Лэпбук «Осень» своими руками для детей подготовительной группы. Лэпбук «Осень» для детей средней группы

татьяна шапошникова

На страницах нашего любимого сайта МААМ последнее время довольно часто появляются Лэпбуки на различные темы . Мне они сразу понравились, с того момента, как я его увидела впервые!И конечно же решила тоже попробовать себя в изготовлении лэпбука . Конечно же я стала изучать в интернете материал по теме. И вот что можно выделить. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки . Он представляет собой другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки в которых организован и записан изучаемый материал. Лэпбук не средство обучения , а особая форма организации учебного материала. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал) .

Это удобный способ для повторения пройденного. если Лэпбук будут изготавливать воспитатель совместно с детьми, то дети научатся самостоятельно собирать и организовывать информацию, что в будущем поможет им самостоятельно подбирать материал например для проектной работы или для будущей учебы в школе. Так как у меня сейчас маленькие дети, я собирала информацию самостоятельно, старалась, чтоб материал был доступным для детей среднего возраста . Вот что у меня получилось.

Публикации по теме:

Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет) Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних.

Данный лэпбук "70 лет Победы" сделан для старшей группы детского сада. Лэпбук предназначен для ознакомления детей с основными событиями.

Данный лэпбук сделан для средней группы детского сада (дети от 4 до 5 лет) На левой части лэпбука расположены конверты "приметы весны".

Пока нахожусь в отпуске придумало еще один Лэпбук на тему наступающей осени. Уж очень мне понравилось создавать их В лэпбук вошли: информация.

Осень в лесу. Праздник для детей средней группы Осень в лесу для средней группы №3 Дети входят в зал с осенними веточками под вальс Грибоедова «E-moll» (На экране иллюстрация осени в лесу).

Открытое мероприятие по познавательному развитию детей средней группы «Осень в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 станицы Варениковской Конспект открытого мероприятия.

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы «Постучалась в двери осень» «Постучалась в двери осень» Сценарий осеннего праздника для детей средней группы Дети под музыку входят в зал Ведущий: Постучалась в двери.

Лэпбук «Ёжик в гостях у осени». Дидактическое пособие по окружающему миру (для детей 3-4 лет)


Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию инструкцию по изготовлению лэпбука «Ёжик в гостях у осени».
Данная публикация может быть полезна педагогам ДОУ, работающим с детьми 3-4 лет и родителям.

Цель: распространение педагогического опыта по созданию дидактического пособия (лэпбука) на тему «Осень».
Задачи: закрепить и систематизировать у детей знания, умения и навыки по темам «Дикие животные осенью»; «Осенние признаки в природе»; «Фрукты, овощи, ягоды»;
развивать у воспитанников навыки счёта до 5; устную речь, логическое мышление, память, воображение и фантазию;
тренировать мелкую и крупную моторику;
воспитывать любознательность и экологическую культуру.

Пошаговая инструкция по созданию лэпбука

Оборудование и материалы


Для изготовления лэпбука я использовала папку с канцелярскими резинками; папку из-под картона; цветной картон; конверты пластиковые и бумажные; декоративные прищепки, клей, ножницы, скотч односторонний и двусторонний;
Для наполнения лэпбука использовала многофункциональное пособие-тренажёр «Ёжик»; разнообразные картинки для дидактических игр; мягкие пазлы; стихи и загадки об осени.

Изготовление титульного листа


Для создания титульного листа я взяла картонную папку из-под использованного картона, из которой вырезала «ёжика», надписи выполнила сама, все детали заламинировала и наклеила на обложку при помощи скотча.
Дидактическая игра-тренажёр «Ёжик»
Тренажёр «Ёжик» был изготовлен заблаговременно.
Цель: закрепление знаний о диком животном – еже.
Задачи: уточнить, чем питается дикое животное (ёжик); повторить основные цвета; формировать навыки начального счета (до 5) и умения соотносить количество предметов с числом; формировать у детей понятия «один», «много», «мало», «ни одного», «маленький», «большой»; развивать крупную и мелкую моторику; поддерживать интерес к представителям животного мира; воспитывать любознательность и активность.

В прозрачном конверте разместила «Ёжика», выполненного из фетра, на одну его сторону нашиты, кнопки, липучки, крючки – разные виды для крепления деталей. На обратной стороне крепёжки отсутствуют; мобильные детали крепятся непосредственно на основу пособия.
В полупрозрачном конверте находятся детали для игры - «грибы», «ягоды», яблоки» и карточки с цифрами.
С тренажёром – ёжиком дети могут играть как самостоятельно, так и педагогом, родителями.

Вопросы и задания:
-Чем питаются в природе ежи?
-Чем ёжик отличается от других животных?
-Для чего природа наделила его колючками?
-Помогите ёжику сделать запасы на зиму.
-Как вы считаете, будет ли ёжик есть ядовитые грибы? Почему?
-Назовите съедобные и ядовитые грибы.


Дидактическая игра «Друзья ёжика». «Разрезные картинки»
Цель: повторение тем «Дикие животные» и «Признаки осени в лесу».
Задачи: закрепить знания об осенних признаках в природе и среде обитания диких животных; формировать умения классификации предметов по содержанию и смыслу; тренировать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.

В конверте я разместила разрезные карточки с изображением диких животных и осеннего пейзажа, которые детям предлагается собрать.

Вопросы:
-Найдите лишний предмет (дети указывают на картинку - пейзаж).
-Какое время года изображено на пейзаже?
-Почему вы так решили?
-Как человек должен вести себя на природе (в лесу, на речке)?

Дидактическая игра «Где чей хвост?»
Цель: повторение об особенностях строения тел диких животных.
Задачи: напомнить детям о том, что у каждого дикого животного имеются четыре лапы, одна голова, туловище и хвост; тело покрыто шерстью, есть зубы и когти; развивать устную речь и логическое мышление; тренировать мелкую моторику; воспитывать любознательность.

Детям предлагаются подобрать хвост к животному (волку, лисе и зайцу).

Вопросы и задания:
-Какая часть тела отсутствует у этих животных?
-Подберите хвосты к животным.
-Какие ещё части тела есть у всех животных?
-Для чего животным нужны лапы, клыки, шерсть, хвосты?

Дидактическая игра «Собери пазлы и назови предметы одним словом»

Цель: повторение понятий «фрукты» «овощи», «ягоды».
Задачи: формировать умения классификации предметов; развивать крупную моторику; воспитывать эстетические чувства.

Воспитанникам предлагается собрать мягкие пазлы и назвать предметы одним словом.
Картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод в кармашке периодически заменяются.


Для заполнения этой части папки я изготовила конверты из цветного картона «осенних цветов», придав им форму геометрических фигур – прямоугольника, круга и треугольника.

Дидактическая игра «Раскрась предмет и найди его тень»

Цель: повторение темы «Дикие и домашние животные»
Задачи: учить отличать дикое животное от домашнего; повторить название геометрической фигуры – прямоугольника, закрепить названия основных цветов; формировать навыки аккуратного раскрашивания мелких предметов; развивать мелкую моторику; воспитывать любовь к живой природе.

Детям предлагается сопоставить изображение животных (зайца, зебры, лисы, кота) со своей тенью (соединить линией).

Вопросы и задания:
-Определите, где чья тень.
-Назовите лишнее животное.
-Почему вы так решили?
-Назовите других домашних животных.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
Цель: повторение тем «Овощи» и «Ягоды».
Задачи: учить классификации предметам по определённым признакам; повторить название геометрической фигуры – круга; закрепить названия основных цветов; развивать логическое мышление и фантазию; воспитывать внимательность.

Среди картинок с овощами размещается иллюстрация с ягодой земляникой.

Вопросы:
-Какой предмет лишний? (Земляника)
-Почему? (Это ягода)
-Какие ещё ягоды вы знаете?
-Что можно приготовить из ягод?
-Что можно приготовить из овощей?

Дидактическая игра «Покорми животное и раскрась его»


Цель: повторение темы «Питание диких животных».
Задачи: поговорить об особенностях питания животных; повторить название геометрической фигуры – треугольника; повторить названия основных цветов; развивать логическое мышление, устную речь, мелкую моторику; воспитывать любознательность.

На листе бумаги изображены животные: белка, медведь, заяц, кошка, собака; пища для животных: кость, мёд, орехи, рыба, морковь.
Задание: правильно соединить предметы стрелками.

Вопросы и задания:
-Какое животное чем питается?
-Назовите лишнее животное. (Собака)
-Почему вы так решили? (Она-домашнее животное, остальные-дикие)
-Как нужно относиться к своим домашним животным? А к чужим?

4 блок (для педагогов)

В четвёртом блоке я разместила вспомогательный материал для педагогов:
стихотворения и загадки на тему «Осень» для самых маленьких, а также – упражнения для пальчиковой гимнастики./i]

Стихи об осени
Осень, осень, не спеши
И с дождями подожди.
Дай еще нам лета,
Солнышка и света.
(А. Тесленко)
* * * * *
Октябрь
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
(В. Берестов)
* * * * *
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
(И. Могилевская)
* * * * *
Летят дождинки
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!
(И. Демьянов)


Упражнения для пальчиковой гимнастики
«Осень»:

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится, – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем. – постучать ногами
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

Загадки об осени
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …(Листопад)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?..(Дождь)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (Зонт)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (Лужи)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке - бархат синий.
Это что такое? (Иней)

Лэпбук — эксклюзивное изобретение родом из США. Задумка данного предмета чрезвычайно интересная. Суть состоит в том, чтобы обучать детей с помощью разнообразных картинок и рисунков. Довольно просто сделать Лэпбук своими руками, шаблоны скачать бесплатно можно по ссылке в конце данной статьи.

А для начала предлагаю разобраться подробнее, что это за изобретение, как его лучше создавать.

Разновидность и цель Лэпбука

Чтобы наш малыш познавал мир придумано различное множество вещей: книги, игрушки, приложения на планшетах и смартфонах, компьютерные программы. Также для этих целей многие люди делают видео-ролики на YouTube, где рассказывают детям о разных предметах и обучают их арифметике, правописанию и иными способами подготавливают детей к детскому саду, а затем и к младшим классам школы. Можно смотреть ролики, покупать дорогостоящие игры и приложения, а можно и сделать обучающий предмет своими руками! Сегодня речь пойдёт как раз о втором варианте для усидчивых и трудолюбивых.

Лэпбук представляет собой папку, созданную из картона, внутри которой разных размеров кармашки. В них можно вкладывать фотографии, наглядные рисунки и аппликации. Такая подача поможет провести занятие с ребёнком в наглядной понятной форме, и вызвать детский интерес.

Лэпбук может быть узко направленным, специализированным на какой-то науке, к примеру, по экологии, по математике, по развитию речи, УМК, ПДД. Цель Лэпбука состоит в том, чтобы малыш выучил что-то новое, поэтому лэпбук для младшей группы и раннего возраста может быть создан по сказам, диким животным или насекомым. Также популярны варианты Моя семья,Мой город, Лэпбук по безопасности, музыке, овощам — для детей 4 лет, малышам и подготовительной группы.

Примеры Лэпбуков

Итак, Вы приготовили все материалы, проявили всю свою фантазию касаемо картинок, цифр, и смело можете приступать к изготовлению лэпбука, который довольно просто сделать своими руками, отталкиваясь от наших примеров, доступных для скачивания по ссылке ниже.

Пример плана Лэпбук-папки к первому сентябрю: в ней нам нужно познакомить малыша с названиями школьных предметов; провести с помощью картинок беседу о правилах поведения; рассказать, как правильно собирать портфель; немного полезных пословиц (исключительно для развития лексикона); и самое главное — рассказать о пути в школу и обратно домой, если ребенок будет ходить без родителей.

В целом Лэпбук можно разделить на несколько разновидностей:

  1. Праздничные.
  2. Для учёбы.
  3. Предназначенные рассказать с помощью картинок краткую автобиографию ребёнка.
  4. Сделать оригинальный подарок (кстати, музыкальное сопровождение будет огромным плюсом).

Формы и внешний вид

Если говорить о форме Лэпбук, Ваша креативность сыграет немалую роль: в итоге может получиться простая книжка с оригинальной идеей, папки разных геометрических фигур и много других форм. Создавая Лэпбук папки, Вы приучаете своего малыша к усидчивости, у него развивается воображение и ребёнок привыкает к аккуратности.

С помощью данной игры ребёнок выучит азбуку, цифры, географическое расположение стран, у него будет развиваться логическое мышление, и в скором времени Вы увидите заинтересованность к познанию нового. Думайте, творите, проявляйте свою фантазию и создавайте шедевры для развития Вашего ребёнка. Поверьте, Вы заинтересуете своего малыша и в будущем будете делать Лэпбук папки вместе. Факт совместного творчества будет ещё более полезен детям.

Основа лэпбука - картон.

Разделы лэпбука:

  1. Расскажи-ка об осени (связный рассказ с опорой на картинки);
  2. Осенние месяцы;
  3. Назови зимующих и перелетных птиц;
  4. Дидактическая игра «Собери картинку»;
  5. Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»;
  6. Осенние пословицы;
  7. Загадки про осень;
  8. Признаки осени;
  9. Стихи про осень;
  10. Животные осенью.

Расскажи-ка об осени:

Осенние месяцы:

Назови зимующих и перелетных птиц:

Дидактическая игра «Собери картинку»:

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»

Осенние пословицы:

В сентябре всякое семя из колоса плывет.

Спустя лето по малину не ходят.

В сентябре огонь и в поле и в избе.

Серенькое утро - красный денек.

В сентябре земля наряжается в зеленя.

Сентябрь - отменная пора.

Сентябрь - чародей цвета.

Осенней озими в закрома не кладут.

В закромах зерно - на душе тепло.

Сколько ни ненастится все равно прояснится.

Колос дорог - хоть и мал, подбери, чтоб не пропал.

Будет дождь - будут и грибы.

Быть бы ненастью, да дождь помешал.

В осень и у вороны копна.

Ноябрьские ноги до снега темны.

Загадки про осень:

Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?
(Листопад)

Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит...(Листопад).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Отгадка (ответ): Осень.

Всех наградила, все загубила.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я… (осень).

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Только ноги на земле.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это…

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет? (Дождь)


Признаки осени:

Стихи об осени:

Следом за летом

Осень идёт.

Жёлтые песни

Ей ветер поёт,

Красную под ноги

Стелет листву,

Белой снежинкой

Летит в синеву. (В. Степанов)

Кончается лето,

Кончается лето,

И солнце не светит,

А прячется где-то.

И дождь-первоклассник,

Робея немножко,

В косую линейку

Линует окошко. (И. Токмакова)

В лесу осиновом

Дрожат осинки.

Срывает ветер

С осин косынки.

Он на тропинки

Косынки сбросит -

В лесу осиновом

Наступит осень.

(В. Степанов)

В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок —

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с (октября)

В октябре дни станут тише,

Будет дождь шагать по крышам,

Стаи птичек перелетных

Улетят от дней холодных,

Но все звери спать в норе

Лягут только в (ноябре)

В ноябре на лужах лед

Блеск зеркальный наведет,

За окном и по опушкам

Будем вешать мы кормушки

И покормим снегиря

На пороге (декабря)

О. Емельянова

Опустел скворечник -

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят...

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

(И. Токмакова)

Наступила осень

Осень наступила,

Начались дожди,

До чего ж уныло

Выглядят сады.

Потянулись птицы

В теплые края.

Слышится прощальный

Клёкот журавля.

Солнышко не балует

Нас своим теплом.

Северным, морозным

Дует холодком.

Очень уж печально,

Грустно на душе

От того, что лето

Не вернуть уже.

Е. Арсенина

Животные осенью

Информация о лэпбуке

Название лэпбука

Предмет

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Класс

3 (спец. коррекц.VIII вид)

Тема

Осень. Обобщающий урок.

Аудитория

Обучающиеся 3 класса с ОВЗ (УО)

Цель лэпбука

Систематизация и актуализация знаний обучающихся по теме осень

Задачи лэпбука

1. Обобщение знаний по теме осень.

2. Развитие навыком работы с лэпбуком.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Разделы лэпбука

Стихи про осень

Осенние загадки

Грибы (съедобные и несъедобные), правила сбора грибов

Три сезона осени (по месяцам): ранняя (сентябрь), золотая (октябрь) и поздняя (ноябрь)

Дидактическая игра «Собери урожай» (распределить по корзинкам овощи и фрукты)

Осенний календарь (праздники осени)

(цель: расширять представление обучающихся о международных и

всероссийских праздниках)

Дидактическая игра «Одежда» (карточки с одеждой и обувью)

Пословицы, поговорки, приметы об осени

Как звери готовятся к зиме

Структура лэпбука

Стихи про осень

Осенние загадки


Грибы (съедобные и несъедобные), правила сбора грибов


Три сезона осени (по месяцам): ранняя (сентябрь),

золотая (октябрь) и поздняя (ноябрь)

Дидактическая игра «Собери урожай»

(распределить по корзинкам овощи и фрукты)



Осенний календарь (праздники осени)

Дидактическая игра «Одежда» (карточки с одеждой и обувью)

Пословицы, поговорки, приметы об осени

В сентябре днём погоже, да по утрам негоже.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Гром в сентябре - к долгой осени.
Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.

********
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается..
В ноябре тепло морозу не указ.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

Как звери готовятся к зиме

Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!