Современные представления о цели воспитания. Цели воспитания

Введение 3

1. Воспитание и формирование личности 5

2. Семейное воспитание 7

3. Религиозное воспитание 13

4. Школьное воспитание 15

Заключение 17

Список литературы 19

Введение

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Она имеет различные аспек­ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи­зиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясня­ют действием присущих ему от рождения потребностей, влече­ний и инстинктов (З.Фрейд и др.). Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес­се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо­собности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Проблема взаимосвязи процессов развития и воспитания личности - одна из важнейших. Наш жизненный опыт уже позволяет увидеть разницу в понимании процессов "развитие" и "воспитание".

Воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.

Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса - дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыслению?

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности».

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Но человек только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

1. Воспитание и формирование личности

Процессы и результаты социализации имеют внутренне про­тиворечивый характер, так как в идеале социализированный че­ловек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии обще­ства, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его ин­дивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социа­лизированные, фактически растворенные в социуме, что оказы­ваются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в ус­ловиях стихийного взаимодействия человека с окружающей сре­дой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознатель­но контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд разли­чий в разные периоды развития личности. Одно из самых суще­ственных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, - это то, что воспитание выступает своеоб­разным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ус­корения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодо­леть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогиче­ской стратегии и тактики.

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществах социальной стратификацией (соотношением соци­альных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитар­ном и демократическом обществах., В каждом из них воспроиз­водится свой тип личности, своя система зависимостей и взаи­модействий, степень свободы и ответственности личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как актив­ное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возни­кает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправ­ленная социализация, организатором которой является педагог.

А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано не­обходимостью развития личности. Если какая-либо группа задачили наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

2. Семейное воспитание

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен до­ставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Определенный педагогический опыт есть у каждого т.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от своих родителей, от бабушек и дедушек. Все самые важные процессы начального воспита­ния происходят в семье - все начинается с раннего детства

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская лю­бовь - это любовь к ребенку во, имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь или расположение задариванием, щедрым субсидиро­ванием "на мороженое", "пепси", "жвачки". Слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознании детей си­стему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, на­чала или конца. Родители для детей - это жизненный иде­ал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспита­тельного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высо­кую родительскую миссию. Влияние родителей на соб­ственных детей должно обеспечивать их физическое со­вершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок не­вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подра­жает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.

В современных условиях, когда идет бурная пере­стройка политического и социально-экономического укла­дов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И при­чин тут много.

Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении послед­них пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получалипрактические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей.

Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности делиться от своих родителей, от старшего поколения, казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старт в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их на копленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же ври мя страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся:

Генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

Социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

Обстоятельства биографии;

Культурная традиция, социальный и профессиональный статус;

Особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

Психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;

Система отношений с социумом;

Организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Если биологическая линия развития человека генетически запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые приобретены им в процессе жизнедеятельности.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов.как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования - биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

Окружающая среда - мощный фактор развития личности, как предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния среды на формирование личности человека. Факторы среды можно разделить на несколько групп.



Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий:

Адаптация - приспособление. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает;

Индивидуализация - появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В отрочестве стадия самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, ибо все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво;

Интеграция - появляется желание найти свое место в обществе. Она проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой и обществом, в противном случае возможны:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

Изменение себя («стать как все»);

Конформизм (внешнее соглашательство, адаптация).

Для возраста примерно до трех лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (десять - четырнадцать лет) - индивидуализации. Для юности (пятнадцать - восемнадцать лет) - интеграция. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).



Процесс развития усложняется тем, что социальная среда и социальные группы нестабильны, необходимо собственное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Однако процесс социализации имеет свои издержки. Можно выделить следующие издержки социализации в современных условиях.

Экономические:

Имущественное расслоение в обществе;

Подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи;

Гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления;

Рост имущественных правонарушений у детей;

Вынужденная работа детей, наносящая вред их здоровью и нравственному развитию личности, и др.

Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к появлению у молодежи неуверенности в будущем, «негативизма», нигилизма, депрессиям и страхам, уходу в неформальные, националистические объединения, культу жестокости и др.

Социальные:

В результате изменений в системе образования (платные и альтернативные школы) создались неравные условия для детей, что привело к элитарности образования;

Слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей и др.;

Культурные - засилье массовой культуры привело к утрате приоритетов национальной культуры, ценностного отношения к ней, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т.д.;

Моральные - произошла переоценка ценностей, т.е. переориентация молодежи в сторону индивидуализма, нравственной «раскованности».

Данные издержки вносят коррективы в организацию и методику воспитания.

Влияние среды на развитие личности. Человек стано-

вится личностью только под влиянием общества, именно здесь происходит его социализация, т.е. духовное, социаль-ное и психическое развитие.

Социализация представляет собой процесс и результат присвоения и активного воспроизводства личностью соци-ального опыта, осуществляемый в общении, обучении и дея-тельности.

Если среда – это окружающая действительность, где про-исходит становление и развитие человека, то дальняя среда отождествляется с обществом, а ближняя среда – с домом, семьей, друзьями.

Овладение новыми действиями ребенок осуществляет под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В этом за-ключается очень важная роль обучения и развития человека. Разница между совместной с взрослым и самостоятельной деятельностью определяет зону ближайшего развития (Л.С.Выготский). От величины этой зоны зависит обучае-мость ребенка, т.е. запас развития, которым он располагает. Существуют возрастные периоды, когда обучающие воздей-ствия педагога наилучшим образом сказываются на развитии человека.

Начиная с работ Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Тол-стого и заканчивая идеями наших современников, в науке в этом направлении накоплен огромный опыт, который позво-ляет значительно увеличивать педагогическую действенность воспитательной работы.

В связи с этим важнейшей закономерностью воспитания является необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка.

В педагогике выделяют следующие социальные стадии в развитии человека: до 1-го года – раннее младенчество; до 3-х лет – младенчество; до 6-и лет – раннее детство; до 8-и лет – детство; до 11-и лет – предподростковый период; до 14-и лет – подростковый период; до 18-и лет – юношеский возраст.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития, социализа-ции, который характеризует возрастные особенности. Учи-тель должен постоянно изучать и фиксировать особенности учебной, трудовой, игровой, спортивной деятельности своих воспитанников, уровень их умственного и физического раз-вития, черты характера, отношение к окружающим и самому себе. На этой основе следует разрабатывать программу вос-питательной работы с каждым учеником.

4. Развитие и воспитание. Воспитание – главная сила,

которая способна дать обществу полноценную личность.

Без воспитания человек не может развивать и реализовы-вать свои природные задатки и способности. Как показывает практика, воспитание должно опираться на внутренние пси-холого-педагогические механизмы личностного формирова-ния учащихся и стимулировать их стремление к саморазви-тию и самосовершенствованию в учебе и поведении. В про-цессе самовоспитания человек активно работает над собой, осознает свои достоинства и недостатки и исправляет их. Од-нако к самовоспитанию человек должен быть подготовлен всей воспитательной работой семьи и школы. Самовоспита-ние включает умение ставить цели и задачи, выполнять их, контролировать процесс и оценивать результаты.

Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский обос-новал закономерность, согласно которой цели и методы вос-питания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и “зоне его ближайшего раз-вития”. Негативное влияние наследственности и неорганизо-ванной среды на становление личности человека необходимо корректировать с помощью воспитания, эффективность кото-рого зависит от целенаправленного, систематического и ква-лифицированного руководства этим процессом. Однако воз-можности воспитания не безграничны.

5. Деятельность как фактор развития. В педагогиче-

ской теории сформулирована общая закономерность: чем больше человек работает в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области.

Усложнение содержания деятельности и привлечение уча-щихся к руководству ею, являются еще одной закономерно-стью воспитания.

При этом активность – это не только предпосылка разви-тия личности, но и результат, так как цель воспитания заклю-чается в формировании активной, инициативной, творческой личности .

6. Влияние культуры на развитие личности. Человек живет в динамично развивающемся мире. Объективно скла-дывающаяся ситуация требует от него соответствующих зна-ний, умений, навыков, качеств личности, норм поведения, которые позволяют адекватно реагировать на все изменения, ориентироваться в ситуации, уметь моделировать ее и осуще-ствлять необходимые коррекции.

Научная общественность сегодня делает попытку выявить сущностный статус образования через рассмотрение его в контексте культуротворческих процессов. Это позволяет ин-терпретировать образование как средство инкультурации личности и обеспечивать включение ее в социум. Под ин-культурацией сегодня понимается процесс приобщения чело-века к высшим ценностям мировой и национальной культу-ры. А социализация и инкультурация рассматриваются как самостоятельные процессы личностного развития ребенка, отличающиеся между собой содержательными характеристи-

ками .

Перед образованием, как и перед культурой в целом, воз-никает новая проблема – развитие способностей личности, умений ориентироваться и жить в меняющихся условиях. Причем сегодня кроме организованной среды (семья, учеб-ные заведения, профессиональная деятельность), которая оказывает воспитывающее влияние на человека, процесс формирования и развития личностных качеств, адекватных динамично развивающемуся миру, в определенной мере со-держит элементы, носящие стихийный характер. Решение проблемы зависит прежде всего от степени приобщения лич-ности к высшим ценностям культуры. На второе место педа-гогическая общественность определяет самосовершенствова-ние личности.

К сфере общей культуры в научной литературе относят деятельность человека, средства и механизмы ее осуществле-ния, причем сам человек рассматривается как субъект куль-турного развития. С таких позиций культура представляет собой качественную характеристику, определяющую, на-

сколько человек путем саморазвития и самосовершенствова-ния смог подняться над своей биологической природой. Влияние культуры на человека проявляется не только в его профессиональной деятельности, но и в становлении созна-тельной, целенаправленной, творческой активности в обще-стве, которая заключается в стремлении поддержать гуман-ные тенденции и противостоять разрушительным.

Сегодня нет единого толкования концепции культуры. Представляется актуальным понятие “социум культуры”, предложенное В.С.Библером, так как на данном этапе куль-тура ориентируется на общие ценности, созданные в разных культурах (античных, средневековых, западных, восточных и др.) и человек находится перед выбором своего социума, где он может осуществлять самоопределение . Рассуж-дая с позиции человека, поставленного в центр новых поли-тических, экономических и социальных условий, необходимо увидеть, понять и принять характер связей личности – на уровне установления безопасных отношений с подсистемами (природой, производством, государством, населением) и на уровне взаимодействия с ними.

В современном мире, где ценность образования постоян-но растет, ощущается необходимость в продуктивном ис-пользовании способности к производству нового знания. При этом усвоение материала признается лишь необходимой ба-зой для культуротворчества. Сегодня человеку необходимы прежде всего фундаментальные знания, которые пробуждают интерес к познанию и играют роль “фильтров” для текущей информации. Кроме того, фундаментальные знания служат опорой, когда прежний опыт в новой ситуации не всегда оп-ределяет верные решения. Очень важным для становления личности, особенно личности специалиста, является усвоение способов самореализации, саморазвития и самосовершенст-вования, которые вместе с системным мышлением обеспечи-вают открытость человека для всего нового .

В культуре отражается все, что делает человек, и то, что он собой представляет. Культуру следует рассматривать не только как результат, но и как процесс сознательной интел-лектуальной деятельности, в ходе которой изменяется окру-жающая среда и сам человек. Она дает колоссальный воспи-тательный, экологический, экономический и социальный эф-

фект. Все, что создано в ней, способствует совершенствова-нию человека, достижению максимальной реализации его как личности, гражданина, профессионала .

Человек является самым великим творением природы, ее венцом, источником творческой активности и движения впе-ред. Но чтобы воспитать хорошего труженика, патриота, семьянина, необходим напряженный труд родителей, педаго-гов, всего общества. Задача педагогической общественности сегодня заключается в оказании помощи подрастающему по-колению в формировании его отношения к окружающей дей-ствительности, прежде всего в развитии позитивного мышле-ния: побудить к творчеству, заставить почувствовать любовь к жизни, к Родине, к природе, труду, людям, к себе . Только после того, как человек усвоит социальные нор-мы, культурные ценности и реализует себя, он становится полноценным членом общества. В свою очередь, задача вос-питателя – ставить личность в активную позицию, вооружать ее способами деятельности и активного приложения сил, изу-чать ее своеобразие, раскрывать потенциальные возможности.

Таким образом, становление личности и ее развитие осу-ществляются под влиянием наследственности, общения, вос-питания, обучения и деятельности. За счет развития личност-ных качеств человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общественный опыт. В процессе развития личности формируется ее мотивационная культура – как результат социализации и воспитания. Это социальные установки личности, желания, интересы, ценно-стные ориентации, убеждения и т.д.

Как результат образования создается информационная культура личности, которая представляет собой систему зна-ний всех видов и уровней (законы, представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории).

Результатом активности и деятельности в развитии лич-ности является операционная культура, состоящая из систе-мы умений всех видов и уровней (навыки, привычки, спосо-бы, приемы, методы, методики).

Системность личности отражает в себе закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Только единство человека (природного, общественного, индивидуального) в его сущности, становлении и деятельности помогает целост-

но воспринимать окружающую действительность, приспо-сабливаться к меняющимся условиям жизни, вносить в них разумное, доброе, вечное. При этом необходимо понимать, что секрет выживаемости человечества скрывается в самом человеке. Целесообразно вспомнить замечание Б.М.Бим-Бада: у человечества есть только один способ действовать эффективно – это совершенствовать себя . Об-разование должно стать непрерывным процессом самосо-вершенствования и самообновления, причем не только для личности ребенка, но и для педагога. В этом заключается фундаментальная сущность механизма жизни и деятельно-сти, которая представляет основу для удовлетворения своих потребностей, реализации своих способностей и овладения высшими ценностями общей и профессиональной культуры. В данном стремлении находит свое выражение великое зна-чение феномена культуры для развития человека. Итогом та-кого влияния становится сформированная Я -концепция.

Система воспитания как условие развития личности

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный -путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания -самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности”.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать -это значит направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения -только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

Такой подход к построению процесса воспитания -как активного целенаправленного формирования личности -согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта-литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права “другого” непросто на участие в “борьбе за существование”, а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого “другого” становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. “...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, -писал он в трактате “О жизни”, -человек не может не видеть и того, что это -то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества”.

По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших -это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.

На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая “цивилизованность” современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в “массовом” сознании обывателя XX столетия эта “эмансипированная” стихия “животности”.

Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания.
Отвергая представление о существовании человека исключительно как биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не отрицал власть “природы” над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.

Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полного порабощения человека “плотью”, служит, по Л.Н.Толстому, самым главным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственному, человеческому существу -Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать доступен каждому человеку.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых “педагогических воздействий” или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись “в хвосте детского развития”, ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать “завтрашнему дню детского развития”. В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в “зону ближайшего развития”. Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами”, а уж затем и вполне самостоятельно.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Не может быть колебаний, писал А.С.Макаренко, -стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

“Искусство воспитания”, приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания “понимаемых мотивов” и мотивов “реально действующих”, а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти “понимаемые” мотивы в реально действующие.

Главная цель развития личности -возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно - мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств “абсолютных”. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно - потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно - потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Определить и однозначно очертить цель современного воспитания очень трудно по многим причинам. Даже после 20 лет построения рыночного капитализма в нашей стране нет четких представлений о траектории движения России в современном мире, целях общественного развития, не исследованы и не описаны хотя бы главные параметры развития страны в ближайшие десятилетия. Без этого, согласимся, невозможно проектировать, какие люди понадобятся в Российской Федерации через 10-15 лет, к жизни в каком обществе нужно готовить ребятишек, севших сегодня за школьные парты, как вовремя заметить и скорректировать общую цель их воспитания с тем, чтобы окончившие школу люди органично вписались в будущий мир. В быстро развивающемся мире проектировать цели воспитания становится все труднее.

Пока мы видим лишь пестрый калейдоскоп всевозможных преобразований. Интенсивному изменению подвергается все, что только может быть изменено в целях лучшего приспособления системы к рыночным требованиям. Это означает, что современный выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Только не внешняя мобильность и рыночная готовность составляют главную сущность цели воспитания. Эти качества – неизбежная дань требованиям сегодняшнего дня. Если вникнуть глубже, то за мельтешением событий на поверхности мы увидим глубинную неизменность человеческого бытия. Следовательно, в цели воспитания мы обязаны примирить актуальные требования подготовки к современной жизни с неизменными положениями хорошо организованной жизни и общечеловеческими ценностями.

Среди множества возможных формулировок цели воспитания нас по-прежнему подкупает своей емкостью и простотой всестороннее и гармоническое развитие личности. Цель, с которой наше общество и школа сроднились, цель, по воплощению которой в жизнь мы стоим ближе всех в мире.

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человекнаивысшая цель воспитания, сформулированная лучшими умами человечества. Рождена эта цель верой в человека и могущество воспитания. Стоят за ней совершенный человек, совершенное общество, полная достатка, счастливая и длинная жизнь. Не к этому ли мы должны стремиться, невзирая на все трудности и препятствия?

Придется заплатить дань требованиям современной жизни. Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне и гармонически развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Подразумевается, что реализация цели осуществляется с учетом личных и общественных потребностей, в среде гуманистических отношений, на основе закономерностей интеллектуального и духовного формирования человека и с опорой на возрастные возможности. Установка на развитие личности растущего человека придает "человеческое измерение" таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

В последнее время появились альтернативные формулировки целей воспитания в новой российской школе. Характерной особенностью их является то, что они привязаны не к обществу и школе в целом, а к определенному типу учебных заведений. Школы в России различаются большим разбросом параметров. То, что подходит одним учебным заведениям, может быть лишено смысла в других. Тут помогает конкретизация, но только при правильном соотношении "местных" целей с общей целью национального воспитания.

Свое видение целей предлагает В. Д. Шадриков: целью школы (правда, автор говорит о "лучших школах", не раскрывая, впрочем, этого понятия) "может стать воспитание добродеятелей и добродетелей". Мы уже обсудили употребление понятия "добродетель" в качестве общей цели воспитания и пришли к выводу, что возвращаться к нему не следует. Придется очень долго объяснять его содержание, что неизбежно приведет к утрате главных ориентиров. Философы и педагоги уже поняли, что неопределенность и размытость целей – зло даже большее, чем их недостаточная обоснованность. Вот почему большинство отечественных педагогов поддержало краткое определение цели воспитания, изложенное в "Национальной доктрине образования": в соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса в школе должно стать создание предпосылок для самореализации личности.

Установлено, что от качества формулировки цели зависит ее понимание и реализация. Если цель задана понятно, непротиворечиво и так, что ее достижение можно проверить, то реализация такой цели существенно облегчается. Хорошо обоснованная цель обычно указывает и на средства, с помощью которых она может быть достигнута.

Прекрасная и величественная цель – формирование всесторонне и гармонически развитой личности, увы, недостижима, уже хотя бы по той причине, что ее выполнение в заданной формулировке невозможно ни проверить, ни оценить. Чтобы цель "работала", она должна быть задана диагностически, т.е. так, чтобы ее компоненты были четко вычленены, ясно описаны, не повторяли друг друга и охватывали всю эту цель. Тогда остается лишь разработать четкие критерии и создать соответствующие технологии.

Размытые, нечеткие, плохо сформулированные, непродуманные цели не позволяют технологично организовать процесс.

Задачи, выделяемые в цели воспитания – интеллектуальное, физическое, трудовое, эмоциональное и моральное воспитание, – также носят общий и абстрактный характер. Опираясь на подобные формулировки, мало чего можно достичь, поэтому и задачи, которые ставятся и разрешаются в практическом процессе, должны быть разложены на простые, конкретные, однозначно сформулированные части (подзадачи).

Конкретизация целей и задач – отнюдь не благо. Выделением узких, строго ограниченных направлений воспитания никогда не удается добиться той широты, которой характеризуется по-настоящему воспитанный человек. Попытка идти этим путем приводит к тому, что количество узких задач чрезмерно возрастает и приобретает ту же нечеткость, что и задачи, сформулированные в обобщенном виде. Отсюда возникает проблема оптимизации постановки (формулировок) целей и задач.

Маятник качнулся в другую сторону

Попытаемся сделать сравнительную оценку состояния воспитанности нашей молодежи 80-х гг. XX в. и начала века нынешнего. Чтобы понять, где мы находимся на шкале возможных состояний воспитанности, сравним главные документы, в которых отражены ценности. В качестве первого документа примем "Моральный кодекс строителя коммунизма" (в СССР). Второй (вымышленный) документ озаглавим "Моральный кодекс строителя капитализма (личного)" и представим его полной противоположностью первого. Всегда и везде нам говорили, что коммунизм – полная противоположность капитализма. Теперь мы взглянули в звериный оскал – так и есть. Вот что получилось (рис. 4).

Поведение людей на каждом шагу, на каждой точке пространства, вся наша современная жизнь, человеческие отношения показывают, что во всем произошли разительные перемены. Попытаемся смоделировать и наглядно определить, в каком месте воспитательного пространства мы находимся. Будем считать, что коммунистические идеалы – одна крайность, а капиталистические – другая. Между ними широкий спектр возможных состояний общества и воспитания. К идеалам коммунизма наше общество пыталось приблизиться, но практически прошло менее половины нужного расстояния. Так же недостижима и другая крайность – полный индивидуализм, доведенные до предела антагонистические отношения. Общество и воспитание вступили на этот путь, пытаются выровнять и закрепить ситуацию в соответствие с рыночными (капиталистическими) требованиями.


Воспитание - деятельность по передачи новому поколению общественно - исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведения человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание в широком смысле - это воздействие на человека, оказывающее влияние на его развития. С этой точки зрения воспитывает ребенка не только семья, школа, но и природа, среда, СМИ.

Воспитание в узком смысле - это целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него заранее определенных качеств.

Обучение в школе носит ярко выраженный воспитывающий характер. Обучая, учитель всегда воспитывает. Человек воспитывается постоянно в течение всей жизни.

А.С. Макаренко утверждал «...воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания...».

Воспитание есть процесс сознательного развития личности, формирование разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя воспитание выглядит как воздействие одного на другого, оно необходимо, прежде всего, самому воспитуемому.

В конечном счете, воспитывает учеников то, что делает учитель, важно не то, что мы делаем, а то, что мы получаем, только через свою самодеятельность ученики изменяются.

Воспитание есть формирование общественно ценностных потребностей. Ведь каждый воспитуемый уникальная, неповторимая личность, а процесс ее формирования действительно во многом похож на изготовление единственного в своем роде «произведения» ума и таланта воспитателя.

Цель - идеальное предвидение результата, исходный компонент деятельности.

Цель воспитания - это идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство

«Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».

Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

По мнению профессора Н.Е. Щурковой: «...цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека».

Только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания - истина, добро и красота. Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.

Поставленная цель носит общий характер и позволяет сохранить индивидуальные черты каждого ребенка.

Цели воспитания в современном обществе

Заказ на воспитание нужного гражданина дает общество, правительство.

В наше время можно выделить следующие цели воспитания:

1. Целью воспитания должно быть формирование чувства гражданской ответственности, уважения к закону. Результатом воспитания является освоение воспитанниками принципов демократии, понимание и реализация прав и обязанностей гражданина.

2. Целью воспитания должно быть создание условий для реализации природных задатков воспитанника, его индивидуальности. То есть каждый человек должен развиваться как неповторимая личность, индивидуальное в нем должно преобладать над общественным.

3. Целью воспитания должно быть формирование и развитие гуманистических начал у человека, способности понимать себя и других людей, устанавливать контакты с другими людьми.

4. Целью воспитания должно быть объединение всех людей для защиты жизни на Земле, подготовка каждого человека к пониманию собственной роли в развитии цивилизации.