Перспективное планирование работы по пдд в старшей группе. Произведения о правилах дорожного движения для старшей группы

Дорогие ребята!

Перед вами - список книг, которые, находятся в фонде школьной библиотеки, и, я надеюсь, научат вас жить в огромном мире под названием «город». Давно прошли те времена, когда города ограничивались крепостными стенами, а основным видом транспорта была лошадь.

На ней ездили верхом, ее запрягали в телеги, повозки, экипажи. А потом изобретатели решили заменить лошадь паровыми двигателями - и по дорогам покатили первые паромобили. Им на смену пришли машины, работающие на бензине, - автомобили. И сегодня по сотням городских улиц каждый час проезжают тысячи и тысячи машин!

А знаете ли вы, как нужно правильно переходить через дорогу? А об удивительной «зебре» родом совсем не из Африки, которая отлично прижилась в городе? А знаете, что такое «лежачий полицейский» и почему его так называют? Какие права есть у пешеходов и пассажиров?
Если не знаете, не беда: обо всем этом вы можете узнать из этих книг!

1. Правила дорожного движения.- М, 2004г.

2. Репин Я.С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987

3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г.

4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. - М, 2004г.

5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. - М: Просвещение,1985г.

6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. - М: Педагогика,1997г.

7. Сергей Волков. Про правила дорожного движения. - Сборник стихов.

8. Ирина Гурина. Участники дорожного движения.

9. Г. Демыкиной. Песенка дорожных знаков. - Сборник стихов.

10. Сергей Михалков. МОЯ УЛИЦА. Светофор. ШАГАЯ ОСТОРОЖНО. - Сборник стихов.

11. Сидорова Анна. Правила дорожного движения для детей. - Сборник стихов.

12. Правила дорожного движения. Памятка родителям.

13. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 - 2007г.

14. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 - 2009г.

15. Н.А. Извекова. Правила дорожного движения. - М. «Просвещение»,1975.

16. ЭН. Безопасные дороги. - Мурманск, 2009 г. (диск, 15 серий).

17. ОБЖ для детей. - М. «Просвещение»,1998.

18. История транспорта. - СПб, 2002г.

19. Открытия и изобретения. - М.: РОСМЭН,2011г.

20. Л. Гальперштейн. Моя первая книга о технике. - М.: РОСМЭН,2006г.

Педагог- библиотекарь: Юлия Валериевна

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Инструктаж по ТБ.

1. «Прогулка по городу».

Цель: закрепить понятия «Проезжая часть», «Тротуар», «Пешеходный переход», «Разделительная полоса». Познакомить с понятиями «Бордюр», «Островок безопасности» и их назначением. Продолжать ориентироваться в ближайшем к детскому саду микрорайоне, разбираться в этой схеме

1. Д/ и «Наша улица».

2. Дискуссия на тему «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт».

3. П/и «Ориентирование».

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Упражнения на макете.

6. Закрепление с детьми их домашних адресов.

7. Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада.

8. Коллективная аппликация «Улица, на которой я живу»

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

2. «Светофор».

Цель: закрепить знания сигналов светофора: красный, красный и жёлтый одновременно, зелёный мигающий, зелёный, жёлтый. Познакомить с дополнительными секциями светофора: стрелки направо или налево, их назначением и правилами перехода проезжей части по их сигналам. Учить начинать движение на зелёный сигнал светофора только убедившись, что все машины остановились

1. Дискуссии на темы «Как прейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками», «В чём опасность движения пешехода по разрешённому сигналу светофора».

2. Тир «Светофор».

3. П/и «Светофор».

4. Чтение худ. произведений.

5. Изготовление макетов светофора.

6. Выставка детских рисунков «Дети, дорога, светофор».

7. Инсценировка по правилам дорожного движения.

8. Игра-драматизация правил ДД

Н
О
Я
Б
Р
Ь

3. «Дорожные знаки».

Цель: закрепить назначение дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками «Пешеходам движение запрещено», «Въезд запрещён», «Место стоянки», «Телефон», «Движение прямо, направо, налево», «Пункт питания». Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки и учитывать их назначение

1. Д/и «Угадай, какой знак».

2. Выполнение тематических заданий.

3. Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов с дорожными знаками.

4. Соревнование среди детей «Кто больше знает дорожных знаков».

5. Чтение худ. произведений.

6. Предложить детям на макете улицы правильно расставить дорожные знаки.

7. Логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой».

8. Конкурс загадок по правилам дорожного движения

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

4. «Транспорт».

Цель: учить ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона (наземного, железнодорожного). Познакомить с предупредительными сигналами, подаваемыми водителями, правилами езды на велосипеде. Уточнить знания о труде шофёра

1. Беседы о том, каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями.

2. Дискуссии на темы «Чем опасен медленно идущий транспорт», «Чем опасен транспорт, проехавший мимо вас».

3. Д/и «Теремок».

4. П/и «Стоп».

5. Беседа о правилах езды на велосипеде.

6. Чтение худ. произведений.

7. Наблюдение за трудом водителя.

8. Рассматривание транспортных средств, проезжающих мимо детского сада

Я
Н
В
А
Р
Ь

5. «Путешествие по автогородку».

Цель: продолжить знакомство детей с основными пунктами автогородка (место остановки автобуса, пункт первой медицинской помощи, автозаправочная станция, пост ДПС). Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении

1. Предложить детям нарисовать то, что видели в автогородке.

2. П/и «Поехали».

3. Логическое упражнение «Определи безопасный путь».

4. Выполнение тематических заданий.

5. Беседа на тему «Как вести себя на улице».

6. Игры со строительным материалом «Строим город».

7. Чтение худ. произведений.

8. Предложить детям на макете обыграть правила пешеходов и водителей

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Инструктаж по ТБ.

6. «Сигналы регулировщика».

Цель: дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика. Учить распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора

1. Д/и «Жесты регулировщика».

2. Предложить детям складывать разрезные дорожные знаки.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Упражнения на транспортной площадке.

5. Чтение худ. произведений.

6. Моделирование ситуаций.

7. Показ театра по правилам дорожного движения.

8. Предложить детям ребусы, лабиринты по правилам дорожного движения

М
А
Р
Т

7. «Мы – пассажиры».

Цель: Привить детям правила пользования маршрутным транспортом: где ожидают маршрутный транспорт, поведение пассажиров при посадке, во время движения и при выходе. Познакомить с обязанностями пассажиров

1. Дискуссия на тему «На каких дорогах остановки общественного транспорта опаснее – на узких или широких?».

2. Обыгрывание игровых ситуаций.

3. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг.

4. Решение практических заданий («Как вы поступите, если на рельсы упадёт ваша книжка?» и т. д.).

5. Прогулка к остановке пассажирского транспорта.

6. Чтение худ. произведений.

7. Д/и «Найди пассажира-нарушителя».

8. Конкурс рисунков на асфальте

А
П
Р
Е
Л
Ь

8. «Мы – пешеходы».

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с обязанностями пешеходов, правилами движения пешеходов по тротуару и перехода через проезжую часть группами и индивидуально

1. Дискуссии на темы «Какое стоящее из транспортных средств опаснее других?», «В чём опасность, если ребёнок перебегает дорогу?».

2. Конкурс «Лучший пешеход».

3. Обыгрывание игровых ситуаций.

4. Решение головоломок по правилам дорожного движения.

5. Упражнения на макете.

6. Час досуга на транспортной площадке.

7. Чтение худ. произведений.

8. С/р игра «Мы пешеходы»

М
А
Й

9. «Перекрёсток».

Цель: закрепить понятие «Перекрёсток», правила перехода перекрёстка. Познакомить с видами перекрёстков: четырёхсторонние, трёхсторонние, многосторонние. Учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности

Диагностика.

1. Д/и «Перекрёсток».

2. Дискуссии на темы «Чем опасны деревья, кусты, заборы, стоящие возле проезжей части?», «Как перейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющего дополнительную секцию со стрелкой?».

3. КВН по правилам дорожного движения.

4. Моделирование перекрёстка.

5. Изготовление пособий к ролевой игре «Перекрёсток».

6. Труд с детьми: подготовка транспорта к летнему сезону.

7. Чтение худ. произведений.

8. Прогулка к перекрёстку

Наталия Трофимова
Перспективное планирование работы по ПДД в старшей группе

Перспективное планирование работы по ПДД

в старшей группе

Сентябрь

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. 1. Познавательное занятие «Красный, жёлтый, зелёный» Цель : уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре. Закрепить представление о назначении светофора, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

2. Беседа а) «Я шагаю по улице» : Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта; познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара.

б) «Проезжая часть» - закрепить знания о том, что улица делится на две части : тротуар и проезжая часть, их назначением. Довести до детей, чем опасна проезжая часть для людей.

3. Д/игры : «Улица города» цель : уточнить и закрепить знания о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, правилах дорожного движения.

«Три сигнала светофора» цель : расширить знания о правилах поведения водителя и пешехода в условиях улицы; закрепить представления о назначении светофора;

учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, предназначенные для водителей и пешеходов. (Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 3).

4. «Отгадай загадку» - помочь закрепить знания о транспорте, используя худ. слово.

5. С/р. игра «Водители» цель : учить быть внимательными водителями, правильно соблюдать сигналы светофора, обращать внимание на установленные дорожные знаки, выполнять их рекомендации.

6. Игра : «Светофор и пешеходы» Цель : Научить детей пользоваться знаками светофора в игре.

8. Чтение художественной литературы :

1. С. Михалков «Моя улица» .

2. Г. Ладонщиков «Светофор»

3. О. Бедарев «Азбука безопасности» .

1. Консультация «Безопасность на улицах и дорогах» .

2. Родительское собрание с приглашением сотрудника ГБДД «Ребёнок и правила дорожного движения» .

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа «Знакомимся со знаками дорожного движения» . Программное содержание : научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки : «Дети» , «Пешеходный переход» , «Дикие животные» , «Железнодорожный переезд» , - предупреждающие;

«Въезд запрещен» , «Проход закрыт» , «Движение на велосипедах запрещено» - запрещающие; «Прямо» , «Направо» , «Налево» , «Круговое движение» , «Пешеходная дорожка» - предписывающие; «Место стоянки» , «Пешеходный переход» , «Пункт медицинской помощи» , «Телефон» , «Пункт питания» , «Автозаправочная станция» - информационно-указательные; воспитывать внимание.

2. Д/ игра «Найди пешехода – нарушителя» - закрепить правила перехода через улицу.

3. Просмотр мультимедийной презентации «Загадки улицы» .

4. Чтение : Г. П. Шалаева «Мои друзья-дорожные знаки» . Цель : Закрепить знания правил дорожного движения. Заинтересовать детей этой темой. Познакомить детей с происхождением значений «Зебра, пешеходный переход» . Научить детей узнавать и называть дорожные знаки, учить объяснять их значение.

5. Д/игры : «Угадай какой знак» . Цель : учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

«Поставь дорожный знак» Цель : учить детей различать дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве. (Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 5, 6).

6. С/Р игра : «Путешествуем на машинах»

Цель : помочь детям запомнить дорожные знаки и правила безопасного поведения на улице, пользоваться помощниками – дорожными знаками в незнакомой местности.

1. С. Маршак «Мяч» ; «Милиционер» .

2. С. Михалков «Бездельник светофор»

3. А. Дорохова «Перекресток» (кн. Э. Я. Степаненкова стр. 26)

4. Л. Новогрудский «Движется – не движется»

8. Конструирование «Дороги и мосты»

Цель : учить строить дороги разной ширины, в соответствии с этим определять и строить мосты для пешеходов, транспорта. Расставлять дорожные знаки.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»

2. Изготовление и раздача информационных буклетов «Для чего нужны световозвращающие элементы?»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа : «Мчатся по улице автомобили»

Продолжать знакомить с различными видами транспорта (грузовой, легковой, пассажирский и специальный, их назначением; формировать понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним.

2. Наблюдение : За движением автотранспо рта : продолжать знакомить с сигналами поворота транспорта и их местоположением (впереди, сзади, сбоку)

3. С/р игра : «Шофёры» - продолжать знакомить с работой шофёра («водят» машину, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей, возят разный груз, закрепить правила дорожного движения (сигналы светофора) .

4. Инд. работа : Лепка «Разноцветный светофорчик»

5. Игра – драматизация : «Правила уличного движения» - закрепить знания о правилах поведения на улице, учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности

6. Сюжетно-ролевая игра : «Перекресток» : Научить детей пользоваться атрибутами (жезл, фуражка, эмблема) в игре. Познакомить детей с тремя видами знаков (предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные) и их значением в дорожном движении.

7. Чтение художественной литературы

1. С. Маршак «Светофор»

2. С. Михалков «Велосипедист»

3. С. Михалков «Скверная история»

4. Г. Юрмин «Любимый мышонок»

8. Рассматривание альбома

«Общественный транспорт» : расширять знания о видах транспорта, различение и называние общественных видов транспорта, закрепление знаков остановки общественного транспорта.

9. Д/ игры : «Что лишнее» . Классификация транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный) . Цель : Научить детей различать виды транспорта и его назначение. Воспитывать умение доводить до логического конца свой смысл.

Игра – лото «Внимание дорога» .

9. Рисование и раскрашивание картинок с изображением различных видов транспорта.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Выставка детско – родительских рисунков «Зеленый огонек» .

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседы : «Улица нашего города» : закрепить знание правил дорожного движения, со знаками обозначающими пешеходный переход, уточнить представление о месте перехода через проезжую часть улицы по «зебре» , по знаку «Пешеходный переход» «Веселый Светофорик»

расширять знания о правилах поведения детей на улице.

«Будь внимателен, пешеход!» : продолжать прививать навыки безопасного поведения на дороге в зимний период, знакомить с правилами безопасного поведения на дороге в зимнее время года, обратить внимание на ледяные и заснеженные дорожки, сосульки. Воспитывать внимательность, сосредоточенность.

2. Рассматривание картин изображающие дорожное движение в зимний период – закрепить особенности передвижения машин в зимний период

3. Д/игра «Сломанный светофор» - закрепить знания цветов светофора, правильно их располагать, развивать внимание.

«Наша улица» - расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 88).

4. С/ р игра «Автобус» - учить действовать согласно взятой роли (водитель объявляет остановки, пассажиры заходят в автобус, оплачивают проезд, вежливы и внимательны с другими пассажирами) закрепить правила поведения в автобусе

5. Просмотр мультимедийной презентации «В стране дорожных знаков» . Цель : Познакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.

6. Аппликация «Наша улица»

Цель : учить разрезать лист бумаги на узкие полоски, составлять пешеходный переход, дома, деревья, наклеивать их.

7. Чтение художественной литературы

1. С. Яковлев «Читает книжку глупый слон» .

2. В. Головко «Правила движения» .

3. А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо»

8. Рассматривание альбома

«Специальные машины» : уточнение назначения и названия спец-транспорта «Пожарная» , «Скорая помощь» , «Милиция» и пр.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Выпуск стенгазеты для родителей по профилактике дорожно- транспортного травматизма «Веселый Светофорик»

2. Изготовление и раздача памятки «Правила перевозки детей в автомобиле»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Беседа + изготовление и раздача буклетов о последствиях превышения скорости водителям автотранспортных средств : «Водитель, не спеши!» и пешеходам .

2. Игра – драматизация «Правила дорожного движения» - закрепить знания о правилах дорожного движения на улице, развивать у детей способность воспринимать реальный мир.

3. Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» .

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Н. Кончаловская «Самокат» .

3. О. Бедарев «Азбука безопасности» .

4. С. Маршак «Одна рифма»

5. М. И. Радзиевская «Ты и дорога» .

5. Д/Игра : «Домино с дорожными знаками» .

Цель : Научить детей использовать знания о дорожных знаках в игре.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Раздача детских буклетов о последствиях превышения скорости : «Водитель, не спеши!» и «Будь внимателен, береги жизнь»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседы «Правила поведения на нерегулируемом перекрестке» : Повторить с детьми правила поведения на пешеходном переходе. Систематизировать и уточнить следующие знания детей : чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами, формировать осознанно - правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

«Лучшие помощники» - познакомить со знаками «Пункт первой помощи» , «Пункт питания» их назначением, учить выделять их из других дорожных знаков.

2. Д/игры «Стоп» - закрепить знания о светофоре, выполнять движения по сигналу.

«Перейти улицу» - развитие внимания на дороге, закрепление правил дорожного движения. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 64).

3. С/р игра «Улица» - помочь выбрать водителей, создать игровую обстановку, закрепить знания о разнообразии транспорта на улицах города, уточнить правила дорожного движения

4. Чтение художественной литературы

1. С. Михалков «Скверная история» .

2. О. Бедарев «Если бы…»

3. В. Семернин «Запрещается–разрешается» .

4. Р. Фархади «Светофор»

5. Совместный ручной труд с воспитателем : изготовление транспорта из бросового материала.

6. Показ кукольного театра «Уважайте светофор» цель : закрепить знания детей о назначении светофора, обозначение его сигналов, его необходимость для безопасности людей на дороге. (Т. Ф. Саулина, «Три сигнала светофора» стр. 31.)

7. С/р игра «Шоферы» , «Семья» : закреплять правила безопасного поведения на проезжей части дороги, умение оказывать элементарную помощь. Обыгрывать сюжеты различных опасных ситуаций (игры на проезжей части дороги) .

8. Просмотр мультимедийной презентации «Дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте - залог безопасности» .

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Папка - передвижка «Помогите детям запомнить правила дорожного движения» .

2. Выставка «По дороге в детский сад» (рисунки, аппликации, поделки совместно с родителями) .

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа «Регулируемый перекресток, повторение ПДД.» : Продолжать знакомить детей с понятием «перекресток» . Перекресток - место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают : четырехсторонние (крестообразные и Х-образные, трехсторонние (Т-образные и У-образные, многосторонние (от которых отходит более четырех улиц) . Уточнить знания детей о сигналах светофора и правила поведения на проезжей части дороги

2. С/ р игры «Улица» - машины движутся по улице, останавливаются в соответствии со знаками «Пункт питания» , «Пункт первой помощи» , «Осторожно дети и т. д» .

«Автомастерская» : закреплять и расширять знания детей о профессиях, уточнить, что делает автомастер, какие детали основные есть у автомобиля, из каких частей он состоит, какие виды легковых машин знают ребята.

3. Д/И «Ловкий пешеход» , «Светофор»

цель : развитие внимания у детей, умение действовать по установленным правилам.

(Л. Жук «Защитим детство» стр. 68).

«Азбука безопасности» .

Цель : Научить детей различать предупреждающие и информационно-указательные знаки. (предупреждающие, треугольники красного цвета; запрещающие, круги красного цвета; информационно-указательные, треугольники синего цвета).

4. Чтение художественной литературы

1. И. Лешкевич «Гололед» .

2. Я. Пишумов «Песенка о правилах» .

3. А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара» .

4. «Ты и дорога» . Стр. 35 Л. И. Радзиевская

Цель : Улиц в городе много, место пересечения улиц называется перекрестком.

Цель : Уточнить представления детей о значении дорожных знаков в безопасности детей.

5. Самостоятельные игры в уголке дорожного движения : используя модель улицы учить детей обыгрывать дорожные ситуации с пешеходами, транспортом и дорожными знаками. Закреплять знания ПДД и различения дорожных знаков.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Консультация

«Безопасный маршрут из детского сада домой»

2. Памятка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге» .

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа + «Дисциплина на дороге - залог безопасности» .

2. Показ мультимедийной презентации : «Путешествие в прошлое автомобиля» : познакомить детей с историей автомобиля; закрепить знания о частях автомобиля и их функциях; побудить сравнивать разные виды и их назначение, марки автомобилей.

(О. Дыбина «Что было до…» стр. 133.)

3. Инсценировка «на лесном перекрестке»

(Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» ): приобщать детей к драматическим инсценировкам на тему поведения на дорогах и на улице, закрепляя тем самым все знания полученные ранее.

4. Чтение художественной литературы

С. Волков «Про правила дорожного движения» : 1."Как пройти через дорогу»,

2. «Пешеходы и машины» ,

3. «Едут, едут пассажиры» .

5. Д/игры «На старт » - закреплять знание дорожных знаков и соблюдение их рекомендаций, развивать умение называть и быстро находить различные виды транспорта

«Внимательный пешеход» - Научить детей различать светофор для машин и для пешеходов (внутри изображены человечки) .развитие внимания и ответственности на дороге. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 67).

6. Рисование «Улица» : побуждать детей изображать дома, проезжую часть, пешеходный переход, деревья, движение транспорта в двух направлениях.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Родительское собрание «Безопасность детей на дороге и во дворе в весенне - летний период»

2. Анкета для родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседы «Безопасное поведение на улице» : обсудить с детьми опасные различные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе и на улице; научить мерам предосторожности в таких ситуациях.

(Авдеева «Безопасность» занятие 39, стр. 122)

«Где должны играть дети» - объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.

2. С/р игры «Шоферы» : продолжать учить детей соблюдать правила безопасного поведения с использованием опасных ситуаций, которые могут возникнуть при игре во дворе дома.

«Улица» - по улице едут различные автомобили, светофор регулирует движение, водители и пешеходы выполняют правила движения.

3. Конструирование «Улица»

Цель : Учить создавать коллективную постройку, использовать полученные впечатления; побуждать строить дома, проезжую часть, расставлять транспорт и дорожные знаки; обыгрывать постройку.

4. Опытная деятельность : «Что мы видим под зонтом» показать, что, прикрываясь зонтом от дождя, не следует закрывать обзор проезжей части улицы.

5. Д/игра : «Учим дорожные знаки» . Знакомить детей с правилами поведения на дороге; учить называть знаки.

6. Чтение стихов и загадок : «О дорожном порядке» : нацелить детей на запоминание правил дорожного движения и различного вида транспорта в форме загадок.

7. КВН «Зеленая улица» : привлечение родителей и ребят с целью закрепления у детей знаний правил дорожного движения и создания чувства уверенности в поведении на дороге и во дворе.

(Л. Жук «Защитим детство» стр. 71.)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Консультация «Маленький велосипедист» .

2. КВН «Зеленая улица» (совместно родители и дети)

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа : Правила поведения в общественном транспорте. + «Поведение пассажиров при посадке в транспорт» : Изучить основные правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро; умение войти, выйти, негромкость разговора, предупредительность, умение не причинять неудобства тем, кто стоит рядом, не проявлять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира; помочь детям запомнить правила общения с другими пассажирами : умение попросить или отреагировать на просьбу, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место, жесты помощи.

Литература : Авдеева Н. Н «Безопасность» , занятие 37, стр. 144.

О. В. Корчинова «Детский этикет» стр. 80. Занятие

2. С/Р/ Игры : «Шоферы и пассажиры» Цель :

Цель : Объяснить детям что, посадка и высадка пассажиров разрешается только на остановках. Пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, пока автобус не остановится. Высовываться из окна, бегать по салону и т. д.

«Автобус» - развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, учить детей быть внимательными, предупредительными к другим людям в троллейбусе, трамвае, автобусе, вагоне метро.

3. Показ мультимедийной презентации : "Правила поведения в общественном транспорте"

4. Словестная игра : «Это я, это я, это все мои друзья» : В игровой форме закрепить с детьми правила поведения на дороге, в общественном транспорте.

5. Заучивание считалки : «Светофор» : Закрепить знание детьми значение сигналов светофора при помощи художественного слова.

6. Просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности на дороге» - «Безопасность на транспорте»

7. Д /игры :

«Виды перекрестков» : познакомить детей с видами перекрестков; учить правилам перехода улицы; развивать внимание и наблюдательность.

«Теремок» : учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни. (Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 6 и 7).

8. Чтение художественной литературы

1. Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья» .

2. А. Клименко «Когда мы пассажиры»

3. Я. Пишумов «Дорожная азбука»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Консультация

«Безопасность в общественном транспорте»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа : «Работа сотрудников ГБДД » : уточнять и расширять знания детей о работе сотрудников ДПС , объяснять значение его жестов. Уточнить знания детей о профессиях и окружающем мире. Подчеркнуть важность и значимость этой службы и необходимость строго соблюдать правила дорожного движения. (Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения» стр. 45.)

2. Д/игры : «Сигналы регулировщика» : научить детей выполнять сигналы регулировщика, знать, что они обозначают. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 65).

«Ответь светофору» : закрепить правила перехода улиц и дорог. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 66).

3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге : Предвидеть дорожные ситуации, уметь обсуждать ситуации, научиться избегать дорожных происшествий.

В. Суслов «Его сигнал для всех закон»

4. С/Р игра : «Велосипедисты и шоферы» : закреплять в игре правила безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках.

5. Чтение художественной литературы

1. А. Дорохов «Подземный ход» .

2. А. Дорохов «Шлагбаум» .

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле» .

2. Привлечь родителей к пополнению группы материалами по ПДД

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседы : «Путешествие в прошлое транспорта» : развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

(О. Дыбина «Что было до…» стр. 119.)

Беседа «Проходите путь открыт» - закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности, о том, как появился и каким был раньше светофор, о действиях водителя и пешехода по этим сигналам. Повторить обозначение дорожных знаков.

2. Досуг «Правила дорожного движения» : продолжать знакомство детей с правилами ПДД, с обязанностями пешеходов и дорожными знаками; развивать речь, мышление и память детей; воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям – пешеходам и водителям.

3. С – р игра «Путешествие по городу» - закрепить правила поведения на улице, в транспорте и общественных местах.

4. Д/игры : «Найди такой знак» : Закрепить умение находить нужный знак и объяснять его значение.

«Кто больше назовет транспорта (воздушный, водный, наземный) . Закреплять умение различать виды транспорта и его разнообразие.

5. Рисование дорожных знаков : запоминание внешнего вида дорожных знаков и их обозначение.

6. Просмотр мультфильмов : «Смешарики» – серия про правила дорожного движения.

Серия мультфильмов "Безопасность на дороге".

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Оформление стенда «Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти» .

2. Конкурс стихов сказок и рассказов по ПДД.

Вид проекта : информационно - познавательный.

Сроки реализации : краткосрочный.

Объект проекта : совместная работа воспитателя, детей и родителей.

Предмет проект а: процесс воспитания и обучения.

Участники проекта : дети 5-7лет, родители воспитанников, педагог

Актуальность

Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.

Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.

Образовательные :

Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.

Познакомить детей с правилами дорожного движения.

Развивающие :

Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

коммуникативных навыков;

Воспитательные :

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Предполагаемые результаты

Работа с родителями:

Папки – передвижки

«Взрослые! Вам подражают дети!».

«Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».

Консультации

«Родителям о правилах дорожного движения».

«О поведение в общественном транспорте».

«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Памятка родителям

«Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».

«Ребёнок переходит улицу».

Родительское собрание

«Дети и дорога».

Этапы реализации проекта:

1 этап: «Подготовительный»

1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.

2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах).

4. Пополнение предметно-развивающей среды.

5. Встреча с родителями «Знакомство с проектом».

2 этап: «Основной» (работа над проектом)

1. Беседы

  • «Безопасность на дороге».
  • «Знаки дорожные помни всегда».
  • «Осторожно, дорога!».
  • «Транспорт на улицах города».
  • «Правила для пассажиров».

2. Художественное творчество :

  • Рисование: «Как нельзя вести себя на улице», «Придумай новый дорожный знак», «Моя улица».
  • Лепка: «Веселый светофор», «Машины».
  • Аппликация: «Дорожный знак».

3. Составление творческих рассказов : «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки изчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Истории в транспорте»; «Интересный случай на дороге».

4. Чтение художественной литературы: Е.Житков «Светофор», С.Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В.Сиротов «Твой товарищ светофор», П.В. Ивнев «Как разговаривает улица», И.Серяков «Законы улиц и дорог», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу перехдили», Л.Гальперштейн «Шлагбаум», Г.Юрмин «Любопытный мышонок».

5. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Безопасность на дороге».

6. Конкурс «Лучший пешеход», «Хорошо-плохо».

7. Создание выставки рисунков «Светофорик».

8. Конструирование макета «Наша улица».

9. Создание книжек малышек «ПДД».

10. Экскурсия по главной улице села, к пешеходному переходу. Наблюдение за уличным движением. Знакомство с понятием «Площадь», «Перекресток».

11. Организация сюжетно-ролевой игры «Улица», «Правила дорожного движения».

12. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Узнай по описанию».

13. Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.

3 этап: «Заключительный»

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Выставка рисунков «Светофорик».

3. Обыгрывание макета «Наша улица» вместе с детьми.

4. Проведение развлечения «Красный, желтый, зеленый».

5. Презентация для детей других групп.

Список используемой литературы:

1. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.

2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.

4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008

5. Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.

6. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г.

7. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, один из важнейших вопросов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях развития это были естественные природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавились опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли черты проблемы выживания человека.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение. Расширяя знания ребенка, художественная литература воздействует на его личность. Художественная литература является одним из доступных и интересных для ребенка способов освоения ПДД. С произведениями художественной литературы детей можно знакомить непосредственно через чтение, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, театрализованные постановки.

Программой дошкольного воспитания «От рождения до школы» предусмотрено знакомство с правилами безопасности дорожного движения, которые входят в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

МЛАДШАЯ ГРУППА

Задачи воспитания:

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

  • «Я сегодня пешеход»
  • «Я пассажир» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Мишка и новостройка » (автор сказки в стихах А. Шлыгин)

Темы произведения - пассажир, дорога, пешеход.

  • «Ехал козлик осторожный» (автор стихотворения А. Шлыгин)

Темы произведения - пассажир, дорога, водитель.

  • «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

  • «Светофор» (автор стихотворения С.Я. Маршак)
  • «Наш помощник светофор» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Грузовичок-трудяга» (автор произведения О.Мяэотс)

Темы произведения – грузовой транспорт.

  • «По городу» (автор стихотворения В.Берестов)

Темы произведения – пассажир, дорога, водитель, светофор, автобус.

  • «Песенка пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Машина моя»

Темы произведения – пассажир, водитель.

  • «Машины» (автор стихотворения Я. Пишумов)

Темы произведения – грузовой и легковой транспорт»

Видеоматериал (мультфильмы):

  • «Дорожная сказка»

Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель

  • «Знакомство с улицей»

Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель, цвета светофора.

  • «Про котенка Женю»

Темы произведения – цвета светофора, их расположение.

  • «Озорная семейка»

Темы произведения – пешеходный переход, светофор.

  • «Паровозик из Ромашково»

Темы произведения – пассажир, поведение в транспорте.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Задачи воспитания:

  • Соблюдение элементарных правил поведения на улице и в транспорте;
  • Элементарные правила дорожного движения;
  • Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», объяснять их назначение;
  • Понимать значения сигналов светофора;
  • Узнавать и понимает дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети»;
  • Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
  • «Светофор» (автор стихотворения А. Северный)

Темы произведения – закрепление знаний о светофоре.

  • «Над Москвой луна - как блюдце» (автор стихотворения С. Бороздин)

Темы произведения – виды пассажирского транспорта, трамвай.

  • «Юрка живет на другой стороне» (автор стихотворения Я. Пишумов)

Темы произведения – правила перехода через улицу, пешеходный переход.

  • «Любопытный мышонок» (автор сказки Г. Юрмин)

Темы произведения – транспорт, легковой автомобиль, части машины.

  • «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога» (авто сказки Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – автомобильная дорога, зебра, пешеходный переход, пешеходы, светофор, водитель (шофер), соблюдение ПДД.

  • «Марта и Чичи идут в парк» (автор сказки Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – соблюдение элементарных ПДД пешеходом, тратуар, наземный пешеходный переход «Зебра», светофор.

  • «Друг пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Тема произведения – светофор.

  • «Подземный переход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «На именины к дедушке Медведю» (автор Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – знакомство с транспортом (трамвай), правила поведения в транспорте.

  • «Мы пожарные» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – спецтранспорт.

  • «Вышел дождик погулять» (автор стихотворения Э. Мошковская)

Темы произведения – спецтранспорт (поливальная машина)

  • (автор С. Волков)

Темы произведения – зебра, подземный переход.

  • «Моя улица» (автор С. Михалков)

Темы произведения – спецтранспорт, поливальная машина.

  • , глава 1, глава 2 (автор М. Казанцева)

Темы произведения – пешеход, водитель, светофор.

  • «Автобус №25» (автор С. Маршак)

Темы произведения – правила поведения в транспорте.

  • «Мяч» (автор С. Маршак)

Темы произведения – правила поведения возле проезжей части.

  • «Бездельник светофор» (автор С. Михалков)

Темы произведения – назначение светофора.

Видеоматериалы (мультфильмы):

  • «Баба Яга и правила дорожного движения»

Темы произведения – пешеходный переход «Зебра», светофор.

  • «Сказка о машинах»

Темы произведения – виды транспорта.

  • «ПДД для детей» Часть 1.

Темы произведения – пешеход, водитель, соблюдение правил дорожного движения.

СТАРШАЯ ГРУППА

Задачи воспитания:

  • Соблюдение элементарных правил дорожного движения;
  • Соблюдение правил поведения на улице и в транспорте;
  • Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая», «Пожарная», «Полиция» и объяснять их назначение;
  • Понимать значений сигналов светофора;
  • Узнавать и называть дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта» и «Пункт медицинской помощи»;
  • Различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра»;
  • Знакомство с метро.
  • «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков)

Темы произведения – подземный переход, зебра, перекресток.

  • «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили» (автор М. Казанцева)
  • «Азбука пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения на пешеходной дорожке.

  • «Мне купили самокат» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Мне купили роликовые коньки» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Веселый футбол» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Пойдем играть в хоккей» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Волшебная горка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Новогодний снег» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – снегоуборочная машина.

  • «Воробьишка Тишка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – регулировщик, зебра, правила перехода, светофор.

  • «Песенка о правилах» (автор Я. Пишумов)
  • «Пешеходный переход» (автор Я. Пишумов)
  • «Светофор» (автор В. Кожевников)
  • «Гололед» (автор И. Лешкевич)
  • «Кто храбрей» (автор А. Гангов)

Темы произведения – правила поведения на дороге.

  • «Чудесный островок» (автор А. Дмоховский)

Темы произведения – правила перехода через улицу.

  • «Подземный переход» (автор А. Дорохов)
  • «Заборчик вдоль тротуара» (автор А. Дорохов)
  • «Шлагбаум» (автор А. Дорохов)
  • «Велосипедист » (автор С. Михалков)

Темы произведения – правила поведения на улице.

  • «Скверная история» (автор С. Михалков)

Темы произведения - правила поведения на улице.

  • «Самокат» (автор Н. Кончаловская)
  • «Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой» (автор Я. Пишумов)
  • «Если бы…» (автор О. Бедарев)

Темы произведения – правила поведения пешехода на улице.

  • «Запрещается-разрешается» (автор В. Семернин)

Темы произведения – правила поведения пешехода, пассажира, тротуар, перекресток.

Видеоматериал*:

  • «Азбука безопасности»

Темы произведения – дорожные знаки.

  • «Мигающие человечки»

Темы произведения – светофор, обогащение знаний о светофоре, о его назначении, работа светофора на перекрестке.

  • «Смешарики. Светофор»

Темы произведения – правила поведения на дороге, дорожные знаки: запрещающие, разрешающие, предупреждающие.

  • «Смешарики. На остановке»

Темы произведения – правила поведения в общественном транспорте, расширять и закреплять знания о пассажирском транспорте, поведение на остановке, посадка и выход из транспорта.

  • «Правила дорожного движения»

Темы произведения – поведение пешехода на улице, перекресток, светофор, зебра, проезжая часть и тротуар.

  • «Дорожные знаки»

Темы произведения – правила безопасности на дороге, поведение на дороге, предупреждающие знаки: «Опасный поворот», «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Крутой спуск», «Крутой поворот», «Остановка».

* Данный видеоматериал можно использовать для старшей и подготовительной групп.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Задачи воспитания:

  • Закреплять все полученные знания о дорожном движении;
  • Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, посещение театра (спектакли на данную тему).
  • «Азбука безопасности» (автор О. Бедарев)
  • «Автомобиль» (автор Н. Носов)
  • «Трамвай и его семья» (автор Л. Гальперштейн)

Темы произведения – обогащение знаний о городском транспорте.

  • «Дядя Степа» (автор С. Михалков)
  • «Рассказ о неизвестном герое» (автор С. Маршак)

Темы произведения – расширенные знания о спецтранспорте (пожарная машина)

  • «Смешуроки на дороге» (под редакцией М. Корниловой, М. Большаковой)

Темы произведения – все программные задачи.

Вся предыдущая литература также может использоваться для закрепления знаний о ПДД в подготовительной группе.

Очень важно после чтения художественной литературы правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос, заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

В старшем дошкольном возрасте сказки, стихи, используемые на НОД, рассматриваются через призму безопасности, и ребята с удовольствием анализируют знакомые с детства сказки. Иногда мы «разыгрываем» сказки, и ребята не только самостоятельно делают выводы, почему произошла данная ситуация, но и придумывают своё окончание, в которой герои не нарушают правила безопасности и их жизни и здоровью ничего не угрожает.

Н-Р, волк так и не съел 7 козлят из одноименной сказки, потому что они не открыли ему дверь, а посмотрели в глазок. А братец Иванушка не стал козленком, послушавшись сестру.

При изучении темы «Предупреждение пожаров» детей знакомим с большим количеством рассказов, стихов и сказок, в которых огонь выступает не только как враг, но и как друг.

А одно из интереснейших открытий мы сделали по знакомому с детства стихотворению Корнея Чуковского «Путаница»

… А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

После прочтения этих строк дети начали рассуждать, почему море загорелось, ведь вода не горит? После рассуждений и споров пришли к выводу, что море было загрязнено нефтепродуктами.

Таким образом, художественная литература иллюстрирует материал ОБЖ, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес, вызывая эмоциональные переживания, то есть помогает лучше усваивать материал. Яркий, образный, выразительный художественный образ воздействует на личность ребенка всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение.

Используемая литература:

1. Программа «От рождения до школы».

2. «Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.

3. «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина.