Конспект развлечения во второй младшей группе "в гости к матрешке". Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Русская матрешка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 4 Звездочка общеразвивающего вида»

Краткосрочный проект

«Матрешка»

для детей второй младшей группы

Составитель:

ПАВЛЕНОК ЛИДИЯ АЛЬБЕРТОВНА

г. Ногинск- 2018

Краткосрочный проект «Матрешка» для детей

второй младшей группы

март, 2018 года

составитель: ПАВЛЕНОК ЛИДИЯ АЛЬБЕРТОВНА

Содержание проекта:

1. Место проведения проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида».

2. Предмет проекта: «Матрешка».

3. Вид проекта: творческий, групповой.

4. Участники проекта: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, воспитатель (педагог), родители воспитанников.

5. Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, танцевальные импровизации и итоговое занятие.

6. Сроки реализации: 1 неделя.

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шефнер,1970)

Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Одной из таких игрушек по праву можно считать «МАТРЁШКУ».

Кукла «Матрешка» – самая древняя и популярная детская игрушка. Первые куклы «Матрешки» были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы «Матрешки» были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы «Матрешка» состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».


Не стоит забывать, что «Матрешка» – это детская развивающая игрушка. «Матрешка» удивляет собой – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра: ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, по размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику, развивает моторику рук. Эта замечательная игрушка имеет заслуженное признание у воспитателей.

В настоящее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили, с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес у детей и их родителей через национальную игрушку –«Матрешку».


8. Цель проекта:

а) создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей и воспитателей, способствующих пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края;

б) воспитание интереса детей к народному творчеству на примере русской национальной игрушки «Матрешка»;

в) систематизирование знаний детей о русской народной игрушке «Матрешка».

9. Задачи проекта:

а) обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;

б) формировать интерес к русской культуре через знакомство с народной игрушкой «Матрешкой»;

в) развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного творчества;

г) способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;

д) обогащать словарь детей;

е) воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

ё) расширять представления об окружающем мире;

ж) познакомить детей с различными играми с «Матрешками»;

з) поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей;

и) развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное;

к) учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками;

л) повысить родительскую компетенцию в вопросах воспитания и развития детей.

10. Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный :

а) выбор темы и цели проекта, формы его защиты;

б) подбор методического материала, научно-популярной и художественной литературы, иллюстраций по теме проекта;

в) подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изобразительной и другой деятельности;

г) ознакомление родителей с предстоящим проектом. Составление совместного плана работы над проектом. Оформление родительского уголка.

Второй этап – реализация проекта:

1. Интегрированное занятие с использованием информационных технологий и компьютерных коммуникаций (ИКТ) по теме «Матрешка» (приложение 1) .

2. Виды деятельности при реализации проекта:

а) социально-коммуникативное развитие детей (приложение 2):

Дидактические игры: «Разложи и собери матрешку», «Сложи матрешку», «Найди домик для матрешки», «Матрешки»;

б) познавательное развитие детей (формирование целостной картины мира) (приложение 3):

Сюжетная игра: «Что делают матрешки»;

в) художественно-эстетическое развитие детей (приложение 4):

Прослушивание песенок (частушек) про матрешку: Песенки: «Мы матрешки», «Матрешки», «Русская матрешка»;

Сюжетная подвижная игры «Прячем матрешку», подвижная игра «Бегите к матрешке», игра-пляска «Мы- матрешки крошки»;

г) речевое развитие детей (приложение 5):

Отгадывание загадок о «Матрешке»;

д) физическое развитие детей (приложение 6):

Физкультминутка «Матрешки»;

Физкультминутка, зрительная гимнастика и различение цветов «Матрешка»;

Пальчиковая гимнастика «Матрешка» и «Веселая Матрешка»;

д) взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Матрешка – детская развивающая игрушка» (приложение 7);

Папка-передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка» (приложение 8) .

Третий этап – творческий:

а) совместная художественная деятельность родителей и детей (роспись силуэтов матрешки), сбор выполненных работ, организация их выставки;

б) обобщение результатов работы;

Четвертый этап – заключительный. Подведение итогов.

Пятый этап – презентация проекта.

11. Планируемый результат:

а) повышение информированности детей и их родителей о родной культуре на примере куклы-игрушки «Матрешка», их нравственного и личностного отношения к действительности;

б) эмоциональное воспринимание детьми предметов народного творчества;

в) проявление детьми активности в разных видах деятельности;

г) совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизирует их позиции, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду.

12. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Презентация «Вот они какие, матрешки заводные» (приложение 9);

Мини-выставка совместной работы родителей и детей;

Куклы «Матрешки»;

Трафареты (силуэты) «Матрешек»;

Аудио записи русских народных песен и стихотворений о «Матрешке»;

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек о «Матрешках».


Приложение 1.

Конспект

интегрированного занятия с использованием информационных технологий и компьютерных коммуникаций (ИКТ)

во второй младшей группе

Тема: «Матрешка»

Цель:

развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности;

расширять представления детей о народных промыслах, о русской народной игрушке – матрешке, отметить, что матрешки сделаны из дерева, украшены узорами, одеты в цветной сарафан, платочек, фартук;

развивать эмоциональную отзывчивость;

воспитывать любовь к народному искусству, фольклору.

Материалы: матрешки, интерактивная доска, ноутбук, презентация в формате PowerPoint «Вот они какие, матрешки заводные!», разрезные силуэты матрешек.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети! Сегодня у нас необычный день, мы с вами побываем на ярмарке.

Зазываю на веселое представление! Приходите, спешите! Потеха пришла, смех-веселье принесла! Посмотрите сколько матрешек на ярмарке! Выбирай любую! (Дети берут матрешки).

Рассмотрите свою матрешку и скажите из чего она сделана? Во что она одета? Что у нее на голове? Какое настроение у матрешки? Почему они такие красивые?

Ответы детей.

Воспитатель:

Решили матрешки по ярмарке погулять, самая большая впереди, а самая маленькая последняя. И не могут встать по росту. Давайте матрешкам поможем и построим их по росту от самой высокой до самой низкой. (Дети выполняют задание с помощью воспитателя).

Воспитатель:

Молодцы! Помогли нашим матрешкам построиться. А теперь ребята, мы отправимся в мастерскую по изготовлению матрешек:




Физкультминутка «Матрешки».

Воспитатель и дети:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Ребята, а я вам загадаю загадку:

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

а всего одна игрушка.

Дети: Матрешка.

Воспитатель:

А теперь, ребята я вас приглашаю поиграть. Вы будете сами собирать матрешек (показ и объяснение воспитателя) .

Дидактическая игра «Собери матрешек».

(Самостоятельная работа детей)

Подведение итогов.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Наше занятие закончено.

А закончить его я хочу такими словами:

Матрешки русские

По свету славятся,

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Сто лет матрешке,

Но не стариться она,

Живет в ней русская душа.

Приложение 2.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Дидактические игры:

«Разложи и собери матрешку»

Дидактические задачи:

    учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;

    формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал : (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся , наименьшая из которых неразборная)

Игровые действия :

Воспитатель ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

«Сложи матрешку»

Дидактические задачи:

    закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке;

    закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения;

    воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал : матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила : собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

«Матрешки»

Вариант 1.

Дидактические задачи:

    закреплять знания детей о трех основных цветах игрушки – матрешки (красный, желтый, зеленый), знания детей один-много;

    учить детей выстраивать сериационный ряд в убывающем и возрастающем порядке;

    учить обследовать предмет путем приложения, наложения;

    закреплять в речи слова «высокий-низкий», «ниже», «самый низкий», «выше», «самый высокий», «большой-маленький», «самый большой», «самый маленький»;

    развивать память, внимания, наблюдательность.

Материал: набор матрешек.

Игровые правила: Воспитатель показывает детям игрушку матрешку (все матрешки расположены одна в одной) и загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Раскладывает перед детьми матрешек, дает возможность их рассмотреть. Закрепляет знания детей один-много.

Воспитатель: посмотрите, какая матрешка яркая, нарядная, круглолицая, румяная. У нее цветная косыночка и нарядный сарафан.

Русская матрешка как ты хороша

Яркая одежда на тебе всегда.

Другие варианты игры:

Вариант 2.

Воспитатель: предлагает ребенку выбрать любую матрешку (из 5 матрешек, кроме самой большой) и просит детей найти матрешек – подружек, которые больше ее. Ребенок путем приложения (или наложения) выбирает матрешек и выстраивает сериационный ряд.

Вариант 3. «Кто спрятался?».

Воспитатель: «Матрешки пошли на прогулку, но одна из них потерялась». Посмотрите внимательно, какие у нас матрешки (закрывает матрешек, убирает одну). Какая матрешка потерялась? (варианты ответов: «большая», «маленькая», «красная», «желтая», «зеленая», «мама», «дочка» и т.п.).

Вариант 4. «Хоровод».

Воспитатель: «Наши матрешки очень любят водить хороводы. Давайте поставим их в хоровод» (по кругу). Можно включить песню про матрешку и станцевать под музыку, поводить хоровод.

А теперь пусть каждая матрешка выберет себе пару (по цвету, если 2 набора – то и по размеру). У всех матрешек есть пара?

Вариант 5. «Матрешки обедают».

Для этого варианта нужно подготовить набор тарелок – кружочки разной величины – в соответствии с количеством матрешек. Предложить ребенку подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую для самой высокой матрешки, чуть поменьше для следующей и т.д.

Вариант 6. «Пора спать!».

Воспитатель: предлагает уложить матрешек спать. Для игры понадобятся бумажные полоски или квадраты разной величины, соответствующие размерам матрешек. Ребенок выбирает кроватки для матрешек.

Приложение 3.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Сюжетная игра:

«Что делают матрешки»

Особенности игры и ее воспитательное значение: в этой игре дети открывают для себя новое качество предметов - величину. Им предлагается русская народная игрушка - матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой: сравнение матрешек по росту, умения различать цвет и форму предметов. Игра носит сюжетный характер.

Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

Игровой материал: полный комплект матрешек, включающий 5-7 матрешек.

Игровые правила: Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а воспитатель ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Воспитатель спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие – в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение – отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки. друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку.

«А теперь поиграем в другую игру, – говорит воспитатель. – Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» – «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, – отвечает матрешка, – тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», – говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается

Приложение 4.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Сюжетная подвижная игра

«Прячем матрешку»

Цель игры: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Игровые действия:

    Воспитатель прячет знакомую ребенку большую матрешку так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где матрешка? Ищи матрешку!» (воспитатель ищет ее вместе с детьми) .

    Когда ребенок найдет игрушку, воспитатель прячет ее так, чтобы найти было сложнее.

    После игры с матрешкой можно провести игру «Прятки».

Подвижная игра

«Бегите к матрешке!»

Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Игровые действия:

    Дети сидят на стульчиках. Воспитатель с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».

    Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!».

    Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: ‒ «Убегайте, убегайте!».

Дети садятся на стульчики.

‒ «Отдохнули?» ‒ спрашивает воспитатель.

‒ «Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?».

Игры-пляски

Программное содержание:

    средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке;

    обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений;

    развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку;

    приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой;

    побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.

Игра-пляска «Мы – матрешки крошки»

( )

Цель: развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений.

Материал: платочки.

Игровые действия: Воспитатель и дети надевают яркие платочки. Воспитатель поет и пляшет, а дети подражают его движениям.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Поплясать хотим немножко.

Стоя на месте – покачивают головами вправо и влево, быстро кружатся, притопывают ногами.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

У нас новые сапожки.

Стоя на месте, покачивают головами. Медленно выставляют вперед то одну, то другую ногу.

Мы матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Побежать хотим немножко.

Бегут вперед вслед за воспитателем.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Погуляем хотим немножко.

Идут за воспитателем, на ходу обмахиваясь руками – жарко.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Ах, устали наши ножки!

Присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки локоть левой.

В промежутке между куплетами воспитатель спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Снова пляшут наши ножки!

Поворачиваются то вправо, то влево.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Всем поклонимся матрешки.

Кланяются.

Приложение 5.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Звуковая культура речи

Цель: развитию речи и обучению родному языку детей; формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Материал: стихи про матрешку:

Стихи про матрешку

▪▪▪

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

▪▪▪

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

▪▪▪

▪▪▪

Матрешка – хорошая наша игрушка,

Умеет раскрыться по несколько раз.

Внутри у нее ожидает подружка,

Такая же точно, но меньше в пять раз.

▪▪▪

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Загадки

Загадки про матрешку, как и стихи, помогают познакомить малышей с этой интересной игрушкой. Ребята узнают секрет матрешки. Прячутся в ней сестрички – мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну, а оказывается, что их три или пять, а бывает и еще больше.

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там – крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

(Матрешка)

Разноцветные подружки

Перепрятались друг в дружке.

Мал, мала, меньше.

( Матрешка )

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы – …

(Матрешки)

Детки тихо в ней сидят,

Показаться не хотят.

Вдруг их мама потеряет,

Вдруг их кто-то разбросает?!

( Матрешки )

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

(Матрешки)

Приложение 5.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Физкультминутка

Физкультминутка про матрешку предназначена для организации минутки здоровья на занятиях у детей в детском саду.

Цель: приобщить детей к национально-культурным традициям, снятие утомляемости и сонливости дошкольников младшей группы.

Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Физкультминутка, зрительная гимнастика и различение цветов

Материал: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного, зеленого и синего цветов.

Игровые действия: выполняется в положении стоя (по мотивам стихотворения Зинаиды Медведевой «Матрешка».

Ход физкультминутки:

У меня матрешка есть, новая игрушка, в желтом сарафанчике славная толстушка… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

А ее откроешь – в ней сидит вторая, вся в зеленом, как весной травка молодая… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

А вторую отвернешь – там еще матрешка, там матрешка – в синем крошка, (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

В ней – любимая матрешка. Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет, алый, как цветочек, и под цвет платочек, пуще всех ее храню, больше всех ее люблю маленькую крошку – красную матрешку. (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Матрешка»

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

«Веселые матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)


Приложение 7.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МАТРЕШКА – ДЕТСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРУШКА»

Почти сто лет русская матрешка является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребенка играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание ребенка на то, какая она красивая и нарядная.

Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. «Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки!». Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: «Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!». Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произносите «Матрешка-матрешка, откройся немножко!».


Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные.


После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова («Матрешка-матрешка, откройся немножко!») пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра «В детский сад».

Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие – в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую – пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше – в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите, как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

2. Перепутайте матрешки (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка найти недостающую матрешку или выстроить их.

3. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

4. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

Полезные советы:

1. После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

2. В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

3. Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.

Желаем Вам творческих успехов и взаимопонимания!

Пусть дети обретут целостность и гармонию Духа, Души!

Приложение 8.

ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА

(для родителей)

Приложение 9.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ












Провела: воспитатель Мануйлова Наталья Борисовна

Программные задачи:

  • Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
  • Развивать речь детей, слуховое внимание.
  • Развивать координацию движений, чувство ритма.
  • Активизировать и расширять словарный запас.
  • Учить детей действовать со сборно – разборными игрушками, состоящими из одинаковых частей, различать величину.
  • Формировать доброжелательные отношения в группе.
  • Воспитывать доброе отношение к игрушкам.

Предварительная работа: Чтение детям потешек, загадок, пение песенок. Игры с матрёшками.

Ход занятия:

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу, детишки!

Горница у меня не большая, да красивая какая. На убранство поглядите, да про всё мне расскажите! В горнице моей много интересных и незнакомых вещей. Ребята, слышите, кто-то плачет? Это Катя в своей люльке проснулась.

Физминутка:

Катя, Катя маленькая, (дети приседают)

Катенька удаленькая, (наклона в право, в лево)

Пойди, Катя, горенкой, (Ходьба на месте)

Топни, Катя ноженькой. (Поочерёдно дети топают ножками)

Хлопни, Катя, в ладушки, (Хлопают в ладошки)

Хороши оладушки: (Перекладывают «Оладушек» с одной руки на другую) Горячи, румяны,

С маслицем, сметаной.

Хозяйка: Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить.

А вот и первая загадка:

Летом спит

Зимой горит

Пасть откроет

Что дают, то и глотает… (печь)

Дети находят печь в избе.

Хозяйка. Для чего в избе нужна была печь, что она приносила в дом? (тепло, уют, с её помощью готовили еду, грели воду, обогревали избу) .

В каждой избе была печь. Называли её матушка, кормилица.

Послушайте ещё одну загадку:

Прячет бабушка в нём вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут… (Сундук) .

Дети подходят к сундуку. На сундуке весит замок.

Хозяйка предлагает открыть замок с помощью пальчиковой гимнастики.

«Замок»

На двери висит замок, (дети кисти рук соединяют в замок)

Кто бы мог его открыть,

Постучали, (не расцепляя пальцы стучат ладошку об ладошку)

Покрутили, (пальчики на месте, ладошки в право, в лево поворачивают)

Потянули, потянули, (Пальчики на месте, ладошки тянут в разные стороны)

И открыли. (Расцепляют ладошки)

Хозяйка снимает замок с сундука. Посмотрите, сколько здесь разных вещей.

А с чем можно ещё сравнить сундук?

Отгадайте ещё одну загадку:

Куклы деревянные,

Весёлые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри её подружка.

Кто это (Матрёшка)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

Хозяйка достаёт большую матрёшку, Все внимательно её рассматривают. Матрёшка «здоровается» с детьми и рассказывает свой «секрет» .

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрёшке,

Как в доме деревянном.

Хозяйка: Что-то она тяжёлая. Может быть, там что-то есть? Давайте посмотрим! «Матрёшка, Матрёшка откройся немножко»

Каждому ребёнку достаётся по одной матрёшке.

Хозяйка предлагает детям спеть песенку «Мы – весёлые матрёшки» :

В сарафанах наших пёстрых ладушки-ладушки,

Мы похожи, словно сёстра, ладушки-ладушки,

Нарядились, мы в платочки ладушки-ладушки,

Раскраснелись наши щёчки ладушки-ладушки.

Хозяйка: Ребята, мне матрёшка рассказала, Что у неё есть подружки одни живут в красном домике, а другие в синем. Матрёшки пошли в лес и заблудились, и не как не могут найти свой дом, давайте поможем матрёшкам найти свой домик. В синих сарафанах живут в синем домике, а в красных сарафанах в красном домике.

Проводится игра: «Найди свой домик» .

На полу разложены матрёшки красного и синего цвета. С одной стороны зала – красный домик для красных матрёшек, с другой для синих. Под музыку дети раскладывают матрёшек в домики.

Хозяйка: Молодцы ребятки все справились с заданием.

Хозяйка. Посмотрите, ребята, что-то наша матрёшка грустная. А я знаю почему, все матрёшки любят наряжаться, вот и наша матрёшка хочет, что бы мы собрали для неё бусы.

Проводится игра «Бусинки»

Цель: медленно передвигаться, повторять движения за воспитателем.

Указания взрослого:

Я буду ниточкой, а вы бусинки. Слушайте меня и будьте внимательны!

Я на ниточку нанизываю бусинки. – Берет за руку желающих детей. Остальные подходят и берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – бусы. Поет медленно:

Как мы бусинки лепили,

Как мы бусинки лепили.

(медленно ведет вперед по прямой)

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы с бусами играли,

Как мы бусы собирали.

(водит цепь из одной стороны

в другую по всей группе)

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы бусы завивали,

Как мы бусы завивали,

(медленно кружится,

завивая цепь вокруг себя)

Бусинки, бусинки

Красивые бусинки.

Хозяйка: посмотрите ребятки, наша матрёшка стала весёлой. На этом наше занятие заканчивается.

Хозяйка прячет в большую матрёшку маленьких, приговаривая:

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Матрёшка, хозяйка прощаются с детьми, приглашая их ещё раз прийти в гости.

Светлана Соколова
Конспект занятия «Матрешка» (образовательная область «Познание») 2 младшая группа

Цель : формировать у детей представление о народных промыслах родного края.

Задачи : учить детей рассматривать матрешку , составлять описательный рассказ. Формировать у детей представления о народных промыслах родного края на примере русской матрешки . Обогащение словаря детей словами : румяные, розовые, алые (щечки, матрешечка , матреша , русская народная игрушка. Закрепить знание детей о форме, цвете, из какого материала сделана игрушка. Вызвать интерес к образу игрушки , желание украшать фартук, делая аппликацию. Воспитывать желание помочь матрешке . Способствовать возникновению эмоциональной привязанности к матрешке .

Планируемый результат : имеет представление о народных промыслах родного края (на примере русской матрешки ) .

Материал : игрушка - матрешка , использование ИКТ, аудиозапись песни «Русские матрешки » , кисти для аппликации, клей, салфетки, тарелочки с готовыми деталями для украшения фартука матрешки (красные цветы и зеленые кружечки, макеты матрешки вырезанные из бумаги на каждого ребенка.

Ход : (под музыку входят дети)

Воспитатель - Сегодня к нам на занятие пришла игрушка , но она спряталась. Если вы отгадаете про нее загадку, то она появится :

Красные щечки, пестрые платочки, хлопают в ладошки веселые. (матрешки ) .

Дети - Матрешка .

Воспитатель- Правильно, это матрешка .

Воспитатель - Это русская народная игрушка - матрешка . Ее создал русский народ. Назвали игрушку - матрешкой потому , что раньше на Руси имя Матрена было распространено среди девушек. Матрена , Матреша , Матрешечка - ласково называли девушек. Так появилось имя у игрушки - матрешка . Давайте рассмотрим нашу гостью - Матрешку . Посмотрите и скажите, какого размера матрешка ?

Дети - она большая.

Воспитатель, - какой она формы?

Дети - она овальной формы.

Воспитатель - что надето на матрешке ?

Дети - на матрешке надет платок , фартук.

Воспитатель - какого цвета платочек?

Дети - у матрешки платок красного цвета.

Воспитатель - какого цвета фартук?

Дети - у матрешки фартук желтого цвета.

Воспитатель - что нарисовано на фартуке?

Дети - на фартуке нарисованы красные цветочки.

Воспитатель - какого цвета у матрешки глазки ?

Дети - у матрешки черные глазки .

Воспитатель - а какие у нее щечки?

Дети - у матрешки красные щечки .

Воспитатель - а какие еще бывают щечки?

Дети - румяные, алые, розовые.

Воспитатель - а можно играть с матрешкой ? Как?

Дети - с матрешкой можно играть , разбирать и собирать.

Воспитатель - матрешке очень нравится , когда о ней говорят. Сейчас я расскажу о матрешке , а вы ребята внимательно слушайте.

Это большая матрешка . Она овальной формы. На ней надет желтый фартук, он украшен красными цветами. На голове у матрешки надет платок , он красного цвета. С матрешкой можно играть , раскладывать и собирать.

Кто хочет рассказать о матрешке ?

(рассказы 2-4 детей, оценка рассказов)

Рассказ Лизы нам очень понравился, потому что Лиза рассказала о матрешке правильно , последовательно.

Рассказ Ани нам понравился, она точно рассказала о деталях одежды у матрешки .

Вовин рассказ был интересен, он подробно рассказал о матрешке , о способах игры с ней.

Воспитатель- А сейчас мы посмотрим, какие еще бывают разновидности матрешек (использование ИКТ) .

Воспитатель - вы, ребята, очень понравились матрешке . Она приглашает вас потанцевать.

Физминутка.

(танцевальные движения под музыку)

Воспитатель - ребята, а к нам еще пришли гости. Посмотрите, кто это?

Дети - это матрешки .

Воспитатель - но они почему - то грустные. Почему они грустные, кто доголался?

Дети - у матрешек не украшены фартуки .

Воспитатель – что же делать, как помочь?

Дети - можно украсить фартуки, разукрасить или сделать аппликацию. Воспитатель - давайте сделаем аппликацию, а узор придумайте сами.

А мы с матрешкой будем смотреть , какие вы выдумщики и фантазеры.

Приступайте к работе.

(дети выполняют аппликацию, воспитатель смотрит, помогает при необходимости).

Воспитатель - ребята, матрешкам стало весело , им очень понравилось, как вы украсили фартучки, платочки. У каждого получился свой узор. Матрешки говорят вам спасибо за работу.

Сегодня мы познакомились с русской народной игрушкой - матрешка . Вы узнали, почему у нее такое имя. Вы составляли описательный рассказ. Интересные рассказы были у Лизы, Ани, Вовы, Полины. Украшали фартучки аппликацией, каждый придумывал свой узор. На занятии было интересно , мне очень понравилось, как вы занимались и нашей гостье - матрешке тоже очень понравилось у нас в гостях. Занятие закончено .

Список использованных источников :

1. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. Творческий центр «Сфера» , Москва 2011г.

2. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Программа «От рождения до школы» .

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе (3 - 4 года) по художественному творчествуна тему "Матрёшкины помощники". Занятие направлено на воспитание у детей любви к русской народной игрушке, воспитанию чувства прекрасного, эстетического вкуса, аккуратности. Сценарий полностью соответствует современным требованиям образования, с использованием ИКТ, охвачено много образовательных областей, в которых дети могут проявить свою индивидуальность.

Возраст воспитанников: 3-4 года

Цели:

Образовательные: продолжать знакомство детей с народной игрушкой, закрепить приёмы рисования узоров (платочек), приёмы лепки из солёного теста.

Развивающие: развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. Различать предметы по величине, умение любоваться прекрасным. Развивать активную речь, мелкую моторику, умение использовать инструменты. Эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма). Продолжать развивать музыкально - ритмические навыки, двигательную активность, метроритм, посредствам игры на народных музыкальных инструментах.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус, аккуратность, любовь к русской народной игрушке

Приоритетная образовательная область: «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: музыка, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная.

Методы: игровой, словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: художественное слово, самостоятельная деятельность воспитанников, физкультминутка. Использование приемов сотворчества, применение нетрадиционных техник и материалов.

Предварительная работа: игры с матрешками, народными игрушками рассматривание узоров на них, заучивание стихов, экскурсия в кабинет ИЗО в ДОУ, рассматривание русских народных костюмов, просмотр презентаций.

Оборудование: матрешки разной величины, народные игрушки, деревянные лошадки, заготовка "платочки", гуашь основных цветов, штампы, влажные салфетки, доски для лепки, солёное тесто, фартуки, косынки, нарукавники- на каждого ребёнка. Музыкальные инструменты: свистульки, колокольчики, коробочки, бубны, погремушки. Мультимедиопроектор, ноутбук, видеоклип "Матрёшки - фигуристки", "Матрёшкин дом", запись фонограмма русской народной мелодии "лирическое настроение", "Хозяюшка", "Лошадки" песни «Мы веселые матрешки».
Место проведения: музыкальный зал.

Время проведения – 15 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит русская народная мелодия. На фоне музыки…

Воспитатель: проходите дети в музыкальный зал, посмотрите сколько тут гостей! Давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, ребята, к нам кто то спешит! Кто же это?

Матрёшка: здравствуйте, дети! Я - матрёшка! Русская народная игрушка.
Вся такая ладная:
Яркая нарядная!
Как хорошо, что я вас встретила. Скоро конкурс красоты, и наши матрёшки решили в нем участвовать. Но матрешкам сложно самим подготовиться к конкурсу, и они просят вас о помощи.

ВИДЕО РОЛИК "Телемост Детский сад - Матрёшкин дом" (Матрёшки просят детей о помощи)

Матрёшка: дети, вы готовы нам Матрёшкам помочь?

Дети: да готовы.

Матрёшка: тогда нужно поторопиться, но путь предстоит не близкий. Поэтому нам нужен транспорт. На чем вы бы хотели поехать?

Дети: на самолете, на машине, поезде...

Матрешка: Прекрасно! Тогда каждый садится в свой транспорт и вперед! Я покажу вам путь к матрешкиному дому.

Дети имитируют транспорт и следуют за воспитателем.

Матрёшка: вот мы и добрались до дома матрёшек. Посмотрите как здесь красиво, сколько много народных игрушек! Какие игрушки вы видите?

Дети: дымковские барышни, собачка, лисичка. свистульки, мишки, птички, матрёшки и тд...

Матрёшка: правильно, дети.
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

Воспитатель рассматривает с детьми матрёшку.

Матрёшка: Посмотрите и расскажите какие они, матрешки.

Дети: они красивые, нарядные, яркие, весёлые, их много.

Матрёшка: Покажите мне большую матрёшку, маленькую матрёшку.

Дети показывают.

Матрёшка: молодцы, ребята! Много игрушек вы знаете. Но теперь нам нужно приниматься за дело. Нашим матрёшкам - красоткам необходимо расписать платки, чтобы они были самыми красивыми и нарядными!

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
А чем вы хотите рисовать?

Дети: краски, штампы, карандаши, фломастеры...

Все это лежит на столе

Матрёшка: Давайте разрисуем платочек разными узорами!
Мастера, скорей за дело
Украшай платочек смело
Лист, полосочка, кружок,
Будет ярким твой платок!
(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.)
Поспешишь – людей насмешишь.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Каков мастер, такова и работа.
Всякое дело мастера красит.
После завершения росписи проводит итог)

Матрёшка: молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Дети вывешивают на стенд свои работы.

Матрёшка: ребята, я для вас приготовила сюрприз. Как вы думаете, что это?

Дети: свистульки, коробочка, бубен, погремушки, ....

Матрёшка: правильно, это музыкальные игрушки, а по другому можно сказать музыкальные инструменты. Давайте мы на них сыграем, а наши матрёшки покажут как они умеют танцевать.

Дети играют на музыкальных инструментах "Оркестр"

Танец матрешек

Матрёшка: Дети, мне подсказывает моя сестричка - подружка, что тесто уже подошло. Пора готовить угощение для наших матрёшек. А чтобы вы не испачкались у нас есть для вас фартуки, нарукавники и для девочек - косынки. Налепим из теста много угощения, чтобы всем хватило! Что мы будем лепить?

Дети: бублики, пирожки, булочки, пончики.

Матрёшка: Как будем лепить бублики? (скатаем колбаску и соединим концы) Пончик? (то же самое) Как будем лепить булочку? (скатаем шарик и чуть приплюснем)

Дети лепят.

Матрёшка: сколько много мы с вами сладостей налепили. Тут на всех хватит! Сейчас мы поставим их в печь выпекать. А как Руси из давно говорят: «Сделал дело – гуляй смело!» Кто хочет танцевать?

Дети исполняют танец "Мы весёлые матрёшки"

Матрёшка: как хорошо вы танцевали! И булочки успели испечься. Вот какие они у нас получились вкусные, ароматные! Как быстро время пролетело, вам наверное пора возвращаться в детский сад! Где ваш транспорт? До свидания, дети!

Воспитатель: вот вы и вернулись, а где вы были, что делали?

Дети: мы были в гостях у матрёшки, расписывали платки, лепили угощение, играли на музыкальных инструментах, танцевали.

Видеоролик "Подарок от матрёшек" (Матрёшки благодарят ребят за помощь и предлагают угощение)

Воспитатель достаёт деревянную матрёшку, внутри которой находятся конфеты в форме матрёшки "Ксюша", раздает деткам, дети прощаются и уходят под музыку из музыкального зала.

Татьяна Атюшина
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Русская матрешка»

Цель : Формировать представления детей о народном творчестве, познакомить с изделием русских мастеров – матрёшкой .

Задачи :

1. Познакомить детей с изделием русских мастеров – матрёшкой ;

2. Развивать умение детей выразительно передавать настроение, характер персонажей в играх через звукоподражание, жесты, движения;

3. Обогащать словарь детей прилагательными (весёлая, нарядная, красивая, яркая) ;

4. Развивать представления об упорядоченной последовательности (от большего к меньшему, от меньшего к большему) ;

5. Упражнять в умении раскрашивать фартук и платок матрешки , отрабатывая умение правильно держать карандаш и штриховать элементы, не выходя за границы;

6. Учить составлять простейший узор;

7. Формировать чувство цвета, ритма;

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

9. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии поделок, интерес к народному творчеству;

Материал : игрушки (лошадка, юла - волчок, самолет, 2 набора матрешек - синий , красный, цветные карандаши, нарисованные образы матрешек - по количеству детей.

Ход НОД:

Организационный момент

1. Приветствие «Я дарю тебе улыбку»

Дети садятся в круг на ковре.

Воспитатель : «Ребята, вы любите, когда вам дарят подарки? (ответы детей) . А какие подарки вас больше всего радуют? (игрушки) А как приятно дарить подарки!»

Имитационная игра «Подари подарок»

Предлагаю вам поиграть в игру «Подари подарок» . Сейчас по очереди вы будете выбирать подарок, который хотели бы подарить своему другу".

Дети встают в круг. Один ребенок (по желанию) выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод :

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, юла и самолет.

С окончанием песенки, дети останавливаются.

Воспитатель : "Какую из перечисленных игрушек ты хотел бы подарить другу?"

Если ребенок выбирает коня, дети изображают, как скачет конь, если волчок - кружатся, а если самолет – подражают полету и приземлению самолета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что изображать игрушки надо выразительно. Вместо куклы появляется матрешка .

«Конь»

Скачет конь наш,

Цок -цок -цок!

Слышен топот быстрых ног.

Цок -цок -цок!

Цок -цок -цок!

Тпрррууу!

Дети поворачиваются и бегут по кругу высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки перед собой сгибают и разгибают в локтях. Подражают языком цоканью копыт. «Конь» останавливается.

«Юла»

Так кружит юла - волчок,

Прожуж-ж-ж-жал

И на бочок. (2 раза)

Дети кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись на бок, опираясь рукой об пол. Произносят звук Ж-ж-ж.

«Самолет»

Изображая самолет, каждый ребенок «заводит мотор» , произнося «р- р- р» делает круговые движения руками перед собой. Затем он широким жестом раздвигает руки (как крылья) . Бежит (летит) по кругу, произнося «у- у- у» . Сделав полный круг, самолет замедляет движение, и медленно приземляются, т. е. ребенок приседает на корточки.

«Матрешка »

Мы матрешки ,

Маленькие крошки.

Как у нас, как у нас.

Новые сапожки

Дети свободно пляшут на месте лицом к центру, изображая матрешку .

Воспитатель :

"Ах, какие игрушки чудесные, но, по - моему, особенно хороша вот эта игрушка – наша русская матрешка "

II часть (практическая)

Воспитатель показывает матрешку детям и говорит от имени матрешки . (слайд 2)

«Я матрешечка , я круглешечка! Я в деревне родилась, я на славу удалась. Щечки пухленькие, сама кругленькая, А на голове платок, словно яркий цветок»

Предложить детям сесть по кругу, внимательно рассмотреть матрешку , передавая друг другу из рук в руки.

Беседа «Знакомство с матрешкой » :

Воспитатель : (раскрывает и достает матрешек ) . "А сейчас я вам расскажу, как появилась первая матрешка . Появилась первая матрешка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Особенностью, ее было то, что раскроешь ее, а там еще такая же игрушка, но чуть поменьше, раскроешь вторую , а там третья – меньше второй и т . д. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам . Они переодели ее в русский сарафан с фартучком , на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей глазки, на щечках румянец. На Руси женщины часто носили имя Матрена , Матреша , потому что связывали это имя с материнской заботой, большой семьей. И пухленькие округлые куколки, похожие на бабушек, мам, дочек, внучек, стали называть матрешками . "

Вот вы внимательно рассмотрели наших матрешек . По вашему, какая же она матрешка ? Речевая игра «Какой? Какая? Какие?»

"А мастера постарались, одели матрешку нарядно . А во что они одели матрешек ?" (Рассматриваем одежду , активизируя словарь детей : сарафан, фартук, платок, узор, русская матрешка ).

"В каждом уголке России по своему наряжали матрешек , вот почему они так по разному разукрашены". (слайд 3, 4, 5)

Посмотрите, матрешки (из одного набора) очень похожи между собой. Чем похожи? (ответы детей) Чем отличаются? (размером)

И правда, каждая следующая кукла меньше предыдущей. Помогите мне разобрать наших матрешек . (воспитатель разбирает матрешек с помощью детей ) .

Д/И «Расставь по порядку»

Воспитатель : А теперь расположите красных матрешек в ряд - от самой большой, до самой маленькой. А синих - от самой маленькой до самой большой (Дети расставляют матрешек в заданной последовательности).

Обратите внимание, из чего сделана матрешка ? (из дерева) Действительно, матрешек делают из дерева , с помощью специальных инструментов, на специальных станках. (Слайд 6) .

Потом берут заготовку (слайд 7, раскрашивают красками и покрывают лаком (слайд 8) . Какие красивые наряды у русских матрешек ! (слайд 9) .

Мастерская по украшению матрешки .

Воспитатель : Давайте вспомним, какие рисунки есть на сарафанах и платках матрешек ? Какие бы вы хотели нарисовать узоры на расписных матрешках .

Воспитатель : "А теперь, дети, я приглашаю вас в мастерскую, вы сейчас станете художниками. Мы с вами будем создавать и раскрашивать собственных матрешек , но для начала, нам нужно пальчики размять"

Пальчиковая игра : «Пальчики гуляют»

Воспитатель : "А сейчас, мастера, за работу всем пора».

Дети раскрашивают своих матрешек карандашами : сарафан и фартук.

III. часть (заключительная) :

Создание коллективной композиции «Наши матрешки »

Воспитатель : "Ой, какие матрешки получились чудесные . Отличные мастера получатся из вас. Предлагаю организовать выставку наших нарядных матрешек , чтобы родители тоже могли полюбоваться их красотой "

Воспитатель : " Ну, ребята, вы просто молодцы! Постарались на славу! Думаю, такие мастера, заслужили аплодисментов, похлопаем друг другу»