Формы и методы ознакомления детей в детском саду с природой.

Знакомство малыша с природой происходит по-разному. Самостоятельно и при активной помощи взрослых, случайно и целенаправленно, путем специальных занятий - практических и/или творческих, а также путем лично придуманных и собственноручно поставленных ребенком экспериментов .

Но наиболее полным и глубоким методом знакомства малыша с окружающим миром является, конечно, метод комбинаторный, сочетающий в себе все вышеперечисленные пути и способы. И в основе этого обучающего и развивающего процесса, безусловно, должна лежать игра, как наиболее понятный для ребенка способ получения новой полезной информации и наиболее доступный вариант ее усвоения им и запоминания.

Конечно, маленький ребенок и сам замечает, что в природе происходят какие-то сезонные изменения - то идет снег, то капает дождик. На улице становится то тепло, то холодно. Солнышко летом греет жарко, деревья весело шелестят зелеными кронами, а цветочки раскрывают навстречу теплым лучикам свои разноцветные чашечки-лепестки. Зимой же, напротив, солнце поднимается высоко-высоко, становится тусклым и прячет свои лучики, а все живое вокруг словно засыпает.

Правда все это не слишком очевидно для малыша, поскольку каждый из сезонных периодов довольно растянут по времени. Кроме того, даже заметив происходящее, маленькие дети понимают его суть далеко не сразу. Вопросы возникают только тогда, когда ребенок уже вовсю лепечет и может достаточно ясно выразить свои мысли.

А между тем, подробное "научное" знакомство малыша с природой можно и нужно начинать уже с 2-х летнего возраста. И у взрослых, которые будут сопровождать такое знакомство, есть весьма эффективные обучающие инструменты - специальные развивающие игрушки и игровые пособия.

Кроме того, в распоряжении взрослых всегда имеется замечательный метод приобщения маленького ребенка к окружающей природе - это прогулка! И если соединить в обучающем процессе экскурсионные прогулки, игрушки, тематические занятия и наглядные пособия, то результат будет совершенно потрясающим!

Мозг маленького ребенка - он словно губка. Впитывает любую информацию подобно тому, как губка впитывает влагу. И особенно ту информацию, которая грамотно подается. И нет лучше инструмента для усвоения и постоянного повторения пройденного, чем наглядные пособия.

А что лучше демонстрирует окружающий мир? Конечно, всевозможные карты, атласы, настенные календари и плакаты. Тем более, что сегодня выпускаются совершенно замечательные комплекты. Такие, как "Наша родина - Россия", "Страны и народы мира", "Круглый год", "Животные и растения", "Времена года" и другие, не менее интересные, которые можно увидеть на виртуальной витрине нашего магазина.

Все эти наглядные пособия, в том числе интеллектуальные, с электронными блоками, способны познакомить ребенка со всеми природными компонентами окружающего его мира. И с теми, которые малыш пока не может встретить в реальности.

Благодаря календарям и плакатам из серии "Времена года" для малыша становится более очевидной смена погодных сезонов. Он может легко сопоставить нарисованные сюжеты с теми, что сохранились в его памяти, и надежно запомнить полученную информацию. Выявить для себя вполне определенную логическую связь времени и пространства.

Повесив в комнате ребенка любой из календарей природы - например, "Календарь природы на магнитах" или "Год и месяцы с рамками и вкладышами", можете быть уверены, что малыш уже очень скоро начнет вполне прилично разбираться во времени, а также природных механизмах существования всего живого.

Замечательно способствуют знакомству с природой маленького ребенка и тематические карточки Гленна Домана, посвященные животным, растениям и, конечно, временам года. Благодаря специальным тематическим занятиям по этим карточкам малыш четко усваивает внешний вид и названия зверей, птиц, цветов, деревьев, месяцев и т.д. А это немаловажный этап в процессе приобщения крохи к окружающему его миру.

Безусловно, активно способствуют развитию малыша творческие занятия. И знакомству с природой - тоже. Даже самый маленький ребенок любит рисовать, раскрашивать, лепить и т.д. И в качестве темы для рисунка или поделки всегда можно предложить ребенку сюжет на тему природы. Нарисовать ту клумбу, что увидели во время прогулки. Слепить смешного щенка, что встретился на пути. Расцветить картинки из нового альбома для раскрашивания, купленного во время похода в зоопарк и т.д.

Малыш с удовольствием обращается к природной теме в своем творчестве. Его привлекают картинки с изображением животных и растений. И можно разнообразить его художественные занятия - предложить не просто раскрасить рисунок, а выложить его из разноцветных крупинок. У нас есть замечательные крупчатые аппликации - "Петушок", "Утенок", "Деревце", и вы всегда можете выбрать ту, что придется по душе вашему маленькому художнику.

И конечно, ничто лучше не познакомит ребенка с природой, чем прогулка. Только нужно помнить, что прогулка должна быть настоящей! Не "по пути" в магазин, на рынок или по другим делам. Вы просто гуляете вместе с малышом и знакомите его со всем, что встречается на вашем пути.

С травкой на газоне. С тучкой на небе. С кошкой за окошком. С цветочком на клумбе. С ручейком в сквере. Со старым дубом у детской площадки и т.д. Листики, лучики, стебельки, глазки и лапки - вот, что должно стать предметом демонстрации маленькому ребенку. С четким проговариванием всех названий.

Обратите внимание малыша на то, что происходит на улице. Тепло там или холодно? Идет ли дождик? Можно ли слепить из снега снеговика? Какого цвета листочки на деревьях? Много ли листочков лежит на земле? Какие птички прилетели во двор? Как ведет себя мишка в зоосаде?

И еще тысячи и тысячи вопросов-пояснений. А по результатам каждой прогулки надо проводить занятия, в том числе, творческие. Ведь сразу столько тем появляется не только для обсуждения, но и для изображения.

И если с ребенком заниматься систематически и разносторонне, то процесс его знакомства с окружающей природой, будет интересным и запоминающимся.

Знакомство детей с природой

Воспитание, созданное самим народом,

Основанное на народных началах,

Имеет ту воспитательную силу,

Которой нет в самых лучших системах

К. Ушинский

Самые творческие люди на свете - дети. И порой взрослые этого просто не замечают, потому, что собственные заботы кажутся им важнее. Обычно все надежды возлагаются на воспитателей детских садов. Да, сейчас в детских садах уделяется большое внимание именно эстетическому воспитанию и развитию у детей творческих, познавательных способностей. Но дома с детьми тоже надо чем-то заниматься. Завалить ребенка красивыми игрушками – хорошо, но этого мало.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно начинать с момента поступления ребенка в детский сад.

Экологическое воспитание–это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Они органично сочетаются и составляют нравственную позицию ребенка, которая проявляется в его поведении. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно. Если с раннего возраста активно приобщать ребенку к миру природы.

Особенно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его ценности. Такого осознанного отношения в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир и, тянется ко всему красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость первых впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору в жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи, испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт…

А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстникам, и к взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы. С восприятием эстетической стороны природы важно научить ребенка и нравственному отношению к ней.

« Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» - писал В. А. Сухомлинский.

Мы, взрослые должны помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем.

Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями, чтением детских книг, использование фольклорных форм, коротких стихов, поговорок.

Учитывая возрастные особенности детей, я построила свою работу по принципу « что вижу, то и познаю». Во время прогулки, можно любоваться красотой деревьев, цветов, наблюдать за птицами, природными явлениями, гуляющими за забором собаками, пробегающей мимо кошкой. Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем как у них дела, слушаем их настроение. Детям очень нравится совместный труд. Мы пересадили цветочек из осенней клумбы в цветочный горшок, продлив ему период цветения. Дети наблюдают за ростом цветка, поливают его. Даю ребятам понятие, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. В группе у нас подобраны комнатные цветы обильно и долго цветущие. Моя задача показать детям своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат. При этом обращаю внимание на состояние растений в связи с уходом за ними: « Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребенку понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света.

Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги. Отправляясь в путешествие «на поляну», «в лес» настраиваю детей на улыбку, на доброе уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

На занятиях дети рассматривают предметы, вычленяя качества и свойства материалов, из которых они изготовлены; наблюдают животных, сравнивают между собой, овощи, фрукты, растения; рассматривают сюжетные картины. На занятиях малыши вооружены приемами целенаправленного рассматривания. Комнатные растения дети постоянно наблюдают в группе, птиц - на участке.

Дети испытываю радость и удовольствие от наблюдения. Все самое интересное и запоминающееся мы фотографируем. Наблюдая за птичкой, фиксируем внимание на особенностях строения, замечаем повадки, движения, а после занятия имитируют их: машут крыльями, клюют, как птички, прыгают.

Такие наблюдения способствуют обогащению словаря за счет всех частей речи.

Дети безошибочно различают на картинках многих диких животных: ежа, белку, зайца, волка, медведя, лису и т.п. Узнают домашних животных: собаку, кошку, лошадь, корову, козу, а также домашних птиц: курицу, петуха, гуся, утку. Наглядным пособием на таких занятиях служат игрушки и карточки лото.

У нас проводятся занятия на различение и называние овощей, фруктов. Дети отгадывают загадки. Вместе с детьми рассматриваем картинку или муляж, рассматривание заканчиваю чтением стихов. После занятия дети полны впечатлений, которые они выражают на листе бумаги.

Яркие впечатления ребенок получает во время прогулок. Мы наблюдаем вместе с детьми за солнцем (ярко светит), за небом(как по небу плывут облака), за ветром (дует сильно, качаются ветки деревьев), за снегом, дождем(идет дождь, появляются лужи).

Наша природа меняет свой облик в связи закономерно протекающими сезонными изменениями. Цвета, краски в разное время года вызывают у детей интерес. На прогулках ребенок непосредственно воспринимает природные объекты и явления.

Осень – « Унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса...» Период листопада. Любуемся вместе с детьми красотой золотой осени. Собираем листочки, играем, делаем букеты, гирлянды.

Листопад, листопад, Листья под ногой шуршат,

Листья желтые летят Скоро голый будет сад.

Ничто не может заменить живого общения с природой, поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального и общего психического развития. Впечатления от родной природы сохраняются на всю жизнь.


«Знакомство детей с природой»

(консультация для родителей)

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных - ознакомление дошкольников с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейка и лужицы.

Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности.

Встреча с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Для формирования нравственно-эстетического отношения к природе необходимо использовать художественную литературу. Разные литературные жанры, в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажа, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы дают представление о морали, справедливости.

Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе, например: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» В. Бианки, «Золотой луг», «Разговор деревьев» М. Пришвин, «Волчишко», «Еж», «Медвежонок» Е. Чарушин, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «От весны до весны» И. Соколов-Микитов.

Мир природы представлен здесь в интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех.

Интересен и своеобразен цикл стихов С. Маршака «Круглый год». В нем даются характерные природные признаки каждого месяца.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучать их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас.

В. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы каждый день его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Понаблюдайте с детьми за муравьями: один тащит соломинку, другой травинку, помогают друг другу своей работой, приносят пользу растениям, рыхлят землю, удобряют ее. Про таких говорят: «Мал да удал!». Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Утром, провожая ребенка в детский сад, обратите внимание на красоту природы: солнце своими лучами будет природу, раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птицы, цветы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером понаблюдайте, как садится солнце, становится темно и все живое засыпает.

Радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относится к растениям и животным, заботиться о них. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем развитию у детей таких качеств, кА доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Знакомство детей дошкольного возраста с природой родного края

Экологическое образование – одна из актуальных проблем современности.

У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Наиболее благоприятный возраст для экологического образования – дошкольный. Именно в этот период развития ребенка создаются реальные предпосылки экологического сознания, экологической воспитанности, на базе которых дошкольникам прививаются основы научного естествознания. В связи с этим, перед нами стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса.

В процессе ознакомления детей с природой родного края осуществляется нравственное, физическое, трудовое, умственное, эстетическое воспитание. В нравственном становлении ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему.

Овладение простейшими навыками и приемами выращивания растений и ухода за животными, полученная радость от процесса и результата совместного труда способствуют трудовому воспитанию. Полученные знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы становятся основой умственного воспитания детей. У них развиваются познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.

При ознакомлении детей с природой основное внимание нами уделялось ознакомлению детей с природой родного края – Хакасия. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Этой природой надо проникнуться с юных лет, тогда она раскроет свою красоту в разноцветье.

Изучая природоведческую литературу, я открыла много интересного и ранее неизвестного для себя.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, нами были определены следующие цели:

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать

умение видеть и понимать ее красоту;

Воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;

Учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;

Знакомить с лекарственными растениями Хакасии;

Знакомить с «Красной книгой» Хакасии (растения и животные).

В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с природой родного края. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов), практические (игра, труд, опыты), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Несомненно, следует использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

При организации работы с родителями мы используем различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы. Регулярно оформляем уголок для родителей, где помещаем практические советы по экологическому образованию детей. Советуем родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать объекты живой и неживой природы, читать познавательную литературу.

Очень заинтересовало родителей выступление на родительском собрании о ядовитых растениях и животных нашей местности. Многие и не знали, что такие растения как пижма, полынь, ландыш, багульник, лютики, можжевельник казацкий, папоротник мужской, чистотел, молочай считаются ядовитыми и очень опасны особенно для детей. Опасны также различные насекомые, гусеницы, пауки, нельзя брать в руки незнакомых жуков, разорять гнезда ос, шершней, шмелей.

Родители должны предостеречь своих детей от опасности в природе, а для этого им надо владеть необходимой информацией. Родители принимали активное участие в праздниках, вечерах-развлечениях, в походах и экскурсиях. Всем понравился праздник любителей природы, в котором приняли участие и взрослые, и дети. Мы говорили о нашей земле, о том, какая она красивая и зеленая, как много животных и растений на ней живет. Мы водили с детьми хороводы, пели песни, играли. Родители участвовали в конкурсах, играх, соревнованиях и просили чаще организовывать такие развлечения. С детьми старшего возраста мы наблюдали выступление

В дальнейшем планируем продолжать свою работу в следующих направлениях:

Продолжить знакомить детей с растениями и животными родного края, в томчисле и с редкими;

Продолжать сотрудничество с краеведческим музеем;

Расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания спомощью

дидактических игр, чтения художественной литературы;

Пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой.

В результате проделанной работы мы отметили, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями. Диагностирование показало, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. Дети стали любознательнее и наблюдательнее, у них возрос интерес к природе, к родному краю, родному городу.

Изменилось поведение детей. Они стали более бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Последовательнее и интереснее стали рассказы детей о животных, растениях, природных явлениях родного края, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение. В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

Опыт показал, как важно и самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников. Надеюсь и в дальнейшем вести детей в мир природы, удивительный и прекрасный.

Татьяна Матвиенко
Обобщение опыта работы «Ознакомление детей с природой родного края»

Обобщение опыта работы .

«Ознакомление детей с природой родного края

Подготовила : воспитатель

Матвиенко Т. В.

На занятиях по или на экскурсиях вне сада я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка . Его мышление, творчество, уметь мыслить логически и т. д. Меня это очень заинтересовало и увлекло.

Удивительный мир природы … Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка . Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Природа обладает большими познавательными возможностями : она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы. «Зови меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать…» - писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он же называл логику природы самой доступной логикой для детей . Многое даёт природа для развития речи детей . Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли в последствии становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.

Систематические целенаправленные наблюдения явлении живой и неживой природы способствует планомерному формированию сознании ребёнка основ мировоззрения.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой , В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, что они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы », чтобы каждый шаг ребёнка рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Через экологическое воспитание я старалась добиться трех взаимосвязанных задач : расширить знания своих коллег; дать экологические знания детям; пропаганда экологических знаний среди родителей.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы , который проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами . Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными азами автомобилей, видят искусственные цветы в дома и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором : проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной . На вопрос о том, каких животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа : «Птицу я видел по телевизору» . Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы . И добиться результатов в сельской местности, с моей точки зрения гораздо легче, чем коллегам в городских садах : с одной стороны, близость естественных природных объектов , а с другой тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей на прямую связана с природными ресурсами .

Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и то, что они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом, и на только знают из их разговоров, но и видят как выхаживают домашних животных, как выращивают хлеб и овощи на полях и огородах и т. д.

В своей работе я опираюсь на «Программу от рождения до школы» под редакций Н. Е. Вераксы и программу С. Н. Николаевой «Юный эколог» . Предлагаемые программы ориентированы на постоянные и систематическое взаимодействие детей с живой природой . В помещение и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность. Ребенок должен почувствовать и понять природу , уникальность живого на примере самой природы – тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневные предметные окружение. Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними . Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада. Приступая к ознакомлению детей с природой родного края , я ставила перед собой следующие задачи :

1) Сформировать представления о природе естественной , независимой от человека и его деятельности, и природе культурной , созданной и поддерживаемой трудом человека.

2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.

3) Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т. д.)

4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы ) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе .

5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано , как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.

6) Развитие гуманного отношения к природе , основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей , в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит. д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы , альбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама) .

На каждом листе альбома изображена иллюстрация рассматриваемого объекта и краткая характеристика, а так же интересная информация о нём; альбомы для раскрашивания, природный материал , который дети собирают на прогулках и экскурсиях для изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы , на другой- части суток. Есть у нас ещё дерево, с помощью него дети учат птиц, которые на неё «прилетают» , а так же наблюдают на ней сезонные изменения.

Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественны условиях. Если мы рассматриваем лягушку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой : дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой : почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых . Знакомятся с образом жизни животных : местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным мои контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей . Работа с календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей .

Большую роль в работе я отвела уголку природы . Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. Для наблюдений мы в уголке природы имеет аквариум с рыбками, черепаху, хомячка, кролика и попугайчика. Дети наблюдают за поведением животных, учатся заботиться и ухаживать за питомцами, делают выводы, что животным необходимо создавать условия для жизни вне воле. Наблюдение в уголке природы ведутся также за комнатными растениями на основе сравнения различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями . Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то , что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло. Работу веду в паре с детьми, но приоритет оставляю за собой, что выражается в формуле : «я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники» . Поддерживаю в каждом ребенке желание что-то сделать самому.

Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке и в лесу. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т. д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибель; сформировать представление о различиях в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.

Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой : землёй, водой, воздухом и. т. д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом , учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.

На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миров, а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных.

Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки» . Они выполняют познавательную , развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок : а)на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и. т. д) условиях. Основные критерии выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и. тд.) экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры, театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе : полученные занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх. Мы с детьми посещали различные природные ландшафты : лес, поле, луг, реку, овраги и холмы. Проводили связи между звеньями в большой цепи, которая называется природа .

Самое главное, что можно сделать. - это объяснить, что все в природе взаимосвязано на примере самых простых и хорошо знакомых детей объектов (в том числе «цветы- бабочки» : если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим, как в гости к добрым друзьям- общаться с его обитателями и любоваться, наслаждаясь красотой природы .) В процессе наблюдения за птицами, насекомыми, в лесу и в поле дети начинают понимать, что :

1) дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека) . жизни (ласточки летают очень быстро, за ними трудно угнаться хищным птицам, они прямо в воздухе ловят насекомых, которыми питаются и. т. д)

2) задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым воздействием на жизнь его обитателей : по мере сил и возможностей оберегать их, подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т. д.

3) человек в наше время в процессе активной хозяйственной деятельности часто негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою (загрязняет атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т. д.)

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «ситцевая фантазия» . В своих работах они отразили темы природы : это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь мои родители оказывают при содержание живого уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход обитателями уголка природы и . тд., проводя праздники, утренники, игры экологический направленности и привлекая к этой работе родителей , я старалась способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного ответственного отношения к природе . И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы : они с удовольствием участвуют в проведении опытов . Игр, наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют в месте со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях .

Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы , то можно будет считать задачей выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.