Как выбрать развивающую игрушку. Связь с реальным миром

Ответ редакции

Среди всего многообразия детских игрушек несложно потеряться. При этом детская игрушка должна не только нравиться ребенку и быть ему интересной, но и подходить ему по возрасту, быть безопасной, отвечать многим нормативам и стандартам.

Канун праздников — время выбора и покупки подарков. С особым пристрастием стоит отнестись к детским игрушкам, так как, выбирая ребёнку подарок, нужно учитывать сразу множество моментов.

Инфографика АиФ

Что купить?

Не знаете, что именно купить в подарок, а у ребёнка явных увлечений ещё нет? Ориентируйтесь на возраст. Так, детям до года обычно покупают погремушки, небольшие плюшевые игрушки, кубики средних размеров и пирамидки из колец. Для детей от года до трёх можно выбрать игрушечную посуду, пластилин, мозаику или смывающиеся краски.

Для детей старше трёх лет подойдут инструменты для рисования, например доска и цветные мелки, краски и фломастеры, также можно купить различные развивающие наборы. Почти беспроигрышный вариант — это куклы с аксессуарами, солдатики и машины, а также игрушки в форме зверей или персонажей мультиков. Детям постарше, уже после шести лет, будут интересны радиоуправляемые модели автомобилей, сложные мелкие конструкторы, куклы и реалистичные аксессуары, настольные игры, головоломки, автоматы, пистолеты, фигурки военных, шумовые музыкальные инструменты.

Правила выбора детских игрушек

Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на :

Материал . Игрушка должна быть изготовлена из безопасных материалов. Не покупайте игрушки, сделанные из натурального меха и древесной коры, кроме того, игрушки из кожи не рекомендованы для детей до 3 лет. Выбирая мягкие игрушки, стоит помнить, что у них должен быть плотный и хорошо прошитый ворс, так как они могут линять. Также в мягких игрушках скапливаются бактерии, и они могут стать источником инфекций, поэтому это не лучший вариант для самых маленьких деток и тех, кто склонен к аллергическим реакциям.

Форму . Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться.

Цвет , который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком.

При выборе стоит учитывать, что до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги.

Запах . Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов.

Инструкцию , которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Инструкции по правильному использованию игрушки могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша. В инструкции должна быть указана следующая информация :

  • о необходимости сборки и установки игрушки именно взрослым (для игрушек, которые не должны собираться ребёнком);
  • по наличию деталей, потенциально представляющих опасность для ребёнка в случае неправильной установки игрушки (для горки с доской для скольжения, подвесных качелей, колец, трапеций, канатов и т. п.);
  • по эксплуатации игрушки и мерам предосторожности;
  • предупреждение о возможности возникновения несчастных случаев при несоблюдении мер предосторожности;
  • указание о хранении игрушки в местах, не доступных для детей в возрасте до 3 лет;
  • о необходимости регулярных проверок основных элементов игрушек (подвесных устройств, креплений, оттяжек);
  • указания по осторожному пользованию игрушкой, чтобы избежать падений или столкновений, вызывающих травмы;
  • рекомендации по использованию защитного оборудования: шлемов, перчаток, налокотников, наколенников (для игрушек — роликовых коньков и роликовых досок).
Предупреждающие надписи . Обратите внимание на правила безопасного использования игрушек. Например :
  • «Не рекомендовано детям до 3 лет» — на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет;
  • «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых» — на игрушках функционального назначения, представляющих опасность для детей;
  • «Осторожно! Во избежание возможности запутывания ребенка снимите игрушку, когда ребенок начнёт подниматься на руках и коленях!» — на игрушках, используемых в колыбели, детской кровати или коляске.

Тематику . Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д.

Реалистичность . Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.

Звук — он не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки.

Кстати, при покупке музыкальных духовых игрушек обратите внимание на места для соприкосновения с губами детей — они должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Детали . Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.

Возраст ребёнка . При выборе игрушки обязательно обратите внимание на возраст, для которого игрушка предназначена. В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.4.7.007-93, на потребительской упаковке или вкладыше должна быть указана информация о возрасте детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности :

  • до года (ранний);
  • от года до 3 лет (ясельный);
  • от 3 лет до 6 лет (дошкольный);
  • от 6 лет до 10 лет (младший школьный);
  • от 10 лет до 14 лет (средний школьный).

Место, где вы покупаете игрушки . Покупайте игрушки в специализированных магазинах, не приобретайте игрушки «с рук» в местах несанкционированной торговли.

Для самых маленьких

К погремушкам для детей грудного возраста предъявляются особые требования. В частности, они не должны быть окрашены или расписаны и не должны быть тяжелее 100 грамм. Выбирайте плотные и прочные погремушки — это особенно важно, если внутри игрушки есть жидкость. Детали, предназначенные для соприкосновения с губами детей, должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Права потребителей

Покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данное требование распространяется и на детские игрушки, согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вы можете поменять непродовольственный вид товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Но стоит помнить, что исключением являются электронные игрушки и непериодические издания для детей, например книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации надлежащего качества. Именно эти виды товаров не подлежат возврату или обмену.

Если же вы уже после покупки обнаружили в выбранной вами игрушке недостатки, то вы как потребитель вправе :

  • потребовать замены игрушки на аналогичную (этой же модели или артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения цены (стоимости игрушки);
  • потребовать незамедлительного и безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, то есть по требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками, а потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков.

Дата: Апрель 2, 2014

Не так давно психологами был проведен занимательный эксперимент. В одной и той же комнате оставлялись поодиночке взрослые и дети. За ними должны были вот-вот зайти, поэтому они не нервничали и вели себя как обычно. А в это время за ними наблюдали экспериментаторы.

Действия взрослых определялись в зависимости от того, что они видели. Если замечали на столе часы - смотрели время, журнал - листали, другие же садились в кресло и просто сидели, разглядывая окружающую обстановку.

А вот детки, спустя совсем небольшое время придумывали игру, используя первый попавшийся предмет, зачастую не по назначению. Однако, их это мало волновало и от процесса ожидания они получали максимум удовольствия.

А все от того, что игра - ведущий вид деятельности ребенка и его форма понимания жизни. Причем, не дополнительная, а жизненно важная потребность, наряду со сном, питанием, здоровьем, безопасностью и обучением.

В феврале 2013 года ООН настолько озаботилось безразличием общества к теме игры, что внесло ряд дополнений в Декларацию о Правах Ребенка. В этом дополнении Право ребенка на Игру было признано приоритетным и предлагался ряд мероприятий для того, чтобы это право обеспечить.

По-моему, это говорит о том, что пришло время сделать акцент на изучении влияния игрушки и игры на ребенка. И я провела опрос на тему «А как вы выбираете игрушки своим детям?».

В нем приняло участие около 40 человек. Конечно, этого количества мало для построения научной теории, но вполне достаточно, чтобы уловить общую тенденцию.

Итак, 34% родителей ответили «мой ребенок сам покупает себе игрушки», 29% — «покупаю то, что нравится мне», а 16% перед покупкой изучают отзывы в интернете. Также нашлись родители, прислушивающиеся к рекомендациям близких (11%) или продавцов-консультантов (11%). За пункт «покупаю то, что рекламируют» не проголосавало ни одного человека.

Детские психологи и продвинутые родители категорически против того, чтобы дети сами выбирали игрушки. Ведь их действия зачастую неосознанны. Ребенок реагирует на яркую упаковку, прислушивается к рекламе и хочет все и сразу. В результате детские комнаты завалены однотипнымии бесполезными игрушками, с которыми ребенок поиграл несколько раз и бросил.

Еще один популярный подход - покупать то, что нравится родителям. В этом случае они руководствуются принципом: «У меня таких игрушек в детстве не было, так пусть у моего ребенка будут». В этом случае покупки опять-таки носят стихийный характер и приводят к тому же результату - игрушек полная комната, а поиграть нечем.

Поэтому я хочу задать несколько вопросов, уважаемые мамы и папы. А вы согласны, что к выбору игрушек для своего ребенка нужно подходить более осознано? Что от правильного выбора зависит прогресс развития вашего малыша? И что игрушка - лучший помощник, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром и привить ему необходимые навыки?

В этой статье я предлагаю свою методику. Всего 7 шагов, и выбор правильной, полезной игрушки вам гарантирован. Приступим?

Шаг 1. Определяем бюджет покупки

На этом этапе важно определить сумму, которую вы готовы потратить на игрушку.

Расходы на детей «съедают» ощутимую часть семейного бюджета. Питание, одежда, здоровье и обучение ребенка стоят на первом месте. Но всегда можно значительно сократить расходы, не теряя на качестве, если заранее все спланировать. То же самое касается и игрушек.

Продумайте заранее сколько вы готовы потратить на игрушку и заложите эти расходы в семейный бюджет. Тогда перед походом в детский магазин у вас не будет паники - вы точно знаете свой лимит и можете сосредоточиться на более важных вещах.

Шаг 2. Расставляем приоритеты

В этом вопросе у вас есть отличное преимущество - вы лучше всех знаете своего ребенка и его потребности в развитии. Существуют четыре основных направления в деятельности ребенка. И, соответственно, четыре вида игрушек:

    игрушки, которые помогают развивать физические навыки ребенка - мячи, кегли, скакалки, обручи, горки, каталки, велосипеды и самокаты, электромобили и педальные машины, качели и наборы игр на свежем воздухе;

    игрушки для стимулирования интеллектульно-познавательной сферы ребенка - кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, наборы научных экспериментов, лото, домино и другие настольные игры;

    игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию ребенка - мягкие игрушки, куклы, транспорт (поезда, машинки, самолеты), наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, всевозможая кукольная утварь и предметы быта;

    игрушки, влияющие на творческое самовыражение ребенка, - всевозможные поделки своими руками, наборы для творчества, пластилин, краски и карандаши, раскраски.

Ваша задача определить, в чем ваш ребенок нуждается в этот момент. Для этого загляните в коробку с игрушками. Допустим, у вашей трехлетней доченьки полным полно кукол, детской посудки и мебели. Также вы обнаруживаете хороший набор красок и раскрасок, парочку наборов для лепки и аппликаций. Но нет ни одной настольной игры, кроме рамок-вкладышей, которые малышка собирает уже на раз-два-три. Кроме того, на улице весна, а в арсенале ни одной игры на свежем воздухе и даже мало-мальски приличного мяча.

Путем проставления галочек очень просто определиться с приоритетами. В нашем случае это будут: настольная познавательная игра или конструктор и игрушка для игры на свежем воздухе. Теперь вы совершенно точно знаете, что вам нужно, и шансы купить полезную игрушку увеличиваются. Пора собираться в магазин.

Шаг 3. Выбор магазина и времени его посещения

Тут существует три варианта: поход в магазин с ребенком, без него и покупка в интернет-магазине. При покупке в интернет-магазине вы существенно экономите время, но лишаетесь возможности потрогать и как следует рассмотреть игрушку. Решать в любом случае вам.

И еще один момент. Если все-таки ребенка не с кем оставить и решено отправиться за покупкой с ним, то уделите немножко времени для того, чтобы подготовить детку морально и замотивировать.

Например, можно преподнести это так: «Помнишь как тебе понравился мячик Славика? Хочешь, чтобы у тебя тоже появился красивый мячик? Сейчас мы сходим за ним в магазин и вместе выберем самый лучший. А на обратном пути обязательно побудем на детской площадке, и ты поиграешь новой игрушкой со своими друзьями».

Или так: «Давай-ка придумаем какой-нибудь сюрприз для папы? Предлагаю приготовить вместе какую-нибудь вкуснятину, а потом поиграть всем вместе в интересную игру. Только вот игры у нас нет. Может, сходим в магазин и выберем что-нибудь?».

В запланированное время идем в магазин.

Шаг 4. Обозначаем свою потребность в магазине

В магазине важно сразу обозначить ваши предпочтения. Даже самый нерадивый продавец в силах сориентировать вас и показать, где представлены настольные игры, мячи или куклы. А уж если вам повезло на профи, то задача существенно облегчается. Обязательно сообщите продавцу возраст ребенка и диапозон цены, чтобы ограничить дислокацию до минимума. А затем попросите проконсультировать по данному вопросу или же займитесь самостоятельным поиском.

Производители игрушек облегчили задачу - на упаковке или этикетке игрушки они указывают рекомендуемый возраст и приводят краткую аннотацию.

В большинстве интернет-магазинов существует удобная для пользователей навигация. Как правило, есть возможность выбрать возраст и категорию игрушки. А каждая картинка снабжена описанием.

Допустим, вы нашли подходящий вариант, а может быть, и сразу несколько. И уже готовы совершить покупку. Прошу вас не спешить и довести дело до конца, согласно инструкции.

Как говорится, доверяй, но проверяй.

Шаг 5. Проверяем игрушку на безопасность

Даже самая полезная с виду игрушка может оказаться вредной. Поэтому первым делом понюхайте, потрогайте и как следует разглядите игрушку. Она должна быть прочной и приятной на ощупь. Качественные игрушки не имеют резкого специфического запаха, потому что краска и материал нетоксичные.

Для самых маленьких деток актуальными параметрами являются отсутствие мелких деталей и острых углов. А также размер игрушки - она должна быть достаточно большая, чтобы малыш не смог ее проглотить и достаточно маленькая, чтобы ей можно было с легкостью манипулировать.

Кроме того, игрушки должны быть приспособлены для мытья или стирки.

Обратите внимание на цвет - он должен быть естественным и приятным. Все перенасыщенные кислотные окраски лучше проигнорировать.

Уточните у продавца наличие сертификата качества и попросите его показать. Только после этого вы можете быть уверены, что игрушка не причинит вреда вашему ребенку.

Наверное, вы думаете, что теперь-то уж точно можно оформлять покупку. Однако прошу вас набраться терпения и провести еще один важный тест, описанный в шестом шаге.

Шаг 6. Анализируем развивающую и смысловую нагрузку игрушки

Главная функция любой игрушки - активизировать деятельность ребенка. Поэтому вы четко должны понимать, что ребенок с ней будет делать. В этом и заключается развивающий эффект: игрушка должна быть открыта и понятна для игры, закреплять и формировать новые навыки.

Например, купив неваляшку шестимесячному ребенку, мы простимулируем в нем навык ползания и развитие мелкой моторики. А вот для шестилетнего малыша она будет уже бесполезна. Для него прекрасным подарком станет лото. Во-первых, оно закрепит названия чисел и их обозначение в памяти ребенка, во-вторых, он получит положительные эмоции в процессе игры, в-третьих, будет учиться соблюдая правила, достигать определенного результата. И опять же, для двухлетнего малыша лото - совершенно непонятная игрушка. Числа для него — абракадабра, а бочонки слишком мелкие и неудобные для манипулирования. Да и о соблюдении правил он в этом возрасте и слышать не хочет.

Следующий аспект - игрушка должна нести адекватный реальности смысл и вызывать положительные эмоции.

Например, слон-телефон-на-колесиках размывает понятие ребенка об окружающем мире. Это вроде бы и транспорт, но на нем никого не перевезешь. И в то же время и не совсем слон, ведь он телефон. И почему телефон катается, кстати говоря?

Подобное замешательство вызывают игрушки в виде фиолетовой коровки с крыльями. Я не говорю уже об откровенно агрессивных игрушках-злодеях, которых ребенок может напугаться.

И последнее в этом пункте - игрушка должна соответствовать интересам ребенка. И если взрослых привлекают внешняя красота, наличие всевозможных фишек и заморочек, то для ребенка гораздо важнее, если они ее видели у кого-то из своих друзей или она похожа на любимый сказочный персонаж. Кроме того, детки очень индивидуальны в своих предпочтениях. Поэтому, если ваш малыш обожает мишек, то постарайтесь найти набор, с помощью которого можно слепить или раскрасить еще одного мишку.

Если игрушка удовлетворяет хотя бы одной из перечисленных характеристик, то можно смело делать покупку. Но не забудьте про последний шаг.

Шаг 7. Знакомим ребенка с игрушкой

Постарайтесь преподнести новую игрушку по-особенному. Тогда ее приобретение вызовет у ребенка еще больше положительных эмоций. Например, ее можно красиво упаковать и положить в самом неожиданном месте, чтобы малыш случайно на нее наткнулся. Или придумать игру-загадку «Найди клад» в несколько ходов.

Но самое главное - нужно показать, как с этой игрушкой обращаться. Быть может, на какое-то время включиться в игру и продемонстрировать возможности новой забавы.

А вот теперь самое время спокойно вздохнуть и погордиться собой. Со временем, когда вы освоите представленную методику, покупка игрушек будет занимать у вас все меньше времени, но приносить все больше пользы в развитии малыша.

Пусть ваши детки растут здоровыми, счастливыми и гармоничными!

Анна Страшинская — about-toys.info ,

В этой статье:

Игрушки для детей и их развития очень важны. Они играют весомую роль в жизни маленького человека. С ними кроха взрослеет и учится понимать окружающую действительность, моделирует поведение взрослых, изучает правила нахождения в обществе и ищет в нем свое место. Так повелось издревле. Это подтверждают факты нахождения игрушек археологами, которые свидетельствует том, что дети играли игрушками всегда. Они сопровождают подрастающее поколение с раннего возраста, и очень важно, чтобы забавы соответствовали развитию малыша.

Игрушки для разных возрастов

Наиболее востребованы игрушки у детей дошкольного возраста. Причем сам дошкольный возраст делится на три психологических этапа:

Каждому периоду характерны свои акценты в развитии. Главное, что в ходе всего дошкольного возраста происходит активное формирование личности ребенка, его интеллекта и эмоциональной сферы. Облегчить и усовершенствовать все эти процессы помогают игрушки, особенно развивающие, которые в последнее время стали особо популярны, так как позволяют достичь высоких результатов и показателей.

Возрастные категории всегда учитываются в дошкольных учреждениях при подборе не только программ развития, но и игрушек, которыми дети развлекаются в свободное время. Эти же знания следует использовать родителям, так как дети в возрасте от трех до семи лет в процессе игры усваивают основные приемы деятельности и нормы социального поведения, ежегодно улучшая свои способности.

Задача взрослых – создать максимальные условия для правильного развития, а значит, выбрать наиболее подходящие игрушки.

Например, именно в этом возрасте у малышей просыпается интерес к конструкторам, фломастерам и краскам, пластилину, бисеру и прочим творческим играм, требующим внимания, усидчивости и богатой фантазии. Поэтому все имеющиеся в арсенале крохи игрушки должны не просто помогать в создании интересного досуга, но и, прежде всего, способствовать активизации самостоятельной деятельности, подчиненной ряду правил, требующих опосредованности, а не импульсивности.

Активное развитие памяти позволяет запоминать бесчисленное количество стихов и песенок. Если маме некогда самой разучивать эти творения, она всегда может приобрести интерактивные мягкие игрушки или книги, которые привлекают ярким дизайном и способностью воспроизводить популярные детские произведения, регулярное прослушивание которых приводит к запоминанию. Развитие памяти – важный момент в жизни дошкольника: она поможет ему легко усваивать школьный материал, а также быстрее адаптироваться к новым условиям жизни в учебном заведении.

Этим процессам будет также способствовать возраст «почемучки». Если родители уже не могут сами ответить на все более каверзные вопросы ребенка, им помогут энциклопедии. Сегодня купить такие книги просто, их немало в книжных магазинах: издатели уделяют много внимания детям этого возраста. Не столько из-за понимания того, что дети – наше будущее, сколько вследствие популяризации раннего развития, которое требует специализированной литературы.

Однако книги книгами, а главной в жизни любого ребенка остается игра. Каждому возрасту нужны свои игры и игрушки. Какие именно? Давайте разбираться более детально.

Игры для детей 3-5 лет

Для развития этой возрастной категории нужны куклы и аксессуары к ним или машинки и игрушечное оружие. Однако нельзя ограничивать девочек только «девочковыми», а мальчиков «мальчуковыми» игрушками. Пусть малышня выбирает самостоятельно, что ей больше по душе. Кстати, не только капризы заставляют мальчишку требовать розовую коляску, куклу, пижамку и прочие атрибуты «девочковой» жизни. Это одна из граней их тонкой и ранимой души. Если задушить это проявление нежности на корню, то можно лишить карапуза самых добрых, нежных и чувственных задатков. Да, вы вырастите настоящего мужика, но… Он никогда не научится проявлять свои самые светлые чувства и самые мягкие стороны. Это ему запретили. Этому его не научили. Разве настоящий мужчина должен быть жестким, бесчувственным и закрытым? Поверьте, в случаях людей с «не
такой» ориентацией человек с ней рождается, а не приобретает ее в процессе жизни, тем более – в детстве.

А теперь вернемся к куклам. Это самая древняя игрушка, которая учит маленькую девочку заботиться, проявлять доброту, готовит к будущей роли матери и женщины. Кукол много не бывает! Они могут быть разного размера, возраста, отличаться по функциональности и способностям.

Особой популярностью у детей и психологов пользуется «новорожденная» кукла «Бэби-борн». Она пьет жидкость из бутылочки, а потом мочит памперсы, которые требуют замены. То есть о малышке надо заботиться не ежедневно, а ежечасно – это очень положительно влияет на развитие девочки, воспитывая в ней ответственность за тех, кто от нее зависит.

Чем старше становится девочка, тем больше однотипных кукол у нее может быть. Кстати, не следует забывать и об аксессуарах, например о кукольной мебели, посудке, одежде и домиках. Все это должно быть, так как научит маленькую хозяюшку содержать данные вещи в чистоте, целости и сохранности.

А теперь поговорим о машинках и игрушечном оружии. Все они являются символами мужественности, которые не оставляют равнодушными ни одного мальчика. Жизнь юного героя нельзя представить без пистолета, автомата, космического бластера, меча или лука со стрелами. И именно эти игрушки готовят мальчика к будущей роли защитника.

Кстати, машинок также много не бывает. Они должны быть маленькими и большими, металлическими и пластмассовыми, гоночными и раритетными, полицейскими и пожарными – в общем, разными. Играя с машинками, мальчик изучает тонкости различных профессий и возможные социальные роли мужчины.

Также детям этого возраста, вне зависимости от пола, необходимы заводные и электронные игрушки, супергерои и монстры, феи и принцессы, кубики со словами и картинками, пазлы, конструкторы, трансформеры, обучающие интерактивные компьютеры, говорящие книжки, наборы для лепки и рисования, наборы для плетения фенечек, игрушки для подвижных игр и многое другое. Современный рынок представляет настолько широкий ассортимент игрушек, что родители могут растеряться при выборе. Поэтому, прежде чем купить ту или иную забаву, следует ознакомиться с инструкцией, возрастной рекомендацией производителя, а также составом материалов, из которых она изготовлена.

Таким образом, можно будет уверенно утверждать, что вы купили для вашего ребенка не только полезную, но еще и безопасную игрушку.

Еще одна важная деталь интерьера детской, которая относится к игрушкам, – это корзина для них же. Думаете, что она больше нужна родителям? Нет! Детям тоже. Даже если первое время убирать игрушки в корзину будут родители, у детей все равно она станет ассоциироваться с порядком. Чтобы вызвать у ребенка желание помогать в уборке, специалисты рекомендуют купить яркую и красочную корзину, желательно с изображением любимых мультипликационных героев.

Игрушки для детей 5-7 лет

Для этой возрастной категории подойдут более сложные игрушки и игры, которые постепенно становятся коллективными: они позволяют учиться общаться со сверстниками, находить свое место в мире и учитывать желания других, при этом руководствуясь правилами.

Кстати, о правилах. В этом возрасте все игры и игрушки подчинены именно им. Также они сопровождаются всевозможными схемами, картами, эскизами и т.п. Дети учатся следовать указаниям, а не эмоциям. Недостаточно захотеть участвовать и победить в игре – необходимо учитывать ее законы, ведь в обратном случае ты либо вылетишь, либо проиграешь. Ни один ребенок не хочет ни первого, ни второго. Зато очень хочет играть со всеми и заслужить признание такой же ребятни. Нет, не взрослых – этот этап прошел, – а именно сверстников.

Для развития детей 5-7 лет можно использовать следующие игры:

  • Наборы для рисования

Если раньше вы боялись давать детям краски, и они творили свои шедевры только фломастерами и карандашами, теперь можете смело добавлять к этому арсеналу акварель, гуашь, масляные краски и мелки, а также набор для батика. Все они прекрасно стимулируют моторику рук и фантазию, подготавливая ребенка к школе.

  • Наборы для вышивания

Вышивать любят не только девочки, но и некоторые мальчики. Если это о вашем ребенке – купите ему небольшой набор для вышивки с цветными тканями или бисером. Сегодня такие представлены в большом ассортименте рисунков и размеров. При этом в набор обязательно входят пяльца, эскиз, ткань, нитки, бисер, ленты. То есть вам не придется ничего докупать. Кроме того, любой набор содержит подробную и понятную для ребенка инструкцию, позволяющую справиться с поставленной задачей без помощи взрослых.

  • Инструменты для выжигания и резьбы по дереву

Эти инструменты можно купить как отдельно, так и наборами. Например, выжигатель сегодня очень популярен и продается в наборе с разными насадками, досточками и эскизами картинок. В некоторых наборах еще идут краски. Так картинку можно не только выжечь, но и разукрасить, а после покрыть лаком. Детворе очень нравится этот вид деятельности. Главное – сразу же объяснить правила пользования выжигателем и правила безопасности. То же самое касается инструментов по резьбе: с ними следует быть поаккуратней. Однако это не значит, что лучше не давать в руки сынишки такие игрушки – наоборот, всегда поощряйте подобную деятельность. Она учит малыша помогать папе, чувствовать свою значимость, а также вырабатывает необходимые для уроков труда и будущей взрослой жизни навыки.

  • Настольные игры

Если родители хотят сделать акцент на развитии логики, мышления, смекалки и усидчивости у ребенка, им следует обзавестись большим ассортиментом настольных игр. Это пазлы, лото, домино, кубики, мозаика, головоломки и т.д. Внимание! В любую настольную игру ребенок должен играть со взрослыми. Самостоятельно он не продержится и десяти минут. Задача родителей – подогревать интерес, поощрять дальнейшее движение к финишу или конечному результату, объяснять правила и условия игры, а также читать задания, ведь в этом возрасте дети еще не умеют читать.

  • Компьютерные игры

Вот и пришел возраст, когда ребенка можно начинать знакомить с увлекательным миром компьютерных игр. Хотя большинство детей уже давно сами пользуются ПК, имеют кучу гаджетов и собственные странички в социальных сетях, бесконтрольно гуляя по интернету, специалисты все же не рекомендуют пускать ситуацию на самотек. Это может привести к тому, что виртуальный мир станет интереснее реального, и ребенка засосет во всемирную паутину. Да, это удобно для занятых родителей: они работают, а дети сидят дома перед компьютером или планшетом, поэтому можно за них не беспокоиться. Ну что может случиться с крохой возле обычного гаджета? Вот на улице он может
упасть, попасть под машину, подраться со сверстниками и даже быть похищенным! Так детей лишают нормального детства и возможности развиваться.

Однако, когда дело касается компьютерных игр, не все так печально. Если вы будете контролировать процесс и выбирать игры, то из приятного времяпрепровождения удастся извлечь и пользу. Так, многие компьютерные игры прекрасно тренируют мелкую моторику, реакцию, внимание и сообразительность. Да и знание компьютера также пригодится в школе, где его начинают осваивать практически с первого класса.

Опасные игрушки

Разнообразие игрушек делает их еще более желанными. Чем больше дети просят, тем больше родители покупают. При этом притупляется внимание, и часто взрослые не задумываются о том, что игрушка небезопасна для их малыша. Сегодня существует большое количество примеров того, что те или иные игрушки причиняют физические или психологические увечья здоровью малышей, а ведь они должны доставлять только радость и пользу. Что это за игрушки, которые портят жизнь детей и нервы родителей? Вот список наиболее популярных из них.

  • Китайские резиновые и мягкие игрушки

Чем опасны эти изделия? Резиновые игрушки – ядовитыми красками, вызывающими аллергию и пищевое отравление, а мягкие – содержимым, провоцирующим приступы удушья. Кроме того, мягкие игрушки активно собирают пыль, микробов и клещей, из-за чего их необходимо регулярно стирать и дезинфицировать.

  • Игрушки с мелкими деталями для детей до 3 лет

Лего, киндер-сюрпризы и прочие игрушки с мелкими деталями, которые легко отламываются или отрываются, строго запрещены маленьким детям, которые все тянут в рот. Любая бусинка, бантик или ручка от человечка из конструктора, попавшая в дыхательные пути или желудок, представляют серьезную опасность для здоровья и жизни малыша.

  • Неокуб

Эта интересная головоломка для развития логики и мышления, появившаяся в конце двадцатого века, стала причиной многих тяжелых травм органов кишечного тракта. Дети регулярно глотают детали неокуба и подвергаются операционному вмешательству, так как иначе извлечь их просто невозможно. Причем это извлечение также достаточно опасно и проблематично.

  • Кукла Барби

Удивлены? Зря. Психологи утверждают, что эта игрушка негативно влияет на детскую психику, так как не вызывает заложенного природой желания поиграть куклой в дочки-матери. Так у девочек не развивается материнский инстинкт. Также неправильные пропорции тела куклы становятся причиной формирования уймы комплексов и неправильных представлений о женской красоте. Вырастая, девочки, игравшие в Барби, чаще всего недовольны собой и своей внешностью. Их лучшие друзья – собственные комплексы. Также кукла с ранних лет вызывает стремление побыстрей стать взрослой. Следует отметить, что при этом взрослая жизнь ассоциируется с ярким макияжем, вызывающей одеждой и мужчинами.

  • Наборы с химическими и физическими опытами

В состав опытов для юных химиков и физиков входят достаточно простые и безопасные препараты – при условии, что их будут смешивать согласно инструкции. Если препараты смешать неправильно или совместить компоненты из разных опытов, можно получить ожог или даже взрыв.

  • Дартс

Это самая опасная игра, а без присмотра взрослых она
превращается в смертельную. Это не просто слова. Летальные случаи происходили, и их число постоянно растет. Самое простое, чем могут отделаться дети, – увечьями.

Игрушки должны знакомить с окружающим миром, развивать и обучать. Именно на эти свойства, а также на качество следует ориентироваться взрослым, выбирая игрушки. Мода и требования детворы – это не главные критерии, а именно те, которые иногда можно и нужно проигнорировать.

Как уже говорилось, выбирая игрушку, необходимо руководствоваться здравым смыслом, а не истериками и капризами малыша. В момент покупки очередной безделицы следует помнить о влиянии игрушек на психику ребенка. Специалисты предлагают целый свод рекомендаций по выбору игрушек.


Педагоги, психологи и ученые считают, что неправильно выбранная игрушка может навредить детскому здоровью. С точки зрения психологии, наиболее негативно воздействуют на психику те, которые окрашены в красный и черный цвет.

Также психологи не рекомендуют дарить детям огромные игрушки. Маленьких деток лучше окружать такими же
маленькими безделушками. Кстати, пока у ребенка не сформировалось представление об окружающем мире, не стоит приобретать мутантов, фей и прочих волшебных персонажей. Позвольте стереотипу нормального восприятия мира развиться так же нормально, а не искривленно, как изображения в комнате кривых зеркал.

Кроме того, в доме должны иметься предметы, позволяющие выразить различный спектр негативных эмоций – от злости и обиды до страха. К таким игрушкам относятся шумовые музыкальные инструменты (бубенцы, дудочки, барабаны), пищащие молоточки, пистолеты, ружья, а также агрессивные животные – дракон, волк, крокодил.

Для детей игрушки – это не только развлечение, но и настоящие друзья, которые знакомят с окружающим миром. Поэтому, дорогие родители, выбирайте друзей для своих детей особенно тщательно и ответственно!

Что такое детские развивающие игрушки.

По большому счету, любая игрушка имеет право называться развивающей, т.к. любая форма игры способствует развитию ребенка и его адаптации к социуму. Девочка, играющая в куклу, на самом деле вполне реально примеряет на себя роль мамы, которой она станет, когда вырастет. Дети обожают ролевые игры, подражая действиям взрослых. Играя, они учатся жить. Нередко можно обратить внимание, что ребенок заменяет игрушки реальными предметами, стараясь максимально приблизить себя к реально существующему положению вещей в обществе. Отсюда – разбросанные по всей кухне мясорубки и навсегда пропавший будильник.

Сегодня все чаще звучит термин «детские развивающие игрушки». Причем неважно, какой возраст у ребенка, взрослые твердо уверены, что в развивающей игре ребенок обязательно должен подключать логику. Ребенка заваливают всевозможными карточками, конструкторами, мозаиками, недоумевая, почему он не хочет играть в предложенные ему игры и упорно продолжает наряжать кактус, объявив семье, что сегодня они встречают Новый год. Хотя игрушка покупалась для ребенка в соответствие со всеми указаниями возраста на упаковке.

Взрослые должны учитывать, что роль любой развивающей игрушки, в первую очередь, заключается в активизации самостоятельной детской деятельности. Игрушка должна давать толчок к самостоятельной и творческой игре. Если ребенок не в состоянии сам играть в игру после вашей подсказки, он практически сразу теряет к ней интерес. Это относится к большинству дидактических игр. Дидактические развивающие игры на отработку определенных действий могут быть полезны на ранних стадиях развития детей, но затем они тормозят развитие, ограничивая свободу воли и творческий потенциал малыша.

Детские развивающие игрушки делят на те, что способствуют формированию каких-то конкретных предметных навыков, и те, что помогают в развитии социальной и личностной областей в жизни ребенка. Первые игрушки полезны в раннем возрасте, вторые – в дошкольном и школьном возрастах. Далее рассмотрим эти соответствия по конкретным возрастам ребенка.

Развивающие игрушки детям до года.

С рождения малыш развивается благодаря общению и наблюдению. Поэтому к развивающим игрушкам для малыша до года можно смело отнести подвесные игрушки. Желательно, чтобы они были с акцентами в виде хорошего объема, цвета, звуков (погремушки, бубенчики). Простой тряпичный мячик, подвешенный над ребенком, может стать первой развивающей игрушкой для малыша, которую он сможет взять в руки.

У детей до года формируется сенсомоторная деятельность, когда согласовывается работа глаз и рук. Развивающие игрушки до года должны содержать элементы, способствующие этому развитию: достать-положить кубики в коробку, скатить шарик по желобку, игрушки вкладыши. Когда нужно определить форму и размер вкладыша и разместить его в правильном отверстии. Как ни странно, но обычный мячик является отличной игрушкой для малыша: когда ребенок ловит мячик, как раз и происходит развитие согласованной работы зрения и рук. Помимо этого, мячик всегда можно использовать в игре на отработку основных понятий «дай» и «возьми».

Давайте детям дол года куклы. И неважно, кто у вас растет: мальчик или девочка. Ребенок должен узнать в кукле человека и посредством игры отрабатывать основные физиологические нормы поведения: сидеть, лежать, гулять и т.д.

Развивающие игрушки детям от года до 3-х лет.

От года начинает развиваться мелкая моторика рук. Кроме всего прочего, отделы головного мозга, отвечающие за развитие моторики и речи, находятся радом, и развитие одного провоцирует более быстрое развитие другого. Развивающие игрушки детям до 3-х лет должны содержать в себе уже более мелкие и сложные элементы. Вкладыши и пирамидки должны быть более интересными с точки зрения формы и количества элементов. Взрослые часто наблюдают, как дети этого возраста не расстаются с пультами от техники, пытаясь отковырять кнопочки. Замените пульты на бусы (побеспокойтесь только о надежности шнура, чтобы любимое чадо не наглоталось бусинок), сачки для вылавливания чего-либо, совочки и т.д. Не отказывайте ребенку в простых бытовых безопасных вещах: ложках, расческах, тряпочках и т.д. Пусть ребенок пытается убираться, расчесываться, есть самостоятельно.

Очень важны для детей до 3-х лет развивающие игрушки с предметами неживой природы. Обязательно включайте в игру воду и песок. Пусть он изучает их свойства. Сейчас много всевозможных пособий с цветным песком, как для самых маленьких, таки для детей постарше.

Продолжайте играть с ребенком в куклы. Постепенно малыш сам начнет усложнять «жизнь» куклы, подключая более сложные социальные аспекты поведения. Кукла начнет есть, дружить, гулять, убираться и т.д. Лучше, если кукла будет похожа на самого ребенка. И она обязательно должна иметь атрибуты быта: одежду, ванночки, постель. Иногда полезно, чтобы в игре появлялись предметы-заменители: кубик может служить столом, тряпочка – скатертью, шашка – тарелкой. Это очень сильно стимулирует развитие фантазии у ребенка.

В этом возрасте можно подключать к развитию сказки, которые расскажут ребенку о насущных понятиях добра и зла, дружбы и предательства, любви и ненависти. Огромное количество книжек-малышек с элементами анимации помогут превратить чтение сказки в захватывающее представление.

Развивающие игрушки детям от 3-х лет и старше.

Начиная с 3-х лет к арсеналу игрушек более активно прибавляются игрушки-заменители: всевозможные тряпочки, шнурки, брусочки, ракушки, орехи и т.д. Из всего этого материала ребенок начинает творить свой собственный мир. Значение ролевых игр резко возрастает, поэтому развивающие игрушки для детей от 3-х лет и старше должны иметь полный комплект всех атрибутов действительности: не важно - заменители или, собственно, сам предмет.

Ребенок должен обрасти фигурками животных и большим количеством кукол, так как куклы должны уже общаться друг с другом. Ребенок начинает награждать кукол и животных своими характерами и стилями поведения. Зачастую в качестве места разворачивания событий начинают использоваться места под столом и других потаенных участках квартиры.

Именно в этот момент мальчики начинают проявлять активный интерес к машинкам, т.к. уже, как правило, успели покататься в настоящей машине и оценить её назначение. В качестве развивающих игрушек покупайте детям от 3-х лет машинки с нефиксированными элементами. Пусть открываются дверцы у большого грузовика. За рулем будет сидеть любимый мишка, а в кузове – все его друзья.

Отличное решение для ребенка от 3-х лет – пальчиковые куклы и куклы для театра.

Именно в этом возрасте дети начинают проявлять активное внимание рисованию и аппликациям. Моторика у них уже сформирована для того, чтобы держать безопасные ножницы, кисточку, карандаш.

Обращайте внимание на материал детских развивающих игрушек. Осязание играет большую роль в жизни ребенка. Не нужно заваливать малыша пластмассовыми игрушками под страхом аллергии. Ваш малыш будет расти в очень обедненном пластмассовом мире. И не забывайте правильно организовать пространство ребенка: у него должен быть только его уголок, на который взрослые не претендуют. Учите ребенка убираться на своей территории.

Вопреки расхожему мнению, большинство электронных игрушек тормозят развитие ребенка. Результат получается простым нажатием кнопок, и ребенок не отслеживает причинно-следственных связей. Поэтому не перегружайте вашего малыша подобной электроникой, как бы он ни просил. Ребенок должен сам организовывать процессы: готовить их, реализовать, получать результат. Это формирует характер, усидчивость и самостоятельность малыша в этом мире. Тренирует его мышление и фантазию.

Детские магазины предлагают такой выбор игрушек, что разбегаются глаза. ⭐️В разнообразии игрушек, предлагаемых на сегодняшний день можно потеряться.

Игрушка для ребенка - это не только развлечение, но и развивающее пособие. Она должны быть полезной, а главное, безопасной. В мире многообразия детских товаров , не следует забывать о том, что не каждая игрушка подойдет ребенку, а некоторые даже могут быть опасны для него.

В связи с этим производители предпринимают определенные меры предосторожности, например, ☝️ для снижения вероятности несчастных случаев, на большинстве детских игрушек указывается возраст, на который они рассчитаны.

При покупке игрушек важно руководствоваться ниже следующими рекомендациями, ведь ☘️ безопасность ребенка превыше всего.

Если вы выбираете мягкую игрушку, обратите внимание на наличие пометок об огнестойкости либо наличии замедлителей горения в составе материала, из которого она изготовлена. Немаловажно и то, как легко будет содержать купленную игрушку в чистоте, можно ли ее стирать.

Не покупайте товары, не имеющие сертификатов качества. В противном случае вы не можете быть уверены в том, что они отвечают современным требованиям безопасности. К примеру, в материале, из которого сделаны игрушки, может содержаться свинец или другие ядовитые вещества. По этой же причине не давайте детям старые игрушки, даже подаренные близкими людьми и друзьями.

✔️ Избегайте покупки музыкальных игрушек, звучащих слишком громко, поскольку дети очень часто подносят их близко к уху, а слуховой аппарат детей так нежен, что громкие звуки могут легко его повредить.

Как известно, малютки и детки постарше любят бросать игрушки на пол, отламывать от них разные части, поэтому выбирайте игрушки настолько прочные, чтобы они смогли выдержать такие нагрузки. ✨️Постарайтесь не покупать слишком маленькие игрушки и игрушки с мелкими деталями, поскольку дети могут проглотить их или засунуть себе в ушко или в нос. Что касается мягких игрушек или кукол, нужно постоянно контролировать, не отрываются ли у них нос и глазки.

При выборе игрушки из резины удостоверьтесь, что она достаточно крупна, чтобы ребенку невозможно было засунуть ее себе в рот даже в сжатом состоянии.

Если вы хотите купить ребенку игрушку из пластика, стоит иметь в виду, что она не должна быть слишком твердой. Для детей гораздо более ☝️ безопасны игрушки из эластичного пластика, которые, даже если сломаются, не будут иметь настолько острых краев, чтобы об них можно было порезаться.

Помните, что самыми опасными являются игрушки с веревками и шнурками, в которых малыш может запутаться.

Важность безопасности детских игрушек, безусловно, не подлежит сомнению. Но это не единственное требование, которому должна отвечать качественная вещь, ведь цель каждого человека, выбирающего игрушку - угодить ребенку, что не так легко, ведь понятия детей и взрослых о самом желанном подарке часто различаются. Поэтому не пытайтесь подобрать игрушку по своему вкусу, а постарайтесь разузнать заранее, чего хотелось бы малышу. В крайнем случае, его можно взять с собой в магазин игрушек, чтобы он смог самостоятельно сделать свой выбор.

✔️ Но особенно затруднительно выбирать игрушку в подарок к празднику, например, на день рождения, или если вы хотите подарить ее ребенку друзей, ведь в этом случае вы не сможете спросить о его личных предпочтениях. В этом случае вам можно посоветовать вспомнить о своих интересах в таком же возрасте. Возможно, ход ваших мыслей совпадет и это поможет вам сделать правильный выбор.

Также хорошая идея зайти в отдел развивающих игрушек. Просто замечательно, когда, кроме всего прочего, игрушки стимулируют развитие мелкой моторики и умственное развитие в целом. Так, играя с ребенком, вы можете без особого труда обучать его различным вещам, а также развивать в эмоциональном плане. В процессе игры дети намного легче усваивают различного рода информацию, приобретают полезные умения и навык, потому что на них отсутствует всяческое давление.


Нередко слова «развивающая игрушка» используются недобросовестными производителями лишь для улучшения сбыта своей продукции, поэтому важно научиться отличать настоящие развивающие игрушки от, так сказать, «развлекающих». Для детей очень полезны игрушки, всесторонне их развивающие, но никто не отменяет и простые, традиционные предметы для досуга и отдыха.

Детские психологи советуют пользоваться такой развивающей игрушкой, как мобиль. Стимулируя концентрацию внимания у детей, он подходит им с первых дней жизни. Даже обычные погремушки тоже относятся к этой категории, так как развивают ☝️ координацию движений у детей и обучают их распознавать источники звуков.

✔️ Для деток постарше рекомендуются такие обучающие игрушки, как пазлы, соленое тесто либо пластилин, различные развивающие наборы (химические и т. д.), микроскопы, телескопы, определенные видео- либо компьютерные игры и тому подобное. В основном на них отмечена возрастная категория детей, для которой они предназначены. Обращайте на такие пометки особое внимание, чтобы не перегрузить детскую психику игрушками не по возрасту, что чревато стрессом.

Игры с различного рода конструкторами, строительными кубиками, а также мячами и другим спортинвентарем положительно отражаются на развитии моторных рефлексов.

Игрушки для ролевых игр развивают эмоции детей и прививают им нормы общения с окружающими людьми.

Большую часть жизни маленький ребенок занимается именно играми, и они оказывают огромное влияние на растущую личность. Следовательно, выбор игрушек – это ответственное задание и, поверьте, безопасные, полезные и доставляющие ребенку ✨️ удовольствие игрушки стоят времени и сил, затраченных на то, чтобы их подобрать.