Консультация для родителей: «Детские капризы. Консультация для родителей: “Как преодолеть детские капризы!”

Наталия Гудыма
Консультация для родителей «Капризы и упрямство ребенка, как с ними справиться?»

Наши дети рождены для счастливой жизни, и в основном зависит от взрослых, будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами . Как же помочь своему ребенку избавиться от этих неблагоприятных черт своего характера? Необходимо выделить причины появления и особенности этих нарушений поведения ребенка .

Отшлепать или накричать на ребенка довольно легко . Важно понять истинные причины такого неадекватного поведения? Как необходимо бороться с детскими капризами и упрямством , и нужно ли это делать вообще? Постараемся это разобрать.

Капризы детей - это вид упорного детского непослушания взрослым, для которого нет никаких видимых на то мотивов («Я хочу и все» ). Чаще капризы свойственны таким детям, которые не знают, как достичь своей поставленной цели не иначе, чем своим нытьем и плачем. Как правило, капризный ребенок всегда беспомощен и зависит от окружающих его взрослых.

Упрямство - определенный способ ребенка настоять на своем «Я» , его одна из первых попыток самоутверждения. Он начинает проявлять упрямство в ответ на определенное поведение или некоторые требования родителей . Вершина упрямства приходится на 3 год жизни ребенка .

«Капризуля » плачет по любому поводу, добивается к себе большего внимания, а «упрямец » – настаивает на своем, не уступает.

Упрямство ребенка - результат требовательности самих родителей , а капризы , наоборот, проявляются вследствие чрезмерной уступчивости взрослых. У «упрямца » формируются очень неприятные качества : самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений.

Можно выделить ряд причин детских капризов и упрямства . Ими выступают :

1. Особенности развития психики ребенка : в развитии ребенка наступают определенные периоды, связанные со стремлением самоутвердиться и быть независимым.

2. Смена окружающей обстановки. Когда появляется второй ребенок в семье , малыш начинает чувствовать, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест, который выражается во вспышках злости и агрессии.

Недостаток любви родителей считается главной причиной бесконечных и беспричинных капризов и непослушания .

3. Различие природных темпераментов детей и родителей . Когда родители предъявляют к своему ребенку требования , выполнение которых он не может обеспечить именно в силу своих врожденных особенностей психики. Даже тихий флегматик начинает капризничать , если родители попытаются разговаривать с ним как с холериком или сангвиником.

4. Ребенка что-то беспокоит , он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит.

5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых. Это такой способ общения ребенка со взрослым , когда ему не хватает родительского общества и их любви . Часто капризы по такой причине встречаются у детей, которых излишне окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять этим на бессознательном уровне.

6. Реакция ребенка на запрет родителей . Капризничая , малыш хочет добиться желаемого : подарка, разрешения гулять или еще чего-то, и когда родители запрещают что-то . В особенности это касается в запрете взрослых на свободу ребенка

7. Стремление к самоутверждению. Выражается в протесте ребенка против чрезмерной родительской опеки и демонстрировании желания быть самостоятельным. Ребенок должен чувствовать , что ему дают право выбирать самостоятельно, понимают и уважают его.

Как можно преодолеть капризы и упрямство ребенка :

Взрослым необходимо изменить свое поведение, постараться уйти от зависимости от детских капризов . Родители должны быть более твердыми в своей позиции. Малыш должен понять, что если нет – то это нет, если нельзя – то это нельзя;

Вместе с этим взрослые должны сформировать у малыша определенные способы поведения; научить его «желать» что-то определенно конкретное и приложить все усилия, чтобы удовлетворить эти желания; развить в ребенке самостоятельность , ответственность, умение добиваться поставленной цели. Важно показать ребенку , что взрослый делает это с любовью к нему;

Необходимо разнообразить среду общения ребенка его сверстниками , друзьями, постараться его увлечь. Когда ему что-то интересно и ребенок занят , он забывает про капризы и упрямства . Вместе можно собирать кубики, строить из них дом;

Взрослым следует поощрять самостоятельность ребенка , нужно почаще предлагать ему самому сделать что-то : убрать все игрушки или построить «гараж» и поставить туда весь свой транспорт. Самое главное, взрослому вместе с ребенком необходимо радоваться тому, что он сделал сам, чтобы не угас детский интерес к своей деятельности. Всячески нужно поддерживать в капризном ребенке убежденность , что ему очень везет, когда, допустим, ему разрешили самому поставить на стол чашки, полить цветочки, или сделать что-то еще. Чем насыщена жизнь ребенка и чем больше он делает все сам, тем меньше сил остается на капризы и упрямство ;

Взрослым не следует кричать на ребенка в момент его капризов . Необходимо себя сдерживать и спокойно объяснить свое решение;

Взрослым не нужно просто говорить ребенку «нет» . Иногда бывает недостаточно объяснить, почему Вы не разрешаете малышу что-либо. Простой пример : ребенок просит какую-нибудь игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет» . Ребенок начинает плакать или требовать, но получает от родителей раздраженный отказ . Это совсем не правильно. Родителям нужно объяснить почему они отказывают. Ребенок гораздо умнее , чем думают о нем его родители , и он вправе знать, почему ему не могут купить эту игрушку.

В целом же для того чтобы искоренить упрямство и капризы , взрослым необходимо осознанно изменить в корне свое, так как корни этих явлений лежат не в ребенке , а в родителях . Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно .

Памятка родителям

1. Для того чтобы упокоить ребенка , вам необходимо отвлечь его внимание. Это сделать не очень просто, так как в порыве капризов ребенок не поддается никаким уговорам. И чтобы малыш не понял, что его стараются обмануть, чтобы успокоить, вам нужно попробовать «сыграть» в отвлечение. Необходимо сделайте вид, что вы чем-то заинтересованы, например монеткой в кармане. Возьмите на прогулку «неожиданные вещички-пустячки» , шарик или колечко.

Вот пример : когда ребенок без видимой причины начинает проявлять свои капризы , вам нужно сделать вид, что вы внимательно рассматриваете монетку, которую достали из кармана. Заинтересованно рассуждайте сами с собой : «Какая интересная монетка» , и ребенка это уже начинает привлекать и интересовать.

2. Используйте только положительные просьбы. Необходимо попросить ребенка подойти к вам поближе, а не требовать от него перестать кричать.

3. Дети не умеют управлять своими эмоциями, потому что они еще даже не знают, что это такое. Необходимо помочь им в этом. Выразите чувства ребенка словесно : «Наверное, тебе очень хотелось конфету, и сейчас ты расстроился, потому что тебе его не дали?». После этого нужно объяснить малышу, что выражать свои эмоции допустимо в открытой форме не всегда : «Я тебя понимаю, но это не означает, что тебе можно визжать и топать ногами прилюдно». И обязательно предупредите малыша о последствиях, которым чревато его плохое поведение. Можете сказать ему, что если он сию минуту не прекратит так себя вести, то вы его накажете. Необходимо подтвердить свои предупреждения на практике.

4. Один из эффективных способов остановить истерику - сделать пятиминутную паузу. Посадите ребенка на стул , позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего, что может заинтересовать ребенка . Если он откажется сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, при этом нужно убедиться, что он не сможет причинить себе вреда. Наедине малыш с большей вероятностью справится со своей истерикой сам.

5. существует еще один из способов угомонить кричащего ребенка - присоединение к нему. Начните также плакать вместе с ним и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Вы получите определенный эффект от подобной ситуации, который основан на склонности детей подражать. Неосознанно изображая вас, малыш приобретет спокойствие.

6. Многие дети, для того чтобы родители выполняли все их прихоти, имеют очень плохую привычку – биться головой о стену или пол. Подобное поведение - притворство или провокация, а потому вам не стоит обращать на него внимания. У детей в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда.

7. Если ребенок капризничает и постоянно ноет , нежно сказать ему : «Когда ты хнычешь, я не понимаю ни одного твоего слова из того, что ты хочешь мне сказать. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». После того как ребенок успокоится , обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу : «Теперь мы сможем поговорить тихо и спокойно» .

8. Отмечайте и хвалите все поступки ребенка , которые заслуживают вашего одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Вашребенок поймет , что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и капризы .

9. Когда ребенок начинает плакать или ныть по какому-либо поводу, выражать свое недовольство вам, не обращайте внимания, пытайтесь игнорировать. Если вы понимаете, что уже не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Поняв, что вы лишили его своего общества, ребенок успокоится .

10. Если ребенок устраивает сцену на улице, не нужно стыдить его и не наказывать. Это жестокость в чистом виде. Особую обиду у ребенка вызывает не шлепок , а раздраженность родителей , которую он ощущает. Это для маленького человечка самое горькое и обидное.

11. В том числе, очень важно, чтобы все члены семьи боролись с детскими капризами одинаково . В ином случае ребенок очень быстро вас раскусит в том, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.

Ох, как не просто изучить все тонкости науки воспитания детей, - еще труднее теорию воспитания применить на практике, да еще к собственному ребенку . Успехов вам!

КОНСУЛЬТАЦИЮ СОЗДАЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕРЖАТОВА АНАСТАСИЯ ПЕТРОВНА.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

Своеволием

Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

в недовольстве, раздражительности, плаче.

в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом.

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие.

начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

наказание не должно вредить здоровью.

если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

надо наказывать и вскоре прощать.

если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

«Что делать с ребёнком, который постоянно капризничает?»- этот вопрос волнует многих родителей.

Давайте, прежде всего, разберёмся в том, что же такое капризы. Ведь так часто бывает, что мы произносим слова и не даём себе отчёта, что эти слова обозначают. Капризами мы называем лишь такие действия, которые лишены смысла или разумного основания. Надо признаться, что капризничают не только дети, но иногда и взрослые. Капризничают часто больные, слабые женщины, а нередко и мужчины. Но заметьте, что здоровый сильный человек – всё равно, взрослый или ребёнок – не капризничает. Вот вам одна из причин детских капризов – это слабость ребёнка, слабость или его здоровья, или слабость нервов, или слабость воли.

При помощи капризов, плача, нытья из-за пустяков ребёнок старается, сам того не сознавая, вознаградить себя за свою слабость. По-настоящему что-либо делать, проявить себя, играть, как здоровые дети, он не умеет, и вот он свои силы растрачивает в капризах, бессмысленных прихотях. Ему нужно показать себе и окружающим, что он что-то значит, что он имеет силу, и он командует в доме и расстраивает свою жизнь и жизнь взрослых. Своими постоянными требованиями и просьбами он напоминает о себе. Точно так же и всякому ребёнку – и здоровому, и слабому – хочется играть роль в жизни и обращать на себя внимание окружающих, слушать их похвалы, заставлять их исполнять свои желания. Но в то время, как здоровый ребёнок добивается всего этого своей силой, умелостью, ловкостью, слабый или неправильно воспитанный ребёнок старается достигнуть этой же цели капризами . Этот путь для него самый лёгкий и самый верный.

Капризы всегда обозначают, что в поведении ребёнка, в его характере нет настоящей силы, есть какая-то слабость, неустойчивость, нет надёжной, твёрдой линии.

Обратите внимание на то, что капризными бывают очень часто дети изнеженные, заласканные, дети, которым в семье во всем потворствуют. Почему это так? Во-первых, потому, что, как говорит поговорка, «с едой приходит аппетит». Чем больше потворствуют прихотям ребёнка, тем ненасытнее становится желание всюду и всегда командовать, быть на виду.

Во-вторых, изнеживающее воспитание делает детей слабовольными, беспомощными. Когда такие дети встречают вне семьи (на дворе, на улице, в школе) вполне понятное противодействие своим капризам и претензиям, они силой, находчивостью, смелостью не в состоянии преодолеть это противодействие, к которому они не привыкли. И в них возникает чувство обиды. На ком же эти дети могут безнаказанно проявить накопившееся озлобление? Конечно, только на тех, которые покорно и любовно терпят все от них, т. е. на родителях. И в своих капризах заласканные в семье дети вымещают озлобление, которое вызвано их бессилием – плодом неправильного воспитания. Так ошибки в поведении родителей не только портят характер ребёнка, но и горько отзываются на них самих.

Не только заласканность и изнеженность вызывают детские капризы, но и обратная ошибка в воспитании – несправедливое, чёрствое отношение может породить самые упорные, самые тяжелые капризы. К сожалению, в семьях не редко бывает: одного ребёнка всегда осыпают похвалами, согревают лаской и любовью, другой всегда слышит только укоры и выговоры, ни ласки, ни любви он не видит. Путь первого проходит как бы по солнечной стороне, другого – в тени. Ребёнок чувствителен к малейшей несправедливости, он очень ревниво и болезненно ощущает всякое преимущество, которое выпадает на долю сестры или брата, и всякое проявление пренебрежения к себе. И в душе обойдённого ребёнка зарождаются тяжелые чувства зависти, вражды к «любимчикам» и злобы к обидчикам. Из этих чувств вырастают в ранние годы самые неожиданные и упорные капризы, в более старшем возрасте – грубость, хулиганство, бегство из дома.

Итак, мы видим, что детские капризы, как и всё в поведении ребёнка, не случайность. Они всегда имеют какой-то источник, который их питает, они всегда скрывают за собой ту или иную слабость ребёнка, несостоятельность или изъян в его жизни, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет их, помогает им пускать всё более глубокие корни в поведении малыша.

Теперь, когда мы узнали источники детских капризов, мы легче можем уяснить себе, какой путь надо выбирать для борьбы с ними.

Надо устранить причины, вызывающие неправильное поведение малыша, и тогда постепенно исчезнут капризы. Надо, следовательно, во-первых, укрепить ребёнка - сделать его смелым, сильным для того, чтобы он не искал в капризах способы командовать и играть роль, во-вторых, изменить поведение взрослых.

Даже тогда, когда малыщ родился с болезненными задатками, с унаследованной от родителей неустойчивостью нервов, всё внимание в борьбе с капризами должно быть обращено на окружающую ребёнка обстановку, на правильное его воспитание. Ровное, справедливое и спокойное отношение, которое взрослые должны проявлять ко всем детям, по отношению к капризному ребёнку особенно необходимо, потому что капризы вызываются и поддерживаются всем тем, что дети видят вокруг себя и что они испытывают. Чрезмерные ласки, как и постоянные выговоры и упрёки, особенно вредны в воспитании капризных детей. Надо самим родителям и всем взрослым членам семьи проявить известную сдержанность и твердость в своем поведении и в отношениях. Ребёнок не должен быть свидетелем гневных вспышек, необузданных поступков, быстрых, резких переходов от одного настроения к другому.

Эта ровность должна соблюдаться во всём, в одежде, в игрушках. Надо избегать пестроты, постоянной смены одной вещи другой, частой покупки все новых и новых игрушек, чрезмерного расхваливания, как и постоянного порицания.

Необходимо всеми силами стараться вести себя так, чтобы ребёнок не мог подумать, что взрослые следят за каждым его шагом, ловят каждое его слово. Из всех ошибок, которые родители делают в воспитании, одной из самых частых и вредных является та, что они держат ребёнка всегда начеку. Что бы он ни делал и ни говорил, он знает, что ничто не ускользнет от взглядов и вмешательства взрослых: то он им нравится – и они хвалит его, то не нравится – и они упрекают или бранят его. Это постоянное вмешательство взрослых побуждает и напрягает нервы малыша, и он становится раздражительным, капризным, упрямым.

Если родителям удаётся создать в семье здоровую, спокойную обстановку, если им удаётся разумно изменить окружающую жизнь и своё собственное поведение, то они могут вызвать благотворную перемену в характере ребёнка и его поведении.

Для борьбы с капризами родители должны в первую очередь пускать в ход все средства, которые способствуют укреплению здоровья: соблюдение режима дня, правильное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, различные закаливающие мероприятия и т.д.

Советы родителям:

  1. Сохраняйте больше спокойствия по отношению к капризам!
  2. Не раздувайте всякую мелочь, не тратьте на борьбу с каждым капризом свои силы и силы ребёнка!
  3. Будьте в своих отношениях к ребёнку справедливы!
  4. Не расхваливайте его чрезмерно, не выдвигайте всегда вперёд, но и не оставляйте в тени! Щадите его чувствительное самолюбие, не поносите его и не выставляйте напоказ его недостатки, особенно в присутствии других (детей и взрослых), но и не раздувайте его самомнение, его тщеславие.
  5. Не проявляйте к капризам ребёнка своего постоянного внимания! Не говорите о них в его присутствии, не упрекайте его и не упрашивайте. Помните, что ребёнок очень любит, чтобы на него обращали внимание, чтобы о нём говорили и с ним возились.
  6. Проявляйте чаще равнодушие к капризам ребёнка, как будто вы не замечаете их, как будто они не имеют в ваших глазах большого значения. Такое хладнокровное отношение – надёжнейшее средство борьбы с капризами!

С статье раскрываются следующие вопросы:

1. Проявление упрямства и капризов.

2. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве.

3. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей.

4. Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Упрямство и капризы»

Седова Светлана Николаевна

МБДОУ №3 «Колобок»,

Г. Нижний Новгород

1. Проявление упрямства и капризов.

2. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве.

3. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей.

4. Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство.

5. Вопросы родителей.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.

Детским негативизмом, то есть непринятием чего-либо без определенных причин.

Своеволием.

Недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Понятия " капризы" и "упрямство" очень родственные и четкой границы между ними провести нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, так как вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, то есть "Я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

В недовольстве, раздражительности, плаче.

В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы.

3. Упрямство в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

4. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни.

5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!

8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. 3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

Достигнуто не своим трудом,

Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум),

Из жалости или желания понравиться.

НАДО ХВАЛИТЬ:

За поступок, за свершившееся действие,

Начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения,

Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже,

Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

Когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;

Когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;

Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);

После физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);

Когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;

Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;

Когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

1. Наказание не дожно вредить здоровью.

2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3. За 1 проступок - 1 наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. Надо наказывать и вскоре прощать.

6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. Ребенок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.


Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте.

Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 – 3 года в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда повторяется в среднем дошкольном возрасте – около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная, с 4 лет и во многом определяет, поведение ребёнка в среднем, и даже старшем дошкольном возрасте.

И упрямство и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации.

Упрямство присуще сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающим своё мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями. Капризы же вызываются, в общем, теми же причинами, что и упрямство, но обычно свойственны чаще детям более зависимым от взрослых, более нуждающимся в тёплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения, не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьём.

Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности» к капризу: если упрямый малыш проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу. У упрямого ребёнка всегда есть какое-то своё мнение, желание, цель, которой он добивается и отстаивает. Его излюбленное выражение: «Я хочу».

У капризного ребёнка любимые слова «Я не хочу». Ему очень нравится быть в центре внимания, поэтому отказываясь от чего-то малыш практически, никогда не предлагает своего варианта.

Разберёмся в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка. Развиваясь в обществе, ребёнок овладевает определёнными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс носит название социализации, о чём говорится выше. Процесс сложный, далеко не всегда протекающий гладко. На развитие малыша в первую очередь сказываются особенности семьи- первого коллектива в жизни ребёнка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребёнку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка – вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов или упрямства обязательно имеют в своём истоке не только особенности самого ребёнка – его характер, или нервной системы, привычки, но и особенности поведения взрослых членов семьи в первую очередь родителей. На упрямство детей жалуются, те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного, безоговорочного подчинения. Его отказ от повиновения они рассматривают как протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают ни - каких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт. Они вступают в сражение с ребёнком, никогда ему не уступают, стараясь, переупрямить и во что бы то ни стало, добиться подчинения, то есть применяют ту же тактику, что и ребёнок. Как правило, это ведёт лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребёнка. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребёнок иногда может «добиваться победы в этой изнурительной борьбе и постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера: он не с кем не считается, старается добиваться своего всегда, во всём и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление, во что бы то не стало главенствовать в группе.

К счастью это бывает достаточно редко. Гораздо чаще родителям строгим удаётся «сложить» так раздражающее их, упрямство», а заодно и развивающуюся личность ребёнка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате взрослеющий человек растёт покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым. Вот к чему приводит ранее « искоренение» упрямства чересчур строгими родителями. Первые проявления упрямства не случайно приходятся на возраст 2-3 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь мнение, не совпадающее с мнением родителей и пытается его отстаивать.

Одним из способов настоять на своём является – упрямство – первая попытка самоутверждения. Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребёнка к правилам и нормам, принятом в человеческом обществе. Например: из чашки пьют, а стучать ею по столу или сбрасывать на пол нельзя, кошку можно гладить, но нельзя держать за хвост, книгу можно листать, рассматривать картинки, но нельзя рвать или вытирать ею лужу на полу. В общении со взрослым ребёнком уясняет и первые правила поведения с людьми можно рассчитывать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем. Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено дома, в детском саду на прогулке, у врача, в гостях, даёт овладеть навыками: самостоятельно есть, одеваться, проситься на горшок и т.д.

Правильная организация взрослыми жизни ребёнка уменьшает вероятность появления нежелательных реакций, в том числе и упрямства. Одной из частных причин появление капризов и упрямства у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только нормализуется обстановка исчезает и упрямство. Для этого надо хорошо представлять себе привычки, потребности и желания малыша, разумно их оценивать. Например: мама села его кормить не справа как он привык, а слева, да ещё предлагает незнакомое овощное рагу, причём сразу полную порцию. Так возникают споры из-за еды, которые перерастают в проблему. Или на стол ставится три сразу блюда: борщ, котлета с горшочком и компот – нельзя было ставить сразу три блюда.

Другая ситуация: ребёнок отказывается, от всех блюд заявляя, «не хочу суп, ничего не хочу – начинаются уговоры, упрашивания подключаются все члены семьи – ложечку за папу, маму и так далее - лучше не предлагать множество вариантов или решительно лишить его обеда. В целом же для борьбы с капризами и упрямством необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом важно единодушие – твёрдо выработанная единая линия поведения всех окружающих ребёнка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека именно того кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Прежде всего, взрослым нужно изменить своёобычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Малыш хоть и с запозданием, усвоит что нельзя это нельзя, а надо -это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сформировать у ребёнка адекватные способы поведения – научить его хотеть что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить своё желание. Дома надо всемирно поощрять самостоятельность ребёнка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное, постирать бельё кукле и свои носочки, порадоваться какими они становятся чистыми, самому сложить книжки на полке – сказки со сказками, раскраски с раскрасками, самому построить гараж и поставить туда все машины, или убрать игрушки. При этом важно незаметно помогать ребёнку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам».

Элемент самостоятельности воспринимается ребёнком как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и поддерживать убеждённость, что ему страшно повезло: когда ему разрешили самому поставить тарелку, полить цветы, покормить рыбок. Нужно приложить старше и преодолеть привычку всё делать за ребёнка и предлагать ему уже в готовом виде и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаётся на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, при настойчивом внимательном, педагогическом руководстве – цели вполне можно достигнуть. Для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребёнке бесполезно.