Пальчиковые игры для 3 4 лет. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Маленькие дети очень любознательны, и мамы, зная это, изучают методики всестороннего развития ребенка.

Пальчиковая разминка – отличный способ проводить с ребенком свободное время, а также в игровой форме обучать его новым и полезным навыкам, развивать его способность к запоминанию и концентрации внимания.

Вы узнаете о пользе пальчиковых игр для детей 3-4 лет, а также прочитаете несколько интересных упражнений.

Польза пальчиковых игр для детей

  • Развивает речь. В ходе игры малыши стараются подражать взрослым, повторять слова и движения. Этот процесс активизирует речевые центры в головном мозгу. Ребенок слышит взрослую речь, пополняет словарный запас. Как правило, дети, с которыми проводили пальчиковые игры, быстрее начинают говорить.
  • Способствует усидчивости и концентрации внимания. Трехлетнему малышу очень сложно усидеть на месте и концентрировать внимание. Пальчиковая гимнастика для ребенка в возрасте 3 лет способствует заинтересованности малыша в игре и концентрации внимания на движениях и словах мамы.

Полностью управлять своим внимание ребенок научится к первому классу, но такая тренировка позволит облегчить этот процесс.

  • Развивает способность запоминать. Пальчиковые игры сопровождаются веселыми стишками, которые точно понравятся вашему ребенку. Кроме того, в ходе игры малыш будет запоминать движения руками и слова, что благотворно скажется на развитии памяти.
  • Тренирует мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет подразумевает выполнение сложных движений, при которых ребенок задействует мелкую моторику. Частые повторы подобных упражнений позволят вашему малышу быстрее овладеть навыком. Гимнастика способствует гибкости и подвижности кистей и пальцев рук.
  • Развивает хорошее воображение. Пальчиковая гимнастика – это творческий процесс, способствующий развитию фантазии у ребенка. В дальнейшем, когда вы , малыш сможет создавать нечто уникальное и необычное.


Обзор пальчиковых игр для детей

«Рыбы»

Посмотри скорей вокруг!
Приложите ладошку ко лбу, как будто глядите вдаль .
Что ты видишь, лучший друг?
Сомкните большой и указательный пальцы в кольцо и приставьте к глазам.
Здесь прозрачная вода.
Рыбки все плывут сюда.
Сожмите кулачек, затем разгибайте пальчики, начиная с мизинца.
И медуза, и кальмар.
Ну, а это рыба-шар.
И расправив восемь ног,
Нас встречает осьминог.

Вкусные торт

Тесто ручками помнем,
Сжимайте и разжимайте кулачки.
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
Ладошкой рисуйте круги на столе.
А верхушку – сладким кремом.
Потрите ладоши.
И кокосовою крошкой.
Мы присыплем корж немножко
Посыпьте «крошку» пальчиками.
А потом заваpим чай –
Ну-ка к чаю приглашай!
Одной рукой пожмите другую.


В гости

К Маше гости прибежали,
Пальчиками рук «пробегите» по столу .
Ручки всем они пожали,
Одной рукой пожмите другую.
Здравствуй, Миша!
Соедините подушечками большой и указательный пальцы, образуя кольцо.
Здравствуй, Вера!
Повторяйте тоже самое, только со средним и большим пальцем.
Рад, Гриша!
Соедините безымянный и большой пальчики.
Рад, Лера!
Большой пальчик и мизинец.
Хотите пирожок?
Сложите ладошки в виде пирожка.
А может, коржик?
Покажите раскрытые ладошки.
Или же рожок?
Сожмите кулачки.
Вот горох вам на дорожку.
Ребенок должен раскрыть ладошки, слегка постучите по ним.
Вы берите понемножку!
Малыш пощипывает ладони – собирает горох.
С ручек все стряхните крошки.
Потрясите кистями рук и хлопните в ладоши.

Новогодний стишок

Скоро будет Новый год!
Хлопайте ладонями.
Ну-ка, встаньте в хоровод.
Сцепите пальцы кистей между собой, вытяните руки вперед и разверните кисти изнутри наружу.
Висят на елке шарики,
Покажите руками новогоднюю игрушку.
Светятся фонарики.
Покажите руками фонарики.
Вот сверкают льдинки,
Сжимайте и разжимайте кулачки по очереди,
Кружатся снежинки.
Плавно двигайте руками.
В гости дед Мороз идет,
«Шагайте» пальцами,
Всем подарки принесет.
Потрите ладошки.
Чтоб гостинцы посчитать,
Легонько хлопните в ладоши.
Будем пальцы загибать:
Пошевелите пальчиками и посчитайте до десяти, загибая пальцы.
Много подарков!


Вкусная каша

Кукле кашу я сварю:
Вращайте кистями рук.
В миску молока налью,
Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.
Положу туда крупу
Сделайте сыпучие движения.
И поставлю на плиту.
Раскройте ладони.
Будет каша хороша!
Похлопайте в ладошки.
Кушай, кукла, не спеша.
Пригрозите пальчиком.

Милый зайчонок

Заяц по лесу скакал,
«Прыгайте» пальчиками.
И морковку он искал.
Перебирайте поочередно пальчиками.
Вдруг у зайца на макушке
Навострились ушки.
Поднимите руки и изобразите ушки ладошками.
Тихий шорох раздается:
Где-то волк в лесу крадется.
Медленно «шагайте» пальчиками.
Спутал заяц волку след,
Не догнать его вовек.
Пальчиками быстро «бегайте» по кругу.


Лепим вместе

Займитесь с ребенком Вы можете создать несложные поделки, а также декорации для других пальчиковых игр. Вместо пластилина можно попробовать занять ребенка . Это не только полезно, но и вкусно.


Краски

Существуют специальные безопасные краски для рисования пальцами. Предложите вашему малышу окунуть пальчик в краску и нарисовать что-нибудь на ватмане. Это позволит не только разминать пальцы, но и стимулирует воображение.Рисование для детей 4-6 лет предполагает использование кисточек и акварельных красок. В процессе созидания малыш также разминает запястье и учится удерживать кисточку, что пригодится для письма.


  • Вводите пальчиковые игры для детей начиная с раннего возраста. более простые и не требуют сложных движений. Ребенок учится подражать вам, контролировать мышцы рук, а также это отличное начало для более сложных игр.
  • Залог успеха – регулярность. Проводите гимнастику для малыша ежедневно не менее пяти минут.
  • Со временем усложняйте стишки и движения.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка. Если малыш противится, лучше занятие отложить.

Пальчиковые игры для детей – видео

Из видео вы узнаете, какие еще бывают пальчиковые разминки для малышей. Чтобы заинтересовать ребенка, проводите пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Таким образом вы отвлечетесь от стихов и уделите больше внимания непосредственно движениям.

Пальчиковая гимнастика – очень полезное и веселое занятие, которое точно понравится вашему малышу. Упражнения способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и воображения, усидчивости и концентрации внимания. Кроме того, вы можете использовать музыкальное сопровождение, пальчиковые краски или, например, пластилин.

Расскажите нам в комментариях, какие игры пальчиками понравились вам и вашему ребенку больше всего?

Ладошки и пальчики – важнейшие части тела ребенка. С помощью конечностей малыш удерживает различные предметы, учится считать, играет. Движения пальчиками и пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику рук. Большую роль в развитии детских пальчиков играет развивающая гимнастика.

Польза упражнений для пальчиков

Малыши, у которых хорошо развита мелкая моторика рук, быстро овладевают различными навыками в повседневной жизни: правильно держат ложку, рисуют мелками, карандашами, а в дальнейшем учатся правильно держать ручку и писать. Им легко удается самим застегивать пуговицы на одежде или завязывать на обуви шнурки. Играя при помощи пальцев в возрасте от двух до трех лет, дети активно развивают свою речь, быструю реакцию на происходящее и образное мышление, тренируют память. Во время таких игр можно читать небольшие стишки, потешки, скороговорки, считалочки, слушать любимую музыку, что на ранних этапах развития формирует у детей чувство ритма, музыкальный слух. Все эти навыки и привычки пригодятся малышу в будущем. Поскольку в играх могут принимать участие все старшие члены семьи, это сблизит малыша с родными, поможет установить тесный контакт. Дети становятся довольными, веселыми и спокойными.

Она развивает не только мелкую моторику конечностей, но и стимулирует деятельность мозга у детей. Очень важно проводить игровые занятия пальчиками с малышами, начиная с рождения и до 3-х лет. В этот период ребенок учится мыслить, а затем и разговаривать. Изначально взрослые сами массируют ручки и пальчики младенца, растирая и поглаживая их, посылая тем самым в речевые центры мозга необходимые импульсы. Бытует мнение, чем больше развита рука ребенка, тем проще ему будет освоить учебную программу начальных классов в школе.

С чего начать занятия по пальчиковой гимнастике?

Начинать пальчиковую гимнастику необходимо постепенно, сначала задействовав одну руку малыша, а затем вторую. Необходимо разогреть ладошки ребенка легкими массажными движениями, затем похлопать вместе с ним в ладоши, и только потом приступать к основным упражнениям. Стишки, скороговорки, считалочки повторять по несколько раз, медленно подключая ребенка к игре. Можно воспользоваться книжками с яркими иллюстрациями животных, игрушек и т. д., привлекая внимание ребенка, показывая картинки и задавая попутно несложные вопросы. Данный процесс должен сопровождаться характерными звуками и движениями. Проводить занятия с малышом необходимо регулярно, каждый день, уделяя этому от 10 до 20 минут 2 – 3 раза. По мере взросления ребенка упражнения должны усложняться, дополняться и видоизменяться.

Игровые упражнения

Разминка

Обеими ручками малыша одновременно сжимать и разжимать пальчики. Желательно делать это под ритмы музыкального сопровождения.

Семья

Начиная с большого пальца, загибаем поочередно все пальцы руки, перечисляя членов семьи. Когда образовался кулачок, накрыть его ладошкой второй руки.

Шалун

Приговаривать веселую потешку, рисуя пальцем круги на детской ладошке. Затем поочередно загибаем каждый пальчик. В конце упражнения берем пальцами другой руки мизинчик и медленно покачиваем им в стороны.

Веер

Расслабить пальчики обеих рук. Поднести их к лицу и медленно покачать, изображая ладошками веер.

Качели

Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем синхронно обеими руками. Сомкнуть и выпрямить все пальчики на руках, поднять вверх. Потом слегка загибаем пальчики и плавно опускаем вниз.

Пальчики-братики

Берем ладошки малыша в свои руки и поочередно загибаем пальчики в таком порядке: мизинец, безымянный, средний палец, указательный и большой. В процессе этого легко поглаживаем и массируем детские пальчики.

Зайка

Малыш слегка подпрыгивает, пряча обе ручки за спиной. Затем показывает пальчиком, где у зайки носик, ушки, лапки – показывает ладошки. И вприпрыжку крутится вокруг своей оси.

Курочка на прогулке

На поверхности стола двумя пальчиками – средним и указательным делаем движения в виде шагов. Затем всеми пальчиками рук выполнить щиплющие манипуляции, как курочка травку щиплет. Все пальцы рук бегут по поверхности. Произвести ритмичные хлопки в ладоши, грозящие движения пальчиком. После этого двумя пальцами руки ребенок делает движения, будто собирает зерна.

Чистая водичка

Ребенок делает руками движения, как будто умывает личико, поглаживает щеки, потирает ушки. Затем с небольшим усилием потирает ладошками.

Кошкины лапки

Сжатые ладошки в кулачки выложить на стол перед собой. Выпрямить пальцы и поскрести по поверхности царапающими движениями. Проделать упражнение несколько раз подряд.

Ёжик

Распрямить ладонь и прижать к ней пальцы, как будто ёжик убирает иголки, затем резко распрямить пальчики – показал иголки.

Птички

Скрестить руки малыша в зоне запястья, выпрямив и расслабив пальчики. Поднимать и опускать руки, помахивая пальцами, будто крыльями. Собираем пальчики одной руки в щепоть и слегка шевелим, перебираем ими – кормим птичек. Пальчиками обеих рук барабаним по столу – птички клюют зерно. Снова скрещиваем в запястье руки и машем выпрямленными пальчиками – птички улетают. Повторяем упражнения несколько раз.

Барабанчик

В эту игру рекомендуется играть с группой детей. Усадить их вокруг стола. Пусть все дети выложат ручки на стол. Показать малышам, как барабанить пальчиками по ровной поверхности. Сначала пусть постучат выпрямленными указательными пальчиками, а затем всеми пальчиками обеих рук одновременно. Предложить постучать по столу, соревнуясь кто громче. Потом можно разнообразить данную игру дополнительными движениями, меняя их громкость и ритм.

Замок

Руки положить перед собой на стол, соединив пальцы в замок. Постучать по столу замочком. Сделать круговые движения перед собой, не размыкая пальцы. Покрутить кистями рук в таком же положении, потянуть замочек сначала вправо, а затем влево. Разомкнуть пальчики.

Занимаясь пальчиковой гимнастикой с ребенком в возрасте 2 – 3 лет, взрослые прививают ему полезные навыки, расширяют кругозор, стимулируют мозговую деятельность. К тому же ежедневное тесное общение с малышом доставит немало приятных минут, успокоит и развеселит ребенка. Каждый взрослый член семьи может сам придумывать для занятий новые движения, песенки, стишки и считалочки.

Маланья

Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно посчитаться). Ей повязывают большой яркий платок и провожают за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: «Маланья!» Та, входя: «Что, детушки?» Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь!» Далее дети приговаривают с характерными движениями.

У Маланьи, у старушки Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке Складывают руки углом, показывая «избушку».

Семь сыновей, Показывают пальцы.

Все без бровей, Очерчивают брови пальцами.

Вот с такими ушами, Растопыренные ладони подносят к ушам.

Вот с такими носами, Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой, Очерчивают большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! Показывают руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели, Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».

На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.

И все делали вот так... Показывают загаданное действие.

У бабы Фроси

У бабы Фроси пяток внучат. Выставляют вперед правую руку. Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко кричат: «А-а-а!»

Все каши просят.

Все криком кричат.

Акулька в люльке,

Аленка в пеленке,

Аринка на перинке,

Степан на печке,

Иван на крылечке. По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону.

Баба тесто месила, Руки «месят тесто».

Кашу варила, Левая рука «помешивает кашу».

Молоко топила, Руки «ставят корчагу в печь».

Внучат кормила. Руки «раздают миски».

Как каши наелись, молока напились,

Бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.

На постой

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом), средние пальцы — папа (говорит низким голосом), указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Ночь, в избе все спят.

Солдаты. Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети . Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты Постукивают указательные пальцы.

Дети. Спросим у мамы, Мама! Постукивают мизинцы.

Мама . Что, дети? Постукивают безымянные пальцы.

Дети. Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.

Мама . Спросите у папы! Постукивают безымянные.

Дети. Папа! Постукивают мизинцы

Папа . Что дети? Постукивают средние.

Дети . Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.

Папа . Впустите! Постукивают средние.

Дети . Входите! Постукивают мизинцы.

Солдаты . Ах, какая благодать, что впустили переночевать! Войдем! (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)

Гости

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

Мама, мама! Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга.

Что, что, что? 3 раза постукивают указательные пальцы.

Гости едут! Постукивают мизинцы.

Ну и что? Постукивают указательные.

Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

Чмок-чмок-чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок- чмок!) повторяются дважды.

Воздушный шарик

Шарик, шарик мой воздушный, Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.

Непоседа непослушный.

Шарик круглый, «Обрисовывают» руками круг.

Шарик гладкий, Имитируют поглаживание шарика.

Шарик легкий,

Шарик мягкий. Ладонями имитируют легкое сдавливание.

Из-под рук он улетает, Поднимают руки вверх.

Но я его поймала, Опускают вниз.

Нитку к пальцу привязала. Имитируют натягивание нитки на палец.

Вправо шарик, влево шарик - Плавно поднимают руки вправо, затем влево.

Мой светящийся фонарик.

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму. Прижимают воображаемый шарик к щеке.

Ты меня не покидай, Поглаживают воображаемый шар.

Будь со мной, не улетай!

Дождик

Капля раз, капля два, Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.

Капли медленно сперва,

Кап, кап, кап, кап, Хлопки ускоряются.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап, Хлопки в быстром темпе.

Зонтик поскорей раскроем, Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.

От дождя себя укроем.

Петушок

Петушок, петушок. Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями, руки-крылья выполняют махи.

Золотой гребешок,

Масляна головушка, Приставляют к голове правую ладонь с расставленными пальцами, левой рукой гладят себя по голове.

Шелкова бородушка, Правой рукой гладят воображаемую бородку.

Что так рано встаешь, Грозят пальчиком.

Деткам спать не даешь? Складывают две ладони вместе и приставляют к щеке.

На полянке у реки

На полянке у реки петушки гуляли, Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.

На полянке петушки зернышки клевали. Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола.

Цып-цып-цып-цып-цып,

Зернышки клевали.

И водицей ключевой Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются.

Горло полоскали. Подбородок поднимают вверх.

Нагулялись петушки, Обхватывают щеки руками, качают головой.

Крылышки устали, ах-ах, Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими.

Крылышки устали.

Ночь настала, спать пора, Приседают на корточки.

Баю-баю-баю.

Спать ложатся петушки, Ладошки под щечку.

Глазки закрывают. Закрывают глазки.

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята — Дети ходят на пятках с наклоненным корпусом и отведенными назад руками, шея вытянута.

Дружные ребята.

Ходят весело гуськом Топают ножками.

Без сапожек, босиком.

Лапками затопали,

Топ-топ-топ,

Крыльями захлопали, Хлопают ладошками за спиной.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дети ходят ножками, Выпрямляются, шагают, маршируя.

Топ-топ-топ,

Хлопают ладошками, Хлопают в ладоши перед собой.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Утка

На своих коротких ножках Дети ставят ноги на ширину плеч, ходят вразвалочку, руки опущены, кисти обращены вверх.

Ходит утка по дорожке,

Вперевалочку похаживает,

Куцым хвостиком помахивает. Имитируют помахивание хвостиком.

Утка плавать мастерица, Имитируют плавательные движения руками.

Доберется до водицы,

Ловко лапками гребет,

По воде легко плывет.

Зайка по лесу скакал

Зайка по лесу скакал, Дети прыгают на месте, руками имитируют лапки зайчика

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке Ладони-«ушки» приставляют к голове.

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается, Прислушиваются, поворачивая голову влево и вправо, прикладывая поочередно ладони то к одному уху, то к другому.

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы, Выполняют прыжки с движением вперед.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся, Прыжок в сторону, оборачиваются назад, приседают и сгруппировываются.

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб никто найти не смог.

Игра со снегом

Под релаксационную музыку (фонограмма) дети представляют, закрыв глаза, как падают снежинки, подставляют ладошки, ловят их, затем имитируют лепку снежков и игру в снежки.

Мышки

Маленькие мышки Дети встают в круг.

Собрались возле норки.

Маленькие мышки

Доели сыра корку.

Стали мышки бегать, Двигаются мелкими и мягкими шагами, руки согнуты в локтях, пальцы собраны в горстку.

Резвиться, играть,

Маленькими лапками

Тихо шуршать.

Мишки

Мишка косолапый Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.

По лесу идет,

Шишки собирает Имитируют собирание шишек.

И... в карман кладет. Выполняют соответствующие движения.

Вдруг упала шишка Кулачком дотрагиваются до лба.

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился Делают рассерженное выражение лица.

И ногою — топ! Топают ногами.

Котята

Гуляют котятки, мягкие лапки, Дети ходят мягким шагом,

руками имитируют лапки.

Тихонько ступают, мышек не пугают.

Котятки погуляли, немножко устали, Останавливаются, ложатся на пол, расслабляются.

Спать легли котятки, спрятали царапки,

Лошадка

Дети выполняют прямой галоп, руки на поясе.

Вдруг наша лошадка подкову потеряла. Останавливаются, удивленно разводят руками, опускают голову.

Грустной стала лошадка —

Ей подкову очень жалко. Делают грустное выражение лица.

Подкуем лошадку снова, Стучат кулачком по пятке.

Хороша теперь подкова.

Веселая лошадка по полю гуляла, Выполняют прямой галоп, руки на поясе.

По полю гуляла, весело скакала.

Лиса

У лисицы острый нос, Дети показывают рукой острый нос.

У нее пушистый хвост, Движением руки показывают хвост.

Шуба рыжая лисы Проводят ладонями по телу.

Несказанной красоты.

Я — охотница за птицей, Грозят пальчиком, резко сжимают кулачки.

Кур ловить я мастерица, Смотрят «под козырек».

Как увижу — подкрадусь Идут мягким шагом, крадучись, затем приседают.

И тихонько затаюсь,

После прыгну и схвачу, Прыгают, руками выполняют хватательное движение.

К деткам в норку унесу! Быстро идут мягким шагом.

Медведь по лесу бродит

Медведь по лесу бродит, Дети ходят на внешней стороне стопы, руки согнуты перед собой.

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед Выполняют зачерпывающее движение правой рукой.

И в рот к себе кладет,

Облизывает лапу Имитируют облизывание лапы.

Сластена косолапый,

А пчелы налетают, Отгоняют от себя руками воображаемых пчел.

Медведя прогоняют.

Обезьянки

Рано утром на полянке Дети прыгают с одной ноги на другую.

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой топ-топ! Притопывают левой ногой.

Правой ножкой топ-топ! Притопывают правой ногой.

Руки вверх, вверх, вверх, Поднимают руки вверх.

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз — и наклонись, Опускают руки, наклоняются вперед.

На пол руки положили, Встают на четвереньки.

А теперь на четвереньках,

Погуляли хорошенько, Ходят на четвереньках.

А потом мы отдохнем, Садятся по-турецки.

Посидим, играть пойдем.

Волк

Серый волк — зубами щелк, Дети изображают грозное выражение лица, оскал зубов.

По лесу рыщет, добычу ищет. Двигаются крадущимся шагом, руками имитируют лапы.

Рыбка

Плавают рыбешки Дети делают извивающееся движение рукой.

В нашей речке чистой, Имитируют плавающую рыбку сначала правой, затем левой рукой.

Плавают рыбешки

Быстро, быстро, быстро! Соединяют ладонь с ладонью и проделывают это движение двумя руками одновременно.

Рыбки-рыбешки,

Все хороши:

Папы, и мамы, и малыши.

Ежик

Мы — маленькие ежики, Дети ходят на четвереньках.

Идем мы по тропинке, Поворачивают головы влево и вправо.

Нас провожают ягодки,

Грибочки и травинки.

Забота о развитии ребенка приводит каждого родителя к пальчиковым играм. И если в младенческом возрасте не каждый ребенок знакомится с первыми потешками, то для детей 3-4 лет, как правило, занятия на моторику становятся нормой.

Такие забавы сводятся к тренировке двигательных навыков руки, организованных в игровом формате. Это веселые стихи, песни или рассказы, проиллюстрированные с помощью фигур из пальцев. В зависимости от возраста участников, игра состоит из элементов массажа или заданий на конкретные движения пальцами и кистью.

Допустимы в заданиях и самостоятельно придуманные пальчиковые иллюстрации. В занятиях такого рода также используются дополнительные приспособления, в том числе массажные мячи, специальные куклы или другие подручные материалы.

Копируя движения взрослого, малыш учится совершать всевозможные действия пальцами, сжимать кулаки, хлопать в ладоши, потирать руки. Действие, показанное ребенку в ходе игры, с удовольствием повторяется и запоминается.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Хотя для каждого второго взрослого пальчиковые игры выглядят просто развлечением, мало значимым в процессе физиологического развития ребенка, простые забавы вроде «Сороки – белобоки» упражняют мышцы рук, помогая движениям обрести четкость, легкость, координацию.

В раннем возрасте игра с пальчиками помогает снять тонус, присутствие которого не дает ребенку разжать кулак.

В игровой форме легко установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, убрать дискомфорт, снять лишнее напряжение. Пальчиковые постановки помогают развлечь ребенка в нетипичных ситуациях. Кроме того, такой вид развлечений становится верным помощником в знакомстве малыша с окружающим миром.

Польза пальчиковых игр для детей

Игры на развитие моторики играют важную роль в развитии личности, решая целый ряд задач:


Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, а также детей более старшего возраста, могут быть полезны и в других аспектах. Эффективность во многом зависит от желания и творческого подхода со стороны взрослого в организации игр подобного рода.

Возрастные рамки

Занятия на моторику для детей разных возрастов имеют свои особенности. В любом случае, чем раньше вводятся игры с пальчиками, тем эффективнее идет развитие ребенка. Занятия, влияющие на развитие моторики рук, рекомендуется начинать еще на первом году жизни.

1-год

В первую очередь, конечно, это будет массаж. Легкие поглаживания и разминания мышц ладони и пальцев на начальном этапе рекомендуется проводить в течение минуты, постепенно увеличивая продолжительность до 3-4 минут. Положительным эффектом характеризуются игры малыша с предметами различной текстуры.

Во втором полугодии взрослые могут разнообразить занятия простейшими играми, массажирующими ладонь и пальцы.

2-й год

На втором году жизни ребенка рекомендуется разнообразить тренировку моторики рук ребенка движениями, направленными на развитие элементарных навыков по самообслуживанию: удерживание ложки, кружки и других предметов в руке, перелистывание страниц в книге, использование двух рук для игры, умение ловить предметы в движении и многое другое.

Для тренировки моторики рук двухгодовалого ребенка можно предложить более сложные задачи по самообслуживанию , например, завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Игры, проводимые с малышами этой возрастной группы, должны быть ориентированы в первую очередь на отработку сгибания и разгибания пальцев, сжимание кулаков, вращение кистями.

3-й и 4-й год

Для детей четвертого года жизни разнообразить тренировки можно, предложив занятия с предметами различной формы и фактуры, игры с песком, крупами, глиной, пластилином. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением гарантировано понравятся малышу, добавив в копилку освоенных навыков развитое чувство ритма, музыкальный слух, развитие творческого потенциала.


Пальчиковые занятия на четвертом году жизни рекомендуется проводить около 5 минут в день. Игры – считалочки, которым можно обучить детей в этом возрасте, благоприятно скажутся на формировании математических умений.

Старше 5-ти лет

У детей старше 5 лет, как правило, вызывают восторг игры на внимание. Упражнения рекомендуется ориентировать на формирование координации, ловкости, точности движений. Дети должны ориентироваться и в понимании интенсивности выполнения действий. Продолжительность упражнений в этом возрасте важно увеличить уже до 10 минут.

К моменту поступления в школу дети должны освоить многие понятия. С этой непростой задачей легче справиться, организовав тематические занятия на моторику. Это могут быть забавы о временах года, днях недели, домашних повседневных делах и прочих мелочах.

Развивать моторику пальцев у детей 6-7 лет можно также, организовав целые спектакли со специальными пальчиковыми куклами. Игры с тенями также являются простым в организации, но не менее любимым занятием для детей.

Оригинальным и полезным может стать тренировка пальцев, если познакомить ребенка с языком жестов. Дополнительным эффектом такого занятия становится расширение представлений ребенка об окружающем мире, воспитание норм общения с людьми с различными возможностями.

Как правильно играть с ребенком в пальчиковые игры

Главной организационной рекомендацией для организации игры выступает отсутствие отрицательных эмоций. Это касается каждого участника. Если взрослый, приступая к занятию, будет думать о постороннем, малыш это почувствует. Эффект игры понизится в разы.

В моменты, когда ребенок устал, расстроен, голоден или болен, категорически не рекомендуется знакомство с новой информацией. В противном случае возникает предпосылка для закрепления отрицательной ассоциации с занятием, и когда взрослый снова предложит ребенку сыграть в игру, восторга это не вызовет.

На стадии знакомства с играми такого плана важно психологически подготовить ребенка к предстоящим упражнениям. Для этого рекомендуется подробно описать и наглядно показать каждый элемент занятия. При желании малыш может самостоятельно опробовать движения игры.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет и дошкольников других возрастов в обязательном порядке должны быть регулярными.

Ежедневные занятия по 5-10 минут позволяют умениям быстрее и прочнее закрепиться. На разучивание одной игры требуется время. Потому лучше повторять один и тот же сюжет 5-10 дней, а потом при желании предлагать ребенку новое упражнение.

Организация занятий должна строиться таким образом, чтобы мотивировать ребенка самостоятельно возвращаться в будущем к упражнениям , учиться самому организовывать и проводить подобные игры со взрослыми или с другими детьми.


Если ребенок проявляет в игре инициативу, придумывая свои движения к словам, останавливать его нельзя. Также запрещенным приемом выступает порицание за неумелость. Негативные оценки только оттолкнут малыша от занятий.

Когда малыш с трудом справляется с каким-то движением, требуется просто повторять демонстрацию, подбадривая и призывая к новым попыткам.

Если же интерес к игре по какой-то причине пропал, то лучше перенести упражнения на более подходящий момент.


Пальчиковые игры для детей 3-4 лет можно сделать более занимательными, если использовать вспомогательные атрибуты, например, пальчиковые куклы.

Пальчиковое представление превратится в захватывающую игру, если использовать еще и вспомогательные атрибуты. Для этого можно приготовить специальные пальчиковые куклы или просто нарисовать на подушечках пальцев забавные лица. Такая игра надолго увлекает детей. Заинтересовавшись, малыш по своей инициативе предлагает снова устроить пальчиковый театр.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

На этом возрастном этапе чаще всего происходит знакомство с пальчиковыми играми. Малыши еще не умеют самостоятельно выполнять необходимые движения, потому взрослые для успешного освоения навыков должны выполнять действия руками и пальцами ребенка самостоятельно. Дети в этом процессе занимают наблюдательную позицию.

Игра «Пальчики»

Слова ведущего сопровождаются последовательными действиями:


Игра повторяется для обеих рук.

Игра «Где ладошка»

В ходе игры последовательно выполняются следующие действия:

  • рука с выпрямленной ладонью протягивается вперед;
  • ладонь массируется по кругу кончиками пальцев второй руки;
  • массируется и прижимается к ладони большой палец;
  • последовательно выполняются массаж и прижатие к ладони остальных пальцев, начиная с указательного.

Игра «Пальчик, где ты был»

Пальцы руки сжаты в кулак, большой палец выпрямлен. В такт первым строкам массируется большой палец на руке.
Далее в соответствии с произносимыми словами выполняется поочередное разгибание и массирование каждого пальца, начиная с указательного пальца.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Занятия с малышами 2-3 лет нужно строить таким образом, чтобы заданные движения дети могли выполнять сами параллельно со взрослым.

Пальчиковая игра «Оркестр»

  • Ведущий произносит слова игры. В это время участникам нужно изобразить сначала игру на балалайке: одна рука держит гриф, вторая пальцами перебирает по струнам.
  • Следующим действием от игроков требуется изобразить игру на дудочке, выдувая воздух губами и перебирая пальцами в воздухе перед лицом.
  • Последующие слова должны сопровождаться ударами ладонью по сомкнутому кулаку второй руки.
  • Далее изображается игра на скрипке: пальцы одной руки сомкнуты щепотью, словно держат скрипку, вторая рука при этом изображает будто держит смычок и играет.
  • Следующий музыкальный инструмент – баян. Обе руки перед грудью сводятся и разводятся в стороны, словно играют на баяне.
  • Для изображения игры на барабане от игроков требуется похлопать раскрытыми ладонями по поверхности.

  • Последние слова игры нужно сопровождать перебором пальцев по поверхности словно по клавишам рояля.

Игра «Дом»

Игроки под слова ведущего последовательно выполняют такие действия:

  • одна рука располагается вертикально и опирается локтем на кисть другой руки, расположенной на уровне груди в горизонтальном положении (труба);
  • кисти выпрямленных рук сомкнуты над головой и показывают крышу дома;
  • средний и указательный пальцы обеих рук переступают по столу (человек шагает);
  • кисти с выпрямленными пальцами располагаются перед грудью, ребрами ладоней упершись в поверхность. Далее нужно разомкнуть пальцы рук, разводя прямые ладони в стороны и расположив их параллельно друг другу (открываются ворота);
  • одной рукой выполняется приглашающий жест.

Пальчиковая игра «Дом»:

Игра «Домик для зайчат»

Слова ведущего сопровождаются такими движениями игроков:

  • руками, сжатыми в кулаки, нужно легонько ударять друг о друга;
  • изображать заячьи ушки: большой, безымянный и мизинец собраны вместе, а указательный и средний пальцы сгибаются и разгибаются;
  • смыкая выпрямленные кисти рук над головой, изобразить крышу домика;
  • выпрямленные кисти рук смыкаются пальцами и упираются ребром в поверхность стола;
  • обе кисти выпрямлены, одна расположена под подбородком, а вторая надо лбом игрока;
  • основания кистей сомкнуты, а выпрямленные пальцы смыкаются и размыкаются.

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет можно организовать с использованием специальных демонстрационных карточек, на которых обозначены движения, предлагаемые для самостоятельного воспроизведения детьми.

Упражнение «Большая стирка»

Слова ведущего требуется сопровождать такими движениями:

  • энергичное потирание кулаками друг о друга;
  • потирание кулаком по ладони;
  • снова потирание двумя кулаками друг о друга;
  • махи расправленными кистями рук вправо и влево;
  • подъем выпрямленных рук вверх с опущенными вниз кистями.

Пальчиковая игра «Цветки»

Перед игроками ставится задача продемонстрировать процесс распускания цветка. Сначала сомкнутые ладони изображают закрытый бутон. Затем по ходу представления начинают раскрываться лепестки цветка: нужно, оставив запястья рук сомкнутыми, отводить в сторону по одному пальцу каждой руки, начиная с большого.

Для иллюстрации того, как ветер дует на цветок, игроки должны легко подуть в сторону сложенных рук и слегка пошевелить пальцами. Последующее смыкание пальцев в исходное положение изображает, как бутон снова закрывается. Цветы засыпают – игроки складывают ладони вместе и прижимают руки к уху.

Игра «Дружба»

Слова ведущего игроки иллюстрируют такими действиями:

  • ритмичное переплетение пальцев в замок с чередованием положения правой и левой руки;
  • поочередное смыкание и постукивание друг о друга одинаковых пальцев рук от мизинца и до большого пальца;
  • встряхивание кистей рук в заключение упражнения.

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Коллекция игр с пальчиками для старших дошкольников должна быть обширной. Для удобства можно составлять картотеку по темам. В одно занятие рекомендуется включать различные виды игр: для тренировки движений пальцами, на внимательность, на раскрытие творческого потенциала.

«Апельсин» . Одна рука сжата в кулак, вторая ее обхватывает. Затем поочередно пальцы руки, сжатой в кулак, отводятся в сторону, начиная с мизинца. В конце сценки нужно встряхнуть обеими руками.

Игра на внимательность «10 тараканов». Во время произнесения слов о количестве тараканов детям необходимо выставить вперед руки, показав оттопыренными такое количество пальцев, какое количество тараканов задано по условию игры.

Для иллюстрации того, как тараканы разбегаются и прячутся, нужно быстро перебирать пальцами (бегать ими) по спине, плечам и рукам других игроков. В ходе игры количество тараканов постепенно уменьшается.

Игра «Посуда». В ходе постановки потребуется последовательно выполнять такие движения:


Для усложнения задачи можно предоставить детям возможность самим придумать подходящие движения.

Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет тренируют в основном навыки движения кисти и пальцев. Но можно предложить ребенку и другие варианты занятий для развития координации. Жестовые игры полезны для ребенка тем, что в игровой форме упражняют крупную моторику всего тела.

Игра «Утро начинается». Перед игроками ставится задание инсценировать слова ведущего. Для изображения прихода утра требуется очертить плавный полукруг руками в воздухе. Затем выполняются потягивания и потирание глаз руками. Следующее действие – закрывание и открывание глаз ладонями – демонстрирует, как открываются окна.

Далее нужно похлопать в ладоши и попрыгать на месте. После этого повторяются движения, иллюстрирующие наступление утра, после которого игроки должны подняться на носочки, выполнить приседания и поклониться.

Игра «Матрешки». В ходе игры игроки последовательно выполняют такие действия:

  • обе руки подняты вверх, кистями рук выполняются повороты;
  • ноги поочередно выставляются вперед, при этом нужно переступать то на носок, то на пятку;
  • нужно немного побегать по комнате;
  • затем нужно медленно и плавно походить по комнате;
  • следующее действие иллюстрируется приседанием на корточки, руками при этом нужно обхватить колени;
  • следующие слова сопровождаются притопыванием ногами на месте;
  • завершающим движением игры выступает поклон.

«Спит медведь в своей берлоге». По ходу представления ладони, прижатые друг к другу, прислоняются к уху, затем лицо с двух сторон охватывается руками. Одновременно с этим выполняются покачивания головой. Дальше нужно подушечками пальцев постучать по поверхности стола или пола перед собой. В конце игры сложенные вместе ладони снова прижимаются к уху.

Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики



  • Пересыпание и переливание. Отлично стимулирует развитие координации и моторных навыков занятия с сыпучими материалами и жидкостями. Можно предложить ребенку пересыпать крупы из одной емкости в другую с помощью ложки или усложнить задачу, предложив ребенку рассортировать ссыпанные вместе мелкие предметы. Главным условием безопасности проведения таких занятий выступает обязательное присутствие взрослого.

Таким образом, традиционными пальчиковыми играми занятия с детьми на совершенствование моторики не ограничиваются.

Любое оригинальное решение, способное разнообразить досуг ребенка на первом, втором, третьем, четвертом и последующих годах жизни, может быть направлено на совершенствование двигательной активности. А организация таких занятий в игровой форме только повысит полученный эффект.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Пальчиковая игра для детей 3 лет:

Пальчиковая игра «Червячки» для детей от 2 до 4 лет: