НОД по ознакомлению с окружающим «До чего ж ты хороша, русская матрёшка! Нод "русская игрушка- матрешка".

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»

Дергилёва Татьяна Александровна, МБОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа», село Блюменталь, Беляевского района, Оренбургской области
Описание работы: Представляю вам конспект НОД на тему «Русская матрёшка», предназначенный для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Так же возможно использование материала для урока рисования в начальном звене школы. Этот конспект интегрированного занятия, направленный на знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
Знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием матрешек.
Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.
Воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание экспонатов мини-музея «Русская матрешка», чтение художественной литературы по данной тематике.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Матрешки разных размеров, форм, расцветок,ноутбук и проектор,принадлежности для рисования по количеству детей(бумага,краски,кисточки,баночки,салфетки).

Ход занятия

Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю.
Воспитатель загадывает загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.

Воспитатель: Дети, вы правильно догадались, сегодня мы поговорим о матрешках, и раскрасим матрешек.
Рассказ воспитателя

(сопровождается показом слайдов)
Воспитатель: Матрёшка- русская игрушка из дерева в виде расписной куклы, внутри неё находятся такие же куклы меньшего размера. Число вложенных друг в друга кукол может быть от трех и более. Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?
Дети: Овал.
Воспитатель: Плоская фигура овал, а объемная матрешка имеет форму, которая называется овоид.(Эту объемную геометрическую фигуру мы не изучаем,но можно сообщить в качестве ознакомления.) Дно игрушки делают плоским для устойчивости. На что похожа матрешка?
Дети: На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик.
Воспитатель: Давайте посмотрим, из скольких частей состоит матрешка и сколько их у нас вложено друг в друга.(Дети открывают и считают)
Дети: Матрешки состоят из двух частей, только последняя, самая маленькая- из одной.


Воспитатель: Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Игрушечная фигурка была необычной. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.


Первая матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали девушек и мальчиков разных возрастов. Первая матрешка была расписана собственноручно художником Сергеем Малютиным(1859-1937).


Также художник Сергей Малютин расписал матрешек, так чтобы за девочкой шел мальчик. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую древесину. Хорошо режется,мягкая и податливая липа, реже делают из ольхи или березы.
Подходящее дерево рубят ранней весной, снимают частично кору, чтобы дерево сохло медленно. Сушат несколько лет, следят чтобы хорошо проветривалось.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Вот как обрабатывают на станке заготовку.
Самую маленькую куклу, не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Измеряют высоту, отпиливают необходимую заготовку, разделяют её пополам.
Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз.



Посмотрите на этом фото видно в разрезе, как матрешки расположены внутри.

После изготовления заготовок их еще сушат, покрывают лаком. Затем уже её красят художники. Используют разные краски, но чаще гуашь.


Традиционной русской матрешкой считается женщина в жёлтом платочке и красном сарафане.Но сейчас авторская роспись матрешек может быть очень разной, посмотрите- тут и сказочные герои и политики и различные природные сюжеты.



Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается.





ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами распишем матрешку. Использовать будем акварельную краску. Какие части тела и одежда рисуются на заготовках матрешек? (ответы детей) У всех матрешек прорисовывается лицо, платок. А руки рисуются не в каждом наборе матрешек. Это зависит от замысла художника. Мы будем использовать готовые шаблоны матрешек. Остается только раскрасить их. Обсудим- какие цвета используем.Во время работы воспитатель оказывает необходимую помощь.
Вот такие шаблоны предоставлены детям.


Если вы хотите использовать материал в начальных классах,то тогда шаблоны могут быть такими:



Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему? Рисунки после высыхания поместим на выставку работ.

«НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка» Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка» Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной...»

НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка»

Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка»

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность; учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Вызвать желание создавать красоту своими руками. Углублять представления о пословицах и поговорках. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «ярмарка».

Материалы: матрешки, иллюстрации с изображением цветов, дерева – липы.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Расскажу я вам сегодня об игрушках, которые давно известны в нашей стране. Догадайтесь, о каких игрушках идет речь?

Ростом разные подружки

И похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

(матрешка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые … (матрешки)

Конечно, это матрешка, самая необычная игрушка. (Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться.


) Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Любуешься на нее и сердце радуется. А вы знаете, откуда матрешка к нам в Россию пришла? Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья, поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (Деревянная) Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (Раньше русские женщины обязательно ходили в платках.) Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Потрогайте, погладьте матрешку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? (ответы детей) Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

«Люби дело – мастером будешь»

«Всякий мастер сам себе дивится»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. (обратить внимание на выставку матрешек.)

Игра «Скажи, какая?»

Матрешка какая? (Веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.)

Лицо у матрешки какое? (Веселое, грустное, радостное, румяное, красивое,детское, милое, доброе, озорное, лукавое.)

Платок какой? (Пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.)Сарафан какой? (Русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.)

Фартук (передник) какой? (Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.)

Сосчитайте, сколько в какой матрешке других меньших матрешек? (ответы детей)

Обратите внимание, что у каждой матрешки на сарафане букет цветов. Вам нравится? Не хотите ли спеть про матрешек?

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красные сапожки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красненькие щечки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Побежим, побежим

По крутой дорожке!

Посмотрите на матрешек, они румяные, улыбающиеся. И маленькие, и побольше, и совсем большие… Одна рыжекудрая, вторая – с черной косой, третья – с озорным прищуром, четвертая – с большими, как блюдечки, голубыми глазами! Цветут на матрешкиных одеждах розы, распускаются тюльпаны, сплетаются в гирлянды пышные гвоздики.

Отгадайте, какие цветы нарисованы на сарафанчиках наших матрешек?

Загадывание загадок (Предложить отгадку показать на картинке и на сарафане.)

Прекрасная красавица

Боится лишь мороза,

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек? (роза)

Все знакомы с нами:

Яркие как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми …(гвоздиками)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи его найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

Матрешка с каким цветком на сарафане или платочке вам нравится больше? Почему? (ответы детей)

Игра-конкурс «Матрешки».

Выбрать считалкой трех игроков. По сигналу они наряжаются матрешками. Для них уже приготовлены сарафаны и платки. Выигрывает тот, кто быстрее нарядится. победители пропевают и выполняют движения «Ладушки» - хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пяточку, стучат каблучками, кружатся.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

А теперь предлагаю вам стать настоящими художниками и украсить матрешкам сарафаны, рубашки и платочки. (Проводится рисование на тему «Русская матрешка

В течении недели мы рисовали, лепили, применяли нетрадиционные техники изображения матрёшек (техника торцевания, точечный рисунок, барельефная лепка, дископластика, работа с крупой)

Выставка поделок

Итоговое мероприятие « День рожденье у Матрёшки»

Похожие работы:

«Среднесрочное планирование по английскому языку в 8 классе 2 четверть Учитель: Абдрахманова Бибигуль АйдарбековнаГУ "Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района" Основная идея: создать условия для внедрения каждого модуля в серию последовательных уроков. Ц...»

«Логопедического занятия для учащихся 1-х классов.учитель-логопед Бурлуцкая Ю.М. Тема: "Звук З" Цель занятия: Научить детей правильному произношению звука "З", различать звуки на слух и в произношенииЗадачи: Закреплять правильную артикуляторную позицию при произнесении звука З. Закреплять...»

«Важность и необходимость создания условий для комфортного перехода школьника из младшего звена в среднее.Если не знать конкретного лексического значения этого термина, хочется думать, что оно рождено переводом украинского слова "приемный". Во всяком случае, в самом процессе, с таким громким названием, должна преобладать приятность и естественн...»

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ильинка. Принято педагогическим Утверждаю Советом школы директор МКОУ СОШ с.ИльинкаПротокол №1 от 29.08.2014 Н.А.Белозор Приказ № от _ Рабочая программа По (внеурочной деятел...»

«Сценарий детского утренника в ДОУ "Дождинкины осенины" Вед: Добрый день! Какой сегодня чудесный день. Все вокруг стало золотым и ярким. Как вы думаете откуда появилась такая красота? (Пришла осенняя пора) Вед: (тихим голосом) Ребята, давайте заглянем в необыкновенно красивое, сказочное царство Осени....»

Программные задачи: Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия) ; формировать интерес к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Предварительная работа. Разучивание слов игры «Матрешки и мышки» .

Словарь. Сундучок, Дарума, матрешка семеновская, матрешка загорская, матрешкка полхов-майданская.

Демонстрационный материал. Сундук, презентация «Происхождение матрешки» , иллюстрации Дарума, игрушек-матрешек (семеновской, загорской, полхов-майданской) , игрушка- матрешка, аудиозаписи.

Раздаточный материал. Заготовки матрешек, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, клей-карандаш, салфетки.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята! Моя младшая дочка Варвара спросила у меня сегодня утром: «Мамочка, а что такое добро?» Я задумалась, но не смогла сразу ответить на ее вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?

В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Воспитатель. Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок. Этот сундучок подарила мне моя мамочка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его - он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю - береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж двести лет ему, а может, и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Пред-положения детей.)

А попробуйте угадать на ощупь. (Если дети не угадывают, воспитатель загадывает загадку.)

Они и летом, и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки -
И пойдут плясать... {матрешки).

А хотите заглянуть? (Воспитатель открывает сундучок.) Ой, ребята, а кто здесь? Правильно, это матрешки. Да какие красивые! Как вы думаете, как появилась эта кукла?

Основная часть

Впервые разъемную игрушку-куклу придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Дарума - это бог счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - это его помощники. Показ презентации

Более ста лет назад впервые появилась русская внучка для японского старичка. Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме - сарафане, переднике, платочке, - была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки-помощницы - в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал мала меньше. Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой? (Предположения детей.)

Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: Матренами в то время звали очень многих девочек, вот и стала называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой, так и закрепилось имя Матрешка.

А для чего этих матрешек сделали? (Предположения детей.) Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

ИГРА «МАТРЕШКИ И МЫШЬ»

(Динамическая пауза)

Вот матрешечки гуляли,
В лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели,
Вкусны ягодки поели.

Как матрешечки устали -
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.

Только слышат вдруг подружки
Прямо на лесной опушке
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.

Ой, Матрешка, берегись!
Оказалось, это мышь!

Воспитатель. На Руси много городков и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек. А из чего мастера их вырезают? Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие и все такие разные. Как это получается?

У загорской матрешки двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу - и готовы губы бантиком. Две пряди волос прячутся под платок и завязываются узлом. Платок и передник оформляются простым цветочным узором.

А семеновской матрешке мастера делают «наводку» черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками, колосками. Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые. Основные цвета - фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор - цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника...

Давайте, ребята, еще раз полюбуемся матрешками. Возьмите матрешек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А как вы думаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь.

А вы хотите подарить свою любовь? А кому?

Пальчиковая гимнастика.
Поплясали, поиграли
И немножечко устали.
Будем, дети, отдыхать

И матрешек наряжать.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем.

Сами в гости к вам придем.

Давайте украсим матрешек и подарим тем, кто заботится о вас и кого вы любите.

Дети выкладывают и приклеивают узоры на матрешках с помощью геометрических фигур разного цвета, формы, величины.

Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Кукла-матрешка - это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых.

Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок.

Такую игрушку-матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную матрешку. А почему игрушку называют народной? (Ответы детей.) Ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

Рефлексия.

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. О чем бы вы хотели рассказать родителям?
  3. Кто же такая кукла-матрешка?

А в заключении мы хотим подарить тепло и доброту нашим гостям. Наши девочки матрешки покажут свой танец, (танец матрешек) .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка»

Непосредственная организованная деятельность

в средней группе

ТЕМА: «Русская красавица-матрёшка!»

Воспитатель 2 кв.к.: Молокова Е.Н.

2013-2014 уч.г.

Цель:

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.

Задачи:

Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).

Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.

Словарная работа : Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Организационный момент: Игровое упражнение «Солнечные лучики»

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).
- А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.

Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

1 ребенок:

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются- матрёшки .

2 ребенок:

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Воспитатель:

Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева … художник, мастер.

Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.

Воспитатель:

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, (
«Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. (
«Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели.
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали.
(Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так,
(Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали.
(Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
(Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки.
(«прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
(Дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель: Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Продуктивный блок.

Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок раскрашены, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т.д.), клей, кисточки, салфетки).

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (вспоминают правила работы с клеем). Ну, что ж, друзья, за работу.

Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
Итог занятия:

Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Конспект НОД « Русская народная игрушка - матрешка » ОО «Познавательное развитие» 1 младшая группа

Цель: Закрепление знаний детей о русской народной игрушке – Матрешке. Программное содержание: Образовательные задачи: систематизировать и уточнить представления об игрушке; закрепить умение различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая; закрепить представления детей о понятиях «один» и «много». Развивающие задачи: развивать логическое мышление, воображение, речь, умение отвечать на вопросы. Развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку. Вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку. Развитие общей и мелкой моторики. Воспитательные задачи: формировать эмоциональное положительное отношение к русской народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие. Словарная работа: большая, маленькая, поменьше, самая маленькая, один, много. Оборудование: большая матрешка; бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки; матрешки на каждого ребенка. Репертуар «Мы веселые матрешки». Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворений о матрешках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрешек, беседы о матрешках, слушание песни «Мы веселые матрешки».

Ход занятия:

Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в зал.

Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад увидела чудо чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим) . Тогда слушайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

Основная часть.

Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(Матрешка)

Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)

Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.

Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)

Значит она какая? (Деревянная)

Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)

Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.

Д/и «Разбери и собери матрешку»

У каждого по одной матрешке, внутри которой еще 2.

Воспитатель. Сколько у вас матрешек? (одна)

Кира сколько у тебя матрешек? (одна)

А у тебя Варя? (одна)

Воспитатель. Теперь разберите матрешку.

Сколько у вас матрешек? (много)

Ангелина сколько у тебя матрешек? (много)

А у тебя Маша? (много)

Артем покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

Эвелина, покажи мне матрешку поменьше?

Коля, покажи мне матрешку самую маленькую.

А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»

Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

Продуктивная деятельность (рисование) «Узор для матрешки»

Воспитатель обращает внимание детей на силуэты матрешек из белой бумаги.

Ребята, посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками.

Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.

Рефлексия.

Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?