Арттерапия для пожилых людей технология. Направлени арт-терапии в реабилиации с пожилыми иинвалидами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Психолого - педагогические основы арт-терапии в работе с пожилыми людьми

В медицине существует термин - "пенсионная болезнь". Так называют развивающиеся болезненные состояния, которые возникают у ранее здоровых людей на фоне выхода на пенсию. Пожилые люди, привыкшее к размеренной трудовой деятельности, теряют жизненные ориентиры, страдают от нехватки общения, сталкиваются со своими страхами лицом к лицу. Все это провоцирует бессонницу, быструю утомляемость, нервозность и обострение хронических заболеваний.

Дело в том, что у работающего человека много дел и забот, а с выходом на пенсию появляется большое количество свободного времени. Для того чтобы возместить потерю профессиональной деятельности, можно сконцентрироваться на том, чем всегда хотелось заняться, но не хватало времени или открыть для себя что-то новое.

Специфика современных социокультурных условий заставляет учреждения социокультурной сферы серьёзно подумать о совершенствовании досуговой деятельности пожилых людей. В связи с этим встаёт вопрос об инновациях в этой сфере, так как именно они обеспечивают необратимое закономерное изменение и модернизацию социально-культурной деятельности, процесс в различных областях культуры.

Не так давно в России стали появляться кружки и школы, в которых практикуется, так называемая, арт-терапия с пожилыми людьми. Арт-терапия - это направление психологии, в котором диагностика и лечение происходит с помощью творчества. Учеными давно доказан тот факт, что благодаря творчеству у пожилых людей появляется жизненная энергия и желание жить. Интересные занятия не только помогают им с пользой проводить время, но и сохранять на весьма достойном уровне физическую и интеллектуальную форму. пенсия терапия утомляемость

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - область психологии и психотерапии, которая практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, а при правильном использовании дает потрясающие результаты. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.

Изучение арт-терапии началось в 20-е гг. прошлого столетия с фундаментальных работ Принцхорна, а активно развиваться как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Конкретные приемы терапии увлеченностью и творчеством возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического изучения воздействия творчества и культуры на человека. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания" в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии.

В арт-терапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Арт-терапия - сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной ее классификации.

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, помочь человеку понять в чем заключается проблема, и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.

Цель арт-терапии в работе с пожилыми людьми, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания: помощь в адаптации, психокоррекции и реабилитации. Функциональное значение арт-терапии. Арт-терапия, как метод - безболезненна, практически не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе и с разными возрастами. Рисунок в арт-терапии - способ познания и особый вид коммуникации, техника, которая дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогает обходить цензуру сознания, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям, вызывает массу удовольствия у пожилых людей. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, внимание, память(когнитивные навыки), а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Поддержание когнитивных функций пожилых людей является важнейшим фактором нормального старения.

Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Арт-терапия предоставляет возможность человеку понять самого себя, помогает произвести изменения в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия пожилого человека.

Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и "зигзагами судьбы", умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, служит поддержанию ощущения цельности личности у пожилого человека.

Эффективным методом является использование арт-терапии и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение последнего в общественную жизнь. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний пожилого человека, что позволяет их использовать в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменения состояний. Арт-терапия успешно сочетается практически со всеми методами реабилитации, психокоррекции и адаптации.

В арт-терапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты. На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными. Арт - терапия применяется индивидуально и в группе. Групповая арт-терапия больше распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому участнику группы яснее осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг другу. Групповая арт-терапия с пожилыми может строиться по студийному либо тематическому принципу. Студийная, или открытая, группа в своей работе решает довольно локальную, хотя и важную, задачу - преодолеть смущение участников, нерешительность, страх перед непривычным занятием, побудить человека к творчеству и самораскрытию в нем. Она может не иметь постоянного состава, и к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. Работа такой группы практически не интегрирована и не структурирована. Тематически ориентированная группа предполагает большую степень интегрированности пожилого человека, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например, воспоминания, картины жизненного пути, отношения с детьми и внуками, сюжеты природы и т. д.), а также за счет распределения общего времени каждого занятия на отдельные этапы. Условия, способствующие раскрытию креативности: - "разрешающая" установка. Креативность расцветает, когда нет пристрастных суждений, оценок; - способность защититься от страха по поводу того, что другие могут подумать о нас и нашей деятельности;

Умение не беспокоиться о "бесполезности" истраченных материалов и времени; - принятие идеи о том, что нет ничего "правильного" или "неправильного" в творческом процессе;

Умение преодолеть беспокойство по поводу "непрактичности" или "бесполезности" вашей деятельности. Цель арт-терапии - вовсе не создание тех или иных полезных вещей, а сам творческий процесс;

Развитие мотивации и увлеченности процессом.

При организации занятий следует принимать во внимание возможное снижение когнитивных функций у пожилых людей, нарушения речи, косность и конкретность мышления, ослабления зрения, слуха, тугоподвижность мелких суставов, а также быструю утомляемость, сниженную работоспособность, рассеянность внимания.

В связи с этим следует обратить внимание на следующие моменты: необходимы наличие отдельного хорошо освещенного помещения, стол, удобные стулья; предпочтение отдается групповым формам работы; при подборе группы с каждым участником проводится индивидуальная беседа для выявления его проблем и потребностей; группа может быть смешанной по возрасту, социальному положению, нозологии; количество участников группы -6-8 человек сохранных и 3-4 дементных; продолжительность занятия 30-60 минут в зависимости от контингента, время проведения - на усмотрение специалиста; время одного занятия используются не более двух методик (разминочная и аналитическая). Использование разминочной техники позволяет мобилизовать внимание, снять страх перед рисованием, создать атмосферу доверия и сплотить участников группы; занятия могут проводиться на фоне музыкального сопровождения и ароматерапии, подобранных в соответствии с целями используемой техники; специалист предоставляет и рассказывает о тех материалах, которые предлагается использовать, об их качествах, демонстрирует их изобразительные возможности. К материалам относится бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная, сухая), карандаши различной твердости, фломастеры, маркеры, художественный уголь, кисти различного размера, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), а также глина, пластилин, клей, скотч; в процессе арт-терапевтической деятельности необходимо позаботиться о наличии портфолио, включающем созданные клиентами художественные образы; рекомендуется учитывать основные показания и противопоказания для проведения арт-терапии.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт - терапии, достаточно широк:

Профилактика деменции;

Наличие психологических проблем;

Невротические и психосоматические расстройства и др.

Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), и ее направления: музыкотерапию, танцевально-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, мемуаротерапию, кинотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арт-терапии и других направлений психотерапии - арт-синтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… это еще не предел. Надо отметить тот факт, что в арсенале современной психотерапии существует достаточно мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого возраста. Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. Но существует комплекс направлений арт-терапии, которые можно эффективно применять в геронтологической практике. Этот комплекс нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков, возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может справиться самостоятельно. Далее в методическом пособии будут рассмотрены некоторые апробированные направления арт-терапии, более подробно описанные в отечественной литературе, которые можно успешно использовать в реабилитационной, психокоррекционной и адаптационной работе с пожилыми людьми в пансионатах общего типа и других учреждениях медико-социальной сферы.

Целительная сила арт терапии для пожилых людей заключается в том, что во время творческой деятельности активируются те зоны мозга, которые ранее не использовались, но являются необходимыми для творчества. Также активируются участки мозга, помогающие взбодрить сердечно-сосудистую систему, гомеостаз, деятельность дыхательного аппарата, обменные процессы и прочие функции организма.

Неудивительно, что арт-терапия с пожилыми людьми получает все большее распространение, хоть она и не может обещать бессмертия, но продлить годы счастливой и здоровой жизни в удовольствие вполне в ее силах.

Таким образом, смысл инновационных социально-культурных технологий, осуществляемых на базе учреждений социального обслуживания населения и учреждений культуры, заключается в предоставлении человеку дополнительных условий для достижения физического и психологического благополучия, в обеспечении широкого выбора программ по сохранению физического здоровья, популяризацию здорового образа жизни. Под воздействием инновационных технологий человек приобретает ценный опыт позитивных изменений. Фактически намечается потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. В этом отношении возможности социально-культурных технологий неограниченны в виду их мобильности и восприимчивости к инновациям.

Список литературы

1. Карпова, Н. Арт-терапия для пожилых / Н. Карпова - М.,2011

2. Романова, Г.А. Ирхен, И.И. Подгузова, Е.Е. Процесс организации досуговой деятельности старшего поколения и их совершенствование в социокультурных условиях России / Г.А. Романова. И.И. Ирхен, Е.Е. Подгузова - С.,2007

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Концепции психодинамической терапии. Особенности психодинамической терапии в работе с клиентами, страдающими психосоматическими расстройствами. Исследование влияния жизненных ситуаций, способных вызвать конфликты и возникновение симптомокомплексов.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2012

    Понятие "страха" в психолого-педагогических исследованиях. Основные причины возникновения детских страхов. Арт-терапия как метод психокоррекции. Психокоррекция страхов старших дошкольников средствами арт-терапии. Примеры контрсуггестивных упражнений.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2016

    История и характеристика аутогенной терапии. Постоянное и планомерное воздействие на юриста. Эффективность аутогенной тренировки для юристов. Аутогенная терапия и йога. Терапевтическое применение приемов самовнушения. Частные методы аутогенной терапии.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2014

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Проведение терапии искусством. Проблемы, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии. Внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, невротические и психосоматические расстройства.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2012

    Определение соматического заболевания и психологические особенности больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. История современного изучения связи психического состояния и заболеваний внутренних органов. Типы отношения людей к своей болезни.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2015

    Личностные особенности "проблемных" детей. История возникновения, концепции и направления телесно-ориентированной терапии. Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Суть арт-терапии. Анализ применения методов арт-терапии в диагностике и психокоррекции осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Разработка программы психокоррекции психоэмоционального состояния, самооценки и коммуникативных качеств.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2015

    Проблемы психолого-педагогической диагностики. Задачи школьной психодиагностики. Типы данных, используемые в психолого-педагогической диагностике. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

Терапия искусством, или арт-терапия – это лечение психических заболеваний (врожденных или приобретенных в результате перенесенного стресса)или депрессий, особенно у пожилых людей, с помощью изобразительного искусства, вышивки, музыки, танцев, поделок из пластилина, глины, теста и т. д.

Цель арт-терапии

Больные занимаются живописью, музыкой, пением. Но, в отличие от участия в кружках и секциях в обычной здоровой жизни, эти занятия искусством не являются самоцелью. Они дают возможность заглянуть во внутренний мир индивидуума. И если здоровый человек хочет добиться наивысших результатов в творчестве, то в лечебных заведениях такой цели нет. Здесь важен сам процесс выражения своих эмоций.

Арт-терапевт по результату творчества пациента – рисунку, сочинению, музыке, композиции – анализирует его состояние, переживания, настроение. А лучше, если сам больной с помощью своих работ сможет понять себя, причины своего заболевания; постепенно самовыражаясь, избавится от фобий и страхов. В творчестве выражается внутренний мир, исцеляется психика. Таким способом лечат депрессии и неврозы, достигается чувство внутренней гармонии.

Лечение живописью

Больные, которые испытывают трудности в описании своего состояния, могут передать личные ощущения с рисунком. В живописи человек с помощью символических образов изливает на бумаге свои чувства обиды, гнева, ненависти, стремления к мести, нежелания жить и постепенно освобождается от этих негативных эмоций, травящих жизнь, чувствует облегчение. Он рисует одиночество, грусть, печаль, несбывшиеся мечты.

Арт-терапевты предлагают больным отобразить на бумаге их сны. Методика изо-терапии заключается в том, что больной самовыражается с помощью

своих рисунков, изливает на бумагу негатив, тем самым нормализуя свое психическое состояние, выходя из депрессии, избавляясь от страхов.

Лечение музыкой

Ничто с такой силой не воздействует на психику человека, как музыка. Она лечит депрессии, успокаивает при нервных срывах, перенесенных стрессах, избавляет от бессонницы. Разработаны целые программы влияния музыкальных композиций на эмоции человека. Воздействие происходит с помощью вибраций, ритма, мелодичности.

Танцуя, больной выплескивает свои эмоции, выбирая движения спонтанно. Когда человек испытывает чувство свободы от одиночества, непонимания, обиды, страха, когда появляется вера в будущее, человек находится на пути к выздоровлению. На таких занятиях человек чувствует себя раскрепощенно, ему не надо заботиться, что подумают окружающие о его танце. Его движения не оцениваются с точки зрения красоты, эстетики.

Результаты арт-терапии

Арт-терапия не имеет противопоказаний, не требует определенных навыков (художественных, музыкальных, танцевальных). Она позволяет заглянуть в подсознание человека. Негативные эмоции выражаются без вреда для окружающих. Во время творческих занятий налаживается контакт между доктором и пациентом. Больной, занимаясь искусством, обретает гармонию, излечивает душу. Результаты творчества пациента являются неоценимым материалом для анализа его психического состояния, потому что создаются они спонтанно, без замысла. Часто арт-терапевт использует мультимедийные способы творческого самовыражения больных. На собеседованиях с пациентами одновременно воспроизводится музыка, пение, драма, поэзия.

Арт-терапия – это одно из течений в психотерапии и психологической коррекции, которое подразумевает поддержание оптимального эмоционального уровня путём творческой активности. Проведение арт-терапии эффективно с людьми всех возрастов: со школьниками, с людьми среднего возраста, с пожилыми людьми. В этой статье расскажем о пользе арт-терапии для людей пожилого возраста.

Арт-терапия для пожилых людей

Выход на пенсию предполагает, что у человека появится много свободного времени, которое необходимо заполнить какими-то делами. Если этого не предпринять, у человека может развиться депрессия, он начнёт думать о болезнях, сложных жизненных ситуациях, о проблемах.

Почему в старости начинается затухание интересов?

Все дело в отсутствии занятости. Это крайне негативно сказывается на психике молодых людей, тогда вполне закономерно, что у пожилых людей из-за отсутствия занятости начинаются депрессивные периоды. Оставаясь одинокими, лишаясь привычных дел, человек начинает думать о том, что он никому не нужен: ранее привычный рабочий процесс теперь заменяется пенсионным отдыхом, дети выросли, создали свои семьи, и уже не так часто посещают родительский дом.

Арт-терапия помогает престарелым не попасть в «бесцельное» состояние, сохранить хорошее настроение и позитивный взгляд на жизнь, привнося в рутинное течение маленькие радости и новые впечатление. Все упражнения, которые предполагает данная методика, нацелены на творческий потенциал и правильное распределение времени.

Основные виды «лечения искусством»

Существует две разновидности арт-терапии:

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.

Индивидуальная форма предполагает прямой контакт с психологом, т. е. работа один на один, во время которой человек максимально раскрывается, поэтому можно определить его проблему, узнать, какие страхи или сложности есть у пенсионера. Врач после определённых анализов, старается найти наиболее подходящий способ изменения сложившейся ситуации. Но в таком методе есть один маленький минус: пациент не имеет возможности общаться и сотрудничать с другими пациентами.

Групповая арт-терапия для взрослых

Групповая форма – это изначально командная работа. Находясь в среде сверстников человек, может улучшить уровень интеллектуальной и физической сферы в организме, а также коммуникативные навыки.

Арт-терапия помогает пожилым людям с пользой проводить свой досуг.

Методы арт-терапии

Все, кто прибегает к психотерапии, намного легче переживают стресс и стрессовые ситуации, т. к. они знают, что является одним из секретов долгой жизни и какие методы помогут снять напряжение. Пенсионеры, ведущие активный образ жизни, занимающиеся творчеством, намного дольше остаются здоровыми и привлекательными для своего окружения и в кругу своих сверстников. Дело в качестве жизни, у таких людей оно намного выше. Плюс к этому, согласно данным последних исследований, занятие любимым делом становится неким «адаптационным трамплином» к новым жизненным условиям. Сейчас существует много разных методов арт-терапии, каждый может выбрать что-то для себя, исходя из своих интересов.

Название метода Характеристика
Рукоделие Данная отрасль подразумевает много разных кружков, это могут быть:
  • вышивание;
  • макраме;
  • плетение бисером;
  • шитье;
  • лепка;
  • вязание.

Все эти виды творчества, помогают развить концентрацию внимания на одном деле, хорошо влияют на мелкую моторику рук (пальцы становятся более гибкими и послушными). В определённом возрасте начинается спад интеллектуальной и физической активности, поэтому для поддержания общего тонуса такие формы творческой активности будут очень эффективными.

Пение Пение прекрасно тренирует память, что хорошо для страдающих болезнью Альцгеймера. Это отдых для пожилых и тренировка памяти. Дополнительно упражнения по вокалу улучшают функциональность всего дыхательного аппарата, поднимают настроение, блокируя резкие приступы депрессивного состояния. Но есть и обратная сторона медали, о которой часто упоминают эксперты: постоянные занятия пением, могут и в негативном свете сказаться на здоровье, потому что во время занятий у человека повышается уровень кортизола, запускающего процесс угнетения иммунитета. Частое пребывание среди большого коллектива людей, это довольно большой риск заражения вирусными и простудными заболеваниями.
Танцы Танцевальные занятия изначально нацелены на физический аспект здоровья, посещение кружка помогает поддерживать тело в тонусе. В пожилом возрасте крайне полезна физическая нагрузка (по мере возможностей человека), потому что во время танца улучшается чувство ритма и равновесия, увеличивается скорость ходьбы, укрепляются кости, соответственно, во время падений риск получить травму намного ниже.
Рисование Во время сложного заболевания человек оказывается наедине с собой, так как не всегда может найти должную психологическую помощь в центрах социального обслуживания (ТЦСОН). В таких ситуациях рисования будет оптимальным вариантом, так как оно помогает бороться с плохими мыслями и стрессом, даёт свободу самовыражения, успокаивает нервную систему, тренирует память и мелкую моторику. Хорошо, если для престарелых лечение и занятия взаимосвязаны, ведь человеку, любящему рисование, намного проще выразить свои эмоции и переживания на холсте.

В творчестве нет никаких ограничений пожилому человеку. Рисование, лепка или шитье – это способы самовыражения, которые должны приносить удовольствие. Творчество реально, если оглянуться, то можно увидеть множество разнообразных примеров, которые показывают, что наличие седины на висках – это неокончательный приговор. Уровень умелости снижается с возрастом у творческих людей 50 лет, и выше есть необходимость поддерживать его на прежнем уровне.

Преимущества арт-терапии

Арт-терапия – это простой и одновременно сложный процесс, дополнительные области которого имеют некоторые преимущества, если их сравнивать с другими формами взаимодействиями (например, получения психологической помощи в ТЦСОН). Можно выделить ряд преимуществ арт-терапии.

  1. Основания этого лечения – в невербальном общении, поэтому те, кто имеют ограниченные возможности, могут легко справляться с творческой деятельностью.
  2. Здесь нет чётких возрастных рамок.
  3. Во время занятий активизируются разные участки мозга, помогающие его взбодрить, а также открыть в себе творческое мышление и потенциал.
  4. При создании рисунки или занятии вышивкой можно поднять те темы, на которые не говорили ранее. Не всегда есть необходимость говорить на эти темы с другими, но благодаря такой тёплой атмосфере, психотерапевт может найти максимально деликатное решение проблемы.
  5. Улучшения коммуникативных навыков.
  6. Расширение кругозора.

Занятия Арт- терапией подходят для всех возрастов

Творчество – отличный способ продления жизни. Арт-пространство подходит для тех, кто желает проводить свободное время с пользой.

Особенности творческой личности

Наука доказала, что длительность жизни намного выше у тех людей, которые выделяют время для творчества. Этот человек имеет ряд уникальных характеристик:

  1. У него активное долголетие. Благодаря тому, что существуют фирмы, которые предоставляют услуги по уходу за пожилыми, у пенсионеров появляется много времени для самостоятельного развития и познания окружающего мира.
  2. Он не будет прятаться от неурядиц и будет искать решения даже для самых сложных ситуаций.
  3. Он обладает очень хорошей выдержкой, поэтому начатое дело обязательно доводит до конца.
  4. Все происходящее рассматривается с разных ракурсов, а не однобоко.

Заключение

Умные, живут намного дольше, Наталья Бехтерева академик Института мозга человека РАН, утверждает, что если постоянно тренировать мозг, то оживает не только один орган, а полностью весь организм. Так как все связующие звенья между структурами мозга и клетками становятся намного активнее, что способствует образованию новых клеток.

Арт-терапия – даёт возможности для долголетия, приятного времяпрепровождения, снимает стресса и дарит много хороших и светлых впечатлений. Не стоит проживать свою старость в четырёх стенах и одиночестве, нужно сделать один маленький шаг по направлению к помощи, и тогда все изменится в лучшую сторону!

Многие думают, что с выходом на пенсию, полноценная жизнь, если не заканчивается совсем, то переходит в свою завершающую стадию, которая называется одним простым словом - старость . В официальной медицине существует даже термин, обозначающий это состояние. Медики называют его пенсионной болезнью . Отчасти, они правы, ведь люди, привыкшие трудиться и заниматься воспитанием детей, становясь полноправными пенсионерами, не только теряют привычный круг общения, но и жизненные ориентиры, что не лучшим образом сказывается на их состоянии.

Человек, живущий в определённом ритме, после выхода на заслуженный отдых, чувствует себя невостребованным и ненужным для общества. У него появляется масса свободного времени, и он не знает, как им правильно распорядиться и чем заполнить эти достаточно продолжительные временные интервалы. Хандра, бессонница, излишняя нервозность и быстрая утомляемость - это верные спутники пожилого человека. Оказавшись один на один со своими страхами и сомнениями, человек просто теряет смысл жизни, постепенно дряхлеет, утрачивает все ранее приобретённые профессиональные навыки, а свою жизнь он называет «бесцельным существованием». Можно ли избавиться от этих ощущений? Безусловно!

Объявляем войну инертности и безделью


Европейские психологи давно используют арт-терапию для решения проблем пенсионеров. В России данная методика является относительно молодым способом лечения и реабилитации пожилых людей. В чём её суть? Кружки и клубы по интересам, в которых люди преклонного возраста занимаются различным творчеством, считаются лучшим лекарство от старости. Занятия, направленные не только на заполнение свободного времени и душевной пустоты, но и на развитие личности, провоцируют у человека и жажду созидания, и желание жить.

Люди, объединённые общими интересами, тесно общаются между собой. Они больше не чувствуют себя одинокими и ненужными, а род деятельности, которой они занимаются, помогают сохранить не только хорошую физическую форму, но и интеллектуальную, что очень важно для профилактики некоторых не очень приятных заболеваний. Благодаря таким объединениям, можно не только развить свои таланты, но и приобрести абсолютно новые знания и умения. К примеру, пребывая в преклонных летах, есть шанс научиться танцевать краковяк или освоить азы стихосложения.

Виды творческих занятий



Рукоделие. Любой специалист знает, что мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность, следовательно, вышивание, вязание или бисероплетение очень полезно не только для рук, но и для головного мозга. К рукоделию также относятся и другие виды занятий: художественная лепка, резьба по дереву и камню и т.д.

Рисование. Это прекрасный способ самовыражения, способствующий укреплению нервной системы и памяти, позволяющий избавиться от переживаний и стрессов. Пейзажная живопись - это наилучшая разновидность рисования, ведь продолжительное пребывание на свежем воздухе вкупе с творчеством даёт двойной эффект.

Пение. Занятия вокалом, совместные репетиции и выступления на публике - это может вызвать интерес у тех, кто никогда не пел в хоре. Конечно, чтобы солировать, необходимы определённые данные, но быть участником хорового коллектива может каждый. Когда человек поёт, то происходит вентиляция лёгких, работают мышцы живота, и поднимается настроение. Более того, укрепляется память (ведь тексты песен нужно знать наизусть), а ни о каких депрессивных настроениях не может быть и речи.

Танцы.
Всякий, кто желает, чтобы его мышцы всегда были в тонусе, может смело записываться в танцевальный кружок, ведь лёгкая физическая нагрузка очень полезна для людей пожилого возраста.

Литературная гостиная. Примерно под таким названием создаются клубы любителей поэзии и прозы. «Литераторы» активно обсуждают чужие произведения и выносят на суд слушателей свои. Такие занятия способствуют не только общему развитию, но и заставляют мозг работать. Одним словом - «не позволяй душе лениться…».

Великая сила искусства


Творчество лечит. Этот факт неотрицаем. Когда перед человеком ставится творческая задача, и он её старательно выполняет, то происходит активация зон головного мозга, которые ранее не были задействованы. Зоны, использовавшиеся ранее, активизируются ещё больше, что приводит к ускорению биохимических реакций в организме и улучшению общего состояния. Следовательно, арт-терапия не только помогает продлить годы жизни, но и сделать их более яркими и насыщенными событиями.

«Как я сохраняю свой мозг в рабочем состоянии? Я им просто пользуюсь!», -Жак Фрекско, 84 года.

В продолжение нашего проекта «Жизнь без возрастных границ» хотелось бы рассказать, пожалуй, о самом творческом и увлекательном занятии, которым занимаются наши бабушки - занятия арт - терапией. Ему уделяется особое внимание.

Арт-терапия - область психологии и психотерапии, метод лечения посредством художественного творчества, который практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, и при правильном использовании дает потрясающие результаты. Художественное творчество для пожилых является одним из эффективных методов не медикаментозной терапии.

Учеными уже давно доказано, что такие занятия дарят пожилым людям самое важное - жизненные силы и желание жить. За все прожитые годы у каждой из наших постоялиц накопились определенные переживания, страхи, обиды.

На встречах в пансионе мы активно пытаемся нормализовать моральное состояние дорогих нам людей, настроить их на позитивные эмоции. Занятия арт-терапией помогают пожилым людям с пользой проводить время, не думать о плохом и - главное - сохранять на достойном уровне интеллектуальную и физическую форму. А потому специалисты сходятся во мнении, что творчество является одним из секретов долгой жизни!

Мы проводим разнообразные занятия изобразительного и художественно- прикладного характера: рисунок, разукрашивание, поделки, мелкая пластика, которые направлены на тонкое выражение своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой.

Эффективным методом является использование арт-терапии и с целью мотивирования жизненной активности, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, особенно это важно для нас, потому что наши бабушки все живут вместе. Занятия коллективно подразумевают под собой работу в команде, и позволяют повысить коммуникативные навыки пожилых людей.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк: профилактика деменции, наличие психологических проблем, травмы, невротические и психосоматические расстройства и другое. На наших занятиях зачастую используются музыка, что вдвойне поднимает общий настрой и вызывает положительные эмоции. Такими занятиями все наши бабушки занимаются с увлечением.

У каждой из них есть личный альбом, где она может проявить свою фантазию и нарисовать все, что захочется. Краски и кисточка - хороший помощник в борьбе с нервным перенапряжением, он развивает мелкую моторику, помогает самовыражению, улучшают работу мозга, повышают настроение. Помимо всего, арт-терапия обладает даже и лечебными свойствами: человек использует лишь небольшую часть своего мозга, а терапия позволяет вовлечь в процесс дополнительные области за счет творческого подхода к задаче, то есть мозг активизируется больше, что также хорошо влияет на функционирование сердца, работу центральной нервной системы.

Она повышает иммунитет, улучшает коммуникацию, помогает пожилому человеку завести знакомства, указывает на его необходимость в обществе и на то, что жизнь продолжается. Арт-терапия раскрывает потенциальные возможности человека, внося в его жизнь новые эмоции. Интереснее всего наблюдать за тем, как просматривая свои работы, наши подопечные улыбаются, делятся эмоциями и прекрасным настроем.

Ведут бурные обсуждения о получившихся, или не очень, рисунках. Разукрашивая определенные картины, своими мыслями они уходят глубоко в подсознание и расслабляются, чего не всегда можно добиться в будничном режиме. Труды бабушек не проходят даром и не забываются. Поздравляя друг друга с праздниками, бабушки дарят рисунки и вместе с ними - частичку своего тепла и любви.