Знакомство с живой природой.

По мнению Т.К. Виноградовой, природа является эффективным средством воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление .

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.

Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов .

Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям.

Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода - прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие - тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).

У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища .

Дети усваивают обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат определять задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным и растениям, но теперь они должны проявлять ее на деле - ухаживая за своими питомцами в уголке природы.

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.

Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются; устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания (у рыбы - плавники, она плавает в воде; у птицы - крылья и ноги, в воздухе она летает, по земле ходит, прыгает).

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

У детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.

Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории -- лес, луг, водоем, поле и т. д.) Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных .

Н.А. Рыжова отмечает, что руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений .

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение - при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. .

Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Используя информационные технические средства можно организовать наблюдения в лесу, в поле, на берегу рек и озер привлекая внимание ребят. Эта работа предоставляют возможность под руководством педагога получить разнообразную информацию для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Во время наблюдений у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По мнению А.И. Сорокиной эффективным методом знакомства детей с природой является дидактическая игра. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе .

На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т.д.

В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений. Сенсорному развитию способствуют игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение .

Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Т.И. Шпотова отмечает необходимость включения дошкольников в посильный труд в уголках природы. Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания . .

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).

У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.

Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными.

К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой .

Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.

Дети старшей группы сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, экспериментирование.

Основной формой организации детей в ознакомлении их с природой, согласно мнению П.Г. Саморуковой, является занятие. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания

Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.

Главное в занятии - это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы - наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях .

П.Г. Саморукова рекомендует, готовясь к занятиям, воспитателям по программе намечать объект, с которым будет знакомить детей. После чего определять методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать .

Большую роль в знакомстве с природой, педагоги отводят экскурсии, занятию, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

Экскурсии в основном проводятся на территории детского сада как наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения. И с внедрением в образовательный процесс новых информационных технологий у педагогов появилась возможность проведения экскурсий далеко за пределы детского сада при помощи видеофильмов, видиослайдов о природе родного края и других географических мест .

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее определяет маршрут и объекты наблюдения за природой, готовит вопросы для беседы для целенаправленного обращения внимания детей на отдельные свойства, качества природных явлений. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.

Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.

На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному па основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.

На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Для игр во время прогулок па земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения.

На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков изучений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к школе группах вводят дежурства детей по огороду и цветнику .

Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. В старшей группе, дети дежурят и ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными. Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы .

Еще одним интересным для детей и эффективным для формирования сенсорного опыта является проведение опытов и экспериментирование . Данный вид деятельности дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь. Экспериментирование может быть включено в разные виды деятельности детей. При этом правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Во время экспериментирования ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные потребности - участие в жизни взрослых и общении со сверстниками. Так при знакомстве с природой можно использовать игры-экспериментирования с природными материалами. Наиболее подходящими для детского экспериментирования являются песок, глина, вода, снег и лед, может использоваться такой природный материал, как семена деревьев, кора с бревен, веточки, коряги, древесные грибы, мох и т.д. .

Игры-экспериментирования с природными материалами разнообразны, интересны для детей, но весьма ответственны для взрослых, задача которых создавать условия для одних игр и предостерегать от других, таящих опасность в бесконтрольном экспериментировании. Недопустимы игры с огнем, с экологически опасными материалами. Большинство игр-экспериментирований с материалами не должно быть самостоятельным, они проводятся только под контролем взрослых .

Педагогу необходимо иметь в виду, что лучшая форма контроля - участие в игре, наблюдение за игрой, предложение новых «экспериментальных» идей, своевременные и точные ответы на детские вопросы по ходу игры. Нужно искренне сопереживать ребенку, сделавшему свое маленькое открытие.

Огромную роль в знакомстве детей с природой выполняет предметная среда дошкольного учреждения. Правильно организованная предметная среда, способствует обогащению сенсорного опыта через создание условий для познавательной деятельности, экспериментирование с природным материалом, систематическое наблюдение за объектами живой и неживой природы. Правильно подобранные дидактические средства способствуют формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов. Привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм способствует эколого-эстетическому развитию детей. Через создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, осуществляется воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.

Как видим методы и формы работы педагога по ознакомлению детей с природой взаимосвязаны. Где-то форма переходит в метод, методы в прием, самое главное, чтобы они приводили к эффективному решению задач разностороннего развития личности дошкольника. Данная задача не может решаться без интеграции педагогических усилий детского сада и семьи. Поэтому педагогам необходимо привлекать родителей к совместному решению педагогических задач сенсорного развития старших дошкольников в процессе знакомства с природой.

Исходя из анализа литературных источников по изучаемой проблеме можно сделать предположение о том, что наиболее эффективными педагогическими условиями сенсорного развития старших дошкольников в процессе знакомства с природой являются: создание предметно-развивающей среды, удовлетворяющей обогащению сенсорного опыта детей; организация с детьми игр направленных на усвоение сенсорных эталонов; включение детей в экспериментирование с объектами живой и неживой природы; интеграция усилий семьи и детского сада в процессе знакомства с природой.

Формы и методы ознакомления детей с природой

Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
Павол Гнездослав

Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.
А ведь по своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви.

Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке.
Какие тайны она хранит в себе?
Что ждет нас в пути?
Куда приведет эта река?
Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной?
- Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.
Отправляясь в путешествие, вооружимся веслами, которые помогут нам
двигаться вперед в заданном направлении.

Первое весло – деятельность.
Необходимо создать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, т.е. новые знания, умения, навыки, новые способы действия добываются в процессе поисковой, исследовательской – экспериментальной деятельности. Важно поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, получая при этом огромное удовольствие.

Второе весло – эмоции.

Известно, что ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве является эмоциональная сфера. Поэтому важно придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию. Важно помнить, что только при условии гармоничного развития двух основных сфер – интеллектуальной и эмоциональной – возможна гармония личности.

Формы ознакомлению дошкольников с природой.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Методы ознакомления дошкольников с природой

Наглядные методы
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.
Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Реализация принципов и методов ознакомления дошкольников с природой.

Для улучшения своей работы я объединила разные виды деятельности – изобразительную, музыкальную, физическую, так я смогла сформировать более полное представления об окружающей действительности. Так после наблюдения за солнцем ребята рисуют «лучистое солнышко», на музыкальных занятиях поют песни о природе, на занятиях по физической культуре используем сравнения – «ходим как мишки, прыгаем как зайчики».

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания.

Учитывая возраст моих воспитанников, наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого наше взаимодействие с детьми строится с учетом индивидуального подхода, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных. А для того, чтобы ребята стремились к правильному ответу и к более самостоятельной работе мы сделали «Домик успеха», где каждый ребенок накапливает свои, пусть пока еще маленькие и на первый взгляд неприметные, успехи.
Чем старше будут становиться дети, тем выше будет их самостоятельность, тем насыщенней станет их деятельность в природе.
Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Например, осенью я просила обращать внимание на цвет неба через ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Дети любят собирать опавшие листья разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей мы используем листья в игре.
Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибели.
Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и.т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам.

В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.
Часто я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из сложных направлений в работе с детьми, но и важный процесс воспитания экологической культуры родителей, т.к. семья играет главную роль в жизни ребенка. Поэтому нами был разработан план сотрудничества с родителями. Для них создан журнал «Лесовичок», который содержит интересные факты из жизни растений и животных, факты о явлениях природы. Была оформлена рубрика на тему «Знай, люби и береги», девизом которой стали слова В.Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Предлагались домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, опытов. Цель выпуска журнала – поддержать интерес родителей к экологическому воспитанию детей.

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация. Были предложены консультации «правила друзей природы», «формирование культуры природолюбия у дошкольников», предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.

Татьяна Матвиенко
Обобщение опыта работы «Ознакомление детей с природой родного края»

Обобщение опыта работы .

«Ознакомление детей с природой родного края

Подготовила : воспитатель

Матвиенко Т. В.

На занятиях по или на экскурсиях вне сада я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка . Его мышление, творчество, уметь мыслить логически и т. д. Меня это очень заинтересовало и увлекло.

Удивительный мир природы … Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка . Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Природа обладает большими познавательными возможностями : она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы. «Зови меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать…» - писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он же называл логику природы самой доступной логикой для детей . Многое даёт природа для развития речи детей . Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли в последствии становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.

Систематические целенаправленные наблюдения явлении живой и неживой природы способствует планомерному формированию сознании ребёнка основ мировоззрения.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой , В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, что они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы », чтобы каждый шаг ребёнка рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Через экологическое воспитание я старалась добиться трех взаимосвязанных задач : расширить знания своих коллег; дать экологические знания детям; пропаганда экологических знаний среди родителей.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы , который проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами . Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными азами автомобилей, видят искусственные цветы в дома и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором : проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной . На вопрос о том, каких животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа : «Птицу я видел по телевизору» . Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы . И добиться результатов в сельской местности, с моей точки зрения гораздо легче, чем коллегам в городских садах : с одной стороны, близость естественных природных объектов , а с другой тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей на прямую связана с природными ресурсами .

Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и то, что они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом, и на только знают из их разговоров, но и видят как выхаживают домашних животных, как выращивают хлеб и овощи на полях и огородах и т. д.

В своей работе я опираюсь на «Программу от рождения до школы» под редакций Н. Е. Вераксы и программу С. Н. Николаевой «Юный эколог» . Предлагаемые программы ориентированы на постоянные и систематическое взаимодействие детей с живой природой . В помещение и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность. Ребенок должен почувствовать и понять природу , уникальность живого на примере самой природы – тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневные предметные окружение. Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними . Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада. Приступая к ознакомлению детей с природой родного края , я ставила перед собой следующие задачи :

1) Сформировать представления о природе естественной , независимой от человека и его деятельности, и природе культурной , созданной и поддерживаемой трудом человека.

2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.

3) Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т. д.)

4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы ) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе .

5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано , как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.

6) Развитие гуманного отношения к природе , основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей , в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит. д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы , альбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама) .

На каждом листе альбома изображена иллюстрация рассматриваемого объекта и краткая характеристика, а так же интересная информация о нём; альбомы для раскрашивания, природный материал , который дети собирают на прогулках и экскурсиях для изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы , на другой- части суток. Есть у нас ещё дерево, с помощью него дети учат птиц, которые на неё «прилетают» , а так же наблюдают на ней сезонные изменения.

Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественны условиях. Если мы рассматриваем лягушку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой : дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой : почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых . Знакомятся с образом жизни животных : местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным мои контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей . Работа с календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей .

Большую роль в работе я отвела уголку природы . Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. Для наблюдений мы в уголке природы имеет аквариум с рыбками, черепаху, хомячка, кролика и попугайчика. Дети наблюдают за поведением животных, учатся заботиться и ухаживать за питомцами, делают выводы, что животным необходимо создавать условия для жизни вне воле. Наблюдение в уголке природы ведутся также за комнатными растениями на основе сравнения различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями . Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то , что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло. Работу веду в паре с детьми, но приоритет оставляю за собой, что выражается в формуле : «я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники» . Поддерживаю в каждом ребенке желание что-то сделать самому.

Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке и в лесу. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т. д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибель; сформировать представление о различиях в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.

Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой : землёй, водой, воздухом и. т. д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом , учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.

На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миров, а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных.

Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки» . Они выполняют познавательную , развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок : а)на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и. т. д) условиях. Основные критерии выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и. тд.) экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры, театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе : полученные занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх. Мы с детьми посещали различные природные ландшафты : лес, поле, луг, реку, овраги и холмы. Проводили связи между звеньями в большой цепи, которая называется природа .

Самое главное, что можно сделать. - это объяснить, что все в природе взаимосвязано на примере самых простых и хорошо знакомых детей объектов (в том числе «цветы- бабочки» : если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим, как в гости к добрым друзьям- общаться с его обитателями и любоваться, наслаждаясь красотой природы .) В процессе наблюдения за птицами, насекомыми, в лесу и в поле дети начинают понимать, что :

1) дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека) . жизни (ласточки летают очень быстро, за ними трудно угнаться хищным птицам, они прямо в воздухе ловят насекомых, которыми питаются и. т. д)

2) задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым воздействием на жизнь его обитателей : по мере сил и возможностей оберегать их, подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т. д.

3) человек в наше время в процессе активной хозяйственной деятельности часто негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою (загрязняет атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т. д.)

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «ситцевая фантазия» . В своих работах они отразили темы природы : это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь мои родители оказывают при содержание живого уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход обитателями уголка природы и . тд., проводя праздники, утренники, игры экологический направленности и привлекая к этой работе родителей , я старалась способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного ответственного отношения к природе . И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы : они с удовольствием участвуют в проведении опытов . Игр, наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют в месте со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях .

Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы , то можно будет считать задачей выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.

Знакомство детей с природой

Воспитание, созданное самим народом,

Основанное на народных началах,

Имеет ту воспитательную силу,

Которой нет в самых лучших системах

К. Ушинский

Самые творческие люди на свете - дети. И порой взрослые этого просто не замечают, потому, что собственные заботы кажутся им важнее. Обычно все надежды возлагаются на воспитателей детских садов. Да, сейчас в детских садах уделяется большое внимание именно эстетическому воспитанию и развитию у детей творческих, познавательных способностей. Но дома с детьми тоже надо чем-то заниматься. Завалить ребенка красивыми игрушками – хорошо, но этого мало.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно начинать с момента поступления ребенка в детский сад.

Экологическое воспитание–это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Они органично сочетаются и составляют нравственную позицию ребенка, которая проявляется в его поведении. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно. Если с раннего возраста активно приобщать ребенку к миру природы.

Особенно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его ценности. Такого осознанного отношения в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир и, тянется ко всему красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость первых впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору в жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи, испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт…

А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстникам, и к взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы. С восприятием эстетической стороны природы важно научить ребенка и нравственному отношению к ней.

« Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» - писал В. А. Сухомлинский.

Мы, взрослые должны помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем.

Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями, чтением детских книг, использование фольклорных форм, коротких стихов, поговорок.

Учитывая возрастные особенности детей, я построила свою работу по принципу « что вижу, то и познаю». Во время прогулки, можно любоваться красотой деревьев, цветов, наблюдать за птицами, природными явлениями, гуляющими за забором собаками, пробегающей мимо кошкой. Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем как у них дела, слушаем их настроение. Детям очень нравится совместный труд. Мы пересадили цветочек из осенней клумбы в цветочный горшок, продлив ему период цветения. Дети наблюдают за ростом цветка, поливают его. Даю ребятам понятие, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. В группе у нас подобраны комнатные цветы обильно и долго цветущие. Моя задача показать детям своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат. При этом обращаю внимание на состояние растений в связи с уходом за ними: « Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребенку понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света.

Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги. Отправляясь в путешествие «на поляну», «в лес» настраиваю детей на улыбку, на доброе уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

На занятиях дети рассматривают предметы, вычленяя качества и свойства материалов, из которых они изготовлены; наблюдают животных, сравнивают между собой, овощи, фрукты, растения; рассматривают сюжетные картины. На занятиях малыши вооружены приемами целенаправленного рассматривания. Комнатные растения дети постоянно наблюдают в группе, птиц - на участке.

Дети испытываю радость и удовольствие от наблюдения. Все самое интересное и запоминающееся мы фотографируем. Наблюдая за птичкой, фиксируем внимание на особенностях строения, замечаем повадки, движения, а после занятия имитируют их: машут крыльями, клюют, как птички, прыгают.

Такие наблюдения способствуют обогащению словаря за счет всех частей речи.

Дети безошибочно различают на картинках многих диких животных: ежа, белку, зайца, волка, медведя, лису и т.п. Узнают домашних животных: собаку, кошку, лошадь, корову, козу, а также домашних птиц: курицу, петуха, гуся, утку. Наглядным пособием на таких занятиях служат игрушки и карточки лото.

У нас проводятся занятия на различение и называние овощей, фруктов. Дети отгадывают загадки. Вместе с детьми рассматриваем картинку или муляж, рассматривание заканчиваю чтением стихов. После занятия дети полны впечатлений, которые они выражают на листе бумаги.

Яркие впечатления ребенок получает во время прогулок. Мы наблюдаем вместе с детьми за солнцем (ярко светит), за небом(как по небу плывут облака), за ветром (дует сильно, качаются ветки деревьев), за снегом, дождем(идет дождь, появляются лужи).

Наша природа меняет свой облик в связи закономерно протекающими сезонными изменениями. Цвета, краски в разное время года вызывают у детей интерес. На прогулках ребенок непосредственно воспринимает природные объекты и явления.

Осень – « Унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса...» Период листопада. Любуемся вместе с детьми красотой золотой осени. Собираем листочки, играем, делаем букеты, гирлянды.

Листопад, листопад, Листья под ногой шуршат,

Листья желтые летят Скоро голый будет сад.

Ничто не может заменить живого общения с природой, поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального и общего психического развития. Впечатления от родной природы сохраняются на всю жизнь.


Как познакомить ребёнка с миром животных? Как познакомить ребёнка с миром растений?

Руки — важный инструмент познания мира

Когда ребенок уже «крепко стоит на ногах», ему не приходится балансировать и поддерживать равновесие с помощью рук. Ноги теперь живут своей жизнью , а у рук появилась свобода и много

Природа — неиссякаемый источник информации. Желтеют листья, падает снег, идет дождь, поют птицы, расцветают цветы, плещется река... Для ребенка это в какой-то мере сказочный, волшебный мир. Ведь он все видит впервые, и чувство скуки ему точно не знакомо. Он — первооткрыватель!

ВРЕМЕНА ГОДА. Вам не нужно придумывать каких-то сложных игр, чтобы малыш усваивал что-то новое для себя. Достаточно во время прогулки обращать его внимание на изменения в природе и погоде.

◈ Используйте в ваших разговорах о погоде и природе новые слова и фразы. Сравнивайте явления и качества: холодно и жарко, солнце и тучи, дождь и снег, ветрено и тихо, мокро и сухо и т. д.

◈ Природу можно изучать, выглядывая в окно или прогуливаясь на балконе (особенно в «нелетную» погоду).

◈ Отмечайте, как одеваются люди в разные времена года, как они трудятся: убирают снег, подметают листья, посыпают дорожки песком.

◈ Дайте возможность малышу погладить кору деревьев, пощупать траву, помять ручками листья, потрогать землю. Чем больше ребенок будет изучать мир руками, тем больше информации о нем он будет получать. Не забывайте описывать ощущения: гладкий и шершавый, холодный и теплый, мокрый и сухой.

◈ Как можно чаще читайте книги о природе, мире растений и животных. Рассматривайте репродукции пейзажей великих художников. Постепенно приобщайте вашего малыша к миру прекрасного.

◈ Восхищайтесь природой, искренне, с полнотой чувств. Разве можно оставаться равнодушным к закату или неожиданно проявившейся на небе радуге? Ребенок будет удивляться дважды: вашим эмоциям и красоте мира.

МИР РАСТЕНИЙ. Знакомьте ребенка с названиями деревьев и цветов. Для него это не окажется сложной наукой. Каждый день, выходя на прогулку, изучайте мир растений. Пробуйте классифицировать их: деревья, трава, кусты, цветы, ягоды. Сделайте тематические альбомы с названиями и классификацией растений. Для начала здесь будут самые простые растения (те, которые растут в нашем регионе, и ребенок видит их практически каждый день). Со временем ваши альбомы будут пополняться новыми экземплярами и усложняться названиями. Можно приобрести тематические карточки или сделать свой первый гербарий. Учите ребенка замечать детали и отличия: форма листьев и цветов, кроны деревьев, высота и диаметр стволов, палитра красок.

МИР ЖИВОТНЫХ . Животные для детей всех времен и народов всегда являлись объектом пристального внимания. Особенно дети любят собак и кошек, ближайших четвероногих друзей. Почему все дети к ним так не равнодушны? Может быть, они улавливают в них собственную открытость, непосредственность и внутреннюю свободу. Начните изучение с наблюдения. Правда, некоторые дети сразу переходят к практике: сначала надо дернуть за хвост и потрепать за уши, а потом посмотреть, что будет. Это тоже опыт . Учите малыша с раннего возраста бережно относиться ко всему живому на Земле. Чаще выходите на прогулки в парки, выезжайте на природу, ходите в зоопарк. Здесь у ребенка будет возможность познакомиться с миром животных, птиц и насекомых. Вы также можете сделать тематические альбомы: «Лесные жители», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Экзотические животные». Рассматривайте вместе изображения животных и птиц, показывайте части тела и называйте их, изучите, как кто «говорит», рассказывайте, как питаются животные и где обитают. Не спешите делать из малыша ботаника и зоолога. Давайте информацию в доступной игровой форме.

Хорошо в деревне летом!

Если у вас есть возможность поехать в деревню или на дачу летом, не упускайте этот шанс. Побыть на свежем воздухе, поесть свежие фрукты и овощи с собственной грядки, понежиться на солнце — все это входит в оздоровительную программу. Кроме того, воочию можно увидеть телят, гусей, свинок, лошадей и другую домашнюю живность.

Ни одна книжка с картинками не заменит опыта живого общения с миром живой природы.