Продление пенсионного возраста в беларуси. Пенсия в Беларуси: особенности пенсионной системы

На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года - для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный , необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Причины увеличения пенсионного возраста в Беларуси в 2017

Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» , которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.

На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года - более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на . Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % - работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.

Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 году

Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2017 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины - 55.

Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины - того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 - для женщин.

Таблица пенсионного возраста в РБ с 2018

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина - на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая :

Бюджет Фонда социальной защиты населения, за счет средств которого выплачиваются пенсии и пособия, исполняется с дефицитом с 2013 года. По информации БелаПАН, тема дефицита ФСЗН на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. В заседании приняли участие руководящие работники министерств и ведомств.

«Обеспечивать сбалансированность Фонда социальной защиты населения планируется за счет комплекса мер, в том числе путем переноса некоторых расходов фонда на республиканский бюджет», — сообщил БелаПАН собеседник в парламентских кругах, знакомый с итогами заседания группы экспертов в Совете Республики.

В частности предлагается осуществлять расходы на выплату пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигших 80 лет, за счет средств республиканского бюджета, а не из средств ФСЗН.

Также с целью снижения расходов ФСЗН рассматривается возможность изменения подходов к оплате больничных. В частности предлагается не оплачивать больничные работникам в связи с общим заболеванием или травмой в быту первые три календарные дня, а оплачивать их только с четвертого дня временной нетрудоспособности.

На официальном уровне также рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста для женщин.

«Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году», — сообщил собеседник БелаПАН в парламентских кругах.

Напомним, первое повышение пенсионного возраста в Беларуси было объявлено в 2016 году. Тогда в Беларуси было принято решение повышать пенсионный возраст для женщин и мужчин с 2017 года ежегодно на шесть месяцев. В результате, за 2017 — 2022 годы пенсионный возраст женщин вырастет с 55 до 58 лет, а мужчин — с 60 до 63 лет.

Новое предложение, с которым власти вышли на этой неделе в ходе заседания группы экспертов в Совете Республики, предполагает реализацию следующего этапа повышения пенсионного возраста для женщин. По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023 — 2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

Белорусские экономисты считают такой сценарий развития событий весьма вероятным.

«Сохранить право женщин выходить на пенсию на пять лет раньше мужчин вряд ли получится. С учетом старения населения это потребует либо увеличения взносов в ФСЗН, которые и так высоки, либо снижения пенсионных выплат, но они и так невелики. Поэтому повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин, скорее всего, произойдет», — отметила в комментарии БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Расчеты экспертов, основанные на демографических данных, подтверждают этот вывод.

«Наши расчеты, которые мы делали в рамках исследований, показывают, что для недопущения роста дефицита ФСЗН в долгосрочной перспективе пенсионный возраст женщин нужно поднимать до уровня мужчин. Поэтому, скорее всего, в 2022 году процесс повышения пенсионного возраста в Беларуси не остановится», — предполагает академический директор BEROC Катерина Борнукова.

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

Уровень рождаемости падает, а средний возраст пожилых людей растет - это среднемировая тенденция. Общее количество рабочих рук сокращается, численность же пенсионеров неуклонно растет. Конечно, можно порадоваться росту продолжительности жизни, ведь это показатель ее высокого уровня, но соотношение людей трудового возраста и пенсионеров создает высокую социальную и пенсионную нагрузку на общество и ухудшает положение в экономике, обостряет отношения в социальной сфере.

Большинству стран приходится решать эту проблему несколькими способами, в том числе увеличением срока выхода на пенсию по возрасту. Такие же реформы были провозглашены в последние годы в Республике Беларусь. Пенсионный возраст в Белоруссии повышается поэтапно.

Демографический прорыв

Как и большинство стран, некогда являвшихся частью СССР, Беларусь находится в сложном демографическом положении. Еще во второй половине двадцатого века темпы рождаемости сначала стали замедляться, а затем и вовсе значительно снизились. Развал СССР только ухудшил положение. И усилия нового государства в лице Министерства труда Республики Беларусь особой роли не сыграли. Рождаемость падала и падает до сих пор, что приводит к уменьшению числа работающего населения. Несмотря на определенные успехи, ситуация ухудшается, число умерших по-прежнему выше уровня рождаемости.

Рост числа пенсионеров

Пенсионный возраст в Белоруссии на начало 2017 г. равнялся 60,5 годам для мужчин и 55,5 - для женщин. Из населения немногим менее десяти млн человек пенсионеры составляли четверть. А соотношение работающих и пожилых людей было еще хуже. По информации Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходится 61 пенсионер. Министерство труда РБ и статистика утверждают, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе общества вырастет как в абсолютном, так и в относительном числе.

Соотношение между количеством лиц трудоспособного возраста и пенсионеров становится все хуже. Работающих все меньше, пенсионеров все больше. Такова новая реальность, и под нее вынуждены подстраиваться и государство, и население.

Законодательство Республики Беларусь - наследие советской эпохи - явно не соответствует современному периоду. Количество пожилых людей сегодня стойко увеличивается, а объем денег, которые государство может выделить на поддержку таких слоев населения - уменьшается.

Правительство страны откровенно соглашалось с тем, что проводимые пенсионные преобразования - действия вынужденные. Вызвано это тем, что средств на содержание пенсионеров катастрофически не хватает.

Пенсионный фонд

В последние годы число пенсионеров постоянно растет, приходится все интенсивнее черпать финансы из пенсионных фондов. Правительство предупредило, что, оставляя прежнюю систему трудовой пенсии в Белоруссии в ближайшее время, придется наращивать платы в пенсионные организации людей трудоспособного возраста и/или сократить объем самих пенсий. Через полтора десятка лет расходы на пенсии поднялись бы где-то на одну пятую часть.

В какой-то мере позиция государства была правильной. К тому же нельзя не учитывать куда лучшие условия жизни (чем, например, в пятидесятых) и достижения современной медицины. Если в середине двадцатого века состояние граждан к выходу на пенсию было слабым, а смертность - высокой, то к настоящему времени положение значительно изменилось. Пенсионный возраст в Белоруссии остался прежним, а количество пожилых людей, доживающих до преклонного возраста в 70 или 80 лет, увеличилось.

Доходы и расходы

Давление на государство со стороны пенсионных структур постоянно увеличивается. По официальным данным, на начало 2017 г. пенсионные тяготы в стране достигают примерно 9% ВВП. В Беларуси проживает 2619,3 тыс. пенсионеров, из них свыше полмиллиона, как и ранее, трудятся.

Между тем с конца зимы текущего года увеличился объем прожиточного минимума, в связи с чем выросли и расходы на выдачу минимальных трудовых и социальных пенсий. Такая ситуация сохраняться дальше не могла. Чтобы сократить финансовое давление на пенсионную структуру, нужно постепенно увеличивать пенсионный возраст.

Общемировая тенденция

В свое время Министерство труда РБ выразило мысль, что многие страны с начала двадцать первого века в целях сокращения пенсионного давления на экономику постоянно повышают количество лет для выхода на пенсию. Между тем, в пенсионного возраста в 2017 г. произойдет впервые со времени образования страны и даст возможность подойти к среднемировому уровню.

В подавляющем числе государств в наше время возраст выхода на пенсию составляет 60-65 лет, причем нередко он общий и для мужчин, и для женщин. В Беларуси же мужчины имеют право выйти на заслуженный отдых на пять лет позже, чем женщины, тогда как мужчины, по статистике, живут меньше. Повышение возраста выхода на будет происходить для обоих полов.

Европейские страны и Соединенные Штаты Америки к 2060 году планируют повысить пенсионный возраст до 70 лет, а Германия собирается провести соответствующие реформы в ближайшее время. Сегодня самый высокий пенсионный возраст в Финляндии (62-68 лет как для мужчин, так и для женщин), Швеции (61-67 лет на сегодняшний момент, но премьер-министр активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет), Польше (65-67 лет), Исландии (67 лет), Дании (65-67), Израиле (67 лет), Германии (65-67).

Указ президента

На основании Республики Беларусь, на протяжении следующих шести лет (с 2017 по 2022 гг.) будут проходить крупные преобразования в пенсионной сфере. Ежегодно, начиная с января 2017 года, возраст выхода на пенсию будет возрастать на полгода. К началу 2022 года пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 - для мужчин. Кроме того, ежегодно на полгода станет увеличиваться минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту (в совокупности он увеличится тоже на пять лет).

Цель реформы

Вышеупомянутый указ запустил механизм пенсионной реформы, который даст возможность оставить траты на пенсии на уровне текущего года хотя бы в течение последующих 5-8 лет. Законодательство Республики Беларусь будет перестроено таким образом, чтобы оно соответствовало новым реалиям и способствовало развитию социальной сферы, а также снижению нагрузки на экономику.

Ход реформы

Итак, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться поэтапно. Каждые полгода пенсионный возраст будет возрастать на те же полгода. Ранее правительство предлагало и другой вариант: увеличение пенсионного возраста на год ежегодно. В конце концов выбрали вариант с постепенным увеличением возраста.

В Министерстве труда и социальной защиты поясняют, что ввиду последних реформ мужчины, появившиеся на свет в первой половине 1957 г., а женщины - в первой половине 1962 г., первыми испытают преобразования пенсионной системы. По прежним законам они могли уйти на пенсию в 60 и 55 лет соответственно, т. е. в первые месяцы 2017 г. Но поскольку пенсионный возраст в Белоруссии с 2017 года возрастает на полгода, жители страны, чьи даты рождения оказались в указанных хронологических рамках, должны будут трудиться еще 6 месяцев и получат пенсию уже во второй половине 2017 г.

Последствия пенсионной реформы

Реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию, прямо коснется в ближайшее время примерно 100 тыс. жителей Беларуси, половина из которых окажутся на пенсии позже на полгода, половина - на год. В соответствии с указом Президента Беларуси, в следующие шесть лет на три года увеличится и возраст, при достижении которого есть возможность получить трудовые пенсии.

МВФ считает…

Между тем Международный валютный фонд - одна из крупнейших финансовых организаций - предлагает повышать пенсионный возраст в Белоруссии и после окончания реформы в 2022 г. В недавнем сообщении организации, которое было передано две недели назад, отмечается, что Беларусии сначала нужно произвести мягкое увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 65 лет. После нужно привязать пенсионный возраст к средней продолжительности жизни.

Вообще заявления, сделанные МВФ, указывают на то, что вероятность подобного варианта развития событий весьма большая. В МВФ говорят о том, что соотношение пенсионеров к трудоспособным жителям будет расти и к середине века достигнет того, что две трети населения будут составлять пожилые граждане.

Рост числа пенсионеров приведет к тому, отмечают специалисты МВФ, что суммы выплат к середине века практически вдвое. Вследствие этого дефицит бюджета вырастет примерно в три раза, экономика будет негативно реагировать на такое положение дел.

Что дальше?

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь также предсказывает увеличение пенсионных расходов в государстве из-за постоянного старения основной части населения, роста числа пенсионеров. Так, по словам специалистов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, если в 2013 выделение средств в пенсионный фонд достигло примерно 9% то к середине века это уже будет 20% ВВП. Следовательно, если в пенсионной системе и в дальнейшем ничего не менять и возраст выхода на пенсию не увеличивать, считая проведенные реформы достаточными, недостаток средств ПФ Беларуси, вследствие старения большей части людей, станет гарантирован.

Эта проблема, в большей или меньшей степени, касается и других стран, поэтому подобные преобразования затронут и их. Повышение пенсионного возраста в Белоруссии - это только один из шагов. Подобная реформа уже стартовала в России и на Украине, на очереди и другие постсоветские страны, и Европа.