Аналитическая справка об организации развивающей предметно пространственной. Аналитическая справка по предметно развивающей среде в доу по фгос

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля на тему: «Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Цель контроля: провести анализ условий организации развивающей предметно–пространственной среды, созданной в групповых помещениях дошкольных групп в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых помещениях ДОУ и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной в рамках ФГОС и требований СанПин; выявление оптимальных условий создания развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников; стимулировать профессиональное педагогическое творчество и педагогов.

Основные методы контроля: анализ, смотр-конкурс, наблюдения.

Сроки проведения: 13.02.2017г. – 22.02.2017г.

Объекты контроля: РППС во всех возрастных группах.

В соответствии с планом работы дошкольных групп ГБОУ СОШ № 000 на 2016 – 2017 учебный год в дошкольных группах проведен тематический контроль состояния работы по организации развивающей предметно - пространственной среды в группах.

Тематический контроль осуществлялся во всех группах. Были проанализированы следующие вопросы:

1. Использование возможностей предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем направлениям (наблюдение организации режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр и т. п.)

2. Планирование педагогами изменений в РППС в соответствии с образовательными ситуациями, интересами детей, климатическими, национальными особенностями.

3. Уровень организации воспитателями в группе развивающей предметно - пространственной среды для реализации всех направлений развития ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

4. Взаимодействие с родителями по данной проблеме

Для проведения контроля была создана комиссия: руководитель ДО, старшие воспитатели, . Для проведения смотра-конкурса были организованы экспертные группы из воспитателей дошкольных групп:

Ранний дошкольный и младший возраста: , ;

Средний возраст: , ;

Старший возраст: , ;

Подготовительные к школе группы: ,

Анализ РППС групп раннего и младшего возраста (в количестве 8 групп) показал, что оборудование групповых пространств соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, отсутствуют физические, психологические и нравственные риски игровой продукции для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей.

В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В одной группе имеются выдвижные кровати, что способствует появлению дополнительного пространства для выбора игр детьми, для оптимизации двигательной активности ребенка. Оборудованы физкультурные уголки. Также имеется возможность для уединения (в двух группах созданы уголки уединения). В центрах детской активности имеются в достаточном количестве игрушки, пособия, .

Но также экспертной группой отмечено, что развивающих пособий, дидактических игр, мягких игровых модулей, динамических игрушек, различных видов театра недостаточно. Передвижные ширмы отсутствуют. В некоторых группах зонирование среды распределено нецелесообразно и не продумано. Принцип доступности реализован частично (имеются закрытые полки, шкафы, очень много закрытых коробок). Не используются материалы для практических упражнений: песок, вода.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда групп раннего и младшего возраста в целом обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, но РППС недостаточно: содержательно насыщена, трансформируемая, полифункциональная, доступна. Необходимо еще раз проанализировать среду младшей группы №1 (1-я Владимирская, д. 14а) , организовать старшим воспитателям методическую помощь воспитателям в организации зонирования среды в данной группе. Для обеспечения комфортной и уютной обстановки воспитателям группы раннего возраста №4 (2-я Владимирская, д. 24а) создать единый эстетический стиль всего группового пространства.

Экспертная группа, проводившая анализ РППС в группах среднего возраста, просмотрела 7 групп и отметила следующее: во всех группах развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же заниматься, не мешая при этом друг другу, разными . Насыщенность среды соответствует требованиям образовательной программы для данной возрастной группы. Во всех группах созданы уголки уединения, которые также возможно использовать для театрализованной и игровой деятельности.

Оснащение центров активности периодически меняется в зависимости от темы недели, интереса детей и в соответствии с климатическими особенностями. Появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающие среды группы являются вариативными. Но в некоторых группах прослеживается хаотичное расположение дидактических и развивающих материалов.

Не во всех группах соблюдается принцип доступности, так как используются закрытые шкафы, игрушки и дидактический материал расположен высоко.

В средних группах также не хватает мягких модулей, легких передвигающихся ширм, которые позволят детям самостоятельно выстраивать свою деятельность.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда в средних группах обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и от 4 до 5 лет в различных видах детской деятельности. Следует продумать расположение дидактического материала с целью его доступности для самостоятельного использования детьми, приобрести полифункциональные модули, ширмы.

Анализ РППС старших группа (всего 9 групп) показал, что в группах старших дошкольников в целом предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, развивающими материалами. Игровые центры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских между детьми.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группах, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группах и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

Предметно – пространственная среда старших групп содержательно насыщены и соответствует возрастным возможностям детей. Все центры активности и их содержание доступны детям: игрушки, дидактический и развивающий материал, игры. Все группы оснащены:

    материалами и оборудованием для игровой деятельности; материалами и оборудованием для продуктивной деятельности; материалами и оборудованием для ; материалами и оборудованием для двигательной активности.

Для соблюдения принципа вариативности материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие все виды детской деятельности.

В организации РППС активно участвуют дети, так воспитанникам предоставляется возможность выставлять свои работы продуктивной деятельности в пространстве группы: рисунки, коллажи, поделки ручного труда. Для этого используются веревки с прищепками, магнитные доски, мольберты, полочки.

Пространство некоторых групп возможно трансформировать в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей, это возможно за счет полифункциональных предметов и оборудования (ширмы, легко переносимые столы, мягкие модули, стулья). Однако есть группы, в которых необходимо продумать зонирование пространства, с целью возможности трансформации среды для поддержки детской инициативы.

ВЫВОД: при создании предметно-пространственной среды в старших группах нашего учреждения педагоги руководствуются требованиями ФГОС ДО. Все материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников.

Анализ развивающих предметно-пространственных сред подготовительных к школе групп показал следующее: всего в учреждении 5 подготовительных к школе групп. Создавая среду развития в группах, воспитатели учитывали следующие параметры:

Кроме того, все пространства в группах разделены на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование, пособия и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: игровые центры, художественно-творческие, центры безопасности, музыкально - театрализованные, центры природы, экспериментальные, конструкторские, познавательные, речевые, трудовые и др.

Оборудование игрового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Хранится игровой материал в ящичках, коробках, имеющих игровые маркеры (таблички с надписями и картинками). Много полифункциональных предметов – заместителей, созданы условия для режиссёрских игр: мелкие игрушки, дома, коробки –модели, тематические строители (железная дорога, дорога, город, ферма и т. д.)

В группах созданы условия для психологического комфорта: уголки уединения, зона спокойных игр и двигательной активности. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. В группах все оборудование, игры, игрушки находятся в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Воспитатели группы создают комфортные условия для игр, для самостоятельной игровой деятельности. В группах много дидактических и , которые помогают детям играть вместе и индивидуально («Пазлы», «Лото», «Домино», «Шашки»).

Для детской экспериментальной деятельности в каждой группе имеется мини-лаборатория. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки, наборы для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки. Микроскопы и т. д.).

ВЫВОД: в целом организация предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам подготовительных групп выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, подводя итоги смотра-конкурса «Лучшая дошкольная группа», можно заключить, что все дошкольные группы соответствуют требованиям ФГОС ДО и позволяют организовать образовательную деятельность воспитателям в каждой возрастной группе в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями развития детей, с учетом интересов дошкольников через все виды детской деятельности. По результатам итогов конкурса все группы среднего, старшего возраста и группы подготовительные к школе получили звания и группы младшего и раннего возраста (кроме 2-х групп) «Лучшая дошкольная группа», набрав количество баллов от 45 до 57 баллов, согласно положению об организации конкурса.

Также был проведен смотр всех образовательных пространств зданий дошкольных групп: музыкальные и физкультурные залы, бассейн, экологический класс, музей «Русская изба», кабинеты, кабинет психолога, холлы, где расположены тематические выставки и экспозиции («Москва –столица России», «Космос», мини-музеи кукол, сказки, уголок ПДД и др.), стенды по вопросам образовательного процесса, выставки детско-родительских работ и пр.

В ФГОС дошкольного образования говорится об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное их в образовательную деятельность, в том числе посредством участия в создании образовательной среды на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители принимают активное участие в проведении творческих конкурсов, эстетическом оформлении групповых пространств

Наблюдения за организацией режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах показали, что воспитателями используются все возможности предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем направлениям: социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. Но не всегда дети используют весь образовательный потенциал среды в самостоятельной деятельности, так как некоторые центры активности расположены в закрытых полках и высоко.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная образовательная среда дошкольных групп направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Рекомендации: Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда дошкольных групп нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной.

1. Необходимо пополнить среду приобретением современного игрового оборудования, трансформируемой мебели, мягких модулей, которые позволят создать условия для интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников:

● способствующей развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; пространственного);

● обеспечивающей формирование ручной умелости, развитие крупной и мелкой моторики;

● создающей предпосылки для развития творчества (в том числе и технического);

● формирующей условия для совершенствования коммуникативных навыков у дошкольников;

● обеспечивающей благоприятный эмоциональный фон для детей в условиях детского сада, основанный на интересе, радости совместной деятельности и достижений в решении разнообразных задач, как непосредственно, так и опосредованно при использовании предлагаемой инновационной среды.

2. Продумать и улучшить оформление родительских уголков. Поскольку родители воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса, их в обязательном порядке необходимо привлекать к созданию предметно-развивающей среды.

3. Обеспечить во всех группах свободный доступ детей к использованию всех игрушек и материалов, для этого надо организовать среду таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, самостоятельно организуя себе микросреду. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.

Руководитель ДО _______________

Старшие воспитатели: ______________


(В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО)

Характеристика группы

Списочный состав - 24 воспитанника. Группу посещают 22 ребенка в возрасте 3-4 года. Из них - 10 мальчиков, 12 девочек. У детей сформированы навыки самообслуживания, культурно-гигиенические и двигательные навыки, развита разговорная речь.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения обеспечивает

  1. Учет возрастных особенностей.

Активность и неутомимость детей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровом центре на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровой центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

  1. Реализация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии ООП ДО и с принципами ФГОС ДО

В данный момент возраст детей моей группы 3-4 года. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Вариативность

Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей:

Уголок для сюжетно-ролевых игр;

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

Книжный уголок;

Уголок познавательно-исследовательской деятельности;

Уголок конструктивной деятельности;

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);

Спортивный уголок;

Уголок настольно-печатных игр.

В развивающей предметно-пространственной среде группы отражены основные направления:

Коммуникативно-личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

1. Центр физического развития: Уголок «Движение-сила духа!»

2. Центр речевого развития: (книжный уголок);

3. Центры социально-коммуникативного развития: «Ателье», «Почта», «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья».

Театральный уголок: «Кукольный, пальчиковый, «Логика»

4. Центр познавательного развития: «Времена года», «Животный и растительный мир»;

5. Центр художественно-эстетического развитие: уголок «Палитра», уголок «Домисолька», уголок «Строители».

Пространство в группе имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности:

  1. Рабочая зона (познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность).
  2. Активная деятельность (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр).
  3. Спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, книжный уголок, центр речевого развития, уголок уединения).

Оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражение детей.

В книжном уголке выставлено книги. Размещены те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные».

В музыкальном уголке куклы-неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки, (петушок, котик, зайка); погремушки, колокольчики, бубен, барабан; инструменты (гармошка, дудочка, балалайка).

В группе есть уголок природы, который доступен детям. Здесь прививается любовь к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.

Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, демонстрационный материал по временам года, комнатными растениями, лейками, опрыскивателями.

Трансформируемость обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон "центров", оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.) Оснащение их меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Доступность среды обеспечивает:

Для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.

Спортивные пособия: мячи, обручи, мешочки для метания, кегли.

Уголок безопасности включает в себя подборку дидактического материала, макеты домов, машины. Дети учатся различать и называть элементы дороги, транспортные средства, средства регулирования дорожного движения. Учатся различать, понимать и правильно реагировать на сигналы светофора. Знакомятся с правилами перехода проезжей части; с правилами поведения на улице и в транспорте; с наземным транспортом, учатся различать грузовой и легковой транспорт. В группе имеется стеллаж с сюжетно-ролевыми играми («Полиция», «Водитель», «Строитель»). Подборка дидактических игр «Как избежать неприятностей зимой». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Правила поведения в общественных местах», наглядно-дидактическое пособие «Правила маленького пешехода».

Вывод: развивающая предметно-пространственной среды в средней группе организована удовлетворительно:

РППС обеспечивает:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым;

Материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей среднего дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья и коррекцию недостатков развития;

Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей; равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных, социальных).

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ № 11 к педсовету « Оптимизация условий, способствующих развитию речевой активности детей посредством совершенствования предметно-пространственной среды, использованию методик направленных на активизацию познавательно-речевой деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Составила: учитель-логопед Онищенко Н.В.

Пространственная предметно- развивающая среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.

Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, речевой и игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности и развития речи детей. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

МБДОУ Детский сад №11 является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 4 логопедические группы. Наше учреждение реализует основную образовательную программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является речевое, патриотическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.

В связи с внедрением в ДОУ ФГОС ДО возникла необходимость пересмотра предметно-развивающей среды. Поэтому в годовой план на 2017-2018 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими речевую, познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

В нашем детском саду все группы оснащены:

материалами и оборудованием для игровой деятельности;

материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;

материалами и оборудованием для двигательной активности.

Анализ требований к развивающей предметно-пространственной среде групп ДОУ в соответствии с ФГОС ДО выявил следующее:

П.3.3.1 ФГОС ДО - Соответствие РППС группы возрастным особенностям во средней, старшей, подготовительной группах выполнена частично - недостаточное использование знаковой системы для развития детей дошкольного возраста. В младшей группе - соответствует данному критерию.

П.3.3.2 ФГОС ДО - Соответствие РППС обеспечению возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей а также возможности уединения представлен частично.

П.3.3.3 ФГОС ДО -обеспечение реализации - вводится в полном объёме.

П.3.3.4/1 ФГОС ДО - насыщенность среды в соответствии в соответствии возрастным возможностям и содержанию программы представлен частично.

П.2. 6. ФГОС ДО -Обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать направления развития и образования детей (образовательные области) - представлен частично. Необходимо обратить внимание педагогов на оборудование речевых уголков.

П.3.3.4/2 ФГОС ДО -Трансформируемость пространства - представлен в полном объёме.

П.3.3.4/3 ФГОС ДО - Полифункциональность материалов - представлен в полном объёме.

П.3.3.4/4 ФГОС ДО - Вариативность среды - представлен частично.

П.3.3.4/5 ФГОС ДО -Доступность среды - представлен в полном объёме.

П.3.3.4/6 ФГОС ДО - Безопасность РППС - представлен частично, обратить внимание на наличие карт расстановки мебели) .

П.3.3.4/6 ФГОС ДО п.2. В младшей и средней группе не представлена картотека проведения прогулок с перечнем материалов и оборудования для организации и проведению прогулки).

1. Закрепить знания требований к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.

2. Провести работу с педагогами, направленную на стимулирование активности в совершенствовании предметно-развивающей среды своих групп .

3. С целью совершенствования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО педагогам предложено представить дизайн проекты своих групп.

Необходимо доработать дизайн проекты групп исходя из принципов:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо предусмотреть гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо дополнить уголки для детской экспериментальной деятельности.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

Важно предусмотреть, что бы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе «Простоквашино»

Дата проведения: 18.01.2017 года

Характеристика группы: группу посещают 20 ребенка. В группе 10 мальчиков и 10 девочек, возраст 6-7 лет.

Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:

  • Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;

· Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;

  • Учет возрастных особенностей детей;

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

  • пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Реализация образовательных программ дошкольного образования

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ

При организации развивающей предметно - пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами - расстановкой мебели и оборудования.

  1. Использование помещений спальни.
  2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Предметно - пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Экологический центр включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе:

Весной с детьми провожу проектную деятельность «Огород на подоконнике».

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Познавательный центр «Знаечка» .

В данном центре располагаются:

  • магнитная доска,

· наборы карточек на сопоставление цифры и количества,

· наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами,

· представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.

· игры на развитие мелкой моторики руки.

· дидактические игры

  • развивающие игры Воскобовича

Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.


В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей города Ярославля. В данном центре родного края входит художественная литература, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья» и др.

Уголок «Маленькие строители» (конструктивный) центр

В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Направление: Социально-личностное развитие.

В Центре «Сюжетно - ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Уголок по правилам дорожного движения «Школа Светофорчика» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Направление: Физическое развитие.

Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.

Направление: Художественно — эстетическое развитие.

В уголоке художественного творчества «Весёлый карандаш» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Часть из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу.

«Музыкально — театрализованный» уголок

В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.



Направление: Речевое развитие.

Уголок речевого развития и детская библиотека В нем находятся:

  • книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции - минимум текста - максимум иллюстраций.
  • В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

· находятся различные дидактические игры по развитию речи,

· серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий,

· наборы парных картинок на соотнесение,

Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В группе расположен «Уголок уединения» . Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения.

В раздевалке оформлены специализированные стенды :

Информационно-просветительская работа с родителями

Информационный уголок


Выставки детского творчества


Вывод: Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В пространстве группы воспитателем созданы зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал соответственно. Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Простоквашино» создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.