Первый детский сад в японии. Образование в Японии: интересные факты

Добрый день, друзья!

Сегодня мы поговорим о дошкольном воспитании в Японии. Часто можно встретить информацию об уникальном японском методе воспитания детей и как аргумент в пример приводится цитата: «до 5 лет ребенок король, с 5 до 15 — раб, а после 15 — равный». Различные интерпретации данного высказывания есть и у других народов. Разумеется не следует это философское высказывание понимать буквально. Но действительно жизнь ребёнка делится на несколько периодов и первый это когда малышом восхищаются, лелеют, балуют. С возрастом помимо удовольствий у ребенка появляется ответственность за свои поступки и ряд обязанностей, достигнув определенного этапа взросления вчерашний ребенок становится полноправным и равным членом общества. Всё это гармонично и последовательно прослеживается в системе образования детей в Японии.

История развития системы образования, в том числе дошкольного уходит корнями в эпоху Мэйдзи. В 1876 году в Японии был открыт первый детский сад для состоятельных семей. Детские сады были призваны создать среду взаимодействия, которая способствовала бы умственному и физическому развитию детей и хотя роль матери в воспитании детей универсальна, но общение детей одного возраста в том числе и общение с воспитателем, совместная игра и совместная работа способствует здоровому и гармоничному развитию ребенка, которое невозможно получить в домашних условиях. Широкое распространение дошкольное воспитание на государственном уровне получило только после 1961 года. Сегодня же практически каждый японский ребенок посещает детский сад или центр по уходу за детьми.

Для японского общества характерна доброта и любовь к детям, основным и главным источником такой любви является женщина. До недавнего времени в японской семье женщина считалась хранительницей очага, заботливой женой и любящей матерью в обязанности которой входило гармоничное воспитание ребенка. В последнее время ситуация меняется, японцы всё позже заключают браки и всё чаще женщина желает или вынуждена работать. Тем не менее основная часть японских мам воспитывает детей до 3-х летнего возраста в домашних условиях и затем отдает ребенка в детский сад для, так называемой, социализации. Какие есть виды дошкольных учреждений в Японии рассмотрим ниже.

Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом:

  • детские ясли, центры по уходу за детьми (保育所) hoikuen,
  • детские сады (幼稚園) yōchien,
  • специальные учреждения для инвалидов (特別支援学校)

Несмотря на то, что дошкольное образование не является общеобязательным, тем не менее детские сады и детские ясли пользуются большим спросом и как правило, чтобы устроить ребенка в детский сад необходимо заблаговременно побеспокоиться об этом. В среднем в очереди на получение места в детском саду стоят 25 тысяч детей.

В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.

В детские ясли (центр по уходу за детьми) р ебёнка можно устроить с трех месяцев, но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте должны быть серьёзные аргументы. И такая женщина со стороны общества выглядит не достаточно хорошей матерью, а мнение окружающих людей для японцев является определяющим. В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.

Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный). Обратившись в мэрию родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли). Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо больше в связи с тем, что начинается учебный год и часть выпускников дошколят поступают в начальную школу.

Следующий вопрос, который стоит перед родителями, в какой детский сад устроить ребенка?

В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа:

  • государственные, префектурные, муниципальные
  • частные

Так же существуют детские сады при школах и университетах. То есть начиная с детсадовского возраста для ребенка уже определяется его дальнейшее обучение. Такие специализированные детские сады дают преимущество для поступления в соответствующую престижную школу и в дальнейшем в университет.

Для формирования успешного будущего ребёнка, родители придерживаются последовательной политики в выборе дошкольных и учебных заведений, начинается это с устройства ребёнка в престижный детский сад, затем в лучшую начальную , в среднюю и так пока не вырастет ребёнок. Для того, чтобы ребенок получил в итоге достойную профессию и соответственную заработную плату, родители практически с самого его рождения вынуждены вкладывать в образование большие деньги.

Если же семья по каким-либо причинам не отдаёт ребенка в детский сад, то мама должна сама обучить его всему, что требуется для поступления в школу.

Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми.

Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Так же оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов.

Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.

Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того частный сад или государственный, а от конкретного садика, района в котором он расположен и педагогического коллектива. Наполняемость групп так же очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.

Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так к примеру г осударственные детские сады бывают двух видов — детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный плюс суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада, сад, в который принимают детей на полдня. В случае непредвиденных ситуаций, например объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения.

Сейчас молодые мамы для развития своего ребёночка покупают или шьют самостоятельно умные красивые книжки из фетра. Они очень красочны, приятны на ощупь и безопасны. У детей развивается моторика и воображение. Книги предназначены для ребятишек от года и старше. Они хороши тем, что готовятся индивидуально и могут быть выполнены под заказ на любой возраст и любой комплектации. Посмотреть и приобрести можно в инстаграме ymnaya kniga — Развивающие книжки для детей

В детских садах вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высока. Для наших граждан, привыкших отдавать детей в садик рано утром и забирать после работы, очень непривычно и сложно привыкать к режиму работы детских садов в Японии, так как в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.

В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель) в данном процессе ведущая сторона. Он может указать на недостатки и упущения, которые по его мнению допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают "мамские" комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия, организуемые в детских учреждениях.

Но прежде всего дошкольное воспитание японских детей начинается с дома, именно родители прививают своим детям определенную манеру поведения, своими действиями и поступками учат детей доброте, вежливости, отзывчивости и самостоятельности. Эмоциональная связь ребенка с матерью очень высока и потерять хорошее расположение мамы для него страшнее любого наказания. В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово нет, вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, так же в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то. Этот кто-то на протяжении всей жизни японца незримо находится рядом, и для японца очень важно общественное мнение.

Основы воспитания, заложенные в семье развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей. Воспитатель, обучая детей взаимодействию создает небольшие группы — хан, в этих группах дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности. Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее.

В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы.

Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это:

благодаря принципам такой государственной политики в области дошкольного и школьного образования японским детям прививаются навыки занятия спортом и закаливания. Нередко на японских улицах можно встретить малыша в октябре месяце в садовской форме в коротких шортиках, практикуется хождение детей босиком в холодное время года. Детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. Принципы дошкольного воспитания в Японии призваны вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.

В детских садах предусмотрены и образовательные программы, помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок.

Регулярные коллективные походы на целый день, проводятся с целью развития выносливости и изучения своего региона. Японские дети очень тонко чувствуют и любят природу. Наверное поэтому в Японии так популярны , деревьев, природных явлений и другие . Ребятишки, которым с детства привили любовь к красоте и научили пониманию природы проносят это через всю свою жизнь.

При всех положительных моментах в воспитании детей в Японии, за пределами страны существует расхожее мнение, что японцам чрезмерно привито чувство коллективизма, которое стирает их индивидуальность. Человек, проявляющий свою индивидуальность не очень приветствуется в японском обществе. Это не означает, что в Японии все как один и не «высовываются», нет, стоит посмотреть только на фотографии молодежи и видно, что это достаточно яркие и раскрепощенные молодые люди, но они живут и позиционируют себя группами и это определённая ступень их взросления. Закончив и институты яркая и неординарная молодежь вливается в ряды законопослушных и трудолюбивых граждан Японии.

Как воспитывают детей в Японии можно прочитать в книге. Это, можно сказать, практическое руководство по привитию малышу в определенном возрасте нужных навыков. Книга будет интересна как молодым мамам, так и просто людям, интересующимся японской культурой.

Предлагаю вашему вниманию игрушки для детей от 2-х до 5 лет:

Япония, моделирование, набор игрушек для кухни (материал — дерево), стоимость — 3641,99 руб.

Моделирование, аптечка доктора (материал — дерево), стоимость — 2212,88 руб.

Моделирование, кухня, пирамидка мороженое (материал — дерево), стоимость — 1643,42 руб.

Игрушка «Украшение торта» (материал — дерево), стоимость — 1820,69 руб.

дошкольный воспитание детский сад

«Традиция» -- ключевое слово для понимания культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного.

По традиции образование является здесь мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины -- редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей -- обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы -- в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

Зимой 1999 г. Японию потрясло известие об ужасном уголовном преступлении: женщина убила маленького ребенка, который стал конкурентом ее детей на экзамене при поступлении в детский сад. Конечно, подобный случай -- явление из ряда вон выходящее. Но так или иначе отношения между родителями воспитанников элитных детских садов (которые в большинстве своем принадлежат успешным, процветающим корпорациям) довольно напряженные. Однако таких детских садов немного, как не много и садиков так называемого прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, которая свойственна «элитным» садам.

В большинстве же детских садов главная задача воспитателей -- научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям -- на улице, в присутственных местах -- японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством этикетных формул и знать, где и когда их нужно применять.

Учебный год в Японии начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях -- от детского сада до университета -- проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами -- каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов.

В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится.

Вообще в Японии большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников - доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Чтобы стать воспитателем детского сада, нужно отучиться два года в институте или университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. Японское государство проводит политику строгого отбора выпускников вуза при назначении на должность педагога. В отличие от других стран, для того чтобы стать педагогом, японский гражданин должен получить диплом и пройти экзамены при назначении на должность. Однако Япония -- единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности.

Группы (6-8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Состав этих групп не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу воспитанников. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения, и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Та же ситуация в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год.

Воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Таким образом, дошкольное образование в Японии не является государственным и, как и в Германии, не подчиняется Министерству образования. Государство не оказывает финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады.

Введение

1. Система дошкольного воспитание в Японии

Заключение


Введение

В наиболее развитых странах раннее (1-3 года) и дошкольное (3-7 лет) детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.

В Соединенном Королевстве правительство не участвует в финансировании раннего образования (как и Бельгии, Франции, Италии); в Австрии оно финансируется государством, локальными властями и родителями; в Дании - финансируется правительством, в Финляндии - правительством и локальными властями, родителями только на 10% от стоимости, аналогично в Германии и Швеции. Однако во всех странах раннее образование является предметом национальной политики.

Исследователи японского образования (Н.П. Дронишинец, З.А. Малькова, R. Benedict, C. Lewis, L. Peak и др.) подчеркивают, что исключительно важную роль в социально-экономическом развитии Японии играло и продолжает играть образование. "Образование спасет нашу страну" - это девиз каждого японца. Целенаправленное воспитание и образование японцы начинают получать в дошкольном возрасте. В японской системе дошкольного образования есть много общего с российской системой, но есть и отличия, в первую очередь, концептуального и содержательного характера. Так, в Японии педагоги раннего обучения проходят специальную подготовку и аттестацию, они имеют хорошую зарплату и социальную защиту, чтобы строить карьеру педагога раннего образования. Японское государство проводит политику строго отбора выпускников вуза при назначении на должность педагога. В отличие от других стран, для того, чтобы стать педагогом, японский гражданин должен получить диплом и пройти экзамены при назначении на должность. Однако Япония - единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.

Цель работы: изучить систему и направления развития современного дошкольного образования в Японии.

Работа состоит из введения основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Система дошкольного воспитания в Японии

В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней социализации личности, мысль о том, что образцы поведения человека закладываются в раннем возрасте. Тенденции становления личности, которые складываются в японских дошкольных учреждениях, формируют культуру всего японского общества.

Обратимся к истории становления системы дошкольного образования в Японии. В 70-х годах XIX в. в стране стали появляться образовательные учреждения для детей дошкольного возраста. Одним из первых таких учреждений стал детский сад при педагогическом училище для девочек в г. Токио, он был создан в 1876 г. в соответствии с европейскими взглядами на образование. Постепенно число детских садов в Японии увеличивалось, и в 1926 году эти учреждения получили государственный статус. К началу второй мировой войны примерно 10 % японских детей посещали детские сады. В 1947 г. был принят закон об образовании, в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры. Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста.

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Более, чем полвека назад в стране вышла книга "После трех уже поздно", которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов" и создатель всемирно известной фирмы "Сони". В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей - создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы "он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым".

Стандарты дошкольного образования в Японии подвергались регулярному пересмотру и уточнению в соответствии с изменяющимися социальными требованиями. Наиболее существенные изменения были внесены в стандарты дошкольного образования в 1990 г. в связи с очередной реформой образования в Японии. В новых стандартах подчеркнуто, что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания.

Основная цель дошкольного образования, как определяется в государственных образовательных стандартах, - это создание условий жизни ребенка, наиболее подходящих для детского возраста, обеспечивающих здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникабельности, речи, интереса к окружающему миру и творческого потенциала на основе индивидуальных особенностей дошкольника.

Стандарты устанавливают пять основных направлений, которые должны быть выделены в содержании работы каждого дошкольного учреждения:

укрепление физического и психического здоровья ребенка;

формирование знаний об окружающем мире;

развитие речи;

развитие творческих способностей.

В настоящее время почти каждый ребенок в возрасте от трех до шести лет посещает детский сад, несмотря на то, что более 90 % японских женщин являются домохозяйками. Детский сад в Японии выполняет не функцию присмотра и ухода за ребенком в то время, пока мать работает, а функцию социализации малыша. В обществе принято считать, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе; более того, от уровня престижности образовательного учреждения, которое посещал ребенок с самого детства, зависит престижность будущего трудоустройства.

В настоящее время дошкольное образование в Японии не является обязательным, так что встречается большее разнообразие и гибкость, чем на других образовательных уровнях. Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Государственные дошкольные учреждения финансируются правительством страны, столицы, города или префектуры.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Частные детские сады, помимо внесения платы родителями (порядка 18 000-24 000 японских йен в год, или 150-200 $ в месяц), могут финансироваться частными школами, религиозными, общественными организациями или собственниками детского сада.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

В дополнение к детским садам открываются специальные детские площадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня. Сейчас в Японии насчитывается более 15 000 государственных и частных дошкольных учреждений. Больше половины детских садов (примерно 64 %) являются частными.

Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях, начинается 1 апреля и заканчивается в марте следующего года. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

В течение года дети три раза уходят на каникулы: летние каникулы длятся с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до начала нового учебного года, 6 апреля. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне и немного побеседовать с воспитателем о жизни.

Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Детские сады обычно работают с 9 часов утра и до 14 часов дня. В каждом учреждении есть свой автобус, который привозит ребят в детский сад и при необходимости развозит их по домам.

В детском саду дети только завтракают. Обычно ребенок ест еду, приготовленную матерью дома и взятую с собой. В некоторых случаях еда может быть приготовлена на кухне детского сада, но это встречается редко. Кухни приспособлены только для разогревания пищи.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете, требования к их подготовке определены специальным законом еще в 1949 г. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому даже в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов. Отметим, что перед дошкольными учреждениями Японии, вне зависимости от их уровня подчинения и формы собственности, не ставится задача подготовки детей к обучению в школе, большинство дошкольных учреждений не обучают детей основам грамоты. Японские дошкольники намного меньше времени, чем их российские или американские сверстники, проводят за академическими занятиями и намного больше времени отдают игре. Усвоение учебных знаний, умений и навыков начнется в шесть лет в школе. Наиважнейшей особенностью начального образования в Японии является понятие "кокоро", что можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет. "Кокоро" − это особая идея образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. Японцы убеждены, что объективной основой начального образования является обогащение детей "кокоро". В результате закладываются основы формирования всех сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие.

2. Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования в Японии

Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения, навыков коммуникации с другими людьми (как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников), системы коллективистских ценностей. Воспитание маленьких детей в Японии умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим. Дети должны знать, что их собственные желания вторичны по отношению к группе.

Основными проблемами дошкольного воспитания считаются проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, воспитания уважения к авторитету старших, обходительности в поведении, умения сохранять социальную гармонию. У ребенка воспитываются, в первую очередь, такие качества, как открытость, восприимчивость и скромность. Считается, что эти качества невозможно воспитать в семье и необходимые навыки группового общения могут быть сформированы только в детском саду. Много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.

Все занятия в детском саду проводятся с небольшой группой детей (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания Японии. Группа рассматривается как форма социального контроля и организации. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группы (6-8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной.

Отметим, что несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании. Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Та же ситуация, кстати, и в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей. Воспитателей же меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей.

Содержание образования в японских детских садах отражает национальные традиции. Выше мы уже говорили о том, что стандарты образования подчеркивают уникальность каждого дошкольного учреждения. Так, в детском саду префектуры Хиросима - Хигаши программа воспитания детей базируется на выделении четырех времен года, которые хорошо выражены в климате Японии. Содержание занятий и игр детей имеет сезонный характер. Приведем примеры игр по сезонам.

игры на раскрашивание (полосок, ковриков и т.д.) - направлены на развитие цветового восприятия и творческого воображения;

игры на озеленение (посадка и уход за цветами, овощами, плодовыми деревьями) - направлены на развитие наблюдательности, умения предсказывать результат деятельности и соотносить его с затраченными усилиями;

игры с водой (брызгание, плескание, купание, в других играх) - способствуют формированию здоровья и открытости ребенка в своих суждениях;

игры на конструирование и обработку материалов (рекомендуется использовать дерево) - направлены на формирование творческого потенциала, трудовых навыков и навыков взаимодействия со сверстниками.

игры-праздники (с воздушными шарами, украшение территории) - направлены на воспитание "волнения души";

спортивные игры (соревнования между детьми, детей с воспитателями) - воспитывают физическую культуру, стремление достигать результата;

творческие игры (изображение окружающего мира с помощью различных природных материалов) - знакомят детей с окружающим миром, формируют любовь к родной природе;

музыкальные занятия (пение, игра на простых музыкальных инструментах, танцы) - направлены на формирование эстетических чувств детей.

праздник Нового года (выпечка новогоднего рисового торта, запуск воздушных змеев-коршунов, игры с ракетками) - формируют знание национальных традиций и любовь к родине;

рисование (изображение событий и вещей, которые удивили и впечатлили ребенка) - формирует бережное отношение к национальным традициям и стремление их хранить;

уход за животными и растениями (за небольшими домашними животными, птичками, рыбками) - формирует умение наблюдать за жизнью животных, хорошие привычки заботы о живом мире;

строительство снеговиков и снежных домиков - учит общаться с другими ребятами и соблюдать правила при общении.

экскурсии (по горам, по полям, к рекам и к морю) - наблюдение за пробуждением природы вне границ учебного помещения формирует любовь к родине, наблюдательность, изобретательность и желание самовыражения.

Как видно из содержания рекомендуемых игр, отобранных в соответствии с принципом "природосообразности" осуществления образовательного процесса, они направлены не только на воспитание "кокоро", но и на совершенствование физического развития и сохранение здоровья ребенка. А сохранению здоровья детей в Японии уделяется большое внимание: в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников - доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Педагоги дошкольного образования считают, что их основная задача - не нянчить детей, а готовить их к школе сильными, выносливыми и терпеливыми, если ребенок будет здоровым, то счету и грамоте он сможет научиться в школе, а вот если здоровья не будет, то "школа вряд ли поможет".

Организуемая педагогом деятельность также отличается от практики европейских и американских детских садов: основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе . В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Любая деятельность, организуемая воспитателем, имеет четкую цель: движение направлено на развитие координации; музыка - на развитие ритма, слуховой памяти и навыков счета; рассказ - на обогащение словарного запаса и развитие языка.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия развивают тонкую моторику, которая необходима для написания иероглифов.

Важная роль отводится физической активности - играм с мячом, бегу, танцам и др. В то же время организованная педагогом деятельность всегда так или иначе связана с запросом, который исходит от ребенка. Так, С. Тейлор в детском саду города Кавасаки увидела, как мальчики в коридоре пинали крышки от банок. Заметив это, многие дети стали искать крышки и подражать их действиям. Вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, педагог предложил детям нарисовать крышки, обсудить различия между ними и придумать игры с крышками.

В садах также присутствует очевидная направленность на приобретение ребенком реального опыта взаимодействия с миром. Так, например, в одном из токийских детских садов дети (начиная с пяти лет) регулярно самостоятельно создают постройки на открытом воздухе (домики для детской площадки, лодки и т.д.). С этой целью им раздаются строительные инструменты и материалы. Перед детьми ставится конкретная проблемная ситуация и малыши с удовольствием приступают к ее решению. В процессе строительства они понимают, что для покраски крыши дома нужно встать на стул, а для правильного крепления дощечки недостаточно одного гвоздя. На родительском собрании директор детского сада предупреждает родителей, что педагоги будут наблюдать за выполнением детьми этого проекта, но избежать травм, скорее всего, не удастся; однако, по его мнению, для ребенка важно научиться оценивать опасность при работе с инструментами, иначе он никогда не сможет относиться к ним подобающим образом.

В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Утро в детском саду начинается с того, что воспитатель обсуждает с группой основную тему дня и предстоящие занятия. Во время групповых занятий воспитатель воспитывает у детей навыки речевого поведения (учит смотреть на собеседника, внимательно слушать), навыки планирования деятельности в группе (разделить пластилин, чтобы всем хватило; учитывать мнение других участников занятий, чтобы не возникало конфликтов).

Интересна концепция контроля поведения детей. Поведение ребенка регулируется путем воздействия на чувства, эмоции. В японской этнокультуре считается, что дети неспособны совершать заранее обдуманные плохие поступки. Взрослые стремятся не вступать в конфронтацию с детьми в случае конфликтных ситуаций, выражение недовольства выражается старшими только в косвенной форме. Прилагаются огромные усилия воспитателей для того, чтобы нормы поведения появлялись у детей естественным путем.

Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать "потерю лица" другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина - умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Часто воспитатель игнорирует нарушения поведения детей. Вместо прямого вмешательства воспитатель посылает других детей разобраться с возникшей проблемой, а сам находится в тени, несмотря на крик, плач или нанесенные телесные повреждения. Тем более не принято обсуждать возникшие проблемы поведения с родителями ребенка, да и родители никогда не пожалуются воспитателю на возникающие трудности. Японские родители и воспитатели не предъявляют четких и фиксированных требований к детям, а также не принуждают детей следовать правилам, встречая их сопротивление. В условиях, когда плохое поведение ребенка интерпретируется только терминами "забыл", "недостаточно хорошо понял", становится невозможным, чтобы ребенок идентифицировал себя как "плохого" человека. Обсуждение вопросов поведения детей может происходить в группе, при этом могут присутствовать родители. Группа несет ответственность за поведение индивида. Дети проявляют обеспокоенность плохим поведением своих сверстников, и нередко ответственность за урегулирование конфликтов между детьми лежит в большей степени на самих детях, а не на воспитателях. Все конфликтные ситуации непременно обсуждаются в детской среде, и тогда неизбежные запреты и ограничения принимают для детей смысл собственных решений.

Одной из техник работы с детьми является рефлексия, или интроспекция поведения ("хансей"). Эта техника применяется как дома, так и в дошкольных учреждениях Японии. Фактически "хансей" состоит в том, что взрослый вместе с ребенком анализирует его поведение, чтобы изменить его. Подобная техника может быть проиллюстрирована ситуацией, которую наблюдала С. Тейлор: "Четырехлетний малыш пришел в новый для него детский сад. Через некоторое время он стоял у ящика и плакал. Оказалось, что у него пропала игрушка. К нему подошла воспитательница узнать, в чем дело. Заподозрив в происшедшем двух ребят, которые стояли рядом, она спросила их:

Разве Кадзуки (имя мальчика) просил прятать его игрушку?

Может быть, вам было бы приятно, если бы кто-то спрятал ваши вещи?

Кадзуки - новичок. Он плачет. Подумайте, как можно сделать ему лучше.

Мы отдадим ему игрушку и пойдем играть вместе с ним".

Подобная техника применяется воспитателями постоянно и за счет вплетенности в жизнь ребенка, позволяет ему быстрее переориентироваться с собственных эгоцентричных интересов и научиться учитывать потребности и интересы других людей. В результате японский ребенок вырастает спокойным, послушным и ориентированным на жизнь в группе, но при этом у него формируется активная жизненная позиция. Высокий уровень самодисциплины и внимательности закладывается в дошкольном детстве и является важнейшим достижением японской образовательной системы.

Педагогические основы становления личности детей, сформированные в детском саду, в школе позволяют учителю уже практически не тратить времени на наведение дисциплины и организацию поведения учащихся, все время и внимание отдаются усвоению новых знаний. Этот феномен японского воспитания уже давно нашел научные подтверждения в педагогике: доказано, что дети лучше усваивают правила тогда, когда они получают наименьшее внешнее принудительное воздействие в процессе усвоения этих правил.

Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии направлено на формирование в ребенке понятия о человеческом общежитии, укрепление его физического и психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

ибука дошкольное воспитание япония

Заключение

Дошкольное образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. До 5 лет японцы обращаются с ребенком, "как с королем", с 5 до 15 лет - "как с рабом", а после 15 - "как с равным".

Основной целью, ставящейся перед детским садом, является умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере. Указанная общая цель, в свою очередь, распадается на вполне определенные задачи, которые должны решать наставники детей определенного возраста. Так, основной задачей для самых маленьких является пробуждение уверенности в себе, своих силах и приобретение ими необходимых жизненных навыков путем обучения их общению в благоприятной обстановке. У маленьких детей часто возникают конфликтные ситуации из-за игрушек. Однако даже ссоры считаются важным элементом межличностных отношений, так как они важны потому, что развивают личную инициативу. Вмешиваться в ссоры детей - значит мешать развитию инстинкта жить в коллективе.

В Японии, в детских садах не учат ни письму, ни счету. Их учат учиться, то есть сформировать способности, которые в дальнейшем (при поступлении в школу) позволят им овладеть необходимыми навыками.

Список используемой литературы

1.Веракса А.Н. Детский сад по-японски / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование: Теория и практика. - 2007. - №1.

2.Дронишинец, Н.П. Государственная политика развития дошкольного и школьного образования в Японии / Н.П. Дронишинец. - Екатеринбург: Уралнипромедь, 1996 - 75 с.

.Разумовский, И. "Авоська" прижилась на Хоккайдо / И. Разумовский // Учительская газета. - 2005. - №43.

.Тимофеева Т. Японское воспитание / Т. Тимофеева // Мама и малыш. - 2005. - №3.

.Филатова И.А. Формирование личности дошкольника в системе образования Японии / И.А. Филатова // Специальное образование. - Екатеринбург, 2008. - № 11. - С.12-15.

Введение

Осмысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения.

Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.

Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Японии.

Система детских садов в Японии

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Мисару Ибука - директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей - создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно. Мисару Ибука. После трех уже поздно// Дошкольное воспитание. - 1995. - №3.

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям - на улице, в присутственных местах - японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять. Система образования стран запада: Справочник. Ч. II. - М.: РУДН, 2009. - с. 89.

Необходимый элемент японского этикета - поклон. Японцы сопровождают поклоном каждое «спасибо», кланяются при встрече, кланяются перед едой - благодарят высшие силы и хозяев за предстоящую трапезу, кланяются после еды, даже в парламенте - и то кланяются. Раз в неделю директор каждой японской школы произносит речь перед учениками, выстроившимися в колонны на школьном дворе. С окончанием речи школьники должны поклониться. А потом поклониться еще раз - при выносе государственного флага. Требование кланяться в ответ на слова директора не записано ни в каком законе. Этого требует традиция: младшие обязаны слушаться старших и выражать им почтение. Начинают этому учить уже в детском саду.

До недавнего времени Япония была сельскохозяйственной страной. А для крестьян весна - время начала посевных работ. Хотя Новый год японцы теперь справляют по западному григорианскому календарю, апрель по традиции - точка отсчета в деловой жизни японцев. С этого момента вступают в действие заключенные контракты, начинают свою работу вновь нанятые сотрудники, запускаются новые проекты.

Учебный год в Японии тоже начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится. Огромную роль в сохранении традиций играют праздники. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность - М., Академия, 2008. - с. 70.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Введение
  • Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта.
  • В нашей стране в настоящее время пристальное внимание приковано к организации дошкольного образования, к созданию проектов, обеспечивающих условия для качественного дошкольного образования. Это связано с введением в практику стандарта дошкольного образования, которое стало первой ступенью образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает самоценность дошкольного детства, необходимость создания условий для раскрытия потенциальных сил и возможностей каждого ребенка.
  • Поэтому, все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом. Большой педагогический потенциал содержится в системах дошкольного образования Китая и Японии, которые имеют свою историю, традиции. Например, всех поражает организованность дошкольников в японском детском саду. Сразу возникают вопросы: «Какими приемами, методами это достигается?»
  • Цель работы: осуществить анализ системы дошкольного образования в Китае и Японии.
  • Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
  • 1. Характеристика системы дошкольного образования в Китае
  • В числе дошкольных учреждений в Китае сегодня существуют :
  • - дошкольные учреждения государственного образца, т. е. сады, созданные по инициативе Министерства образования;
  • - частные детские сады, созданные силами населения;
  • - ведомственные детские дошкольные учреждения, финансируемые совместно правительством и предприятиями.
  • Но, существуют и другие формы дошкольного образования.
  • - детские ясли - в них принимают детей старше 1 года и до 3 лет;
  • - комбинированные детские сады - их открывают крупные предприятия. В этих учреждениях воспитываются дети сотрудников с 4 месяцев до 6 лет. Они работают круглосуточно;
  • - предшкольные группы, - обычно сам детский сад открывает подготовительную к школе группу. Школа и некоторые другие организации (например, Дворец детства) тоже имеют право открыть предшкольную группу.
  • Приоритетным направлением остается создание вариативных форм дошкольного образования через организацию детских садов для детей раннего возраста; групп общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов; групп совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя (центры игровой поддержки ребенка, адаптационные группы), открываемых на базе детских садов, учреждений дополнительного образования.
  • В Китае дошкольное воспитание и обучение является обязательным. Обычно в китайские детские сады детей принимают с 3 лет и посещают до 6 лет. В них функционируют возрастные группы: младшая, средняя, старшая. Группы в детских садах довольно большие, в младшей группе воспитываются до 25 детей, в средней - до 30, а в старшей - до 35. На прохождение каждой группы отводится 1 год. В каждой группе работают два воспитателя, которые проходят специальную подготовку и аттестацию, и один помощник воспитателя.
  • При поступлении в детский сад, ребенок получает форму и рюкзачок в едином для всех малышей стиле. Носить эти вещи не обязательно, но часто дети выбирают именно их, и родителям не приходится искать какую-то новую одежду, а единая форма прививает чувство принадлежности к коллективу.
  • Распорядок дня: в 7.40 после торжественной церемонии поднятия флага воспитатели прямо на улице под веселую маршевую музыку проводят с детьми утреннюю гимнастику. Затем ребята уходят завтракать. С 8.30 до 10.00 проходят занятия. Самое любимое занятие всех детей - художественное творчество Особый упор делается на изготовление поделок из подручных материалов. Музыкой и танцами занимаются прямо в группе, а спортом - на улице. После обеда наступает время сна - с 12.00 до 14.30. Рабочий день в детском саду заканчивается в 17 часов, часть остается на ночь; родители забирают их только в среду и субботу .
  • Большая часть детишек остается на дополнительные занятия, «кружки», которые организуются за отдельную плату. Среди этих занятий - рисование, китайская гимнастика, катание на роликовых коньках, бальные танцы. Оплата за эти занятия составляет от 60 до 300 юаней КНР в месяц (примерно от 240 до 1 200 рублей). Ежемесячная же плата за содержание ребенка в государственном дошкольном учреждении составляет 730 юаней в месяц (приблизительно 3 000 руб.). Стоимость посещения коммерческого детсада может быть выше в 2 раза. Кроме оплаты за обучение, форму и отопление, родители не несут никаких дополнительных расходов. За этим строго следит антикоррупционный комитет, и каждые 6 месяцев все родители получают информационное письмо. В нем комитет просит сообщать о случаях дополнительных денежных сборов в кассу детского сада .
  • Заканчивается детсадовская пора грандиозным концертом, посвященным детским успехам. Малыши поют, танцуют и показывают какие иероглифы они выучили, какие игрушки научились делать собственными руками.
  • Обучение в детских садах в Китае не является обязательным, но все дошкольные учреждения имеют программы дошкольного образования. В настоящее время все дошкольные учреждения работают по единой программе Воспитательно-образовательной работы - Директивной программе по дошкольному образованию (экспериментальный вариант). Эта программа (2001 г.) утверждена Министерством образования КНР и составлена на основе теорий Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Г. Гарднера и китайского педагога Дао Сичжи. Программа состоит из пяти разделов: Здоровье (укрепление здоровья, воспитание основ (правила и привычки) здорового образа жизни); Речь (повышение коммуникативной активности, развитие речевых способностей); Социальные навыки (развитие самолюбия, уверенности в себе, умения заботиться о других и устанавливать с ними доброжелательные отношения, содействие развитию личности в целом); Научные интересы (стимулирование любознательности и стремления к получению знаний, развитие способности к познанию); Искусство (формирование эстетических чувств, воспитание эмоциональной отзывчивости и желания создавать прекрасное).
  • Детсадовское обучение делится на два этапа, каждый длиной в шесть месяцев. В работе с детьми преобладают коллективные формы занятий, все уроки, игры проводятся коллективно, с обязательным участием всех детей. Малышей учат математике и чтению. Ребята учатся писать иероглифы: к первому классу маленький китаец должен знать около четырехсот знаков.
  • При единообразном подходе к образованию и воспитанию дошкольников у государственных и негосударственных учреждений есть различия: в государственных детских садах детей приучают к труду, готовят к школе, обходясь минимумом эстетических впечатлений и познаний в области культуры. Знания, которые дети получают очень практичные. Детей учат разбираться в природе и природных явлениях. Есть детские сады, где для каждой группы разбит свой огород. Детей учат ухаживать за растениями, готовить блюда из выращенного своими руками. Пристальное внимание уделяется вопросам личной гигиены и аккуратности. В частных садах больше внимание уделяют культурному и эстетическому развитию детей, за что родителям приходится дополнительно платить .
  • В целом, китайский детский сад - это не только полезные занятия, хорошее питание и игры. Это еще и чрезмерно строгая дисциплина, уважение к старшим. В детских садах существует принцип: дети должны перестать быть эгоистами. Здесь не допускаются драки, плохое поведение, избалованность, отказ подчиниться требованию старшего. В ссоры детей надо сразу вмешиваться: считается, что в противном случае ребенок решит, что его поведение принимают, и сохранит плохой характер на всю жизнь. Но наказания отсутствуют: шлепать или выводить ребенка из комнаты не разрешается. На занятиях дети пассивны, послушны воле взрослого, подчинены дисциплине - в Китае это воспринимается как проявление заботы о них и внимания к ним. Каждую неделю поведение и знания ребенка оцениваются по 100-балльной шкале. Таблица с результатами вывешивается на стенде для всех родителей.
  • Таким образом, в целом, день дошкольника-китайца похож на такой же день русского ребенка. Отличительными особенностями воспитательного процесса, характеризующего образование в Китае до школы, можно считать следующие:
  • - утро в детском саду - время поднятия флага. Любовь и гордость за страну культивируется с дошкольного возраста;
  • - приучение к труду складывается из того, что при образовательных учреждениях есть огородики, где дошкольники учатся выращивать овощи. И даже иногда их готовят;
  • - игры детей подчинены строгой дисциплине, свободное время - время безделья, а этого в Китае просто нет.
  • Учебный день в китайских организациях дошкольного образования расписан практически по минутам. Главная задача - загрузить детей, полностью их занять. В китайском детском саду у воспитателя и детей нет свободного времени. Свободное времяпровождение в Китае приравнивается к безделью, считается бесцельным.
  • Китайскую систему дошкольного воспитания часто критикуют за суровость, жесткую регламентацию поведения и игр детей, за строгую дисциплину в сочетании с контролем, не позволяющим ребенку даже думать о том, что он особенный. Но для китайца правило «что хорошо для государства, хорошо и для человека» - это незыблемое правило.
  • 2. Характеристика системы дошкольного образования в Японии
  • В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей.
  • Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом: детские ясли, центры по уходу за детьми; детские сады.
  • В детские ясли в Японии (центр по уходу за детьми) ребенка можно устроить с трех месяцев, и только работающих родителей. Но чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами. Все дело в том, что это противоречит принципу воспитания в семье на котором основана вся японская культура. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, и образовательные программы в них не предусмотрены и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.
  • Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный). Обратившись в мэрию, родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли) .
  • В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа: государственные, префектурные, муниципальные; частные; детские сады при школах и университетах - если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет.
  • Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми. Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей - чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов .
  • Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.
  • Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо. Это связано с тем, что начинается учебный год в Японии тоже начинается 1 апреля и часть дошколят поступают в начальную школу. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов .
  • В детский сад принимают обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.
  • Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того частный сад или государственный, а от конкретного садика, района в котором он расположен и педагогического коллектива. Наполняемость групп так же очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.
  • Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так к примеру государственные детские сады бывают двух видов: детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный + суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада, сад, в который принимают детей на полдня .
  • Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов: летние каникулы с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до 1 апреля. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий не проводится.
  • Перед дошкольными учреждениями Японии ставятся следующие задачи :
  • - помочь ребенку в установлении хороших отношений со взрослыми и детьми, в овладении навыками социального поведения;
  • - воспитать уважение к природе;
  • - помочь приобрести здоровые жизненные навыки;
  • - оказывать помощь родителям в воспитании ребенка неизбалованным, способным к сотрудничеству с другими детьми;
  • - предоставить всем детям равные условия;
  • - воспитать терпение и усидчивость;
  • - сформировать умение зависеть от других и понимать их.
  • Вовлеченность родителей в воспитательный процесс в детских садах очень высока. В Японии в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей. В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка.
  • Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. При этом, воспитатель - ведущая сторона, он может указать на недостатки и упущения, которые, по его мнению, допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают «мамские» комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия.
  • Основы воспитания в Японии развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей. В японских детских садах, чего не делают в других странах мира, детей делят в небольшие группы, «ханы», примерно по восемь детей, в которых дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности. Им предоставляют собственные «рабочие места» в детском саду и они вместе решают, как будет называться их хан, как поступать в том или ином случае, т.е. с самого раннего возраста их учат коллективно работать. Группы, ханы, формируются так, чтобы каждый член группы мог дополнять весь этот небольшой коллектив. Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее .
  • Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка, его учат жить в группе, жить интересами группы. Несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании. Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново, происходит и постоянная смена воспитателей. Это необходимо для того, чтобы предоставить детям как можно более широкие возможности для социализации, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Так, если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей. Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой, возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения, и он не будет думать, что все взрослые его не любят .
  • Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов.
  • Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это: социальные отношения, здоровье, безопасность, язык, окружающая среда, выражение чувств. Детей учат общению, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. В детских садах предусмотрены и образовательные программы: детей учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Специальных занятий по развитию речи нет, но детей учат пользоваться вежливыми речевыми формулами - приветствия, прощания, благодарности, поощрения. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов .
  • Помимо этого, их обучают пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности. Все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Таким образом, дошкольное воспитание в Японии призвано вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.
  • В Японии считается, что важна не одаренность, а целеустремленность и настойчивость. В детях воспитывается внимание к тем, кто находится рядом, к их занятиям и настроению, подчинение общим правилам и терпимость. Конечной целью воспитания видится органическая сбалансированность между индивидуальностью и чувством коллективизма, четким выполнением обязанностей и развитием эмоциональной сферы чувств, определение соотношений между детским садом, семьей и обществом.
  • Педагогические основы становления личности детей, сформированные в детском саду, в школе позволяют учителю в школе уже практически не тратить времени на наведение дисциплины и организацию поведения учащихся, - все время и внимание отдаются усвоению новых знаний. Этот феномен японского дошкольного воспитания уже нашел научные подтверждения в педагогике: доказано, что дети лучше усваивают правила тогда, когда они получают наименьшее внешнее принудительное воздействие в процессе усвоения правил.
  • При всех положительных моментах в воспитании детей в Японии, за пределами страны существует расхожее мнение, что японцам чрезмерно привито чувство коллективизма, которое стирает их индивидуальность.
  • Заключение
  • В данной работе нами рассмотрены особенности дошкольного образования в Китае и Японии. Завершая работу кратко отметим следующее.
  • Детские сады Китая делятся на государственные и частные. Все сады работают по единой программе дошкольного образования, утвержденной Министерством образования. При этом, в государственных - приоритетным направлением является подготовка детей к школе и трудовое воспитание, то частные дошкольные учреждения специализируются на эстетическом, культурном и ориентированном на личность ребенка обучении. Учебный день в китайских организациях дошкольного образования расписан практически по минутам. Свободное время в Китае приравнивается к безделью. Пристальное внимание уделяется вопросам личной гигиены и аккуратности. Детей активно приучают к труду. Многие знания, которые дети получают в саду, можно применять на практике, например, они сажают растения и ухаживают за ними.
  • Посещение дошкольных учреждений в Японии не является необходимым и обязательным. Большинство детских садов - частные организации, число государственных невелико. Чтобы ребенок смог попасть в сад, родителям необходимо предоставить серьезные аргументы официальным представителям власти. Основная особенность образования в Японии - жесткое и беспрекословное соблюдение устоявшихся традиций и сложившегося уклада. Япония относится к высоко социализированным странам, традиционно человек здесь должен всегда находиться в определенном сообществе, поэтому дети в садах гуляют, играют, едят и спят вместе, в одной комнате. Группы в дошкольных учреждениях маленькие, в их состав входит около пяти-шести детей. Чтобы маленький ребенок развивал коммуникативные способности и навыки общения состав групп и воспитатели меняются каждые шесть месяцев. Цель обучения в японском саду больше воспитательная, чем образовательная.
  • Как показал анализ, в каждой системе есть свои особенности, плюсы и минусы, нестандартные подходы к воспитанию детей. Основная цель системы дошкольного обучения как в Китае, так и в Японии - социализация ребенка.
  • дети дошкольный обучение воспитание
  • Список используемой литературы

1. Лисин, Ч. Особенности организации дошкольного образования в КНР [Текст] / Ч. Лисин // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 95-104.

2. Парамонова, Л. За знаниями - по миру. Дошкольное образование в Японии [Текст] / Л. Парамонова, Е. Протасова // Дошкольное образование. - 2010. - № 3.

3. Петиненко, И.А. Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? [Текст] / И.А. Петиненко, А.А. Ткач // Вестник томского государственного университета. - 2012. - №2(18). - С. 175-178.

4. Сазонова, Д.С. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал [Текст] / Д.С. Сазонова, В.А. Зебзеева // Общество и цивилизация в ХХI веке: тенденции и перспективы развития. - 2014. - № 8-12. - С. 161-166.

5. Сяоань, М. Менеджмент в дошкольном образовании Китая и России: Учебно-методическое пособие [Текст] / М. Сяоюань, В.Ф. Габдулхаков. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. - 119 с.

6. Цзун, Ч.Ц. Дошкольное воспитание в Китае: опыт развития образовательной системы [Текст] / Ч.Ц. Цзун // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

    презентация , добавлен 10.05.2014

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Особенности государственных и частных детских садов в Японии. Основные задачи системы воспитания и обучения. Проведение государственных и традиционных народных праздников. Содержание проблем японского дошкольного образования, направления его развития.

    реферат , добавлен 23.08.2011

    Система дошкольного образования в Японии, направления ее развития. Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования. Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов", принципы воспитания в его книге "После трех уже поздно".

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    История становления и развития системы дошкольного образования в США: появление первых детских садов, виды дошкольных учреждений, характеристика образовательных программ. Организация пространственной среды в детских садах Америки, режим дня, питание.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2013

    Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Распределение времени дошкольников в детских дошкольных учреждениях: сон, питание, прогулки. Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста, а также воспитание у них нравственных чувств.

    Организация инновационной деятельности в детских дошкольных учреждениях. Проявление инновационного потенциала работников системы дошкольного образования как результат развития общеобразовательной практики. Классификация педагогических технологий.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2011

    Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда как средство развития детей дошкольного возраста. Развитие эстетических чувств. Оборудование зоны природы в детских садах.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014

    Основные проблемы современной системы образования в Китае и пути их решения. Характеристика образовательных систем Республики Беларусь и Китая в контексте сравнительной педагогики. Перспективы развития системы высшего образования в Китае и Беларуси.

    реферат , добавлен 24.09.2016

    Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.