Куклотерапия. Куклотерапия — куклы спешат на помощь

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек». Ученые полагают, что куклы едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Скорее всего именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Безусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми.

Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.

Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно в работе со у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).

Кукла – это образ человека в «миниатюре»,существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.

Л.Войцехович

Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.


В чем же помогает куклотерапия?

1. Психодиагностика.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки - словами».

2. Умение управлять эмоциями.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Самовыражение.

4. Приобретение важных социальных навыков.

Игра с куклами - героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

7. Развитие грубой и мелкой моторики.

Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов.

Используется тряпичная кукла.

9. Развитие речи.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье.

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

12. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13. Восстановление опорно-двигательного аппарата.

Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.



Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2. Последующая терапевтическая работа с ней.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.

Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).

Год назад я впервые познакомилась в интернете с тряпичными куклами. Мне стало настолько интересно, что я решила изготовить некоторые из них. Первые дались с большим трудом, но потом все легче и легче. Зато какие чувства я испытывала, когда, заходя на кухню, где они стояли на шкафу, я смотрела на свое творение! А смотрела я при каждом заходе… Каждый раз у меня возникало желание взять куклу в руки, прижать и поцеловать. Чувства сродни чувствам, испытываемым к родному ребенку.

Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…

Л.Войцехович

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Рассмотрим коротко их.

Куклы-марионетки.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.


Перчаточные куклы.

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.

Источники: А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»,
Л.Г.Гребенщикова «Основы куклотерапии»
,
tylinova.com ,
ippt.ru ,
psyera.ru

А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

Купить в Казахстане

 /  Куклотерапия для детей

Всю большую популярность среди детских психологов набирают методы арт-терапии. Направление подразумевает использование разных форм художественной деятельности для стимулирования развития и решения проблем. Мы решили поговорить о куклотерапии - методе арт-терапии, который часто используют психологи в работе с маленькими пациентами.

В статье мы подробно расскажем о методе куклотерапии в психологической работе с ребенком. Кроме того, мы выясним, чем хороша такая методика.

Что за методика?

Общение с игрушками — важный этап в развитии каждой полноценной личности. Именно поэтому непосредственное общение с куклами в качестве метода психологической помощи и коррекции поведения ребенка является очень даже действенным.

Стоит отметить, что, как было сказано выше, арт-терапия сегодня применяется и взрослыми, и детскими специалистами. Скорее всего, вы видели на полках магазинов раскраски для взрослых, которые, по задумке создателей, помогают снять стресс или отвлечься от ежедневных проблем. Игра в куклы ничем не хуже: с помощью такой игры, доверительного разговора с предметом, который ребенок одушевляет и наделяет особыми свойствами, можно добиться отличных результатов. Действительно, метод куклотерапии помогает снять стресс, стимулирует развитие малыша и даже корректирует поведение в определенных случаях.

«С одной стороны, ребенок посредством куклы ощущает ответственность за ее действия, поведение, находит выражение эмоциям, чувствам, состоянию, с другой стороны, взрослый опосредованно осуществляет воспитательное воздействие, которое не воспринимается ребенком как указание, поручение и не вызывает сопротивления у детей».

Когда ребенок играет с куклой, он создает собственную реальность, подражая окружающим его ситуациям. А так как игра является максимально естественным для ребенка процессом, использование ее в качестве метода психологической помощи и коррекции — пожалуй, один из самых мягких, но эффективных способов.

Какие проблемы решает?

Любая психологическая методика направлена на достижение определенных целей: коррекцию поведения, снятие зажимов, стрессов, определение социальной роли, помощь в самосовершенствовании, развитии и т.д. Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

Во-первых, куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком или между детьми (в случае, если методика применяется в группе). Кроме того, очень часто с помощью нее психолог или педагог может легко сплотить детский коллектив или помочь в его естественном формировании.

Во-вторых, доверительный разговор с куклой, игра или совместное изготовление куклы, которая затем «оживет» — это рука помощи в снятии эмоционального напряжения.

В-третьих, куклотерапия способствует развитию внимания, художественного восприятия, долгосрочной и краткосрочной памяти.

В-четвертых, куклотерапия бесконечно разнообразна, а значит — этот метод может включать в себя и образовательную функцию. Вы или специалист сможете обогатить малыша информацией об окружающем мире.

В-пятых, психологические игры с куклами помогают в социальной адаптации ребенка. Это важно в детском саду, школе или других учреждениях, где малыш проводит время в коллективе.

В-шестых, сеансы куклотерапии у профессионального психолога могут помочь справиться с , и травмами эмоционального характера.

«Куклотерапия применяется к детям практически любого уровня развития, так как психологом обязательно устанавливается атмосфера теплоты и принятия, направленная на соответствие потребностей каждого ребенка.

Психолог относится с чувством уважения к способностям каждого ребенка, принимает последнего таким, какой он есть, устанавливает ограничения только необходимые для закрепления эффекта терапии в реальной жизни и для того, чтобы ребенок осознавал меру своей ответственности в отношениях.

Единственное, что не рекомендуют российские и зарубежные специалисты, это применение метода с очень агрессивными детьми, так как таким детям требуется жестко регламентированная система поведения и ограничения, что является несвойственным для данного арт-терапевтического метода».

Елена Андриенко, педагог высшей квалификационной категории, психолог Центра развития детей «Сказка»


Способ применения

Как же происходит сеанс куклотерапии? Если говорить о методике в общих чертах, то вместе с ребенком психолог разыгрывает с помощью куклы (кукол) историю в лицах, которая помогает ребенку разобраться в причинах стресса, отклонений поведения и других реалиях повседневности (об этом мы говорили в предыдущем параграфе).

Так как куклотерапия — это, в первую очередь, арт-методика, способ проведения сеансов может меняться в зависимости от профессионализма психолога и особенностей характера определенного ребенка.

Например, это может быть кукольный театр, когда ребенок смотрит на ситуацию со стороны и самостоятельно или с помощью специалиста делает правильные выводы, которые влияют на дальнейшее поведение в обычной жизни.

Это может быть доверительный разговор на определенную тему с ребенком с помощью одной или нескольких кукол. Порой малышу легче открыть самое сокровенное не взрослым дядям и тетям (даже если это мама с папой), а мягкому зверю или сказочному персонажу. В процессе разговора ребенок рассказывает о самом главном, это позволяет выяснить истинные причины стресса, зажимов и других психологических проблем, которые могут возникнуть в любом возрасте.

Следует упомянуть и о том, что в этом методе арт-терапии могут быть использованы самые разнообразные куклы: отдельно взятые персонажы мультяшного мира, любимая игрушка малыша, театральные куклы (марионетки, куклы-варежки, ростовые и пальчиковые куклы) и другие. Опытный специалист легко определит, что именно использовать в процессе куклотерапии, ведь, как вы понимаете, для каждого ребенка это индивидуально.

Например, пальчиковые куклы (можно рисовать на пальцах, сделать их из колпачков, бумаги или шариков) можно изготовить вместе с ребенком и использовать для быстрой диагностики эмоционального состояния.

Другой вариант — картонные плоские куклы. Лица бумажных персонажей можно менять в зависимости от эмоционального состояния, такая «театральность» в качестве методики помогает детям с проблемами формирования личности.
Куклы-перчатки позволяют использовать несколько персонажей в процессе сеанса арт-терапии: психолог может разыграть спектакль, которые укажет на проблемы развития и поведения малыша или скорректирует имеющиеся проблемы.

Этапы куклотерапии

Безусловно, куклотерапия может быть использована психологом в качестве прикладного метода психологической поддержки, для выявления проблемы, над которой предстоит работать психологу. Однако если говорить о куклотерапии как о комплексном явлении в коррекции поведения и решении задач детской психологии, то стоит выделить несколько этапов.

Первый этап — это изготовление куклы. Если в ходе терапии психолог использует куклы, которые он может изготовить с ребенком (пальчиковые, из бумаге, рисунки на ладонях и прочие), то в процессе совместного творчества специалист может устанавливать контакт с ребенком. Малыш начинает доверять психологу, поэтому на дальнейших сеансах ему будет проще раскрыться перед незнакомым человеком. Это особенно важно при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Второй этап — «оживление» куклы. В этот момент психолог может расспросить ребенка о его кукле: какая она, как зовут, почему она так выглядит, что она любит, с кем дружит. Ответы на вопросы помогут специалисту понять личность ребенка, раскрыть его сущность и найти места, которые влияют на поведение малыша.

Третий этап — непосредственная сказкотерапия в тех формах, о которых мы говорили выше.

«Как один из методов арт-терапии куклотерапия развивает способность эмоциональной саморегуляции, предупреждает развитие нервно-психических патологий у детей - снимает внутреннее напряжение, тревожность, недоверие к окружающему миру, корректирует поведенческие проблемы, развивает творческий потенциал.

Несмотря на то, что развитие и активное применения арт-терапевтических методик, в данном случае, куклотерапии, наблюдается в последние десятилетия, нужно отметить, что данная техника в определенной степени сходна со старинными народными играми и забавами, имевшими очень большой воспитательный потенциал».

Елена Андриенко, педагог высшей квалификационной категории, психолог Центра развития детей «Сказка»

В Красноярске методом куклотерапии работают многие детские психологи. С каждым годом эта разновидность арт-терапии становится все более популярнее, так как сочетает в себе классические приемы психологии, традиции и индивидуальный подход. Загляните в , чтобы найти опытного детского психолога, который сможет помочь вам решить проблемы с развитием и воспитанием вашего малыша.

Мы уверены, что смогли дать вам хотя бы частичное представление о куклотерапии. Мы уверены, что вы не столкнетесь с серьезными детскими психологическими проблемами, а все возникающие кочки и ухабы на пути воспитания и развития вашего малыша вы обойдете стороной. Терпения и здоровья вам, дорогие родители!

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ»

Касенова Юлия Есымовна воспитатель МАДОУ «Надежда» город Ноябрьск

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей - куклотерапией.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Кукла– это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадая в страшную историю и успешно с ней справляется.

Таким образом, куклотерапия выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у многих детей, иногда она сохраняется у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Данный метод используется в работе с эмоционально - неуравновешенными детьми, имеющими, неадекватную самооценку, повышенную тревожность, страхи, проблемы в общении, какие – либо отклонения в развитии речи,

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения
  • воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.) , моторики

Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

Теневые куклы: (такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой - страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра) .

Веревочные куклы: (такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями) .

Плоскостные куклы: (такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я» ) .

Перчаточные куклы: (такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой) .

Куклы-костюмы: (работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким- то причинам не может или не позволяет себе проявить) .

Куклы – марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять) .

Куклотерапия состоит из трех этапов:

  1. Изготовление куклы: присвоение имени (самый важный этап в куклотерапии, ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы – процесса творения новой жизни, пусть и сказочной) .
  2. Знакомство с куклой и ее возможностями, а также рассказ о ней. (На данном этапе ребенок, оживляет куклу, впервые в жизни ощущает ответственность за ее действия, слова, учится находить выражение различным эмоциям, переживает и проигрывает жизненные ситуации, примеряет на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, находят недостатки персонажей) .
  3. Сказкотерапия с помощью кукол - постановка мини - спектаклей, проигрывание различных инсценировок, рассказывание сказки от лица куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ребенка-ведущего. Мини - спектакли для публики – важнейший аккорд данной работе! Ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей, это признание не только образа, созданного ребенком, его труда, но что самое главное, это признание личности маленького актера. Ребенок начинает понимать, что он нравится, он нужен, а, значит, он счастлив!

Сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю изготовить куклу – марионетку.

Необходимые материалы:

  • Кусок ткани размером 50*50 см
  • Капсула от киндер-сюрприза
  • Мелкие предметы (бусинки, пуговицы)
  • Старые чулки (телесного цвета)
  • Вата или синтепон
  • Клей (бесцветный)
  • Пряжа

Изготовление куклы – марионетки:

Первый шаг: берем отрезок ткани (50*50) и складываем его так, чтобы получился треугольник, отрежьте небольшой уголок.

Второй шаг: в полученное отверстие вденьте концы завязанных чулок от «головы» .

Третий шаг: отрезок ткани пришейте мелкими стежками к «голове» .

Четвертый шаг: отложите куклу в сторону и приготовьте два небольших кусочка чулка.

Пятый шаг: возьмите вату и скатайте из нее два маленьких шарика.

Шестой шаг: положите один из ватных шариков на чулок и завяжите чулок узлом. То же самое проделайте со вторым ватным шариком. Это получились «кисти рук» куклы.

Седьмой шаг: к уголкам платья (50*50) пришейте изготовленные «кисти рук» .

Восьмой шаг: к рукам и боковым сторонам головы прикрепите прочные нитки для того, чтобы управлять куклой.

Для придания более нарядного вида «одежду» дополнительно украсьте кружевами, бусами, лентами.

Куклы - марионетки изготавливаются совместно со взрослыми и детьми. Дети являются «генераторами идей» , а взрослый – «помощником» .

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ по направлению « Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста » (в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Курска по теме: «Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»)

Практикум

Тема: «Куклотерапия - как метод драматической психоэлевации».

Подготовили: педагог-психолог Гриченок Ирина Викторовна, учитель-логопед Горбатых Ирина Афанасьевна, инструктор по физической культуре Черная Марина Викторовна, воспитатель группы комбинированной направленности для детей 5-6 лет Воробьева Татьяна Николаевна.

Притча о 3 куклах (Приложение 1)

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Куклотерапия - частный раздел арт-терапии, в основе которого лежит приём идентификации.

Когда ребёнок идентифицирует себя определённым образом, он проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, которые возможно корригировать и направлять.

Эта методика эффективна для коррекции личности ребёнка с нарушениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении во всех его проявлениях.

Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня с помощью кукол коррегируют заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Куклотерапия способствует:

  • формированию позитивных установок
  • эмоциональной и моторной адекватности
  • формированию коммуникативных навыков.

Куклотерапия положительно влияет на развитие:

  • образного творческого воображения;
  • познавательной активности;
  • внимания;
  • памяти;
  • тонкой моторики;
  • помогает формированию пространственного анализа и синтеза;
  • Фонематическому восприятию речи.

Направления куклотерапии:

Психодрама

Игротерапия

Сказкотерапия

Арт-терапия

Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для ребёнка ситуациях и поиске оптимальных жизненных «ролей».

Куклотерапия как практика существует уже довольно давно. Ещё в 1926 году невропатолог Малком Райт из Уэльса использовал кукол и кукольнй театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей. А в 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Куклотерапию практикуют во многих странах: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции.

В России в 1990 году Ириной Яковлевной Медведевой и Татьяной Львовной Шишовой был разработан метод драматической психоэлевации. Метод драматической психоэлевации - это метод психокоррекции, применяемый в работе с детьми у которых выявлены страхи, агрессивное поведение, повышенная застенчивость, легкая степень аутизма, заикание, энурез и астма невротического происхождения, тики, навязчивости, демонстративное и асоциальное поведение.

Главный принцип - гармонизация психики в целом, преодоление недостатков. Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства:

  • упрямство может быть преобразовано в упорство,
  • выскочка научится быть лидером,
  • жадный - бережливым.

Почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства. Или, пользуясь терминологией, элевировать. В этом суть методики. Методика драматической психоэлевации - это комплексное воздействие на детей с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций.

Начальный этап ДПЭ - диагностический

Перед ребёнком раскладываются куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами и предлагается выбрать понравившуюся

Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать.

  • Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит.
  • Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности.
  • Непонятную фигуру с глазамичасто выбирают расторможенные демонстративные дети.

Мы проигрываем с ребёнком знакомые ситуации:

  • позаботиться о заболевшей мама, (ЭТЮД «ЗАБОТА»)
  • как прошёл день в детском саду и т. п. - это помогает установить, уточнить проблемы ребёнка.

Позже задания становятся сложнее и интереснее:

  • надо найти выход из затруднительного положения;
  • (ЭТЮД «ПОМОЩЬ») помочь героям сказки и т. д.

Следуя методу «драматической психоэлевации» в этюдах, мы используем перчаточную куклу - собаку. Этюды про Хозяина и собаку - очень эффективный и интересный приём. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка («патологическую доминанту»)

Как правило, собаку в этюдах играет мама (если этюд задан на дом) или взрослый, показывая с её помощью поведение ребёнка, а Хозяин - это идеальная, как бы уже элевированная личность ребёнка. Хозяин (его роль играет ребёнок), воспитывая свою собаку и помогая ей правильно себя вести, воспитывает сам себя. Успех зависит во многом от степени включённости в коррекционный процесс родителей. Необходимо воодушевить родителей на активное сотрудничество.

Этюд (патологическая доминанта - ревность) «В МАГАЗИНЕ» (Приложение 2)

Этюд (патологическая доминанта - застенчивость) «В ГОСТИ ИЗ - ЗА ДОМА» (Приложение 3)

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи не только психолога, но и логопеда, инструктора по физической культуре, а также воспитателя, и дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка. (Этюд «ПОССОРИЛИСЬ», Этюд «ЗНАКОМСТВО»)

В своей работе мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы и удерживать внимание детей в процессе занятий, поэтому наша задача - окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил что занимается тяжёлой работой. Большой восторг вызывает у детей - возможность самому творить чудо, оживлять кукол, даровать им движения, характер.

Для совместной работы учителей-логопедов и педагога-психолога были разработаны и изготовлены штоковые и текстильные куклы, подобран ряд этюдов, упражнений и творческих заданий к ним.

Плоскостные штоковые куклы очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи детей, также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. Такими куклами можно разворачивать сказочный сюжет как за невысокой ширмой, так и на столе.

Этюд на развитие фантазии «ДОБРЫЙ ЗОНТИК» (Приложение 4)

Штоковые объёмные куклы с тактильными наконечниками полезны для массажа кончиков пальцев, что способствует развитию речи. Объёмные куклы сложнее удержать, потому что в работе задействованы все мышцы кисти (Диалог«НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ»)

Текстильные куклы-перевёртыши «Времена года». Используются для закрепления времён года и развития монологической и диалогической речи. Данное пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и с подгруппой.

Мы хотим представить вам конкурсную коллективную работу (педагога-психолога Гриченок И.В., учителей - логопедов Носоревой Е.С., Горбатых И.А.и воспитанников ДОУ 7-го года жизни «Мы вокруг берёзоньки хороводы водим», занявшая 2-е место в выставке-конкурсе детского творчества «Золотой ларец», проводимом в рамках городского фестиваля «Наши таланты родному краю» в технике «Работа с тканью» и 2 место в областной выставке детского творчества «Страна детства» в разделе декоративно-прикладного творчества.

(Этюд «АХ, ПОДРУЖКА ДОРОГАЯ…»)

Для проигрывания ролевых игр, разыгрывания диалогов мы используем различные варианты кукол:

Куклы с «живой рукой» , платковые куклы. Эти куклы дают возможность свободно двигаться. Развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов. (Этюд «НАУЧУ Я ДОЧКУ», Разыгрывание потешки «ЗДОРОВО, КУМА»).

Перчаточные и варежковые куклы привлекают своей яркостью, красочностью, динамикой, положительно воздействуют как на исполнителя, так и на зрителя. Кукла, играющая на сцене живёт для ребёнка не условно, она реальность, ожившая сказка. Кукла на руке ребёнка, выступающая для него в роли собеседника помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. (Использование кукол на сенсорной юбке, Кукольный спектакль «Теремок» с использованием театральной ширмы и декораций).

Этюды на фантазию и воображение занимают очень большое место в нашей работе. Этюды рождаются из строчек стихотворений или песенки, шутки, сценки, увиденной на улице. В этюдах с предметами мы стараемся «оживить» тот или иной предмет, сделать его движения похожими на человеческие, но вместе с тем стремимся найти и свойственные ему одному особенности. (Этюд «ТАНЯ СОБИРАЕТСЯ В ШКОЛУ»).

В своей работе мы используем кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Для этой цели мы разработали дидактическую куклу и серию упражнений, дидактических и творческих заданий, этюдных зарисовок.

Задачи:

  • развитие природных способностей,
  • образного мышления,
  • памяти,
  • эмоциональной сферы,
  • самосознания и самоконтроля.

Увлекаясь процессом работы с куклой, дети становятся

  • более спокойными и уравновешенными,
  • развивается произвольность психических процессов,
  • появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Наша кукла «без лица», что позволяет фантазировать - в каком настроении находится герой куклы. Для выполнения упр. ребёнку даётся целый набор для работы с лицом (глазки, ротики, брови), что позволяет моделировать 6 осн. эмоций: радость, спокойствие, удивление, грусть, испуг, злость.

Функции пособия: игровая, дидактическая, развивающая, развлекательная.

Интеграция образовательных областей:

Работая с куклой, ребёнок может проявлять через неё те эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок по каким-тио причинам не может или не позволяет себе проявлять. При помощи данного пособия можно проводить как целое занятие, так и его фрагменты.

Данное пособие можно использовать также иных дидактических задач: обучение

  • шнуровке,
  • плетению (работа в паре: д/и «Помоги куколке собраться»),
  • нанизыванию, (Д /и «Собери бусы»)
  • развитию тактильных ощущений (д/и «Узнай на ощупь») и др.

Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль или сделать куклу своими руками.

Игры и куклы можно и нужно использовать на занятиях по физической культуре. Инструктор по физической культуре в своей работе тесно взаимодействует с педагогами, воспитателями и медицинской сестрой по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, что является первостепенной задачей ДОУ.

Наша работа направлена на воспитание физически развитой, эмоционально стабильной личности. Мы стараемся помочь нашим воспитанникам научиться снимать мышечное и эмоциональное напряжение, преодолевать в себе такие качества, как стеснительность, замкнутость, агрессивность и развивать у них самостоятельность, общительность, умение включаться в совместную деятельность.

В достижении поставленных задач большим подспорьем для нас являются разнообразные куклы, ведь у дошкольников ведущий вид деятельности - это игровая деятельность.

На своих занятиях я часто использую плоскостные и перчаточные куклы. Плоскостные куклы я использую для обучения основным видам движений и введения общеразвивающих упражнений и упражнений дыхательной гимнастики у дошкольников младшего и среднего возраста, так как у них преобладает наглядно-образное мышление (например: летаем как птички; прыгаем как зайчики; идем как медведи). Плоскостные и перчаточные куклы используются и в подвижных играх, например «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Светофор», «Наседка и цыплята».

Перчаточные куклы я использую для проведения дыхательной гимнастики (кричим как петушок, шипим как гусь, пищим как мышь) и для введения рифмовок, например, с массажными мячами «Колобок», «Ёжик». Использование кукол на занятиях способствует развитию внимания, памяти, мышления, обогащает словарный запас детей. Куклы вызывают положительные эмоции у детей, что, в свою очередь, приводит к лучшему усвоению материала и повышает интерес к занятию.

На занятиях я часто использую приемы самомассажа. Во время самомассажа мы воздействуем на биологически активные точки на теле, что стимулирует развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Самомассаж полезен для развития мелкой моторики рук, он снимает напряжение и улучшает эмоциональное состояние человека. Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой практикум с использованием перчаточной куклы и массажных мячей. Приглашаю 5-7 желающих.

ПРАКТИКУМ (Приложение 5)э

Приложения

Приложение 1. ИНДИЙСКАЯ ПРИТЧА ПРО ТРЁХ КУКОЛ.

Говорят, будто один шах захотел узнать, умны ли подданные его соседа султана, и послал ему в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, я по весу; однако шах велел передать, что цены у них разные: одна кукла дешевле, другая дороже, третья ещё дороже, и просил дать ему ответ, почему это так. Придворные осмотрели все три куклы нашли, что никакой разницы между ними нет.

Вскоре слухи об этом подарке распространились по всему городу; о куклах узнал и стар и млад. Но никто не мог сказать, почему же этим одинаковым куклам разная цена.
И вот один бедный юноша, которого посадили в тюрьму за какой-то ничтожный проступок, попросил передать султану, что если ему позволят осмотреть кукол, то он, по милости аллаха и государя, узнает, какое между ними различие. «А если я окажусь прав, — говорил он, — пусть меня выпустят из тюрьмы».
Султан велел доставить юношу во дворец. Принесли кукол и поставили перед ним.
Юноша осмотрел их и заметил, что у всех трех в ушах просверлены дырочки.

Тогда он взял стебелёк и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у неё изо рта. Потом сунул стебелёк в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у неё из другого уха. Наконец, он сунул стебелёк в ухо третьей кукле, и весь стебелёк остался у неё в животе. Тогда юноша доложил:
— Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кому стоит что-то услышать, как он сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. На такого человека положиться нельзя. Потому-то цена этой кукле невелика.

Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, из другого вылетают. Этот человек беззаботный, он чужим речам не внимает и советов не слушает.

А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Этот человек достойный доверия, положительный, степенный. А потому цена этой кукле самая высокая.

Приложение 2. Этюд (ревность). В магазин за игрушками

Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир».

Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут.

Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть.

И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.

Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.

Ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.

А я хочу и корабль, и машину, - ответила собака.

Ну мы же договорились, - сказал хозяин.

А я хочу, хочу, - заныла собака.

Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, - сказал хозяин.

Нет, я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «так пусть не достаются никому».

Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек.

А дома у них состоялся разговор.

Какой разговор у них состоялся дома необходимо дописать ребенку совместно с родителями.

Приложение 3. Этюд (Застенчивость) «В гостях, но за домом».

Однажды хозяина пригласили на день рождения вместе с собакой. В гостях было весело, много вкусного, а главное - там тоже был пёс, который очень обрадовался приходу гостя с собакой. Но…..собака даже не поздоровалась, сразу спряталась за дом и сидела там, пока хозяин не позвал её домой.

Пожалуйста, в следующий раз приходи один, твоя собак очень невоспитанная, — сказал хозяину его друг. - Я думал, она хоть с моей поиграет….

Хозяин очень расстроился.

Что он сказал собаке, когда они вышла на улицу?

Что собака ему ответила?

Приложение 4. ЭТЮДЫ НА ФАНТАЗИЮ. «ДОБРЫЙ ЗОНТИК»

Первый эпизод . На грядке, укрывшись одеялом, спит Зонтик. Слышно тиканье часов. Звонок будильника. Зонтик привстает. Слышен звук зевающего человека. Зонтик приоткрывается, снова закрывается и шлепается обратно. Затем вскакивает и сильно встряхивается. Зонтик «разминается», делая несколько энергичных взмахов — открываясь и за-крываясь.

Раздается музыка в ритме веселого марша. Зонтик, подпрыгнув не-сколько раз, уходит.

Второй эпизод . На грядке появляется Домик. За ним гонится Туча с дождем (вырезанная из фанеры или картона, на палке-держалке). Догоняет Домик и «поливает» его. Домик пытается убежать, но Туча не отстает.

В музыке звучит тема Зонтика. Врывается Зонтик. Он раскрывается и закрывает Домик. Туча опускается ниже. Зонтик складывается, сбивает Тучу на землю, прогоняет ее. Помахав Домику, бодро уходит.

Третий эпизод . На грядке появляется Цветок (на этот раз сделанный из бумаги). Разбойничий свист. Выскакивает кривая, зазубренная Сабля. Делает круги около него, грозя срезать. Цветок уклоняется, мечется. Тема Зонтика. Вбегает Зонтик. Вступает в единоборство с Саблей. Фехтуют. От сильного удара Сабля переворачивается и вонзается в землю. Зонтик вколачивает ее в землю по рукоятку. Пробует, крепко ли вбито, и, поклонившись Цветку, уходит. Цветок благодарно машет головкой.

Четвертый эпизод . Появляется лист картона. На нем нарисова-ны Он и Она, сидящие в обнимку на скамейке, спиной к зрителям. За сценой раздается ехидное хихиканье. Появляется рука и пальцем показывает на парочку. Картон поворачивается и становится к зрителям ребром. Рука перебегает на другую сторону. Хихиканье. Много рук. Картон снова в прежнем положении.

Под свою музыку вбегает Зонтик. Пытается разогнать насмешников. Но насмешников слишком много. Пометавшись, Зонтик принимает един-ственно правильное решение — приближается к парочке, раскрывается и загораживает ее. Руки собираются, советуются, перебирая пальцами, и, безнадежно махнув, уходят.

Пятый эпизод . Комната Зонтика. Зонтик входит усталой «походкой». Ложится на грядку и укрывается одеялом. Поворочавшись, засыпает. Музыка стихает. Тиканье часов.

Приложение 5. Сказка о ежике.

Еж - перчатка:

Я - славный непоседа-ёж,
На клубочек я похож,
На спине ношу иголки
Очень-очень колкие.
Хочу с вами поиграть,
Ваши пальчики размять.
Расскажу вам сказку я (сказку о ежике, друзья)
Про лесного ежика (расскажу сегодня я).

В одном сказочном лесу, в маленьком домике жил колючий непоседа-еж (спрятать мяч в ладонях). Однажды утром, маленький ежик проснулся, вышел из домика (раскрыть ладони) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по лесным дорожкам (прямыми движениями прокатывать мяч между ладонями) и прикатился на большую лесную поляну с цветами (круговые движения мячом по ладони). Цветы очень понравились ежику, и он стал их нюхать (прикасаться кончиками пальцев в щепотке к мячу и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки, и закапал теплый грибной дождик: кап-кап-кап (стучать кончиками пальцев по мячу) .

Ежик спрятался под большим зеленым листом (ладонью руки укрыть мяч) , а когда дождь закончился, маленький еж выглянул из-под листа и увидел на поляне много грибов (раскрыть ладони). Обрадовался ежик (подбрасывать и ловить мяч) и решил собрать грибы для своей мамы. Еж осторожно насадил грибы на иголки (кончиками пальцев прикасаться к мячу) и побежал домой (прямыми движениями прокатывать мяч между ладонями). Мама обрадовалась и похвалила ежика (погладить мяч ладонью). А вечером довольный маленький еж лег в свою кроватку и сладко уснул (спрятать мяч в ладонях).

Еж - перчатка

А на прощание у меня
Для вас есть пожелание:
Чтоб ничего не забывать,
Здоровым быть, внимательным,
Делайте себе массаж!
Каждый день, желательно!

Татьяна Белоусова

В данном проекте происходит интеграция ОО : «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационно-коммуникативные технологии, метод моделирования. игровые методы, мнемотехника, куклотерапия, обучение в сотрудничестве.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети группы № 10 (подготовительный, старший и средний возраст, дефектолог, родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей, их музыкальности, познавательного и речевого развития.

Задачи проекта:

1. Активизировать познавательный интерес детей.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

3. Снимать зажатость и скованность.

4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

5. Развивать чувство ритма и координацию движений.

6. Развивать пластическую выразительность.

7. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

8. Развивать дикцию.

9. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

10. Знакомить с театральной терминологией.

11. Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемый результат:

1. Дети умеют действовать согласованно.

2. Умеют снимать напряжение в отдельных группах мышц.

3. Запоминают заданные позы.

4. Умеют произносить слова, фразы в разных темпах, громко-тихо.

5. Умеют строить простейший диалог.

6. Знакомы с основами кукловождения.

7. Знают историю кукольного театра.

Использование кукол по лексическим темам недели.

Овощи. - Мышка

Фрукты. - Обезьянка

Ягоды. Грибы. - Ёжик

Осень. - Мудрая сова

Деревья. - Белочка

Дикие животные наших лесов. - Мишка

Дикие животные южных, северных стран. - Бегемот

Домашние животные- Кошка

Домашние птицы. - Петух

Семья. - Дедушка

Наш город. Наш край. - Бабушка

Россия- родина моя. - Иванушка

Зима. Зимние забавы. - Иванушка

Зимующие птицы. - Снегирь

Новый год. - Снеговик

Игрушки. - Робот

Посуда. Продукты питания - Федора

Одежда. Головные уборы - Маша

Обувь. - Кот в сапогах

День защитника Отечества. - Заяц-хвастун

Мебель. - Три медведя

Мамин праздник. - Маша

Профессии. - Иванушка

Инструменты. -Три поросенка

Весна. - Облачко

Перелетные птицы. - Сова

Космос. - Собака

Человек. - Фиксик Нолик

Рыбы. - Золотая рыбка

День Победы. - Дедушка

Насекомые. - Бабочка

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие Речевое развитие

Беседы на тему

«Как появилась первая кукла?»

«Первый кукольный театр»

«Любимые куклы разных стран»

Рассматривание карт России и мира.

Составление творческих расска-зов:

«История одной куклы»

«Мой поход в театр»

Составление словесных описаний

«Угадай, что за кукла?»

«Моя любимая кукла» (использование мнемотаблиц)

Написание сценариев к мини-спектаклям.

Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.

Работа с родителями в рамках проекта:

Оформление альбома «Театр и дети»

Консультация для родителей «Кукольный театр на вашей кухне»

Совместное посещение театра

Изготовление кукол из бросового материала

Заключительный этап: показ кукольного спектакля для родителей и гостей.


Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Педагогический проект. «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги) Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги). «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (народная мудрость) Пояснительная.

Позновательно - исследовательский проект «О чем молчат куклы» Тема проекта «О чем молчат куклы» Авторы проекта: Группа воспитанников средней группы № 2 МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольск Руководитель.

Вид проекта: информационно-познавательный,творческий. Продолжительность:краткосрочный. Участники проекта:дети подготовительной группы,.