получится не очень похожим это не важно, родителей должны интересовать не схожесть игрушки с оригиналом, а точность деталей, таких как цвет, понимание размеров и другое. Если ребенок не хочет рисовать, то можно попросить его рассказать словами о картинке что находится у него в голове, чтоб он как можно детальней описал предмет.

Словесный портрет

Необходимо попросить малыша вспомнить лица близких ему людей, с которыми он часто бывал в контакте. Пускай он постарается описать их лица, или хотя б детали лица (цвет волос, глаз, форму лица). Если у него это не получится, то можно перед ним разложить фотографии чтоб он внимательно на них посмотрел и запомнил детали лица каждого человека. Вначале пусть он запоминает только некоторые детали, а уже со временем все лицо. Это ему поможет в будущем хорошо запоминать лица людей, с которыми ему придется учится и работать.

У девочек, запоминать лица получается гораздо лучше, потому что они внимательней к деталям внешности человека.

Соревнования в наблюдательности

Для этой увлекательной игры необходимо взять пять разных предметов и накрыть их полотенцем или другой тканью, затем на 10 секунд убрать полотенце чтоб малыш мог запомнить предметы, затем снова накрыть. Потом необходимо попросить малыша назвать предметы, которые он видел и как можно точнее описать их. Со временем количество предметов можно увеличивать. Играть можно с несколькими участниками, для того чтоб они соревновались в своей наблюдательности. Такая игра хорошо подойдет для детей в дороге, в очереди к врачу, в гостях.

Так же можно вместо предметов использовать различные карточки с рисунками, игральные карты, костяшки домино. И чтоб он по памяти рассказал, что было изображено или сколько знаков он увидел.

Речевой слух

К четырем годам у ребенка полностью сформировывается слух. Он уже умеет вслушиваться в чужую или свою речь, выделять при этом звуки в слогах. Понимает где находится та или иная буква (где стоит буква Ш в слове коШка, в начале, середине или конце?), без труда из звуков может составить слово.

Родители должны уделять большое внимание речевому развитию ребенка, особенно это касается тех деток, которые не способны в 4 года определять звуки в словах, и у которых имеются нарушения речи.

Стоит обратиться к логопеду, если у малыша имеются нарушения:

— Малыш заменяет звуки в речи, такие как о – у, ц – ч – щ, р – л, й – ль, парных согласных – глухих и звонких, свистящих и шипящих.

— Ребенок пропускает буквы в словах или заменяет её похожей по звучанию.

— В возрасте 5 лет ребенок не говорит букву Р.

— Ребенок допускает очень большие оговорки в предложениях, при этом в некоторых буквах сильно запинается.

Баланс и развитие интеллекта ребенка

Не нужна стремится учить ребенка чтению, письму, счету, иностранным языкам слишком рано. За все эти занятия отвечает левое полушарие ребенка, у детей в возрасте до 7 лет больше должно доминировать правое полушарие, так как оно отвечает за мышление, эмоции и воображение. Если ребенка совсем в младшем возрасте начинать активно развивать, это может привести только к плохим последствиям.

Родителям важно обеспечить гармоничное развитие своего малыша, поэтому не стоит учить его читать в возрасте 4 лет, ведь глазки малыша ещё не способны к такой зрительной нагрузки. И в столь раннем возрасте читать сказку для ребенка очень большой труд, что он не в состоянии понять смысл прочитанного. Лучше если чтением займутся родители, а ребенок у себя в голове представит сказку.