Использование нетрадиционных техник рисования. Что дают занятия по рисованию в дошкольных учреждениях

| Нетрадиционные техники рисования

Развитие творческих способностей старших дошкольников с использованием техники «Батик» Введение «… ребёнок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…». В.А. Сухомлинский Воспитать творческого человека без красоты невозможно. На...

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Ветка рябины» (вторая младшая группа) Нетрадиционные техники : рисование пальчиками , скатывание бумажной салфетки. Цель : учить технике пальчикового рисования , создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (красный, форме (круглый,...

Нетрадиционные техники рисования - Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Публикация «Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии...» Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» МБДОУ детский сад № 77 “ Золотая рыбка” г. Брянска Воспитатель: Щелокова Ирина Михайловна. Брянск – 2019г. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Салют для папы (нетрадиционная техника рисования) Конспект занятия во второй младшей группе «День защитника Отечества» Цель: Образовательная: 1. Познакомить детей со славными страницами истории нашего государства, с праздником «День защитника Отечества». 2. Формировать у детей представление о том, что Россия всегда вела только...

Консультация «Нетрадиционные техники рисования» Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение. В процессе рисования у ребёнка улучшается наблюдательность, эстетическое восприятие, впечатления, художественный...

Консультация «Нетрадиционные техники рисования у дошкольников» Нетрадиционные техники рисования у дошкольников. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность....

Нетрадиционные техники рисования - Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «Путешествие в страну Рисовандию» в средней группе

Конспект НОД нетрадиционная техника рисования Тема: «Путешествие в Страну Рисовандию» средняя группа « Улыбка» воспитатель Нетесова Т.А. Цель: создание условий для совершенствования умения и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в...


Мастер-класс для педагогов «Искусство рисования на воде. Суминагаши. Эбру». Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования на воде «Суминагаши». «Эбру». Задачи: Показать педагогам основной способ рисования красками на воде - мраморирование с элементами...

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования. Это конспект занятия, направленного на знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования, развития творческих способностей и формирования интереса к изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования).

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования. Это конспект занятия, направленного на знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования, развития творческих способностей и формирования интереса к изобразительной деятельности.

Тема занятия: «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования)

Программное содержание:

Учить детей самостоятельно в определенной последовательности,

создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования («выдувание», «кляксография», «тампонирование»)

Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений в разное время года;

Развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему, мелкую моторику рук детей;

Способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольников;

Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность.

Материал к занятию: тонированная бумага голубого цвета, емкости с разведенной гуашью белого и коричневого цвета, пипетка, зубная щетка,небольшой кусок поролона или губки, тряпочка или влажная салфетка для рук, трубочка для коктейля.

Демонстративный материал: Репродукции, иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, наблюдения на прогулке, разучивание стихов и песен о зиме.

Ход занятия:

1 Орг. момент.

Здравствуйте, уважаемые волшебники! Да-да, именно так я сегодня обращаюсь к вам, потому что сегодня вы попробуете совершить настоящее волшебство.

2. Актуализация знаний.

Какие предметы используют волшебники? (Волшебную палочку, шапку-невидимку, сапоги-скороходы, скатерть самобранку, волшебное зеркальце).

Мы с вами волшебники-художники, поэтому у нас свои волшебные предметы. Они у вас лежат на столах. Назовите их пожалуйста. (Трубочки, губки, краски, пипетки и т.д.). Эти предметы и помогут нам совершить волшебство – нарисовать обычную картину необычным способом.

3.Самоопределение к деятельности.

А вот, что именно мы будем рисовать этими волшебными предметами, вы узнаете, отгадав загадку:

Много рук, а нога одна.

Проверим, правильно ли вы отгадали! (Детям показывается картина, на которой изображено одно и то же дерево в разное время года).

Что на нем изображено? (Деревья)

Какие деревья вы знаете?

Сколько деревьев на слайде? Давайте посчитаем! (4)

Сравните их. Чем они отличаются? (1- с цветами, 2 – с зелеными листьями, 3 – с желтыми листьями, 4- без листьев).

Как вы думаете, почему они такие разные? (Деревья по-разному выглядят в разное время года.)

Кто же из моих волшебников догадался, какое из этих деревьев мы сегодня будем рисовать? (Зимнее дерево)

Почему вы так считаете? (Т.к. сейчас зимнее время года)

4. Работа по теме занятия. Практическая часть №1.

Как выглядит дерево зимой? (Листьев нет, только ствол и ветки) Одинаковые ли ствол и ветки по толщине? (Нет, ствол толстый, ветви тонкие).

Посмотрите на инструменты и скажите, с помощью каких из них мы можем нарисовать ствол и ветки? (Предположение детей).

Мы с вами настоящие волшебники, поэтому попробуем изобразить наше зимнее дерево без кисти и карандаша. Мы будем использовать трубочку и воздух.

Для этого на голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол).

«Волшебная капля из пипетки» «Выдуваем ствол дерева»

При необходимости капаем еще гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу «рисуя» дерево нужной высоты.

«Дерево появилось!»

5. Физкультминутка.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

(Поднимают руки над головой.)

Будем их ловить руками

(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

И покажем дома маме.

(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)

6. Работа по теме занятия. Практическая часть №2.

Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха без кисти и карандаша!

А что делают деревья зимой? (В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.)

Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (Накрываемся одеялом)

Давайте и мы с вами накроем наши деревья теплым и легким одеялом, чтобы они спокойно спали всю зиму сладким сном. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом)

Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой инструмент поможет нам изобразить снег?

Наш снежок сначала должен укрыть ветки. Возьмите кусочек губки, обмакните его в краску и «укройте» ветки, чтобы было им тепло. Приговаривая волшебные слова:

«Пусть падает снежок на волшебный мой листок!»

А снег на нашей картине все идет и идет, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится все больше и больше. Изобразите тем же способом (губкой) или зубной щеткой снег под деревом.

«Снег под деревом»

Какие же прекрасные зимние деревья получились у вас!

7. Рефлексия.

Как вы думаете, как сейчас чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно.Они стали еще красивее.)

Прислушайтесь, мне кажется, что они что-то шепчут вам за старание и помощь. Кто из вас услышал? (Спасибо, добрые волшебники!)

А что вы им можете пожелать? (Спокойной ночи, деревья!)

8. Подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом).

А что помогло вам получить такие замечательные рисунки, кроме волшебства? (Старание, аккуратность, внимание и, конечно же любовь к природе). Если вы будете обладать такими качествами, то думаю, что сможете обойтись и без волшебства.

9. Оформление выставки.

крепите ваши рисунки на доску с помощью магнитика и еще раз полюбуйтесь на зимние деревья.


Лариса Савчук

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Осенние деревья"

Для работы понадобится: листы плотной бумаги для рисования, краски гуашь, кисти беличьи, щетинные, восковые мелки коричневого цвета, ватные диски, прищепки, офисная бумага размером в 1/4, 1/2 листа, баночки с водой, коктельные трубочки.

На первом этапе необходимо затонировать листы бумаги для фона рисунка. Это можно сделать несколькими способами.

1. Лист бумаги полностью намочить в воде и положить его на газету. Затем на бумагу беличьей кистью акварельными или гуашевыми красками нужного цвета нанести мазки (небо, земля, трава). Краска при этом будет расплываться по всему листу. Дать высохнуть и желательно лист положить под пресс.


2. Два листа бумаги намочить в воде и положить их на газету. На один лист красками нужного цвета нанести густые мазки (небо, земля, трава) и сразу накрыть вторым листом. Разгладить ладонями, а затем снять верхний лист бумаги. Получится два одинаковых отпечатка. Дать высохнуть и под пресс.



3. Фон можно сделать И просто затонировав лист бумаги цветными карандашами.

На втором этапе рисуем ствол дерева. Ствол можно нарисовать так же разными способами.

1. В технике кляксографии – выдувание через трубочку. Для этого большую каплю (кляксу) ставим внизу листа бумаги – туда, где будет начинаться ствол дерева. И с помощью трубочки для коктеля выдуваем её вверх и в стороны до получения нужного результата.





2. Ствол дерева рисуем восковыми мелками



На третьем этапе – рисуем листву. Листву у деревьев можно нарисовать следующими способами:

1. С помощью мятой бумаги. Небольшой кусок бумаги хорошенько смять в комок и окунув одну его сторону в гуашь (разведённую до густоты сметаны) сначала одного цвета – сделать отпечатки – листву дерева. Затем берём краску другого цвета.



2. С помощью ватного диска и прищепки. Ватный диск сложить в несколько раз, острый уголок прихватить прищепкой, набрать краску нужного цвета и сделать отпечатки на листе изображая листву.


3. С помощью жесткой полусухой щетинной кистью в технике «тычок» (набивка). Наносим мазки нужного цвета вертикальными движениями руки с кистью (вверх-вниз) на бумагу изображая листву на дереве и на земле.





4. Способом бокового мазка. На кисть набрать краску необходимого цвета и способом примакивания изобразить листья.

5. С помощью трубочки «тычка» или пальчиками.

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Публикации по теме:

По лесочку я хожу, Я на ягодки гляжу: На кусте малинка, На дереве - рябинка, В травке – земляничка, Под горой – черничка, Клюковка – на.

Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционных техниках в подготовительной группе «Царство хозяйки зимы» СП МБОУ «СОШ№2 г. Калининска Саратовской области» Детский сад «Почемучка» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Осень-прекрасная пора,когда листья деревьев окрашиваются в яркие краски. Сегодня с ребятами мы сделали несколько осенних деревьев. Для первого.

(для оформления группы или зала) Хочу предложить Вашему вниманию мастер – класс «Осенние деревья» из подручного материала. Выполняются.

Программное содержание: Совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Упражнять в подборе.

Цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией.
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование : образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима - замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит - плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит - подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки - с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки - иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Татьяна Петровна Белоусова
Нетрадиционные методы рисования. Мастер-класс для воспитателей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 г. Бирюсинска

Нетрадиционные методы рисования .

(мастер –класс для воспитателей )

Подготовила :

Белоусова Татьяна Петровна,

Воспитатель старшей группы

Актуальность мастер – класса :

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель :

Формирование у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник :

Развивать чувство композиции и колорита;

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования ;

Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию;

Воспитывать чувство прекрасного

Рисунок в художественном и детском творчестве

Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя» ,«знамение» , означавшим «создание образа» , и «чертеж» , «начертание» , указывающим на технику изображения. С 18 века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для указания признаков предмета : формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусств.

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусств. Рисунок имеет отличительные особенности :

1) Выполняется от руки, увеличивает скорость изображения и дает возможность быстро откликаться на события жизни;

2) Делается на глаз;

3) Нагляден, передает внешние признаки предмета;

4) Выражает внутреннее содержание изображенного предмета, вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

В системе дошкольного образования большое место отводится рисованию , имеющему важное значение для всестороннего развития ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие , эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.

Рисунок ребенка отображает его взгляд на мир. В рисунке он может выразить свои впечатления от увиденного, передавать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображенного предмета и оценивает их.

Для создания рисунка у ребенка должны быть

Отчетливые представления о том, сто он хочет нарисовать , и определенные умения.

Наблюдения процесса рисования у детей показывают , что дети испытывают большие затруднения в создании рисунка, если не обладают графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, они вообще отказываются рисовать .

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе, она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках свои впечатления от окружающей жизни. В искусстве эстетический образ человечества передается в виде образов. Они не мыслимы без эмоций, однако переживание образа всегда предполагает его осмысление. В отношении детей дошкольного возраста правильнее было бы говорить о художественно-выразительном образе, который передает в рисунке в единстве переживания, осмысления окружающего мира, искусства, своего внутреннего мира и отображения своих впечатлений.

Художественные техники – одно из ярких и разнообразных средств выразительности. С их помощью можно моделировать образ, придавая ему индивидуальные черты, особенно если речь идет о неклассических техниках, в основе которых – эксперимент с материалами. Дошкольники в этот эксперимент включаются легко. Почему? Суть в том, что у них еще не сформированы изобразительные стереотипы, которые мешают творческому развитию.

Мы прекрасно все знаем традиционные средства рисования :

Карандаш. Существует несколько видов карандашей :

Простой грифельный карандаш, цветные карандаши, художественный карандаш «Ретушь» , восковые карандаши, акварельные карандаши, автоматические цанговые карандаши, сангина, пастель, восковые мелки, фломастер .

Кисточки. Краски.

Это первая краска, с которой знакомят малышей. Гуашь – материал с примесью белил для рисования , красочный слой плотный, непрозрачный, очень густая краска.

Акварель.

Красочный материал, предназначенный для акварельной живописи. Основное свойство – прозрачность красочного слоя, цвет зависит от количества воды, добавленной в краску. Основной прием рисования красками - мазки .

Масляные краски

Раньше этими красками не рисовали в дошкольных учреждениях, но они всегда привлекали детей своей яркостью, необычностью техники работы, запахом и оригинальностью оформления картин. Из-за специфического запаха красками можно работать не больше 10-15 минут.

Также существуют нетрадиционные техники рисования .

Например, если в гуашь добавить мучной или крахмальный клейстер, то рисунки, выполненные такой гуашью, будут казаться объемными. При рисовании используются палочки от мороженного или жесткие кисти, краска наносится крупными мазками. Если в гуашь добавить соль, манную крупу или опилки, то полученный рисунок будет зернистым.

Пуантизм.

Изображение составляют из множества мелких точек, выполненных тычком концом кисти или пальчиком руки.

Штампы или печати.

Используют покупные штампы или печати или делают их на глазах у ребенка из картофеля, моркови и др. в качестве штампов можно использовать пуговицы, кубики, листочки.

Рисование веточками растений .

Этот прием можно использовать для рисования шерсти животных .

Использование поролона.

Для раскрашивания предметов вместо кисти можно использовать поролон. Это придает раскрашиваемому предмету бархатистую поверхность.

Пятнография.

Лист бумаги складывается пополам и на одну сторону наносятся яркие пятна. Потом лист складывается и разглаживается, получается симметричное изображение, которое потом можно дорисовать .

Процарапывание по сырой краске.

На изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы.

Высветление тона.

Кистью или влажной салфеткой снимают часть краски, добиваясь ее высветления.

Монотипия.

На гладкой поверхности (стеке, пластмассовой доске, пленке) делается рисунок масляной или гуашевой краской. Материал, на которой наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги, который придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении и только один, отсюда и название «монотипия» . Количество красок в монотипии может быть любым.

Диатипия.

Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Специальным роликом (для разглаживания обоев) или тампоном наносят легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картона, сверху лист бумаги и начинают рисовать . Рисуют карандашом или заостренной палочкой, стараясь сильно не давить. Потом лист убирается. На той стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка.

Акватушь или акватипия.

На плотном листе бумаги рисуют гриб, дерево или фрукт. Когда гуашь подсохнет, весь рисунок покрывают черной тушью. Когда тушь подсохнет, рисунок опускают в ванночку с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь – лишь частично. На черном фоне остается белый рисунок со слегка размытыми контурами.

Способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью, другое название техники – техника царапанья.

Кляксография

На белый или тонированный лист бумаги пипеткой наносят несколько капель краски и при помощи трубочек или пустых ручек раздувают края кляксы, которые приобретают причудливые формы.

Печать – клише

На деревянный и гладкий брусок наклеивают картон, а на него – узоры, которые могут быть не только из бумаги, но и из веревки. На узоры наносится краска, и они штампуются на бумаге или ткани.

Печать из флоры

Собранные на прогулке цветы, веточки растений засушивают между страницами книг. Потом эти элементы намазывают гуашь и кладут на чистый лист бумаги. Сверху накрывают другим листом и плотно прижимают.

Рисование в паре

Это плавный переход к коллективному рисованию . Лист бумаги делится пополам, каждый рисует на своей части. Рисовать можно разное или один сюжет. Если это сюжет, то надо учиться договариваться друг с другом.

Рисование ниткой

Взять кусок картона 25х25см и сложить пополам, шерстяную нить обмакнуть в густую краску. Нить хаотично складывается в разогнутый картон, который потом сгибают пополам и придавливают одной рукой, второй потихоньку вытягивают нить. Получается хаотичное изображение, которое потом можно дорисовать .

Волшебный рисунок

Заточенной восковой свечой на бумаге делается рисунок. Потом поролоном или ватой краска наносится на все изображение. Краска ложится на воск, поэтому рисунок проявляется неожиданно перед глазами ребенка. Вместо свечи можно использовать хозяйственное мыло.

Ниткография

Требуются лист бархатной бумаги и шерстяные разноцветные нитки, из которых можно составлять разноцветные узоры.

Рисование по мокрой бумаге

Определенные сюжеты лучше рисовать не на сухой бумаге , а на мокрой, если это будут темы, связанные с дождем или туманом, а может, чей – то сон. Нечеткость изображения «по мокрому» даст нужный эффект.

Рисование на камушках

Детям нравится играть с плоскими округлыми камешками. А если рассмотреть брошь – камею, а потом нарисовать на камушке что-то подобное.

Рисование пальцем .

Кто сказал, что рисовать можно кисточкой или карандашом? А если к краскам тянется пальчик? Пальцем хорошо ставить точки, заполняя прорисованный контур .

При проведении занятий с использованием нетрадиционных техник рисования , следует не забывать, что ребенок – это субъект творчества.

И закончить хочется словами Пабло Пикассо «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Проведение мастер- класса . Разделение на три группы :

1. Рисование нитью

2. Волшебный рисунок

3. Кляксография

А в заключении - рисование парами .

Используемая литература :

1. Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования »

2. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Казакова Р. Г. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности»

3. Костерин Н. П. «Учебное рисование »

4. Ежова Н. В. «Формы работы в дошкольном образовательном учреждении»

5. Журнал «Дошкольное воспитание » № 4/2010 год

6. Мастер – класс по теме «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»