Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Кратковременная память

Физиологической основой памяти является пластичность нерв­ной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себяслед, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует.

Память – психич. отражение прошл. взаимодей-я чел. с действит-тью, информационный фонд его жизнедеят-ти. Память интегрирует жизн. опыт, обеспеч. непрерывное развитие чел. культуры и индив. жизнедеят-ти. На основе памяти человек ориентируется в наст. и предвидит буд.. В процессе разв. индивид все в большей мере ориентир-ся на смысл., семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины – механич. память. Память чел. – ценностно-интегрированное хранение инфо. Накопление материала в памяти осущ. в 2 блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодич. память автобиографична – в ней хранятся разл. эпизоды из жизни индивида. Семантич. же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-истор. среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных дей-й и построения языка.

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памя-ти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длитель-ность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.

Объём памяти - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.

Быстрота запоминания - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

Точность запоминания - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.

Длительность запоминания - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.

Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.

Разница может быть количественной, например:

в скорости запоминания;

в прочности сохранения;

в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания.

Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память.

Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:

интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;

от отношения личности к той или иной деятельности: жизненно важно или можно пренебречь;

от эмоционального настроя в конкретном случае;

от физического состояния;

от волевого усилия и многих других факторов.

37. Характеристика основных процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.

В памя­ти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в про­цессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятель­ности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забы­ванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный мо­мент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

1.Запоминание – это обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Это удержание происходит благодаря закреплению нового материала с уже приобретенным ранее. Запоминание называют мнемическим процессом.

Выделяют два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. При непроизвольном запоминании человек не ставит задачу запомнить и запоминание осуществляется без волевых усилий. Но при этом виде запоминания, в памяти удерживается не все, а лишь то, что интересно, важно и т.д. (как и при непроизвольном внимании). Произвольное запоминание является специальным действием, конечной задачей которого стоит запомнить на максимальный срок с целью последующего воспроизведения. Для того, чтобы лучше запомнить тот или иной материал, существуют специальные способы произвольного запоминания :

¾ составление плана;

¾ выделение смысловых опорных пунктов;

¾ представление материала в форме наглядного зрительного образа;

¾ соотнесение с имеющимися знаниями;

¾ конкретизация (пример на правило);

¾ понимание материала;

¾ сравнение;

¾ воспроизведение;

¾ нахождение искусственного смысла;

¾ установка на запоминание;

¾ установка на время запоминания и т.д.

2.Забывание и сохранение – два обратных процесса. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, в невозможности воспроизвести или даже узнать то, что было известно. Сохранение – это удержание того материала, который человек запомнил. Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение , «наперед действующее») или отрицательным влиянием последующей деятельности (ретроактивное торможение , «назад действующее»). Это проявляется особенно, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью, если деятельность следует без перерыва. Поэтому важно чередовать предметы по сложности, соблюдать перерывы. В связи с этим, как правило, хуже запоминается середина материала, т.к. она подвергается влиянию и проактивного и ретроактивного торможения. Иногда встречается явление реминисценции (временное забывание), когда отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем непосредственное.

Процесс забывания особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, затем замедляется (поэтому рекомендуется повторять урок сразу придя домой). Забывание происходит быстрее, если материал непонятен, неинтересен, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Т.о., скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения. Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание быстрее наступает при утомлении, при действии посторонних раздражителей. Нужно предупреждать процесс забывания в учебном процессе, но сам по себе этот процесс необходим. Если бы человек вообще не обладал способностью забывать, то память была бы заполнена массой ненужных деталей и фактов.

3.Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного содержания психики путем извлечения из долговременной и перевода в оперативную или кратковременную память.

В зависимости от различной степени трудности процесса актуализации усвоенного материала выделяют такие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания не вызывает у субъекта никаких сомнений в знании объекта, человек может безошибочно отнести объект к определенной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия объекта, который воспроизводится. В тех случаях, когда не удается вспомнить то, что необходимо и приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности, воспроизведение будет проходить в виде припоминания (человек припоминает, но с трудом).

Выделяют также непроизвольное и произвольное воспроизведение. О непроизвольном воспроизведении речь идет, когда человек не ставит задачу воспроизвести. Непроизвольное воспроизведение возникает под влиянием представлений, чувств, мыслей, вызванных каким-либо объектом или ситуацией, либо деятельностью, выполняемой в данный момент. О произвольном воспроизведении говорят, когда человек ставит задачу вспомнить. Существуют специальные способы произвольного воспроизведения : составление плана, использование наглядных средств и т.д.

Кроме этого выделяют непосредственное и отсроченное воспроизведение. Непосредственное воспроизведение происходит сразу после заучивания, без перерыва на выполнение других видов деятельности. Используется при заучивании стихов, правил и т.п. Отсроченное происходит через большой промежуток после запоминания. Причем, между запоминанием и воспроизведением происходят другие процессы.

Все процессы памяти взаимосвязаны, т.к. мы запоминаем для того, чтобы воспроизвести; воспроизводим при заучивании; забываем, если не воспроизводим и т.д.

38. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая).

Выделяют память генетическую (это информация, которая передается по наследству) и прижизненную . Если говорить о прижизненной памяти, то существуют следующие классификации.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют следующие виды памяти:

1. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обнаруживается раньше других видов памяти (т.к. первым условным рефлексом новорожденного является память на положение тела при кормлении). У некоторых людей этот вид памяти является ведущим. Признаками этого будет физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»).

2. Эмоциональная память – память на чувства. Проявляется в сохранении и последующем воспроизведении определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

3. Образная память – память на картины жизни и природы, а также на звуки, запахи, вкусы. Информация накапливается в виде образов. Образы бывают единичные (образ единичного объекта) и общие (воссоздаются объекты с некоторой степенью обобщения, например, лес, город). Виды образной памяти: зрительная , слуховая , осязательная , обонятельная , вкусовая .

Кроме этого, выделяют особый вид образной памяти – эйдетическую память - это способность воссоздать образ ранее воспринятого предмета или ситуации во всех деталях, с яркостью равной восприятию.

4. Словесно-логическаяпамять (символическая) – память на слова, символа, мысли.

По продолжительности закрепленного и сохраненного материала выделяют:

1.Мгновенная память – чувственный образ раздражителя в течении нескольких долей секунды. Данная информация не поддается управлению, ее нельзя задержать, воспроизвести. Но ее значение велико: она обеспечивает слитность образа, например, при просмотре кино.

2.Кратковременная память – характеризуется кратким сохранением материала (несколько секунд) после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала). Например, память машинистки. При повторении может удерживать на более длительный срок.

3.Долговременная память – длительное сохранение материала. Время хранения и объем сохраняемой информации неограничен. Основной механизм ввода данных – повторение (осмысленное) на уровне кратковременной памяти. Здесь хранится смысл, но может теряться поверхностная форма материала. Важно отметить, что каждый момент времени человек не осознает всего, что хранится у него в долговременной памяти.

4.Оперативная память – обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Время хранения – до нескольких часов. Если через несколько часов материал не повторить, то он забудется.

39. Влияние объёма, однородность, привычность, осмысленность материала на запоминание.

Влияние характера материала на запоминание

1) влияние объема материала на время заучивания

Если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия, то число проб, необходимых для заучивания возрастает, следствием этого является увеличение общего времени заучивания (упражнения). Опыты, проводившиеся с разным материалом (ряды слов, чисел, слогов, отрывков прозы) показывают, что время необходимое для заучивания материала возрастает гораздо быстрее, чем объем последнего. Например: время заучивания отрывка из 200 слов в 10 раз больше, чем время заучивания отрывка из 50 слов;

2) влияние степени однородности материала на заучивание, роль сходства стимулов в запоминании.

На запоминание сходных стимулов требуется больше времени, чем на запоминание неоднородных, несходных.

Критерий сходности :

а) 2 однородных стимула более сходны, чем 2 разнородных; пример: 2 слова и слово и число.

б) степень сходства стимулов тем выше, чем больше число идентичных элементов, образующих эти стимулы. Например: слоги -фет и -нет более сходны, чем -фет и -хон;

в) 2 стимула сходны, если образующие их структуры идентичны или сходны друг с другом.

Пример: 2 квадрата разной величины;

г) 2 стимула сходны, если они относятся к одной и той же семантической категории. Пример: стул и стол более сходны (семантическая категория – мебель), чем абрикос и лошадь.

3) Роль привычности стимула.

Поведение индивида в большей мере определяется навыками, приобретенными в прошлом опыте. Эти навыки представляют собой ответы или схемы ответов, имеющихся в опыте, которыми он реагирует в конкретных ситуациях. Вербальные ответы – результаты прошлого опыта. В качестве стимула слово «стул» может вызывать перцептивные слуховые или зрительные реакции. Этот стимул употребляется очень часто, однако частота употребления в речи различных слов, образующих словарный запас индивида, не одинакова, как и не одинакова частота использования этих слов самим субъектом.

А) Связь между частотой слов и научением.

При экспериментальном изучении связи между частотой слов в языке и заучивание было установлено, что при постоянном числе проб количество запоминаемых вербальных стимулов зависит от частоты встречаемости этих стимулов в письменной речи.

Б) Привычность стимула и степень его приближения к языку.

Частота слов является одним из статистических аспектов письменной или устной речи. Можно рассматривать частоту, с которой следуют друг за другом вербальные единицы (слова, слоги, буквы). В этом случае предметом анализа являются статистические свойства вербальных последовательностей, которые проявляются в языке. Эти последовательности способствуют образованию разговорных навыков.

Для изучения этой проблемы Шеннон создал искусственные вербальные последовательности, характеризующиеся различным приближением к разговорному языку. В эксперименте было установлено, что независимо от объёма материала, воспроизведение последовательностей при их высоком порядке приближения к языку значительно лучше, чем при низком.

4) Влияние осмысленности материала на запоминание.

Проблемы памяти разрабатывались известным немецким психологом Г. Эббингаузем. Он считал, что заучивание осмысленного материала может исказить результаты эксперимента по памяти. Для изучения особенностей памяти он подбирал бессмысленный материал (слоги, числа), однако и бессмысленный материал может вызвать осмысленные ассоциации. Эббингаузем были разработаны адекватные методики для установления степени осмысленности бессмысленных слогов, чтобы в дальнейшем ввести эту переменную в исследования по изучению памяти.

Проводились исследования ассоциативной силы вербальных стимулов (бессмысленных слогов) или степени осмысленности вербальных стимулов (слогов). Под степенью осмысленности, ассоциативной силы бессмысленных вербальных стимулов подразумевается относительная частота возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении этого стимула испытуемым. Для изучения ассоциативной силы бессмысленных слогов использовались следующие методики. Группе испытуемых предъявляли ряд стимулов и при этом просили их указать, какие ассоциации вызывает каждый стимул. Определённая таким методом ассоциативная сила стимула «х» будет равна количеству испытуемых в процентах, ассоциировавшихся в ходе эксперимента этот стимул со словом или предложением. Ассоциативная сила стимула ассоциированного всеми испытуемыми будет равна 100%, а стимула не вызвавшего ни одной ассоциации у испытуемого равна 0%. Осмысленный материал заучивается легче, чем слабо осмысленный. В результате исследования выявлены закономерности: при одинаковом времени упражнений число запоминающихся стимулов тем больше, чем выше осмысленность этих стимулов.

40. Понятие научения, виды научения.

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это – учение, научение, обучение.

Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать или уметь то, чего не знал или не умел раньше. Эти новые знания, умения, навыки могут быть следствием деятельности направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

Научение – это приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций. В зарубежной психологии понятие научение часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии, по крайне мере в советский период ее развития, принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов и другие используют этот термин и применительно к человеку.

Научение понятиям заключается в усвоении понятий, отражающих существенные отношения реальности и закрепленных в словах и сочетаниях слов. Через овладение понятиями человек усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений.

Научение мышлению состоит в "формировании у учащихся умственных действий и их систем, отражающих основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности". Научение мышлению является предпосылкой для научения понятиям.

Научение умениям заключается в формировании у учащихся способов регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и ситуацией.

Механизмы (виды) научения.

У человека имеются 5 механизмов научения . Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.

1. Научение по механизму импринтинга . Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению. У человека механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не начали формироваться другие виды научения. Например, как только новорожденный впервые касается губами груди матери, у него тут же срабатывает врожденный сосательный рефлекс, и в дальнейшем вся эта ситуация в целом – определенное положение при кормлении, запах матери, касание губами соска – вызывает у ребенка данный рефлекс, обеспечивая его питание. Таким образом, элементарное научение необходимо даже для включения генетически запрограммированных инстинктов.

2. Условно-рефлекторное научение . Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова: при кормлении лабораторной собаки рядом с миской зажигалась лампочка, и через некоторое время безусловные пищевые рефлексы у этой собаки стали проявляться только лишь при виде зажженной лампочки даже в отсутствие еды. Условные рефлексы могут вырабатываться и у ребенка первых дней жизни.

3. Оперантное научение. Индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами.

  • А) Общая установка сознания. Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир; однако мы видим

  • Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    1) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

    2) Вот солнце закатилось за край земли да растеклось по небу вишнёвым заревом.

    3) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

    4) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие то некоторую лёгкость.

    5) Оксана рисует так же хорошо как и пишет стихи.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    1) Память (А)накапливает добрый (В)опыт и (Г)традиции и постоянно (Б)противостоит уничтожающей силе времени. Cхема однородных членов: А (что? в и г) и Б. Два ряда, союзы и соединяют разные ряды.

    2) Вот солнце закатилось за край земли да растеклось по небу вишнёвым заревом. Схема однородных членов: А да Б

    3) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Схема однородных членов: А, и Б, и В

    4) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость. Схема однородных членов: если не А, то Б.

    5) Оксана рисует так же хорошо, как и пишет стихи. Схема однородных членов: А так же, как и Б.

    Ответ: 45

    Ответ: 45|54

    Актуальность: Используется с 2015 года

    Сложность: обычная

    Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

    Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

    ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

    В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

    1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

    2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

    Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

    Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

    Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

    Условные обозначения:

    ОЧ - однородные члены.

    ССП - сложносочинённое предложение.

    Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

    1. Определяем количество основ.

    2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

    3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

    Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

    15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

    Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

    Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

    В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

    В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

    Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

    Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

    15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

    Общая схема : О , О , О .

    Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

    Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

    15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

    Общая схема : О и/да/либо/или О .

    Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

    Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

    Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

    Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

    15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

    Общая схема : О , О и О .

    Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

    15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

    Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

    Общая схема : О , и О , и О .

    Общая схема : и О , и О , иО .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Более сложные примеры :

    Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

    Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

    Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

    Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

    Рассмотрим примеры.

    Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

    Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

    15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

    Схема: О , а/но/да О

    Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

    Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

    Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

    Пример 3: Мал золотник, да дорог .

    15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

    Схема: О , илиО , или О

    Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

    Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

    Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

    После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

    15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

    Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

    Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

    Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

    Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

    Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

    Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

    Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

    15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

    Общая схема: Схема: О и О , О и О

    Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

    Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

    Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

    Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

    15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

    Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

    А снег шёл и шёл.

    Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

    Сказал так сказал, пойду проверю.

    Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

    Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

    Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

    Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

    15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

    Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

    В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

    1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

    2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

    3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

    15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

    Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

    а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

    Схема: [предстоит ], и [он знал ].

    В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

    Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

    б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

    Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

    Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

    в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

    15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

    В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

    Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

    Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

    Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

    Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

    Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

    Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

    Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

    Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.



    Каждый человек в течение всей своей жизни накапливает определенную информацию, опыт и знания, необходимые ему в различных сферах его деятельности. Все это возможно благодаря памяти. Без нее человечество никогда не достигло бы прогресса и до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Память - это одна из важнейших функций нашего сознания. Что же означает это понятие? Каковы основные виды памяти в психологии? С какими ее нарушениями может столкнуться человек, и как их исправить?

    Понятие и функции памяти

    Память - это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.

    Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия. Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали. Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.

    Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.

    К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.

    Классификация видов памяти в психологии

    К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

    В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

    Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

    Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

    Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

    Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

    От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

    Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

    У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

    В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

    Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации. Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу. В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

    Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

    Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла.

    Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

    Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

    Понятие и особенности зрительной памяти

    Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

    Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные. При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

    Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

    Особенности слуховой памяти

    Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память - это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

    Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

    Кратковременная память

    Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

    Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

    Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

    Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

    Долговременная память

    Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

    Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

    Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

    У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

    Способность забывать как функция памяти

    Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

    Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

    Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию. Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом. Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

    Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

    Нарушение памяти: виды и причины

    Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.

    Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.

    Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию - заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.

    Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.

    Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.

    Как развить память?

    У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

    Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

    Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

    Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

    Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

    Упражнения для улучшения памяти

    Существует множество упражнений для развития и тренировки нашей памяти. Многие из них можно применять в повседневной жизни, они не требуют специальной подготовки и наличия определенных книг и пособий.

    Очень большого внимания заслуживает тренировка зрительной памяти. Приведем несколько примеров упражнений на ее развитие. Можете открыть любую картинку, посмотреть на нее несколько секунд, затем закрыть глаза и мысленно постараться вспомнить все, что вам удастся. Затем откройте глаза и проверьте себя.

    Еще одним вариантом упражнений развития зрительной памяти является игра в карандаши. Вы можете взять несколько карандашей, бросить их на стол в случайном порядке, посмотреть на них пару секунд, а затем, не подглядывая, воспроизвести увиденное на другом конце стола. Если у вас все получается слишком легко, можно увеличить количество карандашей.

    Для развития слуховой памяти будет очень полезным читать книги вслух. Однако делать это нужно с выражением, избегая монотонного чтения. Разучивание стихотворений также поспособствует улучшению слуховой памяти. Даже пара выученных четверостиший в день существенно повысят возможности вашей памяти. Можно попробовать запомнить и через некоторое время воспроизвести про себя разговор незнакомцев или услышанную в маршрутке новую для вас песню.

    Для развития памяти постарайтесь каждый вечер вспоминать события прожитого дня в мельчайших деталях. Причем делать это нужно в обратной последовательности, то есть, начиная с вечера и заканчивая пробуждением.

    Для того чтобы ваша память как можно дольше вас не подводила, необходимо полноценно питаться, отдыхать, избегать стрессов и негативных эмоций. Помнить все невозможно, поэтому даже если вы что-то забыли, постарайтесь отнестись к этому с юмором и не зацикливаться на проблемах.

    Многие жалуются на плохую память. Кто-то помнит себя примерно с десятилетнего возраста, как будто до этого времени ничего и не происходило вовсе. Кому-то невероятно сложно восстановить целые разделы школьной программы, а некоторые вынуждены постоянно что-то записывать, дабы не забыть.

    Плохая память — настоящая проблема. Вы тратите много времени, чтобы решить поставленные перед вами задачи просто потому, что вновь и вновь вам приходится, например, сверять одну и ту же информацию, которую уже можно было бы и запомнить.

    Сегодня мы заглянем в механизмы работы памяти и узнаем, как они устроены, какие типы памяти существуют, и почему наша память не настолько надежна, как нам хотелось бы.

    Формирование памяти, а именно запоминание новых вещей, происходит в результате создания и укрепления связей между нейронами головного мозга, которые называются синапсы (synapses).

    Нейромедиаторы (обозначены красным), с помощью которых осуществляется передача электрического импульса от одного нейрона другому через синаптическое пространство

    Когда мы запоминаем что-то новое, в нашем мозгу возникает определенная активность, и образуется след памяти (memory trace). Такой след является своего рода семенем памяти, которое разрастается и крепнет, подключаясь к похожим воспоминаниям. Согласно исследованиям, чтобы надежно закрепить данные в долгосрочной памяти, во время сна наш мозг воссоздает точно такую же активность. Это явление известно как консолидация памяти.

    И наконец, последний и наиболее знакомый нам процесс — это воссоздание воспоминаний. Наша память не может восстановить последовательность событий так, будто они были записаны на видеопленку — воспоминания возникают в виде фрагментов. Сами того не осознавая, мы совмещаем эти фрагменты в общую картину, которая и помогает нам вспомнить, что произошло.

    Виды памяти

    Существует несколько видов памяти:

    1. Декларативная память (Declarative memory) обеспечивает запоминание событий и таких фактов, как названия столиц или даты рождения.
    2. Эпизодическая память (Episodic memory) представляет собой воспоминания о каких-либо событиях в нашей жизни, к примеру, последняя вечеринка по случаю дня рождения или ваш первый день в школе.
    3. Процедурная память (Procedural memory) обеспечивает приобретение и сохранение таких бессознательных автоматизированных навыков, как езда на велосипеде или приготовление любимого блюда.
    4. Семантическая память (Semantic memory) необходима для фиксации сведений и понятий, о которых вы узнали; особенно при запоминании прочитанного.
    5. Пространственная память (Spatial memory) отвечает за хранение информации о картине мира (окружающая обстановка, ориентиры, расположение объектов).

    За каждый вид памяти отвечают различные части головного мозга, либо их комбинации. Также существует еще один вид памяти, а именно — оперативная память.

    Оперативная память (working memory) подобна записной книжке, которая находится у нас в голове. При необходимости мы записываем в нее небольшие информационные заметки, желая сохранить их «под рукой», после чего наш мозг откладывает эту информацию в долговременную память, или же мы ее просто забываем.

    Будучи используемой для текущей работы мозга, оперативная память не может содержать большие объемы информации. В основном, взрослый человек способен удержать в памяти от 3 до 5 единиц информации одновременно.

    Если вы когда-нибудь повторяли один и тот же номер телефона, прежде чем позвонить — вы использовали вашу оперативную память. Набрав этот номер, вам больше не нужно было удерживать данную комбинацию цифр в голове и вы ее попросту забыли.

    Существует несколько теорий, объясняющих, как этот процесс происходит в мозгу. Одной из самых известных гипотез является многокомпонентная модель (multi-component model), впервые выдвинутая в 1970-х годах. Согласно этой модели, рабочая память состоит из трех подсистем:

    1. Центральный управляющий элемент, или контрольный центр
    2. Фонологическая петля
    3. Визуально-пространственная матрица

    Центральный управляющий элемент отслеживает и координирует две другие подсистемы. Фонологическая петля хранит память о словах и звуках, связанных с речью, например, если вы повторяете один и тот же телефонный номер или пытаетесь запомнить набор слов. Визуально-пространственная матрица обрабатывает информацию об окружающих нас объектах, такую как размер, форма, цвет, а также сведения о расположении предметов вокруг нас. Если вы пытаетесь запомнить маршрут дороги, по которой едете впервые, вам на помощь придет оперативная память.

    В 2000 году психолог, создавший данную модель, Алан Баддли (Alan Baddeley), представил другую подсистему, которая отвечает за работу контрольного центра, а именно, эпизодический буфер (episodic buffer). Эпизодический буфер связывает информацию, которую хранит фонологическая петля и визуально-пространственная матрица, а также долговременная память. Он хранит «эпизоды» воспоминаний, состоящие из разнообразной информации, в то время как две другие подсистемы содержат информацию, касающуюся лишь их соответствующих областей:

    И последнее, что необходимо знать об оперативной памяти — это то, что она требует вашего внимания. К примеру, если вы сосредоточились на предмете, который находится впереди вас, в вашей оперативной памяти не отложится никакой информации о том, что происходило вокруг, даже если вы ощущаете это органами чувств. Оперативная память предназначена для временного хранения интересующей нас информации, а поскольку вид этой памяти ограничен по длительности и объему, она не может вместить информацию обо всем, что нас окружает.

    Почему наша память нас подводит

    Как ни странно, наши воспоминания не так уж надежны, как можно было бы подумать. Существует несколько причин, почему наша память может подвести нас, и часто мы даже не задумываемся об этих факторах.

    Непрочные воспоминания

    Мы уже говорили, что воспоминания — это фрагменты, из которых складывается общая картина памяти. Но порой они не воссоздают однозначную картину того, как все происходило. В таких случаях мы можем подсознательно подкорректировать память о прошлом. Существует практика восстановления подавленных детских воспоминаний, которая показывает, насколько гибкими наши воспоминания могут быть. Процесс восстановления может быть затруднен из-за предубеждений и событий, которые нам пришлось пережить, поэтому довольно часто мы искажаем свои воспоминания, не осознавая этого.

    В данном случае хорошим примером может послужить эксперимент, проведенный психологом Фредериком Бартлеттом (Frederic Bartlett). Он предложил участникам эксперимента прочитать рассказ, а затем пересказать его. Затем он попросил их пересказать тот же самый рассказ через разные промежутки времени, самое позднее — через год. Результаты оказались действительно интересными. Рассказ не просто был изменен: не осознавая того, каждый из участников пересказал его на свой лад, акцентируя или исключая те детали, которые, по их мнению, оказались более или менее важными. При этом, они дали разумное объяснение тому, почему их ввел в смятение тот или иной фрагмент истории. Каждый из участников эксперимента сохранил в памяти наиболее важные для себя воспоминания о рассказе, а затем составил из них свой собственный рассказ.

    Однако в этом есть и свои плюсы. Некоторые ученые полагают, что мы наделены такой выборочной памятью, влекущей за собой процесс соединения всех фрагментов в одно целое, потому что это помогает нам предсказывать будущее. В то время как полное восстановление минувших событий помогло бы нам пережить те самые события более остро, выборочные воспоминания позволяют нам сфокусироваться на моментах прошлого, которые имели для нас наиболее важное значение, а затем опираться на них, принимая решения в будущем.

    Обманчивая память

    Когда мы пытаемся что-то вспомнить, происходит нечто странное: первичный след памяти, который укрепился в нашей долгосрочной памяти, пока мы спали, очень быстро ослабевает. Это признак того, что память сама по себе не так уж и стабильна, и мы склонны подсознательно менять наши воспоминания в процессе их восстановления.

    Однако в некоторых случаях этот факт может оказаться полезным. Например, со временем переживания, связанные с воспоминанием о неприятных событиях, могут ослабеть, если вы попытаетесь вернуться к ним вновь в благоприятной атмосфере, постепенно отодвигая негативные эмоции на задний план.

    Одно исследование ассоциативной памяти у наркозависимых показало, что при просмотре 5-минутного видео об использовании наркотиков за 10 минут до заключительной терапии у этих людей часто возникало желание употребить наркотики вновь как во время лечения, так и 6 месяцев после него. Когда же видео показывалось за 6 часов до финальной процедуры, подобных порывов не наблюдалось. Со временем ассоциация между просмотром видео о наркотиках и употреблением наркотиков заместилась новым ассоциативным рядом.

    Как улучшить память

    1. Старайтесь высыпаться. Хороший сон — самый надежный способ улучшить память, ведь именно во время сна происходит консолидация воспоминаний. Недосыпание не только препятствует превращению кратковременной памяти в долговременную, но и в целом вам становится сложнее вспомнить то, что вы когда-то знали. Хроническое недосыпание является одной из причин формирования ложных воспоминаний, когда вы начинаете «вспоминать» то, чего никогда не происходило.

    2. Пейте кофе. Согласно последним исследованиям, употребление кофеина сразу после того, как вы заучили что-то, улучшает процесс консолидации. Поэтому, вместо того чтобы начать свой день с чашечки кофе, начните его, к примеру, с чтения, и лишь затем взбодритесь напитком. .

    3. Вдохните аромат розмарина. Ученые доказали, что запах розмарина улучшает работу головного мозга, в частности, восстановление воспоминаний. Оживите ваше рабочее место горшочком со свежим розмарином — он поможет вам провести день более продуктивно.

    4. Ешьте голубику. Проведенные эксперименты доказали, что употребление голубики или голубичного сока способствует укреплению памяти. Исследование пищевых привычек у медицинских работников одного возраста, которое проходило на протяжении нескольких лет, показало, что у тех, кто регулярно ел голубику и клубнику, признаки ухудшения памяти стали проявляться на 2,5 года позже, чем у тех, кто намного реже включал эти продукты в свой рацион. Примечательно, что для достижения результатов вам нужно съедать всего лишь пару порций ягод в неделю.

    5. Помедитируйте. Ученые все еще спорят на тему того, способствует ли медитация улучшению памяти, однако некоторые эксперименты уже подтвердили это допущение. Речь идет о медитации и , направленных на повышение концентрации внимания. Медитация помогает успокоиться и блокировать влияние внешних факторов, которые мешают нам сосредоточиться и не позволяют раскрыть весь потенциал оперативной памяти.

    Стоимость старших моделей смартфонов завышена. Все мы прекрасно понимаем, что разница в цене между 16 ГБ и 32+ ГБ моделями неоправданно большая. Речь идёт и о iPhone, и о всём многообразии флагманских представителей Android. В итоге человек берёт младшую модель с 16 гигабайтами хранилища на борту в надежде, что этого хватит. Но, зачастую реальность не оправдывает его ожидания.

    Что съедает память в смартфоне

    Для начала нужно понять, что указанный производителем объём памяти в устройстве - это не то же самое, что доступный пользователю объём памяти. То есть, на практике нам всегда доступно меньше памяти, чем написано на упаковке, и это справедливо как для iPhone, так и для семейства Android.

    В обоих случаях операционная система устройства занимает 2-3 ГБ памяти, и вернуть их в распоряжение пользователя нельзя - эта пространство нужно для работы устройства.

    Поэтому, когда вы подыскиваете новый смартфон, то считайте так: 16 ГБ на самом деле примерно равно 13 ГБ, а 32 ГБ - это в лучшем случае 29-30 ГБ.

    В дальнейшем на оставшийся пользователю объём памяти будут посягать устанавливаемые приложения и игры . Экраны всё лучше, картинка должна быть всё качественнее, графика всё круче - это серьёзно утяжеляет приложения.

    Кроме того, со временем установленные приложения будут толстеть, накапливая в памяти данные кэша - это всё, что остаётся в устройстве в процессе работы приложения и после его закрытия. Любое приложение, получающее контент из Сети, сохраняет его на устройстве для более оперативного предоставления пользователю. Смотрите YouTube - получаете кэшированные видеозаписи. Слушаете музыку онлайн - она кэшируется локально. Сёрфите в Интернете через Chrome - посещённые в браузере странички кэшируются.

    Если у вас Android и вы оказались в ситуации, когда срочно нужно получить несколько сотен мегабайт места под видео или фото, то очистите данные кэша.

    Настройки -> Память -> тап на Данные кэша.

    Также можно выборочно очистить кэш у отдельных приложений.

    Настройки -> Приложения -> тап по толстому приложению -> Очистить кэш.

    В iOS таких штатных средств нет, но есть сторонние утилиты .

    В наши дни 1 ГБ для одной игры уже кажется вполне приемлемым. Периодическая чистка игр с предварительным вопросом к самому себе «буду ли я в это ещё играть?» поможет избавиться от надоевших и ненужных игрушек, которые продолжают занимать порядочное количество памяти. Это же справедливо для любых других приложений. Не понравилось приложение? Не планируете пользоваться им в будущем? Удалите его, не держите просто так на устройстве.

    Загружаемая пользователем в устройство музыка становится всё качественнее. Некоторые уже не воспринимают 320 кбит mp3 и хотят только flac. Такие треки занимают в несколько раз больше места на устройстве.

    Подумайте, обеспечат ли используемые вами наушники достаточное качество воспроизведения звука, чтобы вы почувствовали разницу? Быть может, mp3 среднего качества вполне хватит?

    Если речь идёт о фото и видео , то всё ещё хуже. В топовые актуальные смартфоны ставят 8+ мегапиксельные камеры, которые умеют снимать FullHD видео с высоким фреймрейтом и делать фото очень большого разрешения. Такие фото и видео занимают очень много места. Для примера, 1 час видео в качестве 1080p может занять на вашем смартфоне 10 ГБ места.

    С отснятыми видео вариантов фактически нет. Их нужно периодически перемещать из мобильного устройства на компьютер для последующего хранения или размещения на видео-хостинге.

    С хранением фотографий может помочь мобильное приложение Dropbox - в нём есть функция автоматического переноса снимков из памяти устройства в облако.

    И всё же, чем более технологичными становятся наши мобильные устройства, тем больше будет требоваться места под приложения и контент. Производители понимают это, и зачастую идут навстречу пользователю, встраивая в смартфоны и планшеты слот под съёмные карты памяти . К сожалению, пользователи iPhone, гуглофонов и некоторых других линеек Android лишены такого преимущества. Google предлагает нам хранить все данные в Сети.

    Такую концепцию поддерживают и многие разработчики - сейчас нам доступны сотни тематических онлайн-сервисов, предоставляющих контент в виде потоковой передачи. Их дополняют десятки облачных хранилищ. В таком случае память устройства будет забиваться значительно меньше, но значительно возрастают требования к качеству и скорости мобильного Интернета.