Аппликация в средней группе петух дымковская игрушка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ «Дымковские игрушки» (аппликация)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА» СТУПИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составила и провела: Червякова Надежда Николаевна П.МАЛИНО 2017г.

Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Образовательные:

  • Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
  • Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Развивающие:

  • Развивать речь, память.

Воспитательные:

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения) , игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.

Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)

Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)

(Дети повторяют за воспитателем) .

2. Основная часть.

В группе появляется игрушка.

Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка) .
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.

Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?

Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.

Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер) .

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?

Чем они вам понравились?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка) . Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки» )

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :

А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!

(Дети занимают свои места)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи) .

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Игра «Викторина»

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

  1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
  6. Где обжигают игрушки? (в печи)

Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками» )
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед) !
(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,
И село Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные:

Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

О чем оно?

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.

Ребята, вам понравился наш гость?

С чем он познакомил вас?

Что нового вы узнали?

Понравилось вам наше занятие?

Конспект НОД по «Художественно – эстетическому развитию» в средней группе «Дымковские игрушки»

Цель: Ознакомление детей с народными дымковскими игрушками.
Обучающие задачи:
— закреплять у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
— закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи;
— продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
Развивающие задачи:
— развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
— обогащать активный словарь: дымковская игрушка — индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная;
— развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Воспитывающие задачи:
— воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
— способствовать проявлению положительных эмоций.
Методические приёмы:
— сюрприз: появление мастерицы Дуняши в русском костюме;
— физминутка «Мастера», хоровод «Метелица», дидактическая игра «Дымковское лото», рисование;
— наглядные: показ дымковской игрушки;
— словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, рассказывание сказки.
— записи русских народных мелодий: дымковская свистулька, хоровод «Метелица», «Во саду ли, в огороде».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Приобщение к художественной литературы», «Художественно – эстетическое развитие.
Демонстрационный материал: русский народный костюм, дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, атрибуты к дидактической игре «Найди пару», записи русских народных мелодий: дымковская свистулька, хоровод «Метелица», «Во саду ли, в огороде».
Раздаточный материал: трафареты козликов, клеёнки на стол, гуашь, кисточки, ушные палочки, баночки с водой.
Предварительная работа:
 Презентации: «Русский народный фольклор»; «Русская изба»; «Быт»; «Знакомство с русским декоративно – прикладным искусством».
 Прослушивание русской народной музыки.
 Разучивание хоровода «Метелица» и физминутки «Мастера».
 Рассматривание дымковских игрушек и иллюстраций.
 Знакомство с дымковским узором на ИЗО и аппликации.
 Папьемаше «Тарелочка» и её украшение дымковским узором с привлечением родителей.
НОД:
«Здравствуйте, ребята! Зовут меня Дуняша. Живу я в слободе Дымково. Когда на улице холодно и зимний мороз сковывает землю, в домах затапливают печи, дым окутывает крыши, да, так, что ничего не видно, один дым. Вот и назвали наше село Дымково. Трудятся взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеят хлеб, готовят еду, пасут домашних животных: коров, овец. А дети играют на лугу, поют песни. В давние времена не было у наших детушек таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки влажную и мягкую красную глину, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные и праздничные – полюбились они детям. И до сих пор мастера делают дымковские игрушки в нашем селе.
Дуня: (показ иллюстраций)
Как называются эти игрушки? (Ответы детей: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени.)
Какой основной цвет дымковской игрушки? (Ответы детей: Всегда только белые)
А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей: красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевы…)
Как, можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Дидактическая игра «Найди пару» — закрепить знания детей об элементах дымковской росписи. Воспитывать умение играть сообща.
Дуня: Мне очень понравилось, какими словами вы называли дымковские игрушки. Я тоже умею делать игрушки (показ дымковских игрушек). Привезла я вам в подарок свистульку «Козлика» (показ игрушки, дети слушают, как звучит свистулька).
В селе Дымково часто вспоминают сказку «Про козлика Золотые Рога». Я познакомлю вас с этой сказкой.
«Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и страшным голосом, как закричит на весь лес: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые. Ошибся я: есть и жирные! Эту жирную пару волков я съем на ужин!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!»
Дуня: Понравилась сказка? Вот так дымковские мастера лепят игрушки из глины, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают и сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота!
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Дуня: Где продавали свои игрушки мастера Дымкова? (на ярмарке или на базаре)
Становитесь — ка, ребята, поскорее в хоровод.
Ярмарка раздольная в гости нас зовет.
Хоровод «Метелица» под русскую народную музыку.
Дуня: Ярмарка не даст скучать, вы хотите рисовать? На ярмарке каждый желающий может расписать игрушку?
Физкультминутка «Мастера»:
Раз, два, раз, два
Стали дети мастера
(поднимают вверх руки и сгибают около груди).
Сели, встали, сели, встали,
Мы работать не устанем (по тексту).
Ручками хлоп, хлоп,
Ножками топ, топ (по тексту).
Дуня: Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы. Дымковские мастера приготовили для вас силуэты козликов. Давайте вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? (рога, уши, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног)
Дуня: А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать своего дымковского козлика, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.
Самостоятельная работа детей под тихую русскую народную мелодию. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.
Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка».
При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
Дуня: Вот наши козлики засветились. На душе становиться радостно, празднично. Дети, давайте посмотрим на козликов, которых вы расписали.
Какими узорами вы расписывали игрушки?
Какие они стали? (Ответы детей: красивые, красочные, праздничные).
Какой козлик вам понравился больше всех? Почему?
А мне все козлики понравились. Вы просто молодцы! Спасибо за вашу работу, мастера.
Вот игрушки знатные,
Складные да ладные!
Они повсюду славятся,
Игрушки, вам, понравятся!
Дуня: А мне пора возвращаться в село. До свидания!

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность

«Украшение платья дымковского медвежонка»

Соловьева Марина Анатольевна

воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»

Г.о.Химки, мкр. Сходня

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Модуль: изобразительная деятельность

Раздел: аппликация

Продолжительность: 20 мин.

Место проведения: музыкальный зал.

Группа: средняя.

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

ТЕМА: «Украшение платья дымковского медвежонка».

ЦЕЛЬ: формировать у детей эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве; умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, цветом, элементами росписи.

Учить детей видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять, вырезать и наклеивать некоторые элементы дымковской росписи (кружочки).

Учить составлять узор из знакомых элементов.

Развивающая:

Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

Развивать творческую активность, воображение.

Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустрем-ленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательная:

Воспитывать желание рассматривать народные игрушки.

Воспитывать интерес к аппликации, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Воспитывать чувство сострадания и желание оказать помощь.

Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕДИАОБЪЕКТЫ:

- оборудование для просмотра презентаций;

Презентация «Весна! Пробуждение природы»;

Презентация «Сказка «День рождения Мишутки»;

Звуковое сопровождение презентаций: П.И. Чайковский «Песня жаворонка» из альбома «Времена года. Март»;

Образцы росписи дымковских игрушек;

Доска для оформления выставки «Новые платья для Аришки».

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Бумажные заготовки для аппликации (силуэт медвежонка в белом платье) – формат ½ листа А4;

Вырезанные из бумаги, кружочки разных размеров и цветов, кисти, салфетки, клеенки, клей, ватные палочки, краски.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Социально-коммуникативное развитие: беседы о дымковском промысле, труде дымковских мастеров; игры с дымковскими игрушками.

Познавательное развитие:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности: обследование дымковских игрушек; знакомство с элементами и основными цветами дымковской росписи; дидактические игры «Парные картинки», «Дымковское домино»; игры с дымковскими игрушками;

Ознакомление с предметным окружением: о дымковских игрушках, их происхождении, изготовлении, празднике «Свистунья»;

Ознакомление с социальным миром: беседа с детьми о самых красивых местах родного города (парке, реке) весной;

Ознакомление с миром природы: беседа о сезонных изменениях в природе;

Речевое развитие :

Развитие речи: беседы об дымковских игрушках, по картинкам.

Приобщение к художественной литературе: чтение стихотворений, рассказов, сказок о весне, рассматривание иллюстраций о весенних изменениях в природе; чтение стихотворений о дымковских игрушках, рассматривание картинок с изображением дымковских игрушек.

Физическое развитие:

Физическая культура: физкультминутка с элементами зрительной гимнастики «Весна».

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: гимнастика для глаз «Сел медведь на бревнышко», смена видов деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

- приобщение к искусству: знакомство народным декоративно-прикладным искусством; рассматривание картин с изображением родной природы весной (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Весна», «Грачи прилетели»);

- изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация дымковских игрушек.

Музыкальная деятельность: слушание произведения П.И. Чайковского «Песня жаворонка» из альбома «Времена года. Март»; звуков природы, птиц, музыкальных инструментов.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Образовательная деятельность проводится в соответствии с СанПиНом.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в зал под красивую мелодию с звуками природы и становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Разминка-приветствие «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на коврик и давайте побеседуем.

Воспитатель: С кажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Весна). А какой месяц? (Март).

Воспитатель: Правильно. А какие изменения происходят ранней весной в природе? (Дети отвечают ).

Воспитатель. Правильно. Природа пробуждается. Ярко светит солнышко, небо стало ясное, голубое, тает снег, бегут ручьи, на дорогах большие лужи, возвращаются перелетные птицы, просыпаются звери.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

В. Мирясова

Посмотрите на экран.

Презентация «Весна! Пробуждение природы».

Воспитатель: Чтобы ваши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз: «Сел медведь на бревнышко»

Сел медведь на брёвнышко, (Сидя на полу, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения).

Стал глядеть на солнышко.

Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть! (Прикрывают глаза ладонями).

Воспитатель показывает на экране композиции дымковских игрушек на тему «Ярмарка»: Давным-давно каждую весну устраивали веселый праздник, а назывался он «Свистунья». К этому празднику дымковские умельцы изготавливали много-много игрушек. Какие игрушки вы знаете? (Барыня, конь, собачка, уточка, свистульки и т. д.)

Эти игрушки приносили на ярмарку, да продавали. Детишки свистели в свистульки. Этим свистом зазывали Весну-Красну, чтобы прогнала она холодную зиму. А у меня тоже есть дымковские игрушки, посмотрите, какие они все красивые, яркие, разноцветные (Показ игрушек) .

Воспитатель: Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера? (красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, черный).

Воспитатель: Правильно, эти насыщенные, яркие цвета празднично выглядят на белом фоне.

Красный – это Весна-красна.

Желтый – это цвет солнышка.

Голубой, синий - это цвет неба.

Зеленый – это цвет травы.

Оранжевый – это цвет золота.

Черный – это цвет земли-матушки.

Все эти цвета, взятые у природы, есть в дымковских узорах. Какие основные элементы дымковской росписи вы знаете? (колечки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии).

Воспитатель: Что-то засиделись вы на месте. Давайте подвигаемся.

Физкультминутка с элементами зрительной гимнастики «Весна».

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте

Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас новую сказку. Садитесь поудобнее, я вам ее покажу. В этой сказке вы увидите знакомые вам элементы дымковской росписи.

Презентация «Сказка «День рождения Мишутки»:

Слайд 1: Весеннее солнышко пробралось в самую заснеженную чащу. Пригревает сильно-сильно. Проснулся в берлоге медвежонок Мишутка. За зиму сильно проголодался. Мама напекла ему пирогов с малиной.

В прошлом году Мишутка только родился и был совсем крохотным. А к этой весне он подрос и окреп.

Слайд 2: Решила мама устроить ему праздник – позвать на его день рождения всех медвежат, которые живут в их лесу. Написала приглашения и отдала почтальону-сороке.

Слайд 3: Принесла сорока приглашение и медвежонку Аришке. Надела Аришка свое самое красивое платье и побежала к Мишутке в гости.

Слайд 4: Очень хотелось Аришке первой поздравить Мишутку. Очень она торопилась, бежала что есть сил, под ноги не смотрела. А кругом лужи. Все платье Аришка запачкала грязью. Остановилась и стала громко плакать.

Услышала ее рев тетушка-енотиха, взяла только что испеченных лепешек с медом, хотела Аришку успокоить. Да, какой там. Плачет Аришка. Как же в таком грязном платье в гости идти!

Слайды 5: Успокоила тетушка-енотиха Аришку: «Не беда, я твое платье вмиг постираю и высушу на солнышке. Стала она платье стирать. Да так старалась, что все узоры с платья отстирала.

Слайд 6: Заплакала Аришка еще громче.

Воспитатель: Ребята мы ведь с вами мастера-умельцы. Давайте поможем Аришке попасть на праздник, украсим ее платье дымковскими узорами (Да) . Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «Мишка».
Мишка вылез из берлоги, (
Покачивание из стороны в сторону )
Огляделся на пороге. (
Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (
Вращения головой .)
Наклонился взад-вперёд, (
Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт. (
Ходьба на месте)
Садитесь за столы.

Воспитатель: Садитесь за столы. У каждого из вас есть медвежонок в белом платье, есть поднос, на котором лежат разноцветные кружочки. Посмотрите, все они разного размера. Большие и чуть меньше.

Посмотрите, как было украшено платье у Аришки (Показывает) . Нужно сначала приклеить большой кружочек, а внутри кружочек поменьше. Сейчас берите кисточки и приступайте к работе. Делайте все аккуратно, не забывайте тряпочкой примакивать кружочки. А самые маленькие кружочки мы нарисуем ватной палочкой, располагайте их между большими.

Дети выполняют аппликацию.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какими стали платья: нарядные, яркие, разноцветные. Вы все очень постарались!

Давайте, сейчас встанем, выйдем из-за столов и отнесем своих медвежат на доску. Вот какие красивые платья у нас получились.

На этом занятие окончено.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Занятие в детском саду для детей 4-5 лет на тему «Дымковская игрушка»

Бердинская Эльвира Галиевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №29», г.Стерлитамак, р. Башкортостан
Описание материала: предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Дымковская игрушка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, направленный на развитие интереса у детей к народному декоративно-прикладному искусству, приобщение к национально–культурным традициям, расширение и углубление знаний о народных игрушках.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства..
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),
вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать чувство цвета, эстетические чувства;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа:
Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Материалы и оборудование:
дымковские игрушки;
иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);
Королева-кисточка
мольберт;
элементы росписи дымковской игрушки;
образцы, украшенных росписью силуэтов лошадок;
изображение солнышка;
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка»;
рассматривание дымковской игрушки;
узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;
Методы и приемы:
психологический настрой (установление эмоционального контакта);
приветствие в стихах «Здравствуй»;
демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек;
рассказ о том, как появились дымковские игрушки;
словесная игра;
динамическая пауза - игра «Что вышло?»;
сюрпризный момент;
игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»;
загадка Королевы-кисточки;
имитационное упражнение;
пальчиковая гимнастика;
самостоятельная работа детей (рисование);
гимнастика для глаз «Лучик солнца»;
выставка детских работ, обсуждение;
рефлексия.I. Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте
Рассказ о том, как появились дымковские игрушки
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вставь словечко»
Словесная игра
«...Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое … („Дымково") назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-… (сказки),
И лепили там из … (глины)
Все игрушки не простые,
А волшебно-… (расписные),
Белоснежны, как березки
… (Кружочки, клеточки, полоски -) воспитатель показывает
Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,
Но отвести не в силах взор». а так же изображения
Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей
Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях
А вот … (олень) на стройных ногах,
Вся краса у оленя в … (рогах).
А вот дымковские … (барыни):
У них руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Сюрпризный момент
Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»
Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.
У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Загадка Королевы-кисточки
Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)

Давайте изобразим, как ходят лошадки
Имитационное упражнение
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Королева-кисточка приготовила для вас лошадок, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать лошадок. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (грива, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног).
А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.
Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.
(моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.
(отводят взгляд вправо)

Выставка детских работ. Обсуждение.
Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость лошадок, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая лошадка самая аккуратная?»

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель соответствие занимаемой должности
Место работы: МДОУ «Центр развития ребёнка — Детский сад № 4»
Месторасположение: Ивановская область город шуя

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка»

Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: — Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

Воспитатель:- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

Слайд с изображением села Дымково.

А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: — В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.



Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Воспитатель: — Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.

— Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

— Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.

— Кто такие подмастерья?

— Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

— Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей . (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

— Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

— У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

— Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Слайд с элементами дымковской росписи.


— Садитесь удобнее, начинаем работу.

Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

— Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.

— Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

— Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

— А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

— Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

— Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

— Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в изостудию. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка ). Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.