Конспект нод "русская матрешка". Нод "русская игрушка- матрешка"

Дмитриева Вероника Андреевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 21.11.2016г.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе образовательной области «Художественное творчество» «Матрёшки»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.

Авторская образовательная программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66» Заводского района г.Саратова, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерной основной образовательной программы, Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракс, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема НОД: «Матрешки».

Направление образования и развития (образовательная область) художественно-эстетическое развитие.

Цель: способствовать интеллектуальному, художественному и эстетическому развитию детей посредством их знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного творчества, а также самовыражению их в творчестве.

Задачи: Образовательные задачи :

Расширять знания детей о народных промыслах России посредством знакомства с русской матрешкой;

Увлеченно и творчески создавать дизайн - изделия;

Совершенствовать умение составлять композицию, используя растительные мотивы народных орнаментов;

Развивающие задачи:

Развивать исследовательский интерес и познавательную активность детей;

Развивать чувство ритма и композиции, творческую активность;

Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, музыкальных произведений;

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к Родине, через знакомство с народным искусством;

Поощрять желание участвовать в совместной деятельности;

Создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.

Виды деятельности: совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми

Формы реализации детских видов деятельности: изготовление продукта детского творчества (рисунка), зарядка для глаз «Матрешки», выбор понравившихся рисунков и проговаривание (обсуждение), чем рисунок понравился, коммуникативная деятельность представлена ситуативным разговором.

Формы организации: подгрупповая.

Оборудование, материалы: силуэты матрешек, кисти беличьи № 2, 4, 6, «тычки», ватные палочки, поролоновые тампоны, стаканчики для воды, салфетки, краски

Предварительная работа: рассматривание матрешек, просмотр анимационного фильма «Секрет матрешки», документальных фильмов «Русская традиционная деревянная игрушка», «История русской матрешки», «Хохломская матрешка. Производство»; рисование в книжках-раскрасках «Матрешка»

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель обращается к детям:

Я сегодня хочу вас пригласить в чудо-мастерскую «Жар-птицы», в таких мастерских в старину трудились многие народные мастера, посмотрите, какие здесь красивые изделия, сделаны они руками умельцев. Из чего они изготовлены?

Ответы детей.

Основная часть

А хотите услышать рассказ еще об одном из таких народных мастеров? Присаживайтесь поудобнее.

Показ слайдов презентации «Матрешки».

Случилось это в давние-предавние времена, в далекие-предалекие годы…

В одном селе жил деревянных дел мастер, говорят, что руки у него были золотые. Мог он из простого полена выточить и ложку, и сундучок, и игрушку. Вот однажды взял он чурбачок липовый, очистил его от коры. Вырезал из чурбачка игрушку забавную: голова большая, бока круглые, точно надутые. Улыбнулся мастер: «Что за чудная игрушка!». Взял он ее и отнес художнику, что жил на другом краю села: «Посмотри, - говорит, - какая чудная игрушка получилась, распиши ее узором ярким». Взял художник игрушку, повернул одним боком, другим: «И, правда, чудная кукла! Как не поверни, все одинаково». Взял он тогда кисточку, обмакнул в краску и стал украшать игрушку. Вот кукла глазки открыла, улыбнулась. На голову художник «надел» ей платочек, затем нарисовал сарафан узорчатый, а в руки петушка «дал». «Как же назвать тебя кукла чудная? А назову-ка я тебя Матреной, как матушку звали!» - решил художник.

Вот с тех пор и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой. Так появилась на свет первая русская матрешка. Понравилась матрешка ребятишкам. Разнеслась молва о чудесной кукле по всей стране. Много появилось матрешек после той первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме.

А как вы думаете, почему в народе ее называют чудо - игрушкой? В чем кроется секрет этой игрушки?

Индивидуальные ответы детей.

Так полюбилась матрешка в народе, что стала эта игрушка не просто русской, а многонациональной. Сегодня матрешек можно встретить в башкирском, мордовском костюме. А как нарядна матрешка в татарском костюме.

Слава об этой чудо-игрушке разнеслась далеко за пределы нашей страны, и стали появляться матрешки в Индии, Японии. Вот какие мастера были, какое чудо придумали. Как не гордиться ими.

А сейчас я предлагаю вам интересную игру – зарядку для глазок. Наши матрешки умеют танцевать. давайте полюбуемся этим танцем. А следить за танцевальными движениями матрешек только глазками.

Зарядка для глаз «Матрешки».

А откуда мастера в старину брали краски для росписи своих игрушек? Ведь такого разнообразия красок не было, как у нас сейчас. Давайте заглянем в нашу мастерскую, может здесь найдем ответ на наш вопрос. Посмотрите, что здесь на ваш взгляд лишнее, случайное?

Индивидуальные ответы детей.

Да, в нашей мастерской башкирском сделано народными умельцами и, на первый взгляд, эти предметы здесь лишние. Но они здесь оказались совсем не случайно. Именно из них в старину и получали краски. Каждый овощ давал свой цвет. Давайте вместе посмотрим, какие цвета можно получить: из свеклы?

А как вы думаете, из чего еще можно получить цветной сок?

А здесь еще есть кора деревьев. А из коры можно получить сок? Я вам скажу по секрету, что для красок использовали не только сок ягод и овощей, но и отвары из коры деревьев, шелухи лука, различных растений. Так из отвара коры дуба получали коричневую краску, из отвара из коры ольхи - красную, из отвара шелухи лука можно получить краску разного оттенка: от желтой до темно-коричневой.

Ребята, а вы хотите сами расписать своих матрешек? Я предлагаю вам стать сегодня мастерами и мастерицами и украсить, как в старину народные мастера, красками из природных красителей.

Работать мы сегодня будем в парах. Для этого вам нужно выбрать себе товарища, договориться о том, матрешку какой национальности вы будете расписывать и каким узором. А еще я вам хочу предоставить право выбора расписать или мальчика, или девочку.

Для создания своих живописных узоров умельцы использовали разные инструменты: кисточки, «тычки», тампоны, которые расположены у вас на мольбертах. Вы их также можете использовать сегодня в своей работе.

Мотивы народных растительных орнаментов вы можете посмотреть на экране.

  • Делаешь наспех - сделаешь на смех.
  • Была бы охота - заладится любая работа.
  • Каков мастер, такова и работа.

Ответы детей.

Ответы детей.

Приглашает пройти за столы. Дети надевают фартучки.

Дети выполняют работу, педагог помогает, если это необходимо, советом, как составить композицию букета, показывает на дополнительном листе прорисовку некоторых элементов. Уточняет у детей, как усвоили последовательность выполнения работы, цветовое сочетание в узоре. Звучит попурри из народных мелодий. По ходу выполнения задания подбадривает пословицами о труде.

Заключительная часть (рефлексия)

Какие вы сегодня молодцы! Вас по праву можно назвать мастерами. Каких красивых матрешек расписали! Недаром говорится, что дело мастера боится. А татарский народ говорит: Эш остадан курка. Обращается к детям. А каким узором вы расписали свою матрешку? А у вас матрешка, какой национальности?

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То – русская матрёшка!

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало,

Символом России стала.

Ответы детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка»

Непосредственная организованная деятельность

в средней группе

ТЕМА: «Русская красавица-матрёшка!»

Воспитатель 2 кв.к.: Молокова Е.Н.

2013-2014 уч.г.

Цель:

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.

Задачи:

Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).

Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.

Словарная работа : Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Организационный момент: Игровое упражнение «Солнечные лучики»

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).
- А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.

Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

1 ребенок:

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются- матрёшки .

2 ребенок:

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Воспитатель:

Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева … художник, мастер.

Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.

Воспитатель:

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, (
«Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. (
«Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели.
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали.
(Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так,
(Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали.
(Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
(Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки.
(«прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
(Дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель: Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Продуктивный блок.

Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок раскрашены, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т.д.), клей, кисточки, салфетки).

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (вспоминают правила работы с клеем). Ну, что ж, друзья, за работу.

Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
Итог занятия:

Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»

Дергилёва Татьяна Александровна, МБОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа», село Блюменталь, Беляевского района, Оренбургской области
Описание работы: Представляю вам конспект НОД на тему «Русская матрёшка», предназначенный для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Так же возможно использование материала для урока рисования в начальном звене школы. Этот конспект интегрированного занятия, направленный на знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
Знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием матрешек.
Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.
Воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание экспонатов мини-музея «Русская матрешка», чтение художественной литературы по данной тематике.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Матрешки разных размеров, форм, расцветок,ноутбук и проектор,принадлежности для рисования по количеству детей(бумага,краски,кисточки,баночки,салфетки).

Ход занятия

Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю.
Воспитатель загадывает загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.

Воспитатель: Дети, вы правильно догадались, сегодня мы поговорим о матрешках, и раскрасим матрешек.
Рассказ воспитателя

(сопровождается показом слайдов)
Воспитатель: Матрёшка- русская игрушка из дерева в виде расписной куклы, внутри неё находятся такие же куклы меньшего размера. Число вложенных друг в друга кукол может быть от трех и более. Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?
Дети: Овал.
Воспитатель: Плоская фигура овал, а объемная матрешка имеет форму, которая называется овоид.(Эту объемную геометрическую фигуру мы не изучаем,но можно сообщить в качестве ознакомления.) Дно игрушки делают плоским для устойчивости. На что похожа матрешка?
Дети: На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик.
Воспитатель: Давайте посмотрим, из скольких частей состоит матрешка и сколько их у нас вложено друг в друга.(Дети открывают и считают)
Дети: Матрешки состоят из двух частей, только последняя, самая маленькая- из одной.


Воспитатель: Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Игрушечная фигурка была необычной. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.


Первая матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали девушек и мальчиков разных возрастов. Первая матрешка была расписана собственноручно художником Сергеем Малютиным(1859-1937).


Также художник Сергей Малютин расписал матрешек, так чтобы за девочкой шел мальчик. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую древесину. Хорошо режется,мягкая и податливая липа, реже делают из ольхи или березы.
Подходящее дерево рубят ранней весной, снимают частично кору, чтобы дерево сохло медленно. Сушат несколько лет, следят чтобы хорошо проветривалось.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Вот как обрабатывают на станке заготовку.
Самую маленькую куклу, не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Измеряют высоту, отпиливают необходимую заготовку, разделяют её пополам.
Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз.



Посмотрите на этом фото видно в разрезе, как матрешки расположены внутри.

После изготовления заготовок их еще сушат, покрывают лаком. Затем уже её красят художники. Используют разные краски, но чаще гуашь.


Традиционной русской матрешкой считается женщина в жёлтом платочке и красном сарафане.Но сейчас авторская роспись матрешек может быть очень разной, посмотрите- тут и сказочные герои и политики и различные природные сюжеты.



Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается.





ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами распишем матрешку. Использовать будем акварельную краску. Какие части тела и одежда рисуются на заготовках матрешек? (ответы детей) У всех матрешек прорисовывается лицо, платок. А руки рисуются не в каждом наборе матрешек. Это зависит от замысла художника. Мы будем использовать готовые шаблоны матрешек. Остается только раскрасить их. Обсудим- какие цвета используем.Во время работы воспитатель оказывает необходимую помощь.
Вот такие шаблоны предоставлены детям.


Если вы хотите использовать материал в начальных классах,то тогда шаблоны могут быть такими:



Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему? Рисунки после высыхания поместим на выставку работ.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская матрешка» .

Программное содержание:

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Образовательные задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей матрешек; научить расписывать плоскостную матрёшку.

Развивающие задачи: развивать интерес детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.

Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, музыка, физическая культура.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, рассматривание узоров на одежде, разучивание частушек о матрешках.

Материалы, инструменты, оборудование: шаблоны матрешек, сделанные белого картона; кисти разных размеров, салфетки бумажные, акварель, стаканчики с водой, образцы матрешек, магнитная доска, костюмы матрешек для девочек, сундук, деревянные матрёшки.

Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель : ребята, сегодня к нам пришли гости и давайте с ними поздороваемся:

Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!

Основная часть

Воспитатель : Дети, садитесь поудобнее, начнём нашу деятельность. У меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя бабушка и слова такие говорила: «Вот тебе, внученька, сундук, а в нем диво дивное, диво чудесное и расписное. Мне его моя матушка, прабабушка твоя, оставила, береги его!» Вот я, ребята, его и берегу!

Воспитатель : ребята, как вы думаете - что в нём?

Дети : …

Воспитатель : хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

Дети : русская матрешка !

Воспитатель: Конечно, матрешка! А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и слушайте.

Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Наиболее известны три вида матрёшек , слушайте и смотрите:

    Семёновская матрёшка .

Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.

Воспитатель : в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

Дети : Платок.

Воспитатель: платок завязан как?

Дети : на узелок.

Воспитатель : дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

Дети : жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем:

Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши ).

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед ) топают матрешки (топают ногами ).

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо ),

Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо ).

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево ).

Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши ).

    Сергиев – Посадская матрешка.

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор

На переднике узор.
Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Воспитатель : Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель : дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

Дети : желтый, красный, синий.

    Полхов - Майданская матрёшка.

Мы матрешки из Полхов –Майдана!

Можем стать звездой экрана.

Украшен наш наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель : у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью).

Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:

Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять. Постучали, повертели
И работать захотели.

Воспитатель :

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель : Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера!

Да и сами матрешки - мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи.

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Дети : (девочки поют частушки под русскую народную мелодию)

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь - водят хоровод,
А девятая - поет.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две матрены, три матрешки
И одна матрешечка.

Шли по ягоды матрешки,

Позабыли взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки класть!

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.

Ах матрешечка - матрешка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо нашим матрешкам за исполнение частушек.

«НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка» Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка» Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной...»

НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка»

Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка»

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность; учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Вызвать желание создавать красоту своими руками. Углублять представления о пословицах и поговорках. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «ярмарка».

Материалы: матрешки, иллюстрации с изображением цветов, дерева – липы.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Расскажу я вам сегодня об игрушках, которые давно известны в нашей стране. Догадайтесь, о каких игрушках идет речь?

Ростом разные подружки

И похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

(матрешка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые … (матрешки)

Конечно, это матрешка, самая необычная игрушка. (Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться.


) Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Любуешься на нее и сердце радуется. А вы знаете, откуда матрешка к нам в Россию пришла? Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья, поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (Деревянная) Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (Раньше русские женщины обязательно ходили в платках.) Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Потрогайте, погладьте матрешку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? (ответы детей) Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

«Люби дело – мастером будешь»

«Всякий мастер сам себе дивится»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. (обратить внимание на выставку матрешек.)

Игра «Скажи, какая?»

Матрешка какая? (Веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.)

Лицо у матрешки какое? (Веселое, грустное, радостное, румяное, красивое,детское, милое, доброе, озорное, лукавое.)

Платок какой? (Пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.)Сарафан какой? (Русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.)

Фартук (передник) какой? (Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.)

Сосчитайте, сколько в какой матрешке других меньших матрешек? (ответы детей)

Обратите внимание, что у каждой матрешки на сарафане букет цветов. Вам нравится? Не хотите ли спеть про матрешек?

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красные сапожки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красненькие щечки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Побежим, побежим

По крутой дорожке!

Посмотрите на матрешек, они румяные, улыбающиеся. И маленькие, и побольше, и совсем большие… Одна рыжекудрая, вторая – с черной косой, третья – с озорным прищуром, четвертая – с большими, как блюдечки, голубыми глазами! Цветут на матрешкиных одеждах розы, распускаются тюльпаны, сплетаются в гирлянды пышные гвоздики.

Отгадайте, какие цветы нарисованы на сарафанчиках наших матрешек?

Загадывание загадок (Предложить отгадку показать на картинке и на сарафане.)

Прекрасная красавица

Боится лишь мороза,

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек? (роза)

Все знакомы с нами:

Яркие как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми …(гвоздиками)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи его найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

Матрешка с каким цветком на сарафане или платочке вам нравится больше? Почему? (ответы детей)

Игра-конкурс «Матрешки».

Выбрать считалкой трех игроков. По сигналу они наряжаются матрешками. Для них уже приготовлены сарафаны и платки. Выигрывает тот, кто быстрее нарядится. победители пропевают и выполняют движения «Ладушки» - хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пяточку, стучат каблучками, кружатся.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

А теперь предлагаю вам стать настоящими художниками и украсить матрешкам сарафаны, рубашки и платочки. (Проводится рисование на тему «Русская матрешка

В течении недели мы рисовали, лепили, применяли нетрадиционные техники изображения матрёшек (техника торцевания, точечный рисунок, барельефная лепка, дископластика, работа с крупой)

Выставка поделок

Итоговое мероприятие « День рожденье у Матрёшки»

Похожие работы:

«Среднесрочное планирование по английскому языку в 8 классе 2 четверть Учитель: Абдрахманова Бибигуль АйдарбековнаГУ "Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района" Основная идея: создать условия для внедрения каждого модуля в серию последовательных уроков. Ц...»

«Логопедического занятия для учащихся 1-х классов.учитель-логопед Бурлуцкая Ю.М. Тема: "Звук З" Цель занятия: Научить детей правильному произношению звука "З", различать звуки на слух и в произношенииЗадачи: Закреплять правильную артикуляторную позицию при произнесении звука З. Закреплять...»

«Важность и необходимость создания условий для комфортного перехода школьника из младшего звена в среднее.Если не знать конкретного лексического значения этого термина, хочется думать, что оно рождено переводом украинского слова "приемный". Во всяком случае, в самом процессе, с таким громким названием, должна преобладать приятность и естественн...»

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ильинка. Принято педагогическим Утверждаю Советом школы директор МКОУ СОШ с.ИльинкаПротокол №1 от 29.08.2014 Н.А.Белозор Приказ № от _ Рабочая программа По (внеурочной деятел...»

«Сценарий детского утренника в ДОУ "Дождинкины осенины" Вед: Добрый день! Какой сегодня чудесный день. Все вокруг стало золотым и ярким. Как вы думаете откуда появилась такая красота? (Пришла осенняя пора) Вед: (тихим голосом) Ребята, давайте заглянем в необыкновенно красивое, сказочное царство Осени....»